Чем отличается гордость от гордыни.

Гордость полезна и необходима человеку. Она позволяет следовать убеждениям, сохранять внутренний баланс, поддерживать самоуважение, не давать себя унижать, учит ценить себя. Но что делать, если гордость переросла в гордыню – коктейль гордости, эгоизма, высокомерия и зазнайства. Верующие люди считают ее смертным грехом. Психология же скажет, что гордыня мешает личностному развитию, построению отношений, продвижению по карьерной лестнице. За гордыню людям всегда приходится дорого платить. – один из вариантов платы.

Изучение гордыни находится на стыке психологии, философии и этики. Гордыня – противоположность смирению. Горделивый человек не способен идти на компромиссы, уступки, жертвовать чем-то (иногда самим собой).

Гордиться заслуженными успехами не зазорно, но вот постоянно в тему и нет вставлять свое «Я» – не хорошо. Горделивый человек на все смотрит с презрением. И на самом-то деле он самого себя не уважает, хотя и позиционирует чуть ли не как творца всего мира.

Гордыня – это приписывание себе больших заслуг и достоинств, переоценка себя на фоне принижения достоинства других людей. Горделивый человек считает, что только он достоин внимания, похвалы, восхищения. Из-за своих убеждений, что других людей не заслуживает внимания, а с людьми можно и нужно обращаться как с вещами, носитель гордыни получает ненависть окружения и гонение.

Чем еще опасна гордыня:

  • Человек забывает о том, что он не совершенен, что неудачи случаются у всех, и не всегда обстоятельства складываются так, как мы хотим.
  • Чем больше питается и развивается гордыня, тем меньше человек ведет внутренний диалог и тем больше обвиняет саму вселенную, не видит своей вины в причинах неудач.
  • После этого нередко начинается процесс саморазрушения личности, ухода от реальности, да и сами переживания, негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на организм.
  • Гордыня не позволяет идти на уступки, провоцирует . В итоге от человека отворачиваются друзья и любимые, но сам гордец не понимает, что это он предал все ради своей гордыни.
  • Если гордыня соединится с жестокостью, то перед нами предстанет тиран.

Гордость и гордыня

Гордость – результат преодоления трудностей, работы над собой, осознанных действий, подтверждение ценности человека. Гордость хочется демонстрировать – и это нормально. Потому героев почитают перед аудиторией, снимают про них репортажи. Если гордиться есть чем, то делать это нужно. Это приятные и полезные эмоции.

Что интересно: для возникновения гордости нужно обязательно идентифицировать себя с поводом гордости. Мы можем восхищаться поступками других людей, но только если это близкий нам человек, мы испытаем чувство гордости за него и свою причастность к этому человеку. По этому принципу можно гордиться другом, семьей, страной.

Чем в итоге отличается гордыня от гордости:

  • Гордость – моральное чувство. Оно включает в себя самодостаточность, чувство собственного достоинства, личностную независимость. В то же время это осознание соответствия поступков ценностям и убеждениям. Гордость можно испытывать за себя или за другого человека.
  • Гордость побуждает и мотивирует к новым свершениям и саморазвитию. Она заставляет человека верить в собственные силы, видеть свои возможности и потенциал, стремиться к лучшему.
  • Гордыня же может быть только в отношении самого человека, его Эго. Притом не обязательно эта личность действительно имеет причины гордиться собой. Гордыня может базироваться на одном и нездоровом чувстве собственного достоинства (значимости). Гордыня замедляет , отделяет человека от общества.

Горделивые люди склонны к зависти. Они часто претендуют на чужое место, независимо от того, что совершенно не соответствует ему. У обладателя гордыни всегда завышенные требования, он всегда недоволен и ждет большего. Ибо искренне полагает, что его прекрасная личность заслуживает всего лучшего и постоянно чего-то нового. Такие люди заочно считают мир плохим, стараются каждого человека поставить на свое место (как это видит гордец).

Причины развития гордыни

К сожалению, нормальная и полезная гордость способна перерастать в гордыню – беспочвенную и преувеличенную гордость и ряд других аморальных качеств. Но гордыня и столь надменное отношение к миру не обязательно вытекает из адекватной гордости.

  • Корни могут уходить в , комплексы. Тогда гордыня – вариант гиперкомпенсации.
  • Еще одна возможная причина: человек презирает других из-за своего социального статуса, притом идущего из семьи (родители добились, а сам гордец вообще ничего не сделал, но раздул свое Эго).

Как избавиться

Чтобы побороть гордыню, нужно воспитывать в себе смирение – осознание того, что нет предела совершенству, признание своей неидеальности и способность соответствовать обстоятельствам.

Это не философия рабства или культивирование отказа от своих интересов. Хотя, к сожалению, так многие люди и понимают термин смирение, отождествляя его с терпением. На самом деле это определенная мудрость, смирение с тем, что никто не идеален: ни мы сами, ни мир в целом. Это смирение с тем, что не все подвластно человеку: нам не дано изменить устройство мира и сознание человечества в широком смысле этого слова. Существуют некоторые объективные вещи, законы, а также субъективные мнения других людей. С этим нужно считаться, то есть мириться, учитывать и корректировать свое поведение в рамках этой концепции.

Из чего невольно напрашивается второй элемент избавления от гордыни: избавление от и нездорового эгоизма, развитие адекватного отношения к людям. Притом речь идет не об альтруизме, а именно о золотой середине, когда вы что-то делаете на благо одновременно себя и общества.

Кроме как с помощью самоконтроля свое мышление и поведение не изменить.

  1. Прежде всего, поставьте главную цель: ради чего вы хотите избавиться от гордыни. «Просто потому что это грех и плохо» не подойдет. Распишите на бумаге, чего вас гордыня лишила, а что вы можете приобрести (какие способности, статусы, каких людей), избавившись от нее. Выделите главную цель, например, «избавившись от гордыни, я налажу отношения с любимым человеком, так как я хочу быть с ним».
  2. Далее важно научиться обращаться к людям за советами и интересоваться их мнением. Первое упражнение: попросить составить ваш портрет. Раз вы гордец, то вам пока это задание на самостоятельное выполнение лучше не давать. А вот люди со стороны честно и, скорее всего, адекватно распишут ваши достоинства и недостатки. Примите этот портрет без всяких споров.
  3. Дальше план индивидуален: что написано в отрицательном ключе – убираем, что в положительном – возвращаем, развиваем, прививаем.
  4. . Регулярно спрашивайте их мнение и прислушивайтесь к речам других людей. Вы должны понять, что каждый человек – индивидуальная и интересная личность со своими правами и убеждениями. Хорошее упражнение – просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением. Можно обсуждать с друзьями, а можно пересказывать сюжет от лица разных героев.
  5. Практика и только практика. Каждый день выполняйте что-то, что ниже вашего достоинства (как вам кажется). Только, пожалуйста, не впадайте в крайности, не нужно настоящих унижений. Ваше цель переработать гордыню в гордость, а не убить совсем чувство самоценности.
  6. Не бойтесь добрых слов и благодарности. Их в вашем лексиконе должно стать больше, нежели упреков и критики. Вместе с этим развивайте .

Гордыня – это червь, вызывающий процессы гниения в человеческой душе. Искоренить ее можно, но сделать это непросто, а без помощи вовсе не обойтись. Признать свое несовершенство и попросить о помощи – первый, но самый важный шаг. Если вы смогли сказать «Я страдаю гордыней и тем несовершенен», то вас уже нельзя категорично назвать горделивым человеком.

Главное – не отвергайте эту помощь. Те люди, что согласились помочь, заслуживают вдовое больше приятных слов, ведь терпеть гордеца не просто. Для этого нужно видеть положительный потенциал. И если его кто-то разглядел, то вы имеете все шансы на успех, если и сами разглядите свой истинный потенциал.

Гордыня и гордость – однокоренные слова, однако значение у них разное. Гордостью называют положительную самооценку, самоуважение. Гордиться можно не только собственными успехами и достижениями. Например, можно испытывать гордость за сына, за свою страну, команду, родителей и т. д. Чем отличается гордыня от гордости? Гордыня имеет негативный окрас и в разных религиях считается причиной всех грехов. Горделивый человек высокомерен, имеет непомерно высокую самооценку, не способен радоваться за успехи других.

Обратимся к толкованию слов

Не зная лексического значения слов гордыня и гордость, человек может вкладывать в них совершенно иной, неправильный смысл. Но прояснить ситуацию никогда не поздно. Обратимся к 3 известным толковым словарям – С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.

Что такое гордость, определение Ожегова:

Определение гордости из словаря Ушакова:

  1. «Отвлеченное сущ. к гордый (гордость поступи, характера).
  2. Характер или поведение гордого человека (его гордость не позволяла ему прощать подлость).
  3. То, чем (тот, кем) гордятся (военные корабли – гордость советского судостроения)»

Теперь перейдем к вопросу, что такое гордыня. Определение этого слова во всех словарях одинаковое, и трактуется, как «непомерная гордость, высокомерие» В.И. Даль так и вовсе различий между гордостью и гордыней не видел, и оба слова определял так: «Гордость, гордыня, горделивость – качество, свойство гордого. Гордым быть, глупым слыть. Гордый – кичливый, надменный, заносчивый; надутый; кто ставит себя самого выше прочих»

И в самом деле, грань между гордыней и гордостью очень тонка. Гордость нередко перерастает в гордыню. Что примечательно, происходит это незаметно. Возгордившийся человек не замечает за собой вины или греха. Ему действительно кажется, что он лучше других, достойнее, выше.

Где проходит грань?

Многие пытаются искоренить в себе гордость, полагая, что это начало гордыни. Однако они забывают, что есть от нее и польза. Так, гордость защищает человека от причинения вреда себе и другим, не дается скатиться на дно. Гордый человек никогда не опустится до воровства, сплетен, хамства, аморального поведения. Как нельзя лучше характеризуют гордость синонимы: честь, достоинство, самоуважение. По отношению к кому-то ее можно заменить словом радость. Например, «я радуюсь успехам сына».

Сама по себе гордость не является грехом, но очень быстро может к нему привести. Возьмем, к примеру, другие страсти. Еду можно использовать, чтобы утолить голод, а можно ей объедаться, и тогда это будет грехом чревоугодия; сексуальность можно использовать для укрепления любви с мужем (женой), а можно впасть в грех блуда. Иными словами, чрезмерная гордость перерастает в грех – гордыню:

«Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении – не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

Гордыня в Библии

Чтобы ответить на вопрос, что такое гордыня, обратимся к Библии. Бог ненавидит гордыню. Гордецы настолько ослеплены своей гордыней, что думают, будто не нуждаются в Боге, приписывают его заслуги себе и себе же поклоняются. Они перестают видеть свои недостатки. Гордыня – грех души, во всех христианских учениях он считается смертным.

Чтобы понять, насколько глубоко падает одержимый гордыней, вспомним историю Сатаны. До своего изгнания он был одним из самых прекрасных и избранных ангелов. Его звали сияющей звездой и сыном зари. Но от красоты своей возгордилось его сердце, а высокомерие сгубило мудрость. И поверг его Бог на землю, как нечистого. Гордыня была присуща Адаму и Еве. Воображая, что сами станут богами, вкусили они запретный плод и были наказаны. Синоним гордый по Библии – греховный, нечистый, безбожный, лицемер.

«Тот, кто преисполнен гордыни, не знает ничего, а только поражен страстью к спорам и словоблудию. Все это порождает ссоры, злые речи, злобные подозрения» (1-е Тимофею 6:4).

Признаки гордыни

Чтобы окончательно разобраться в определении гордыни, что это такое и как она проявляется, предлагаем изучить ее признаки. Перечислим только самые основные:

Гордецам свойственны и другие отрицательные качества. Гордыня ломает нормы морали. Возгордившийся человек может прибегать к лицемерию, тщеславию, мести, лишь бы еще больше возвысить себя. Скрыть гордыню невозможно. Даже если человек молчит, она читается в его холодном высокомерном взгляде, жестах, высоко поднятой голове.

Гордость для женщины

Женской гордостью исконно считается сохранение целомудрия. И речь идет не столько о девственности, сколько о духовной чистоте и благоразумии. Гордость оберегает женщину от сомнительных связей и отношений. Гордая женщина не терпит неуважение, грубость и хамство, как по отношению к себе, так и другим.

Некоторые под женской гордостью понимают неприступность: «женщина не должна знакомиться первой», «мужчина должен добиваться женщину, покорять ее сердце». Однако неприступность и холодность больше свойственны гордыне. Только высокомерная особа может тешить свое самолюбие ухаживаниями мужчины. Гордая женщина проста и прямолинейна.

Мнение автора. Гордыня – это стремление возвыситься над другими. Особенно сильно это желание у людей, которые считают себя в чем-то ущербными и зависят от мнения окружающих. Гордыня идет от нелюбви к себе, неприятия.

«Мальчики в школе дразнили меня «толстухой». Я мечтала стать миниатюрной и стройной, как другие девочки в классе, и ненавидела себя. Когда я выросла, у меня наконец-таки получилось похудеть. Но этого уже было мало. Я хотела доказать всем, как они ошибались, что я лучше других. Я выиграла несколько конкурсов красоты и совершенно незаметно для себя стала высокомерно относиться к полненьким соперницам. Я невероятно гордилась собой. Наверное, поэтому дружба с девочками не ладилась. Только через несколько лет я осознала свою ошибку, полюбила себя и стала проще ко всему относиться. Теперь на душе светло и приятно»

Гордость и гордыня – очень похожие, но, тем не менее, разные качества. Чтобы отличить одно от другого, достаточно посмотреть человеку в глаза. У гордеца они будут холодными, полными презрения и надменности. Глаза гордого человека светятся радостью, он спокоен и совершенно не груб.

Снежана, г. Таганрог

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.



Гордость

Го́рдость

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? го́рдости , чему? го́рдости , (вижу) что? го́рдость , чем? го́рдостью , о чём? о го́рдости

1. Гордость означает чувство радости, глубокого удовлетворения, которое испытывают, когда видят чьи-либо или свои собственные успехи, достижения в какой-либо области, осознают исключительные достоинства, таланты, положительные качества, присущие кому-либо.

У старого учителя были все основания испытывать гордость за своих учеников. | Докладчик с гордостью говорил об успехах коллектива. | Он не без гордости признался, что все эти прекрасные картины нарисовал сам.

2. Если вы говорите о гордости как о положительном качестве характера человека, то имеете в виду его чувство собственного достоинства, высокие моральные, профессиональные и т. п. требования, которые он предъявляет к себе и которым стремится соответствовать.

Если у вас есть гордость, вы никогда не примете такое унизительное предложение. | Крайняя бедность и нужда заставили её забыть о своей гордости и обратиться за помощью к людям.

3. Если вы говорите о гордости как об отрицательном качестве характера человека, вы имеете в виду его преувеличенно высокое мнение о себе, стремление постоянно демонстрировать своё превосходство над другими, презрительное отношение к тем, кого он считает хуже себя.

Его замкнутость принимали за гордость, пренебрежение к окружающим.

4. Если кто-либо или что-либо являются, считаются и т. п. гордостью страны, семьи, школы и т. п., значит, благодаря своим исключительным достоинствам, талантам, достижениям в какой-либо области они признаются лучшими, достойными восхищения, уважения, признания.

Баскетбольная команда была гордостью города. | Галина Уланова - краса и гордость русского балета. | Достижения в области космонавтики стали гордостью нашей науки.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "гордость" в других словарях:

    гордость - Гордость … Словарь синонимов русского языка

    Горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Сбить (сшибить) спесь с кого. О, я … Словарь синонимов

    Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал. Огюст Детёф Быть щедрым значит давать больше, чем можешь; быть гордым значит брать меньше, чем нужно. Халиль Джебран Ложной может быть скромность, но не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ГОРДОСТЬ, гордости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к гордый. Гордость характера. Гордость поступи. 2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою… … Толковый словарь Ушакова

    Гордость - Гордость ♦ Fierté Довольство собой (даже если речь идет о другом: «Я тобой горжусь»), которому сопутствует некоторая доля презрения к другим. Чувство законности своего превосходства или, во всяком случае, собственной значимости, якобы… … Философский словарь Спонвиля

    гордость - кичливая (Жуковский); слепая (Хомяков, Языков); холодная (Лермонтов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. гордость 1. Чувство собственного… … Словарь эпитетов

    ГОРДОСТЬ, и, жен. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего н. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение… … Толковый словарь Ожегова

    Гордость положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки… … Википедия

    гордость - безмерная гордость большая гордость великая гордость невероятная гордость неимоверная гордость необычайная гордость огромная гордость сатанинская гордость … Словарь русской идиоматики

    Гордость - (гордыня) в христианстве один из основных человеческих пороков. В Евангелии от Марка (см. Мк. 7, 21 23) гордость указывается среди 12 злых помыслов, которые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Апостол Павел включает гордость в число… … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство , Джейн Остен. "У мисс Остен был острый язычок и редкостное чувство юмора", - написал об известной английской писательнице ее не менее знаменитый соотечественник Сомерсет Моэм. С тонкой иронией,…

Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!

М. Горький «На дне»

Т ы слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Что мы знаем о гордыне?

Это чувство, признаваемое низменным многими религиозными и философскими концепциями, имеет огромное количество проявлений в повседневной жизни. То, что для современного человека является нормой поведения, а часто и поощряется обществом, с давних времён являлось поводом работы над собой.

Самые древние собрания мудростей, дошедшие до наших дней, веды, содержат сорок признаков гордыни, и многие из них, с лёгкостью, может обнаружить в составе своей личности, практически каждый человек.


Удивительно, но в приведённых ниже признаках, мы не найдём предубеждённого отношения в современном мире: одни возносятся как добродетели, иные проповедуются в качестве гендерных признаков поведения, но, к сожалению, мало какие могут считаться лишним грузом, от которого стоит избавиться:

  • Я всегда прав.
  • Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
  • Чувство собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысли о том, что ты лучше других.
  • Хвастовство.
  • Умение поставить соперника в невыгодное положение.
  • Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя.
  • Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало.
  • Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
  • Непозволение другим помогать себе и работать с другими.
  • Брать на себя непосильную работу.
  • Работа без меры.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Обидчивость.
  • Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
  • Излишняя чувствительность или бесчувственность.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие.
  • Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это.
  • Ощущение своей никчёмности.
  • Непрощение себя и других.
  • Сотворение кумира из себя и из других.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование малых людей.
  • Невнимательность (при изучении шастр).
  • Наличие раздражительного тона.
  • Повышение голоса в злобе и досаде.
  • Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство и безумство.
  • Нечестность по отношению к себе и другим
  • Неспособность пойти на компромисс.
  • Желание всегда оставить последнее слово за собой.
  • Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
  • Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
  • Мысли о необходимости решать чужие проблемы.
  • Предубеждённость к людям по внешнему виду.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм, юмор, стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим.

Гордыня в практике йоги имеет свои проявления. Часто, добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, человек раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением, не может нормально общаться. Если некто наделён такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик может заявлять: «Я уже двенадцать лет соблюдаю брахмачарью, кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я бескорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня».


Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики - моральными добродетелями. Есть мнение, что гордыня - серьёзная преграда на пути, состояние, связанное с блокировкой вишуддха-чакры. Если не пытаться преодолеть гордыню, и оставить её себе как награду за труды, то вишудха будет являться тем пределом, до которого энергия практикующего сможет подняться по сушумне. В свою очередь, гармонизация всех чакр даст возможность практикующему концентрировать свою энергию в области верхних центров, что позволит сделать практики самопознания эффективнее.

Почему же стоит стремиться избавится от гордыни?

Гордыня, чувство собственной важности, является источником пагубных мыслей и эмоций. Когда человек ставит себя выше или ниже кого-либо, он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить словом, мыслью или поступком. Чувство собственной важности порождает подсознательную агрессию по отношению к миру. Чувство гордости означает, что человек ставит себя выше Вселенной и Бога. Он не желает принимать ситуации, не соответствующие его ожиданиям, своё понимание мира считает самым верным, стремится подчинить себе окружающий мир. Несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости.

Гордыня - это, прежде всего, результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Вся энергия человека, преисполненного гордыни, уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Это так же нелепо, как если бы клетка начала бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.

Гордыня, как и любое другое поведение человека, имеет свое позитивное намерение: это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живёт в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл, что его внутренний мир имеет право на существование. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это значит желать уничтожение миров других людей, их уникальности. Ведь если один лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Не желая принять мир другого человека, мы делаем свой собственный мир бедным и убогим.

Как же освободиться от гордыни?

Любить и принимать мир таким, каков он есть, не осуждая, не сравнивая и не обвиняя никого и себя в том числе. Следует научиться принимать любую ситуацию в своей жизни без претензий и обид, и благодарить жизнь за события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Известная поговорка: «Все что делается- к лучшему», наиболее полно раскрывает всю суть происходящего в жизни. Позитивные стороны в любой ситуации иногда очевидны, а иногда скрыты от нашего сознания, и понимание урока приходит позже.


Но иногда бывает так, что самостоятельно человек не может преодолеть это ограничение внутреннего мира. И в такой момент, очень важно уметь услышать «старших товарищей». Тех, кто уже преодолел подобные омрачения ума и двигается дальше на Пути самопознания.

Но самый действенный метод обуздания своей гордыни - это, конечно же, служение . Служение в полном смысле этого слова. Служение, не только своим близким и знакомым, а служение обществу, служение Миру. Попробуйте каждый день делать что-то не только для себя, но и для окружающих. И вы увидите, как Мир вокруг Вас сразу начнёт меняться.

Не даром мудрецы прошлого заповедали нам: «Измени себя - изменится Мир вокруг».

И всё же, гордость, особенно вначале пути, является мощным стимулом продвижения вперёд и серьёзным помощником в борьбе с препятствиями. Гордость от собственных заслуг в асанах и пранаямах, позволит практику не останавливаться на достигнутом, и продвигаться в их освоении. Гордость от усмирения плоти в еде и удовольствиях, не даст сорваться при первом мимолётном желании. И даже гордость от моральных добродетелей, будет являться двигателем в начале пути практика.

Проще воспринимать гордыню как ступень личной, внутренней эволюции человека, помогающей ему в начале и отмирающей, за ненадобностью в ходе развития.

Каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и индивидуальность любого существа. Представим человеческий организм. В нем триллионы разных клеток и вместе их объединяет жизнь, стремление к целому, служение единому. На этом уровне все клетки равны между собой, нет клеток лучше или хуже.

Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой, но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма всё, что ей необходимо. Каждое живое существо, предмет - это частица Вселенной. Здесь все равны, всё в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому: к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. Каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития, все мы идём в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мире, но не за счёт возвышения над другими, потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счёт осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.