Правильное употребление деепричастий в речи. Особенности употребления деепричастий и деепричастных оборотов

Деепричастия и деепричастные обороты - это такие же «книжные» конструкции, как и причастия и причастные обороты. Это синтаксическое явление больше характерно для литературного и официально-делового стиля. В разговорной и неформальной речи это явление не приветствуется, его лучше заменять и упрощать деепричастные конструкции , которые сильно загромождают разговорную речь.

Всё же иногда не избежать употребления деепричастного оборота , равно как и использования официально-делового стиля (в заявлениях, объяснительных и т.д.), поэтому нужно знать о следующих особенностях употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

  • Действие, которое выражается деепричастным оборотом, относится только к действующему подлежащему. Часто это правило нарушается, и в совершении подобных ошибок были замечены даже классики. Так, А.П.Чехов в одном своём рассказе приводит в пример запись Ярмонкина: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» . Из-за неправильного расположения деепричастного оборота, может создаться впечатление, что это шляпа глядела в окно, хотя данный факт не имеет смысла, так как в окно глядел Ярмонкин. Корректным было бы следующее предложение:

Подъезжая к станции и глядя в окно, я потерял шляпу.

Исключение .

Иногда деепричастия могут относиться к инфинитиву глагола, который выражает действие другого лица:

Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. (А.С. Пушкин)

В данном предложении деепричастие разделяя относится к инфинитиву тешить .

  • При употреблении формы «исходя из» деепричастный оборот также может не относиться к подлежащему, так как данный оборот больше воспринимается как предлог, а не как деепричастие:

Выводы об успешности учеников были сделаны , исходя из результатов оценивания.

  • Из-за того, что деепричастие относится к подлежащему , употребление деепричастных оборотов в безличных предложениях не представляется возможным:

Совершая утреннюю пробежку, мне стало радостно.

Данное предложение лишено смысла и является грамматически неправильным. Корректным был бы вариант следующего предложения: Когда я совершал утреннюю пробежку, мне стало радостно.

  • Также по вышеописанной причине запрещено употребление деепричастий в страдательных конструкциях :

Выходя из окружения, солдат был ранен в ногу.

Для того, чтобы сделать это предложение корректным, необходимо заменить страдательную конструкцию на действительную: При выходе из окружения солдат был ранен в ногу.

  • Не рекомендуется сочетать деепричастия в качестве однородных членов предложения, а также совмещать их в однородные конструкции с обстоятельством или сказуемым:

Она, закутанная в платок и закрыв лицо вуалью, была похожа на испуганного воробышка.

  • Также не стоит употреблять деепричастия в предложениях, где роль сказуемого выполняет глагол будущего времени:

Вернувшись в родной город, я первым делом встречусь с одноклассниками.

Несмотря на то, что данная конструкция не является грубой ошибкой, всё же её лучше упростить: Когда я вернусь в родной город, то первым делом встречусь с одноклассниками.

Положение деепричастного оборота в предложении.

Деепричастный оборот может располагаться относительно свободно в предложении. Несмотря на это, есть некоторые тенденции расположения деепричастия перед или после сказуемого в предложении:

  • После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие, которое имеет значение последующего действия: Елена поскользнулась и упала , вывихнув лодыжку (она сначала поскользнулась и упала, а вследствие этого вывихнула лодыжку).
  • Перед глаголом-сказуемым ставится деепричастие, которое указывает на то, что действие было совершено прежде, чем то, которое выражено глаголом-сказуемым. Иногда такое деепричастие может указывать еще и на причину того действия, которое выражено сказуемым:

Достав паспорт, я протянул его проверяющему. Обрадовавшись , девочка громко рассмеялась .

Смысловые отношения деепричастия и глагола-сказуемого.

Смысловые отношения деепричастия и глагола-сказуемого - это важный фактор, который влияет на употребление деепричастия :

  1. Деепричастия совершенного вида обозначают действие, которое предшествовало действию, выраженному сказуемым: Вздохнув от облегчения, она открыла глаза.
  2. Деепричастия несовершенного вида обычно используются для подчеркивания одновременности, в которой происходят действия, выраженные и деепричастием, и сказуемым: Всхлипывая от обиды, она забралась ко мне на колени.

При разграничении деепричастий совершенного и несовершенного вида стоит уделять особое внимание порядку слов в предложении, лексическим связям и другим нюансам. Несоблюдение этих норм приведёт к смысловым и грамматическим неточностям:

Подбегая ко мне, пёс лизнул меня в нос . В данном предложении допущена ошибка, так как пёс вначале подбежал, а затем лизнул нос. Но деепричастие «подбегая» имеет форму несовершенного вида , что должно означать одновременность действий, чего не может быть, исходя из смысла предложения.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги .

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки .

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я) .

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

От глаголов на -чь : печь - *пекя(печа) ;

От глаголов на -нуть : вянуть - *вяня ,;

От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут - *пиша , лижут - *лижа (но наречие лёжа );

От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут ) -*пья.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а ).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки .

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши , поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть , обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я .

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать : обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить : жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа

*Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

*Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Деепричастие с зависящими от него словами образует деепричастный оборот .

Деепричастие и деепричастный оборот , обозначая добавочное (сопутствующее) действие, примыкают к глаголу-сказуемому, который называет основное действие в предложении. Но это добавочное действие должно обязательно выполняться тем предметом (лицом), который назван подлежащим данного предложения: Мальчишки разогнали псов, взяв барышню под свой покров (А. Пушкин).

Распространённой ошибкой является употребление деепричастий и деепричастных оборотов, добавочное действие которых совершается лицом или предметом, не являющимся подлежащим при сказуемом в данном предложении: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меняслетела шляпа (А. Чехов).

Деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться и в безличных предложениях, но только в таких, где есть действующее лицо, обозначенное дательным падежом: Готовясь к экзамену, мне пришлось часто ходить в библиотеку.

Действующее лицо может быть и не названо в предложении, но на него указывает значение деепричастия и сказуемого в этом безличном предложении.

Деепричастие — это глагольная форма, сочетающая свойства глагола и наречия. Глагольным свойством деепричастия является значение процессуального признака, выражаемое в категориях вида и залога (действительного) — при отсутствии категорий наклонения и лица. Как и наречие, деепричастие не имеет форм словоизменения. Деепричастие обозначает побочное, дополнительное действие при главном, основном, выраженном глаголом-сказуемым (заметив , улыбнулся; рисуя , напевал ).

Принадлежность деепричастия к глаголу выражается в категориях вида и залога. В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различают деепричастия несовершенного вида (признавать признавая ) и совершенного вида (признать признав ). В деепричастиях, образованных возвратными глаголами, сохраняется постфикс -ся (признаться признавшись ). Значение времени в деепричастии морфологически не выражено, но в зависимости от вида глагола оно может выражать те или иные временные значения. Деепричастия глаголов несовершенного вида обозначают обычно одновременность (в более широком смысле — соположенность) называемого процесса с тем процессом, который назван определяемой формой глагола (говорил , волнуясь; говорю , волнуясь; заговорю , волнуясь ). Деепричастия глаголов совершенного вида чаще всего обозначают названный ими процесс как предшествующий определяемому процессу (присев , разговорился ), реже — как одновременный (шел , задумавшись ) или как последующий (вышел , хлопнув дверью ). Временные значения деепричастий нередко обусловлены лексическим значением глагола и зависят от контекста.

Употребление деепричастия при предикативных формах допустимо только в том случае, если субъекты действия деепричастия и сказуемого совпадают (Набирая скорость , поезд отошел от станции ).

При наличии определенных условий, например отсутствии зависимых слов, видо-временные значения деепричастий утрачиваются и деепричастия сближаются с наречиями (молча , припеваючи , нехотя и др.).

Образование деепричастий . Деепричастия глаголов несовершенного вида образуются от основы настоящего времени присоединением суффикса (), при этом конечные парно-твердые согласные чередуются с соответствующими мягкими: не [с ]-ут не [с"-а ], бе [р ]-ут [р"-а ] (орфогр. неся , беря ), а также рисуя , читая , плача , лежа. Глаголы группы VIII с компонентами -давать , -ставать , -знавать образуют деепричастия от основ -дава [j ], -знава [j ], -става [j ] (-давая , -знавая , -ставая ). Ряд глаголов несовершенного вида наряду с деепричастиями с суффиксом () и деепричастиями с суффиксом (-вши ) (не знаю и не знавши , не имея и не имевши ) образуют также деепричастия суффиксом -учи (-ючи ) (крадучись , жалеючи , идучи , играючи , едучи , будучи ), но эти образования, кроме будучи , являются разговорными или просторечными.

Грамматических ограничений для образования деепричастий глаголами несовершенного вида не существует, однако многие такие глаголы не образуют деепричастий или образуют их редко. Таковы, например, немотивированные глаголы IV класса (гнуть , льнуть , тонуть ), глаголы непродуктивных групп 1,1а с основой настоящего времени на шипящий или губной в сочетании с [л" ] (брехать , вязать , лизать , пахать , сыпать ), группы IVa на -путь (блекнуть , вязнуть , глохнуть ), группы X, 1 (влечь , мочь , сечь ), группы X, 2в (переть , тереть ), глаголы разных групп с неслоговой основой настоящего времени (врать , ждать , ржать , вить , лить , мять ).

Деепричастия глаголов совершенного вида образуются от основы прошедшего времени присоединением суффикса (-вши , -ши ). Суффиксы и -вши употребляются при образовании деепричастий от основ на гласный: с помощью суффикса образуют деепричастия глаголы без постфикса -ся (встретить встретив , сбежать сбежав ); посредством суффикса -вши образуют деепричастия глаголы с постфиксом -ся (прикоснуться прикоснувшись , подняться поднявшись ). Суффикс -ши используется при образовании деепричастий от основ на согласный (вынести вынесши , потрясти потрясши ). Некоторые глаголы совершенного вида образуют наряду с деепричастиями на , -вши , -ши также деепричастия с суффиксом () от основы настоящего времени: увидя , наклоня , подметя , принеся.

Ряд глаголов образует вариантные формы деепричастий. Существуют два вида такой вариативности, обусловленные, во- первых, наличием вариантов основ настоящего или прошедшего времени с присущими глаголам данного вида суффиксами деепричастий; во-вторых, использованием суффиксов, не характерных для деепричастий глаголов данного вида.

1. Вариантные формы деепричастий несовершенного вида образуют глаголы группы I, 1а, имеющие вариантные основы настоящего времени: брызгать — брызжут — брызжа и брызгают — брызгая; рыскать — рыщут —рыща и рыскают — рыская. Таковы глаголы блистать , внимать , колыхать , крапать , курлыкать , махать , метать , плескать , полоскать , хныкать , щипать.

У большей части таких глаголов в употреблении предпочтительнее деепричастия, образованные от основы настоящего времени на [аj ]. Только от основы на [су] образуют деепричастия глаголы двигать , жаждать.

Вариантные формы деепричастий совершенного вида могут образовывать глаголы без постфикса -ся как с суффиксом , так и суффиксом -вши (проиграть проиграв и проигравши , закричать закричав и закричавши ), причем деепричастия с суффиксом -вши являются разговорными или просторечными. Глаголы группы IVa, имеющие вариантные основы прошедшего времени с суффиксом -ну- и без него также образуют вариантные формы деепричастий (засохнуть засохши и засохнувши , замерзнуть замерзши и замерзнувши ). Глаголы группы X, 2в умереть , запереть , растереть , простереть образуют вариантные формы деепричастий совершенного вида: умерев и умерши , заперев и заперши , растерев и растерши , простерев и простерши.

2. Ряд глаголов несовершенного вида (обычно при употреблении с отрицанием) образуют деепричастия от основы прошедшего времени с помощью суффикса (-вши ): (не ) быв и (не ) бывши , (не ) знав и (не ) знавши , (не ) имев и (не ) имевши , но они разговорные и обычно малоупотребительные. Подобным образом и некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы настоящего времени с помощью суффикса (). Таковы многие глаголы V класса (возвратясь , заметя ), глаголы группы I, 16 (услыша ), группы II, 1а (увидя ), а также некоторые глаголы непродуктивных групп V, VI и X с основой настоящего времени на согласный (привезти привезя , принести принеся , подмести подмены ). Чаще деепричастия совершенного вида с суффиксом () более употребительны, чем соответствующие формы на (-вши , -ши ) (принеся , зайдя , обретя , уведя ).

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи.
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!
  • Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное

  1. синеющая даль
  2. вспахать поле
  3. пересекая болота
  4. заросшие места
  5. поваленные бурей
  6. пропитан пылью
  7. передвигая ноги

По каким признакам вы нашли деепричастие?

Что такое деепричастный оборот?

Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

Когда не обособляется?

3. Работа по теме урока. Анализ текста.

  • Выразительно прочитайте текст. (Текст спроецирован на экран).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

  • Графически объясните постановку знаков препинания.
    Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
    На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
  • Что изменилось в предложениях?

5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.

Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –

(Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга .)

Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась ).

6. Слово учителя.

В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи.

По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.
(М. Лермонтов).

Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи.
(М. Лермонтов).

А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи.
(А.Чехов).

7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

  1. Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
  2. Позавтракав, машина приехала за нами.
  • Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».

8. Итог урока.

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?

(учащиеся дают отрицательные ответы).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее задание.

Выписать из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.