Летит соколок через Божий домок, говорит: «В этом домке моя сила горит». (Пчела, церковь, восковая свеча).
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши). Значит, надо меньше говорить, а больше глядеть и слушать.
Живой неживого бьет, тот вовсю ревет, созывает в храм народ. (Звонарь, колокол).
Когда солнце видело дно моря? (Во время перехода израильтян через море).
У меня, молодца, четыре отца, пятый батюшка, кто они? (Бог, царь, духовник, крёстный отец).
Что такое горящее и несгораемое и кто это видел? (Моисей перед Купиной Неопалимой).
Синее море, хрустальные берега, а посредине - утка. (Лампада)
Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грехи)
Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя. (Душа)
Озеро кругленько, берега узеньки. Кто в нем искупается, тот к царским слугам причисляется. (Купель)
Ольга
Первый раз - прилетел,
Второй раз - принес,
Третий раз - не вернулся.
За свои сны много бит,
За чужие - на троне сидит.
Ольга
Когда животное умней пророка было? Когда животное с царем еду делило?
Когда животное Пророку послужило?
Что это за животное?
Ольга
У зятя теща была больна,
Врач пришел, и здорова она.
(Теща Петра, Врач - Иисус Христос)
Он сил придал Ионафану,
Был пищею в пустыне Иоанну,
И в горнице его Христос вкушал,
Своим родителям Самсон покушать дал. Название его простое,
Скажите, что это такое?
Ольга
Слуга бежал, догнал и взял,
Хотя никто его не посылал.
Но, получив то, что хотел,
Болезнью страшной заболел.
(Гиезий заболел проказой)
Кто в старости глубокой
Был крепок и силен,
И было зорким око?
И сколько лет жил он?
(Моисей, 120 лет)
Кто, не будучи ни на земле, ни на небе, молился Господу и был услышан?
Кто перестал быть скупым после первой встречи с Иисусом?
Ольга
Кто от большой радости не пустил гостя в дом?
/Служанка Рада/
Сколько этажей было в ковчеге?
Ольга
Не дерево, а цветет; не ключ, а отпирает; не имеет рта, а поглощает; не солнце, а сушит?
/жезл Аарона/
Какой корабль не нуждался ни в руле, ни в парусах, ни в двигателе?
/Ноев ковчег/
Ольга
1. Самсон разорвал этих животных на части. (Лев)
2. На этих животных приехали мудрецы. (Верблюд)
3. Иона провел три дня в утробе этого животного. (Кит)
4. Иисус въехал на этом животном в Иерусалим. (Осел)
5. Какие животные облизали раны бедного Лазаря? (Собаки)
Ольга
1. Кто из учеников заботился о матеря Иисуса? (Иоанн)
2. Единственная женщина среди судей Израильских. (Девора)
3. Ему приснилась лестница, ведущая на небо. (Иаков)
4. Муж Марии. (Иосиф)
5. Великая прабабушка царя Давида. (Руфь)
Ольга
1. Город, где был расположен храм. (Иерусалим)
2. Город, где жили Марфа, Мария и Лазарь. (Вифания)
З. В каком городе родился апостол Павел? (Таре)
4. Город, где жил Иисус. (Назарет)
5. Стены какого города пали? (Иерихон)
Ольга
1. За какую сумму Иуда предал Иисуса? (30 серебренников)
2. Сколько денег положила вдова на жертвенник в храме? (2 лепты)
3. Сколько денег потребовалось бы ученикам, чтобы накормить 5000? (200 динариев)
4. Сколько заплатил добрый самарянин за лечение раненного иудея? (2 динария)
5. Сколько должен был слуга (из притчи о немилосердном слуге) своему господину? (10000 талантов)
6. Сколько денег взял с собой Нееман, когда поехал к Елисею? (10 талантов серебра - 6000 сиклей золота)
Ольга
1. Назовите первую книгу Ветхого завета (Бытие)
2. Назовите последнюю книгу ВЗ (Малахия)
3. Какие книги называются Пятикнижием? (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие)
4. В какой книге рассказывается о сотворении мира? (Бытие)
5. Назовите одну из книг пророков (Иоиль)
Ольга
Какое явление природы, согласно сказкам Пушкина, названо богобоязненным?
(“Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… не боишься никого, кроме Бога одного”)
Какую заповедь дал Пушкин, устами своего героя, служителям церкви?
(“не гонялся бы ты поп за дешивизной”)
(Валаамова ослица - Числа 22:28)
Назовите двух человек, которые никогда не умирали и родились, и двух других, которые никогда не рождались, но умерли?
(Илия и Енох вознеслись, Адам и Ева были сотворены)
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗАГАДКИ
По белоснежному полю идут 125 львов. Тонконогие львы с весело задранными, как у собак, хвостами идут по белокаменным стенам Дмитриевского собора в городе Владимире. Вокруг них птицы, олени, святые, всадники. Почему древнерусские зодчие вырезали так много львов? Вроде бы нетипичное животное для природы Владимирского княжества. Оказывается, лев - древний символ Христа.
В библии Иисус Христос назван львом: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.» (Откровение Иоанна Богослова 5:5). Средневековые ученые считали, что львица рождает мертвого детеныша и оживляет его дыханием - чем не параллель с воскресением Христа? «Лев спит с открытыми глазами. Так и Христос не закрывает очей, храня нас, грешных. И вообще лев - царь зверей, а Христос - Царь Небесный», - так или примерно так рассуждали наши предки, изображая на стенах белых владимирских церквей бесконечных львов.
При взгляде на наши православные церкви, кроме восхищения их красотой и благоговения, подчас возникает недоумение.
Почему столько куполов? Почему такие цвета? Зачем алтарь?
На некоторые вопросы ответить легко, ответа на другие не знает никто. Многие символы русской церкви идут еще с византийских времен, ведь Русь приняла веру от Византии. Епископ Фессалоникийский Симеон писал: «Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир. Верхние части его - видимое небо, нижние - все то, что находится на земле… Твердость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых… Становится понятно, почему так часто на куполах храмов изображают звезды - ведь они символизируют небо. «Его свод простирается подобно небесам… и украшен мозаикой, как небесный свод сияющими звездами» - это слова уже другого христианина, жившего в VI веке. Интересно различие между античными храмами и храмами христианскими. Античный храм называли «крытой улицей», то есть движение в нем предполагалось по горизонтали, вперед. А христианский храм самой своей архитектурой задавал движение вверх, к небу.
Главное место православной церкви - алтарь.
С точки зрения архитектуры, это небольшое отгороженное помещение в восточной части храма, в котором находится возвышение - престол.
А с точки зрения верующего человека, алтарь - место для чудес, символ рая. В алтаре размещался престол — возвышение для совершения главного христианского таинства — евхаристии. Название «алтарь» очень древнее, происходит от латинского «alta ага» - «высокий жертвенник».
А вот «алтарная преграда» появилась в IVвеке. Закрывается преградой, чтобы монахи не отвлекались. Сначала это была колоннада (иногда ее завешивали тканью), потом невысокая стенка. И только в XIVвеке на Руси возник иконостас - сплошная стенка из икон, окончательно отделившая алтарь от молящихся.
Все в церкви имело значение. Престол означал место Гроба Господня, апсида (это выступ алтарной части, где чаще всего находилось изображение Богоматери - пещеру, где Христос родился, поэтому она обычно полукруглая. Сам храм должен быть продолговатой формы, как корабль, обращенный на восток, откуда ожидается второе пришествие Христа, и еще лучше - иметь крестообразную форму. Купол покоился на 4 столбах, соединенных арками, так что в плане получался квадрат, а в VII-VIII веках к этому квадрату со всех сторон стали пристраивать по квадратной «клеточке», так что получился крест. Изображения апостолов помещали обычно между окон, потому что учение Христа - свет, а апостолы распространяли этот свет среди людей. А четыре столба-устоя украшали изображениями мучеников-святых их страдания стали опорой христианской веры, подобно тому, как столб - опора здания.
Тринадцать куполов означали Христа и 12 апостолов (Софийский собор в Киеве). Пять куполов - это Христос и 4 евангелиста, таких храмов очень много (Спасо-Преображенский в Чернигове, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля и сотни пятиглавых церквей в других городах и деревнях России). Три купола - напоминание: Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой (Георгиевский собор в Новгороде). И самые скромные и распространенные однокупольные церкви - это утверждение того, что Бог един. Из них самой, наверное, прославленной является церковь Покрова на Нерли (1165 год), она изящна и трогательна. А на стенах тоже львы, птицы, царь Давид… Птицы - очень древний символ человеческой души.
На стенах Дмитриевского собора вырезано из камня около 250 птиц!
Всем известна легенда о том, как в X веке при князе Владимире наши предки выбирали себе веру, посещая храмы разных религий. И выбрали православие после посещения храма Святой Софии в Константинополе, ибо «не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом… Мы же не можем забыть красоты той» (это слова из «Повести временных лет», древнейшей русской летописи). Что же, история целого народа повернула на новую дорогу только из-за красоты одного-единственного храма? Нет, конечно, для принятия Русью Православия было много разных причин. Но память народная сохранила именно эту причину - красоту. И с тех пор, как цветы, расцветали по Руси храмы, построенные по древнему завету: «как мера и красота скажут».
Загадка белого шатра
У московского государя Василия III не было детей. И когда, наконец, родился сын, обрадованный отец повелел построить церковь, какой не было на всем белом свете. Новорожденный сын - это будущий царь Иван Грозный. Потом он будет жестоким, принесет подданным много горя, но пока он - хорошенький младенчик, ему радуется вся страна, и в честь его строится белый храм Вознесения в селе Коломенском рядом с Москвой. Такой церкви «не бывало прежде сего в Руси» - о загадке происхождения первой шатровой церкви ученые спорят до сих пор. Этот храм совсем не похож на русские и византийские церкви, в нем - что-то от индийских храмов. До сих пор все русские храмы завершались сводами и куполами. Неизвестные строители церкви Вознесения вытянули своды шатром - и получилось что-то радостное, устремленное вверх, к небу. Потом появятся другие шатровые церкви -
Рождества Христова в Путинках, церковь Успения в Угличе, церковь преподобного Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре. А еще позже, в 1652 году, патриарх Никон запретит строить шатровые церкви как вольнодумные.
1.Он ходит-бродит неприкаянно,
Бог наказал неправду Каина.
Лицом он темен - это правильно,-
Наказан за убийство…
2. Дал Господь обетованье,
Говорится так в Писаньи:
Он великого народа
Будет основатель рода.
Принял Господа ты сам,
Праотец наш …
3. По морю плывет ковчег,
Но заветный виден брег.
Ной с семьею очень рад:
Видит гору…
4. Бог смешал людей языки,
Потому что Он великий.
Люди думали, что им
Можно многое самим.
Например, построить град
С башней до небесных врат.
Град разрушился потом,
Имя вспомним со стыдом,
Ведь за гордость назван он
Был когда-то …
5.Покаянья образец
Дал великий праотец,
Написав псалом и там
Грех большой оплакав сам.
К Богу до сих пор летит
Плач наш общий, царь …
6. Змей успел шепнуть жене,
Что познать они с Адамом
Могут и добро, и зло.
Вот уж вправду «повезло»,
Что растет в Едеме древо!
Плод с него и съела …
7. Сон приснился праотцу,
Сон про чудо-лестницу.
(Он потом боролся с Богом).
Ты подумаешь немного,
Да и скажешь мне. Итак, он
Звался как? Святой …
8.Все Господь отнял, что дал,
Он был верен, не солгал,
Испытанья перенес
И в терпении возрос.
А потом, и то не диво,
Был утешен Богом …
9. Зависть привела к беде:
Нет сыночка, нет нигде!
Продан братиею брат,
А отцу цветной халат
Принесли, коль где он, спросит.
В рабство продан был …
10.Сей корабль огромный, славный
Спас в беде народ избранный.
Сквозь потоп направил бег,
Ну а звался он …
Ответы: 1. Авель; 2. Авраам; 3. Арарат; 4. Хвастун; 5. Давид; 6. Ева; 7. Иаков; 8. Иов; 9. Иосиф; 10. Ковчег.
1. Каин, Авель были братья,
Но любви, могу сказать я,
Между ними было мало.
И тогда-то вот что стало:
Зло в душе набрало сил -
Каин Авеля …
2. Был Христос смиренным очень,
Так что стража темной ночью
Отвела Его в темницу,
Нарядила в …
3. Покаянья проповедник
И Завета он наследник,
Был в утробе он отмечен,
Звался Иоанн …
4. Погубить Христа-Дитя
Он задумал, не шутя,
Сам себе могилу вырыл
Душегуб — мучитель …
5. Сорок дней Христос постился,
Искушая, бес явился,
И взалкал Господь отныне.
Было это все в…
Ответы: 1. Убил; 2. Багряница; 3. Предтеча; 4. Ирод; 5. Пустыня.
1. Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь Кто людям подарил,
Ну, конечно, ….
2. Горы, травы и цветы,
И лесов краса –
Это все подарок нам
От Господа-…
3. Он в хлеву рожден был Девой,
Ангел об этом возвестил,
Что в яслях, в пещере серой
Лежит Младенец – Божий …
4. Бог людей всех возлюбил
Великою любовью.
Иисус грехи все искупил
Своей Святою …
5. Он рожден был человеком
И крещен Он был водой.
А когда ушел на небо,
Послал на землю Дух …
6. Бог жить нас праведно учил,
Законы соблюдая,
Их может каждый изучить,
Библию…
7. В этой Книге на вопрос
Ты найдешь ответ.
Интереснее её
В целом мире …
8. Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать,
Не держать в сердце обиды,
А от всей души …
9. Если жить долго хотите,
Благословенья получать,
То тогда должны вы, дети,
Отца с мамой …
10. Как Господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди,
И давайте в мире …
Ответы: 1. Бог 2.Отца 3.Сын 4.кровью 5.Святой 6.читая 7.нет 8.прощать 9.почитать10.жить
Игра — загадка «Доскажи словечко»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат … пению
Паучок … терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас … труду.
И к тому же в их труде
Все по-справедливому.
Отражение в воде
Учит нас … правдивости.
Учит снег нас … чистоте.
Учит солнце … доброте.
И при всей огромности
Обучает … скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учит крепкой … дружбе.
Рождественский стих- загадка
На жарком Востоке, средь гор и пустыни,
лежит Святая Земля – … (Палестина).
В той древней стране известный нам всем,
есть небольшой городок … (Вифлеем).
Когда-то сюда по указу царя
пришла записаться Святая … (Семья).
Сейчас имена их известны всем в мире:
Иосиф-Обручник и Дева … (Мария).
Тогда же — безвестны, и бедного вида,
Но оба из царского рода … (Давида).
Весь город Иосиф с Марией прошли,
но все же приюта себе … (не нашли).
И только лишь в поле пещера с скотом
им заменила временный … (дом).
В той самой пещере, немного спустя
у Девы Марии родилось … (Дитя).
И с радостью ангел с неба спустился
и пред пастухам в поле … (явился.)
«Не бойтесь, я весть вам благую принес:
Сегодня родился Спаситель — … (Христос)!
В пещере, в яслях, лежащим на сенце
увидите вы Святого … (Младенца)».
И сразу предстали им ангелов много
поющих …. («Слава в вышних Богу!»)
Тотчас пастухи к пещере пошли,
и там Марию с Младенцем … (нашли).
В радости Богу они помолились
И низко Христу пастухи … (поклонились).
А после Младенцу поклон принесли
волхвы из далекой персидской … (земли).
Долгие дни вела их сюда
явившись на небе большая … (звезда).
Прошли они горы, степи, моря,
под звездою рожденного видеть … (Царя).
Ярко звезда светила пред ними,
пока привела их к … (Иерусалиму).
Волхвы отправились в царский дворец
спросить о рожденном великом … (Царе).
Их встретил одетый в шелка и порфиру
сидящий на троне коварный царь … (Ирод).
Созвал мудрецов он и задал вопрос:
«Узнайте, где должен родиться … (Христос)?»
Ответ получив в короткое время,
Ирод отправил волхвов к … (Вифлеему).
И снова звезда перед ними явилась,
над домом с Младенцем … (остановилась).
Волхвы поклонились Христу до земли,
дары, как Царю, Ему … (поднесли).
Вручили они Спасителю мира
сокровища: … (золото, ладан и смирну).
Исполнив успешно весь замысел свой,
иным путем возвратились … (домой).
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …(Иисус Христос).
Ваша помощь сайту и приходу
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)
Календарь — архив записей
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 719) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (976) Вопросы священнику (418) Изображения (259) Иконы (544) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 038) Статьи (1 800) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (159) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (515) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (386) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 811) Библия (799) Закон Божий (819) Миссионерство и катехизация (1 414) Секты (7) Православная библиотека (484) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 778) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 487) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (473) Радоница (8) Родительская суббота (33) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (693) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (152) Елеосвящение (9) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (25) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (67) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (112) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (375) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)Православный календарь
Неделя 2-я Великого поста. Глас 2-й.
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458).
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).
Прп. Патрикия Петрова исп. (1933); св. Василия Малахова исп., пресвитера (1937).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
На утрене катавасия «Отверзу уста моя...».
На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...».
Именинников мы поздравляем с днем Ангела!
Икона дня
Преподобный Симео́н Новый Богослов, игумен
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятовании о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения – сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них – чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову
Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Божественное озарение, отец Симеон, восприняв в душе твоей, ты оказался ярчайшим светом для мира, разгоняя его духовный мрак и всех убеждая искать благодать Духа, которую они потеряли. Моли настойчиво Бога даровать нам великую милость.
Кондак преподобному Симеону, Новому Богослову
Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.
Перевод: Будучи просвещен светом Трисолнечным, Богомудрый, ты явился Богословом Пребожественной Троицы. Обогатившись свыше премудростью и даром слова, источил ты Божественные потоки Богомудрия, мы пьем из них и воспеваем: «Радуйся, трижды блаженный Симеон, Богом наученный».
Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову
Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца
О, богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
25 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Гимн Симеона Богоприимца. Анна Пророчица
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.
Совсем недавно мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский храм после дней очищения Девы Марии и о встрече с праведным Симеоном.
В данной программе мы продолжим изучать историю этого события. И начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:
2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,
2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
(Лк. 2, 28–32)
Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.
Ныне отпускаешь – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта, исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя не иначе, как «слугу Господня», который стал свидетелем эры спасения человечества. Поэтому он и преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.
ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов – Симеону открыто Святым Духом, что Дитя, которое он держит на руках, и есть тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога и поэтому пребывающих во тьме. Свет означает, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Также и среди народа Израиля будет явлена «слава», под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, Который даст новое откровение в Иисусе Христе.
2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 33–38)
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особо делает акцент на Деву Марию, как Мать Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Так как в храме Божием, в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.
Но так или иначе Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему они дивились, то есть изумлялись. Это не говорит о том, что они услышали что-то новое. Это состояние человека, соприкоснувшегося с благодатью Господней.
2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
(Лк. 2, 34–35)
Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.
Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.
Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу. Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она испытает при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда через сердце проходит меч.
Кроме Симеона в храме, то есть во Дворе женщин, есть еще одна свидетельница – пророчица Анна (чье имя на еврейском языке звучит как Ханнá и означает «милость» или «благодать»).
Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).
Анна была вдовой: она пережила скорбь и горе, и они не ожесточили ее, но напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону разрешался повторный брак после смерти супруга, Анна, по благочестивой традиции, которая была распространена в те времена, сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак.
Ей было восемьдесят четыре года: она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Она не отходила от храма (Лк. 2, 37), но это не значит, что она жила в храме, там не было места, чтобы жить. Анна проводила все свое время, участвуя в богослужениях и молитвах, в храме Божием с детьми Божьими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Мульткалендарь
Православные просветительские курсы
СОРОК МУЧЕНИКОВ: Слово в день памяти сорока Севастийский мучеников
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С егодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл. Всегда этот праздник с особой торжественностью отмечался, и известно знаменитое слово святителя Василия Великого в похвалу сорока мученикам.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.43 Mb)
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
- Беседа №1 Предварительные понятия
- Беседа №2 Священная Библейская история
- Беседа №3 Церковь Христова
- Беседа №4 Христианская нравственность
- Беседа №5 Таинство святого Крещения
Приложения:
- Часто задаваемые вопросы
- Православные святцы
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Свежие записи
Радио "Вера"
Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.
Телеканал Царьград: Православие
Ваша помощь сайту и приходу
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)
Календарь — архив записей
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)Православный календарь
Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).
Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).
Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.
Именинников мы поздравляем с днем Ангела!
Икона дня
Преподобный Мартирий Зеленецкий
Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.
Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.
По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".
Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.
Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.
От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.
Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.
Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому
От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.
Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому
Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.
Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.
Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому
О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.
В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.
Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.
1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
(Лк. 1, 26–38)
Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.
Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.
И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.
Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.
Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.
Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.
Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.
С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.
Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.
Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».
Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).
Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?
Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.
Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.
Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.
Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».
Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).
В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Мульткалендарь
Православные просветительские курсы
СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне
С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)
Иеромонах Никон (Париманчук)
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
- Беседа №1 Предварительные понятия
- Беседа №2 Священная Библейская история
- Беседа №3 Церковь Христова
- Беседа №4 Христианская нравственность
- Беседа №5 Таинство святого Крещения
Приложения:
- Часто задаваемые вопросы
- Православные святцы
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Свежие записи
Радио "Вера"
Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.