И п павлов открыл. Открытие Павлова – условный рефлекс

Павлов, Иван Петрович



(род. в 1849 г.) - физиолог, сын священника Рязанской губ. Окончил курс наук в Медико-хирургической акад. в 1879 г., в 1884 г. назначен приват-доцентом физиологии и в том же году получил командировку на 2 года за границу с научной целью; в 1890 г. назначен экстраординарным профессором в Томский унив. по кафедре фармакологии, но в том же году перемещен в Имп. военно-медицинскую акад. экстраординарным профессором, а с 1897 г. ординарный профессор академии.

Выдающиеся ученые труды проф. П. можно разделить на 3 группы: 1) работы, касающиеся иннервации сердца; 2) работы, связанные с Экковской операцией; 3) работы, относительно секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. При оценке его научной деятельности нужно принимать во внимание всю совокупность научных результатов, достигнутых его лaбopaтopиeй, в которой работали его ученики при участии его самого. В 1-й группе работ, касающихся иннервации сердца, проф. П. экспериментально показал, что при работе своей сердце регулируется, кроме уже известных задерживающих и ускоряющих нервов, также усиливающим нервом, а вместе с тем он дает факты, дающие право думать о существовании еще и ослабляющих нервов. Во 2-й группе работ П., осуществив на деле задуманную раньше д-ром Экком операцию соединения воротной вены с нижней полой и устроив таким образом обход печени кровью, несущейся от пищеварительного тракта, указал на значение печени, как очистителя от вредных продуктов, несущихся с кровью от пищеварительного канала, а вместе с проф. Ненским он указал и назначение печени в переработке карбаминокислого аммиака; благодаря указанной операции, по всей вероятности, удастся выяснить еще очень много важных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью печени. Наконец, 3 группа работ и самая обширная, выясняет регуляцию отделения желез желудокишечного канала, что стало возможным лишь только после исполнения ряда операций, задуманных и осуществленных П. Из них на первом плане нужно поставить эзофаготомию, т. е. перерезки пищевода на шeе и приживление концов его врознь по углам раны, давшей возможность точно выяснить все значение аппетита и наблюдать выделяющийся чистый желудочный сок (из желудочной фистулы) вследствие психического влияния (аппетита). Не менее важное значение имеет и его операция образования двойного желудка с сохраненной иннервацией; последняя дала возможность следить за отделением желудочного сока и выяснить весь механизм этого отделения при нормально идущем пищеварении в другом желудке. Затем ему принадлежит способ образования постоянной фистулы протока поджелудочной железы: именно, пришивая его с куском слизистой оболочки, он получил фистулу, остающуюся на неопределенное время. Применяя как эти операции, так равно и другие, он выяснил, что слизистая оболочка желудокишечного канала обладает, подобно коже, специфической возбудимостью - она, как бы, понимает, что ей дают хлеб, мясо, воду и т. д. и в ответ на данную пищу посылает уже тот или другой сок и того или другого состава. При одной пище выделяется больше желудочного сока и с большим или меньшим содержанием кислоты или фермента, при другой выступает усиленная деятельность поджелудочной железы, при третьей печени, при четвертой можем наблюдать тормоз для одной железы, а вместе усиленную деятельность другой и т. д. Указав на эту спицифическую возбудимость слизистой оболочки, он указал вместе с тем и нервные пути, по которым мозг посылает импульсы для этой деятельности - он указал на значение блуждающего и симпатического нерва для отделений желудка и поджелудочной железы. Из трудов упомянем: из 1-й группы - "Усиливающий нерв сердца" ("Еженедельная Клиническая Газета", 1888 г.); 2-й группы: "Экковский свищ вен нижней полой и воротной и его последствия для организма" ("Архив биологических наук Имп. института экспериментальной медицины" (1892 т., I); из 3-ей "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897 г.; здесь указаны и все относящиеся сюда работы самого П. и его учеников). Ему же принадлежит исследование: "Центробежные нервы сердца" (СПб., 1883).

{Брокгауз}

Павлов, Иван Петрович

Рус. ученый-физиолог, создатель материалистич. учения о высшей нервной деятельности животных и человека, акад. (с 1907, чл.-корр. с 1901). П. разработал новые принципы физиологич. исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Изучая высшее проявление жизни - высшую нервную деятельность животных и человека, П. заложил основы материалистической психологии.

П. родился в Рязани в семье священника. Окончив рязанское духовное училище, поступил в 1864 в рязанскую духовную семинарию. Годы учебы в семинарии совпали с бурным развитием естествознания в России. Большое влияние на мировоззрение П. оказали идеи великих русских мыслителей, революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и др. и особенно труд "отца русской физиологии" И. М. Сеченова - "Рефлексы головного мозга" (1863). Увлекшись естественными науками, П. в 1870 поступил в Петербург. ун-т. Занимаясь на естественном отделении физико-математич. фак-та, II. работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований; за работу "О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе" (совм. с M. M. Афанасьевым) совет ун-та наградил его в 1875 золотой медалью. По окончании ун-та (1875) II. поступил на третий курс Медико-хирургич. академии и одновременно работал (1876-78) в лаборатории проф. физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии провел ряд экспериментальных работ, за совокупность к-рых был награжден золотой медалью (1880). В 1879 окончил Медико-хирургич. академию (реорганизованную в 1881 в Военно-мед. академию) и был оставлен при ней для усовершенствования. Еще в 1879 П. по приглашению С. П. Боткина начал работать в физиологич. лаборатории при его клинике (позже заведовал этой лабораторией); в ней П. проработал ок. 10 лет, фактически руководя всеми фармакологич. и физиологич. исследованиями.

В 1883 П. защитил дисс. на степень доктора медицины и в следующем году получил звание приват-доцента Военно-мед. академии; с 1890 был проф. там же по кафедре фармакологии, а с 1895 - по кафедре физиологии, на к-рой проработал до 1925. С 1891 одновременно заведовал физиологич. отделом Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии. Работая 45 лет в стенах этого ин-та, П. выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах. В 1913 для исследований высшей нервной деятельности по инициативе П. в Ин-те экспериментальной медицины было выстроено специальное здание, в к-ром впервые были оборудованы звуконепроницаемые камеры для изучения условных рефлексов (т. н. башня молчания).

Наибольшего расцвета творчество П. достигло после Великой Окт. социалистич. революции. Коммунистич. партия и Советское правительство всегда оказывали П. неизменную поддержку, окружая его вниманием и заботой. В 1921 за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу П. Позже для П. по его планам была организована Биологич. станция в с. Колтуши (ныне с. Павлово) под Ленинградом, ставшая, по выражению П., "столицей условных рефлексов".

Труды П. получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, ун-тов и различных об-в. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов (Ленинград - Москва) он был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира".

Умер И. П. Павлов на 87-м году жизни в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

В течение первого периода научной деятельности (1874-88) П. преимущественно занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. К этому времени относится его дисс. "Центробежные нервы сердца" (1883), в к-рой впервые на сердце теплокровного животного было показано существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. На основании своих исследований П. высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, П. в дальнейшем создал учение о трофич. функции нервной системы ("О трофической иннервации", 1922).

Ряд работ П., относящихся к этому периоду, посвящен исследованию нервных механизмов регуляции кровяного давления. В исключительных по тщательности и точности опытах им было установлено, что любое изменение кровяного давления рефлекторно вызывает такие изменения в сердечно-сосудистой системе, к-рые приводят к возвращению кровяного давления к исходному уровню. П. считал, что подобная рефлекторная саморегуляция сердечно-сосудистой системы оказывается возможной только благодаря наличию в стенках кровеносных сосудов рецепторов, обладающих специфич. чувствительностью к колебаниям кровяного давления и др. раздражителям (физич. или химич.). Дальнейшими исследованиями П. и его сотрудники доказали, что принцип рефлекторной саморегуляции является универсальным принципом функционирования не только сердечно-сосудистой, но и всех др. систем организма.

Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокое мастерство и новаторский подход П. в проведении эксперимента. Поставив перед собой задачу изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяное давление собаки, П. смело отходит от традиционных острых опытов на наркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Он приучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, что без наркоза представляется возможным отпрепаровать тонкую артериальную веточку на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрировать кровяное давление после различных воздействий. Методич. подход к решению поставленной задачи в этой (одной из первых) работе весьма важен, т. к. в нем можно видеть как бы зарождение замечательного метода хронического опыта, разработанного П. в период его исследований по физиологии пищеварения. Другим крупным экспериментальным достижением явилось, создание П. нового способа изучения деятельности сердца с помощью т. н. сердечно-легочного препарата (1886); только спустя несколько лет в весьма близкой форме подобный сердечно-легочный препарат был описан англ. физиологом Э. Старлингом, именем к-рого этот препарат неправильно назван.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы П. в течение первого периода своей деятельности занимался изучением нек-рых вопросов физиологии пищеварения. Но систематич. исследования в этой области он начал проводить только в 1891 в лаборатории Ин-та экспериментальной медицины. Руководящей идеей в этих работах, так же как и в исследованиях по кровообращению, была воспринятая П. от Боткина и Сеченова идея нервизма, под к-рым он понимал "физиологическое направление", стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма" (Павлов И. П., Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 197). Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессе пищеварения) у здорового нормального животного не могло быть осуществлено при методич. возможностях, к-рыми располагала физиология того времени.

Созданию новых методов, новых приемов "физиологического мышления" П. посвятил ряд лет. Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительного тракта и введен в практику метод хронич. эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1879 П. впервые в истории физиологии наложил хронич. фистулу протока поджелудочной железы. Позднее им была предложена операция хронич. фистулы желчного протока. Под руководством П. в 1895 Д. Л. Глинский разработал методику наложения простой и удобной фистулы протоков слюнных желез, имевшую впоследствии исключительное значение в создании учения о высшей нервной деятельности. Одним из самых замечательных достижений физиологич. эксперимента был созданный П. в 1894 метод наблюдения за деятельностью желудочных желез путем отделения от желудка части его в виде изолированного (уединенного) желудочка, полностью сохраняющего нервные связи с центральной нервной системой (малый желудочек по Павлову). В 1889 П. совместно с Е. О. Шумовой-Симановской разработал на собаках операцию эзофаготомии в сочетании с гастростомией. На эзофаготомированных животных, имеющих фистулу желудка, был поставлен опыт с мнимым кормлением - наиболее выдающийся опыт в физиологии 19 в. Впоследствии эта операция была использована П. с целью добывания чистого желудочного сока для лечебного применения.

Владея всеми этими методами, П. фактически заново создал физиологию пищеварения; впервые с предельной четкостью им была показана ведущая роль нервной системы в регуляции деятельности всего пищеварительного процесса. П. изучил динамику секреторного процесса желудочной, поджелудочной и слюнных желез и работу печени при употреблении различных пищевых веществ и доказал способность их приспосабливаться к характеру применяющихся возбудителей секреции.

В 1897 П. опубл. знаменитый труд - "Лекции о работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 ему была присуждена Нобелевская премия.

Подобно Боткину, он стремился объединить интересы физиологии и медицины. Это выразилось, в частности, в обосновании и разработке им принципа экспериментальной терапии. П. занимался изысканием научно обоснованных методов излечения экспериментально созданных патологич. состояний. В непосредственной связи с работами по экспериментальной терапии находятся и его исследования фармакологич. проблем. П. рассматривал фармакологию как теоретич. мед. дисциплину, пути развития к-рой тесно связаны с экспериментальной терапией.

Изучение связей организма с окружающей его средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловили переход П. к исследованию функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к этому послужили его наблюдения т. н. психич. секреции слюны у животных, наступающей при виде или запахе пищи, при действии различных раздражителей, связанных с приемом пищи, и т. д. Рассматривая сущность этого явления, П. сумел, опираясь на высказывания Сеченова о рефлекторной природе всех проявлений деятельности головного мозга, понять, что феномен психич. секреции дает возможность физиологу объективно изучать т. н. душевную деятельность.

"После настойчивого обдумывания предмета, после нелегкой умственной борьбы я решил, наконец, - писал Павлов, - и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роли чистого физиолога, т. е. объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имеющего дело исключительно с внешними явлениями и их отношениями" (Полное собр. соч., т. 3, кн. 1, 2 изд., 1951, стр. 14). П. назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, в то время как связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни, - условным рефлексом.

С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строить догадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различных раздражителей. Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения; открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешней средой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражению П., "центральным явлением", пользуясь к-рым оказалось возможным все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологич. деятельность больших полушарий. Впервые об условных рефлексах П. сообщил в 1903 в докладе "Экспериментальная психология и психопатология на животных" на 14-м Международном мед. конгрессе в Мадриде.

В течение долгих лет П. вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся друг с другом в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по П., вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры большие полушарий. Этими представлениями была создана физиологич. основа для изучения деятельности органов чувств, к-рое до П. было построено в значительной мере на субъективном методе исследования.

Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило П. показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможения, широко иррадиировавший по коре мозга и спустившийся на подкорковые образования. Многолетнее изучение особенностей условно-рефлекторной деятельности различных животных позволило П. дать классификацию типов нервной системы. Важным разделом исследований П. и его учеников явилось изучение патологич. отклонений в деятельности высшей нервной системы, наступающих как вследствие различных оперативных воздействий на большие полушария, так и в результате функциональных изменений, т. н. срывов, сшибок, приводящих к развитию "экспериментальных неврозов". На основе изучения экспериментально воспроизводимых невротич. состояний II. наметил новые пути их лечения, дал физиологич. обоснование терапевтич. действия брома и кофеина.

В последние годы жизни внимание П. было привлечено к исследованию высшей нервной деятельности человека. Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животным, он выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой - общей у человека и животных, и второй - свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечивает у человека образование слов - "произносимых, слышимых и видимых". Слово является для человека сигналом сигналов и допускает отвлечение и образование понятий. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление. Совокупность проведенных исследований позволила П. прийти к выводу о том, что кора больших полушарий головного мозга у высших животных и у человека является "распорядителем и распределителем всей деятельности организма", "держит в своем ведении все явления, происходящие в теле", и тем самым обеспечивает наиболее тонкое и совершенное уравновешивание живого организма во внешней среде.

В трудах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1927) П. подвел итоги многолетним исследованиям и дал полное систематич. изложение учения о высшей нервной деятельности.

Учение П. полностью подтверждает осн. положения диалектич. материализма о том, что материя является источником ощущений, что сознание, мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой ступени совершенства, а именно продукт мозга. П. впервые ясно показал, что все процессы жизнедеятельности животных и человека находятся в неразрывной связи и взаимозависимости, в движении и развитии, что они подчинены строгим объективным законам. П. постоянно подчеркивал необходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управлять ими.

С непоколебимой верой в силы науки и практики связана неутомимая и страстная деятельность П., его непримиримая борьба против идеализма и метафизики. Учение П. о высшей нервной деятельности имеет большое теоретич. и практич. значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектич. материализма, подтверждает правильность положений ленинской теории отражения и служит острым оружием в идеологич. борьбе со всеми и всякими проявлениями идеализма.

П. был великим сыном своего народа. Любовь к отечеству, гордость за свою Родину пронизывали все его мысли и действия. "Что ни делаю, - писал он, - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение" (Полное собр. соч., т. 1, 2 изд., 1951, стр. 12). Отмечая заботу Советского правительства о поощрении научных исследований, П. на приеме правительством делегации 15-го Международного конгресса физиологов в Москве в 1935 сказал "...мы, руководители научных учреждений, находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство". О высоком чувстве ответственности перед Родиной говорил П. и в своем известном письме к молодежи, написанном им незадолго до кончины (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 1, 1951, стр. 22-23).

Многочисленные ученики и последователи П. успешно развивают его учение. На объединенной сессии АН СССР и Академии мед. наук СССР (1950), посвященной проблеме физиологич. учения П., были намечены дальнейшие пути развития этого учения.

Имя П. присвоено ряду научных учреждений и учебных заведений (Ин-т физиологии АН СССР, 1-й Лен. мед. ин-т, Рязан. мед. ин-т и др.). АН СССР учреждены: в 1934 - премия имени Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и в 1949 - золотая медаль его имени, за совокупность работ по развитию учения П.

Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-6, 2 изд., М., 1951-52; Избранные труды, под ред. Э. А. Асратяна, М., 1951.

Лит.: Ухтомский А. А., Великий физиолог [Некролог], "Природа", 1936, № 3; Быков К. М., И. П. Павлов - старейшина физиологов мира, Л., 1948; его же, Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова. Доклад... М.-Л., 1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.-Л., 1949; Иван Петрович Павлов. , Вступ. статья Э. Ш. Айрапетьянца и К. М. Быкова, М.-Л., 1949 (Акад. наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Физиология, вып. 3); Бабский Е. Б., И. П. Павлов. 1849-1936; М., 1949; Бирюков Д. А., Иван Петрович Павлов. Жизнь и деятельность, М., 1949; Анохин П. К., Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа, М.-Л., 1949; Коштоянц X. С., Рассказ о работах И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, 4 изд., М.-Л., 1950; Библиография трудов И. П. Павлова и литература о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М.-Л., 1954.

Па влов, Иван Петрович

Род. 1849, ум. 1936. Физиолог-новатор, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. Автор метода условных рефлексов. Первым установил и доказал связь между психической деятельностью и физиологическими процессами в коре головного мозга. Внес неоценимый вклад в развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Автор фундаментальных классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Внедрил в практику исследований хронический эксперимент, тем самым обусловив возможность изучать деятельность практически здорового организма. Лауреат Нобелевской премии (1904). С 1907 г. действительный член Петербургской академии наук. Академик РАН (1917), академик АН СССР (1925).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Павлов, Иван Петрович" в других словарях:

    Советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы;… … Большая советская энциклопедия

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Иван Петрович Павлов, - творец материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение в медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой.

Основные направления научной деятельности Павлова - исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию "изолированного желудочка" и наложению фистул пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход - "хронический эксперимент", позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние "острых" экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. Используя метод " изолированного желудочка" Павлов установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторный и гуморально-клинический.

Следующий этап в научной деятельности Ивана Петровича Павлова - изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина - наука о высшей нервной деятельности. В ее основе лежало представление о разделении рефлексов (психических факторов) на условные и безусловные.

Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов; доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения - антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения - основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов.

Широкую известность Павлову принесло его учение о типах нервной системы, которое тоже основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения.

Наконец, еще одна заслуга Павлова - учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей так же и животным, имеется и вторая сигнальная система - особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Научное творчество Ивана Петровича Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей - медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии и психологии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии. психология нервный павлов

В 1904 году Иван Петрович Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения.

В 1907 году Павлов был избран членом Российской Академии Наук; иностранным членом Лондонского королевского общества.

В 1915 году был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества.

В 1928 году стал почетным членом Лондонского королевского общества врачей.

В 1935 году в возрасте 86-ти (!) лет Павлов председательствовал на сессиях 15-го Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.

Анализ биографического творческого пути Ивана Петровича Павлова

По мере того, как я читала разные биографии Ивана Петровича, в моем воображении создавался образ ледокола, танка, который пробирается сквозь дебри, лед, напролом, ведя за собой людей как буксир караван судов. Ощущение неиссякаемой энергии, бьющей ключом из этого великого человечищи, ощущение непоколебимой мощи, тесно переплетенной со страстью к науке. Человек с чувством собственного достоинства, гениальный мыслитель, он в то же время был очень скромным, не терпящим преклонения перед собой патриотом своей Родины.

Складывается впечатление, что не обстоятельства, не окружающие люди формировали его как ученого, а он сам! Исключительно за счет своего трудолюбия, упорства в достижении цели, своей пылкой любви к физиологии. Более того, своим примером, содействием, Иван Петрович помогал становлению многих других ученых.

Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов родился в Рязани, городе, расположенном приблизительно в 160 км от Москвы.


Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим сначала на бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства Павлов перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. По желанию своих родителей Павлов посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Там он смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его страстность и настойчивость, сделавшие Павлова грозным оппонентом.

Увлечение физиологией возникло у Павлова после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Георга Генри Леви. Его страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных книг Д. Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели Павлова. к изучению теории Чарлза Дарвина.

В конце 1880-х гг. русское правительство изменило свое предписание, разрешив студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях. Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 г. поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Его интерес к физиологии возрос, после того как он прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Цион выяснял влияние нервов на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению Павлов начал свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу П. и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.

После получения в 1875 г. звания кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую), где надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако Цион уехал из России, после того как правительственные чиновники воспрепятствовали этому назначению, узнав о его еврейском происхождении. Отказавшись работать с преемником Циона, Павлов стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения. Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (сейчас Вроцлав, Польша), с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году по приглашению С. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую П. получил в 1879 г. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) П., в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.

Многие исследования Павлова в 1880-х гг. касались системы кровообращения, в частности регуляции функций сердца и кровяного давления. Наибольшего расцвета творчество Павлова достигло к 1879 г., когда он начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более 20 лет. К 1890 г. труды Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 г. он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 г. Будучи от рождения левшой, как и его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом».

В своих исследованиях Павлов использовал методы механистической и холистической школ биологии и философии, которые считались несовместимыми. Как представитель механицизма Павлов считал, что комплексная система, такая, как система кровообращения или пищеварения, может быть понята путем поочередного исследования каждой из их частей; как представитель «философии целостности» он чувствовал, что эти части следует изучать у интактного, живого и здорового животного. По этой причине он выступал против традиционных методов вивисекции, при которых живые лабораторные животные оперировались без наркоза для наблюдения за работой их отдельных органов.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. В некоторых случаях он создавал условия, при которых пищеварительные железы выделяли свои секреты в фистулы, расположенные вне животного; в других случаях он отделял от желудка части в виде изолированного желудочка, полностью сохраняющего связи с центральной нервной системой. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях. «После приведения организма животного в соответствие с нашей задачей, – говорил он, – мы должны найти для него modus vivendi, чтобы обеспечить ему абсолютно нормальную и продолжительную жизнь. Только при соблюдении этих условий полученные нами результаты можно считать убедительными и отражающими нормальное течение этих феноменов». Используя данные методы, Павлов и его коллеги показали, что каждый отдел пищеварительной системы – слюнные и дуоденальные железы, желудок, поджелудочная железа и печень – добавляет к пище определенные вещества в их различной комбинации, расщепляющие ее на всасываемые единицы белков, жиров и углеводов. После выделения нескольких пищеварительных ферментов Павлов начал изучение их регуляции и взаимодействия.

В 1904 г. Павлов был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В речи на церемонии вручения премии К.А. Г. Мернер из Каролинского института дал высокую оценку вкладу Павлова в физиологию и химию органов пищеварительной системы. «Благодаря работе П. мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы, – сказал Мернер. – Теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе».

На протяжении всей своей научной жизни Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Павлов и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, Павлов заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным». Таким образом, один только вид или запах пищи действуют как сигнал для образования слюны. «Любое явление во внешнем мире может быть превращено во временный сигнал объекта, стимулирующий слюнные железы, – писал Павлов, – если стимуляция этим объектом слизистой оболочки ротовой полости будет связана повторно... с воздействием определенного внешнего явления на другие чувствительные поверхности тела».

Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 г. сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Преданный своему делу и высокоорганизованный во всех аспектах своей работы, будь то операции, чтение лекций или проведение экспериментов, Павлов отдыхал в летние месяцы; в это время он с увлечением занимался садоводством и чтением исторической литературы. Как вспоминал один из его коллег, «он всегда был готов для радости и извлекал ее из сотен источников». Положение величайшего русского ученого защищало Павлов от политических коллизий, которыми изобиловали революционные события в России начала века; так, после установления советской власти был издан специальный декрет за подписью В.И. Ленина о создании условий, обеспечивающих работу Павлову. Это было тем более примечательно, что большинство ученых находилось в то время под надзором государственных органов, которые нередко вмешивались в их научную работу.

В 1881 г. Павлов женился на Серафиме Васильевне Карчевской, учительнице; у них родились четыре сына и дочь. Известный своим упорством и настойчивостью в достижении цели, Павлов считался среди некоторых своих коллег и студентов педантом. В то же время он пользовался большим уважением в научном мире, а его личный энтузиазм и сердечность снискали ему многочисленных друзей.

Павлов умер в 1936 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от пневмонии. Похоронен на Волковом кладбище.

В 1915 г. Павлов был награжден французским орденом Почетного легиона, в том же году он получил медаль Копли Лондонского королевского общества. Павлов был членом Академии наук СССР, иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Лондонского физиологического общества.

Блестящий учёный, научный деятель, сделавший множество открытий в сфере физиологии и медицины, Павлов И.П. родился в Рязани в 1849 году. Он был сыном и внуком служителей церкви.

Получив начальное образование в церковном заведении, продолжил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Впоследствии он был зачислен в Военно-хирургическую академию, которую окончил с золотой медалью. За свои исключительные исследования академик Павлов И.П. получил Нобелевскую премию.

Увлечения

Ивана Петровича с детства воодушевляло коллекционирование насекомых и растений. Он просил рязанских детей приносить ему гусениц и затем наблюдал за развитием бабочек. Как-то раз ему привезли необычной окраски бабочку с острова Мадагаскар, которую он приколол в самый центр своей коллекции.

Позднее загорелся страстью к филателии. Все, кто знал о его хобби, присылали ему новые марки. Сам сиамский принц, однажды посетивший Институт экспериментальной медицины, пополнил коллекцию марками своего государства.

Собирательство книг – ещё одно увлечение. В день рождения любого члена его большой семьи преподносились произведения какого-нибудь писателя.

Коллекционировать картины Павлов начал с покупки портрета сына Володи, написанного известным портретистом Н.А Ярошенко. Однажды ему подарили картину с изображением моря на закате в Силламяэ, и у него появился реальный интерес к живописи. Содержание картин он понимал по-своему, представляя не то, что видит сам, а как, возможно, мыслит художник.

Характерные черты

Иван Павлов получил в наследство от отца такие черты характера как настойчивость в достижении цели и стремление к совершенству, что пригодилось ему в дальнейшей жизни и работе.

В годы учёбы в семинарии Иван был лучшим слушателем и давал частные уроки отстающим. Ему нравилось преподавать своим однокашникам. Иван Петрович был требовательным, не терпящим оплошностей, иногда резким, но отходчивым человеком.

По сведениям очевидцев, Павлов был левшой, что при его ловкости и профессионализме не мешало ему проводить сложные операции и опыты. Но с присущей ему страстностью и волей он тренировал свою правую руку.

У Павлова было слабое зрение, и он ничего не видел без очков. Несмотря на это, он очень много читал. Каждую книгу привык прочитывать дважды, а затем мог цитировать большие фрагменты из неё.

Учёный умел вести длительные и интересные дискуссии, имел звание пылкого спорщика, жёстко отстаивал свою точку зрения, не любил, когда оппонент уходил от разговора.

Павлову принадлежит остроумное решение исследований под названием «мнимое кормление». Этот метод позволял получать желудочный сок, исключая попадания пищи в желудок. «Хронический» эксперимент позволял наблюдать за процессами организма, не нарушая его целостности. Все опыты проводились на собаках. Профессор очень трепетно относился к животным и любил их.

Павлов и отдых

В жизни Павлов был высоким, хорошо сложенным человеком. Он обладал энергией, ловкостью и силой . Семья Павловых снимала в местечке Силламяэ дачу. С утра он поливал растения и ухаживал за клумбами, потом все вместе ходили в лес за грибами. А по вечерам катались на велосипеде. Часто на участке дачи проводились городошные соревнования. Кроме соседей, в них принимали участие его коллеги, сыновья, друзья – писатели и художники. Для молодёжи там был своеобразный дискуссионный клуб.

Павлов постоянно занимался гимнастикой. Он создал общество любителей физической культуры и велосипедной езды, став в нём председателем.

Курьёзные эпизоды из жизни

Его лучший ученик и последователь Л.А. Орбели ассистировал академику при операциях. Во время одной из них Павлов, работая быстро, слаженно, начал ругаться. Обиженный ассистент решил уйти из помощников, чем удивил учителя. А потом тот признался, что к его ругани надо привыкнуть, как к запаху «псины».

Проводя зимние каникулы со своей будущей женой Серафимой Карчевской, Павлов, будучи сам студентом, отправился с ней за тёплыми сапожками. Рождество провели весело и счастливо. Вернувшись в деревню, где работала после женских курсов его невеста, обнаружилась пропажа одного сапога. Он оказался у жениха: влюблённый оставил его себе на память.

Отношение к революции

Учёный встретил революцию в 70-летнем возрасте и не скрывал к ней своего негативного отношения. Ленин и его соратники боялись высказываний признанным во всём мире учёного против советской власти, окажись он за рубежом, поэтому ему создавали все условия для проведения исследований на родине.

В его лаборатории всегда были свет, дрова, инвентарь, отменный корм для животных. Многие сотрудники по настоянию академика досрочно возвращены из армии.

Он посылал гневные письма в Совнарком, где осуждал политику коммунизма. Он протестовал против включения в академию посторонних людей, не сведущих в науке. Резко критиковал большевиков и призывал не бояться их. Никто не мог последовать примеру учёного из боязни перед властями. В дальнейшем он прекратил посещать заседания, мешавшие его труду.

Память о великом русском учёном останется на века. Улицы в городах России и за рубежом, станции метрополитена в Праге и Харькове, площадь в Праге, высшие учебные заведения и иные медицинские учреждения, село в Ленинградской области, самолёт авиакомпании «Аэрофлот», кратер на оборотной стороне Луны и астероид названы его именем.

К 150-летию в 1999 году вышли 2 монеты банка России с его изображением. Его образ увековечен в 16 монументах и на двух марках. Были созданы биографические кинофильмы, изданы книги с описанием его многолетнего труда. Учреждены несколько наград за продолжение дела Павлова и становление медицины и психологии.

Иван Петрович Павлов (1849—1936),

учёный-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (по медицине).


Сын рязанского священника, Иван Павлов учился на естественном отделении физико-математического факультета университета в Петербурге.
Павлов учился весьма успешно и привлекал к себе внимание профессоров все годы обучения в университете. На 2-ом году обучения ему назначили обычную стипендию, на 3-ем - он уже получал императорскую стипендию, которая была в два раза больше обычной.

Главной специальностью Павлов выбрал физиологию животных, добавочной - химию.
Исследовательская деятельность Павлова началась рано. Студентом четвертого курса, исследовал нервы в легких лягушки, изучал влияние гортанных нервов на кровообращение. Студенты
Павлов блестяще окончил университет, получив ученую степень кандидата естественных наук.

Павлов считал, что эксперимент на животных необходим при разрешении многих сложных и неясных вопросов клинической медицины.

В 1890 году Павлов стал профессором Военно-медицинской академии.

Павловым были выполнены классические работы по физиологии главных пищеварительных желез, принесшие ему мировую славу и отмеченные в 1904 году Нобелевской премией. Это была первая в истории человечества премия, присужденная за исследование в области медицины. Значительная часть его работ по условным рефлексам обессмертила имя Павлова и прославила российскую науку.

Что такое «собака Павлова»?

Изучая работу слюнных желез, Павлов заметил, что собака выделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее. Что это означает?
Выделение слюны на попавшую в рот пищу - ответ организма на определенное раздражение, происходит «само собой» и проявляется всегда.
Шаги человека, в известный час кормившего собаку, сигнализировали: «Еда». И у собаки в коре мозга вырабатывалась условная связь: шаги - еда. Слюна начинала выделяться не только при виде еды, но и при звуках, сигнализирующих о ее приближении.
Для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре головного мозга образовалась связь между двумя раздражениями - условным и безусловным. Слюна выделяется на пищу. Если, давая пищу (безусловный раздражитель), одновременно звонить колокольчиком (условный раздражитель) и проделывать это много раз, то появится связь между звуком и едой. Образуется новая связь между различными участками мозговой коры. В результате даже просто при звуке колокольчика у собаки начинает выделяться слюна.
Раздражителем могут быть свет и темнота, звуки и запахи, тепло и холод и т.д.
У собаки выделяется слюна на звонок: у нее выработался условный рефлекс. Если перед звонком зажигать лампочку, то вырабатывается новый условный рефлекс - на свет. Но рефлекс может исчезнуть, затормозиться. Торможение имеет огромное значение в жизни организма. Благодаря нему, организм отвечает не на любое условное раздражение.

В основе работы мозга лежат комбинации возбуждения и торможения.
Раздражения, воспринимаемые органами чувств, - это сигнал среды, окружающей организм.
Такая система сигналов есть у животных, есть она и у человека. Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе исторического развития и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью.
Павловское учение о высшей нервной деятельности - это целая эпоха в науке. Его учение оказало огромное влияние на работу физиологов всего мира.


На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам» .

Именем великого физиолога названы многие научные институты и высшие учебные заведения. Организованы новые научные учреждения для дальнейшего развития научного наследия И. П. Павлова, в том числе крупнейший московский Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР.