Для чего гейдар джемаль прикинулся шизофреником и получил инвалидность. Джемаль Гейдар: биография и мировозрение Гейдар джемаль молодой


Россия Мать:

Ирина Игоревна Шаповалова

Дети:

Гейда́р Джахи́дович Джема́ль (азерб. Cəmal Heydər Cahid oglu (6 ноября , Москва) - российский исламский деятель, радикальный и маргинальный философ-оккультист и общественный деятель. Председатель Исламского комитета России; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); член Совета Левого фронта России ; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации . По вероисповеданию - мусульманин-шиит . , «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Биография

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан .

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Тадзетдинов и Равиль Гайнутдинов, не считают его таковым.

Философия и взгляды

Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм . Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество). Современный мир, пришедший на смену империализму , Джемаль именует мондиализмом , где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США. Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту , корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи. События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Усама бин Ладен и талибы - это «креатуры ЦРУ ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой.

В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков (религию пассионарного взрыва и энтропии) и религию жрецов. Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия - это религия веры (проекта) и смерти. Однако не все течения ислама Джемаль принимает. Он отвергает суфизм , хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.

Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.

Апология ваххабизма и терроризма

По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым , Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске , Гейдар Джемаль сказал, что «Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Буденновске» .

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура », на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды , которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?» , он ответил: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…» .

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова , что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан, утверждая:

«Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла. Американская авиация бомбила всю Германию вдоль и поперёк, не различая военные и гражданские объекты, аналогичным образом она вела себя во Вьетнаме и Ираке. То есть это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола» .

Гейдар Джемаль активно приветствовал появление в среде исламских террористов Саида Бурятского (Александра Тихомирова), что по его мнению свидетельствовало об интернационализации борьбы кавказских муджахедов и появление некоего Интернационала исламской революции в России . После того, как в сентябре 2009 года появилось ложное сообщение об убийстве Саида (прославившегося к тому времени рядом крупных терактов), Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев»:

В интервью чеченскому эмигрантскому сайту Prague Watchdog Гейдар Джемаль заявляет себя сторонником исламизма (политического ислама). В ваххабизме и исламизме Джемаль ценит, прежде всего, мятеж против ненавистных ему либеральных и гуманистических ценностей западной цивилизации. Последнюю он противопоставляет исламизму как бездуховную, лишившуюся даже собственных христианских ценностей: «это Рим против Иерусалима в начале нашей эры» . По его словам, политический ислам должен возглавить «мировое протестное движение»:

"Все привыкли к позитивистскому либеральному мышлению, конструирующему себя в рациональных категориях. Все забыли, что борьба народов за социальную и политическую справедливость, за своё присутствие на исторической сцене всегда шла под теологическими знаменами и возглавлялась прежде всего теологами. Сегодня мы к этому возвращаемся, и, естественно, есть серьёзные проблемы встраивания в такой высокий дискурс, в такую высокую планку политической философии, достаточно глубоко разработанной, скажем так, западными мыслителями. А для мусульманских умов это пока что ещё некое новое поле. Тем не менее самое главное - это политический Ислам, который является точкой сборки самых разных сил, пришедших к выводу, что проблема истории - это их личная конкретная беда и что они должны возглавить мировое протестное движение".

Кавказ Гейдар Джемаль рассматривает как колыбель исламской революции в России, целью же этой революции считает модернизацию России: «Без Кавказа и без его развития в этом ключе никогда не поднимется и не преобразится Россия, которая нуждается во втором модернизационном шансе. Без этого она развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса» . На вопрос интервьюера о «человеческом измерении» борьбы - войне, крови, убийствах - Гейдар Джемаль отвечает:

"…аспект слабости, смешение, преступления, кровь и так далее, которые характеризуют человека и человеческую историю, есть тот инструментарий, посредством которого осуществляется исторический процесс. Вы не можете иметь историю без крови и страданий. Можно было бы, конечно, представлять, что история могла бы двигаться таким путем, но это будет либеральный взгляд, совершенно исключенный из религиозной парадигмы, в том числе и из традиционалистской, архаической. [Либеральный взгляд исходит из того, что человек создан для счастья, как птица для полета, и все существует для человека и во имя человека. Но этот взгляд не имеет ни веса, ни перспективы"

Гейдар Джемаль об Армении и Израиле

По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля - это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства . Никто не говорит о том, что евреев надо уничтожить. Может быть, так не думают мусульмане, которые являются либералами по своим убеждениям и которые большей частью находятся, к примеру, в Баку . Но зато так думает подавляющее большинство в многомиллионной Индонезии , Малайзии , Сомали , в мусульманских диаспорах Лондона и Парижа …

Обвинение в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. (…) 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь» .

После этого запроса, сайт Гейдара Джемаля переместился с домена ru на домен org.

Библиография

  • Революция пророков . - М .: Ультра.Культура, 2007. - ISBN 5-98042-018-5
  • Освобождение ислама . - Ультра.Культура, 2008. - ISBN 5-98587-006-5
  • Ориентация - Север . - Ультра.Культура, 2009. - ISBN 5-98042-018-5

Документальные фильмы

См. также

Примечания

  1. Силантьев Р. А. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.259 )
  2. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.207 )
  3. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.47)
  4. От имени всех мусульман…
  5. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.295 )
  6. Интервью с Гейдаром Джемалем на Эхе Москвы
  7. ДЖЕМАЛЬ Гейдар Джахидович - БД "Лабиринт" (рус.) , База данных "Лабиринт .
  8. Джемаль Гейдар Джахидович
  9. Григорий Нехорошев - «Истоки современных идеологий: Гейдар Джемаль, соратник Илюхина и Макашова, Басаева и Хачилаева» , Независимая Газета, 12 ноября 1999
  10. Центр «Панорама»: Головин Евгений Всеволодович
  11. Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998
  12. «Терапия оказалась бессильной перед манией Дугина-младшего переустроить мир», «Стрингер», 01.05.2003
  13. Новые правые - малочисленное общественное движение, объединившее в себя русский национал-большевизм и национал-социалистическую идеологию Западной Европы . - Институт русской цивилизации
  14. Е. Л. Мороз. Русское неоязычество.
  15. Ultima Thule (северный предел обитаемого мира)//Вести" (Иерусалим), 24.01.2002
  16. Тимур Полянников, политолог. По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке»
  17. «Память». Документы и тексты / Сост. В.Прибыловский. - М., ИЭГ «Панорама», 1990. С.25-26
  18. [Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998 стр. 52
  19. Муфтий Равиль Гайнутдинов отмежевался от провокационного заявления муфтия Аширова и Джемаля…
  20. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.307 )
  21. Тимур Полянников, политолог.По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке» // «Континент» № 21(83) 30 октября - 12 ноября 2002 г.

Муфтий: «Отношение к его политической деятельности у духовенства было настороженным»

Гейдар Джемаль был человеком, вокруг которого шли непрерывные споры. Его философские мысли не приветствовались в годы советской власти, за что он был отчислен из Института восточных языков при МГУ и до 1989 года состоял на учете в МВД в качестве диссидента. Но и в новейшей истории России его жизненный путь оказался тернистым: была запрещена «Исламская партия», которую он создал, закрывались по обвинению в экстремизме его телепередачи. Были и конфликты с исламским духовенством, например - вокруг книг Джемаля или его предложений изменить российский герб. «МК» попросил рассказать о жизни и последних днях Джемаля близких ему людей - двух муфтиев и писателя Эдуарда Лимонова.

Муфтий Альбир хазрат КРГАНОВ:

Гейдар Джемаль вел очень большую общественную и просветительскую работу, много ездил по регионам и за пределы России. Последняя такая поездка была в Алма-Ату, где он ушел от нас. Мы, мусульмане молимся и говорим, что все мы - от Всевышнего и к Нему возвращаемся. Ушел очень активный и известный стране философ и мыслитель, у которого были свои взгляды на актуальные вопросы, волнующие мусульман и все российское общество. Он очень смело полемизировал на эти темы. Часть общества соглашалась с его взглядами, у другой части они вызывали негативные оценки. Но очень важно, что он всегда имел собственное мнение. У него была и полемика с мусульманским духовенством: Джемаль иногда высказывал достаточно спорные тезисы, например - по вопросам суннизма и шиизма или относительно понимания традиционного ислама. Не все, мягко говоря, разделяли его точку зрения, но еще сам пророк Мухаммед с благословения Всевышнего говорил, что «когда есть разные мнения - в моей умме это милость», и нужно находить правильные решения в споре. То есть спорить в Исламе можно, но соблюдая нормы этикета и правила. Гейдар Джемаль их соблюдал, предоставлял серьезную аргументацию своего мнения, поэтому к нему всегда относились уважительно.

Эдуард ЛИМОНОВ:

Я многие годы знал Джемаля, одно время довольно часто бывал в его коммунальной квартире в Мансуровском переулке, не раз пользовался его книгами: он мне подарил «Революцию пророков», я ее прочитал и она стоит у меня на полке, это - книга большого мыслителя, от Гейдара я лучше узнал биографию пророка Мухаммеда. У него дома я встречал известных и уважаемых на Кавказе ученых, политиков и религиозных деятелей. И с Максимом Шевченко я там познакомился. Это было чем-то вроде неформального интеллектуального клуба. Однако Джемаль никого не агитировал за ислам, меня например невозможно на что-то сагитировать, но он многое разъяснял. Я присутствовал на нескольких его лекциях в МГУ, одно время они были очень модными, на них ходила масса светских людей. Эти лекции были очень интересными и неожиданными. Однажды я с ним ездил в Казань, мы посещали различные мечети, нас принимали знаменитые богословы, Гейдара и на улицах постоянно узнавали. Он в Татарстане очень популярен.

Муфтий Рушан хазрат АББЯСОВ:

По моей информации, Джемаль находился в Алма-Ате на лечении, но пытался использовать это время и для различных встреч, когда нормально себя чувствовал. Он больше известен, как философ и политический деятель, чем в качестве религиозного деятеля, поэтому официальные религиозные структуры часто дистанцировались от его заявлений, хотя с некоторыми рациональными идеями были согласны. Он не согласовывал с духовенством свои лекции. Но нам было интересно знакомиться с его мыслями. К его книгам отношение тоже было неоднозначным, поэтому духовенство их официально не рецензировало, но, безусловно, читало. Скорее негативным, или настороженным, было и отношение к политической деятельности Джемаля, его попытке создать партию по конфессиональному признаку. Мы - вне политики во все времена, и считали, что в нашей многонациональной стране создавать партию, основанную на одной из религий, не совсем уместно. Это подразумевало бы некоторое разделение, а нас всех в первую очередь объединяет то, что мы - граждане нашей России. Позже был принят и закон, запрещающий такие партии, мы его поддержали. Ислам дистанцируется от политики, наши ученые всегда говорили: «Прибегаем к помощи Аллаха, а от наущений шайтана, и политики - бережемся». В политике часто меняются ориентиры, а вера - это вечная ценность. Но Джемаль сыграл огромную роль в формировании общественных организаций, которые отстаивают права и интересы мусульманского населения и способствуют общению с другими общественными организациями.

5 декабря в Алматы на 70-м году жизни один из ярчайших проповедников современности, российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России, сопредседатель и член президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие" - Гейдар Джахидович Джемаль.

На похороны Джемаля в Алматы пришли более трёхсот человек. Многие из них прилетели из России, Азербайджана, Кыргызстана. Прощальную дуа на кладбище Баганашыл имам мечети Хазрет Султан Максатбек Каиргалиев. Он прилетел специально на похороны Гейдара Джемаля. В прощальной проповеди Максатбек Каиргалиев сказал, что люди многих стран и конфессий потеряли частичку себя.

По словам последователей Ислама, смерть мусульманина - не повод для слёз. Праведник обязательно попадёт в рай, а по грешнику и плакать нечего. Это особенно важно в случае с Гейдаром Джемалем. Ведь его жизнь не закончилась со смертью тела. Его дела будут жить и продолжаться единомышленниками, учениками, детьми. В эксклюзивном интервью сайт Орхан Джемаль, сын Гейдара Джемаля, рассказал, когда и зачем проповедник вступил в сатанинский националистический клуб, для чего прикинулся шизофреником и кто продолжит его дела.

Жизненный путь вашего отца весьма насыщенный. В разное время он был окружён разными людьми. Кого сейчас, после смерти Гейдара вы можете назвать его настоящим другом?

У Гейдара было много близких людей, ему было интересно в человеке всё яркое, необычное, значительное. Соответственно, возле него всегда было много людей чем-то замечательных. Многие из них становились его друзьями. Это люди из его молодости, о которой сейчас ходит великое множество фантастических слухов. Наиболее известные из них - Головин и Мамлеев - уже в могилах. К ним он всегда относился очень трепетно, несмотря на то, что позднее они разошлись в политическом, да и экзистенциальном плане. (Евгений Головин - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед, оккультист, специалист по эзотерике, алхимик, мистик, автор песен; Юрий Мамлеев - русский писатель, драматург, поэт и философ, основатель литературного течения "метафизический реализм" и философской доктрины "Вечная Россия". - Авт .)

Были люди, просто оказавшиеся рядом с ним, потому что в силу тех или иных качеств оказались на острие истории. Скажем, Ахмад-Кады Ахтаев или Надыр-шах Хачилаев. Они были не просто политическими соратниками, а именно друзьями. Ну и наиболее ближний круг учеников. Ученичество у Гейдара подразумевало не просто освоение "мыслей мэтра", а непрекращающийся годами интеллектуальный диалог. Естественно, многие из учеников были не только "джемалистами" но и друзьями. Гейдар, как Сартр, мог позволить себе симпатизировать и дружить с теми, к кому общественное отношение не однозначно. Рядом с ним мог оказаться и профессор философии, и генерал РГУ, и ветеран джихада.

О том, с кем дружит Гейдар Джемаль, ходили легенды / Фото EADaily

Гейдар Джемаль начал множество проектов, и умер, не закончив многие из них. Кто из его соратников продолжит его деятельность?

Гейдар - не глава партии, после него остался корпус идей, которые принадлежат всем. Даже те, чьи пути разошлись с ним, и отношения доходили до разрыва, признают его учителем. Идеи и методологии Гейдара будут развиваться более широким фронтом, чем тот который мог бы возглавить "продолжатель дела".

Он слишком "глыбище" для одного продолжателя. Тут будет как с Марксом - кто его продолжатель? А их много разных - и теоретики, и практики.

О том, каким Гейдар был в молодости, ходит множество слухов. Каковы самые яркие воспоминания вашего детства об отце?

Я лежу на кровати и плачу, а очень молодой Гейдар сидит рядом, читает Чапека и заливается хохотом. Строго говоря, даже не уверен, что это моё воспоминание, а не рассказ, услышанный в детстве от какой-то родственницы, возмущённой беспечностью молодого отца.

Деятельность Гейдара всегда так или иначе была связана с риском. Были ли моменты, когда жизни Гейдара Джемаля и его семье угрожала реальная опасность? Получал ли он угрозы со стороны оппонентов, может быть вашу семью преследовали, приходилось скрываться?

Да, такие моменты были и неоднократно, и угрозы тоже были. В разные периоды были разные источники угроз. В последние годы у него вконец испортились отношения с российскими властями, строго говоря, он никогда не жаловал путинскую модель правления, а после 2011 года стал поддерживать идею объединения всех оппозиционных сил. В ту пору заводились уголовные дела, связанные с его деятельностью и деятельностью тех, кто был рядом с ним.

В России внутриполитическая ситуация развивается по сталинским калькам. В семье, конечно, обсуждался сценарий, что, может, даже придётся бежать или уходить в подполье. Но это была гипотетическая перспектива, по крайней мере, при жизни Гейдара.

Враги Гейдара утверждают, что он был ярым националистом и антисемитом. Признаёте ли вы, что в деятельности вашего отца проскальзывали националистические моменты?

Гейдар был безусловным интернационалистом. За его национализм выдают его позицию либо по палестинскому вопросу (он был радикальным противником сионизма), либо по карабахской проблеме, либо вопрос о Пригородном районе между Осетией и Ингушетией. Это политические вопросы, для него однозначно не имевшие отношения к национализму. Он не был антисемитом, мой ближайший друг армянин всегда был вхож в наш дом, а среди людей, солидарных с Гейдаром, пруд пруди осетинов.

- Согласно Википедии, Гейдар Джемаль в молодые годы посещал эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

Это превратилось в какую-то страшилку. В реальности была компания интеллектуалов, сложившаяся вокруг Евгения Головина. Головин был исследователем традиций, связанных с алхимией и герменевтикой. В этот круг входили многие, кто ранее был связан с интеллектуальным и литературном клубом, организованным Юрием Мамлеевым. Они переводили и изучали Генона, переводили Майринга и Эйверса, были люди увлекавшиеся Гурджиевым.

Писатели, художники, поэты, переводчики, философы, бродяги, мистики, суфии и диссиденты от РПЦ и от СССР. Разумеется, в этом пространстве обсуждался и интерес Третьего Рейха к этой теме, ананербе и всё такое прочее. Это не организация, а культурная среда. Тема "Чёрного ордена СС" появилась в 90-е, когда Гейдар стал вмешиваться в оперативную публичную политику. Тогда стараниями нескольких журналистов были собраны все сплетни и слухи о той тусовке, которая сама себя называла шизоидным подпольем. Нашлись и эпатёры, и фантазёры, и вруны, которые состряпали пару-тройку статей. Их задачей было полить грязью Гейдара, который тогда засобирался в Думу. Это был типичный приём того времени, времени "грязных политтехнологий". А поскольку статейки были состряпаны смачно и помимо врак там были и отголоски правды, в дальнейшем их не раз тиражировали противники Гейдара. А "Чёрный орден СС" это, кажется, просто строчка из стихов Головина. Сами себя они так не называли, это выдумка появилась как раз в тех статьях.

В интернете немало информации о том, что Гейдар Джемаль проповедовал оккультизм и сатанизм, проводил оккультные обряды. Как вы можете это прокомментировать?

Гейдар был знаком со всем корпусом сколько-то значимых оккультных сочинений, он лично знал людей, использующих оккультные практики. К этим людям он относился скорее негативно и настороженно, и отвергал все предложения лечения их методами, которые поступали к нему в последние годы. Представить же Гейдара как участника чёрной мессы и проводящего обряд инвольтации может либо идиот, либо проходимец, пытающийся представить большую Личность в виде клоуна.

В 1990-е годы Гейдар Джемаль руководил организацией "Национально-патриотический фронт "Память". В то время эта организация получила статус антисемитской и националистической.

Период его связи с "Памятью" был недолгим, и расстались они не по-доброму. Антисемитом Гейдар не был, если не приравнивать к антисемитизму антисионизм. Другое дело, что что он никогда не проявлял по отношению к евреям политкорректного пиетета в духе: "ах, неужели и этот писатель еврей, надо же какой талантливый народ".

Для него не было народов "хуже", следовательно и не было "лучше". Он вообще относился к национальному несколько высокомерно, как к чему-то, что резонирует лишь в людях низкого пошиба. Хотя сентиментально относился ко всему азербайджанскому, а иногда и к русскому, на мой взгляд, не всегда заслуженно. Но если говорить о его самоощущении национального, то он конечно был скорее просто "лицом кавказской национальности", а детализация "азербайджанец" была на втором месте.

В молодости Гейдар Джемаль получил диагноз "шизофрения" и инвалидность II группы. Согласно источникам в интернете, диагноз не настоящий, ваш отец симулировал болезнь, чтобы получить возможность заниматься психологией, философией и изучением Ислама...

Поначалу косил от армии, а в диссидентские 70-е понял, что диагноз является дополнительной защитой от внимания КГБ.

Гейдар Джемаль не боялся выступать против действующей власти / Фото Обзор русскоязычных видеоблогеров

- 10 марта 2010 года Гейдар Джемаль подписал обращение российской оппозиции "Путин должен уйти". Зачем?

Он никогда не был поклонником Путина, в отличие от многих, кто нынче числится в оппозиции, а некогда своими руками лепил этого самого Путина.

На похороны вашего отца пришли алматинские приверженцы нетрадиционных мусульманских течений, например так называемые салафиты (в Казахстане салафиты приравнены к экстремистам). Они горячо поддерживают идеи вашего отца. Как Гейдар Джемаль относился к салафитам? Поддерживал ли он с ними связь, как комментировал их деятельность?

Гейдар был мусульманином и выступал за единство уммы и за преодоление разногласий между различными течениями и толками. Салафиты были для него такими же братьями-мусульманами, как все остальные мусульмане. Его система координат уммы не совпадала с привычной градацией по акыдам и масхабам, она не отвергала традиционную систему, но была больше политической.

Глупо отрицать, что ихваны и салафиты более прочих продвигали в последнее десятилетие проект политического ислама. То есть модели общества, когда принципам ислама подвержено всё, а не только культурно-литургическая сфера. Соответственно, он их считал авангардом уммы. Хотя вполне допускал, что авангардом в иных обстоятельствах могут быть и афганские матрудиты и турецкие ашариты.

Похороны Гейдара Джемаля прошли на кладбище Баганашыл в Алматы / Фото сайт

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье заслуженного художника России Джахида Шамиль оглы Джемаля и профессиональной наездницы и дрессировщицы Ирины Шаповаловой.

Генеалогическое древо Гейдара весьма интересно: его дед по отцу возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР. Отец матери был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль - прямой потомок генерала Шепелева.

Гейдар с ранней юности не боялся показывать непокорный характер. В 1965 году после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой "в связи с проявлением буржуазного национализма". В 1968 году Гейдар начал всерьёз интересоваться психиатрией и познакомился с "шизоидным подпольем".

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время вступил в эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

В конце 1988 года Джемаль вступил в общество "Память", но менее чем через год с ним же был исключён за то, что "контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка". С 1989 года принимал участие в исламской политической деятельности в СССР. С августа 1986 года по июнь 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр "Таухид" и с 1991 по 1993 год издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение"). С 1993 года начал издавать журнал "Ат-Тавхид" ("Единобожие"). Летом 1995 года создал и возглавил "Межрегиональное общественное движение Исламский комитет".

Проповедник, телеведущий, наставник, психолог, философ, он читал лекции в МГУ и рассказывал про суры Корана по центральному телевидению. О его отношении к армянам и евреям ходили сотни сплетен, а вопрос о его настоящем вероисповедании до сих пор открыт. Гейдар Джемаль - противоречивая и загадочная личность, достойная тщательного изучения.

В Москве в семье художника. Его мать была дрессировщицей хищников. Дед по отцовской линии возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем верховного суда Азербайджана. Дед по матери, Игорь Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем министра культуры СССР.

В 1965 году Гейдар Джемаль при МГУ, но спустя два года он был исключен из университета с формулировкой "за буржуазный национализм".

По договору Джемаль работал рецензентом иностранных поступлений в Фундаментальной библиотеке общественных наук (ФБОН), Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической библиотеке и др.

Входил в круг так называемого Южинского клуба, объединявшего интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, "психологии глубин" и т. д.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской СССР.

С 1980 года — активный член преследуемого в СССР Исламского движения Таджикистана, с 1987 года был членом политсовета.

В 1990 году совместно с представителями нелегальных организаций Поволжья и Кавказа Джемаль участвовал в организации Всесоюзной исламской партии возрождения. В 1991 году, после распада Советского Союза и выхода таджикского республиканского филиала, превратившегося в самостоятельную партию, он стал представителем "российского центра" при Центральном комитете Таджикской Исламской партии возрождения.

В 1992 году Джемаль был политическим советником вице-премьера исламо-демократического коалиционного правительства Давлата Усмона, отвечавшего за силовые структуры. После поражения коалиции стал партнером доктора Тураби (Хасана ат-Тураби) в Судане и курировал российский отдел в постоянном совете Хартумской международной исламской конференции (1992-1998).

В 1990-х годах он создал информационный центр "Таухид", издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение").

В это же время Джемаль участвовал в академической жизни города Кум — центра иранской шиитской теологии. В 1994 году он выпустил часовой документальный фильм "Исламская республика Иран".

Параллельно в Москве в 1993-1995 годах создавал передачи по религиозной исламской тематике в рамках программы "Ныне" на Первом канале. Также вел программы "Все суры Корана" на канале "Культура" и "Тысяча и один день" на канале РТР.

В 1995 году по предложению Тураби создал в Москве Исламский комитет, тесно сотрудничающий с Союзом мусульман России.

В этот же период Джемаль сотрудничал с мусульманскими организациями Европы, входил в президиум Всеевропейской конференции "Ислам — шанс Европы" со штаб-квартирой во Флоренции; поддерживал контакты с Британским советом мусульман, Исламским парламентом Великобритании, сорбоннским Клубом друзей ислама и др.

В 1998 году Джемаль читал факультативный курс лекций по социальной антропологии и политической философии в Кейптаунском университете в ЮАР. За этот курс он получил диплом почетного доктора Кейптаунского университета.

Также он читал лекции на тему "Традиция и реальность" на философском факультете МГУ.

С 2005 года был членом президиума Российского исламского наследия.

В последние годы Джемаль занимался чтением лекций, публичными комментариями по текущим событиям, сотрудничеством с различными интеллектуальными клубами в России и за рубежом.

ночь на 5 декабря 2016 года скончался председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль – сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», депутат Национальной ассамблеи РФ и постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК), инициатор создания Левого фронта России. Причиной смерти Гейдара Джемаля, по сообщению российского журналиста Максима Шевченко, стала продолжительная болезнь.

Он родился в 1947 году в Москве. В 1965 году поступил в Институт Восточных языков, из которого был отчислен «за буржуазный национализм» после года обучения. В 70-х годах Джемаль увлекался андеграудом Москвы. В это время им был написан ряд статей, предсказывающим скорое падение советского режима. В 80-е годы Гейдар уехал в Таджикистан, где стал сторонником «параллельного» ислама, неконтролируемого политической властью. В это же время он пытался контактировать с национально-патриотическим фронтом «Память», но быстро разорвал с ним отношения.

В 1990 году Джемаль принимал активное участие в создании Исламской партии возрождения в Астрахани и организовал информационный центр «Таухид», начав с 1991 года печатать газету «Аль-Вахад», просуществовавшую до 1993 года. С 1992 года он стал другом сына аятоллы Хомейни – Ахмадом Хоймени. Он часто ездил в Иран, где снял фильм о современном Иране: кинолента была показана на российском ТВ. Когда Ахмад умер, Джемаль продолжал контакты с министром иностранных дел Велаяти, спикером иранского парламента Натег-Нури, руководителями «Корпуса стражей исламской революции».

Гейдар Джемаль тесно общался с духовным лидером Судана – Хасаном ат-Тураби, с которым познакомился на первой обще-мусульманской Хартумской конференции в 1992 году. На этой конференции Джемаль сделал предложение создать международный Исламский комитет. Став значительным лицом на этих съездах, он приобрёл большое влияние и мог стать лидером, но ракетные удары ВВС США по Судану прекратили регулярность конференций, надолго отложив их.

Гейдар попытался укрепить объединение европейских мусульман, выступив на конференции «Ислам-Шанс Европы», которую организовал и поддерживал Клаудио Мути – итальянский филолог, принявший ислам и несколько лет издававший журнал «Джихад». Призывы Джемаля на этом форуме касались необходимости союза европейских приверженцев ислама против американского политического, экономического и военного присутствия. С 1993 по 1996 год Джемаль вёл на российском ТВ исламские программы «Ныне», «Минарет» и другие. Он проявлял активность при решении вопроса об исламе в Турции, читал лекции в ЮАР и выдвинул тезис о союзе ислама с православием в России против влияния Запада.

Может ли смерть 69 –летнего исламского лидера изменить обстановку во внутренней политике России, будет ясно позже. Он был влиятельной фигурой для огромной массы российских граждан. Сейчас всех мусульман страны волнует не то, почему умер Гейдар Джемаль, а кто займёт место в их сердцах и умах.