Характеристика героев из рассказа "после бала". Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала

Варенька :Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо к Ивану,Грациозная фигура Вареньки плыла около Отца, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.

Отец Вареньки : был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I (как у Николая 1) подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.

шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич : в то время был студентом в провинциальном университете.Был он очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у него иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами. Главное же его удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал он хорошо и был не безобразен.

Всю дорогу в ушах у него то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то он слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

43ec517d68b6edd3015b3edc9a11367b

43ec517d68b6edd3015b3edc9a11367b

43ec517d68b6edd3015b3edc9a11367b

Повествование в рассказе ведется от лица Ивана Васильевича, который, отвечая на вопрос, что нужно для личного совершенства, делится событием, изменившим его жизнь.

Учась в университете, он был влюблен в девушку по имени Варенька. Однажды в масленицу на балу у губернатора он увидел ее отца – полковника Петра Владиславовича, который вызвал у него настоящее восхищение. Сам Иван Васильевич на балу танцевал только с Варенькой, а когда хозяйка вечера попросила полковника пройтись в мазурке с дочерью, он, вместе с другими гостями, восторженно наблюдал за ними.


После бала Иван Васильевич никак не мог уснуть, поэтому решил прогуляться по городу. Как-то так получилось, что он оказался около дома Варенькиного отца. Недалеко от дома он увидел толпу и подошел ближе, чтобы посмотреть, что там происходит. Оказалось, что это солдаты прогоняли сквозь строй дезертира. Наблюдал за всем происходящим отец Вареньки, который требовал, чтобы солдаты не жалели дезертира и с силой опускали палки на его спину. Когда полковник увидел Ивана Васильевича, то не показал, что они знакомы.

Это событие никак не могло выйти из головы рассказчика. Он долго думал над тем, как относиться к тому, что он увидел. И именно это повлияло не только на то, что он не смог поступить на службу, но и на его чувства к Вареньке, так как, видя ее, он сразу же вспоминал и сцену увиденного им наказания.

Главные герои "После бала:"

Иван Васильевич - от его имени ведется повествование, главный герой

Варенька - девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич.

Петр Владиславович - отец Вареньки (полковник).

Краткий пересказ "После бала" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.


Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зелёную волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся "быть вполне хорошими", пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.

К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа "После бала", написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века.

Рассказчик - "всеми уважаемый человек", мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлечённо и убедительно. Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику. В обществе речь зашла о том, что "для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди".

Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что "всё дело в случае", который может внутренне изменить человека. Рассказчик задаётся вопросом: может ли человек "сам по себе понять, что хорошо, что дурно". Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.

Иван Васильевич подчёркивает, что вся его жизнь "сложилась так или иначе не от среды", а от одного утра.

История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудрённый опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.

Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее своё "недумание". Студент провинциального университета, он жил "как все": учился, веселился, завёл лихого иноходца, "катался с гор с барышнями", "кутил с товарищами". Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя "каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро". Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал "какое-то восторженно-нежное чувство". В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчёркивается его сходство с Николаем 1 и "ласковая, радостная улыбка, как и у дочери".

К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Пётр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: "Надо всё по закону". Думаю, эта фраза - жизненное правило полковника.

Особенно умилили влюблённого молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, "чтобы вывозить и одевать любимую дочь".

После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.

В душе влюблённого "всё время пело и изредка слышался мотив мазурки". Но вот из мира реальной действительности прорывается "какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка". теперь вместо белого платья Вареньки - чёрные мундиры солдат. Вместо "сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз" любимой девушки - "сморщенное от страдания лицо" беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца - жестокий человек, который руководит экзекуцией. Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьёт по лицу "малорослого, слабосильного солдата" за то, что тот "недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина".

Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье. "Братцы, помилосердуйте", - всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.

Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке "пошла на убыль".

Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение - "неделание", то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.

Человек несёт ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.

Обновлено: 2017-10-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Характеристика героя

Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.
Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И.В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б.
От любви к ней И.В. «был счастлив, блажен, …был…какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.
После этого, под влиянием впечатлений, И.В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И.В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное». Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте». Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали», строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет», ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И.В. пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.

«После бала» главные герои рассказа представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, г рациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».