Этология - наука о поведении животных. Что такое этология животных? Что изучает наука этология

от греч. этос - обычай, нрав, характер. ? наука о поведении животных в естеств. среде обитания. Во Франции термин “этология” использовался применительно к науке о поведении животных со вт. пол. 18 в.; однако для обозначения особого научного направления он стал употребляться с 30-х гг. 20 в. (В англоязычных странах этот термин до пер. пол. 20 в. использовался как синоним понятия “характерология”.) Основы Э. были заложены исследованиями А. фон Пернау (нач. 18 в.), Дарвина (19 в.) и Я. фон Икскюля (кон. 19 - нач. 20 вв.). Особенно большое влияние на Э. оказала теория эволюции Дарвина, ставшая для этой науки общей парадигмой анализа всех поведенч. проявлений, в том. числе и поведения человека как одного из видов высших млекопитающих. Разл. формы поведения рассматриваются в Э. с т.зр. их эволюц. значения, т.е. их функциональной ценности для естеств. отбора и сохранения вида. Непосредств. предшественниками Э. были О. Хайнрот, Б. Альтум (Германия), Ч. Уитмен, У. Крейг (США), Дж. Хаксли (Англия), исследования к-рых оказали значит. влияние на последующее развитие Э. и внесли важную лепту в превращение изучения поведения животных в самостоят. научную дисциплину. Зарождение совр. Э. связано с именами австр. зоолога Лоренца (1910-86) и голл. биолога Н. Тинбергена (1907-88). На фоне господства бихевиористской ориентации и лабораторных методов исследования поведения, сосредоточенных на проблемах обучения, Лоренц в 30-40-е гг. выдвинул идею, что поведение животных необходимо изучать в естеств. среде, в условиях ничем не ограниченной свободы, обращая равное внимание как на врожденные, так и на приобретенные его элементы. (В лабораторных условиях “совершенный рисунок поведения”, складывающийся под влиянием факторов изменчивости, борьбы за существование и естеств. отбора, разрушается, что неизбежно приводит к ошибочным выводам.) Сам Лоренц разработал оригинальный метод изучения поведения животных в условиях полуневоли. С сер. века этология получила интенсивное развитие; издаются специализир. этологич. журналы “Behaviour:, “Ibis”, “Journal fur Ornithologie”, “Zeitschrift fur Tierpsychologie”. В 1973 за работы в области Э.К. Лоренцу, Тинбергену и М. Фришу была присуждена Нобелевская премия. Осн. задача Э. - дать филогенетич. и физиол. объяснение функциональных взаимосвязей между всеми факторами, действующими в поведении. С этой задачей связан широкий круг вопросов: какова природа инстинкта; насколько поведение определяется инстинктами и приобретенными реакциями (усваиваемыми как в процессе обучения, так и из личного опыта); как соотносятся и взаимодействуют врожденные и приобретенные элементы поведения; как животные общаются друг с другом; как изменяется поведение животных в процессе органич. эволюции и т.д. Особое внимание обращается на социальное поведение животных (терр. поведение, ритуалы и процессы ритуализации, механизмы коммуникации, механизмы сдерживания внутривидовой агрессии и т.п.) и изучение эволюции социальной организации. Во вт. пол. 20 в. важным разделом Э. стала “человеч. Э.”, изучающая с этол. позиций поведение человека. Осн. методы Э. - наблюдение поведения животных в естеств. условиях (как со стороны, так и в личном контакте) и его описание, формулировка гипотез на основе наблюдения, повторное наблюдение и эксперименты для проверки гипотез. В наблюдениях используются фото- и киносъемки. Специфической для Э. методол. процедурой является составление видовых “этограмм” (“каталогов поведения” разных видов) и их последующее сравнение с целью получения выводов об эволюции разл. форм поведения. Эта процедура используется, в частности, для изучения эволюции социальной организации: на основе выявленных черт сходства и различия виды сортируются по “таксонам”, а затем производится сравнение социальных систем (как в целом, так и отд. их элементов), в ходе к-рого, на основе обнаруженных гомологий и конвергенций, выявляются эволюц. тенденции. В целом, суть этол. подхода заключается в подробном сравнит. описании разл. форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов в этих формах поведения, а также выявлении значения этих форм поведения для сохранения и эволюции вида. В ходе этол. исследований было обнаружено, что любое поведение - сложная комбинация инстинктивных и приобретенных элементов. Инстинкты же представляют собой внутренне сложные формы поведения, состоящие из 3 элементов: “фиксированных паттернов действия” (к-рые приводятся в действие врожденными пусковыми механизмами, не связаны непосредственно с внешними стимулами и осуществляются сами по себе при накоплении достаточной энергии), рефлексов (стереотипных действий, вызываемых внешними стимулами) и “таксисов” (действий, направляемых специфич. источниками стимуляции). В социальных реакциях обществ. животных важную роль играют “релизеры”, т.е. видоспецифичные знаковые стимулы (слуховые или зрит. сигналы, действия, структуры, цвета, химич. сигналы, запахи), к-рые запускают поведение, функционально поддерживающее разл. формы социального сотрудничества (взаимодействие половых партнеров, семейную и групповую жизнь, поединки между особями и т.п.). Одна из важных разновидностей релизеров - т.н. “интенциональные действия”, сигнализирующие о намерениях. Взаимодействие по схеме “релизер-реакция” представляет собой достаточно сложную форму знакового поведения. В отличие от знаково-символич. поведения у человека, у животных как сами сигналы, так и реакции на них являются врожденными. (У некоторых высокоразвитых видов эта схема иногда запускается лишь при условии личного знакомства между особями.) Этологи считают, что важную роль в эволюц. развитии поведения сыграл механизм смещения действий. Этот механизм имеет особое значение, когда поведение мотивируется одновременно несколькими разл. побуждениями (напр., побуждением напасть и побуждением к бегству), а диктуемые ими программы поведения не могут реализоваться одновременно. Благодаря механизму смещения действия формируются новые формы поведения, дающие типичные способы разрешения конфликта между мотивами. В частности, по мнению Лоренца, в процессе эволюции смещенные действия стали материалом для формирования разл. брачных и угрожающих церемоний. У многих животных, начиная с рыб и заканчивая высшими млекопитающими, смещенные действия - неотъемлемый компонент поведения во внутривидовых драках и церемониях, предшествующих спариванию. В этой ситуации одно действие используется для обозначения другого, к-рое, не будучи замещено, было бы опасным; например, у рыбок-колюшек (самцов) в церемониях устрашения используются действия, характерные для постройки гнезда, питания и т.п., к-рые замещают открытое физич. нападение. Механизм смещения действия лежит в основе процесса ритуализации, в ходе к-рого сигнальные движения приобретают знаковые функции. Процесс ритуализации и ритуальные церемонии у животных - одна из важных и наиболее изученных тем в Э. Ритуализация уравновешивает противоречивые побуждения во взаимодействиях между особями, обеспечивающих воспроизводство и социальную жизнь вида, и тем самым выполняют видосохраняющую функцию. (Напр., ритуализация нейтрализует инстинкт нападения во взаимодействии между самцом и самкой в период ухаживания и спаривания.) Чаще всего процесс ритуализации проявляется у животных в таких формах поведения, как брачные церемонии, боевые ритуалы, боевые танцы, приветствия. У тех животных, у к-рых в ходе эволюции появились орудия нападения, ритуализация играет важную роль в сдерживании внутривидовой агрессии (вороны, чайки, цапли, волки и др.): у них сформировались жесты (или позы) подчинения, вызывающие автоматич. прекращение физич. агрессии со стороны партнера. В ходе этол. исследований выяснилось, что многие феномены поведения, ранее нередко считавшиеся свойственными исключительно человеку, в тех или иных формах проявляются уже на низших ступенях эволюц. лестницы: социальная организация и социальная иерархия (сложные социальные организации насекомых; т.н. “порядок клевания” у нек-рых рыб, птиц, напр. галок, и млекопитающих); сложные формы поведения, направленные на сохранение и достижение престижа в иерархии (собаки и др. высшие животные); подчинение вожаку (волки, собаки); инфантильная привязанность к матери (шакалы, собаки); “брак”, проявляющийся уже у рыб цихлид, у к-рых самец и самка связаны супружескими узами на всю жизнь; ухаживание; “любовь с первого взгляда” (галки, дикие гуси, усатые синицы, утки; у галок, напр., брачной церемонии и моменту физич. близости предшествует длительный период “помолвки”); “однолюбие” (гуси); приветствия; личное узнавание и элементы ориентации поведения на личные узы (галки); передача традиции (галки, приматы; напр., у галок нет врожденного инстинкта узнавания врага, и они учатся распознавать врага от старших членов стаи); игра как поведение, не ограничивающееся генетически заложенными инстинктами, всегда содержащее в себе элемент открытия и новизны и заключающееся в совершении действий ради них самих (галки, кошки, выдры); шутки (приматы); способность к преднамеренному обману и симуляции и способность распознавать обман (собаки, антропоиды); психосоматич. заболевания и неспособность переносить одиночество (человекообразные обезьяны) и т.д. Лоренц считал, что интеллект как способность к рац. действиям появляется уже у животных (напр., собак), и высказал гипотезу, что его появление связано с ослаблением врожденных стереотипов (видотипичных форм поведения), к-рое расширяет возможности приспособления и “свободного изобретения” новых форм поведения, особенно в экспрессивной сфере, где у человека врожденные формы сигнального поведения вытесняются речью: “... снижение роли инстинктов, исчезновение жестких рамок, к-рыми определяется поведение большинства животных, было необходимой предпосылкой для появления особой, чисто человеч. свободы действий”. С т.зр. этологов, поведение человека, при всей его уникальности, сохраняет в себе многочисл. элементы до-человеч. поведения. Если ранние этол. исследования ограничивались изучением поведения животных, то с кон. 60-х гг. на Западе возрос интерес к Э. человека. Многие этологи (Лоренц, Эйбл-Эйбесфельдт, М. фон Кранах и др.) переключились на разработку проблематики “человеч. Э.”. В США сложилось особое направление в психол. антропологии, ориентирующееся на теорию и методы Э. (А. Бандура, Р. Мастерс, И. Альтман, Р. Хайнд, П. Блуртон Джонс, П. Экман, Э. Бургиньон и др.). Осн. методом исследования в этол. антропологии стало включенное наблюдение; обычно наблюдается развитие ребенка в культурной среде, переводящее его из до-социального в социальное состояние. Важнейшими темами этолого-антропол. исследований стали соотношение культурного и природного в человеч. поведении, изменение поведения в процессе социализации, ритуал и процессы ритуализации, норма и патология, терр. поведение человека, механизмы и особенности невербальной коммуникации в социокультурных общностях, баланс уединения и общения в разных социальных средах, культурные формы проявления агрессивности, страха, любви и привязанности. Этол. антропология развивается в тесном контакте с такими дисциплинами, как кинесика, проксимика, социобиология, исследования коммуникации и т.д. Лит. : Эйбл-Эйбесфельдт И. Зачарованные острова Галапагосы. М., 1971; Он же. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1; Этнология в США и Канаде. М., 1989; Белик А.А. Психологическая антропология. М., 1993; Лоренц К. Агрессия. М., 1994; Он же. Кольцо царя Соломона, 2-е изд. М., 1978; Он же. Человек находит друга. М., 1992; Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993; Tinbergen N. The Study of Instinct. Oxf., 1955; Eibl-Eibesfeldt I. Ethology: the Biology of Behavior. N.Y., ect. 1970; Idem. Human Ethology. N.Y., 1989; Idem. Love and Hate: The Natural History of Behavior Patterns. N.Y., ect., 1972; Altman I. The Environment and Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory, Crowding. Monterey, 1975; Human Ethology. Camb.; P., 1979; Lorenz K. Behind the Mirror. L., 1977; Idem. Evolution and Modification of Behavior. Chi.; L., 1965. В.Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

наука о поведении животных, о "биологии поведения", об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Понятие и основные принципы ее сформулированы в 1895 г. Л. Долло. Рассматривает соотношение врожденного поведения инстинктивного и влияния среды. Одно из авторитетных направлений современной биологии, распространяет свои принципы и на человека; исследования этологов непосредственно интересны и для зоопсихологии (иногда даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Вкупе с зоопсихологией этология пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют. Согласно ее взглядам, лишь все более углубляя знания о низших организмах, можно лучше понять основы поведения и его эволюции в животном царстве. В задачи этологии входит:

1) изучение филогенетического и онтогенетического развития поведения животных;

2) выявление значения поведения как фактора их эволюции;

3) выявление значения поведения как фактора их индивидуальной и популяционной адаптации. Основное внимание при этом уделяется видотипичным (инстинктивным) компонентам поведения. Этологический анализ базируется на исследовании биологическими методами целостного акта поведенческого. Видотипичные позы и движения описываются в виде "этограмм" - систематизированных "каталогов" двигательной активности видов; путем наблюдений и экспериментов устанавливается функциональное значение этих компонент, выполняется количественный и качественный анализ внешних и внутренних факторов поведения. Особое внимание уделяется биологическим (экологическим) механизмам актов поведенческих. Уточняются связи между видами и другими таксонами животных по признакам поведения. Этология также изучает отклонения поведения животных от нормы в ситуациях экстремальных. Ее достижения применяются в животноводстве и прочих отраслях народного хозяйства, а также при разработке научных основ содержания животных в неволе (=> зоопсихология; животное: поведение инстинктивное). За последние десятилетия возросла доля исследований в одном из разделов этологии - этологии человека. Цель его - осветить биологические основы человеческой природы. Один из путей достижения цели - систематический сбор данных о способах выражения эмоций, о чувствах и различных социальных взаимодействиях у представителей различных культур. Утверждается, что во всех случаях существуют некие "универсальные" для человечества проявления (-> антропоморфизм).

Этология

ethology) Э. - это наука о поведении живых организмов в их естественной среде обитания, в понятие к-рой включается не только физ. среда, но и соц. взаимодействия. Этологическое учение рассматривает тж роль естественного отбора в формировании поведения животных. Оно осн. на имплицитном допущении, что поведение в значительной степени определяется генотипами, к-рые, в свою очередь, яв-ся продуктом эволюционной истории вида. С ним связано еще одно допущение, а именно: отбор по генотипу происходил под влиянием последствий естественно появляющихся форм поведения. Поскольку именно такое поведение составляет осн. предмет изучения в Э., этологи почти не проявляют интереса к традиционным концепциям научения или менталистским понятиям. Основные понятия классической этологии Отправной точкой для развития этологического учения принято считать этограммы - всесторонние, подробные описания поведения видов в их естественной среде обитания. Данный метод берет свое начало в работах европейских натуралистов конца XIX-нач. XX в.: О. Хейнрота, Ж.-А. Фабра и Д. Сполдинга. Эти первые этологи были поражены постоянным, стереотипным характером мн. форм адаптивного поведения. В рез-те такое стереотипное поведение часто относилось к категории врожденного или инстинктивного. Этологическая концептуализация этих форм поведения была уточнена и развита в работах К. Лоренца и Н. Тинбергена. Для их обозначения был введен специальный термин - "фиксированные последовательности действий". Фиксированные последовательности действий - это видоспецифичные, стереотипные модели поведения, предположительно находящиеся под сильным генетическим контролем. Фактически, фиксированные последовательности действий настолько постоянны, что их время от времени использовали в качестве критериев для таксономической классиф. видов. К тому же они обычно вызываются специфическими стимулами (наз. релизорами, или сигнальными стимулами) и, по-видимому, продолжаются уже без участия вызвавшего их релизора. Лоренц и Тинберген полагали, что для каждой фиксированной последовательности действий у животного имеется врожденная нейрональная программа, срабатывающая только в ответ на стимулы, сходные с привычными сигнальными стимулами, встречающимися в его естественной среде обитания. Эта врожденная программа получила назв. "врожденного разрешающего механизма" (ВРМ). Тем самым разрешающие стимулы - релизоры - уподоблялись пусковым устройствам, "заводящим" ВРМ. Еще одной важной характеристикой фиксированных последовательностей действий яв-ся их высокая специфичность. Гнездостроительное, материнское и копулятивное поведение могут включать неск. таких последовательностей, но сами они слишком универсальны, чтобы рассматриваться как фиксированные последовательности действий. Современные достижения этологии. С того времени, как Лоренц и Тинберген в 1930-х гг. заложили теорет. фундамент Э., теорет. и эмпирические подходы этологов к поведению животных претерпели значительные изменения. Этологическая теория, согласно к-рой энергия для осуществления специфических действий накапливается до тех пор, пока сигнальный стимул не вызовет фиксированную последовательность действий в рез-те срабатывания ВРМ, имеет сходство с др. ранними теориями редукции побуждений (или влечений) - от К. Халла до З. Фрейда. Подобно всем этим теориям, классическая теория ВРМ далеко не безупречна в методологическом отношении вследствие изначально существующего порочного круга: единственно доступный способ измерения энергии для осуществления специфических действий - наблюдение за подлежащим объяснению поведением. К тому же нет никаких доказательств в пользу существования отдельных неврологических подсистем, соотв. каждому гипотетическому ВРМ животного. Тем не менее, классическая теория ВРМ имеет нек-рую ценность в качестве дескриптивной сх. Множество различных форм поведения запускается относительно специфическими сигнальными стимулами. Более того, мн. из этих форм поведения с течением времени приобретают пониженные пороги запуска. Важным изменением в этологической теории стало растущее признание роли научения в поведении животных, включая его влияние на фиксированные последовательности действий. В качестве одного из примеров можно назв. импринтинг, к-рый Лоренц первонач. рассматривал как врожденную реакцию следования в ответ на специфический разрешающий стимул. Последующие исслед. предоставили обильные доказательства того, что в основе приобретения импринтинга лежат простые и быстро образующиеся условные связи. И хотя специфическая фиксированная последовательность действий изначально может вызываться специфическим разрешающим стимулом, перцептивное научение начинает происходить немедленно. Следовательно, эта последовательность становятся обусловленной конфигурацией стимула, действующего как релизор. Еще одно важное преобразование Э. связано с сужением границ теорет. объяснений и категорий изучаемого поведения. Раньше теоретизирование носило широкий характер, охватывая крупные категории естественно возникающих форм поведения, хотя исслед. часто ограничивалось наблюдением за животными в естественных условиях, практически без эксперим. вмешательства. В более поздних этологических исслед. акцент переместился на доскональный эксперим. анализ конкретного поведения. Выделилась в самостоятельную область молекулярная Э., изучающая механизмы влияния единичного гена на поведение. Социобиология - еще один подход к поведению животных, возникший в недрах классической Э. Зарождение этого подхода обычно связывают с именем Э. Уилсона. Одно из осн. допущений социобиологии заключается в том, что единицами естественного отбора яв-ся отдельные гены, а не виды. Второе допущение состоит в том, что генотип коррелирует с разными типами поведения, включая нек-рые формы высокоорганизованного соц. поведения. Родственный отбор, осн. на поведении, - важное понятие в социобиологии. Это такая разновидность естественного отбора, к-рая имеет место, когда а) поведение коррелирует с генотипом и когда б) поведение увеличивает вероятность воспроизведения особей с тем же генотипом, хотя само это поведение может снижать вероятность произведения потомства у демонстрирующего его животного. Примером такого поведения может служить крик тревоги у сусликов. Издавая этот крик, конкретное животное становится более уязвимым для хищников, одновременно делая менее уязвимыми своих находящихся поблизости сородичей. Социобиологам удалось предсказать ряд феноменов поведения животных, особенно в области поведения общественных насекомых. См. также Экологическая психология, Инстинктивное поведение Дж. Кинг

ЭТОЛОГИЯ

ethology) В настоящее время под этологией понимают не науку о формировании характера, как это указано в некоторых словарях, а изучение поведения животных в естественных условиях. Наличие отношений между этологией и психоанализом обусловлено

а) возможностью того, что этология обеспечит психоанализ теорией ИНСТИНКТОВ, базирующейся на наблюдениях за животными;

б) возможностью, что некоторые из ее приемов окажутся применимыми в изучении младенцев и детей, что позволит проверить психоаналитические гипотезы о РАЗВИТИИ младенцев прямым наблюдением.

Психоаналитические авторы, такие как Spitz (1959), которые больше опираются на прямые наблюдения за младенцами, чем на терапевтическую работу, возможно, относятся скорее к этологам, изучающим человека, чем к психоаналитикам. Относительно точек пересечения психоанализа и этологии см. Lorenz on aggression (1966).

ЭТОЛОГИЯ

греч. ethos - обычай, привычка, logos - наука, учение). Раздел биологии, изучающий поведение животных в естественных условиях. Особое внимание уделяется исследованию генетически обусловленных форм поведения. Перенесение выводов Э. на изучение форм поведения человека представляет интерес, однако при этом следует учитывать социальный статус человека, поведение которого не может сводиться к сугубо биологическим механизмам, объясняться лишь ими.

ЭТОЛОГИЯ

англ. ethology; от греч. ethos - место жизни, образ жизни) - наука о биологических основах и закономерностях поведения животных. Главное внимание уделяется видотипичным (генетически фиксированным) формам поведения, свойственным всем представителям данного вида (инстинктивное поведение). Однако поскольку формы поведения, отражающие накопленный в процессе филогенеза видовой опыт, постоянно переплетаются с индивидуально изменчивыми формами поведения, этологические исследования простираются и на эту сферу.

В основе этологического анализа (каузального, функционального и филогенетического) лежит целостный поведенческий акт (т. н. синдром поведения), отражающий высокую степень интеграции процессов жизнедеятельности и влияния факторов среды. Э. тесно связана с зоопсихологией, физиологией высшей нервной деятельности и нейрофизиологией. Поведение животных классифицируется и анализируется этологами по функциональным основаниям, напр.: сон и покой, комфортное поведение (очищение тела, купание в воде и песке, потягивание и т. п.), локомоция (передвижение) и ориентация, игровая и манипуляционная активность, питание, защита и нападение, размножение, миграционная активность и др. Большое место в этологических исследованиях занимает изучение территориального и группового поведения животных (см. Этограмма).

Этология

от греч. ethos - привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos - учение) научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию. В центре внимания Э. - поведение в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген.

Этология

В буквальном смысле - биологическое исследование поведения. Этологи прилагают значительные усилия, изучая животных в их диком (естественном) состоянию. В результате длительного наблюдения за различными видами этологи могут составить подробное описание, или этограмму схем поведения того или иного вида животных. К примеру, наблюдение за поведением самцов колюшки во время спаривания выявляет стереотипные действия и движения, характерные для всех самцов данного вида. Они собирают водоросли и склеивают их, образуя гнездо. Если приближается другой; самец, они принимают особую позу «головой вниз», которая является демонстрацией угрозы для соперника. При приближении самки самец ведет ее к гнезду «зигзагообразным» танцем. Когда она откладывает икру, он сопровождает ее в гнезде и оплодотворяет икринки, а затем снабжает их кислородом энергичными движениями плавников. Этолог Нико Гинберген полагает, что при исследовании поведения животных следует исходить из четырех главных вопросов: - Развитие: изменяется ли поведение животного в течение его жизни? - Причины: является ли поведение результатом внутренних состояний или внешних стимулов? - Функции: почему животное ведет себя таким образом? Какие преимущества оно получает? - Эволюция: каковы эволюционные причины поведения? Ранние этологические теории о поведении животных были основаны скорее на тщательных наблюдениях и интуитивных предпосылках, чем на экспериментальных свидетельствах, обычно ассоциируемых с научной психологией. Хотя этологическое исследование поведения животных можно найти в большинстве учебников и справочников по психологии под заголовком «Сравнительная психология», между двумя этими дисциплинами существуют значительные различия. Этологи интересуются многими видами животных и схемами поведения, характерными для этих видов. С другой стороны, специалисты в области сравнительной психологии изучают ограниченное число видов и исходят из предпосылки, что можно вывести общие законы поведения, действующие для всех видов. Изучение специфического поведения является очень важной особенностью этологии. Стереотипные схемы поведения, существующие у разных животных, привели этологов к убеждению, что такое поведение является врожденные и инстинктивные. Полемика между этологией и сравнительной психологией привела к важным изменениям в научных взглядах обеих дисциплин. Психологи стали признавать роль эволюционного воздействия на процесс научения, а этологи осознали ценность взвешенного экспериментального подхода в понимании поведения животных. Бурное развитие этологии в последние 20 лет было связано с возобновлением интереса к функции поведения (т. е. почему животные ведут себя так, а не иначе). Тем временем в социобиологии наблюдался отход от сосредоточенности на особенностях поведения и предпринимались попытки объяснить, каким образом естественный отбор мог повлиять на причины поведения. Это привело к ряду спорных высказываний о применимости эволюционных идей к человеческим существам, особенно к представлениям о природе человека (см. Эволюционная психология).

ЭТОЛОГИЯ

Термин происходит от греческих слов ethos, означающего характер или суть, и -ology, означающего изучение. Следовательно, он использовался для обозначения: 1. Исследований этики, особенно сравнительного изучения этических систем. 2. Эмпирического исследования характера человека. 3. Изучения культурных традиций. Все эти три значения, однако, редко встречаются сегодня. Этот термин в современной психологии используется почти исключительно для обозначения 4. 4. Межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравнительную гкмхолоото. занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и Разработкой теоретических характеристик этого поведения с уметом тонкого взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Эта наука восходит к работам европейских натуралистов Лоренца. Тинбергена, юрпа, фон Фриша и других. Основной задачей отологических исследований является полный, исчерпывающий анализ поведения, используются методы естественного наблюдения. В этом отношении она обычно различается оо сравнительной психологией, пае в основном ионизуются зкслериментально-управляемые и лабораторные методы.

Лариса Магданова

Этология человека - наука, базирующаяся на применении методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию поведения человека.

Поведение (в биологии) - способность животного изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение (в психологии) - совокупность действий и поступков индивида.

В настоящее время человеческая цивилизация оказалась в ситуации антропологического кризиса, вызванного отставанием биологической эволюции человека от культурной эволюции : несмотря на то, что в эпоху модерна наука и технологии проделали огромный путь в своём стремительном развитии, организм Homo sapiens , а следовательно, и его умственные способности, остались практически неизменными - такими же, какими они были 10 тысяч лет назад, во время появления современного человека . В связи с этим становится особенно актуальным всестороннее изучение сознания и поведения человека методами как гуманитарных, так и естественных наук. Понимание причин, особенностей и тенденций развития его поведения необходимо для формирования концепции нового человека, способного выйти из сложившегося системного кризиса и сформировать новое устойчивое общество.

Формирование этологии человека

Попытки определить, что такое человек, и в чем заключается смысл его существования, производились на протяжении всей истории человечества. Религиозные откровения часто противопоставлялись усилиям достичь понимания человеческой природы за счет наблюдения и интроспекции. Биология, а именно теория эволюции, предоставила новый импульс развития эмпирическому и рациональному подходу к изучению человека. Люди столкнулись не только с доказательствами своего животного происхождения, но и с осознанием того факта, что человек не является венцом эволюции, а, скорее, представляет собой наилучшим образом приспособленное существо , промежуточное звено на пути к высшим уровням человечности .

Ч. Дарвин первым обратил внимание на проблемы биологии человеческого поведения. Далее, с открытием условных рефлексов, И. П. Павлов представил наукам о поведении многообещающий экспериментальный подход и надежду на то, что сложное поведение может быть объяснено последовательным закреплением ассоциаций. В США школа бихевиористов выработала психологию «стимул-ответ» , фокусирующуюся на экспериментальном исследовании процессов обучения. Опыт становится всеобъемлющим объяснительным принципом.

Отрицание генетических факторов, контролирующих процессы самодифференциации нервной системы, по-видимому, явилось реакцией на концепцию «инстинкта» У. Джеймса и К.Л. Моргана. Эти ученые в своих работах исходили из предположения, что организмы включают не только набор необходимых органов, но также программу их использования. Нервные структуры, лежащие в основе способности управлять органами, являются результатом эволюции. Научное сообщество увидело в концепции "инстинкта" виталистическую и почти мистическую силу, руководящую животным. Эта идея противопоставлялась концепции «стимул-ответ».

Разделение наук о природе и наук о культуре предопределило доминирующую тенденцию в социологии XX века. Исследования общества ориентировались исключительно на ценностные (внеприродные) категории. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу и принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицалось, но выводилось за рамки предмета социологического анализа. Идея "социального конструирования тела" в социологии и концепция "чистого листа" в психологии, казалось бы, окончательно избавляет эти науки от биологических и популяционных пережитков, присущих учениям XIX века (в частности, связанных с именем З. Фрейда и его школой). Эта тенденция получает дополнительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом установке на недопустимость биологических, расово-антропологических и евгенических интерпретаций поведения человека, в том числе наследования некоторых личностных качеств.

К. Лоренц и Н. Тинберген - основоположники этологии - в качестве одной из важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия» Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более поздних произведениях «Оборотная сторона зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека.

Необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно очевидной в 60-е годы. В начале 70-х годов многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека. Как наука этология человека оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в книге «Этология - биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также создание в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. В 1970-е годы публикуются книги К. и С. Дж. Хатт "Прямое наблюдение и измерение поведения", В.С. Макгрю "Этологическое изучение детского поведения". В 1978 г. создается Международное общество этологии человека.

К началу 80-х годов исследователи самых разных областей знания пришли к пониманию необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для объяснения сущности человеческого поведения. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет.

Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники - человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры - языка, верований, обычаев, морали. Гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук .

Биологические науки о поведении человека

В ряду биологических наук, направленных на исследование поведения человека, представлены:

Этология человека;

Эволюционная психология;

Генетика поведения;

Социобиология;

Физиология высшей нервной деятельности.

Этология - наука о поведении животных.

В отличие от прочих наук, объектом которых является поведение животных, этология концентрируется на исследовании поведения в естественной среде. Полученные в результате наблюдений описания и подсчёты формируют базис для теоретического объяснения, которое в дальнейшем развивается по трём направлениям: 1) за счет дополнительных наблюдений, 2) с помощью экспериментальной проверки гипотез, 3) через сравнение зафиксированных черт поведения разных видов.

В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:

  • брачные игры;
  • территориальность;
  • забота о потомстве;
  • защита от хищников;
  • эффективность добычи корма;
  • коммуникация;
  • общественная организация.

Предмет и задачи этологии человека

Этология человека является результатом применения методов этологии к изучению вида Homo sapiens . Этология человека использует экспериментальные и аналитические методы исследования поведения, разработанные в рамках самых разнообразных дисциплин о человеке, таких, как антропология и психология. От этологии животных взяты методы наблюдения без участия, методы документирования наблюдений и сравнительный подход. Теоретическую основу этологии человека составляет критический реализм К. Поппера. Следовательно, в основе науки лежит предположение, что любая адаптация отражает реальную необходимость и тесно связана со средой обитания субъекта.

Этологи человека тесно взаимодействуют с этнологами и социал-антропологами (Э. Гофман, К. Джеттмар, М. Годельер, Г. Шиндлер). Общность интересов этих специализаций возникла с появлением работ, посвященных сравнению различных культур, и возрастанием интереса к общим, универсальным законам человеческого поведения. В этом аспекте также рассматриваются вопросы раннего развития детей и социализации, вопросы социальных структур, иерархичных организаций, агрессии, этических норм и др.

Также существует взаимосвязь между психологами, социологами и лингвистами. В последнем случае изучается развитие как понятийного аппарата, так и самой речи.

Имеется долгая история тесного сотрудничества с медициной, особенно с психиатрией и психоанализом (Д. Плуг, Дж. Блоулби).

Возрастает интерес политологов к этологическим открытиям. В США в настоящее время активно развивается новая дисциплина - биополитика (Р. Д. Александр, К. Барнер-Барри, П. А. Корнинг, А. Сомит, Г. Шуберт).

Открытия этологии также вдохновили деятелей истории искусств и археологии (Д. Фелинг, Г. К. Рамп, М. Шустер).

В современной этологии человека обозначились следующие направления:

  • этология детства;
  • этология невербальных коммуникаций;
  • этология сексуальных различий;
  • кросс-культурная этология;
  • этология психопатологий.

Последнее направление получило особенно интенсивное развитие, возможно, благодаря своей ориентации на медицинскую проблематику.

Первые этологические исследования поведения детей были проведены в 60-е гг. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Исследования поведения детей проливает свет на врожденные (не искаженные культурой) свойства поведения человека; позволяют установить общность поведенческих схем человека и других приматов; предоставляют данные о филогенезе и онтогенезе поведения Homo sapiens . Кроме того, этологические методы могут применяться в детской психиатрии для анализа аутизма у детей.

Особая область исследований связана с невербальной коммуникацией, в частности, лицевой мимикой. Этологами описано множество техник тела, в том числе элементов мимики и жестикуляции (наиболее известна из них изученная И. Айбл-Айбесфельдтом мимика приветствия). Исследования невербальных коммуникаций ориентированы прежде всего на изучение их филогенеза, онтогенеза, культурной обусловленности и социальных функций. Однако, как правило, в случае общих теорий происхождения и развития человечества, проблема заключается в логической и экспериментальной доказательности взаимосвязей культурных и биологических описаний.

Основоположником этологических исследований на кросс-культурном уровне является И. Айбл-Айбесфельдт. Многолетние труды этого автора показывают, что многие аспекты человеческого поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и экологических подходов. В рамках кросс-культурной этологии рассматриваются поведенческие универсалии (элементы поведения, встречающиеся у всех людей, независимо от культурной принадлежности) и ритуалы. Дж. Хогенсон и Давиденков С. Н. рассматривают миф и ритуал в качестве важнейших адаптационных механизмов, поддерживающих социальный гомеостазис, и настаивают на том, что эти механизмы имеют под собой мощную биологическую основу.

По мнению Х. Харбаха, "новая поведенческая биология", объединяющая этологические и социобиологические подходы, способна продуцировать плодотворные частные теории о социальном поведении животных и человека.

Эволюция человека в свете этологических концепций

Многие этологи пытаются смоделировать эволюцию поведения человека на основе этологических наблюдений и выявленных закономерностей. В своей книге «Агрессия», отталкиваясь от концепции врождённой морали , сформулированной на основе наблюдений за животными, К. Лоренц делает акцент на том, что приматы являются слабо вооружёнными травоядными существами. В связи с этим в ряду предков рода Homo в процессе эволюции не было сформировано комплекса достаточно сильных блоков агрессии, называемых врождённой моралью. Иными словами, не было необходимости формирования внутренней защиты вида от самоистребления.

Однако возникшая в процессе развития способность использовать орудия труда привела к тому, что в условиях прежнего уровня агрессивности резко возросла вооружённость вида. Человек смог нападать на собратьев и вести хищнический образ жизни за счет «культурной», но не биологической эволюции. В частности, не ограниченный внутренними запретами каннибализм обусловил наличие в настоящее время единственного вида разумных гоминидов. Современная мораль возникла позднее и явилась необходимостью и продуктом культурной эволюции.

К. Лоренц в своих работах выказывает беспокойство о нагнетаемой за счёт наращивания темпа жизни и плотности населения агрессии человека. В частности, в этом смысле критикуется капитализм, возводящий в культ карьеру человека и провоцирующий постоянную конкуренцию. По мнению исследователя, подобный строй сопряжен с катастрофическим ростом психических патологий среди населения и не может продолжаться бесконечно.

Помимо врождённой морали и агрессии, для объяснения особенностей развития человечества привлекалась концепция «самоодомашивания» . О явлении «самоодомашивания» впервые заговорил Ч. Дарвин. В своем труде «Происхождение видов» он отмечает, что человек демонстрирует наличие основных признаков «одомашивания»: дружелюбия, чрезвычайного полиморфизма физических, психических и социальных свойств, гибкости поведения и высокой способности к обучению. Данные признаки приобретаются животными, подвергающимися методичному искусственному отбору, в первую очередь, по признаку терпимости к человеку.

Гипотеза о «самоодомашивании» была подхвачена многими исследователями (Э. Фишер, Л. Болк, К. Лоренц) и, безусловно, не избежала яростной критики (Р. Гольдшмидт, Д. Старк, В. Герре и М. Роерс). Сторонники концепции заключают, что причинами «самоодомашивания» явились неконтролируемый отбор на предмет снижения взаимной агрессии человеческих особей и снижение интенсивности естественного отбора по признакам физического и психического здоровья. Указанные явления привели к чрезвычайному повышению полиморфизма популяции Homo sapiens , развитию высокой обучаемости, перманентной половой активности и связанной с ней исключительной плодовитости вида, а также наблюдающемуся «вырождению», т.е. высокой частоте врождённых патологий и низкой устойчивости к разнообразным физическим и психическим заболеваниям.

«Самоодомашивание» часто рассматривают вкупе с фетализацией (сохранением у взрослого организма эмбрионального состояния соответствующих признаков). По мнению К. Лоренца, вид Homo sapiens в своём развитии претерпел специализацию в «неспециализированности», которая реализовалась, в частности, за счет инфантилизации (т.е. приобретении взрослыми людьми черт, свойственных детскому организму) и впоследствии дала человеку набор универсальных «инструментов» адаптации к условиям внешней среды. Одновременно автор высказывает пессимистичную точку зрения о вреде явления «самоодомашивания» в контексте физического и психического здоровья человечества. Оптимальной К. Лоренц считает античную цивилизацию со свойственными ей культом тела, развитостью социума, науки и философии.

Таким образом, явный прогресс нервной системы человека (выраженный в повышении функциональной пластичности мозга) происходит на фоне ослабления её устойчивости к психическим заболеваниям и сохранения реликтовых поведенческих реакций. Физиолог высшей нервной деятельности С. Н. Давиденков обозначает это явление как парадокс нервно-психической эволюции . Возникновение парадокса объясняется поздним развитием некоторых функциональных особенностей нервной системы и накоплением мутаций в результате снижения интенсивности естественного отбора.

При разработке проекта "сверхмодерн" полезно учитывать эволюционные тенденции. В частности, необходимо найти способы минимизировать негативные эффекты, вызванные совершенствованием сознания и усложнением социальной организации людей.

Стоит отметить, что в целом социобиологические исследования являют собой несомненную «группу риска», поскольку здесь широко представлен паранаучный компонент. В частности, это наблюдается в областях, связанных с иерархичностью организации сообществ и половым поведением человека. Например, появляются излишне упрощённые, а потому заведомо ложные концепции (такие, как социал-дарвинизм).

В настоящее время в этологической теории принято считать, что человеческое поведение контролируется социокультурной структурой, лишь опосредованно связанной с базовыми склонностями индивидов, где, возможно, действует естественный отбор.

Литература

  1. Тарасова О.И. Антропологический кризис и фактор понимания // Вестник ВолГу. Серия 7. - 2008. - V. 7. - № 1.
  2. Eibl-Eilbesfeldt I. Human ethology. 2nd. ed. New Jersey: Transaction Publishers. 2007. 848 p.
  3. Schmitt A. New aspects of human ethology / A.Schmitt, K. Atzwanger, K. Grammer, K. Schafer. Austria, Vienna: International Society for Human Ethology. Conference. 239 p.
  4. Шмерлина И.А. Социология и этология человека // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 33-43. http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=337
  5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: "Прогресс", "Универс". 1994. 272 с. Лоренц К. http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
  6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. А.И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А.В. Гладкого. М.: Республика, 1998. 393 с.
  7. Tinbergen N. Ethology and stress desease: Nobel lecture. http://nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1973/tinbergen-lecture.pdf
  8. Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования / Этология человека на пороге 21 века. М.: Старый сад. 1999. http://lib.atheo-club.ru/index.php?action=show_article&a_id=64
  9. Berry J.W. Cross-Cultural psychology /J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge University Press. 2002. 588 p.
  10. Крушинский Л.В. Избранные труды. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М. Наука. 1991г. 259 с.
  11. Brüne M. On human self-domestication, psychiatry, and eugenics // Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine. - 2007. - V. 2. - N. 21.
  12. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Пер. с англ. под. ред. А.Л. Тахтаджана. С.-П.: "Наука". 1991.

Этология (от греческого ήθος - «характер», «нрав») занимается изучением поведения в естественной среде. Это довольно молодая дисциплина, корни которой лежат в зоологии, биологии, физиологии, генетике, сравнительной психологии.

Сначала возникла этология животных, а затем на ее базе сформировалась и этология человека. Разница во времени между появлениями этих двух разделов небольшая – всего около 30 лет. Этологи рассматривают поведение людей как соотношение социальных и биологических аспектов, а потому этология человека тесно связана не только с естественными, но и с гуманитарными науками.

Начало этологии: животные

Этология животных заявила о себе голосами двух зоологов - Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена. Заслуга Лоренца - физиологическая гипотеза , которая объясняла спонтанность и целевую обусловленность поведения животных. Лоренц говорил, что поведение особи стимулирует внутренняя , в то время как до него господствовало представление о том, что ключевыми являются именно внешние воздействия, а все поступки животного – это не что иное, как сочетание условных и безусловных рефлексов.

Тинберген предложил концепцию четырех вопросов, которая, при всей своей внешней простоте, позволяет дать полный анализ поведенческого акта животного. Анализ этот можно считать удавшимся, если исследователь раскрыл следующие четыре положения.

  • Как отдельное поведенческое действие соотносится со способностью организма приспосабливаться к среде?
  • Что запускает и регулирует поведенческий акт?
  • Какие изменения поведение претерпевает в процессе индивидуального развития (онтогенеза)?
  • Как возникали и изменялись поведенческие акты в процессе исторического развития (филогенеза)?

Эти четыре вопроса Тинбергена считаются не только лаконичной теоретической основой этологии на современном этапе, но и точками опоры для исследований во всех науках о поведении.

Естественное наблюдение как главный метод исследования - одно из важнейших отличий этологии от . Сторонники этого направления, как известно, также занимались вопросами поведения, но изучали его в лабораториях.

Изучение особи без отрыва ее от естественной среды обитания позволяет этологам проанализировать самые разнообразные функциональные состояния животного: бодрствование и сон, покой и движение, атака и оборона, питание, общение с себе подобными…

Такое наблюдение снабжает этологов богатым материалом о соотношении наследственного и приобретенного в поведении. Например, можно проследить общие проявления у представителей одного вида и индивидуальные их модификации, которые демонстрируют особи при взаимодействии с внешней средой.

Развитие этологии: люди

Этология человека стала считаться полноправной научной областью совсем недавно - примерно в 60-е годы прошлого века (а в нашей стране еще позже). Она опровергает распространенное представление о том, что в поведенческом аспекте при рождении личность представляет собой «чистый лист» и ей всему приходится учиться.

Этология человека доказывает, что существуют особые генетические программы, свойственные нам как биологическому виду. Они и определяют фундаментальные особенности поведения, в том числе и самых сложных его видов, имеющих непосредственное отношение к культурным традициям. Было установлено, что такое врожденное определение, изначальное «программирование» больше всего касается , мотивации и невербальной коммуникации.

На невербальной коммуникации следует остановиться чуть подробнее. В этологии животных рассматривают так называемые релизеры - ключевые стимулы поведения, которые выполняют функции, связанные с общением, общественным поведением. Это запахи, звуки, особенности окраски и специфические движения (например, брачные танцы) - все, что помогает зверям, птицам и насекомым понимать друг друга.

Именно этологическое изучение таких сигналов у представителей животного мира послужило мощным толчком к исследованию невербальной коммуникации человека. В ходе этих исследований, например, было выявлено, что вся человеческая мимика представляет собой врожденные движения.

Велико значение этологии и в изучении врожденного вербального поведения: эта наука предоставляет обширный материал, касающийся различения фонем (минимальных звуковых единиц, которые помогают отличать одно слово от другого) и способности создавать метафоры.

Разделы и направления исследований

Этология человека разветвляется на множество направлений: искусства и эстетики, агрессии, молодежных субкультур, когнитивная этология…

Очень интересна этология города. Именно город сейчас стал естественной средой обитания для людей, а этология, как мы помним, ее и изучает. Однако в то же время мы сталкиваемся с противоречием: организм человека формировался в условиях, совершенно не похожих на пространство современного мегаполиса, а значит, основные этологические потребности людей остаются недостаточно удовлетворенными.

О каких именно потребностях идет речь? Прежде всего о потребности близости с природой, покоя и личного пространства. Это, казалось бы, можно вполне спокойно перетерпеть, однако, как выяснилось, неудовлетворение этих потребностей напрямую влияет на (а следовательно, и уровень преступности), усложняет социализацию и межличностное общение. Этологические исследования вносят большой вклад в планирование городского пространства.

Следуя рекомендациям ученых, архитекторы пытаются разрабатывать городскую среду с учетом не только эстетики и функциональности, но и поведенческих потребностей. Так, например, доказано, что чем меньше в доме этажей и чем больше вокруг него растений, тем менее обитатели здания подвержены конфликтам и агрессивному поведению.

Отдельно рассматриваются разные группы людей и взаимоотношения между ними: мужчинами и женщинами, детьми и родителями. Конечно же, принимаются во внимание такие факторы группового поведения, как групповая идентичность (ощущение принадлежности к определенной группе), иерархия и лидерство в группе, групповые нормы.

Так, благодаря анализу этих проблем были сделаны выводы о том, что мотивация следовать нормам группы и противостоять тем, кто такие нормы нарушает, - врожденная. Такие заключения проливают свет на вопросы сосуществования культур и отчасти объясняют, почему оно сопряжено с такими сложностями.

Кстати, богатую пищу для размышлений в аспекте пересечения культур этологам дают дети. У них гораздо ярче, чем у взрослых, проявляются универсальные, кросс-культурные особенности поведения. С возрастом же человек все больше подвергается влиянию конкретной социокультурной общности, и эти общие черты тускнеют. Автор: Евгения Бессонова

Наука, появившаяся на стыке биологии, социологии, экологии и психологии, в современном потоке информации обросла множеством материалов сомнительного содержания.

В чем проблема?

Этология - это наука, изучающая посредством наблюдения поведение животных в их естественной среде обитания. Именно так ее позиционировали основатели. Современное состояние этой науки, дифференцированное в разных направлениях, представляет широкий спектр возможных определений и механизмов применения.

Если бы детям со школьного возраста преподавали основы этологии, наверняка это стало бы определенным ориентиром в поступках. Ведь понимание биологических мотивов поведения человека как биологического вида свидетельствует, что мы не так далеки, как кажется, от братьев наших меньших, и позволяет совсем по-иному относиться к социальным проявлениям в современном обществе.

Истоки возникновения

Всем известный древнегреческий философ Аристотель в своих трудах «История животных» отмечал различия нравов животных в зависимости от их прирученности, трусости или кротости, а главное, ума или его отсутствия. Можно ли считать его прародителем науки, изучающей поведение животных и людей?

Официальным основателем науки является австралийский зоолог Конрад Лоренц (1903-1995). В 30-х годах XX столетия в своих трудах он обобщил систему предшествующих знаний бихевиористов и зоопсихологов и ввел в международную научную среду термин этология, понимая его как науку о биологии поведения животных, соединяющую физиологическую составляющую поведения, развитие поведения в онтогенезе индивида, межвидовые (сравнительные) модели поведения и поведение адаптивное. За открытия, сделанные в области изучения моделей в индивидуальном и групповом поведении животных и в их внутренней мотивации, в 1973 году ему была присуждена Нобелевская премия.

А в начале прошлого столетия Конрад Лоренц не нашел понимания в среде биологов, занимающихся всеми направлениями зоологии.

Научная среда на этапе становления этологии

В начале XX века в естественных науках происходила революция за революцией. Чарльз Дарвин с теорией происхождения видов и природного отбора как механизма эволюции положил начало развитию целого спектра наук, таких как сравнительная эмбриология, патологическая и сравнительная анатомия, палеонтология и археология.

Естественные знания в этих областях стимулировали направление мысли зоологов, эволюционистов, цитологов, генетиков, нейрофизиологов. В научной среде велись споры о взаимосвязи психики и сознания. Школы классического бихевиоризма и необихевиоризма, классической зоопсихологии, гештальтпсихологии развивали свои направления в изучении инстинктивного поведения, теории стимулов и знаков. Психология человека и изучение нейрофизиологии работы мозга привели научную мысль к принятию биологической составляющей вида Homo sapiens.

Основная понятийная база

Современная популяризация знаний по данному вопросу происходит благодаря средствам массовой информации и в ключе научно-популярных знаний, причем научных гораздо меньше. Это случилось потому, что читать научную литературу в сфере этологии животных или человека невозможно без знания специфической терминологии. А для понимания терминологии необходим хотя бы минимум теоретических знаний. Введем лишь некоторые общие понятия, необходимые для формирования у читателя представления о современной концепции положений традиционной этологии.

Этология - это научная дисциплина, занимающаяся изучением паттернов (моделей) общебиологического поведения животных.

Название дисциплины происходит от греческого ethos - "характер, нрав, привычка, манера поведения", logos - "учение".

Традиционная этология - это наука обо всех проявлениях поведения всех видов живых организмов. В любой отрасли этологии рассматривается четыре главных аспекта изучения: механизмы поведения, биологическая составляющая и функции поведения, онтогенез поведения и эволюционное развитие поведенческих реакций. Главный определяющий фактор - изучение в естественных условиях.

Области этологии

Отдельной областью стала этология человека - наука об изучении человека как представителя биологического вида. Она изучает формирование онтогенетических и видовых особенностей, эволюцию поведения человека в аспекте исторического развития.

Выделяют достаточное количество частных отраслей данной науки в зависимости от объекта, который выбран как предмет этологии. В этом ключе стоит выделить орнитоэтологию (изучение поведения птиц) и когнитивную (предмет изучения - способности познания и обучения). Антропогенная этология - это наука о поведении животных в искусственной среде обитания. Молекулярная этология изучает влияние конкретного гена на поведенческие реакции. Из общей этологии выделилась в отдельную научную дисциплину социобиология, она рассматривает поведение в группах и иерархические стереотипы.

Положения: традиционная этология

Определение науки о поведенческих реакциях претерпевало уточнения и дополнения. Окончательно понятие сформировалось в 1962 году, тогда появилась наука о поведении животных в общебиологическом понимании. Изучить полный обзор основополагающих принципов науки вряд ли получится. Остановимся на тех, что дадут общее понимание и придадут уверенности при прочтении специализированной литературы.

Видоспецифические (характерные для представителей всего вида), врожденные (готовые модели, не требующие тренировки), стереотипные (шаблонные, выполняемые в неизменном порядке и в неизменной форме) единицы поведения в этологии названы фиксированными комплексами действий.

Неспецифические, индивидуальные и лабильные единицы поведения особей названы динамическими стереотипами. Этот вид реакций характерен исключительно для организмов с развитой нервной системой и способностями к научению.

Под научением этологи понимают модификацию поведения, возникающую как результат личного опыта особи и приводящего к появлению абсолютно новых реакций, смене стимула для привычных реакций, изменению формы или вероятности ответа на стимул. Общебиологические законы научения следующие:

  • Повторения возрастают за реакцией, связанной с вознаграждением, и уменьшаются, если вознаграждения за реакцией не следует (закон эффекта Торндайка).
  • Стремление к получению стимула с затрачиванием наименьших усилий (принцип Скиннера).
  • Подкрепления всегда недостаточны по отношению к преодолению врожденных тенденций и замене на выученные стереотипы (закон Бреландов).
  • Оптимальная мотивация обеспечивает успешное научение. Граничные значения мотивации приводят к снижению успешности обучения (закон Йеркса - Додсона).

Научение как потенциальные возможности поведения - одно из основополагающих понятий. Этология человека не принимает закон Торндайка, хотя весь Уголовный кодекс, казалось бы, подтверждает действенность данного закона в человеческом поведении.

Четыре главных вопроса

Какую бы частную область этологии мы ни рассматривали, в дисциплине она изучается в ответе на четыре вопроса. Их сформулировал нидерландский орнитолог, ученик и соратник Конрада Лоренца, разделивший с ним Нобелевскую премию, - Николас Тимберген (1907-1988). И хотя не все этологи соглашаются с методами ответа на эти вопросы, по поводу самих вопросов отмечается завидное единство.

  1. Что стимулирует конкретную модель поведения, является его причиной.
  2. Степень вовлеченности структур и функций животного.
  3. Вариабельность и границы изменения поведения в процессе онтогенеза.
  4. Насколько поведенческая реакция отвечает адаптивной необходимости.

Изучение человека

Человека во все времена интересовало изучение себе подобных. Классификация характеров людей Гиппократа (холерик - флегматик) актуальна и на сегодняшний день.

Расцвет интереса к человеку как объекту изучения неразрывно связан с Зигмундом Фрейдом, итогом работ его сознательного и подсознательного психоанализа стала крылатая фраза: «Я открыл, что человек - это животное». Линней и Дарвин, Уитмен и Крейг, Конрад Лоренц с его многоговорящими трудами «Агрессия: так называемое зло» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» не смогли подвести достаточно убедительную доказательную базу под слова Фрейда.

В результате в этологии человека сформировалось два направления: гуманитарное и естественнонаучное.

Естественнонаучный уклон этологии человека

В сфере знаний, подаренных миру Лоренцом и Тимбергеном, двоюродный брат Чарльза Дарвина, антрополог, психолог и аристократ сэр Фрэнсис Гамильтон стал последователем бихевиористов. Он активно изучал возможности передачи по наследству моральных качеств, таланта и способностей. Среди тех, кто поддержал его идею - найти механизмы наследования личностных качеств, были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Это направление этологии оформилось в евгенику (в переводе с греческого «рождение лучших») - теорию о наследственном здоровье человека и возможностях его улучшения. Позитивная евгеника (изучала факторы, влияющие на улучшение расовых признаков) очень быстро уступила место негативной, целью которой определялось выведение евгенически ценных популяций. Эта концепция пришлась кстати для автократического режима Германии, что дискредитировало надолго не только саму евгенику, но и сам принцип естественнонаучного подхода.

Гуманитарная этология человека

Гуманитарии ничего не стремились изменить. Гуманитарная этология - это область, где преобладают описательные и классификационные методы изучения особенностей поведения человека, без стремления объяснения причин и механизмов возникновения. Школ, как и различных классификаций, в этом направлении огромное количество. Например, классификация личностей по Леонгарду или по Юнгу. Но все гуманитарные этологи единогласны в следующем:

  • В поведении человека животная часть ничтожна.
  • Характер человека полностью формирует среда (концепция чистого листа).

Современное понятие этологии человека

Современное понятие этологии человека определяется как биология поведения, сформированная в онто- и филогенезе и приведшая к конкретной поведенческой стратегии. Объектами исследования являются традиционные группы в сравнении с неоиндустриальной культурой.

На стыке многих наук сформировалась социобиология. Она изучает поведение как набор преимущественных качеств, эволюционно сформировавшихся.

Существует две школы этологии человека: европейская и американская. Австро-немецкая школа (И. Айбл - Айсфельд, Ф. Саттер) - это последователи К. Лоренца. Голландская и британская школы - последователи Н. Тимбергена (Ф. Шифенхоевель). Американская школа заимствует методы эволюционного подхода и ориентирована на социобиологию.

В России школа этологии развивается под руководством доктора исторических наук М. Л. Бутовской и профессора В. Р. Дольника, доктора биологических наук З. А. Зорина, орнитолога и этолога В. С. Фридмана. Пропагандистом учения стал главред проекта "Интернет-ассоциация лагерей отдыха" К. Ефремов.

Современная этология - это свод дисциплин, призванный помочь человеку разобраться в истоках и мотивах своего поведения. Она помогает найти ключ к познанию себя самого. Этология животных призвана помочь нам в сельскохозяйственной деятельности. Многочисленные публикации и примеры популярной этологии призваны обратить наше внимание на единство всего живого на планете и место человечества в системе органического мира.