Как выжить в океане во время экстренной ситуации.

Истории о выживании в открытом море или же на самых негостеприимных островах захватывали воображение людей с тех пор, как человек впервые отправился покорять глубокую неизведанную синеву вод. В этом списке мы расскажем десять самых невероятных историй выживания:

10. Педро де Серрано (Pedro de Serrano)

Педро де Серрано считается первопроходцем выживания отвергнутых. Не совсем понятно, как затонул испанский корабль или как лишь он один оказался на острове в Карибском море. У него получилось доплыть до берега лишь с ножом в зубах и с рубашкой на спине.

Остров был практически большой песчаной косой, на которой почти не было никакой растительности и соответственно тени. Кроме того, это всё ещё был Новый Мир, всего за 50 лет до того как в нём потерялся Колумб. Корабли не появлялись на горизонте очень часто, и Серрано знал это.

Физическое выживание Серрано зависело от черепах. Он убивал рептилий, ел их мясо, и использовал их панцири для сбора воды. Учитывая тот факт, что других животных на острове не было, Серрано был не в состоянии найти для себя одежду, когда его одежда расползлась на тряпки. Единственным способом укрыться от солнца было купание в океане.

Прошло три года до того как Серрано заметил корабль, который потерпел крушение, разрушив надежды Серрано на спасение. В кораблекрушении выжил лишь один моряк, и течение принесло его на остров Серрано. Серрано, который на тот момент был больше похож на зверя, нежели на человека, был вначале в ужасе от присутствия моряка, но в конце концов они смогли сотрудничать и сохранять ясность рассудка, соблюдая строгое расписание каждый день.

Конечно совместное проживание на полоске песка, где человек может питаться лишь мясом черепах, а солнце оставляет ожоги на коже не оказывает успокаивающий эффект на человека. В какой-то момент за их четырёхлетнее проживание вместе, Серрано и моряк разделили остров в ходе ссоры, и каждому досталась половина. Такая ситуация оставалась до того момента как мимо проплыл корабль и спас обоих мужчин после того как выжившие поклялись, что они не дьяволы.

9. Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz)


В отличие от большинства потерпевших кораблекрушение, изоляция не была проблемой после того как Батавия (Batavia) сел на мель в 1629 году. Сотни людей добрались до острова, находящегося у западного побережья Австралии, но крушение было лишь началом неприятностей злополучной экспедиции за пряностями.

Корнелис, который был одним из офицеров корабля, попытался начать мятеж, когда судно Голландской Ост-Индской торговой компании потерпело крушение. После этого капитан судна взял лодку и 40 мужчин, чтобы попытаться доплыть до Явы, пообещав вернуться, чтобы спасти 300 выживших. В отсутствие капитана Корнелис стал старшим по званию офицером. У него было две проблемы: он боялся, что закончатся припасы и что его арестуют за предпринятую попытку мятежа, если прибудут спасатели.

Корнелис начал своё царство террора, захватив все припасы, собранные с Батавии. Преданные ему моряки круглосуточно сторожили эта запасы. Чтобы проредить ряды выживших Корнелис и его банда использовали спасательные лодки. Они отправляли группы людей на поиски воды на других островах, которые считались бесплодными, и под «поисками» Корнелис подразумевал «смерть», потому что он не планировал, чтобы они вернулись. Корнелис планировал захватить корабль, который прибудет чтобы их спасти, поэтому он хотел избавиться от любого противостояния на острове. Он и его люди казнили выживших за самые незначительные проступки, и даже просто так.

Во время серии убийств одна из экспедиций сообщила о том, что они успешно нашли воду и пищу на другом острове. К сожалению для Корнелиса, лидером этой группы был солдат по имени Вибби Хэйс (Wiebbe Hayes), который разгадал коварный план Корнелиса. Поэтому, 45 мужчин под предводительством Хэйса смогли одержать победу над вооружёнными до зубов нападавшими, используя всего лишь рогатки и копья и заключили Корнелиса в тюрьму в яме, вырытой на берегу. Не испугавшись, выжившие мятежники начали обстрел позиций Хэйса с помощью пушек, в то время как на горизонте появилось спасательное судно. Прежде чем спасательная экспедиция положила конец царству террора мятежников прошло несколько месяцев, и по приказу Корнелиса погибло более 100 человек.

8. Роберт Друри (Robert Drury)


Друри был английским моряком на судне Дегрэйв (Degrave) в 1703 году. После того, как корабль был поврежден, экипаж, в том числе Друри, был вынужден высадиться на берег рядом с Мадагаскаром. Тем не менее, высадка на берег была лишь началом проблем Друри. Помните сцену из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», в котором за Джеком Воробьем бежит целая армия аборигенов? Именно в такую же ситуацию попал Друри, только у него не было корабля, на котором он мог бы скрыться.

Друри и остальные члены экипажа провели свои первые четыре дня на Мадагаскаре пытаясь убежать примерно от 2 000 воинов Тандрой (Tandroy). Когда Тандрой наконец поймали экипаж, они казнили всех, кроме Друри и трёх других мальчиков, которые затем были взяты в рабство. Друри провел восемь лет в качестве королевского слуги и упорно трудился, чтобы завоевать определённое уважение, в конечном счёте, сражаясь вместе со своими поработителями Тандрой. В конечном итоге, Друри дали определённую свободу, и ему было разрешено жениться на такой же, как он пленнице и завести свой собственный скот.

После почти 15 лет, проведённых в качестве раба, Друри в одиночку бежал с Мадагаскара, на борту английского корабля работорговца. Жена Друри отказалась покинуть остров, опасаясь мифа, который сулил неестественную смерть любому рабу, который покинет остров. Друри изо всех сил пытался найти свое место в английском обществе, и по причудливому повороту судьбы вернулся в Африку, но на этот раз в качестве работорговца.

7. Филипп Эштон (Philip Ashton)


Филипп Эштон занимался своим делом, работая на рыболовном судне у берегов Новой Шотландии (Nova Scotia) в 1723 году, когда его и моряков с которыми он работал, захватили пираты. Капитан пиратов, Нед Низкий (Ned Low), предоставил мужчинам выбор стать пиратами или умереть. Филиппу Эштону было 19 лет. Он выбрал «стать пиратом».

Эштон не хотел принимать участие в жестокости и варварстве, которые теперь его окружали, и он также не хотел быть казнённым за пиратство, когда удача капитана Низкого наконец закончилась бы. Через восемь месяцев после начала его пиратской карьеры Филиппу Эштону представилась возможность бежать. Капитан пришвартовал корабль у берега острова, находящегося рядом с Гондурасом, и отправил людей, в числе которых был Эштон, на берег, чтобы пополнить запасы пресной воды. Как только мужчины закончили заполнять корабельные фляги свежей водой из ручья, Эштон невинно побрёл в сторону. Когда пираты спросили его, что он делает, Эштон закричал «Кокосы!» и понёсся в джунгли. Через неделю поиски Эштона завершились, и он оказался один. На острове было изобилие фруктов и яиц черепах, что оказалось весьма кстати, учитывая, что Эштон был босым и во время побега ему ничего не удалось забрать с собой.

Всё изменилось после девяти месяцев изоляции, когда испанский торговец на каноэ остановился у острова. Он обещал прислать Эштону помощь и уплыл. А пока что он оставил Эштону нож и кремень, что позволило Эштону охотиться и готовить пищу на огне, впервые за долгое время с тех пор как он сбежал от пиратов. Прошло ещё семь месяцев до того как Эштона спасла группа рыбаков.

6. Команда Пегги (Peggy)


Американское одномачтовое судно «Пегги» возвращалось в Нью-Йорк в 1765 году после завершения торговли на Азорских островах (Azores). В течение почти всего ноября Пегги изо всех сил пыталось пересечь Атлантический океан, в то время как его трепал один шторм за другим. Мачта, паруса и такелаж были повреждены. Корабль дрейфовал по течению, и его корпус сильно протекал. Те немногие припасы, которые оставались после штормов были быстро исчерпаны, и экипаж отчаянно работал над тем, чтобы удержать «Пегги» на плаву. Было очевидно, что люди на «Пегги» будут голодать задолго до того как они попадут на землю, даже после того, как был убит и съеден кот судна. Их единственной надеждой был маловероятный шанс встретить другое судно, которое могло бы проплыть поблизости.

Первоначальные разговоры о каннибализме среди экипажа был прекращены капитаном, Дэвидом Харрисоном (David Harrison), однако это не помогло. К середине января экипаж съел всю кожу и свечи на борту корабля, а когда капитан Харрисон оказался прикованным к постели, экипаж прибегнул к каннибализму. Обычная лотерея была просто отговоркой, так как экипаж уже решил, что чёрный слуга Харрисона должен был быть тем, кто принесёт себя в «жертву».

В конце января тело слуги исчезло, а капитан цеплялся за жизнь, выживая на смеси воды и рома, вместо того, чтобы принимать участие в каннибализме.

Была проведена вторая лотерея, но жертве, Дэвиду Флэтту (David Flatt), была предоставлена отсрочка на ночь для того, чтобы помолиться, благодаря мольбам изможденного капитана Харрисона. Чудесным образом, на следующее утро корабль, направлявшийся в Лондон, принёс спасение всем на борту судна «Пегги», в том числе Флэтту. Экипаж Пегги готовил огонь, чтобы приготовить очередную жертву, когда капитан судна «Сьюзен» (Susan) предоставил голодающим морякам пищу, снасти, и сопроводил их в Лондон.

5. Роберт Джеффри (Robert Jeffery)


Роберт Джеффри был молодым моряком в Королевском флоте в 1807 году. Будучи на борту Рекрута (HMS Recruit), он тайком пропускал лишнюю кружку пива. Капитан, который, возможно, сам был пьянчугой, отреагировал на правонарушение, высадив 18-летнего парня на следующем острове, мимо которого проплывал корабль. Джеффри остался на скалистом выступе, без пищи и воды, в то время как экипаж просил своего капитана передумать. История Джеффри закончилась бы вскоре после этого, если бы американский корабль не спас его всего девять дней спустя. На самом деле, «случай» Роберта Джеффри был только началом.

Общественность была возмущена поведением капитана, и вскоре был проведён военный суд. В 1810 году, когда отсутствующий Роберт Джеффри был найден живущим в Массачусетсе и работающим кузнецом, разразился ещё один общественный скандал. Мать Джеффри была ещё жива и здорова в Англии и граждане Великобритании потребовали, чтобы они воссоединились. За ним было отправлено судно Королевского флота, и общественность в напряжении ожидала возврата Джеффри.

Когда Роберт Джеффри, наконец, вернулся в свой родной город в Англии, зазвонили церковные колокола и его приветствовали ожидавшие толпы. Пресса и публика с сердечным волнением наблюдали, как воссоединились мать и сын. И последний общественный резонанс разразился, чтобы помочь Роберту Джеффри. Капитана, который высадил Джеффри за три года до этого, нашли и заставили выплатить своему бывшему матросу сумму за моральный ущерб и за то, что чуть не убил его.

4. Чарльз Барнард (Charles Barnard)


Капитан Чарльз Барнард заметил дым, будучи в экспедиции за морскими котиками вблизи Фолклендских островов (Falklands) в 1812 году. Когда он исследовал в чём дело, он нашел 45 британских моряков, оказавшихся на берегу в результате крушения корабля. Барнард обещал доставить их в ближайший южноамериканский порт, если только они обещали не захватывать корабль, так как на севере бушевала война 1812 года. В доказательство того, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, когда Барнард остановился на другом острове и сошел на берег в маленькой лодке, чтобы поохотиться на свиней, чтобы накормить всех на борту, британцы, которых он спас от верной смерти, отплыли на его корабле. Чего Барнард вероятно никогда не предполагал, так это того, что англичане оставят трёх своих собратьев умирать на острове вместе с ним.

Барнард, его один товарищ американец, и три британских моряка выживали в течение 18 месяцев на различных островах и в своей лодке, пока британский корабль не спас их в 1814 году. Барнард и его товарищи, теперь все «американцы», попросили, чтобы их высадили на берег в их лодке у берегов Перу, однако тут, испанцы приняли их за англичан и заключили в тюрьму. Барнарду потребовались месяцы, чтобы очистить свое имя, но он вновь обрел пристанище на британском судне и снова попросил, чтобы его высадили в его маленькой лодке, на этот раз, чтобы он, наконец, поискать морских котиков. Барнард не нашёл котиков, которых он надеялся найти, но зато он наткнулся на американский корабль, который предложил подвезти его. Барнард принял предложение и отправился с судном в Китай и на Сандвические острова (Sandwich islands), прежде чем он вернулся в Америку в 1816 году.

3. Команда Эссекса (Essex)


Рассказы о китобойном судне Эссекс вдохновили Германа Мелвилла (Herman Melville) на написание Моби Дика (Moby Dick), так как Эссекс был для «19-го века тем, чем Титаник был для 20».

В 1819 году Эссекс отплыл из Нантакета (Nantucket). Он должен был провести два с половиной года в экспедиции, охотясь на китов. На второй день плавания сильный шторм серьёзно повредил корабль и едва не потопил его, но корабль был переоборудован и продолжил плыть вперед. Несколько месяцев спустя, и за тысячу километров от берега, огромный кит протаранил корабль. В то время как экипаж пытался оценить нанесённый ущерб, кит снова ударил корабль, проделав в нём отверстия так яростно, что мужчины на борту поспешно спустили лодки и захватили с собой несколько припасов.

Эти 20 мужчин, расположившиеся на трёх лодках, решили направиться на юг, опасаясь каннибалов с ближайшего берега, на Маркизских островах (Marquesas Islands). Это было судьбоносным решением. Через несколько недель, лодки начали протекать и припасов больше не осталось. Первого мужчину, который умер, моментально съели. Погибло ещё три моряка, и каждый из них был приготовлен и съеден. Одна из трёх лодок исчезла, и о ней никогда больше не слышали. Остальные две лодки, одна во главе с капитаном Поллардом (Pollard), и другая во главе со старшим помощником капитана Оуэном Чейзом (Owen Chase), разделились.

После 89 дней, проведённых в море, трое мужчин с лодки Чейза были спасены английским кораблем. На борту лодки Полларда мужчины бросили жребий, и младший двоюродный брат Полларда оказался следующим в очереди на съедение, хотя Поллард и попросил занять его место. Через неделю после того, как Чейз был спасён, американский корабль нашёл Полларда и ещё одного члена экипажа грызущими кости своих товарищей, все ещё обезумевшими от голода. Десятилетия спустя Мелвилл встретился с капитаном, который послужил вдохновением для его книги, но он лишь обменялся с ним любезностями из уважения к ужасу, пережитому Поллардом.

2. Другие выжившие с корабля Эссекс


Вскоре после того, как экипаж в своих лодках отплыл от тонувшего Эссекса, мужчины заметили то, что в настоящее время является островом Хендерсон (Henderson Island). Мужчины сошли на берег, думая о спасении, но обнаружили бесплодную пустошь. Несмотря на отсутствие пресной воды и пищи на острове, трое мужчин решили рискнуть и остаться. По крайней мере, таким образом, скудные припасы трёх лодок продержались бы немного дольше.

Это оказалось сравнительно хорошим выбором, хотя ситуация почти всегда была отчаянной. Дождевая вода, которая собиралась в озёрцах на скалах вокруг острова помогала мужчинам утолить жажду, но найти еду было очень трудно. У них не было оборудования для рыбалки, и они быстро съели крабов, которые обитали на небольшом острове. Трём мужчинам приходилось пить кровь птиц, которых им удавалось поймать, и они обнаружили печальное предзнаменование своего вероятного будущего, когда они наткнулись на несколько скелетов людей, потерпевших кораблекрушение до них.

За 111 дней, которые мужчины провели на острове, были исчерпаны почти все ресурсы. Если бы Оуэн Чейз не убедил своих спасителей обыскать острова Питкэрн (Pitcairn Islands), три члена экипажа, оставленные на острове Хендерсон почти наверняка умерли бы от жажды, как и предыдущие люди, потерпевшие кораблекрушение до них.

1. Бернард Карно (Bernard Carnot )


О Бернарде Карно известно совсем не многое. Всё, что известно наверняка, заключается в том, что он был сыном трактирщика из Нового Орлеана, и из-за ряда недоразумений, он был осужден за убийство, которого он не совершал, и в 1922 году отправлен на остров Дьявола, который был частью французской системы исправительных колоний, расположенных у побережья Французской Гвианы (French Guiana).

Остров Дьявола, как следует из его названия, является адом на земле. Это остров скалистых джунглей, кишащий тропическими болезнями, комарами, и насилием между заключёнными. Колония была окружена акулами, а также течениями, которые обычно кидали человека о скалы, окружающие остров Дьявола.

После шестнадцати лет, почти все записи и след Карно исчезли, пока американский Дон Кихот, Уильям Уиллис (William Willis), не встретил мать Карно в Нью-Йорке. Услышав рассказ матери Карно, Уиллис отправился в Южную Америку и обратился за помощью к бывшим и текущим заключенным в исправительных колониях, чтобы найти Карно и помочь ему бежать. Когда Карно был найден, он был едва жив и одет в одни лохмотья. Уиллис обеспечил его поддельным паспортом, деньгами и одеждой, а затем перевёз Карно на борту транспортного судна, которое доставило его в Бразилию. Но на этом злоключения Карно не закончились. Считается, что он мог погибнуть во время Второй мировой войны, когда он вступил в ряды французской армии и сражался под предводительством Шарля де Голля (Charles de Gaulle).

Репродукция рисунка «В штормовом океане» работы художников Горпенко и Денисова. Фото: РИА Новости

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. 49 суток провели эти люди в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем».


БАРЖА Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, и даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем, баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное - кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.
7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 кг. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год: виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».



Фото: Рудольф Кучеров/РИА Новости

ЛИНЬ ПЭН

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану, и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки - в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провёл четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линя Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

ТАМИ ОЛДХЭМ ЭШКРАФТ

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити – Сан Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км\ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние полторы тысячи миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами сорок дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

МЕКСИКАНСКИЕ РЫБАКИ

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в книгу рекордов Гинесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в восьми тысячах километрах от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

СТИВЕН КАЛЛАХЭН

Стивен Каллахан - американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно, с китом. Стивен перебрался с лодки на 2-х метровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 м), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был очень невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день - 20 апреля 1982 года - течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1800 морских миль (3300 км). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».


АЛЕН БОМБАР

Французский врач, биолог, путешественник и политик оказался в открытом море по собственной воле: он хотел доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине оказались на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. В 1952 году он в одиночку пересек в маленькой резиновой лодке под названием «Еретик» Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую он ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб. Несмотря на то, что Бомбар существенно подорвал свое здоровье и потерял 25 кг веса, опыт завершился успешно, а его путешествие не имеет себе равных в истории мореплавания.

ТАЙСКИЕ РЫБАКИ

Двоим рыбакам с тайского судна, потерпевшего крушение во время бури, удалось выжить, попав в большой холодильник для хранения рыбы. Их дрейф продолжался с 23 августа 2008 года по 17 января 2009 года, когда рыбаков по чистой случайности обнаружил таможенный самолет, который вызвал на помощь спасательный вертолет. Все это время рыбаки питались оставшейся на дне холодильника рыбой и дождевой водой. Тайцев доставили в больницу на остров Терсди, у берегов Австралии, где лечили от тяжелого обезвоживания, последствий голода и сильных солнечных ожогов.

На самом деле - долго. Один из наиболее поразительных случаев произошёл в XVIII веке с капитаном Уильямом Блаем и его командой. После мятежа на судне «Баунти» капитана и верных ему людей высадили на деревянный баркас длиной всего семь метров, оставив им минимальный запас еды и пресной воды.

Моряки продержались в океане 47 дней. Они даже добрались до европейской колонии, преодолев путь в 6 700 километров, не имея компаса и карты, выбирая направление при помощи секстанта.

Роберт Додд, «Бунтовщики»

В этом году девять участников шоу «Мятеж», которое уже идёт на Discovery Channel, повторяют их маршрут на таком же судне и с тем же снаряжением. Так что продержаться на воде реально, вы можете убедиться в этом сами - смотрите шоу в 22.00 по вторникам.

Что важнее всего для выживания?

Как ни странно, залог выживания - это не еда или вода, а спокойствие. Путешественник и врач Ален Бомбар был уверен, что люди гибнут в море не из-за погоды и сложных условий, а из-за депрессии и страха, которые заставляют их делать ошибки. Свою теорию он подтвердил, переплыв океан на спасательной шлюпке без запасов еды и воды. Ему очень непросто далось такое путешествие, но ведь в экстремальной ситуации, например после кораблекрушения, нет задачи переплывать океан - нужно дождаться помощи.

Christopher Johnson / Flickr.com

От поведения в открытом море зависит выживание: из-за паники люди совершают ошибки и принимают неверные решения, слишком много суетятся и двигаются, а энергию надо беречь. Плохое уже случилось - вы в открытом море. Некогда страдать, надо выбираться.

Как сберечь энергию?

В море или океане при избыточной активности мы теряем слишком много сил, необходимых для выживания. Если вы оказались в воде, то нужно двигаться как можно меньше и стараться найти плавающий предмет, за который вы зацепитесь. Многое зависит от температуры воды, но средство для плавания придётся искать даже в тёплых морях.

Если же вы на плоту, шлюпке или на чём-то, что держится на поверхности воды, старайтесь согреться и просохнуть, а также посмотрите вокруг. Подбирайте всё, что можете подобрать. В открытом море пригодится любой предмет.

Как добывать пресную воду?

Самый очевидный, но ненадёжный источник пресной воды - осадки. Постарайтесь подготовить любую ёмкость, куда соберёте дождевую воду: консервные банки, обувь, проплывающий мимо пластик, плотные листья, пакеты, мешки.

Ещё один способ найти питьё - сделать дистиллятор. Для него нужны две ёмкости (большая и маленькая), а также непромокаемый материал: кусок полиэтилена, пакет. В большую ёмкость наберите солёную воду, поставьте в неё пустую маленькую ёмкость. Пакет или другой материал натяните на края большой ёмкости и положите в центр небольшой груз. Вода будет испаряться и оседать на плёнке. Капли покатятся к центру, где лежит груз, и упадут в пустую ёмкость. Так вы наберёте немного пресной воды.

Способ добычи пресной воды

Возможно, на вашем плавательном средстве образуется конденсат сам по себе. Собирайте и его, даже если придётся облизывать лодку.

Не забывайте, что водоросли и рыба тоже содержат пресную воду, поэтому если сумеете поймать пропитание, часть жидкости получите вместе с едой.

Как добывать еду?

Как ни странно, с едой в океане всё более-менее нормально. Пань Лянь, китайский моряк, оказался после битвы во время Второй мировой войны в открытом море и прожил на спасательном плоту 133 дня. Он даже смог сделать запас пищи, потому что постоянно добывал себе пропитание, сделав удочки из подручных материалов.

Постарайтесь выдумать, из чего изготовить рыболовные снасти. Сгодятся любые верёвки, нитки, выдернутые из одежды, украшения, булавки, крышки от консервных банок. Для первой рыбалки наживкой может стать нитка, потом получится использовать остатки уже пойманных рыб.

Даже если рыба не ловится, можно поддерживать силы планктоном и водорослями.

Чтобы их собрать, нужно взять любой кусок ткани (из одежды), сформировать из него «сачок» и ловить им мелких обитателей океана. На вкус, конечно, так себе, но для выживания выбирать не приходится. Зато водоросли помогают не допустить развития цинги.

Вообще есть надо всё, что попалось (если только оно выглядит свежим и неядовитым): черепах, креветок, птиц. Пернатые в пустынных районах иногда не боятся людей, и их можно поймать с помощью приманки и петли из верёвки.

Ловушка для морских птиц

Добывать рыбу надо сразу же, как только вы оказались в море, даже если вы на спасательном плоту и у вас имеется положенный трёхдневный рацион. Никто не может точно сказать, когда вас найдут спасатели и на какое время придётся растягивать паёк. Действуйте немедленно.

Как защититься от опасностей?

Jeff Kubina / Flickr.com

Подготовиться ко многим опасностям в море в теории невозможно, но кое о чём стоит помнить:

  • Если приближается шторм, то для устойчивости плота все тяжёлые вещи нужно переложить в центр. То же относится и к людям - перемещайтесь в середину судна, чтобы волны его не перевернули.
  • Старайтесь защищать голову и кожу от ультрафиолета. В открытом море, когда мало питьевой воды, солнечный ожог переносить сложнее. Яркий свет отражается от поверхности океана, и этот блеск может сильно навредить глазам, так что берегите зрение и не смотрите на воду постоянно.
  • Когда ловите рыбу, не привязывайте леску и верёвки к рукам или ногам. Крупная рыба может дёрнуть крючок с такой силой, что не обойдётся без травм.
  • Соблюдайте осторожность и не пытайтесь вытащить слишком больших рыб. Они могут опрокинуть лодку.
  • Не берите в руки рыб с иглами и шипами. Они могут быть не только острыми, но ещё и ядовитыми.

Как найти землю?

На самом деле, если вы потерпели кораблекрушение, лучше никуда не двигаться и по возможности оставаться на месте, хотя в океане это и трудно. Спасательные операции будут проходить в первую очередь в районе аварии.

Если вы смыслите что-то в навигации, хорошо бы лечь на обратный курс и вернуться к земле тем же путём, которым вы шли.

Alexander Boden / Flickr.com

Когда под рукой нет навигационных приборов, а вы ничего не понимаете в звёздном небе и не умеете держать курс, найти землю можно случайно или по косвенным признакам: над сушей собираются облака, во время гроз туда бьют молнии, по мере приближения к побережью чаще появляются птицы. В некоторых районах их можно увидеть довольно далеко в открытом море, но на суше, конечно, их намного больше.

Как не сойти с ума в открытом море?

Чтобы добраться до суши, нужна ясная голова и уверенность в своих силах, но их как раз труднее всего сохранять. Помогут правила, которых придерживаются путешественники-одиночки:

  • Установите и соблюдайте режим, хотя бы какой-нибудь. Если вы не одиноки, назначьте дежурства и распределите обязанности. Необходимость вставать на вахту и выполнять свою часть работы поможет собраться и не впасть в отчаяние.
  • Ведите дневник или журнал, если есть возможность записывать. Это помогает упорядочить мысли и продумать планы.
  • Работайте. Ловите рыбу, собирайте водоросли, высматривайте землю, придумывайте новые способы применения старых предметов. Делайте всё, чтобы не успевать сожалеть о своём положении.
  • Старайтесь двигаться, насколько это возможно. Поплавайте, если позволяет погода и вы уверены, что сможете вернуться на плот или лодку.

Помните, что выжить можно даже в самых тяжёлых условиях. Девять человек в шоу «Мятеж» показывают это своим примером. Они отправляются по маршруту капитана Уильяма Блая, чтобы доказать: люди крепче, чем мы привыкли думать.

1.введение

3.Ориентирование на воде.

4.Спасательные средства

5.Способы подачи сигналов

6.Физические трудности

7.Психологические трудности

8.Список литературы

1введение

Существует много причин, когда перед вами может возникнуть задача выживания на море. Судно или самолет, в котором вы находились, может быть потоплено или подбито. Как вы будете использовать спасенное снаряжение зависит от вашего личного умения и находчивости.

Спасательные лодки, плоты и самолеты имеют соответствующее снаряжение, используемое при чрезвычайных ситуациях на море. Это необходимо знать, а также знать, где оно находится и как им пользоваться. Проверьте чтобы там были рыболовные снасти. Рыба может оказаться единственным источником еды и питья. В спасательной лодке ознакомьтесь со спасательным снаряжением, правилами покидания судна и поведения на спасательном судне.

2.способы добывания естественных источников,еды и воды, в море

Дождь, лед и жидкость тела животного - единственные естественные источники воды в море. Морская вода не является питьевой. Она усиливает жажду и увеличивает потерю воды, забирая жидкость тела из тканей и выводя ее через почки и кишечник.

1) Дождевая вода. Для ее сбора используйте ведра, чашки, консервные банки, морской якорь, чехол для лодки, паруса, куски чистой материи и любую ткань в лодке. Приготовьте приспособления для сбора воды до того, как в них появится настоятельная необходимость. Если дождь обещает быть несильным, смочите материю, предназначенную для сбора воды, в море. Содержание соли в дождевой воде будет слабым, а намоченная материя предохранит дождевую воду от впитывания материей. Тело может сохранять воду, поэтому пейте столько, сколько вы можете выпить.

2) Лед. Лишь спустя год морской лед теряет свою соль и становится хорошим источником воды. Этот “старый” лед можно отличить по округленным углам и синеватому оттенку.

3) Морская вода. В холодную погоду пресную воду можно добыть из морской воды. Соберите морскую воду в контейнер и дайте ей замерзнуть. Поскольку пресная вода замерзает быстрее, соль концентрируется в середине замерзшей воды в виде кашеобразной массы. Выньте эту соль, и оставшийся лед будет достаточно пресным для того, чтобы поддерживать вашу жизнеспособность.

Потребление воды

Недостаток питьевой воды приводит к обезвоживанию организма и представляет угрозу для жизни спасающихся. При обезвоживанию организма вследствие водного голодания человек испытывает мучительную жажду, происходит тяжелое расстройство кровообращения, нарушается функция почек. Потеря 10 % воды, содержащейся в организме, может привести к необратимым изменениям и смерти. При температуре воздуха от 10 до 21 °С человек без воды может погибнуть в течение 8-10 суток.

Для удовлетворения потребностей организма при умеренно низкой и нормальной температуре окружающей среды достаточно употребления 0,5 л питьевой воды в сутки. В коллективном спасательном средстве в первые сутки следует воздержаться от использования имеющихся в нем запасов воды. В последующие дни суточную норму нужно разделить на 4-8 порций. Пить воду маленькими глотками, подержать во рту, прежде чем сделать глоток. Вода, выпитая за один раз в большом количестве, выделяется через почки, не усваиваясь организмом.

Необходимо принимать все меры для сбора дождевой воды, собирать с помощью губки воду, выпавшую на внутренней поверхности спасательного средства в виде росы.

Рекомендации специалистов относительно возможности пить морскую воду противоречивы. В соответствии с преобладающим мнением, пить морскую воду категорически запрещается, поскольку это увеличивает нагрузку на почки, приводит к обезвоживанию клеток и гибели организма.

Так как потоотделение ведет к потере воды и солей, содержащихся в организме человека, нужно избегать физической нагрузки, защищаться от солнечных лучей, увлажнять одежду забортной водой.

Пищевой рацион

Голодание вызывается полным отсутствием поступления в организм пищевых веществ или его недостаточностью. При голодании жизнь организма поддерживается за счет запаса жира и продуктов, освобождающихся при постепенной атрофии собственных тканей организма.

В идеальных условиях человек может прожить при отсутствии пищи до 65-70 дней. В первые 2-4 дня чувство голода ощущается наиболее остро; масса тела уменьшается до 1 кг в сутки. Затем чувство голода ослабевает, появляется повышенная раздражительность, головные боли, плохой сон, сменяющиеся вялостью, апатией и сонливостью. В последнем периоде голодания, который длится 5-7 суток, разрушение затрагивает мышцу сердца и центральную нервную систему.

Аварийный пищевой рацион, входящий в снабжение спасательной шлюпки и спасательного плота, рассчитан на трое суток. Он разделен на дозы, каждая из которых предназначена для употребления одним человеком в течение суток. В отечественных спасательных средствах каждая доза представляет собой упакованные в водо- и воздухонепроницаемую оболочку брикеты сублимированной пищевой смеси, состоящей из мелкоразмолотых гороха и бобов с добавлением белковых и жировых компонентов. Энергетическая ценность трехсуточного рациона составляет 10 МДж на каждого человека, что эквивалентно калорийности 1200 г ржаного хлеба, или 700-750 г галет, или 1100-1300 г говядины, или 450 г шоколада.

Пищу следует принимать малыми дозами, тщательно пережевывая и подольше удерживая во рту.

Для пополнения запасов пищи предназначен комплект рыболовных принадлежностей, который можно применять для ловли не только рыб, но и птиц. В пищу не следует употреблять рыбу, не покрытую чешуей, обладающую яркой пестрой раскраской или колючими шипами, так как она может оказаться ядовитой. Не нужно есть икру, молоки и печень рыб, поскольку из-за содержащегося в них витамина А может наступить отравление - гипервитаминоз организма.

1) Общие положения. Практически вся свежепойманная морская рыба вкусна и полезна в приготовленном или сыром виде. В теплых районах почистите и выпотрошите ее сразу же после вылова. Рыбу, которую не собираетесь есть сразу же, разрежьте на тонкие, узкие полоски и повесьте их для сушки. Хорошо высушенная рыба съедобна в течение нескольких дней. Невычищенная и невысушенная рыба может испортиться за пол дня. Никогда не ешьте рыбу, у которой бледные, блестящие жабры, запавшие глаза, вялая кожа и мясо или неприятный запах. У нормальной рыбы противоположные качества. Сердце, кровь, межкишечные перепонки и печень съедобны. Внутренности можно есть в приготовленном виде. Съедобной является и частично переваренная мелкая рыба, которая может быть найдена в желудке больших рыб. Также хорошей пищей являются морские черепахи.

Водоросли.

Сырые морские водоросли жесткие, соленые и труднопереваримые. Они впитывают воду, содержащуюся в организме, поэтому ешьте их только вслучае, если у вас достаточно питьевой воды. Водоросли, однако,являются важным элементом для выживания, поскольку к ним обычно пристают мелкие съедобные крабы, креветки и рыбы. Для захвата водорослей используйте любые предметы. Чтобы обнаружить в них съедобные организмы, потрясите водоросли над плотом.

1) Ешьте любую пойманную птицу. Иногда они садятся на плот или лодку. Если птицы пугливы, используйте крючок с приманкой на веревке или бросайте крючок с приманкой в воздух.

2) Чаек, крачек, бакланов и альбатросов можно ловить на крючок с приманкой или привлекая их на расстояние выстрела ярким металлическим предметом или ракушкой, которые тянутся за плотом. Птицу можно поймать, если она сядет на близком расстоянии. Большинство птиц, однако, пугливы и садятся на плот на недоступном расстоянии. В этом случае используйте затяжной узел. Сделайте свободный узел, связав два куска лески. Положите приманку из рыбных потрохов или чего-то похожего в центр петли. Как только птица сядет, затяните узел на ее лапах. Используйте все части птицы, даже перья, которые можно воткнуть внутрь вашей рубашки или ботинок для тепла.

3.Ориентирование на воде.

Признаки земли

Показания облаков. Облака и определенные отчетливые отражения на небе являются наиболее надежными показателями близости земли. Маленькие облака нависают над атоллами и могут нависать над коралловыми образованьями и скрытыми рифами. Неподвижные облака или гребни облаков часто появляются вокруг вершин холмистых островов или береговой линии. Их легко узнать, так как движущиеся облака проходят мимо них. Другим воздушным показателем являются молнии и отражения. В определенном районе молния рано утром указывает на горный массив, особенно в тропиках. В полярных регионах строго очерченное яркое пятно на фоне серого неба является признаком торосистых ледяных полей или берегового льда посреди свободной воды.

Признаки по звуку. Звуки с земли могут исходить от морских птиц, кораблей или плавучих средств и других шумов цивилизации.

Другие признаки земли. Увеличение числа птиц и насекомых указывает на близость берега. Водоросли на мелкой воде также могут указывать на приближение земли. На близость земли также указывают запахи, разносимые ветром на очень большие расстояния.

Это обстоятельство важно иметь в виду, когда плавание происходит в сильном тумане или ночью. Появление большого количества плавающего древесного мусора и растительности означает приближение к берегу.

4.Спасательные средства

Спасательные средства индивидуального пользования делятся на две группы. Первую составляют средства, надеваемые заблаговременно при угрозе гибели судна или возможности падения человека в воду. К ним относятся спасательные нагрудники, пояса, жилеты и бушлаты. Вторую группу составляют спасательные средства (круги, шары, спасательные концы), которые предназначаются для оказания помощи людям, неожиданно оказавшимся в воде. Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования следующее: придавая человеку дополнительную плавучесть, они должны поддерживать его на воде в таком положении, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею.

сайт

4.3

90% жертв, попавших в кораблекрушение или затерявшихся в океане, погибает в течение первых трех дней. Но чтобы умереть от голода или жажды, потребовалось бы гораздо больше времени! Как выжить в море или океане, когда остальные отправиться к своим предкам?

14 апреля 1912 года трансатлантический пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Первые суда уже прибыли к месту крушения через 3 часа, но в спасательных шлюпках уже было достаточно мертвецов и сошедших с ума пассажиров. Статистика утверждает, что 90% жертв погибает в первые 3 дня. Многие попавшие в кораблекрушение или затерявшиеся в океане погибают от незнания элементарных правил выживания, а не от объективных причин.

В современное время происходит множество мелких катастроф и потери курса на водной стихии. Люди оказываются за много километров от земли в море, океане или другой водной стихии. Одни погибают почти сразу, а другие выживают дрейфуя достаточно долгое время. Как выжить в море или океане, когда остальные отправятся к своим предкам?

Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент по выживанию в океане. Он в одиночку пересек Атлантику на резиновой лодке. Ален Бомбар доказал, что можно выжить в море достаточно долгое время, питаясь только дарами моря. Он потерял 25 килограммов, получил расстройство зрения, утратил ногти на ногах, истощил свой организм, а кожа покрылась сыпью. Но Ален Бомбар доказал, что можно выжить в океане в течение шестидесяти пять дней. Хочешь знать, как выжить в данных экстремальных условиях? Мы прочитали книгу Алена Бомбара «За бортом по своей воле» издательства «Альпина Паблишер» и составили рекомендации, чтобы ты не умер, как остальные.

1. Не паниковать

Когда происходят неприятности на водной стихии, человек падает духом. Он замирает в своем маленьком судне/шлюпке/плоту и угасает за несколько дней. Жертвы легендарных кораблекрушений погибают не от моря, жажды или голода. Они умирают от жалости и страха. Задолго до того, как физические или физиологические условия становятся по-настоящему смертельными.

2. Добывать воду

Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане - это отсутствие воды. Смерть неизбежна на 10 день существования. Причем даже если начнешь добывать и пить воду на 10 день, будет недостаточно. Организм не сможет восстановить силы. В течение первых трех-четырех дней после происшествия надо пить воду. А где ее взять? Ален Бомбар в течение четырнадцати дней утолял жажду морской водой (не подряд, а в сумме) и в течение сорока трех дней - соком (выжатым из рыбы).

Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличии от пресной, в ней много хлористого натрия (поваренная соль). Если ее много пить, то человека ждет смерть от нефрита. Согласно наблюдениям Алена Бомбара соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм в день. Но лишь в течение пяти дней. Дальнейшее употребление ее грозит привести к нефриту. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желудка и рвота. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пресной, но очень осторожно.

Дождь. Иногда случаются дожди, а это настоящая пресная вода! Необходимо в этот период набрать максимальное количество воды в имеющиеся емкости.

Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хорошо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки в хороших количествах! Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.

Рыба. Пресную воду можно брать из рыбы. От 50 до 80% веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.


3. Добывать еду

Рыба. При выживании в море или океане основной едой и «питьем» будет рыба. Для ловли необходимы некоторые снасти. Хорошо, если есть сетка, удочки, леска, острога, гарпун, шнуры, проволока. Наличие некоторых снастей поможет заняться рыбной ловлей. Но если их нет, то можно изготовить самому. Как сделать импровизированный острог? Ловить рыбу не очень сложно, если привязать к веслу или обломку палки что-нибудь острое. Это может быть гвоздем из корпуса судна, куском железа, ножом или другим острым предметом. Как сделать удочку? К шнуру можно привязать что-нибудь на подобии крючка или блестящее. Некоторые виды рыбы ловятся без всякой наживки. Частенько ночью в лодку сама запрыгивает рыба, спасаясь от своих более хищных собратьев. Чтобы она не выскочила обратно, на дно судна положи сетку или другой материал.

Водоросли. В качестве еды и витаминов можно использовать водоросли.

Планктон. Когда совсем нет еды, придется довольствоваться планктоном. Если еды более-менее хватает, то потреблять немного планктона необходимо из-за наличия в нем нужных для существования человека веществ. В планктоне содержится витамин C и другие полезные вещества. Планктон способствуют предотвращению цинги, страшной болезни моряков. Планктон - это мутная жижица, которую можно насобирать на обшивке судна или в рыболовной сетке. В качестве сетки может выступить кусок редкой ткани, привязанный позади лодки.

4. Уход за судном

Лодка, судно или плот, на котором ты оказался в море, нуждается в уходе. Ежедневно следи за ее состоянием. Осматривай поверхность судна и не позволяй морским жителям ее портить.

5. Общие советы

Голод. В первые дни голод дает о себе знать периодическими болями. На третий день боли исчезают, но появляется сонливость, слабость и усталость. При удачном улове не набрасывайся на еду. Потребляй понемногу, а иначе станет плохо.

Глаза. Следует опасаться воспаления глаз в связи с сильным солнечным отражением от блестящей поверхности моря.

Жажда. Для того чтобы уменьшить жажду, можно иногда закрывать лицо, смоченной в морской воде, тряпкой. Подставляй его солнцу и станет немного легче.

Борьба с крупными морскими жителями. Когда акула подходит к судну и кружит вокруг ее, можно спугнуть ее ударом весла.

Плавучие якоря. Когда дует сильный ветер, привяжи к корме судна плавучий якорь или два. Это позволит встречать волны носом судна, а не боком.

Сон. Во время сна, если необходимо, лучше привязывать себя к мачте или другой части судна. Особенно актуально в плохую погоду.

6. Образ жизни

Делай зарядку даже в таких сложных условиях. Это поможет сохранить более хорошее самочувствие, разум, гибкость движений и силу мышц.

Наблюдай за здоровьем. Количество мочи, стул, общее физическое состояние, ощущения голода и жажды.

Часы в море тянутся бесконечно. В эти сложные времена занимайся умственной работой. Думай об отвлеченных вещах, читай книги (если есть), вспоминай прошлую жизнь. В конце вечера подводи итоги: выпитая вода, пойманная рыба, самочувствие, погода, температура воздуха, увиденные птицы и рыбы.

7. Высадка на берег

Иногда плавучее средство прибивает к берегу. Помни, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Обрати внимание на цвет моря: белые барашки и признаки сильного прибоя. Это индикатор, что под водой скрывается смертельный риф. Выбирай песчаный берег для высадки, а не каменистый.

8. Подача сигналов

Если есть фонарик, то зажигай его при появлении судна или самолета. Ночью может быть опасно использовать фонарик. Он может привлечь больших хищников, которые могут навредить тебе или лодке. Используй блестящие поверхности в качестве зеркала и подавай ими сигнал проходящим судам.

Как выжить в море или океане? Согласно мнению Алена Бомбара, в течение 3 недель человек точно сможет выжить. А дальше как повезет. Главное не падать духом и бороться за свою жизнь.