Ударный вертолет «Тигр» армейской авиации бундесвера. Зарубежные боевые, ударные и штурмовые вертолеты Немецкий ударный вертолет

Боевые вертолёты давно стали постоянными участниками всех более-менее заметных войн и конфликтов, а их сравнение - частью любого приличного околовоенного спора. Но баталии вокруг ветеранов «Холодной войны» уже давно пора завершить, поэтому сегодня мы сравним российский Ка-52 и европейский Tiger.

…Тем более, наши собрались ещё 114 «52-х» докупить.

Кто есть кто

Разработка советского боевого вертолёта нового поколения началась в далёком 1976 году, а 17 июня 1982 года в воздух поднялся первый экземпляр В-80 - одноместного боевого вертолёта соосной схемы, получившего известность под индексом Ка-50 и прозвищем «Чёрная Акула». Ко второй половине 2000-х финансирование улучшилось, и военные решили, что им больше нравится двухместная версия машины - Ка-52. Её в серийное производство и запустили. Ка-52 (фото: Антон Петров)

Европейский «Тигр» тоже начался с разработки 1970-х годов, но к первому полёту машина шла долго. «Тигр» полетел впервые лишь в 1991, а его поставки заказчикам начались спустя ещё 10 лет.
Eurocopter Tiger (фото: Mark Broekhans)

Ну, поехали.

Лётные качества

Ка-52 быстрее (почти на 30 километров в час), заметно маневреннее (благодаря соосной схеме) и фактически является самым «летучим» из ударных вертолётов сегодня. Радиус действия у обеих машин примерно одинаков - около 400 километров. Однако у «Тигра» на это уходит меньше топлива: внутренний запас - 1080 килограммов против 1487 у Ка-52. Немудрено, что максимальная взлётная масса тоже серьёзно отличается: 10800 килограммов у Камова против 6000 у «Тигра».

Ка-52 - 5
«Тигр» - 4

Живучесть и защищённость

Традиционно для отечественных боевых вертолётов Ка-52 хорошо забронирован: 350 килограммов приходятся на защиту кабины, защищены также двигатели и ряд других важных узлов. Но только на броню полагаться уже не модно. Вертолёты получают бортовой комплекс обороны «Витебск», способный обнаруживать лазерное излучение и пуск ракет. В составе комплекса - автоматическая система управления, станция активных помех для радаров, система защиты от ракет с тепловыми головками, «ослепляющая» их лазерным прожектором, и традиционные отстреливаемые «ловушки».

Если ничего не спасло, оба пилота Ка-52 имеют катапультные кресла, при этом сначала отстреливаются лопасти винта.

На случай падения внутри кабины (если авария произошла на небольшой высоте) средства пассивной безопасности поглощают значительную часть энергии удара и сохраняют здоровье пилотов.
Ка-52 (фото: Иван Савицкий)

У европейца бронирование заметно легче. Большую долю занимают углепластики и кевлар. Основная ставка делается на пониженную заметность машины во всех диапазонах, а также на бортовой комплекс обороны, который, как и российский «Витебск», защищает вертолёт от ракет с радиолокационным, лазерным и инфракрасным наведением. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищён от электромагнитного импульса (машина разрабатывалась в пору ожидания ядерной войны в Европе). Катапультных кресел у «Тигра» нет, но кабина и сиденья так же рассчитаны на смягчение эффекта «жёсткой посадки».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4

Огневая мощь

Оба вертолета несут пушку и подвесное вооружение. Сравним. Ка-52 вооружён 30-мм автоматом 2А42 с ленточным питанием, темп огня регулируется в диапазоне 550-800 выстрелов в минуту, в боекомплект входят осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. На «Тигре» - тоже 30-мм GIAT 30M в «вертолётной» версии 781 (отличается сниженной дульной энергией и мощностью заряда), чтобы лёгкий вертолёт не «колбасило» после каждой короткой очереди.

Наши заморачиваться не стали - чего там, 11 тонн в вертолете - и оставили характеристики пушки, исходно позаимствованной у боевой машины пехоты, без изменения.

В пользу французского изделия - более гибкое изменение темпа огня, от 300 до 2500 выстрелов в в минуту. В нашу - более тяжёлый снаряд (почти 400 граммов против 240) и большая начальная скорость: 970 метров в секунду против 810, что даёт более высокую точность и дальность стрельбы.
Eurocopter Tiger

Основой арсенала у любого приличного противотанкового вертолёта (а это главные задачи и для Ка-52 и для «Тигра») - управляемые ракеты. «Главным калибром» Ка-52 является «Вихрь» - тяжелая ПТУР с лазерным наведением, дальностью полёта до 8 километров и скоростью под 2200 километров в час. Система управления ракетой позволяет фиксировать луч лазера на цели непосредственно перед попаданием, это резко снижает вероятность успешного противодействия.

Для европейца основным противотанковым комплексом является TRIGAT-LR (не менее многострадальный, чем сам вертолёт - его разрабатывали почти сорок лет!). Комбинированная ИК/ТВ система наведения, 7 километров дальности, максимальная скорость около 1050 километров в час.

Вот над этим сорок лет трудились? Надо было брать у американцев «Хеллфайр» и не позориться. Австралийцы - первые покупатели «Тигра» - к слову, его и взяли.

Кроме противотанковых ракет, обе машины могут нести ракеты «воздух-воздух» (фактически подвешенные под консоли пусковые установки переносных ЗРК), неуправляемые ракеты и пулемётные контейнеры. Общий арсенал на Ка-52 заметно больше в силу его большей массы: до 2300 килограммов против 1500 у «Тигра».

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 3

Бортовая электроника

Как ни странно, но возможности обеих машин в этой части близки. У них есть развитые пилотажно-навигационные комплексы, обеспечивающие полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Оба вертолёта оснащены «стеклянными» кабинами с жидкокристаллическими дисплеями, оба имеют нашлемные системы целеуказания.

Пилоты могут наводить оружие на цель поворотом головы.

Возможности систем Ка-52 проверены в бою в Сирии. У «Тигра» есть своя кампания - вертолёты этого типа применяли в Мали, но не слишком удачно. Одну машину потеряли в катастрофе, пилоты погибли. В Сирию и Ирак «Тигры» направлять почему-то не стали. Будем считать это случайностью.
Кабина Ка-52 (фото: Владислав Дмитренко)

Ка-52 - 4,5
«Тигр» - 4,5

Надёжность и удобство в обслуживании

Исправность парка Ка-52 оценивается более чем в 90 процентов. Это надёжные машины с проверенной силовой установкой, и проблем с ними после пары инцидентов в первые годы эксплуатации не возникло.

«Тигр» по прежнему остаётся принцессой на горошине, с готовностью парка в 25-30%.

Отказы регулярно возникают как в электронных системах вертолёта, так и в механической части, что сильно разочаровывает пользователей. В итоге немцы и австралийцы уже ищут варианты замены для своего «электронного чуда». Французы пока держатся.
Eurocopter Tiger

Ка-52 - 5
«Тигр» - 3

Цена

Стоимость Ка-52 «для себя» - около 900 миллионов рублей за штуку, на экспорт - около 20 миллионов долларов (без учёта цены боекомплекта, обслуживания, подготовки пилотов, техников и прочего, способного задрать цену вдвое, а то и выше). «Тигр», как и положено приличной западной машине, дороже - более 40 миллионов долларов за вертолёт (без тех же дополнений).
Ка-52 (фото: Николай Краснов)

Понятно, почему «Тигров» - кроме исходно на них подписавшихся французов, немцев и испанцев - за полтора десятка лет удалось продать на экспорт только 22 штуки. Ка-52 уже отгружено более полусотни, и это явно не предел - особенно после сирийских «демонстрационных полётов».

Ка-52 - 4
«Тигр» - 2,5.

Так, вроде всё посчитали? Ну да, наверное. Что в итоге? В итоге у нас

Eurocopter Tiger – боевой французский вертолёт, разработанный инженерами компании «Eurocopter Group, и выпускаемый с 1991 года.

Начало разработок военного боевого вертолёта Eurocopter Tiger было инициировано французскими и немецкими военными командованиями в 1984 году, и только после обоснованности всех принимаемых решений, в 1986 году, начались первые разработки этого летательного аппарата.

Фото Eurocopter Tiger

Проект будущего боевого вертолёта создавался немецкими инженерами при поддержке французских дизайнеров, при этом, свой первый полёт это воздушное судно осуществило лишь в 1991 году, в то время, как официально представлено оно было только в 2003. Протяжённые разработки были связаны с рядом препятствий, в частности, на первых этапах авиастроителям из «Eurocopter Group» удалось создать хорошее по своим боевым качествам военное воздушное судно, однако, его скоростные характеристики явно оставляли желать лучшего – предельная скорость полёта варьировалась в пределах 195-198 км\ч., в то время, как максимальная дальность полёта не превышала 450 километров, что не являлось целесообразным.

Eurocopter Tiger фото

В конечном счёте, конструкцию боевого вертолёта Eurocopter Tiger удалось в значительной мере оптимизировать, удачно совместив боевые параметры с лётно-техническими характеристиками.

Вертолёт Eurocopter Tiger обладает различным вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу с практически любыми наземными целями, будь то единичные вооружённые отряды противника, либо же большие подразделения, включающие в себя бронированную технику и танки. Здесь используется автоматическая 30 мм. авиационная пушка, управляемые и неуправляемые ракеты, средства для борьбы с воздушными целями, включающие в себя самонаводящиеся ракеты и т.п.

Вертолёт Eurocopter Tiger

Силовая установка вертолёта Eurocopter Tiger включает в себя два турбовальных авиадвигателя MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 способных развивать в совокупном объёме мощность в 2610 л.с., что в свою очередь является весьма значимым показателем для боевого вертолёта. Максимальная скорость полёта этого военного летательного аппарата составляет 315 км\ч., в то время, как сам вертолёт может беспрепятственно осуществлять перелёты на дистанциях до 1300 километров (при наличии дополнительных топливных баков).

Вертолёт Eurocopter Tiger выпускается в нескольких различных модификациях, среди которых:

  • Eurocopter UH Tiger – многоцелевой вертолёт огневой поддержки разработанный по заказу немецких вооружённых сил;
  • Eurocopter Tiger HAP – многоцелевой ударный вертолёт, разработанный для нужд вооружённых сил Франции;
  • Eurocopter Tiger HAD – модифицированный вариант с двигателями Enhanced MTR390 мощностью в 1340 л.с. каждый;
  • Eurocopter Tiger ARH – специальная модификация разработанная для вооружённых сил Австралии.

По данным на середину 2015 года, французскими авиастроителями было выпущено 232 вертолёта этой модели, при этом, спрос боевые воздушные суда продолжает расти даже несмотря на достаточно высокую стоимость одной единицы.

Технические характеристики Eurocopter Tiger.

  • Экипаж: 2-3 человека;
  • Вместимость: отсутствует
  • Длина вертолёта: 14,08 м.;
  • Высота вертолёта: 3,83 м.;
  • Диаметр несущего винта: 13 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 3060 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 6000 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 270 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 315 км\ч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 1300 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4000 м.;
  • Силовая установка: 2 × MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 1305 л.с. (В зависимости от модификации).

Вертолетная площадка будет использоваться против советского наземного вторжения в Западной Европе. В течение его длительного периода развития страны на Советский Союз распался , но Франция и Германия решили продолжить с Тигром, развивая его вместо того, чтобы в качестве многоцелевых ударных вертолетов. Он достиг эксплуатационной готовности в 2008 году.

Тигр имеет честь быть первым все-композит вертолет разработан в Европе; даже самые ранние модели также включают другие дополнительные функции, такие как стекла кабины , технологию стелса и высокую маневренность для повышения ее живучести. Усовершенствованные варианты с тех пор был введен в эксплуатацию, оснащены более мощными двигателями и совместимы с более широким диапазоном оружия. С введением этого типа по обслуживанию, тигры были использованы в боевых действиях в Афганистане , Ливии и Мали .

развитие

Происхождение и раннее развитие

В 1984 году французские и западногерманские власти издали требование о продвинутом многофункциональности поле боя вертолета . Совместное предприятие, состоящее из Аэроспасьяль и МОВ впоследствии было выбрано в качестве предпочтительного поставщика. В 1986 году программа развития была фактически отменена из - за увеличивающихся затрат; она была официально вычислила, что снабжение немецких войск с эквивалентным количеством США производства McDonnell Douglas AH-64 Apache вертолетов было бы значительно более дешевой альтернативой приступить к разработке Тигра. Согласно заявлениям французского министра обороны Андре Жиро в апреле 1986 года совместные усилия стали более дорогими, чем отдельная национальной программа и также прогнозируют, займут больше времени, чтобы закончить. В июле 1986 года отчет правительства в проект утверждается, что развитие стало дистанцировались от требований и предпочтений своих военных заказчиков.

Франция и Германий реорганизовали программу, включая такие шаги, принятие срочных контрактов, размещенных больший финансовый риск на частные фирмы, участвующих. Thomson CSF также принял на себя большую часть работы по развитию электронной Тигра, такие как визуальные системы и датчики. Несмотря на проблемы раннего развития и политической неопределенности в период между 1984 и 1986, программа была официально возобновлена в ноябре 1987 года; именно в этот момент, что больший акцент на атаку вертолета противотанковых возможностей произошло. Большая часть организационной структуры проекта быстро перестроено в период с 1987 по 1989 год; такие как установка франко-германского вертолет Управления действовать в качестве исполнительного органа программы в мае 1989 года.

В ноябре 1989 года Eurocopter подписали соглашение о том, что финансово обеспеченного большинства развития вертолета вплоть до серийного производства, в том числе механизмы для двух линий сборки, которые будут построены на Мариньяна плоскости Аэроспасьяль и MBB в Donauwörth объекта. Этот же механизм также включал производство пяти Tiger прототипов. Трое из них были действовать в качестве безоружных испытательных полигонов два других, как вооруженных боевых прототипов с одним для французского варианта вертолета эскорта, а другими для немецкого варианта противотанковых. Первый прототип взял первый полет тигра 27 апреля 1991 года, которое длилось в течение 30 минут.

дизайн

обзор

Тигр способен проводит широкий круг боевых задач, в том числе вооруженной разведки и наблюдения, противотанковых и непосредственной авиационной поддержки, сопровождения и защиты дружественных активов; и может работать в течение дня и ночи во всех погодных условиях, и был разработан, чтобы включать в себя операции по ликвидации последствий ядерного, биологического или химического оружия . Тигр может также использоваться в морской среде, способным работать с палуб кораблей, включая фрегаты и в экстремальных погодных условиях. Среди примечательных качеств Тигра, он обладает очень высоким уровнем маневренности, большая часть которых приписаны к конструкции его 13-метровый четыре-лопастным бесшарнирной основного ротора; Тигр может выполнять полные циклы и отрицательные г маневры. Питание обеспечивается парой FADEC контролируемая MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390 турбовальные двигатели.

Тигр в полете, 2012

Тигр имеет тандем-сиденье « стекло кабины » и управляется двумя людьми экипажем; пилот находится в переднем положении, с стрелком сидящего позади. Любой из членов экипажа может управлять системами оружия или первичного управления полетом, переключение ролей, если необходимость; в дополнение к полету самолета, пилот Тигра, как правило, быть под контролем систем самообороны и коммуникаций, а также некоторые функции вторичного оружия. В то время как некоторые из оружия используют специальные интерфейсы управления, такие как противотанковый Trigat ракеты класса " воздух-воздух " оружие можно управлять с помощью элементов управления на оба наборах коллективных и циклических палочек.

Экипаж новый для Тигра должен пройти существенное переобучение из-за отличия от старых платформ, в частности, в области высшего управления рабочих нагрузок и дополнительные возможностях, предоставляемых по типу; один из основных изменений от предыдущих штурмовых вертолетов являются гораздо более высокой степенью автономности. По словам Эндрю Уорнер, главный летчик-испытатель в процессе разработки Тигра, это «самый простой обработки самолетов я когда-либо летал».

Стоимость системы (вертолет, вооружение, поддержка) и стоимость единицы варьируется между вариантами; Австралия Tiger ARH имеет цену за единицу A $ 68 млн, последний Tiger HAD варианта оценивается в сумме US $ 44-48 млн.

выживаемость

Тигр является первым все-композит вертолет разработан в Европе. Фюзеляж Тигра изготовлена из 80% Углепластиков и кевлара , 11% алюминия и 6% титана. Все хвостовые части выполнено из композиционных материалов, в том числе одной секции хвостовой балки. Роторы состоят из композиционного материала волокна пластикового способнога выдерживать боевые повреждения и удары птиц . Структура Tiger также включает в себя защиту от ударов молнии и электромагнитных импульсов с помощью встроенной меди / бронзы и меди сетки склеивания фольги.

Конструкция Tiger включает в себя высокую степень аварии достоинства; многие из бортовых систем имеют избыточность и отделены, чтобы свести к минимуму эффект повреждения. Компоненты двигательной системы, такие как роторы и приводной вал, были преднамеренно разработаны для большей баллистической толерантности, чем традиционные конструкции; коробка рассчитана на возможность 60-минутного сухого хода, если смазка теряется. Топливо содержится в двух основных внутренних топливных баков, а еще два небольших резервуаров размещены внутри заглушки крыльев. Топливные баки имеют самогерметизирующуюся возможность уменьшить уязвимость. В суровых условиях театра Афганистана, Тигр был сообщили эксплуатационную готовность 90%.

Авионика и вооружение

Форвард кабины тигра ГАП

Среди ключевых особенностей авионики самолета являются управление EUROGRID поле боя и картографических систем отображения, интегрированные коммуникации (HF / VHM / FM радио и спутниковых) и ссылки передачи данных, цифровая автоматическая система управления полетом высокой власти, и избыточные данные MIL 1553 Автобусы. Два резервных компьютеров миссии управления оружием, датчики и функции таргетинга. Навигационный люкс Тигра включает в себя GPS , Дублированное инерциальное реферирования, доплеровский радар , разделенные блоки данных воздуха, радиовысотомер и распределенные датчики скорости воздуха. Выделенный нос установлен перспективный ИК - датчик (FLIR) используется пилотом для ночного времени полета.

Каждый член экипажа имеет пару многофункциональных дисплеев жидких кристалла данных на их станции управления, как правило, используется для отображения внутренней информации систем и сенсорных данных, а также взаимодействовать с высшими системами самолета. Дополнительная система отображения доступна для обоих экипажа в виде нашлемной дисплей (HMD). ГМД используется летающий пилот - сигнала, чтобы отобразить основные данные полета с цифровой обработке оптики, например, ночного видения или инфракрасного изображений от датчиков, наложенных друг на друга против; наводчик может использовать HMD для взаимодействия и управления бортовыми системами оружия и данные представления ориентации.

Мачта выше ротора головки с системой Osiris.

Возможно, наиболее важная система одиночных авионики установлены на тигре является МТП Осирис прицел / датчиком; это включает в себя оптический телевизор и тепловые камеры, лазерный дальномер / трекер / целеуказатель, а также несколько гироскопов для стабилизации. Осирис выступает в качестве главного датчика для наблюдения и целевого приобретения, обеспечивающая стрельбу и ориентациями данных с помощью компьютера оружия; Осирис также позволяет полностью пассивное приобретение цели, которые будут осуществляться и был разработан, чтобы максимизировать возможности Trigat ракеты противотанковых развивался параллельно с самим тигром. Альтернатива оптической системы Осирис установлена на крыше самолета при некоторых вариантах.

Тигр может быть оснащен различным вооружением, включая ракеты, пушки, а также ряд воздух-воздух и воздух-поверхность ракету, управляемый посредством выделенного управления вооружения компьютера. Боеприпасы для анти-наземной войны включают нос монтажа 30мм NEXTER башни; ассортимент внешних пушечных контейнеров, противотанковых ракет, и до четырех пусковых установок для 70мм и 68мм ракеты могут быть установлены на окурка крыльев Тигра. При развертывании ракет, таких как Mistral , Тигр способен воспользоваться возможностями вне оси проекции боеприпаса в. Управляемая ракета 70мм будет разработана для Тигра на основе Roketsan Cirit .

Эксплуатационная история

В декабре 2008 года, окончательная квалификация вариантов HAP и UHT Тигра была завершена, маркировка готовности платформы для оперативных обязанностей за рубежом. В мае 2009 года Тигр участвовал в испытаниях готовности берегов Тулона , чтобы очистить тип для активного корабельного развертывания. В ноябре 2009 года, около 50 тигров были доставлены клиентам и флот во всем мире скопилось более 13000 летных часов.

В июле 2009 года три французских Tiger HAP вертолетов 5 - го вертолетного полка прибыл в международный аэропорт Кабула в Афганистане, отмечая первое активное развертывание тигра в активной зоне боевых действий. Вертолеты проводили вооруженные разведки и огневой поддержки миссий, выступающих в поддержку коалиции сухопутных войск, сражающихся с талибами повстанцев. Тигры имели свою оперативную сертификацию в Афганистане в начале августа 2009 года; один французский офицер описал роль тигра в театре, как «найти, нападение, подавить, захватить, рейд, и поддержка». В июле 2010 года было сообщено о том, что отряд Тайгер составил в общей сложности 1000 оперативных часов в Афганистане. С 4 февраля 2011 года, французский тигр разбился во время работы в ночное время около 30 миль к востоку от Кабула, и оба члена экипажа пострадал легкие ранения.

В августе 2009 года немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что десять оперативных Tigers в немецкой армии были пригодны только для подготовки пилотов, в то время как другие не были приняты из - за дефектов. В мае 2010 года Германия приостановила поставки более «серьезных дефектов, особенно с проводкой»; в ответ Eurocopter заявил, что «Корректирующие меры, связанные с проблемами проводки были разработаны, согласованы заказчиком и реализуются», и что два исправленные вертолет вскоре будет передан немецкой армии.

В течение 2011 года военной интервенции в Ливии , Франция развернула французское судно Тоннер перевозчика десантный вертолет, несущий ряд вертолетов Tiger на борту, чтобы побережья Ливии для ведения военных действий на военные цели в Ливии. С 4 июня 2011 года, французские тигры, наряду с британской армией Apache вертолетов, начали боевые действия в Ливии.

В декабре 2012 года, в общей сложности четыре немецких Tiger UHTs были развернуты в Афганистане. В UHTs действовал с авиабазой Мазари-Шариф на территории Афганистана, осуществляющий разведку, наземную поддержку и обязанность по защите конвоя. Все тигры развернутых в зону ранее прошли модернизацию в рамках программы Асгарда; модификации включают в себя добавление новых защитных систем, песочные фильтры для MTR390 двигателей, и усовершенствований пакета связи. Немецкая армия получила последний из ASGARD-модернизированных тигров в марте 2014 г. В марте 2013 года, Испания также развернуты три тигра HADS в регион, чтобы работать в поддержку испанских сухопутных войск. С 30 января 2013 года по 30 июня 2014 года, немецкие Тигры в Афганистане пролетел 1,860 часов более 260 миссий с поддержкой сухопутных войск НАТО, афганские силы безопасности, а также операции по оказанию гуманитарной помощи после наводнения. Ни один из четырех развернутых Тигров Германии не выстрелил в бое, который Бундесвер приписываемого психологического воздействия вертолета через показы силы, достаточными для противодействия угроз.

В январе 2013 года в рамках вмешательства Франции в северной части Мали конфликта , небольшое количество тигров было развернуто для боевых действий в театре. Как сообщалось, в начале производства Tiger HADS, известный как блок 1, были развернуты в театре в ноябре 2014 после того, как считается боеспособной. В марте 2017 года два немецких Тигров были развернуты в Мали в поддержку многомерные Интегрированной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали , освободив AH-64 апачей на Королевской нидерландской ВВС , еще с двумя тиграми из - за присоединиться к ним. 26 июля 2017 года, один из двух немецких Тигров на пути к поддержке миссии войск ООН разбилась в пустыне в 70 км к северу от Гао по неизвестным причинам. Оба пилота погибли в результате аварии.

Варианты

UH Tiger

УВТ (от Unterstützungshubschrauber Тайгер немецкий для «поддержки вертолета Tiger») является средним весом многоцелевой вертолет огневой поддержки, построенный для бундесвера (немецких вооруженных сил). В соответствии с соглашением между правительством Германии и Eurocopter , сделанное в марте 2013 года, в общей сложности 57 Tiger UHS должны быть закуплены.

УВТ может нести PARS 3 LR «огонь и забыть» и / или HOT3 противотанковых ракет, а также 70 мм (2,8 дюйма) Hydra 70 воздух-земля огневой поддержки ракеты из Бельгии производителя Форж де Зебрюгге . Четыре AIM-92 Stinger ракеты (два на каждой стороне) установлены для воздушно-воздух боя. В отличие от ГАП / версии HCP он не имеет интегрированный орудийной башни, но 12,7 мм (0,50 дюйма) gunpod могут быть установлены при необходимости. Конфигурация оружия была разработана, чтобы быть многоцелевыми и легко конвертируемыми охватить весь спектр возможных сценариев миссий и быть эффективными против широкого спектра целей. Другим отличием является использование МТП зрения, которая имеет второе поколение инфракрасных и ПЗС - телекамеры (диапазон 18 км).

Tiger HAP

Tiger HAP / HCP (Hélicoptère d"Appui Защита , французский язык для «поддержки и Escort Вертолет» / Hélicoptère де Combat Polyvalent французского для «многоцелевой боевой вертолет») является средним весом боевой и огневой поддержки вертолетов класса " воздух-воздух ", построенный для французская армия. Он оснащен подбородок монтажа GIAT 30 мм орудийной башней и может нести 68 мм SNEB неуправляемых ракет или 20 мм станковых пушек на роль огневой поддержки, а также Mistral ракеты класса " воздух-воздух " . Франция 40 НАР были поставлены в 2012 году по цене € 27й / единиц (~ US $ 36m) в 2012 году цен. В декабре 2015 года, Франция решила обновить свой весь существующий флот Tiger к HAD стандарта к 2025 году.

Tiger HAD

Tiger HAD (Hélicoptère d"Appui Destruction , на французском или Helicoptero де Апойо у Destrucción на испанском языке для «поддержки и уничтожения вертолетов») версия, по существу, идентична версии ГАП, но лучше всего подходит для работы в горячих средах, с 14% больше двигателя доступная мощность благодаря модернизированной Enhanced MTR390 двигателям (+1092 кВт / 1464 л.с. при нормальной эксплуатации; 1322 кВт / 1774 л.с. в режиме питания в чрезвычайных ситуациях), максимальный взлетный вес увеличен до 6,600 кг, сюита связи расширяется с Up Link и вниз Link спутниковая антенна и лучше баллистическую защиту, в результате конкретных запросов, сделанных испанской армии . Он оснащен Hellfire II и Шип ER ракет бронебойных. Он подходит для атаки, сопровождения, поддержки наземного огня, вооруженной разведки, воздух-воздух боевых ролей.

Он был выбран испанской армии и французской армии легкой авиации (ALAT) решил обновить большинство своих вертолетов НАР в HAD варианте. В декабре 2004 года Испания заказала 24 HAD варианты и Франция заказала 40 HADS. Франция 40 HAD будет стоить € 35.6m / блок (~ US $ 48m) в 2012 году цен. Французская армия относится к тем Тиграм модернизированных в HAD варианты, как Тайгер Mk2 .

В январе 2016 года было объявлено, что Франция работали с Австралией, Германией, Испанией и определить предлагаемое дальнейшее повышение Тигра HAD, упоминается как Тайгер Mk3 . Ключевой аспект этой модернизации, которые планируются провести около 2023, должно быть принятия общей ракеты противотанковых, а также других улучшений в таких областях, как системы связи.

Tiger ARH

Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter) является версией по заказу австралийской армии , чтобы заменить его OH-58 кайова и UH-1 Ирокез -На боевые вертолеты «бушрейнджер». Тайгер ARH представляет собой модифицированный и обновленная версия Tiger HAP с улучшенными MTR390 двигателей, а также лазерный целеуказатель включены в виде Strix для стрельбы из Адского II ракет воздух-земля. Вместо SNEB неуправляемых ракет, то ARH будет использовать 70 мм (2,75 дюйма) ракеты от бельгийского разработчика, Форжи де Зебрюгга (ФЗ). Двадцать два варианта были заказаны в декабре 2001 г. Большинство вертолетов будет осуществляться в 1 - й авиационный полк , основанного на Robertson Barracks в Дарвине . Вертолет был отправлен в Австралию в части формы и местной сборки в аэропорту Брисбена по Австралии Aerospace.

Первые два вертолета ARH были доставлены в Австралию на 15 декабря 2004 года поставки были репродуктивного здоровья подростков будут завершены к июню 2010 года с полной работоспособности запланирован на декабрь 2011 года.

В 2012 году после трех инцидентов с кокпитом испарениями, которые подвергаются угрозе летному, летчики проголосовали не летают, пока все проблемы безопасности не были решены.

В августе 2014 года Силы обороны Австралии и BAE Systems Australia успешно опробован в Advanced Precision убить оружие системы лазерного наведения комплект для использования с 70мм FZ неуправляемых ракет арх в.

2016 обороны Австралии White Paper заявил, что вертолеты Tiger будут заменены другими вооруженными самолетами-разведчиками в середине 2020-х годов. Проблемы цитируемые включают в себя отсутствие общности с другими вариантами Tiger, высокой стоимостью обслуживания двигателей и временем доставки отправки частей в Европу для ремонта и ремонта.

Австралийская армия Tiger ARHS достигла своего конечного рабочего потенциал на 18 апреля 2016.

операторы

Австралия
  • Австралийская армия
Франция
  • Французская армия
Германия
  • немецкая армия
Испания
  • испанская армия

Технические характеристики (Тайгер ГАП)

Тигр пролетел прямо над головой

Внешнее видео
Eurocopter Tiger рекламный ролик
Eurocopter Tiger Air Display на ILA Berlin Air Show 2012
Французский Тигр стреляющие ракеты в Мали

Данные Уилсона, McGowen

Вертолет PAH-2 Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета - противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название PAH-2, а во Франции - HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета PAH-2 состоялся 27 апреля 1991 года.

Особенностью боевого вертолета PAH-2 являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Все варианты вертолета PAH-2 основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет PAH-2 имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме "тандем" кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора - сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Вертолет PAH-2 имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет PAH-2 снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления , обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР "Hot-2" или 8 новых ПТУР "Trigat" и 4 ракет "Mistral" или "Stinger" класса "воздух-воздух". Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами "Mistral".


БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EUROCOPTER EC-665 TIGER (ФРАНЦИЯ/ГЕРМАНИЯ)
COMBAT HELICOPTER EUROCOPTER EC-665 TIGER (FRANCE/GERMANY)

09.03.2014
Компания Airbus Helicopters завершила поставку 12 ударных вертолетов Tiger UHT, модернизированных по программе ASGARD (Afghanistan Stabilization German Army Rapid Deployment) для действий в Афганистане, сообщает flightglobal.com 6 марта. Последняя машина была передана в состав 36-го боевого вертолетного полка немецкой армии, церемония состоялась на объекте компании в Донаворфе. Модернизация заключалась в установке песчаных фильтров (пылеуловителей) на двигателях MTR390, дополнительной баллистической защиты и оснащении улучшенным связным оборудованием.
В Афганистане Германия начала использовать «Тигры» новой модификации с декабря 2012 года (Мазари-Шариф), где вертолеты выполняли миссии огневой поддержки сухопутных войск, сопровождали конвои и вели разведывательную деятельность. На сегодняшний день в составе немецкой армии вертолеты Tiger UHT стандарта ASGARD налетали более 1000 часов. В общей сложности на вооружении находятся 26 «Тигров», еще 30 заказаны.
Военный Паритет

30.11.2014
21 ноября вертолет Tiger HAD Block 2 для французской армии получил окончательную квалификацию от Генерального директората по вооружениям (DGA), согласно заявлению министерства обороны Франции от 27 ноября. Об этом сообщает Aviation Week.
Это означает, что завершены работы по данному этапу развития новой версии «Тигра» и что теперь DGA дало разрешение на начало серийного производства.
Французская армия располагает двумя вариантами вертолета «Тигр»: поддержки и сопровождения HAP (hélicoptère appui-protection), вооруженного ракетами Mistral, 30-мм пушкой и 68-мм реактивными снарядами; поддержки и уничтожения HAD (hélicoptère appui-destruction), который в дополнение имеет ракеты Hellfire класса «воздух-земля». На сегодняшний день армии поставлены 46 «Тигров», из них 40 в версии HAP, и они будут постепенно изменены в версию HAD.
Военный Паритет

12.12.2014


10 декабря французской армии поставлены первые два ударных вертолета Tiger HAD Block 2, говорится в сегодняшнем пресс-релизе компании Airbus Helicopters. Вертолеты данной версии прошли квалификацию Генерального директората по вооружениям (DGA) 21 ноября. Эти два «Тигра» присоединятся к вертолетам данного типа, которые уже находятся на вооружении и доказали свои возможности во время оперативных развертываний в Афганистане, Центрально-Африканской Республике, Сомали, Ливии и Мали.
Версия Block 2 имеет дополнительные улучшения, которые теперь предлагают полный потенциал версии HAD, в т.ч. повышенную точность прицеливания при пуске ракет, дополнительные внешние топливные баки, которые обеспечивают более длительное время полета и в то же время нести полный комплект оружия, расширение режимов полета, при которых возможен пуск противотанковых ракет «Спайк» и «Хеллфайр», и интеграцию цифровых коммуникаций для сегодняшних цифровых боевых операций. Вертолеты HAD Block 2 также «морские», что позволяет использовать их с кораблей, а также в морских условиях.
На сегодняшний день компания Airbus Helicopters поставила более 110 вертолетов «Тигр» для Франции, Германии, Испании и Австралии, включая шесть ударных вертолетов Block 1 для французской армии, а также 40 вертолетов в версии HAP.
Новые вертолеты HAD Block 2 будут эксплуатироваться в аэромобильной группе технического управления (GAMSTAT), затем будут переданы 1-му армейскому полку боевых вертолетов, дислоцирующемся на авиабазе Пфальцбург-Буршед во французском департаменте Мозель. Полк уже располагает вертолетами HAD Block 1, которые были развернуты в Центрально-Африканской Республике.
Военный Паритет

19.12.2014


Испания получила первую пару боевых вертолетов Tiger новой конфигурации HAD-E. На вооружении состоят шесть вертолетов ранней версии HAP-E, общий заказ 24 машины. Новый вариант вертолета оснащен форсированными двигателями MTR-390E, ПТУР Spike и улучшенными системами самозащиты.
Между тем консорциум продолжает переговоры с Катаром на поставку 22 вертолетов NH90 на сумму около 2 млрд евро (2,8 млрд долл США). Предварительное соглашение было подписано ранее в этом году (12 версии ТТН и 10 NFH для ВМС).
Военный Паритет

13.02.2015
Компания Rheinmetall поставит более современные тренажеры для подготовки пилотов франко-германского боевого вертолета Tiger на «десятки миллионов евро», сообщает asdnews.com 12 февраля.
Контракт включает в себя модернизацию существующих симуляторов, которые будут обновлены с учетом последних усовершенствований вертолета, программное обеспечение будет соответствовать новой кабине «Тигра». Кроме того, симулятор будет полностью адаптирован под новую французскую версию ударного вертолета Tiger HAD (hélicoptère d’appui et destruction). Контракт стартовал в январе этого года и будет завершен к сентябрю 2018 года.
Тренажеры также будут поставлены для нового центра подготовки вертолетчиков в Фальсбурге (Франция). В настоящее время тренажеры «Тигров» находятся в эксплуатации в трех мечтах – в двух во Франции (в Лелюке и По) и одном в Германии (Гессен).
Военный Паритет

10.03.2015


Испанская армия приобретает модернизированные боевые вертолеты Eurocopter Tiger HA-28 HAD, сообщает defenseworld.net 7 марта.
Вертолеты представляют собой усовершенствованный вариант базовой машины Tiger HAP, которые уже состоят на вооружении испанской армии. Основной особенностью является оснащение ПТУР Spike-E, которые обладают повышенной точностью попадания и минимальным побочным ущербом.
Новый вертолет имеет на 14% более мощную силовую установку, чем базовый образец, и может нести вооружения на 500 кг больше. К 2017 году армия получит 18 новых вертолетов на сумму 1,5 млрд евро. Ресурс spanishnewstoday.com сообщает, что все они поступят на вооружение 1-го батальона ударных вертолетов в Альмагро (провинция Сьюдад-Реаль).
Военный Паритет

25.08.2015
Компания Airbus Helicopters работает над новой версией ударного вертолета Tiger Mk3, сообщает janes.com 20 августа (первый полет прототипа Eurocopter Tiger состоялся 27 апреля 1991 года - прим. ВП).
На эту версию вертолеты будут дорабатываться в середине своего жизненного цикла. Особое внимание уделено повышению живучести и ремонтопригодности.
Боевой дебют «Тигра» состоялся в Афганистане в 2009 году, затем машины участвовали в кампаниях в Ливии и Мали. Вертолеты новой версии будут поставляться начиная с 2020 года. Сообщается, что к работам подключилась Австралия.
Военный Паритет

30.09.2015


Источник Defense.gouv сообщает сегодня, что во Франции проведены испытания ударного вертолета Tiger с улучшенными стелс-характеристиками.
Сообщается, что зона силовой установки вертолета и выхлопные трубы покрыты специальным материалом – «подавителем тепла» (infrared suppressor - прим. ВП). При выходе из двигателя выхлопные газы расширяются и направляются в сторону несущего винта, где они охлаждаются потоком воздуха. Кроме того, на всех горячих точках вертолета наносится краска, которая снижает уровень тепла.
Военный Паритет

24.12.2015
Франция заказала еще семь ударных вертолетов Tiger HAD (hélicoptère appui-destruction), в частности, для усиления своей военной группировки, действующей в регионе Сахель (Сахара, Африка) против местных повстанцев, сообщает defensenews.com 22 декабря.
Поставки вертолетов будут выполнены в 2017-2018 годах, они будут оснащены более мощной силовой установкой, усовершенствованной прицельно-навигационной системой, дополнительными топливными баками и будут сертифицированы для применения тактических ракет «воздух-поверхность» Hellfire и Spike, а также ракет воздушного боя Mistral (первый полет прототипа состоялся 27 апреля 1991 года – прим. Военный Паритет).
Франция обладает парком вертолетов этого типа в количестве 67 единиц. Сообщается, что «эскортная» (разведывательная) версия машины стоит 27 млн евро, специализированный ударный – 35,6 млн. Министерство обороны также пообещало ускорить поставку шести транспортных вертолетов NH90 для поддержки французских войск в Африке.
Военный Паритет

20.01.2016
Франция надеется, что вместе с тремя участниками программы ударного вертолета Tiger по консорциуму Airbus Helicopters (Австралия. Германия и Испания), проведет модернизацию машины в районе 2023 года, сообщает flightglobal.com 18 января.
Армейская авиация Франции имеет 39 вертолетов ранней модификации НАР (первый полет состоялся 27 апреля 1991 года – прим. Военный Паритет) и 14 новых версии HAD. К концу 2017 года должны быть поставлены еще 17 вертолетов новой версии.
На первом этапе модернизации должны подвергнуться 36 машин модели HAP, они получат более мощные двигатели и вооружение – противотанковые ракеты Lockheed Martin AGM-114 Hellfire, ПУ НАР калибра 68 и 70 мм, лазерный целеуказатель и систему опознавания Mode 5. Затем вертолет получит модернизированную авионику, новые ракеты с лазерным наведением и получит индекс Tiger Mk2. Эти работы будут проведены в 2018-2019 годах.
В долгосрочной перспективе будет создан вертолет модели Mk3 с перспективной единой противотанковой ракетой. В настоящее время «Тигр» оснащен тремя типами ПТУР – французский с Hellfire, немецкий с Parsys Trigat, испанский Rafael Spike. Также планируется модернизация оборудования связи, системы передачи данных и системы слежения Blue Force.
Военный Паритет

27.05.2016


В прошлом году Франция приобрела 200 американских тактических ракет класса «воздух-поверхность» типа Hellfire и заказала еще 200, сообщает «Военный Паритет».
Эти ракеты поступают на вооружение боевых вертолетов Tiger, каждая машина может нести восемь УР. Вооруженные этими ракетами французские «Тигры» впервые вступили в бой в 2009 году в Афганистане, затем были Ливия (2011 год) и Мали (2014).
Вертолеты «Тигр» производятся европейским консорциумом Eurocopter, общий боевой налет составил более 7500 часов. Основными эксплуатантами являются Германия и Франция (заказали по 80 машин), Испания (24) и Австралия (22). В общей сложности заказ на эти машины составил 206 единиц, общий налет парка вертолетов превысил более 55 тыс часов.
Военный Паритет