Время правление екатерины 2. Разделы Речи Посполитой

Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна Романова, в девичестве София Августа Фредерика, немецкая принцесса Ангальт-Цербстская) – императрица-поборница просвещения, преподносимая нередко как преемница дела Петра Первого , единственная из российских правительниц, удостоенная титула Великой.

Период ее царствования с 1762 по 1796 год не без основания называют «золотым веком» страны. Границы России были раздвинуты, доходы казны увеличены в 4 раза (с 16 до 68 млн руб.), а население выросло с 30 до 44 млн человек.

Детство и юность

Будущая видная представительница мировой политической арены появилась на свет 2 мая 1729 года в немецком княжестве Ангальт-Цербст. Ее отец, принц Кристиан Август, принадлежал к старинному, но обедневшему германскому княжескому роду. Он состоял на службе у короля Пруссии, завершив карьеру в высоком воинском звании фельдмаршала. Мать, Иоганна Елизавета, принцесса из Голштейн-Готторпской династии.


Хорошенькую, веселую и бойкую малышку близкие звали Фике. Она с удовольствием играла со своей младшей сестренкой, обучалась иностранным языкам, музыке, истории, а также чистописанию, схватывая все на лету. Несколько лет она провела в Берлине, при дворе Фридриха II. Существовала легенда, что ее настоящим отцом был сам король, приходившийся Иоганне двоюродным братом.

В 10-летнем возрасте в доме епископа города Эйтин она познакомилась с Карлом Петром Ульрихом, будущим Петром III и ее супругом. В 1743-м по рекомендации Фридриха II ее сосватали, а спустя год, накануне 16-летия Петра Федоровича, она отправилась в Первопрестольную, где стала готовиться к венчанию: изучала русский язык, традиции и обычаи новой родины.

Замужество

В июне 1743 произошло ее крещение в православие как Екатерины Алексеевны, затем помолвка, а в августе венчание. Свадебное торжество длилось десять дней под залпы орудий и фейерверков.


После свадьбы отношения между супругами не заладились: августейший спутник жизни ее игнорировал. Вначале Екатерина скучала в одиночестве, а затем принялась изучать труды французских просветителей, книги по философии, истории и географии России в стремлении получше узнать страну, которой готовилась управлять.


Кроме занятий самообразованием, она находила время на охоту и бильярд, на полезное общение с интересными людьми. Она также любила выполнять гравировки по металлу. Отсутствие эмоциональной близости с мужем способствовало появлению многочисленных любовников.


В 1754 году Екатерина родила сына. Цесаревича, нареченного Павлом, сразу же у нее забрали. Хлопоты по воспитанию наследника государыня Елизавета Петровна взяла на себя, изолировав его от матери. Екатерина поняла, что ей остается одно – заняться политикой. К удовольствию мужа она взяла на себя управление его гольштинским герцогством, начала вникать в суть подлежащих рассмотрению дел, сблизилась на этой почве с Алексеем Бестужевым.

В 1762-м, после смерти Елизаветы, Петр III вступил на престол и первыми же своими шагами продемонстрировал свои прусские симпатии. Особенное возмущение офицерского корпуса вызвало подписание ним мирного договора с Пруссией, предусматривавшего возвращение всех захваченных ценой множества жизней земель в ходе Семилетней войны. Он начал открыто жить со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой, проявлял непочтительное отношение к церкви – объявил о планах реформирования церковных обрядов.


В итоге покинутая мужем, доброжелательная с окружающими и благочестивая Екатерина, опасаясь развода и ареста, при поддержке гвардейцев совершила дворцовый переворот. В его подготовке активно участвовали братья Орловы, дипломат Панин, гетман Войска Запорожского Разумовский и другие особы, недовольные Петром III. Понимая безвыходность ситуации, он подписал отречение от престола и практически сразу скончался при сомнительных обстоятельствах.

Эпоха Екатерины Великой

Начав в 1762 году свое правление, Екатерина II пыталась устроить государство в соответствии с идеалами Просвещения. Она воплощала в жизнь важные и значимые для империи реформы, снискав колоссальную поддержку общественности. Спустя год она инициировала реорганизацию Сената, повысившую продуктивность его работы. В 1764-м – секуляризацию земель церкви, позволившую пополнить казну.


Будучи сторонницей унификации управления окраинами государства, царствующая императрица упразднила гетманство. В соответствии с принципами эпохи Просвещения она создала несколько новых общеобразовательных заведений, включая Смольный институт благородных девиц и Российскую академию.


На основании трудов авторов-просветителей в 1767 году ею был написан свод законодательных норм «Наказ», для утверждения которого она созвала специальную комиссию из представителей различных слоев общества. Политика императрицы отличалась веротерпимостью – она прекратила притеснения старообрядцев.


После русско-турецкой войны и Пугачевского бунта начался новый виток внедрения важнейших нововведений царицы. В 1775-м она разработала и осуществила губернскую реформу, действовавшую до 1917 года, издала свод дворянских привилегий, акты о самоуправлении городов, о создании выборных судов, о вакцинировании населения и пр.


Не менее значительными были усилия самодержицы и во внешнеполитической сфере. В период ее царствования произошел ряд разделов Речи Посполитой, были укреплены позиции страны в Прибалтике, присоединены Крым и Грузия.

Мужчины и дети Екатерины II

Екатерина II прославилась не только как могущественная и великая, но и как самая охочая до мужского пола императрица. В списке ее фаворитов, по мнению ряда историков, было около 30 имен.


Самые «безудержные чувства» царицу связывали со светлейшим князем Григорием Орловым, с ближайшим другом и советником Григорием Потемкиным, с Александром Ланским, ставшим сердечным другом 54-летней императрицы в 25 лет, с последним фаворитом Платоном Зубовым (22-летним на момент начала романа с 60-летней самодержицей).

Екатерина Великая: личная жизнь | Фавориты и любовники Императрицы

Ни один из фаворитов, кроме Потемкина и Петра Завадовского, к решению политических вопросов Екатериной Великой не допускался. И никто из ее избранников не был подвергнут опале. Она всех их щедро награждала почетными званиями, орденами, имениями и деньгами.


Императрицей было рождено трое детей: сын Павел от законного супруга Петра Федоровича (или, по одной из версий, от Сергея Салтыкова) и дочь Анна (якобы от Станислава Понятовского), умершая, будучи младенцем, а также внебрачный сын Алексей Бобринский (от Григория Орлова). Также есть мнение, что Елизавета Григорьевна Тёмкина (род. 1775) – дочь императрицы и Потёмкина, который впоследствии взял ее под свою опеку.

Смерть

На закате жизни царствующая императрица много времени уделяла заботе о внуках: Александре и Константине. Старшего из детей Павла она нарекла в честь покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского. С нелюбимым сыном Павлом у нее были натянутые отношения. Она хотела сделать престолонаследником не его, а старшего внука, поэтому лично занималась его воспитанием. Однако ее планам не суждено было сбыться.


В 1796 году 16 ноября великую императрицу настиг удар. На следующий день, не приходя в сознание, она скончалась от инсульта. Похоронили ее в Петропавловском соборе вместе с мужем, вскрыв его могилу. Следующим правителем Российской Империи стал Павел I.

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.

  • Реформы Екатерины II

Статья рассказывает о краткой биографии Екатерины II (второй) - выдающейся российской императрицы, правление которой названо "просвещенным абсолютизмом". Имея немецкое происхождение, не выучив до конца русский язык, Екатерина II стремилась к наращиванию могущества Российской империи. К концу ее правления Россия занимала одно из ведущих мест в мире.

Екатерина II до воцарения на российском престоле

Софья-Августа-Фредерика (будущая Екатерина II) родилась в 1729 г. и принадлежала к одному мелкому германскому княжескому роду. Будущая российская императрица с детства питала честолюбивые замыслы, которые осуществились в 1842 г., когда ее двоюродный брат - Петр гольштинский был объявлен наследником русского престола. Через некоторое время было принято решение о его помолвке с Софьей, которая в 1744 г. приехала в Россию.
Принцесса решила, что отныне ее судьба будет навсегда связана с Россией и принялась за усиленное обучение русского языка, стала усваивать манеры и порядки, принятые в российском высшем обществе. Особое усердие она проявляла в отношении исполнения православных обрядов. Впоследствии современники утверждали, что во многом благожелательное отношение к иностранной княгине возникло вследствие ее уважения к русским обычаям.
Старания Софьи были отмечены, она приняла православие и в 1744 г. была обручена с Петром, через год состоялась их свадьба. Семейная жизнь молодой пары с самого начала не сложилась. Петр постоянно увлекался другими женщинами, оставляя супругу в одиночестве. Это стало причиной того, что будущая императрица пристрастилась к чтению. Читал он чрезвычайно много без какой-либо определенной системы. Начав с чтения романов, она перешла на серьезные сочинения. Екатерина познакомилась с последними достижениями западной мысли. Она читала Вольтера, Монтескье, Бейля. Уделяла Екатерина внимание и классической литературе. Это сказывалось на ее философских воззрениях и нашло отражение в проводимой ей впоследствии политике.
В 1754 г. у Екатерины родился сын, названный Павлом. Это, однако, не укрепило непрочную семейную связь: Петр по-прежнему не обращал никакого внимания на супругу.
В 1761 г. умерла Елизавета I и императором был провозглашен Петр III. Положение Екатерины стало еще более непрочным, муж открыто смеялся над ней и не допускал к себе. Честолюбие Екатерины подтолкнуло ее к заговору, в который было вовлечено большое число дворян во в главе с братьями Орловыми. Государственный переворот был осуществлен в 1762 г. Петр III подписал отречение от престола и вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.
Переворот не вызвал никакого сопротивления в высших кругах. Петром III многие были недовольны и ждали перемен при новой императрице. Екатерина II щедро одарила участников заговора. Против сторонников Петра III не было применено никаких карательных мер.

Правление Екатерины II
Правление Екатерины II было продолжением политики Петра I. Императрица хотела, чтобы ее царствование соответствовало идеям Просвещения. С этой целью ею было созвана Уложенная комиссия, состоящая из депутатов из всех слоев общества (кроме крепостных). Комиссия должна была выработать программу важнейших государственных реформ. Из-за внутренних разногласий и радикальных требований депутатов Комиссия была распущена.
Екатерина II провела реформу государственного устройства, введя в России губернское правление. Еще одним важным актом ее политики стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Права и обязанности городских жителей были юридически закреплены. Дворянство окончательно оформилось в качестве господствующего класса общества.
В годы правления Екатерины II состоялось крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева. Восстание было подавлено, а императрица, напуганная его масштабами, перешла к более жесткой политике.
Екатерина II проводила агрессивную внешнюю политику. В годы ее царствования прошли две русско-турецкие войны, в результате которых Россия получила значительные территориальные приобретения и утвердилась на Черном море. В Европе при непосредственном участии России состоялось три раздела Польши. В итоге было покончено с существованием польского государства, восточные польские территории отошли к России.
В целом правление Екатерины II выразилось в укреплении государственной власти и значительном утверждении России на мировой арене.
Императрица скончалась в 1796 г., войдя в историю России в качестве одной из величайших правительниц.

21 апреля (2 мая) 1729 г. в немецком городе Штеттин (ныне Щецин, Польша) родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица Екатерина II .

В 1785 г. Екатериной II были изданы знаменитые зако нодательные акты - Жалованные грамоты городам и дворянству . Для русского дворянства екатерининский документ означал юридическое закрепление почти всех имевшихся у дворян прав и привилегий, в том числе освобождение от обязательной государственной службы. Грамота городам установила новые выборные городские учреждения, расширила круг избирателей и закрепила основы самоуправления.

В 1773 г. по указу Екатерины II в Петербурге для подготовки специалистов металлообрабатывающих производств было основано первое в России и второе в мире высшее техническое учебное заведение - Горное училище . В 1781 г. было положено начало созданию общегосударственной системы народного образования России - создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последующие годы императрица также продолжала разрабатывать планы серьёзных преобразований в области просвещения. В 1783 г. был издан указ Екатерины II «О вольных типографиях» , разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. В 1795 г. Высочайшим повелением Екатерина Великая одобрила проект постройки в Петербурге здания первой публичной библиотеки .

За время своего правления русская императрица провела две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), в результате которых Россия окончательно закрепилась на Чёрном море . Возглавив союз с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала в трёх разделах Польши . В 1795 г. императрицей был издан манифест о присоединении Курляндии «на вечные времена к Российской империи».

Эпоха императрицы Екатерины Великой отмечена появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников. Среди них особое место занимали генерал-адъютант И. И. Шувалов ; граф П. А. Румянцев-Задунайский ; адмирал В. Я. Чичагов ; генералиссимус А. В. Суворов ; генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин ; просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков ; историк, археолог, художник, писатель, коллекционер А. Н. Оленин , президент Российской Академии Е. Р. Дашкова .

Утром 6 (17) ноября 1796 г. Екатерина II скончалась и была похоронена в усыпальнице Петропавловского собора. Спустя 77 лет после смерти Екатерины в Петербурге на Александринской площади (ныне площадь Островского) был торжественно открыт памятник великой императрице.

Лит.: Брикнер А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885; Грот Я. К. Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия. 1875. Т. 1. № 2. С. 110-125; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Grot_DNR_75_2.htm ; Екатерина II. Её жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей. М., 1910; Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744-1745 годы // Сборник Российского исторического общества. 1871. Т. 7. С. 7-67; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/IoannaSRIO71.htm ; Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. М., 1993; Рассказы А. М. Тургенева об императрице Екатерине II // Русская старина. 1897. Т. 89. № 1. С. 171-176; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Turgenev897.htm ; Тарле Е. В. Екатерина Вторая и её дипломатия. Ч. 1-2. М., 1945.

См. также в Президентской библиотеке:

Екатерина II (1729–1796) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция.

Годы правления: 1762-1796

1. Впервые со времен Петра I подвергла реформированию систему государственного управления. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав. Екатерина покровительствовала различным областям искусства: при ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.

2. Провела административную реформу , определившую территориальное устройство страны вплоть до 1917 года . Образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

3. Увеличила территорию государства за счет присоединения южных земель – Крыма , Причерноморья и восточной части Речи Посполитой. По численности населения Россия стала самой крупной европейской страной: на нее приходилось 20% населения Европы

4. Вывела Россию на первое место в мире по выплавке чугуна . К концу XVIII века в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 году их было всего 663).

5. Укрепила роль России в мировой экономике : объем экспорта увеличился с 13,9 млн рублей в 1760 году до 39,6 млн рублей в 1790 году. В больших количествах вывозились парусное полотно, чугун, железо, а также хлеб. Объем экспорта леса вырос в пять раз.

6. При Екатерине II Российская академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз . Особое внимание императрица уделяла развитию женского образования: в 1764 году были открыты первые в России учебные заведения для девочек – Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц.

7. Организовала новые кредитные учреждения – государственный банк и ссудную кассу , а также расширила спектр банковских операций (с 1770 года банки стали принимать на хранение вклады) и впервые наладила выпуск бумажных денег – ассигнаций.

8. Придала борьбе с эпидемиями характер государственных мероприятий . Введя обязательное оспопрививание, решила подать подданным личный пример: в 1768 году прививку от оспы сделали самой императрице.

9. Оказала поддержку буддизму, в 1764 году учредив пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья . Бурятские ламы признали Екатерину II воплощением главной богини Белой Тары и с тех пор присягали на верность всем российским правителям.

10 Принадлежала к тем немногочисленным монархам, которые интенсивно общались с подданными путем составления манифестов, инструкций и законов. Обладала талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений: записки, переводы, басни, сказки, комедии и эссе.

Екатерина Великая – одна из самых незаурядных женщин в мировой истории. Ее жизнь – редчайший пример самовоспитания путем глубокого образования и строгой дисциплины.

Эпитет «Великая» императрица заслужила по праву: ее, немку и чужестранку, русский народ называл «родной матерью». А историки почти единогласно решили, что если Пётр I хотел привить России всё немецкое, то немка Екатерина мечтала возродить именно русские традиции. И во многом проделала это весьма успешно.

Долгое царствование Екатерины – единственный в русской истории период преобразований, про который нельзя сказать «лес рубят, щепки летят». Население страны возросло вдвое, при этом практически отсутствовала цензура, запрещались пытки, были созданы выборные органы сословного самоуправления... «Твердая рука», которая якобы так нужна русскому народу, на этот раз совершенно не пригодилась.

Принцесса София

Будущая императрица Екатерина II Алексеевна, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет 21 апреля 1729 года в никому не известном Штеттине (Пруссия). Отец – ничем не примечательный князь Христиан-Август – благодаря преданности прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. Постоянно занятый на службе, он стал для Софии примером добросовестного служения на государственном поприще.

София получила домашнее образование: она обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Ее независимый характер и настойчивость проявились уже в раннем детстве. В 1744 году вместе с матерью она была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Здесь ее, до того лютеранку, приняли в православие под именем Екатерина (это имя, как и отчество Алексеевна, дали ей в честь матери Елизаветы – Екатерины I) и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым принцесса обвенчалась в 1745-м.

Ума палата

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. С самого начала ее личная жизнь складывалась неудачно, но великая княгиня рассудила, что русская корона всегда нравилась ей больше жениха, и обратилась к чтению трудов по истории, юриспруденции и экономике. Она была поглощена изучением работ французских энциклопедистов и уже в то время интеллектуально переросла всех окружающих на голову.

Екатерина действительно стала патриотом своей новой родины: она скрупулезно соблюдала обряды православной церкви, пыталась вернуть русский национальный костюм в обиход двора, усердно учила русский язык. Она даже занималась по ночам и однажды опасно заболела от переутомления. Великая княгиня писала: «Тот, кто успевал в России, мог быть уверен в успехе во всей Европе. Нигде, как в России, нет таких мастеров подмечать слабости или недостатки иностранца; можно быть уверенным, что ему ничего не спустят».

Общение великого князя и принцессы продемонстрировало кардинальное различие их характеров: инфантильности Петра противостояла деятельная, целеустремленная и честолюбивая натура Екатерины. Она стала опасаться за свою судьбу в случае прихода мужа к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, рассудительность и искренняя любовь к России резко контрастировали с поведением Петра, что позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского общества, так и среди простого населения Петербурга.

Двойной захват

Взойдя после смерти матери на престол, император Пётр III за полгода правления сумел до такой степени настроить против себя дворянство, что сам открыл супруге дорогу к власти. Едва вступив на трон, он заключил невыгодный России договор с Пруссией, объявил об аресте имущества Русской церкви и отмене монастырского землевладения. Сторонники переворота обвиняли Петра III в невежестве, слабоумии и полной неспособности к управлению государством. Начитанная, благочестивая и доброжелательная жена выгодно смотрелась на его фоне.

Когда отношения Екатерины с мужем стали враждебными, двадцатилетняя великая княгиня решила «погибнуть или царствовать». Тщательно подготовив заговор, она тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. К восставшим присоединились солдаты других полков, беспрекословно присягнувшие ей на верность. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Свыше 14 000 человек окружили дворец, приветствуя новую правительницу.

Чужестранка Екатерина не имела никаких прав на власть, но совершенная ею «революция» подавалась как национально-освободительная. Она верно уловила критический момент в поведении своего мужа – его презрение к стране и православию. В результате внука Петра Великого считали больше немцем, чем чистокровную немку Екатерину. И это – результат ее собственных усилий: в глазах общества она сумела изменить свою национальную принадлежность и получила право «освободить отечество» от иноземного ига.

М. В. Ломоносов о Екатерине Великой: «На троне баба – ума палата».

Узнав о том, что произошло, Пётр стал посылать предложения о переговорах, но все они были отвергнуты. Сама Екатерина во главе гвардейских полков выступила ему навстречу и по дороге получила письменное отречение императора от престола. Долгое 34-летнее царствование Екатерины II началось торжественной коронацией в Москве 22 сентября 1762 года. По сути она совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее естественному наследнику – сыну.

Эпоха Екатерины Великой

Екатерина вступила на престол, имея определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения и одновременно учитывавшую особенности исторического развития России. Уже в первые годы правления императрица провела реформу Сената, сделавшую работу этого учреждения более эффективной, и осуществила секуляризацию церковных земель, пополнившую государственную казну. Тогда же был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин.

Екатерина II была прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь ярких и талантливых личностей. Именно поэтому ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников и музыкантов. В этот период не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергся опале – вот почему царствование Екатерины называют «золотым веком» русского дворянства. Вместе с тем императрица была очень тщеславна и больше всего на свете дорожила своей властью. Ради нее она была готова пойти на любые компромиссы в ущерб убеждениям.

Екатерина отличалась показной набожностью, она считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в политических интересах.

После окончания Русско-турецкой войны 1768– 1774 годов и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва императрица самостоятельно разрабатывала ключевые законодательные акты. Важнейшими из них стали жалованные грамоты дворянству и городам. Их основное значение связано с реализацией стратегической цели екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа.

Самодержавие в борьбе за будущее

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Она охотно признавала за ними и право на ошибку. Из далекого поднебесья самодержавия Екатерина разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии. Человеколюбие, которое она сделала модным, впоследствии станет главной чертой высокой культуры XIX века.

Екатерина требовала от подданных естественности, а потому легко, с улыбкой и самоиронией устраняла всякую иерархию. Известно, что она, будучи падкой до лести, спокойно воспринимала и критику. Например, ее статс-секретарь и первый крупный русский поэт Державин часто спорил с государыней по административным вопросам. Однажды их дискуссия стала столь жаркой, что императрица пригласила другого своего секретаря: «Сядьте тут, Василий Степанович. Этот господин, мне кажется, меня прибить хочет». Никаких последствий для Державина его резкость не имела.

Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души»

Даже не верится, что за этим благообразием стояли две русско-турецкие войны, присоединение Крыма и создание Новороссии, строительство черноморского флота, три раздела Польши, принесшие России Белоруссию, Западную Украину, Литву и Курляндию, война с Персией, присоединение Грузии и завоевание будущего Азербайджана, подавление Пугачевского бунта, война со Швецией, а также многочисленные законы, над которыми Екатерина работала лично. Всего она издала 5798 актов, то есть в среднем 12 законов в месяц. Ее педантизм и трудолюбие подробно описаны современниками.

Революция женственности

Дольше Екатерины II в русской истории правили только Иван III (43 года) и Иван IV Грозный (37 лет). Более чем три десятилетия ее правления почти равняются половине советского периода, и игнорировать это обстоятельство невозможно. Поэтому Екатерина всегда занимала в массовом историческом сознании особое место. Впрочем, отношение к ней было неоднозначным: немецкая кровь, убийство мужа, многочисленные романы, вольтерьянство – всё это мешало самозабвенно восторгаться императрицей.

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Из далекого поднебесья самодержавия она разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии

Советская историография добавила Екатерине классовых тумаков: она стала «жестокой крепостницей» и деспотом. Дошло до того, что «Великим» позволили остаться только Петру, ее же подчеркнуто именовали «Второй». Несомненные победы императрицы, принесшие России Крым, Новороссию, Польшу и часть Закавказья, были во многом узурпированы ее военачальниками, которые в борьбе за национальные интересы якобы героически преодолевали козни двора.

Однако то, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной. Ее ошеломительные успехи, и в особенности военные, вызывали недоумение, граничащее с раздражением, и нуждались в каком-то «но». Екатерина давала повод для гнева уже тем, что вопреки существующему порядку сама выбирала себе мужчин. Императрица отказывалась считать данностью не только свою национальность: она пыталась преодолеть и границы собственного гендера, захватывая типично мужскую территорию.

Управлять страстями

Всю жизнь Екатерина училась справляться со своими чувствами и пылким темпераментом. Долгая жизнь на чужбине приучила ее не поддаваться обстоятельствам, всегда оставаться спокойной и последовательной в поступках. Позже в своих мемуарах императрица напишет: «Я приехала в Россию, страну мне совсем неизвестную, не зная, что будет впереди. Все глядели на меня с досадой и даже презрением: дочь прусского генерал-майора собирается быть российской императрицей!» Тем не менее главной целью Екатерины всегда оставалась любовь России, которая, по ее же признанию, «не страна, а Вселенная».

Умение планировать день, не отступать от задуманного, не поддаваться хандре или лени и одновременно рационально относиться к своему организму можно было бы списать на немецкое воспитание. Однако думается, что причина такого поведения глубже: Екатерина подчинила свою жизнь сверхзадаче – оправдать собственное пребывание на престоле. Ключевский заметил, что одобрение значило для Екатерины то же, что «аплодисменты для дебютанта». Желание славы было для императрицы способом на деле доказать миру добродетельность своих намерений. Такая жизненная мотивация, безусловно, превращала ее в self-made.

То, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной

Ради цели – править страной – Екатерина без сожалений преодолела массу данностей: и свое немецкое происхождение, и конфессиональную принадлежность, и пресловутую слабость женского пола, и монархический принцип наследования, о котором ей осмеливались напоминать практически в лицо. Словом, Екатерина решительно вышла за пределы тех констант, в которые пыталось поставить ее окружение, и всеми своими успехами доказывала, что «счастье не так слепо, как его себе представляют».

Тяга к знаниям и умножению опыта не убила в ней женщины, кроме того, до последних лет Екатерина продолжала вести себя деятельно и энергично. Еще в молодости будущая императрица записала в дневнике: «Необходимо создать себя, свой характер». Она блестяще справилась с этой задачей, положив в основу жизненной траектории знания, решимость и самообладание. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I, но если тот в целях «европеизации» страны вносил насильственные изменения в русский уклад, то она кротко закончила начатое своим кумиром. Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души».

текст Марина Кваш
Источник tmnWoman № 2/4 | осень | 2014