Золотая осень: стихи для детей в картинках. Осень на опушке краски разводила - стихотворение - мнемотехника с дошкольниками Ход непосредственной образовательной деятельности

Дмитриева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д⁄С №19"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Осень на опушке краски разводила"
Дата публикации: 20.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

муниципальное образование - городской округ город Касимов

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

по нетрадиционной технике рисования

«Осень на опушке

краски разводила»

Подготовила:

Дмитриева И. Ю.

Касимов, 2017 год

«Осень на опушке краски разводила»

Цель:

Познакомить с новым нетрадиционным видом техники рисования

«тычком», используя ватные палочки.

Развивать видение художественного образа, через природные формы и

Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитывать

явлениям

показать

экологические объекты в осенний период.

Формировать бережное отношение к природе.

Материал для занятия:

Веточки и листья разных пород деревьев,

альбомные листы размером А4 с ранее нарисованными ладошками вместо

разведенными

гуашевыми

красками

репродукции осенних пейзажей; ватные палочки, связанные пучком; салфетки.

Предварительная

работа:

Наблюдение

прогулке

природой, разучивание песен и стихов об осени, беседа о приметах осени,

рассматривание деревьев, растущих на участке.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Ребята, я вам предлагаю послушать сказку об одном осеннем листочке.

В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листики

полетели путешествовать, а на одной веточке остался совсем маленький

листочек. Он был слишком мал, чтобы решится лететь одному. Вот он скучал,

думал и придумал. Видит идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и

прыгнул в шляпу. Прохожий не заметил листочек и принес его домой. В доме

было тепло, но очень одиноко и листик стал скучать по своему дереву, по своим

друзьям, он испугался, что совсем засохнет и его выбросят. Тогда листик

закричал: «Ветер, ветер!» Ветер был его большим другом. Он услышал и

залетел в комнату, увидел листочек, подхватил его и понес в парк. В парке они

расстались и ветер сказал на прощанье листику: «Без родного дома никто не

сможет прожить: заскучает, засохнет, поэтому не расставайся с родным домом и

парком. А чтобы нашему листику не было одиноко, давайте найдем ему семью

и друзей.

Ребята, а вы знаете какое время года сейчас? А как называется явление природы

когда листочки опадают?

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался, начался листопад.

Под ногами у ребят листья весело шуршат.

А вот почему деревья сбрасывают листочки осенью я вам сейчас расскажу. Ведь

дереву никто не говорит когда надо сбрасывать листву, но приближается осень и

листья на деревьях меняют цвет на желтый, оранжевый, красный и опадают. На

это есть ряд причин:

с водой и воздухом в дерево могут попасть вредные вещества и дерево

может заболеть;

наступит зима, вода замерзнет и не сможет доходить до веточек и листьев;

опадая, листочки освобождают дерево от тяжести снега, который

выпадает зимой.

Поэтому, ребята, осенью со всех деревьев опадают листья и ветер разносит их

по улицам, паркам и скверам. А на следующий год весной на деревьях появятся

новые листочки.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зардели клены,

В пурпуре осинка, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите роща золотом одета.

Ребята, а вот посмотрите на репродукции и фотографии об осени. Какие на них

красивые яркие краски надели деревья. Желтые, оранжевые, красные. Смотря

на них можно точно убедиться, что осень великий художник, ведь она сама

придумывает наряды для деревьев. Такой красотой хочется любоваться каждый

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой -

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!.. И. Михайлова

А давайте и мы с вами полетаем вместе с листиками и ветерком.

Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние, Дети покачивают листиками в руках над головой.

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встают, поднимают руки с листочками вверх,

покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях. Возвращаются на места

И на землю снова сели.

Ребята, давайте посмотрим на наш осенний букет из разных веточек. Какие они

разные и красивые. Мы наблюдаем за ними на прогулке. У каждого дерева

форма листочков разная. Вот это веточка березы, а это клена, это липы. Но если

внимательно приглядеться к листочку, то можно увидеть в каждом из них

маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в

стороны отходят более тонкие прожилки - веточки. Листик напоминает крону

дерева. А главная прожилка похожа на ствол.

И сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево, но несколько необычным

способом. В этом нам помогут волшебные палочки. Если их кончики окунуть в

краску, а потом сделать тычок о бумагу, то на листе останется след наших

палочек. Вот такими отпечатками мы нарисуем разноцветные кроны нашим

деревьям. И сегодня я вам покажу как мы это будем делать.

Практическая часть.

Детям дается лист с изображением дерева в виде детской ручки с ладошкой,

которая напоминает ствол с ветками у дерева.

Берутся пучки из ватных палочек, окунаются в баночку с гуашью поочередно с

разными цветами. Затем палочками делаются тычки о бумагу и получается

отпечаток. Работа детей.

Вы старались, рисовали ваши пальчики устали, а сейчас мы отдохнем игру с

ладошками начнем.

Пальчиковая игра «Кулачки - ладошки»

Дети развешивают свои работы на стенде.

У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это

наши ватные волшебные палочки помогли нам создать такие причудливые

кроны и нарисовать такие необычные деревья. Теперь у нашего листочка стало

много друзей. И хочется закончить такими стихами В. Берестова.

И в 10 лет, и в 7 и в 5 все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует все, что его интересует.

Всё вызывает интерес: далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.


Стихотворение для заучивания со старшими дошкольниками.

Мнемотехника - способ заучивания стихотворения с помощью картинок и знаков.


Сложные слова, такие, как "пурпур", "зарделись" сложно объяснить детям, но если постараться и вызвать ряд ассоциаций, то старшие дошкольники успешно усваивают значения таких слов.



По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите - роща - золотом одета.

З. Федоровская



Кодирование стихотворения.


1. - "ОСЕНЬ" - буква "О" желтого цвета, осенний лист - шаблонное обозначение слова;

"НА" - слово; "Опушке" - край леса с пеньками; "КРАСКИ" - краски разноцветные; "РАЗВОДИЛА" - кисточка, которой разводят краски.


2. По листве тихонько кистью проводила - "ПО ЛИСТВЕ" - "ПО" - слово; ветка с зелеными листьями; "ТИХОНЬКО" - бабочка, цветок, облако - рассуждения детей: бабочка летает тихо, неслышно; облако движется неслышно, тихонько; цветок растет тихонько, медленно;"КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА" - кисть ведет линию.


3. Пожелтел орешник и зарделись клены - "ПОЖЕЛТЕЛ ОРЕШНИК" - пятно желтого цвета, ветка орешника; "И ЗАРДЕЛИСЬ" - красный флаг рдеет, краснеет, ярко, сочно, как солнце, только красное; "КЛЕНЫ" - кленовый лист.


4. В пурпуре осеннем, только дуб зеленый - "В ПУРПУРЕ" - корона красного цвета рассуждения детей: пурпурный, зачит королевский, яркий, нарядный; "ОСЕННЕМ" - "О"- желтого цвета, осенний лист - шаблонное значение; "ТОЛЬКО" - коробка с шариками, только один шарик красный, остальные - синие; "ДУБ" - ветка дуба с желудем; "ЗЕЛЕНЫЙ" - пятно зеленого цвета.


5. Утешает осень: "Не жалейте лета" - "УТЕШАЕТ" - лицо в слезах, носовой платок - рассуждения детей: когда утешают, предлагают платок, чтобы вытереть слезы; "ОСЕНЬ" - шаблонный рисунок; "НЕ ЖАЛЕЙТЕ" - засохший цветок, который уже не нужно жалеть - весной вырастит новый и красивый; "ЛЕТО" - слово, цветок ромашки - шаблонный рисунок.


6. Посмотрите - роща - золотом одета - "ПОСМОТРИТЕ" - глаза; "РОЩА" - березы, березовая роща, одинаковые деревья; "ЗОЛОТОМ" - золотое колечко; "ОДЕТА" - пустая вешалка - кто-то оделся, снял с вешалки одежду.


Осень З.Фёдоровская Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета! Ёлочка О. Высотская Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно смелая она! Учите вместе с нами


Осень В. Авдиенко Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый – Кленовый. Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. Осень Падают, падают листья- В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают- Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.


Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Время от времени привлекайте внимание детей к погоде в связи с их повседневной жизнью и деятельностью. Вначале вы сами говорите, какая погода: «Как сегодня ярко светит солнце, как тепло, мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно спросить детей пли дать поручение одному ребенку посмотреть в окно и сказать, капая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Такие поручения постепенно приучают ребят и самих обращать внимание на погоду, делать вывод, что осенью идут дожди, холодно, надо одеваться теплее. Надо учить подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день предложить посмотреть на небо и сказать, какое оно ясное, голубое, чистое. В другой раз дети увидят, что небо покрыто тучами, тучи темные, закрывают солнце, скоро пойдет дождь. Как и в младшей группе, в ветреные дни детям пятого года жизни дают для игр вертушки, ветряные мельницы. Наблюдения осенью


Наблюдения за растениями. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных осенних явлений. На прогулках наблюдают за деревьями и кустарниками ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья по­желтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Интересно наблюдать, как осыпаются листья под порывами ветра, прислушаться, как шелестят они, падая, шуршат под ногами. Лю­ буясь красотой осенних пейзажей, воспитатель находит знакомые детям деревья: клен, тополь, березу. Обращает внимание на различную у них окраску листьев. Наблюдения связываются с деятельностью: дети по заданию ля собирают желтые, красные, оранжевые листья клена, тополя, березы; предложите найти самые красивые, спрашивает, от какого дерева лист; из листьев делают букеты. Несколько раз за осень организуются наблюдения за растениями цветника на своем участке, в парке или сквере. В начале осени дети осматривают клумбы, любуются красивыми цветами. Надо предложить найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Уточняются их названия. Хорошо рассмотреть цветы поближе, определить, какой они окраски, понюхать, сказать, какие они красивые, душистые. Воспитатель при детях выка­пывает несколько цветущих растений для уголка природы.


Повторно наблюдения надо провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, обратить внимание ребят на то, что цветы погибли от холода. Пройтись по опавшим листьям, прислушаться к их шуршанию под ногами. Подойти к ярко расцвеченному дереву, спросить детей: «Какое это дерево? Какого цвета на нем листья? Какие листья были ле­том?» Понаблюдать, как падают листья, прислушаться к их ше­лесту. Полюбоваться пестрым ковром на земле еще зеленая трава покрыта разноцветными листьями. «Какого цвета листья лежат на земле?» Предложить собрать самые красивые, ловить падающие листья; поиграть, побегать в парке, собрать букеты из листьев. Наблюдения за животными. Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой и др. Наблюдения за птицами надо вести в течение всей осени. Необходимо обратить внимание на то, что птиц стало меньше, не слыш­но их пения, как это было летом, нет уже ласточек, которые жили летом под крышей, улетели скворцы. Чаще всего можно наблюдать за воробьями и воронами, голубями..