Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе

Среды жизни
Наземновоздушная
Водная
Почвенная
Другие
организмы

1. Наземно-воздушная среда обитания

Свойства среды
Приспособления
организмов
Низкая плотность
Много кислорода
Много света
Резкие колебания
температуры
Питательные вещества
и вода распространены
неравномерно
Мало парящих форм,
крылья для полета
Органы дыхания
легкие
Ночные и дневные
виды
Приспособления для
сохранения тепла или
охлаждения
Активный поиск пищи

р
Насекомые
Птицы
Рептилии
Пауки
Звери

Обитатели наземно-воздушной среды

Стриж
Антилопы
Гепард
Быстро передвигаются в неплотной среде

2. Водная среда

Свойства среды
В 1000 раз плотнее воздуха
Мало растворенного
кислорода
Света с глубиной меньше
Давление с глубиной
увеличивается
Нет резких перепадов
температуры
Приспособления
организмов
Парящие формы
организмов
Обтекаемая форма тела
Фильтрационный тип
питания
Органы дыхания жабры
Донные организмы
приспособлены к высокому
давлению и недостатку света
Кожа голая
Слой жира у теплокровных

Обитатели водной среды

Зоопланктон

Обитатели водной среды

Нектон (обитатели толщи воды)
Синий кит
Медуза
Сельдь
Акула

Обитатели водной среды

Бентос (обитатели дна)
Креветка
Коралловые полипы
Актиния
Омар
Многощетинковый червь
Осьминог

Обитатели водной среды

Глубоководные обитатели

3. Почвенная среда обитания

Свойства среды
Приспособления
организмов
Очень плотная среда
Мало кислорода
Много углекислого газа
Повышенная влажность
Нет света
Много перегноя
Нет резких перепадов
температуры
Роющие формы
Обтекаемая форма тела
У млекопитающих короткая
шерсть
Отсутствуют органы зрения
Питаются перегноем

Обитатели почвенной среды

Млекопитающие
Слепыш
Крот

Обитатели почвенной среды

Насекомые и их личинки
Проволочник
Медведка
Майский жук

Обитатели почвенной среды

Черви
Нематоды
Дождевой червь

Обитатели почвенной среды

Почвенные микроорганизмы

4. Организмы – среда обитания

Свойства среды
Приспособления
организмов
Нет кислорода
Нет света
Повышенная влажность
Различные ферменты
Благоприятная температура
Много питательных
веществ
Нет органов дыхания
Нет органов зрения
Нет органов пищеварения
или они очень простые
Органы прикрепления
Плотная кутикула
Большое количество яиц

Паразитические организмы

Паразитические черви
Аскарида
Кошачья двуустка
Бычий цепень
Печеночный сосальщик

Паразитические организмы

Цикл развития печеночного сосальщика

5. Места обитания - наиболее благоприятные участки занятые животными

Соловей обыкновенный
Соловей любит сырые
затененные участки леса
у водоемов и опушек
Ареал обитания соловья

5. Места обитания

Щука обыкновенная
Предпочитает в реках
места с медленным
течением (омуты, заводи)
заросшие у берегов
Ареал обитания щуки

5. Места обитания

Жук - скакун
Встречается на сухих песчаных
участках или по обочинам
грунтовых дорог

5. Места обитания

Дельфин
Ареал обитания дельфина

5. Места обитания

Синица большая
Обитает в смешанных
лесах, рощах и дубравах
Ареал обитания синицы большой

Как приспособлен к условиям обитания степной
сайгак?

6. Приспособленность животных к условиям обитания

Как приспособлена к условиям обитания
прудовая лягушка?

6. Приспособленность животных к условиям обитания

Как приспособлен к условиям обитания
палочник европейский?

7. Взаимосвязи животных в природе

Обозначение
+
+
+
0
/
/
+
+
Тип взаимодействия
животных
Хищничество
Паразитизм
Конкуренция
Симбиоз
Квартирантство

Хищничество

Хищник
Щука
Ястреб
Жертва
Плотва
Куропатка

Хищничество

Хищник
Жертва
Паук
Муха
Лиса
Мышь

Хищничество

Какие приспособления имеются у хищников,
позволяющие им поймать жертву?
Какие приспособления имеются у жертв,
помогающие им спастись от хищника?

Хищничество

Приспособления у хищников для ловли жертв
Ловчая сеть у паука
Острые зубы у тигра, волка
Когти у совы
Приспособления у жертв
Длинные ноги у антилопы
Большие уши у зайца
Иголки у ежа
Покровительственная окраска у куропатки

Основные среды обитания животных

  • – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Наземно-воздушная.

  • Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А ). Здесь встречаются животные, быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.

Наземно-воздушная.

  • По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные, освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.


Водная среда обитания.

  • Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.

Водная среда обитания.

  • В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б ). Одни животные "парят" в толще воды (планктон) , другие быстро плавают (нектон) , некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.

Почвенная среда обитания.

Тела живых организмов

Среды обитания.

  • Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.

Места обитания животных

  • Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).


Места обитания животных

  • Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.

Места обитания животных

  • У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.

Места обитания животных

  • Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.

Места обитания животных

  • Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.

Места обитания животных.

Взаимосвязи животных в природе

Хищничество

  • Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством.
  • Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные, на которых охотятся хищники, – их жертвы.

Хищничество.

  • У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.

Приспособления для защиты.

  • У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.


Конкурентные отношения .

  • Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .


  • В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

  • Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.


  • Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Квартирантство

  • Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .
  • К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые , жабы , ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.


Место и роль животных в природных сообществах.

  • Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами.
  • Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.

Биоценоз.

  • Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные, грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.

Биоценоз.

  • Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые , или трофические , связи . В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.

Цепи питания .

  • Растениями питаются растительноядные животные. Их, в свою очередь, поедают животные-хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания .

  • В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,

Редуценты.

  • другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители , или редуценты (рис. 14).

Редуценты.

  • К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные, а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.



Экологическая ниша.

  • Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей .

Экологическая ниша.

  • Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.

  • Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.

1. Какие среды обитания занимают животные? Приведите примеры.

2. Чем отличается понятие "среда обитания" от понятия "место обитания"? Поясните на конкретных примерах.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). }