Государственно подобные образования как субъекты международного права. Государственно-подобные образования(вольные города) как субъекты международного права

Государственно-подобные образования

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гг.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, например, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.



Святая Гора Афон (Афон) – это самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посещения Святой Горы Афон необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным образованием. Местопребывание Ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

21. вопрос соблюдение, применение и толкование международных договоров. недействительность международных договоров. Приостановление и прекращение действия договоров.

Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.

Раздел 2 этой части Конвенции, посвященный применению договоров, содержит ст. 28-30. Первая из них устанавливает, что договоры не имеют обратной силы, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Согласно ст. 29, договор обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом. Статья 30 касается применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу.

Кроме того, общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы , т.е. не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу . Кроме того, если иное не следует из договора, он действует в отношении всей территории договаривающихся государств.

толкование имеет своей целью разъяснение смысла текста договора, тогда как применение предполагает установление последствий, вытекающих для сторон, а иногда и для третьих государств. Само толкование можно определить как юридическую процедуру, которая в связи с применением договора к реальному случаю направлена к разъяснению намерений сторон при заключении договора посредством исследования текста договора и других соответствующих материалов. Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с основными принципами международного права. Оно не должно вести к результатам, противоречащим этим принципам, нарушать суверенитет государств, их основные права. Следующим принципом является добросовестность толкования, то есть честность, отсутствие желания обмануть контрагента, стремление установить истинный смысл международного договора, закрепленный в его тексте.

Главным объектом толкования, имеющим решающее значение, является текст договора, который включает все части договора, в том числе преамбулу и в соответствующих случаях приложения, а также любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора, и любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.

Международное толкование – это толкование договора международными органами, предусмотренными государствами в самом международном договоре или уполномоченными ими впоследствии, когда спор о толковании возник, разрешить этот спор. Такими органами могут быть специально создаваемые комиссии или международный суд (арбитраж). В первом случае говорят о международном административном толковании, во втором – о международном судебном толковании.

Неофициальное толкование. Это толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, общественными организациями и политическими деятелями. Сюда же относится доктринальное толкование, даваемое в научных трудах по международному праву.

Аутентичное толкование международного договора может быть воплощено в различные формы: специальный договор или дополнительный протокол, обмен нотами и т.п.

Международный договор объявляется недействительным, если:

1)он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

3) государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

4) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

5) представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

6) заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

7) договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Различают виды недействительности международного договора:

1) относительная – признаками являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, обман, подкуп представителя государства;

2)абсолютная – к признакам относятся: принуждение государства или его представителя; противоречие договора основным принципам или императивной норме общего международного права (jus cogens).

Прекращение действия международных договоров есть утрата его юридической силы. Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении международных договоров.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего международного права.

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

· освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;

· не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками

7 вопрос основные источники международного права

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм. Под источником международного права понимается форма выражения и закрепления нормы международного права. Документ в котором содержится норма права. Виды источников международного права:1) основные: меж­дународные договоры;международные (международно-правовые) обычаи;2) производные: акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.(резолюции генаральной асамблеии ООН).

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это правила поведения в результате неоднократного повторения в течении длительного времени приобрело молчаливое признание субъектов международного права.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

8. международный договор как источник международного права

Международные организации

Только международные межправительственные организации от­носятся к производным (вторичным) субъектам международного пра­ва. Неправительственные международные организации этим каче­ством не обладают.

В отличие от правосубъектности государств, правосубъектность международных межправительственных организаций носит функ­циональный характер, поскольку она ограничена компетенцией, а также целями и задачами, определенными учредительным доку­ментом.

Часто за международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия», т.е., теми, которые организация вправе осуществлять в целях реализации уставных функций, но которые не прописаны в уставе. С данной концепцией можно согласиться, если она подразумевает согласие членов организации.

Кроме межправительственных организаций, субъектами между­народного права могут быть и иные международные органы. Так, в соответствии со ст. 4 Римского Статута Международного уголовно­го суда от 17 июля 1998 г. названный суд обладает международной правосубъектностью. Естественно, что правосубъектность Междуна­родного уголовного суда является ограниченной по сравнению с та­ковой межправительственных организаций. Международный уголов­ный суд обладает такой международной правосубъектностью, которая необходима для осуществления целей и задач в рамках его ком­петенции.

Нации (народы), борющиеся за независимость

Если нация (народ) начинает борьбу за независимость и создает органы освобождения, которые эффективно осуществляют управление и контроль над значительной частью народа и территории, обеспечивают в ходе борьбы соблюдение норм МП, а также представляют народ на международной арене, то за ним может быть признана м/д правосбъектность.

Воюющая сторона - Национальный комитет «Сражающаяся Франция», позже – Французский комитет национального освобождения, Организация освобождения Палестины (ООП).

Государственно-подобные образования

К государственно-подобным образованиям относится Ватикан (Святой престол).

Государство Ватикан является особым образованием, созданным в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым пре­столом от 11 февраля 1929 года и наделенным некоторыми чертами государственности, что означает чисто формальное выражение самостоятельности и независимости Ватикана в мировых делах.

В настоящее время общепризнано, что Святейший престол явля­ется субъектом международного права. Такое признание со стороны международного сообщества он получил вследствие его международ­ного авторитета как независимого руководящего центра католической церкви, объединяющего всех католиков мира и активно участву­ющего в мировой политике.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с государством-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусто­ронних и многосторонних международных соглашениях. Имеет ста­тус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые международные догово­ры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католи­ческой церкви с государственными властями, имеет во многих стра­нах послов , именуемых нунциями.

В международно-правовой литературе можно встретить утверж­дение, что определенной международной правосубъектностью обла­дает Суверенный военный орден св. Иоанна Иерусалимского, Родос­ского и Мальтийского (Мальтийский орден).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1844 года в Италии, где были подтверждены его права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая РФ, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и приви­легиями, присущими главе государства.

Однако Мальтийский орден по своей сущности является между­народной неправительственной организацией, осуществляющей бла­готворительную деятельность. Сохранение в названии Ордена тер­мина «суверенный» - исторический анахронизм, поскольку свой­ством суверенности обладает лишь государство. Скорее этот термин в названии Мальтийского ордена с точки зрения современной меж­дународно-правовой науки означает «независимый», чем «суверен­ный».

Поэтому Мальтийский орден не считается субъектом международ­ного права, несмотря на такие атрибуты государственности, как под­держание дипломатических отношений и обладание иммунитетами и привилегиями.

История международных отношений знает и другие государствен­но-подобные образования, которые обладали внутренним самоуп­равлением и некоторыми правами в области международных отно­шений. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу. Именно к этой категории исторически относились Вольный го­род Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная терри­тория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобри­тании и Франции.

Субъекты федеративных государств

Компоненты международно-правового статуса республик, областей, краев и других субъектов РФ воплощены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации между­народных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Прежде всего, подтверждено и конкретизировано конституционное право субъектов РФ в пределах предоставлен­ных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи, т. е. право на отношения, выходящие за внутригосударственные рамки. Субъекты вправе поддерживать связи с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Пре­дусмотрено также право на участие в деятельности международ­ных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Связи субъектов с иностранными партнерами , согласно Закону, могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культур­ной и иных областях . В процессе этой деятельности субъекты РФ имеют право на ведение переговоров с указанными ино­странными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Такие согла­шения заключаются прежде всего с равноуровневыми контр­агентами - с членами (субъектами) зарубежных федеративных государств и с административно-территориальными единицами унитарных стран. Вместе с тем сохраняется практика взаимосвязей с центральными органами иностранных государств.

В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 27 июня 2000 г. подтвердил свою правовую позицию относительно того, что «республика не может быть субъектом международного права в качестве суверенного госу­дарства и участником соответствующих межгосударственных отношений...». При толковании этого положения допустим ак­цент именно на отрицании суверенного статуса республики, что означает признание и осуществление не основанных на су­веренитете международных и внешнеэкономических отноше­ний (связей) с определенными контрагентами, указанными в Федеральном законе от 4 января 1999 г.

Физические лица

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются физические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами челове­ка. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обепочивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внуреннем праве.

Права человека - это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае.- на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Нормы МП все чаще и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Именно поэтому можно утверждать, что предметом регулирования посредством МП являются две большие группы межгосударственных отноше­ний: а) отношения между субъектами МП по поводу их поведения в междуна­родной системе; б) отношения между субъектами МП по поводу их внутрен­них правовых режимов. И акцент в международно-правовом регулировании постепенно смещается на вторую группу межгосударственных отношений.

Поэтому можно говорить об усилении взаимного переплетения МП и внутреннего права при примате МП. Единство внутреннего права и МП называют Глобальным правом.

Только если смотреть на любую правовую проблему в свете Глобального права (т. е. комплекса из внутреннего и международного права), мож­но допустить, что субъектами Глобального права являются как публичные лица, так и частные лица.

Физические лица могут быть признаны в качестве субъекта МП, если только сами государства признают их таковыми. Однако нет каких-либо международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов. Признание индивида субъектом МП означало бы, что мы имеем дело уже с каким-то другим (не международным) правом. Такое «другое право» - это Глобальное право.

Проявлением Глобального права можно считать, например, наличие в МП уголовной ответственности индивида за преступления против мира и безопасности человечества, практику Европейского суда по правам чело­века и др. В этих случаях признается, что международно-правовые нормы могут порождать права и обязанности для физических лиц непосредственно напрямую, а не через посредство государств.

Введение

Глава 1. Общие положения субъектов международного права

§1. Понятие и признаки субъектов международного права

§2. Классификация субъектов международного права

Глава 2. Государствоподобные образования как субъекты международного права

§1. Понятие и признаки государствоподобных образований

§2. Ватикан

§3. Мальтийский орден

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Международное право одна из традиционных и устоявшихся отраслей права. Свои истоки она берет с древнейших времен. Теоретики Международного права периодизацию развития данной отрасли делят на четыре периода:

) Международное право Древнего мира (рабовладельческий строй, III тыс. до н.э. - 476 г. н.э.);

2) Право Средних веков (феодализм, 476 г. н.э. - 1648 г.);

) Классический период (становление капитализма 1648 - 1919 гг.);

) Современный период (1919 - до наших дней).

Однако как отрасль, международное право берет свое начало с конца XIX в. Именно на этот период времени пришелся момент, когда было накоплено то, необходимое количество нормативного материала (договоры, конвенции, пакты, декларации), которые и сформировали отрасль международное право.

Таким образом, Международное право существует уже более 150 лет. Данная отрасль идет в ногу со временем: развивается, изменяется, совершенствуется, но как и в любой другой отрасли права среди ее представителей нет единого мнения по различным вопросам, которые относятся к Международномй праву.

Среди таких вопросов можно выделить дискуссию относительно субъектов Международного права. Традиционно субъекты иеждународноо права делятся на две категории: традиционные (государства, государствоподобные образования, международные организации и нации, борющиеся за независимость) и нетрадционные. Большинсвто ученых согласны с включением государствоподобных образований в число субъектов Международного права. Однако есть и противники, напрмер, Ян Броулинг - английский юрист-международник. Он не признает государствоподобные образования субъектами так как, это аномалия, которая существует только благодаря молчаливому согласию и добровольному двусторонним отношениям между такими образованиями и другими государствами.

Кроме этого сегодня идет тенденция расширения перечня субъектов Международного права, а именно включение в их число индивида и юридических лиц.

В нашей работе мы не будем углублятся в указанную дискуссию, а рассмотрим государствоподобные образования. Они представляют интерес тем, что на сегодняшний день в мире существуют всего лишь два государсвтоподобных образования, они не остаются в стороне от международных отношений и в какой-то степени оказывают влияние на них.

Из всего вышесказанного выведем цель, задачи, обект и предмет нашего исследования.

Цель: рассмотреть международно-правовой статус государствопообных образований как субъектов Международного права.

) дать понятие субъектам Международного права и государствоподобным образованиям;

2) выделить основные признаки субъектов Международного права и государствоподобных образований;

) рассмотреть международно-правовое положение государствоподобных образований на примере Ватикана и Мальтийского ордена.

Объект иследования: субъекты Международного права.

Предмет исследования: государствоподобные образования как субъекты Международного права.

Глава 1. Общие положения субъектов международного права

§1. Понятие и признаки субъектов международного права

В любой отрасли права, крайне важным ее элементом является субъект, и международное право здесь не исключение. Именно понятие субъекта закрепляет и ограничивает круг участников тех общественных отношений, которые регулируются той или иной отраслью.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы .

В связи со спецификой международного права как отрасли, ее субъекты также характеризуются определенными присущими только им признаками:

) статус в международных отношениях;

2) внешняя обособленность;

) выступление в международных отношениях в виде единого лица;

) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

) участие в принятии норм международного права .

Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами .

На эту же способность как основное свойство субъекта международного права указывают и профессор В.Л. Толстых: "субъект международного права есть образование, имеющее право участвовать в международных отношениях и обладающее нормотворческой способностью (в том числе способностью заключать международные договоры)" .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что субъекты международного права занимают равные положения относительно друг друга и не находятся под чьей-либо властью и подчинением.

В теории международного права выделяют следующих субъектов:

) государства;

2) международные организации;

) государствоподобные образования;

) нации и народы, борющиеся за независимость.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность наций, народов, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город.

С понятием субъекта неразрывно связанны такие категории права как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Ею обладают: государства - с момента образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; международные межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу .

Дееспособность - осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Также выделяется понятие "международная правосубъектность". Международная правосубъектность - это способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обязанностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права .

Согласно точки зрения Р.М. Валеева, правосубъектность в международном праве имеет два значения и соответственно рассматривается в двух аспектах: как качественная характеристика (свойство) субъекта международного права и как элемент системы международного права .

Международная правосубъектность как качественная характеристика субекта международного права означает юридическое свойство, выражающееся в принадлежности лица к категории субъекта междунаролного права. Данное юридическое свойство определяется наличием у лица признаков, качеств, характеризующих его как субъекта международного права. Она отражает способность лица быть субъектом международного права и, следовательно, иметь права и обязанности .

Однако субъективный состав международного права остается спорной категорией.

Устойчивая тенденция развития и совершенствования международных отношений и международной системы в целом оказывает позитивное воздействие и на эволюцию науки международного права и международно-правовых воззрений. В этом смысле в настоящее время все большее признание получают взгляды о более широком круге субъектов международного права, куда помимо перечисленных выше субъектов включают также лица и образования, которые ранее традиционно не рассматривались в качестве субъектов международного права. Кроме государств, народов, международных организаций и государствоподобных образований к ним также причисляют индивидов, международные неправительственные организации (МНПО), ряд международных хозяйственных объединений (ТНК) и отдельные международные судебные учреждения. Следует отметить, что правосубъектность нетрадиционных субъектов международного права пока остается дискуссионной в науке международного права .

Как пишет Б.А. Куркин, в отечественной доктрине преобладает точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межвластных, межгосударственных отношений и тем самым субъектами международного права. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы, связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов международного права, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами .

Г.В. Игнатенко придерживается другого мнения и в обоснование своей точки зрения говорит следующее, в дискуссии, которая ведется в отечественной литературе, мы исходим из того, что прежние представления о неприложимости черт международной правосубъектности к индивидам не вполне согласуются с современным состоянием международно-правового регулирования и реальными правоотношениями, и придерживаемся концепции признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующего о его специфической международной правосубъектности .

Английский ученый Г. Лаутерпахт еще в 1950 г. в изданной в Лондоне книге "Международное право прав человека" отмечал, что в международном праве отсутствуют нормы, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, предоставляемые обычным или договорным международным правом. Позднее, в 1980 г., уругвайский юрист Э.Х. Аречага, являвшийся в течение ряда лет председателем Международного Суда ООН, высказывая подобную мысль, признавал возможность предоставления межгосударственными договорами индивидам определенных прав, а также международных средств защиты этих прав*.

По его словам, "реальным доказательством международной правосубъектности индивида явилось бы предоставление ему не только определенных прав и привилегий, но и средств для обеспечения их принудительного осуществления и соблюдения, а также возможностей защиты этих прав от своего собственного имени, без посредничества государства" (Хименес де Аречага Э. Современное международное право. М., 1983. С. 259-260). Сегодня мы наблюдаем именно такую реальность .

Однако Р.М. Валеев приходит к выводу, что признание широкого круга субъектов международного права обусловлено глобализацией и современным уровнем развития международного права. Тем не менее это не меняет сущности международного права как, прежде всего и главным образом, права межгосударственного. В силу самой природы международного права как основного регулятора международных, межгосударственных отношений государства были, остаются, и еще долгое время будут оставаться основными субъектами международного права .

Таким образом, вопрос о субъектах международного права (индивид, юридические лица) остается дискуссионным, в отличии от таких субъектов как государства и международные организации. Это говорит о том, что отрасль развивается, вбирая в себя тенденции изменения всего мирового сообщества в целом.

§2. Классификация субъектов международного права

Все субъекты международного права делятся на две основные группы.

Суверенные (первичные) субъекты международного права - государства; борющиеся за независимость нации и народы.

Первичные (основные) участники международных отношений возникают по естественно историческим причинам в силу присущего им суверенитета. Их никто не создает в качестве таковых .

Им присуще такое политико-юридическое свойство как суверенитет (государственный или национальный). Благодаря этому их правосубъектность имеет абсолютный, безусловный характер, не зависит от чьей-либо посторонней воли, не предопределяется каким-либо международным установлением или призванием, возникнув, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая правила взаимного общения .

Несуверенные (вторичные, производные) субъекты - межгосударственные организации и международные органы; государствоподобные образования.

Производные, то есть зависимые, субъекты международного права и международных правоотношений .

Имеется достаточно оснований для разграничения в международно-правовой системеправосоздающихсубъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются:

) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное положение существует и во внутригосударственном праве. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации .

Чепурнова Н.М. дает краткую, но содержательную характеристику всем субъектам международного права, включая в нее элементы классификации.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление - это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (далее - НБН), - это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. НБН также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (далее - ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (далее - ММПО) - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО - постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права .

Глава 2. Государствоподобные образования как субъекты международного права

§1. Понятие и признаки государствоподобных образований

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

) территория;

) постоянное население;

) гражданство;

) законодательные органы;

) правительство;

) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

§2. Ватикан

Ватикан единственное в мире теократическое государство-город, расположенное в пределах столицы Италии - города Рима, на правом берегу Тибра (карта Ватикана показаны в Приложениях № 1 и №2). Занимаемая площадь - 0,44 кв.км. Ватикан крупнейший религизно-идеологический центр католицизма. Численность населения Ватикана на 2012 год составляет 836 человек .

Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви - Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол" .

И.И. Лукашук пишет, что в международной практике нередко подчеркивается, что речь идет об особом образовании - Святом престоле, а не о католической церкви. В противном случае было бы неясно, почему другим церквам не предоставлен аналогичный статус .

Свое название Ватикан получил от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia - "место гаданий" .

Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти (герб и флаг показаны в Приложении №3). Он также является крупным владельцем капиталов и держателем акций ряда компаний и банков, имеет собственную недвижимость в Италии, Испании, Германии и в ряде латиноамериканских стран. Важный источник доходов Ватикана составляют также взносы национальных Католических церквей, производство и продажа почтовых марок, монет, сувениров .

В Ватикане располагается Римская курия - церковное правительство, состоящее из конгрегаций (департаментов, соответствующих статусу министерства в светском государстве), трибуналов и секретариатов, в административном аппарате которых работают свыше тысяч человек, в основном духовные лица.

Современное международное право предусматривает способность Святого престола в лице папы участвовать в процессе международного нормотворчества и вступать в официальные взаимоотношения с государствами и международными организациями в качестве субъекта международного права sui generis, представляющего на международной арене интересы католической церкви .

Приобретение Святым (Апостольским) престолом международной правосубъектности стало результатом его длительного исторического развития, последовательного изменения доктринальных подходов католицизма к вопросу о соотношении государственной и церковной властей, светского и духовного суверенитетов.

Первые признаки международной правосубъектности Святого престола проявились в Средние века, когда папы начали заключать со светскими государями особые международные соглашения - конкордаты. Первым подобным актом международного нормотворчества с участием Святого престола был Вормский конкордат 1122 г. На этом этапе проявилась существенная особенность конкордатов, отличающая их от "традиционных" международных договоров, - смешанный объект правового регулирования: Вормский конкордат регламентировал как политические отношения сторон, так и условия функционирования католической церкви на территории государства.

Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. В настоящее время международно-правовой статус Ватикана определен соглашением 1984 г. между Италией и Святым престолом.

Уникальное положение Апостольского престола в системе субъектов международного права, его особая правовая природа и религиозная специфика обусловливают методы его деятельности на международной арене, направленность внешнеполитических целей и приоритетов. Основным вектором политики папства являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов.

Внешняя политика Святого престола характеризуется следующими отличительными особенностями:

активное использование Святым престолом наряду с центральными органами управления и дипломатическими представительствами возможностей национальных церквей для достижения своих внешнеполитических целей;

основной задачей папских нунциев является поддержание связи между папой и епископами в национальных государствах и обеспечении тем самым единства церкви, в то время как функция развития двусторонних политических отношений между Святым престолом и государством пребывания является вторичной;

в связи с религиозным характером политики Святого престола одним из приоритетных направлений его внешнеполитической деятельности является защита привилегий церкви, а также религиозных прав и свобод человека;

признанный международным сообществом нейтралитет Святого престола и Ватикана в соответствии со ст.24 Латеранского договора. Автор анализирует современное учение католической церкви о войне, сформулированное в энциклике "Pacem in terris" ("Мир на земле") 1963 г. и документах II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.), которое осуждает любые формы военного решения международных споров;

превалирование посреднической деятельности в целях разрешения международных споров исключительно мирными средствами. В качестве примера подобной деятельности Святого престола автор подробно анализирует участие папы в качестве посредника в аргентино-чилийском споре по поводу принадлежности группы островов в проливе Бигл (1984 г.) .

На сегодняшний день Святой Престол поддерживает дипломатические отношения с 178 государствами мира .

Святой Престол может вступать в международные организации и является полноправным членом некоторых из них.

Святой Престол - член международного сообщества, чья власть имеет религиозное, а не политическое происхождение, - единственный в своем роде обладает в ООН статусом постоянного наблюдателя. Первую миссию в ООН Святой Престол направил 21 марта 1964 г. Статус постоянного представителя в этой организации Святому Престолу был предоставлен 6 апреля 1964 г.

Полномочия Святого Престола как постоянного наблюдателя определены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 58/314, принятой 16 июля 2004 г. . Основное отличие статуса постоянного наблюдателя от полноправного членства заключается в отсутствии у наблюдателя права голоса на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем, Святому Престолу предоставлено право выступать на ее сессиях, что можно считать особой привилегией, так как главам государств, не являющихся членами ООН, как правило, право выступления перед Генеральной Ассамблеей не предоставляется.

Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. В рамках мандата он активно участвует в работе Генеральной Ассамблеи и конференций ООН, присутствует на заседаниях специализированных учреждений ООН, избирается в выборные органы Организации. При этом, как отмечают дипломаты, наибольшим влиянием и эффективностью отличается неформальная, кулуарная деятельность представителей Святого Престола .

В книге "Тайны Ватикана. История, святыни, жизнь и смерть в святой обители" С. Шахрад описывает процесс избрания Папы. После смерти или отречения Папы члены Коллегии кардиналов съезжаются со всего света и собираются в Сикстинской капелле. Там при запертых дверях начинается торжественная процедура выборов Папы Римского, известная как "конклав". "Конклав" - запретная комната (от лат. con clavis - ключом). Данное понятие было введено после смерти Климента IV в 1268 г., когда кардиналы колебались целых два года и девять дней. Тогда городские власти отвели их в епископский дворец в Витербо и заперли за ними ворота. Решения все не было, тогда за дело взялся местный люд, принявшись разбирать крышу над головами кардиналов. Эта крайняя мера возымела действие: кардиналы очень быстро избрали Папой Григория Х .

Сначала смерть Папы должна быть подтверждена кардиналом Кармеленго. Далее, не позднее чем через 20 дней после кончины Папы - кардиналы шествуют в Секстинскую капеллу, где проходит голосование. Голосование совершенно анонимно. Если большинство голосов не набрано, то бюллетени сжигаются в специально сооруженном для этой цели камине вместе с химическим веществом, которое вызывает появление черного дыма над крышей Сикстинской капеллы. По достижении консенсуса бюллетени просто сжигают под колокольный звон, возвещающий об избрании Папы. В колокол звонят еще и на тот случай, если дым окажется не совсем белым .

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что относительно Ватикана как субъекта международного права никаких вопросов не возникает. Не смотря на то, что Ватикан маленькое государство - карликовое, это нисколько не умаляет его положение на международной арене.

§3. Мальтийский орден

Мальтийский орден (иониты, госпитальеры, родосские рыцари) - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. Символом Мальтийского ордена является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черном плаще (Приложение №5).

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец <#"649568.files/image001.gif">

Приложение №2

Карта Града Ватика


Приложение №3

Флаг Ватикана

Герб Ватикана

Приложение №4

География Мальтийского ордена


Приложение №5

Девиз Мальтийского ордена:

"Tuitio Fidei et Obsequium Pauperum" (лат.)" Защита Справедливости и Помощь Бедным и Страждущим""

Флаг Мальтийского ордена

Герб Мальтийского ордена

Помощь в учёбе. Работы на заказ

Курсовая

Государственно-подобное образование - довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований. Отдельных же монографических или...

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • 2. ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА
  • 3. ВАТИКАН
  • 4. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стоимость уникальной работы

Государственно-подобные образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственно-подобное образование — довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований.

Отдельных же монографических или диссертационных работ, посвященных понятию, международной правосубъектности и иным вопросам статуса государственно-подобных образований в России нет. Этот фактор является дополнительным стимулом для более детального изучения данного вопроса, актуализирует работу, придает ей новаторский характер.

Понимая всю сложность написания данной курсовой работы в практически полном отсутствии специальной литературы, тем не менее мы ставим ее целью определение международно-правового статуса и выявление сущностных характеристик государственно-подобных образований.

В связи с этим в качестве задач выдвигаются вопросы, во-первых, анализа существующих научных и иных источников с целью определения признаков и дачи дефиниции государственно-подобного образования, во-вторых, выявления отдельных аспектов их международной правосубъектности, в-третьих, определения различных сторон их международно-правовой деятельности и, в-четвертых, изучения отдельных государственно-подобных образований, как существовавших в прошлом, так и существующих по сей день.

Структурно работа разделена на параграфы в соответствии с логической последовательностью изложения материала, которая позволит в полной мере решить поставленные задачи и, в конечном счете, достичь цели данной работы ("https://сайт", 18).

В первом параграфе будут освещены общие вопросы, касающиеся всех государственно-подобных образований: понятия, выявления признаков, определения сущностных характеристик, анализа подходов в понимании, выявления отличий от других субъектов международного права. Последующие параграфы будут освещать данные вопросы применительно к отдельным государственно-подобным образованиям, детализируя их и выявляя особенности конкретных государственно-подобных образований.

Источники, используемые в данной работе, весьма разнообразны. Помимо традиционных — учебной и специальной литературы — мы использовали акты международно-правового характера, в том числе международные договоры, которые определяют статус того или иного государственно-подобного образования, основные законы этих образований, а также официальные источники из серверов государственно-подобных образований, размещенные в сети «Интернет».

Все это направлено на одно — достижение цели курсовой работы, обозначенной выше.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версальский договор) [электронный ресурс]: от 28.06.1919 года. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Договор между Святым престолом и Королевством Италия [электронный ресурс]: от 11 февраля 1929 года. // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/DOC_3 864 879.htm - свободный.
  3. Мирный договор с Италией от 10.02.1947. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XIII. - 1956. - С. 88−203.
  4. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXIII. - 1970. - С. 136−148.
  5. Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 года. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVI. - 1973. - С. 45−49.
  6. Четырехстороннее соглашение от 03.09.1971. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVIII. - 1974. - С. 46−55.
  7. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12.09.1990. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - 1994. - С. 34−37.
  8. Основной закон Государства-Города Ватикан [электронный ресурс]: от 7 июня 1929 года (утратил силу) // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ DOC_3 864 879.htm - свободный.
  9. Основной закон Государства-Города Ватикан от 26 ноября 2000 года (на немецком языке) // Официальный сайт Святого престола. - Режим доступа: http://www.vatican.va/vatican_city_state/legislation/documents/ scv_doc_20 001 126_legge-fondamentale-scv_ge.html - свободный.
  10. О назначении Садчикова Н. И. представителем Российской Федерации при Ватикане и при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству: Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2005 № 989. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 35. - Ст. 3602.
  11. История отечественного государства и права. Часть 1. / Под ред. Чистякова О. И. - М., Юристъ, 2007. - 477 с.
  12. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник. / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев - М.: Эксмо, 2004. - 688 с.
  13. Конституции буржуазных стран. Т.II. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - 419 с.
  14. Конституции государств Европы. / Под ред. Окунькова Л. А. - М.: Норма, 2001. - 816 с.
  15. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования . / Г. И. Курдюков - Казань: Издательство Казанского университета, 1979. - 174 с.
  16. Лукашук И. И. Международное право . Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. / И. И. Лукашук - М.: Издательство БЕК, 2001. - 419 c.
  17. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. / М. Н. Марченко - М.: Проспект, 2001. - 755 с.
  18. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. / Н. И. Матузов, А. В. Малько - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.
  19. Международное право: учебник для вузов. / Под ред. Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - М., Норма, 2001. - 705 с.
  20. Международное право: учебник. / Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. - М.: Международные отношения, 2000. - 713 с.
  21. Международное публичное право: учебник. / Под ред. Бекяшева К. А. - М.: Проспект, 2007. - 784 с.
  22. Моджорян Л. А. Статус вольного города . / Л. А. Моджорян // Советское государство и право. - 1962. - № 3. - С. 66−76;
  23. Ушаков Н. А. Международное право : учебник. / Н. А. Ушаков - М.: Юристъ, 2003. - 304 с.
  24. Фельдман Д. И., Курдюков Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности . / Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков - Казань, Издательство Казанского университета, 1974. - 124 с.
  25. Черненко С. В. Рецензия на работу Фельдмана Д . И., Курдюкова Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. / С. В. Черненко // Правоведение. - 1975. - № 5. - С. 143−145.
  26. Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций . / Е. А. Шибаева, М. Поточный - М.: Издательство МГУ, 1988. - 188 с.
  27. Силкин Б. И. Ганза : древний «общий рынок» Европы. / Б. И. Силкин // Знание - сила. - № 1. - 1998. // Режим доступа: http://skola.ogreland.lv/istorija/ slovo/G/g7.htm - свободный.
  28. Официальный сайт католической церкви (на английском языке). - Режим доступа: http://www.catholic-hierarchy.org/ - свободный.
  29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - свободный.
  30. Официальный сайт Святого престола (на английском языке). - Режим доступа: http://www.vatican.va/phome_en.htm - свободный.
  31. Официальный сайт Суверенного Мальтийского Ордена (на английском языке). - Режим доступа: http://www.orderofmalta.org/site/index.asp ?idlingua=5 - свободный.
  32. Официальный сайт Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки (на английском языке). - Режим доступа: https://www.cia.gov/ - свободный.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Значение непосредственной демократии трудно переоценить, так, например, В. И. Ефимов справедливо отмечает: «Через народ определяются суть, цель и основания демократической власти, и при этом предполагается единство всех этих определений. Утрата одного из них ведет к абсолютному снижению качества власти, ее перерождению в квазидемократические формы, прикрывающие автократическое или олигархическое...

Курсовая

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных...

На современном этапе исторического развития человеческой цивилизации национальная экономика каждого государства неизбежно. Интегрируется в международную систему мирохозяйственных связей, т. е. выходит за национальные рамки и поэтому неизбежно испытывает влияние международного фактора. Интернационализация экономических связей объективно обусловливает зарождение, формирование и развитие...

Курсовая

В Европе и Америке парламент приобрел современный облик в результате буржуазных революций. После Второй мировой войны классическая либеральная концепция парламентаризма стала доминирующей. Предполагалось, что именно она позволяет выражать интересы не одного или немногих, а большинства народа. После революционных бурь парламентский способ регулирования конфликта социальных интересов, который смог...

Курсовая

Экономический оборот современного общества невозможно представить без объектов интеллектуальной собственности. Сегодня сфера их распространения не только и не столько личное потребление, но, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс включает две группы элементов: материальные и нематериальные. По некоторым данным доля нематериальных активов (таково...

Курсовая

В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС («первичное право») и акты институтов ЕС («вторичное право») непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица...

В науке международного частного права взаимность понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества, позволяющий обусловить дружественное отношение одного государства к другому адекватным ответным отношением. Хотя проблематика международного частного права начинает занимать достойное место в трудах отечественных правоведов, на сегодняшний день вопросы взаимности...