Все о егэ по русскому языку. ЕГЭ по физике - добавлено новое задание

Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!

Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.

Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Без аргументов - хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.

Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.

По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.

С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.

Что нам стоит… написать сочинение!

Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.

Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019

Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:

Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...

Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.

Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:

Все, все как было!

Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.

Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Селиван не трогался.

Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.

За что? Не надо!

За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.

А то как же? Разве надо нечестно?

Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.

И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:

На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.

Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).

Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019

  1. Проблема неприятия человека обществом.
  2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
  3. Проблема проявления внутренней красоты человека.
  4. Проблема доверительного отношения к человеку.
  5. Проблема проявления честности.
  6. Проблема благодарности.

Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?

  • Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .

Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.

    Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .

Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.

Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!

Подготовила Ирина Ильина

Рассказывает об изменениях в ЕГЭ 2019!

На сайте ФИПИ появились демоверсии, спецификаторы и кодификаторы 2019 года. Много нового. Те, кто уже настроился на сдачу ОГЭ и ЕГЭ в старом формате, будут неприятно удивлены очередной сменой правил во время игры. Что это значит для всех? Главное, "перестать беспокоиться и начать жить", как говорил Д. Карнеги. За новыми пособиями бежать в магазин сломя голову не стоит, но стратегию и тактику подготовки к экзаменам по многим предметам придется пересмотреть.

Главное изменение касается ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Добавили еще одно задание - теперь их будет 27.

Принципиально новое задание №21 : найти предложения, в которых знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. К примеру, в демоверсии-2019 такой знак препинания тире. Дан текст, где тире встречается четырежды: между подлежащим и сказуемым, перед приложением в конце предложения и в бессоюзном предложении. Ответ не на поверхности, но цена его – 1 балл.

Прочие изменения малозначительны, но вот сочинение! Процитирую СПЕЦИФИКАТОР-2019: "Уточнена формулировка задания 27 с развернутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27 ". На самом деле в корне поменяны принципы выполнения этого задания. СПИСАТЬ с сочинений предыдущих лет на 24 балла ТЕПЕРЬ НЕВОЗМОЖНО!

Наибольшее внимание в сочинении должно быть уделено комментированию проблемы в тексте . 5 баллов на кону (в 2018 – 3). Причем нужно не просто показать, что и где прокомментировано, но и дать пояснения.

А вот пресловутая аргументация, по поводу которой было сломано немало копий, убрана из критериев оценки. То есть примеры из литературы, жизненного опыта и кино теперь совсем не обязательны. Однако для обоснования своей позиции (чтобы получить 1 балл) могут пригодиться.

Основной упор – на грамотность : знание орфографии и пунктуации, соблюдение языковых и речевых норм. Этические и фактические ошибки по-прежнему не в почете.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за задание №27 – 24. За всю экзаменационную работу – 58 первичных баллов. Цена балла не так высока, как по многим другим предметам, но высокий итоговый балл по русскому языку по-прежнему желанен.

Не паникуйте! Ничего страшного не случилось. Ваше знание языка от изменений в критериях их проверки не зависит. Старайтесь с пользой потратить оставшееся до экзаменов время, не надейтесь на удачу и возможность списать. Удача – дама непостоянная, а со списыванием ведется нешуточная борьба.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В отличие от прошлого года, когда материалы по целому ряду предметов претерпели революционные изменения (из них была исключена «угадайка»), изменения в ЕГЭ-2018 в большинстве случаев носят «косметический» характер - речь идет об уточнении формулировок и критериев, добавлении отдельных заданий и так далее. Принципиальные изменения ждут лишь сдающих литературу - но даже в этом случае они касаются системы оценки, а не модели экзамена в целом.


Не ожидается значимых корректив и в общих правилах аттестации. Несмотря на циркулирующие слухи, новых обязательных для всех предметов в 2018 году не появится, устный экзамен по русскому языку ФИПИ также не анонсирует.

Будут ли изменения в ЕГЭ по русскому языку и математике

Обязательными для всех одиннадцатиклассников в 2018 году остаются два ЕГЭ - по математике и русскому языку.


Математика по-прежнему делится на два уровня: профильный и «облегченный» базовый, и КИМы будут такими же, как и в 2017 году, без нововведений и дополнений .


ЕГЭ по русскому языку претерпел небольшие изменения : в части с краткими ответами появилось задание № 20, направленное на проверку знания лексических норм. Для его успешного выполнения надо найти в небольшом отрывке текста лексическую ошибку. Уровень задания считается базовым, однако при кажущейся простоте оно требует хорошего языкового чутья и может вызвать проблемы у многих выпускников.


Новое задание оценивается в один балл, и, соответственно, максимально возможный первичный балл по русскому незначительно возрастет и составит уже не 56, а 57 баллов.

Изменения в ЕГЭ по литературе: принципиально новая система оценивания

Ранее ФИПИ анонсировал ввод в 2018 году кардинально новой модели ЕГЭ по литературе - из нее планировалось полностью исключить блоки с краткими ответами. Однако этого не произошло - революционная модель все еще обсуждается, а демо-версии 2018 года на первый взгляд не сильно отличаются от заданий прошлых лет. Однако перемены в системе оценивания являются радикальными и, судя по всему, «готовят почву» для перехода на новую модель.


Максимальный первичный балл по литературе увеличился с 42 до 57 , причем число баллов за задания с краткими ответами осталось неизменным (максимум 12), то есть «удельный вес» этой части и ее значимость значительно снижается.


При этом система оценки заданий с развернутыми ответами претерпела очень большие изменения:


  • максимальный балл за задания 8 и 15 (анализ произведения) поднялся 4 до 5;

  • сопоставительные мини-сочинения в заданиях 9 и 16 «выросли в цене» с 4 до 10 баллов, при этом требование обосновать выбор произведений исключено из задания;

  • развернутое сочинение в задании 17 может принести экзаменующемуся уже не 14, а 15 баллов.

Таким образом, умение рассматривать литературное произведение «в контексте» и убедительно сопоставлять произведения разных авторов становится для выпускников ключевым - два сопоставительных сочинения в сумме могут принести больше баллов, чем «большое» сочинение, на которое раньше делали основную ставку.


Существенно изменены и критерии оценки работ . В частности, гораздо больше внимания будет уделяться соблюдению речевых норм - этот критерий теперь есть во всех заданиях с развернутыми ответами.


И еще одно принципиальное дополнение в КИМах по литературе. Для написания развернутого сочинения предлагается уже не три темы, а четыре, соответствующие трем тематическим блокам:


  • по произведениям, написанным до I половины XIX века включительно;

  • литература II половины XIX века;

  • с конца XIX по начало XXI века.

Соответственно один из блоков может быть представлен двумя темами - и впервые в рамках ЕГЭ по литературе они могут затрагивать произведения современных российских авторов . Отметим, что в кодификаторе нет списка конкретных произведений постсоветской литературы, являющихся обязательными для прочтения, а в методических материалах прямо указывается, что такие темы школьники могут раскрывать на произведениях по собственному выбору. В демо-версии ЕГЭ по литературе-2018 в качестве примера приведен следующий вариант: «Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х – 2000-х годов) ».

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2018 году

Структура и содержание самого востребованного экзамена по выбору остаются прежними, однако два задания - 28 (составление развернутого плана) и 29 (эссе) будут оцениваться по новым критериям, при этом их «стоимость» увеличится.


При составлении плана на заданную тему теперь будет уделяться больше внимания тому, насколько конкретны пункты плана, и позволяют ли они раскрыть вопрос по существу. «Абстрактные» формулировки типа «история вопроса», не отражающие специфики темы теперь не будут засчитываться. Составление такого плана потребует более глубокого знания темы - зато успешное выполнение задания может принести уже не 3 балла, а 4.


Альтернативное мини-сочинение по обществознанию «подорожало» до 6 баллов, а критерии оценки теперь позволяют более точно оценить знание выпускником теории вопроса. Оценивается задание 29 теперь по следующим критериям:


  • правильно раскрыт смысл исходной цитаты (1 балл);

  • выделение в контексте каждого тезиса ключевых понятий, основных теоретических положений, рассуждений и выводов (2 балла);

  • научная корректность высказываний (1 балл);

  • качество примеров, выбранных для иллюстрации теоретических положений (2 балла).

Максимальный первичный балл за этот экзамен соответственно подрастает с 62 до 64.

ЕГЭ по истории – корректив нет, сдается по выбору

КИМы-2018 по истории будут полностью соответствовать прошлому году, никаких дополнений не предполагается. История остается предметом по выбору - по информации Министерства образования, если этот предмет и станет обязательным, то никак не раньше 2020 года, и только после всестороннего обсуждения и «обкатки». И это ни в коем случае не станет неприятным сюрпризом для выпускников.

Изменения в ЕГЭ по химии: задачи с единым контекстом

В КИМах по химии в 2018 году добавится еще одна задача высокой сложности с развернутым ответом (№30), общее число заданий таким образом увеличится с 34 до 35.


При этом задания 30 и 31 будут объединены в единый контекстный блок: для их решения надо будет выбирать вещества из единого списка. Первое из этих заданий будет посвящено окислительно-восстановительным реакциям, второе - реакциям ионного обмена, каждое сможет принести по 2 балла.


При этом максимальный первичный балл останется прежним - 60, за счет снижения «стоимости» нескольких заданий из первой части экзаменационных материалов.

ЕГЭ по иностранному языку - уточнение критериев

В 2018 году в «ассортимент» языков для сдачи ЕГЭ по-прежнему входит английский, французский, немецкий и испанский. Модель экзамена в целом не претерпит изменений - он по-прежнему будет включать письменную и устную часть, и КИМы останутся прежними. Изменения коснутся только формулировок критериев оценивания заданий 39 (письмо личного характера) и 40 (сочинение-рассуждение) - они уточнены и конкретизированы.

ЕГЭ по информатике - небольшие изменения

Несмотря на то, что уже не первый год идет речь о том, что на ЕГЭ по информатике было бы логично использовать компьютерную технику, в 2018 году этот предмет будут по-прежнему сдавать «по старинке», в письменной форме, без использования дополнительного оборудования и с акцентом на теоретические вопросы.


Структура экзамена останется прежней, однако сами задания претерпят некоторые изменения :


  • при выполнении задания 25 уже не будет возможности выбрать для написания алгоритма естественный язык (этот вариант оказался невостребованным выпускниками и использовался крайне редко);


  • программ, которые раньше приводились на языке Си, теперь написаны на более популярном языке С++.

ЕГЭ по физике - добавлено новое задание

Экзаменационные материалы по физике в 2018 году будут дополнены еще одним заданием базового уровня (№ 24), за счет чего первичный балл возрастет с 50 до 52. Для успешного выполнения задания школьник должен продемонстировать знание элементов астрофизики.

Биология и география - без изменений

Выпускники, сдающие по выбору эти предметы, могут смело готовиться к ЕГЭ по материалам прошлых лет - никаких изменений в КИМах не будет.


Какие будут изменения в ОГЭ (ГИА) в 2018 году

Экзамены ОГЭ (ГИА), которые сдают девятиклассники, меняются реже - так, в прошлом году изменений в них не было вообще, в 2018 же ФИПИ планирует вносить коррективы в экзаменационные материалы только по двум предметам:


  • математика,

  • литература.

По математике (которую сдают все без исключения девятиклассники) изменения будут носить скорее формальный характер: раздел, посвященный реальной математике, исчезнет - но задания, входившие в него, будут распределены по «Алгебра» и «Геометрия».


КИМы по литературе подверглись более существенной переработке, касающейся инструкций как к экзамену в целом, так и рекомендаций по выполнению конкретных заданий (сама модель при этом осталась прежней).


Переработаны и критерии оценивания заданий с развернутыми ответами - теперь они больше соответствуют критериям ЕГЭ в одиннадцатом классе. За счет этого максимальный первичный балл ОГЭ по литературе «подрос» с 23 до 29.


Всем читателям блога привет! В этой статье хочу особенное внимание уделить школьникам, завершающим свое обучение в 11 классе. В конце учебного года по всей России проходит тестирование учащихся, заканчивающих школьное образование, и экзамен этот носит краткое название ЕГЭ. Ежегодно в материалы экзаменов вносятся дополнения. Хочу подробнее рассказать про изменения в ЕГЭ-2019 года по некоторым предметам.

Поможем подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ

Изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку

Русский язык по-прежнему относится к категории «обязательные предметы». Перед учеником не стоит выбор: будет он сдавать эту дисциплину или нет. Ключевые изменения, затронувшие данный предмет:

  • Количество заданий увеличено на одно. Теперь необходимо выполнить 27 заданий. Дополнительной стала проверка ученика на пунктуационный анализ текста.
  • В заданиях появятся более сложные вопросы на проверку орфографических и пунктуационных знаний.
  • Вопрос № 1 принесет максимум 1 балл, вместо 2.
  • В задании № 27 требуется дать более развернутый ответ. Есть уточненная формулировка, разработанная методическими рекомендациями ФИПИ.
  • Изменения коснулись сочинения. Аргументация оценивается в 1 балл. Качество и количество приведенных аргументов теперь не играет роли.
  • В вопросах и задачах № 2, №№ 9-12 изменен формат (убраны подсказки).
  • Комментарий к сочинению может принести 5 баллов вместо 3.

Официальные комментарии ФИПИ о планируемых изменениях КИМ в 2019 году размещены здесь .

Изменения в ЕГЭ-2019 по английскому языку

Английский язык выбирают многие школьники, так как эта дисциплина часто встречается в требованиях к вступительным экзаменам в ВУЗ. По английскому языку в 2019 году будут внесены следующие изменения:

  • Задание № 40 «Письмо» будет содержать 2 темы на выбор учащегося вместо одной. Необходимо написать текст-рассуждение, отвечающий поставленным требованиям.
  • Строгое отношение к стилю ответов: для набора максимального балла допускается не более 4 ошибок по стилю.

Изменения в ЕГЭ-2019 по литературе

Основные изменения в ЕГЭ по литературе касаются именно системы оценивания:

  • Вопросы № 9 и 15 получили более жесткие требования. За 2 ошибки ученик получит 0 баллов, а раньше мог получить «спасительный» 1 балл.
  • Задание № 17 также получило более жесткие правила для оценки: за 1-2 логические ошибки общий результат будет снижен на 1 балл, за 3-4 - на 2 балла. Чтобы получить максимальную оценку (3 балла) по задаче нужно не допустить ни одной ошибки.

Изменения в ЕГЭ-2019 по обществознанию

Обществознание является одним из любимых предметов школьников для выбора сдачи в виде ЕГЭ. Дисциплина считается одной из самых простых и понятных. Последние изменения, коснувшиеся обществознание:

  • Оценка ответа на вопрос будет зависеть от максимальной точности и «прозрачности». Избегайте «заумных» фраз и длинных предложений, а также не используйте аллегорических примеров на бытовом уровне.
  • Вопрос № 25 принесет 4 балла вместо 3, то есть теперь максимальный балл за всю работу составит 65 вместо 64.
  • В задании № 28 потребуется описать 2 пункта вместо одного.
  • Эссе также должно быть построено четко и поэтапно. Не стоит расписывать предложения и приукрашивать оборотами.

Изменения в ЕГЭ-2019 по математике

Математика является одним из самых сложных предметов для изучения. К тому же данная дисциплина обязательна для сдачи в виде ЕГЭ. Изменения КИМ по математике не внесены, однако, есть некоторые нововведения, которые находятся еще в стадии рассмотрения:

  • По данным октября 2018 года ЕГЭ по математике в 2019 году может быть выбран только по одному уровню: базовый или профильный. Ранее разрешался выбор одновременно двух уровней.
  • «Базовый» уровень ЕГЭ по математике позволяет получить только оценку в аттестате, «профильный» будет необходим тем, кому для поступления в высшее учебное учреждение обязательно нужно сдать математику.

Изменения в ЕГЭ-2019 по химии

Химия является дополнительным предметом по ЕГЭ, то есть его можно выбрать и сдать при необходимости поступления в ВУЗ. Последние новости по изменениям по химии касаются следующих моментов:

  • Добавлено новое задание высокого уровня сложности под № 30.
  • Теперь экзамен будет состоять не из 40 вопросов, а из 34. Из экзаменационного листа будут изъяты идентичные вопросы.
  • Несмотря на добавление нового задания количество общих баллов по работе не изменилось: по-прежнему максимальный балл за всю работу - 60. Это связано с переоценкой баллов по другим вопросам.
  • В первой части экзаменационных заданий исключены вопросы, где можно выбрать только один вариант. Теперь вопросы предполагают ответ, состоящий из 2 или 3 вариантов.

Изменения в ЕГЭ-2019 по биологии

ЕГЭ по биологии тоже является одним из самых частых по выбору школьников. Дисциплина понятная и интересная. Изменения в 2019 году:

  • В заданиях появились дополнительные таблицы, изображения и схемы, демонстрирующие наглядно суть вопроса.
  • В задании № 2 нужно будет дополнить таблицу, и максимальная оценка составит 1 балл вместо 2. Соответственно общий балл за всю работу также уменьшился (58 баллов вместо 59).
  • Вопрос № 6 раньше содержал текстовую формулировку, а в новой версии может попасться схема, которую потребуется дополнить или изменить.

Изменения в ЕГЭ-2019 по истории

Экзамен по истории представляет особую сложность для многих учеников, так как необходимо не только запомнить огромное количество дат, но и уметь анализировать действия политиков той или иной эпохи.

Изменения в 2019 году, затронувшие этот экзамен, минимальны:

  • Вопрос № 21 заключается в оценке цитаты. Если цитата неполная или, напротив, обильно насыщена лишними выражениями, ответ может быть не зачтен.

Изменения в ЕГЭ-2019 по физике

Физика является интересным, но сложным предметом, поэтому немногие отваживаются его выбирать. Однако, у школьника нет выбора, если этот предмет будет профильным в ВУЗе для поступления. Изменения, коснувшиеся физики, совсем незначительны и заключаются в следующем:

  • Добавлен новый вопрос № 24, посвященный теме астрофизики.
  • Максимальный балл по работе составит 52, а не 50.

Информация об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 года размещается на официальном сайте ФИПИ . К слову о новинках, в 2019 году бланки по ЕГЭ будут печататься прямо на месте перед началом экзамена.

В 2019 году школьников ожидают весомые изменения, коснувшиеся всех обязательных предметов, а также дополнительных по выбору. Мне хочется обратиться именно к родителям школьников: уделяйте особенное внимание подростку в столь сложный период. ЕГЭ является достаточно сложным экзаменом, отнимает много сил и доставляет сильнейший стресс. Вашим детям важна поддержка и внимание.

Госэкзамен по русскому языку входит в перечень обязательных испытаний, через которые придется пройти любому российскому школьнику, получающему аттестат в 2019 году.

Разумеется, он принадлежит и списку экзаменов, общих для абсолютно всех отечественных вузов, следовательно, котируется и в плане получения высшего образования, как такового. Именно поэтому, не говоря о том, что государственный язык на должном уровне обязан знать любой гражданин страны, к подготовке к нему надо подойти крайне ответственно, и, бесспорно, не лишним будет хорошо ориентироваться во всех связанных с ним нюансах.

Общая канва проведения этого экзамена остается неизменной уже несколько лет, но, похоже, ЕГЭ 2019 по русскому языку готово принести потенциальным выпускникам массу сюрпризов. Приятных или не очень – читайте дальше в нашем материале!

Все новое – хорошо забытое старое

Итак, во-первых, сегодняшние школьники могут не обольщаться – итоговое сочинение или изложение по литературе как считалось допуском к ЕГЭ по русскому языку ранее, так и продолжит оставаться в том же статусе и в 2019 году. Следовательно, в декабре 2018 выпускников 2019 года и в декабре 2019-го тех, кто покинет школьную скамью в 2020-м, ждет написание этой работы.

С одной стороны, конечно, вещь полезная – даже в Минобрнауки после сбора многолетней статистики подсчитали, что результаты по языковому экзамену после возвращения сочинения стали гораздо лучше.

С другой же, ученики, ожидаемо, ропщут, что и так приходится сдавать в конце года совершенно невозможный по своему количеству список предметов, к которым, напомним, с недавних пор добавилась еще и обязательная история, а вскоре ожидается его пополнение еще и иностранным языком. Но, так как позиция ведомств остается по этому вопросу твердой и неизменной, лучше просто смириться и рассматривать сочинение/изложение просто как еще один этап подготовки к полноценному ЕГЭ. Тем более что в этом действительно есть зерно правды.

А вот обещания «порадовать» детей добавочкой в виде дополнительного устного испытания – это совершеннейшая новость. И, как ни печально, по всей вероятности, в 2019-м нас это уже определенно ждет.

Вначале данный формат должны были обкатать на ОГЭ для девятых классов, а при его успешности внедрить и для одиннадцатиклассников. И хоть пока данные по этому году еще только собираются, мы же все понимаем, что если у нас что-то обкатывают, то в 99 случаев из 100 все это грядет, и очень скоро – если не в 2019-м, то в 2020-м уж точно. Тем более что соответствующие ответственные лица уже отрапортовали, что технически вся подготовка для этого завершена, осталось только проработать организационные решения, на что времени, конечно же, еще хватает с головой.

Устные ГИА у девятиклассников в качестве пробы проводились в школах Чечни, Татарстана и МО, причем сдача этой части становилась «пропуском» к прохождению письменного испытания.

Бывший министр образования, как мы знаем, ратовала за то, чтобы тестовые блоки исключить в принципе, какова же будет политика нового главы ведомства на этот счет, пока не ясно, но, скорее всего, тон будет взят менее радикальный – сочтут оба варианта, не исключено, что так, как это сейчас происходит с иностранным языком, разве что, поменяют местами части (вначале дадут устную – затем письменную) и акцент сделают именно на первой.

Что подразумевается? Пока рассматривают две технические модели: преподавателю и компьютеру. Какая из них найдет свое практическое применение, пока, к сожалению, не ясно.

Вообще же возврат к устным экзаменам претит изначальной сути новых ГИА, как таковых. Ведь первым стремлением было, наоборот, максимально удалить учителей от процесса сдачи, препятствуя кумовству, коррупции и прочим личностным факторам, ставя всех учеников в одинаковые условия. Казалось бы, хорошим выходом может стать сдача компьютеру, но, и здесь не все так гладко, учитывая уровень технологий и прочую специфику.

Как мы знаем, пока в отечественном поле далеко не всегда работающие программы способны распознавать со стопроцентной точностью голос человека во всех его нюансах, и тем более непонятно, что делать детям с логопедическими изъянами, а также детям-инвалидам с нарушениями речевого аппарата и т.п.

Словом, к сожалению, пока с устной частью русского языка больше вопросов, чем толковых и однозначных на них ответов. И нам остается только верить, что на них успеет поступить адекватная реакция еще до того, как выпускники 2019 года приступят к сдаче госэкзаменов.

Структура экзамена, регламент и порядок сдачи

Итак, пока нет официального подтверждения, что устная часть окончательно одобрена, следовательно, непонятно, и сколько времени на нее будет отводиться. Не исключено, что по аналогии с иностранным языком предусмотрят всего минут пятнадцать времени и максимум 4 задания для дачи ответов. Что, разумеется, соответствует сложности массового вовлечения преподавателей или компьютерной техники для обслуживания столь гигантского количества всех желающих.

Письменная же часть, а ее, скорее всего, все-таки оставят, как и ранее будет занимать 210 минут для написания, ибо в Минобрнауки не видят аргументов для того, чтобы урезать экзамен, даже с учетом введения устной части – там считают, что языка много не бывает. Причем, не факт, что все это будет сдаваться в один день – возможно, как и с математикой, испытания разнесут на разные даты.

По письменной тестовой части проходной минимум по русскому языку для поступления в вузы будет находиться на уровне 36 баллов, а максимум набрать их можно 58. Плюс второй блок – эссе – по нему доступны всего 42 балла. Аттестат же дают за 24+.

Вопросы со второго по шестой, с восьмого по четырнадцатый и с шестнадцатого по двадцать четвертый оцениваются в 1 балл, за 1 и 15 вопрос можно получить максимум 2 балла, а за седьмой – до 5-ти. Чтобы научиться грамотно строить ответы, следует внимательно изучить критерии оценивания на сайте ФИПИ.

Сажают, как всегда, по одному за парту, с собой – только документы и ручка, и, если надо – лекарства и еда. Печатать же бланки будут сразу на месте – это, кстати, новенькое. В 2018 году датой для русского языка стало 9 июня, что будет в 2019-м пока, естественно, неизвестно, но, скорее всего, выберут что-то в пределах 26 мая – 19 июня.

Какие будут задания?

До 2018 года было 25 заданий, теперь же их станет 26. Бонусом стало №20 на проверку знаний лексических норм, но, о нем – позже. И нет никаких оснований полагать, что и в 2019 году не будут действовать те же правила.

Кроме того во многих вопросах стали несколько другими формулировки: кое-где появились новые термины, упомянуты новые правила согласно последним веяниям образовательной программы. Следовательно, как ни крути, учить придется больше, однако, ненамного. Главное, в подготовке опираться на методические материалы именно 2018 года, а не прошлых лет, чтобы быть в курсе актуальных изменений.

В письменной части всего два блока. В первом содержатся тестовые вопросы, ответом на который может служить цифра (когда необходим выбор из предложенных вариантов), либо надо в соответствующие поля бланка вписать слово/словосочетание. И он, в свою очередь, поделен на две части: А и В — базовую и чуть более сложную, соответственно.

Что же касается эссе, оно должно быть размером в 200 слов (это теперь 26 задание), тема для него и конкретные требования прописываются в самом вопросе, к нему прилагающемся.

По тематике вопросов, точно известно, что 20-й будет посвящен лексическим нормам – там дается одно предложение, которое надо откорректировать согласно этому критерию (удалить лишнее слово и записать именно его в бланк ответов). 7-й вопрос отводится на проверку знания частей речи, их падежей и склонений, в восьмом, как правило, содержится что-то по синтаксическим нормам, а в заданиях с 9 по 14 – вопросы на орфографию. Следующие пять заданий посвящены пунктуационным правилам. Следовательно, чтобы не тратить время зря, вначале приступайте к тем группам, к которым лучше всего подготовлены.

В идеале на подготовку к ЕГЭ по русскому языку стоит отвести минимум полгода, но тут все зависит, конечно, от уровня подготовки и прочих моментов. Правда, тут надо понимать, что этого времени, учитывая необходимость подготовки и к другим экзаменам, на полное изучение всех тем не хватит.

Однако за эти несколько месяцев можно хотя бы отработать несколько вариантов и тогда станет ясно, какие темы нуждаются в максимальном внимании. Последовательно советуют изучать:

  • «Фонетику»,
  • «Лексику и фразеологию»,
  • «Морфемику и словообразование»,
  • «Морфологию»,
  • «Синтаксис»,
  • «Орфографию»,
  • «Пунктуацию»,
  • «Речь»,
  • «Языковые нормы».

Хорошо еще, хотя бы ознакомительно, проработать выразительность и стилевую обработку.

Что же касается тестов – пишем конспекты, зубрим правила, делаем с ними бесчисленное множество упражнений и тренируемся на время отвечать по готовым вариантам ЕГЭ за прошлые годы. Тут все относительно просто. Но, важно обратить особое внимание на «ловушки» заданий, которыми они, поверьте, изобилуют в достатке. Есть, кстати, ряд учебников (например «ЕГЭ без ошибок» Алексеевой и Волковой), в которых все это подробно изложено.

Самым тяжелым, как показала практика 2018 года, оказалось именно то новенькое 20-е задание – сплошная каверза в чистом ее виде. Чтобы правильно на него ответить, надо обладать либо глубочайшими познаниями в лексике (там, поверьте, и преподаватели частенько сыплются), либо сверхинтуицией.

Однако если перестать ерничать, на самом деле, подготовиться и к этому заданию возможно, но, здесь понадобится, либо консультация опытного преподавателя, либо же какая-то хорошая методичка с распространенными речевыми ошибками, откуда, как правило, составители и берут задания для этого типа вопросов (что-то вроде «Речевых ошибок и их предупреждения» С.Н.Цейтлина или труда И.А. Турсуновой с аналогичным названием).

Еще имейте в виду, что порядок записи цифр в ответе имеет значение – за перестановку могут ответ не засчитать вовсе.

Далее самое важное: научитесь быстро и эффективно работать над сочинениями – это довольно легко получаемые баллы, которыми грех не воспользоваться. Помимо банального соответствия размеру, следует четко придерживаться композиционных правил, то есть структура «вступление-основная часть-заключение и выводы» является законом непреложным.

При этом любители лить воду и «умничать» обширными введениями и выводами должны отучиться от этой привычки: если вы в дальнейшем выберете карьеру соответствующей профессии, такие навыки для вас, бесспорно, будут плюсом, но в случае с ЕГЭ-эссе по русскому преподаватели полагают, что вводные и заключительные части должны составлять суммарно не более четверти всего текста, а основной упор делаться на анализ предложенного текста.

На самом деле, это не так сложно, как кажется на первый взгляд, в чем легко убедиться, почитав соответствующие учебники по ЕГЭ и размещенные в сети удачные примеры выполненных заданий. Во вступлении, по сути, нужно сформулировать основные постулаты базового текста (внимание: не краткий его пересказ, а именно трансляция фабулы) и изложить в двух словах свое отношение к этому мнению.

В основной части начинать лучше с аргументации, почему данная проблема является актуальной, с вашей точки зрения. Тут можно на основании текста пояснить, почему именно эта мысль автора показалась вам здесь ключевой, привести на основании цитат его позицию. Затем в основной части надо плавно перейти к собственным мыслям на этот счет – можно как соглашаться, так и оспаривать, дело ваше.

Свои высказывания приводить следует тоже аргументировано – опираясь на научные факты, жизненный опыт (как свой, так и сторонний), приводить статистику или литературный материал. Таких пояснений должно быть два и более, но, одно из них непременно должно быть литературным (обращайте внимание в процессе изучения курса литературы на параллели всех разновидностей между произведениями).

С заключением же и вовсе все просто – по сути это ваше веское «таки да!» или, наоборот, «таки нет!» по теме (хитрые люди просто повторяют тезисы вступления, просеяв их сквозь сито аргументов основной части, просто другими словами).

Чтобы успешно написать сочинение, надо, во-первых, хорошенько начитаться в процессе подготовки готовых аргументов и постараться их запомнить (подобные методические материалы найти не составит труда), зазубрить распространенные речевые клише и универсальные цитаты на разные темы.

Средний балл по русскому языку, по сравнению с другими предметами, гораздо выше – в последние годы по стране он стабильно плавал в районе 68-69. Очевидно, что сдать этот экзамен достойно при должном усердии в подготовке вполне реально, главное, держать руку на пульсе всех изменений и не переоценить свои силы. Что ж, нашим читателям остается только пожелать удачи в сдаче этого важнейшего экзамена, как говорится, ни пуха ни пера!

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/