Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека. Понятие, структура и функции международной защиты прав человека

Институт контроля - важнейшая составная часть механизма международно-правовой защиты человека. Он является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины прошлого столетия.

Под международным контролем за соблюдением прав человека отдельные авторы понимают действия субъектов международного права или созданных ими органов, которые осуществляются на основе международных договоров и заключаются в проверке соответствия деятельности государства принятым им на себя обязательствам в целях обеспечения их соблюдения и защиты.

Приведенное определение к сути международного контроля относит только проверку, но не предполагает принятие мер по выполнению государствами своих обязательств. Это обстоятельство позволило автору сформулировать определениемеждународного контроля за соблюдением прав человека какдеятельность международных несудебных юридических и политических органов, состоящих из экспертов в личном качестве или в качестве представителей государств, по наблюдению (констатации фактов и их оценке), проверке полноты и законности соблюдения прав человека в государствах-участниках соглашения и принятию договорных мер по недопущению их нарушения.

В соответствии с международными соглашениями по правам человека к задачам международного контроля относят: 1) проверку степени выполнения государствами-участниками соглашений своих обязательств по обеспечению и соблюдению прав человека. Результатом такой проверки может быть установление нарушений международных обязательств или несоответствия поведения государства принятым обязательствам, которое может стать основанием возникновения международно-правовой ответственности; 2) поддержание международного правопорядка и режима международной законности.

Решение этих задач осуществляется так называемыми международными контрольными механизмами, которые по своей природе и функциям являются договорными органами (юридическими или политическими), а по географии действия (охвату стран) - либо глобальными, либо региональными. Кроме того, по субъектам и объектам контролируемых правоотношений они могут быть специальными глобальными или специальными региональными.

К числу договорных юридических органов глобального универсального характера, например, относится Комитет ООН по правам человека, созданный в 1976 г. на основе и с целью имплементации Международного пакта о гражданских и политических правах и призванный заниматься широким кругом вопросов в области прав человека, в том числе и содействием выполнению международных стандартов по правам человека (ст. 28 Пакта).

Из докладов государств Комитет старается получить следующую информацию о соблюдении и защите основных прав человека в этих государствах:



а) какие судебные и другие компетентные органы обладают юрисдикцией по обеспечению основных прав человека;

б) какие средства правовой защиты имеются в распоряжении лица, заявляющего об ущемлении любого из своих прав, и какие системы восстановления нарушенных основных прав существуют для потерпевших;

в) предусматривается ли защита прав человека, закрепленных в различных международных актах, конституции и других законодательных актах;

г) в какой степени имплементированы положения международных договоров о защите основных прав человека в правовые системы государств;

д) применяются ли положения международных договоров по правам человека в судах и административных органах государств;

е) действуют ли внутригосударственные органы или механизмы по контролю за соблюдением принципа уважения и соблюдения прав человека.

Функции договорных контрольных органов глобального специального характера выполняют также Комитет по расовой дискриминации (учрежден Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г., ст. 8–15); Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношения женщин от 18 декабря 1979 г. (ст. 17); Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (ЭКОСОС в 1985 г.); Комитет против пыток и других жестоких, бесчеловечных или ущемляющих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; Комитет по правам ребенка (учрежден Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.); Рабочая группа трех создана в соответствии с Конвенцией о пресечении преступлений апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г., а также Международная комиссия по установлению фактов, учрежденная дополнительным протоколом I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ст. 90).

Региональными универсальными договорными органами сегодня являются Европейская комиссия по правам человека, созданная в соответствии со ст. 19 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; Межамериканская комиссия по правам человека (ст. 33 Американской конвенции); Африканская комиссия по правам человека и народов (ст. 30 Африканской хартии прав человека и народов); Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств, которая была учреждена Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 24 сентября 1993 г. в Минске.

Глобальными универсальными политическими контрольными механизмами в области прав человека являются следующие органы и учреждения ООН: Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин, Совет Безопасности, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат, Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения и др.

Региональным же универсальным политическим механизмом контроля за обеспечением соблюдением основных прав человека считается, к примеру, механизм человеческого измерения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это такой механизм, который охватывает сотрудничество государств в области уважения и защиты всех прав человека и его основных свобод и связанных с этим вопросов гуманитарного содержания.

Глобальные и региональные контрольные органы и механизмы правомочны устанавливать и рассматривать нарушения международно-правовых договоров странами-участницами и выносить на этой основе конкретные рекомендации. И хотя отсутствуют механизмы исполнения решений контрольных органов, их решения носят обязывающий характер, который основывается на моральном авторитете международных органов. Деятельность всех международных контрольных механизмов факультативна - на их функционирование обычно требуется согласие государства-участника конвенции (пакта).

В своей деятельности по контролю за соблюдением государствами международных договоров о правах человека контрольные органы применяют довольно разнообразные процедуры, методы и формы. Относительно определения термина «метод» в литературе по международно-правовой тематике нет единого мнения. С. В. Черниченко и некоторые другие авторы к процедурным относят рассмотрение докладов государств, жалоб, претензий, петиций и сообщений. Эти же действия В. И. Зубрилин называет «методами», а Б. Петранов - и «методами» и «формами». Не вдаваясь в полемику относительно определения указанных терминов, примем «процедуру» как понятие самое широкое по отношению к названным и, следовательно, охватывающее их.

К числу международных процедур, используемых контрольными органами, юристы относят: составление докладов, проведение исследований, вынесение решений, осуществление инспекций международными организациями и государствами, созыв и проведение международных конференций, расследования данных о нарушении прав человека, рассмотрение индивидуальных жалоб (петиций), рассмотрение представляемых государствами-участниками соглашений (договоров), докладов о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав человека, рассмотрение жалоб и представлений государств-участников договоров и членов международных организаций (МОТ и других) на любое другое государство-участника, которое, по их мнению, не соблюдает свои обязательства по ратифицированным конвенциям (договорам, пактам) о соблюдении прав человека, придание гласности, принуждение в отношении государства, нарушающего права человека, проведение обследований на местах, вынесение общих рекомендаций и замечаний общего порядка, создание и работа специальных рабочих групп экспертов по расследованию нарушений прав человека, конкретные меры по предупреждению и пресечению агрессии и массовых и грубых нарушений прав и свобод человека.

Перечисленные выше формы и процедуры контроля определяются главным образом характером ущемления или отчуждения государствами основных прав и свобод человека. Многие юристы-международники считают, что международные контрольные механизмы не обладают достаточными полномочиями. Одной из причин недостаточной эффективности работы, к примеру, конвенционных органов является то, что международные соглашения по обеспечению соблюдения основных прав человека наделили их правом выносить в адрес государств лишь «общие замечания» или «рекомендации».

Для повышения эффективности контрольной деятельности указанных органов, считают отдельные ученые, необходимо наделить их правом не только выносить обязательные решения, но и определять ущерб, причиненный человеку, а также применять силу для осуществления своих постановлений.

Существующая система контрольных органов ООН и региональных отличается громоздкостью, дублированием в работе, многочисленностью рассматриваемых вопросов, сессионным характером деятельности, неспособностью быстро реагировать на случаи многочисленных и грубых нарушений прав человека. И тем не менее деятельность контрольных органов по обеспечению основных прав человека имеет колоссальное значение. Оно заключается в том, что они: а) дают возможность оказывать политическое давление на государства, нарушающие международные обязательства в области обеспечения основных прав человека; б) способны обнаружить тенденции ущемления прав человека государствами, сделать их предметом всеобщего обсуждения и осуждения, что является важным внешним фактором, сдерживающим недемократическое развитие отдельных государств, в том числе и России; в) способствуют обмену опытом между государствами в решении проблем, возникающих при обеспечении основных прав человека.

4. Механизм защиты прав человека в международных судах

Указанный механизм в международном механизме защиты прав человека является относительно новым и до конца неразработанным, особенно, на глобальном уровне. Поэтому существуют значительные резервы для его дальнейшего развития и, следовательно, для повышения эффективности в обеспечении соблюдения и защиты прав человека.

Современной истории международно-правовых отношений в области защиты основных прав человека известно два вида судов: международный уголовный суд и международный неуголовный суд.

Вопрос о международном уголовном суде обсуждается различными международными форумами вот уже более 50 лет. Необходимость создания такого суда объясняется тем, что в международном праве сложилось и существует такое понятие, как «международное преступление». За такое преступление лица, его совершившие, должны нести уголовную ответственность. Однако и по сей день многие деяния такого рода остаются безнаказанными. Известное положение сложилось потому, что международные преступления нередко совершаются официальными лицами государства, в связи с чем суды государств не привлекают их к ответственности. Поэтому и возникла необходимость создания альтернативного суда - Международного уголовного трибунала.

Первым послевоенным международным законом, который предусматривал создание международного уголовного суда, была Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (ст. VI), принятая 9 декабря 1948 г. Создание такого же международного органа предусматривала и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него (ст. V) от 30 ноября 1973 г.

Однако подготовка проекта статута Международного уголовного суда в условиях «холодной войны» была отложена на долгий срок. И только 4 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН вновь предложила Комиссии международного права изучить вопрос о создании такого органа с юрисдикцией, распространяющейся на лиц, обвиняемых в совершении преступлений, которые будут подпадать под действие Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Проект такого Кодекса принят Комиссией международного права в 1991 г. Этой же Комиссией 17 июля 1992 г. была завершена и работа над статутом Международного уголовного суда.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение учредить подготовительный комитет в целях выработки окончательного текста Статута Международного уголовного суда, приемлемого для большинства государств. В апреле 1998 г. подготовительный комитет завершил эту работу.

17 июля 1998 г. в Риме Дипломатической конференцией полномочных представителей государств под эгидой ООН Статут Международного уголовного суда был принят. В результате широкого и детального обсуждения проекта за его принятие высказалось 120 государств, 21 государство воздержалось, а 7 голосовали против.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии международных отношений и международного права. Впервые после Нюрнбергского процесса международное сообщество абсолютным большинством голосов приняло решение о создании постоянно действующей высшей судебной инстанции, которая будет выносить судебные решения в отношении тех, кто развязал агрессивные войны, совершил военные преступления против человечности независимо от их должностного положения.

Юрисдикция Суда весьма широка. Под нее подпадают четыре вида преступлений: геноцид, военные преступления, агрессия и преступления против человечества (ч. 1 ст. 5 Статута). В Статуте Международного уголовного Суда сформулированы составы, охватывающие практически все серьезные преступления, которые вызывают озабоченность мировой общественности. Многие из них впервые закреплены в этом документе. Причем перечень этих преступлений может быть пересмотрен не ранее, чем через семь лет после вступления в силу Статута. Этот международный договор подтвердил принцип индивидуальной уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений (ст. 23). Такой ответственности подлежат не только непосредственные исполнители преступлений, но и те, кто отдает приказ об их совершении.

Статут Международного уголовного суда стал международным уголовным законом 1 июля 2002 г., на 60-й день после того, как его ратифицировали 60 государств (ст. 14).

Кроме Международного уголовного суда в рамках ООН существуют и региональные международные уголовные суды . Одним из них является Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. («Международный трибунал»), учрежденный Резолюцией Совета Безопасности ООН от 24 февраля 1993 г. Деятельность Трибунала регулируется Уставом.

В соответствии со ст. 1 Устава Международного трибунала в его юрисдикцию входит судебное преследование лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. Таким образом, юрисдикция Международного трибунала имеет своиграницы - территориальную (сухопутная территория, воздушное пространство и территориальные воды бывшей СФРЮ) и временную (с 1 января 1991 г., ст. 8). Нарушения гуманитарного права, совершенные вне пределов указанных границ, Международному трибуналу неподсудны.

Преследованию Международным трибуналом подвергаются лица за совершение четырех групп нарушений и преступлений. К первой группе Устав относит серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. (ст. 2). Среди них: умышленное убийство; пытки и бесчеловечные эксперименты; умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников.

Вторая группа включает нарушение законов и обычаев войны (ст. 3): применение отравляющих веществ или других видов оружия, предна­значенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разру­шение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных произведений; разграбление общественной или частной собственности.

Третья группа преследуемых Международным трибуналом нарушений связана с геноцидом в том смысле, как его толкует ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. Наказуемы следующие деяния (ст. 4): геноцид; заговор с целью совершения геноцида; прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; покушение на совершение геноцида; соучастие в геноциде.

И, наконец, четвертая группа - это преступления против человечности, то есть такие, которые совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь то международного или внутреннего характера, и направлены против любого гражданского населения (ст. 5): убийства; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилования; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам.

В соответствии со ст. 9 Устава Международный трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов.

Деятельность Международного трибунала имеет своей целью не только преследование лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, но и правовую защиту потерпевших и свидетелей (ст. 22 Устава). Она может включать: проведение закрытых разбирательств, сохранение в тайне личности потерпевшего, возвращение любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения, их законным владельцам.

Наказание, назначаемое Судебной камерой Трибунала, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков заключения судебные камеры руководствуются общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии.

26 апреля 1995 г. впервые после Нюрнбергского и Токийского процессов перед Международным трибуналом предстал обвиняемый в преступлениях против человечества. Им стал 39-летний боснийский серб Душок Тадич, который обвиняется в убийстве, по меньшей мере, 32 человек, изнасилованиях и пытках заключенных концлагеря Омарска, куда в 1992 г. боснийские сербы сгоняли мусульман и хорватов.

Устав Международного трибунала по бывшей Югославии и его практическая деятельность могли бы стать прообразом будущего международного уголовного суда в рамках СНГ. Однако уже сейчас стало видно, что Гаагский трибунал стал скорее политическим, чем юридическим органом. Его деятельность предвзята и одностороння. Он сразу же взялся за преследование сербов, оставив в покое преступников в стане мусульман и хорватов, чем беззастенчиво продемонстрировал двойной стандарт в оценке международных правонарушений.

Международные неуголовные суды. Рассмотрение ими нарушений прав человека установлено лишь региональными соглашениями. К таким соглашениям, к примеру, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 19) и Американская конвенция по правам человека (ст. 33). Этими конвенциями учреждены суды по правам человека. Для чего это сделано? Считается, что судебные органы, которые состоят из членов, пользующихся функциональной и личной независимостью, не связанных партийными и политическими обязательствами и соблюдающих правовую процедуру, гарантируют наилучшее рассмотрение дела и беспристрастность решения. Действие международного неуголовного суда лучше рассмотреть на примере Европейского суда по правам человека.

Долгие годы, почти 48 лет, сначала СССР, а затем и Россия не признавали юрисдикцию этого Суда. Но 30 марта 1998 г. Президент РФ, наконец, подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». Статья 1 этого закона гласит: «Российская Федерация в соответствии с Конвенцией признает iрsо fасtо и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации».

Таким образом, была поставлена последняя точка в присоединении России де-юре к одному из важнейших документов, заключенных в рамках Совета Европы, организации, куда входят 40 европейских государств. Граждане России получили право обжаловать в названное международное судебное учреждение приговоры, определения, постановления судов и других государственных органов России при условии, что исчерпаны все возможности восстановления нарушенных прав внутри страны.

Это право россияне используют достаточно активно - на 20 сентября 2005 г. против Российской Федерации было подано 24 тыс. индивидуальных жалоб. Такое количество жалоб, поданных с ноября 1998 г., выводит ее на четвертое место по их числу после Италии, Франции и Польши. В основном они касаются таких нарушений прав граждан, как длительные сроки содержания под стражей в ожидании суда; длительное судебное разбирательство; пытки и жестокое обращение с подследственными; невыплата пенсий и зарплат; неисполнение решений судов; нарушение принципа состязательности в процессе.

Большинство дел на «продвинутую стадию» не попали, однако около 160 находятся «на уровне коммуникации», то есть о них поставлена в известность российская сторона. Рассмотрено же еще меньше - только 45 обращений. В законную силу вступили 30 решений.

До принятия 6 ноября 1990 г. Девятого протокола к Европейской конвенции в Европейский суд частные лица обращаться с жалобами не имели права. Сторонами в деле могли быть только высокие договаривающиеся стороны и Комиссия по правам человека (ст. 44). Девятый протокол признал право обращения в Суд также и за индивидами, группами индивидов и неправительственными организациями.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Суд решает «все вопросы фактов и права», которые возникают в ходе поступающих туда дел, выносит постановления по вопросам компетенции и допустимости жалоб. Эти решения констатируют либо наличие, либо отсутствие нарушений того или иного права, признанного Конвенцией.

Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы и, прежде всего, национальные суды. Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции.

Европейский суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

В соответствии со ст. 32 Европейской конвенции под юрисдикцию Суда подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Передавать вопросы в Суд могут: а) государства-участники (ст. 33); б) любые лица, неправительственные организации или группа лиц (ст. 34); в) Комитет министров Совета Европы (ст. 47).

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность направлять петиции непосредственно в Суд. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

В соответствии со ст. 35 Конвенции Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами права были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения.

Суд не принимает к рассмотрению никакие индивидуальные заявления, поданные в соответствии со ст. 34, которые: а) являются анонимными или б) являются по существу теми же, что и дела, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства и не содержат относящейся к делу новой информации.

Суд принимает решение о неприемлемости любых заявлений, поданных в соответствии со ст. 34, которые он сочтет несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованными или со злоупотреблением права подачи заявлений.

Суд отклоняет любые заявления, которые сочтет неприемлемыми по ст. 35. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

Если Суд заявит, что принятое национальными властями решение или меры полностью или частично противоречат обязательствам, вытекающим для данного государства из Конвенции, а также, если внутреннее право стороны допускает только частичное возмещение последствий такого решения или такой меры, то Суд должен предоставить справедливую компенсацию потерпевшей стороне (ст. 41 Конвенции). Заинтересованное государство должно подчиниться решению Суда, которое является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно передается Комитету министров Совета Европы, который следит за его выполнением. В случае неисполнения решения Европейского суда по правам человека государство может быть исключено из числа членов Совета Европы.

Основной формой деятельности Суда является интерпретация Конвенции. В частности, Суд очень широко толкует понятия «права и обязанности гражданского характера» или «обоснованность привлечения по уголовным делам». Не раз толкование прав Судом было открытым, так как приходилось контролировать соблюдение прав, которые не входят в каталог признанных Конвенцией, но которые, по его мнению, являются составными элементами этих прав. Если речь идет об ограничениях или установлении пределов, относящихся к реализации прав, Суд тщательнейшим образом проверяет, «предусмотрены ли эти ограничения или пределы законом, подтверждены ли они законными обоснованиями и соразмерны ли их значимости, необходимы ли они в демократическом обществе».

В соответствии со ст. 27 Конвенции для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о возможности рассмотрения жалоб разрешаются комитетами из трех судей. Считается, что только им под силу решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб в том, значительно возросшем потоке жалоб, который увеличивается в связи с ростом числа членов Совета Европы. Сами же дела решаются в палатах. Большие палаты используются для обсуждения наиболее серьезных вопросов интерпретации Конвенции, а также дел, переданных ей по требованию участвующих в споре сторон.

Показательным для повседневной деятельности Суда является дело «Калашников против Российской Федерации». 15 июля 2002 г. Европейский суд по правам человека огласил свое постановление по этому делу. В соответствии с ним признано, что в отношении гражданина Калашникова были нарушены положения ст. 3, 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти нарушения касаются условий его содержания в следственном изоляторе № 1 г. Магадана, а также сроков следствия и рассмотрения уголовного дела в суде по обвинению его в присвоении денежных средств.

Европейский суд постановил, что власти Российской Федерации в связи с нарушениями Конвенции должны выплатить В. Е. Калашникову 80 тыс. евро, в том числе 5 тыс. евро - компенсация за моральный ущерб и 3 тыс. евро в порядке возмещения судебных издержек. Необходимо отметить, что требования Калашникова достигали суммы более чем 12 млн долларов, а претензии касались еще как минимум шести статей Конвенции, однако они были отвергнуты Европейским судом.

Характерным для деятельности Суда является пример, приведенный в печати В. А. Тумановым. В мае 1991 г. в Европейский суд обратились три гражданина Италии с жалобой на чрезмерную длительность производства по их гражданским делам: от 4,5 до 20 лет. Суд посчитал, что во всех этих случаях имело место нарушение п. 1 ст. 6 Европейской конвенции, в котором записано, что дела судами должны рассматриваться в «разумный срок». В соответствии со ст. 41 Конвенции Суд предписал государству возместить заявителям материальный и моральный вред до 10 млн лир, а также все расходы по делам. Кроме того, Комитет министров Совета Европыпринял специальное решение в адрес правительства Италии, которое незамедлительно было выполнено.

Отношение к Европейскому суду среди практикующих российских юристов и правозащитников неоднозначно. Одни склонны чуть ли не молиться на каждое его решение. Другие, напротив, полностью отрицают профессионализм этих решений. Истина, как обычно бывает, где-то посередине. В целом деятельность Суда считается положительной. Почти во всех случаях заинтересованные государства подчинились его решениям. Однако есть и существенный недостаток в деятельности Суда - длительность предусмотренной Конвенцией процедуры: в среднем два года.

Механизм судебной защиты, созданный Американской конвенцией о правах человека от 20 ноября 1969 г., явно скопирован с механизма, созданного Европейской конвенцией, и действует, поэтому, аналогично Европейскому суду. Однако деятельность Межамериканского суда по правам человека оказалась неэффективной. За всю историю своего существования Суд вынес около 10 консультативных заключений и решений. Причины неэффективности его работы кроются в том, что государства, представленные в нем, не имеют схожих политических систем, общих правовых традиций и близких уровней социально-экономического развития.

Кроме Европы и Америки ни в одном регионе мира судебные органы по обеспечению прав человека, к сожалению, пока не созданы.

История показывает: поиск международных правовых механизмов реализации и правовой защиты прав человека, их совершенствование в конкретной исторической ситуации - процесс непрерывный.

1. инсти­тут международной защиты прав человека- система международных органов и процедур универсального и регио­нального характера, функционирующих в направлении разработки меж­дународных стандартов в области прав и свобод человека и осуществле­ния контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав че­ловека состоит из международных органов, созданных в рамках между­народных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз), и конвенционных органов, созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относится: разработка деклараций-рекомендаций; кодификационная деятельность (разработка международных стан­дартов по правам человека); контроль за соблюдением государствами международных стандар­тов по правам человека.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разра­батываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют органы контроля за их соблюдением, на нацио­нальном уровне государства приводят свое законодательство в соответ­ствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Под международным контролем понимается согласованная деятель­ность государств или международных организаций по проверке соблю­дения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспече­ния их выполнения. Цель международного контроля состоит не в принуждении или применении санкций к государствам, а лишь в проверке соблюдения положений междуна­родных соглашений. Одна из основных задач органов контроля - ока­зание содействия и помощи государствам в выполнении ими между­народных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека. Кон­трольные механизмы представляют собой определенные организацион­ные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.), а процедуры - порядок и методы изучения соответствующей ин­формации и реагирования на результаты такого изучения.

Контрольные механизмы имеют различную юридическую природу:

Конвенционные, т. е. такие международные контрольные механиз­мы и процедуры, которые учреждаются на основе международных со­глашений по правам человека;

Внедоговорные - создаются и функционируют в рамках ряда меж­дународных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные (предусмотренные учреди­тельными актами организаций) и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные. Исходя из формы осуществления контроля, все международные ор­ганы можно разделить на судебные иквазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резо­люций) все международные контрольные органы подразделяются на те, чьи решения обязательны для государства, которо­му они адресованы (решения судебных контрольных органов), и орга­ны, заключения которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, вспомогательные органы междуна­родных организаций).

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области; рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нару­шения таких обязательств; рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства; изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики).

Универсальный механизм международного контроля в области прав человека, рассматриваемый в рамках данной темы, представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.

В связи с тем, что права человека являются ценностью высшего порядка и от уровня их защиты и обеспечения в конкретном государстве зависит судьба мира и безопасности, международное сообщество разработало определенные механизмы контроля за соблюдением прав человека. Эти механизмы приводятся в действие международными органами и организациями.

Совет ООН по правам человека. Создание Совета обосновывалось тем, что Комиссия ООН по правам человека, по мнению членов ООН и экспертов, в определенной степени исчерпала себя и утратила свойства эффективного органа. Кроме того, Комиссию обвиняли в излишней политизации. Совет ООН по правам человека, по сравнению с Комиссией, имеет высший статус - является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. В новый Совет вошли 47 государств, которые избираются сроком на три года по географическому признаку простым большинством голосов на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Украина является членом Совета. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем выступлении на открытии первой сессии Совета по правам человека 19 июня 2006 г. сказал: "Я рад заявить, что мировые лидеры решили интегрировать поощрение и защита прав человека в национальную политику и поддерживать дальнейшую активизацию деятельности в сфере прав человека во всей системе Организации Объединенных Наций. Совет создан для переноса проблематики прав человека на ее надлежащий уровень в пределах системы, члены Совета избираются непосредственно Генеральной Ассамблеей, с тем чтобы она работала бок о бок с Советом Безопасности и Экономическим и Социальным Советом".

Комитет ООН по правам человека Создан на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2200А (XXI) от 16 декабря 1966 г. в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах. Фактически Комитет е самостоятельным международным органом, который состоит из 18 независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета избираются из граждан государств - участников Пакта сроком на 4 года и могут быть переизбраны. Место нахождения Комитета - Женева (Швейцария).

Комитет имеет право осуществлять контроль за соблюдением положений Пакта о гражданских и политических правах путем рассмотрения:

1) периодических докладов государств-участников о принятых ими мерах по реализации положений Пакта;

2) жалоб государств-участниц друг на друга о нарушениях положений Пакта;

3) жалоб индивидов при нарушении государством-участником прав, закрепленных в Пакте.

Жалоба индивида должно касаться только факта нарушения прав, зафиксированных в Пакте, и не может быть анонимной. Кроме того, лицо, подающее жалобу, должно исчерпать все внутренние средства защиты нарушенного права или доказать, что рассмотрение ее дела неоправданно затягивается. Признав жалобу приемлемой и приняв ее к рассмотрению, Комитет просит государств-участницу, указанную в жалобе, представить в шестимесячный срок объяснения по существу вопроса и указать меры, которые будут предприняты на национальном уровне для исправления положения. Государство и лицо, которое направило жалобу, находятся перед Комитетом в равных условиях.

Комитет против пыток основан на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии со ст. 17 Конвенции против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания 1984 г. Комитет состоит из 10 экспертов.

Комитет изучает доклады; проводит конфиденциальные расследования, когда считает, что факты обоснованные; осуществляет определенные функции по разрешению споров между государствами-участница-мы; назначает согласительную комиссию; рассматривает сообщения индивидов.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) создан в 1959 г. как основной элемент контрольного механизма по соблюдению положений Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. Штаб-квартира Суда находится в Страсбурге (Франция).

Сначала в контрольном механизме соблюдения положений Конвенции 1950 г. принимали участие три органа: Европейская комиссия по правам человека, Комитет министров Совета Европы и Европейский Суд по правам человека. Учитывая то, что такой механизм достаточно громоздкий и сложный, в 1994 г. был открыт для подписания Протокол № 11 к Конвенции 1950 г., что предусматривал существенные структурные реформы. В ноябре 1998 г. Протокол № 11 вступил в силу, поэтому целесообразно рассмотреть новый порядок работы этого механизма.

в настоящее время Европейский Суд по правам человека является единственным органом контроля за соблюдением государствами-участниками положений Конвенции 1950 г. Суд работает на постоянной основе и состоит из судей, число которых соответствует количеству государств - участников Конвенции 1950 г. Парламентская Ассамблея СЕ от каждого государства-участника выбирает одного судью. Судьи заседают в Суде в личном статусе.

Каждое государство-участник может передать в Суд жалобу о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции 1950 г. или протоколов к ней со стороны другого участника.

Суд также может принимать от любого лица, неправительственной организации или группы лиц заявления о нарушении одним из государств-участниц прав, закрепленных в Конвенции или протоколах к ней. При этом заявители должны придерживаться определенных процедурных требований. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать реализации этого права.

Суд рассматривает представленные ему дела в комитетах, состоящих из трех судей, палаты - из семи судей, и в Большой палате из 17 судей.

Учитывая настоятельную необходимость внести изменения в определенные положения Конвенции с целью повысить эффективность ее контрольной системы в долгосрочной перспективе, главным образом ввиду увеличения нагрузки на Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы, был подписан Протокол № 14, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции. Этот протокол увеличивает срок полномочий судей с в до 9 лет, кроме того, вводится дополнительный критерий, позволяющий Европейскому суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от характера причиненного заявителю вреда. Совершенствуется также механизм отбора явно неприемлемых жалоб. Цель протокола - повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения жалоб, поступающих сюда в связи со вступлением в Совет Европы новых государств.

Протокол № 14 к Конвенции 1950 г. также вносит следующие основные процедурные изменения: рассмотрение судьей единолично вопросы относительно явно неприемлемых жалоб; более широкая компетенция рассмотрения жалоб, которые уже является предметом установившейся прецедентной практики Европейского суда, комитетами из трех судей вместо палат из семи судей.

Суд по просьбе Комитета министров Совета Европы может делать консультативные заключения по правовым вопросам, касающимся толкования Конвенции 1950 г. и протоколов к ней.

Согласно ст. 19 Заключительных и переходных положений, Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты, когда все Высокие Договаривающиеся Стороны, подписавшие Конвенцию, выразят согласие на обязательность для них Протокола № 14 и сдадут ратификационные грамоты, документы о принятии или утверждении на хранение Генеральному секретарю Совета Европы. 15 января 2010 г. последней из 47 стран Совета Европы Протокол № 14 ратифицировала Россия.

ОБСЕ также имеет определенные механизмы контроля по соблюдению прав человека. Так, любое государство - член ОБСЕ может просить другого члена организации предоставить информацию по конкретному случаю нарушения прав человека. Ответ на такой запрос должен быть отправлен не позднее 10 дней.

Могут создаваться комиссии экспертов ОБСЕ по просьбе государства - члена организации для рассмотрения и возможного содействия в решении проблем по правам человека на ее территории.

совет Управляющих (ранее Комитет старших должностных лиц) ОБСЕ, состоящий из министров иностранных дел, участвует в решении спорных вопросов по проблеме прав человека.

В 1992 г. был учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ. Верховный комиссар не выступает как омбудсман, что отстаивает права национальных меньшинств и не занимается расследованием отдельных случаев нарушения прав человека. В его функции входит выявление ситуаций межэтнической напряженности, которые могут создавать угрозу для мира, безопасности или отношений между государствами - участниками ОБСЕ, и содействие их скорейшему урегулированию.

Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1993 г. на 48-й сессии приняла резолюцию 48/141 об учреждении поста Верховного комиссара по правам человека на основе решения Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.). Согласно этой резолюции Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем. Он имеет статус "чиновника ООН" и несет "под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность Организации Объединенных Наций в сфере прав человека". Фактически Верховный комиссар по правам человека осуществляет общее руководство деятельностью Центра по правам человека ООН - структурного подразделения Секретариата ООН.

28 июля 2008 г. Генеральная Ассамблея без голосования утвердила предложение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна назначить Наванетхем Пиллэй (Южная Африка) новым Верховным комиссаром ООН по правам человека. ее четырехлетний срок начался 1 сентября 2008 г.

С 1 июля 2004 г. по 30 июня 2008 г. Верховным комиссаром ООН по правам человека Луиза Арбур (Канада). ее предшественник, Сержиу Виейра ди Меллу (Бразилия), погиб при исполнении служебных обязанностей как глава миссии ООН в Ираке в результате взрыва в представительстве ООН в Багдаде 19 августа 2003 г.

Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.

В Секретариате ООН до 1997 г. был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 г. его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.

При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции № 1503 от 27 мая 1970 г. Экономического и Социального Совета. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой осуществлялась деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и, в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.

Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера. К региональным организациям, занимающимся правами человека , относятся Организация американских государств, Совет Европы, Организация африканского единства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организация "Исламская конференция".

На Американском континенте действует ряд документов конвенционного характера по правам человека, среди которых центральное место занимает Межамериканская конвенция о правах человека.

Африканские страны, подчеркивая свою специфику развивающихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов.

Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека

Устав ООН содержит юридические обязательные общие положе­ния о необходимости осуществления международного сотрудниче­ства в поощрении и развитии уважения к правам и основным сво­бодам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.

Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регули­рующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие наро­дов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискримина­ции по признакам расы, пола, языка, религии.

После одобрения Устава ООН международным сообществом, глав­ным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержа­щих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.

Представляется, что их можно было бы классифицировать сле­дующим образом.

Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории меж­дународных отношений документом универсального характера, про­возглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авто­ритетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имею­щей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм).

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Между­народный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и яв­лялись самыми общими по охвату проблематики прав человека ак­тами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных органи­заций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

В Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах признаются такие права, как право на труд, на спра­ведливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятст­венную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на об­разование, участие в культурной жизни.



Международный пакт о гражданских и политических правах га­рантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обраще­ние и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом.

Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей деклараци­ей прав человека права и свободы государства – участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить пре­творение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе огра­ничений, необходимых, например, для охраны государственной без­опасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.

Особую группу актов по правам человека представляют докумен­ты, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказы­ваясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвен­ция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давнос­ти к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расо­вой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразд­нении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания кон­кретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности.

Ряд договоров имеет своей целью защиту интересов индивида от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о лик­видации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав лич­ности на своих территориях, а также по восстановлению нарушен­ных прав.

Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав чело­века. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о граж­данстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоя­тельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматри­вает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политичес­ких правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства

1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участни­ками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности.

Наконец, следует отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стан­дарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда раз­работала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных кате­горий трудящихся и т.д.

Значительную роль играют документы, не имеющие обязательно­го юридического характера, но в которых отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы прав человека. Среди них решения международных конференций по правам чело­века в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и дру­гие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, при­нятые в цивилизованном обществе.

Важные документы такого характера принимаются и спецучреж­дениями ООН. Так, ЮНЕСКО приняла Декларацию о распростра­нении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаи­мопонимания между народами 1965 года, Декларацию принципов международного культурного сотрудничества 1966 года, Декларацию социального прогресса и развития 1969 года, Декларацию об исполь­зовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларацию об основных принципах, касаю­щихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года, заложившую основы формирования нового международ­ного информационного порядка.

Такие документы, носящие первоначально лишь рекомендатель­ный характер, нередко ложатся затем в основу принимаемых дого­ворных актов, закрепляющих соответствующие положения уже в качестве обязательных для соблюдения государствами.

Хотя международные организации и органы уже в течение десяти­летий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном между­народном контроле за их фактическим соблюдением.

В Секретариате ООН до 1997 года был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных ис­точников о положении с правами человека в мире. С 1997 года его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.

При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека дейст­вует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, по­скольку не зависит от согласия государств, ею может воспользовать­ся гражданин любого государства.

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она долж­на отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верхов­ного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, при­ведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время явля­ется бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело­века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные орга­ны положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Конвенции по правам человека универсального характера преду­сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение со­ответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докла­дов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является глав­ной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.

Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей.

Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, со­гласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных орга­нов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.

В то же время в Комитете по правам человека и других конвен­ционных органах значительное развитие получила контрольная функ­ция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответст­вующее государство.

При рассмотрении петиций международные конвенционные орга­ны руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего прави­лом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства го­сударства по правовой защите (это правило не действует в тех случа­ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).

Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.

Однако недостатком ее функционирования является то, что на сегодняшний день такого рода петиции поступают почти исключи­тельно от жителей Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.

К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок, или не дела­ют заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 года вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств–членов Совета Европы по это­му вопросу, как это имело место до настоящего времени.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в част­ности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.