Сообщение как животные заботятся о потомстве. Забота о потомстве у млекопитающих: самые трогательные факты

В общении с малышами люди и животные очень похожи. Вот как выглядит забота о маленьких в животном мире. Слонихи могут усыновить чужого слоненка, о котором не заботится собственная мать. Недаром существует мультфильм о мамонтенке, за которым придет мама.
Чем больше и крупнее животное, тем больше внимания и заботы уделяется детенышу. Животные, которые рожают чаще и большее количество детенышей, уделяют куда меньше внимания потомству. Здесь качество компенсируется количеством. И если умрут 2-3 членов потомства, остальные выживут, и популяция будет поддерживаться.
Львы сопровождают львенка на прогулке.
В жару в молоко самки бегемота выделяется защитный пигмент, и мама кормит малыша красноватым молоком.
Поскольку детеныши рождаются голенькими, мама-белка заботливо кутает их мхом, когда убегает из гнезда.
Самки броненосцев могут заморозить беременность, если условия неблагоприятные, и родить малыша через два года. А еще самки броненосцев рожают только детенышей одного пола. Начала рожать самок, и будет их рожать. А другая самка будет рожать только самцов.

Детеныши выдры рождаются слепыми. Мать кормит их в течение нескольких месяцев: сперва своим молоком, потом ловит им рыбу, спустя какое-то время детеныши уже могут заботиться сами о себе.
Голуби, хотя о них говорят очень много хорошего, достаточно разные по поведению существа. У них очень разные характеры. Один самец будет помогать своей самке кормить малышей. А другой их заклюет. Совсем как люди.
Спустя час родившийся детеныш жирафа уже прочно стоит на ногах, а спустя шесть часов после рождения уже бегает и может есть траву.
Некоторые виды крокодилов возят своим детенышей во рту или на голове самки, а то ретивые папаши могут их скушать.
Лебедицы прекрасные матери. Практически постоянно они посматривают: все ли хорошо у их малышей, вычесывают им клювом перышки, заботливо катают под крылом.
Папа-лис помогает семье кормиться. Лисы растят от 3 до 13 детенышей, все зависит от кормовой базы. Если год урожайный, то лисы рожают чаще и больше лисят.
Обучение навыкам жизни происходит в форме игры. В этом смысле львы достаточно уникальные животные.
Медвежата рождаются слепыми и глухими, через несколько дней начинают видеть, слышать, кушают траву, кузнечиков, основной корм приносит мать, а помогают растить старшие дети, пестуны.
Через 3-4 года пестуны подрастают, малыши сами становятся пестунами. Отец-медведь в воспитании потомства не участвует.
В хороший год самка мыши-полевки приносит до 8 пометов, в каждом из которых 10-15 детенышей.
У самки виргинского опоссума рождается до 25 малышей. А сосков всего десять. Выживают самые нахрапистые и голодные детишки.
Когда в семействе пингвинов появляется яйцо, самки уходят в море на 3-4 месяца, а яйцо высиживает папа.
Суслики выводят по 6-8 детенышей. Во время весеннего гона первыми просыпаются самцы, начинают свистеть, будят самок. А те кричат хриплыми протяжными голосами. Цапли нерадивые мамаши: когда прилетает коршун, они могут позволить ему унести цыпленка, даже не сопротивляясь. К тому же цапли достаточно пакостливые птицы: только и ждут момента, чтобы разорить гнездо соседки или разворошить траву, где спят чужие птенцы. А такие красивые, казалось бы!

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Виды заботы о потомстве»

Москва 2014

Введение

Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение.

Превентивная забота о потомстве - это забота о подготовке и поддержании условий для развития яйцеклеток и потомства, предусматривающая изменение среды, которая включает все формы построения гнезд, охраны территории, гнезда и потомства, поддержание условий инкубации (аэрирование воды около кладки икры дискусами, поддержание температуры и влажности для яиц у некоторых пресмыкающихся, насиживание яиц у птиц, запасание корма для личинок некоторыми насекомыми и т.п.)

потомство забота гнездо выкармливание

1. Виды заботы о потомстве

В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями. В простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, - при наличии пищи, подходящей температуре и т.д.

Полное отсутствие заботы о потомстве.

Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Успешность существования подобных видов обеспечивает массовость их размножения.

В просторах океана множество видов беспозвоночных и рыб, собираясь гигантскими стаями, откладывают миллионы яиц, которые тут же поедаются огромным количеством разнообразных плотоядных существ. Единственным спасением для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков.

Сотнями и миллионами исчисляется количество икринок у множества видов рыб, откладывающих икру в толще воды. Так, самка обитающей в северных морях крупной морской щуки - мольвы выметывает за один сезон до 60 миллионов, а гигантская морская рыба-луна, достигающая веса полутора тонн, выбрасывает в толщу океанских вод до 300 миллионов икринок.

Представленные воле случая оплодотворенные яйцеклетки, смешиваясь с планктоном или опускаясь на дно, гибнут в несметных количествах. Та же участь постигает и выведшихся из икры личинок.

2. Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей

Самки многих морских животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь, до обретения ими самостоятельности.

Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных.

Такое поведение представляет собой следующую ступень усложнения заботы о потомстве, но в целом оно не отличается особой изобретательностью.

Количество отложенных яиц обратно пропорционально уровню родительской заботы. Эту закономерность хорошо подтверждают морские звезды, среди которых наблюдаются как виды, выметывающие яйца непосредственно в воду, где они оплодотворяются спермой нескольких самцов, так и виды, вынашивающие яйца на своем теле.

У видов первой группы число созревающих в организме самки яйцеклеток достигает 200 миллионов, тогда как у морских звезд, проявляющих заботу о потомстве, количество отложенных яиц не превышает нескольких сотен.

Креветка вынашивает свое потомство

3. Откладка яиц в предварительно подысканную или специально подготовленною самкой среду

Следующим этапом усложнения родительского поведения является откладка яиц в подходящую среду. Так, перед тем как отложить яйца, мухе необходимо найти труп животного или кусок полуразложившегося мяса, которым смогут питаться выведшиеся личинки. Бабочка-крапивница, павлиний глаз или адмирал, для обеспечения своих гусениц необходимой пищей должны найти заросли крапивы, а жук-носорог - кучу прелой листвы. Подобного же рода заботу о потомстве проявляет и большинство рептилий. Их основной задачей является подыскивание для инкубации своих яиц места с подходящим уровнем влажности и температуры.

Чаще всего для этого им приходится выкопать яму или нору. У всех представителей данной группы забота о потомстве на этом заканчивается, и дальнейшая судьба отложенных яиц их уже не волнует. Как ни странно на первый взгляд, но к этой же группе можно отнести и одиночных ос и пчел, а также наездников, демонстрирующих сложнейшие комплексы инстинктивного поведения, связанного с обеспечением необходимых условий для развития отложенных яиц.

4. Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства

Более совершенным типом заботы о потомстве можно считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи или на спине у самца пиппы суринамской. В данном случае ротовая полость или спина выполняют функции гнезда. Для данного уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, чуть обретающей самостоятельность.

5. Забота о потомстве до обретения ими самостоятельности

У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день. Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени. Потомство выводковых птиц -- кур, уток, гусей и др. -- появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать.

Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других -- дольше, а у человекообразных обезьян -- несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище -- показывают съедобные растения, учат охотиться.

Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10--15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.

Большинство млекопитающих в период воспитания детенышей более возбудимы, чем обычно. Многие крупные дикие млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда те угрожают детенышам или оказываются близко от них. Лосиха не допускает к детенышу никого, в том числе и других лосей.

У многих млекопитающих и птиц детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных обезьян подростковый период продолжается до 8--10 лет. В воспитании потомства у них принимают участие не только родители, но и практически все взрослые члены группы.

Старшие братья, а особенно сестры или просто самки, не имеющие в данный момент собственного потомства, следят за детенышем, помогают его кормить, ухаживают за ним, играют с ним. В случае гибели матери они, как правило, усыновляют осиротевшего детеныша. Подобная коллективная форма заботы о потомстве значительно повышает шансы на его выживание.

Используемая литература

1. http://do.gendocs.ru/docs/index-66154.html?page=5

2. http://www.webmechta.com/animals/757-zabota-o-potomstve

3. http://sci-book.com/osnovyi-semi/zabota-potomstve.html

4. http://biofile.ru/bio/15954.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История эволюции крокодилов, изменение их внешнего вида с течением времени. Образ жизни и места расселения крокодилов, половая зрелость, забота о потомстве. Светская жизнь и рацион животных, взаимоотношения с людьми. Проблема исчезновения среды обитания.

    доклад , добавлен 21.09.2009

    Виды адаптации живых организмов к окружающей среде. Маскировочная, покровительственная и предупреждающая окраска. Особенности поведения и строения тела животных для приспособления к образу жизни. Мимикрия и забота о потомстве. Физиологические адаптации.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Характеристика отряда дятлообразные и его важнейшие представители. Типы гнездования птиц. Распределение млекопитающих в лесных биотопах. Убежища, являющиеся местом рождения и вскармливания детенышей. Классификация орудия добычи охотничьих животных.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2013

    Влияние животных и насекомых на смену состава древостоя. Биотические факторы и лес. Экологическая система. Рациональное использование и охрана животных. Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Охрана редких и исчезающих видов животных.

    реферат , добавлен 31.05.2012

    Закон Менделя, заключающийся в том, что гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются, в потомстве снова появляются особи с рецессивным фенотипом. Изучение методов генетики, таких как генеалогический, близнецовый и цитогенетический.

    презентация , добавлен 10.01.2011

    Общая характеристика и отличительные признаки типа Членистоногие, классификация и разновидности их представителей. Интересные факты о строении и способе жизни, размножении и заботе о потомстве, насекомых, ракообразных, паукообразных и многоножек.

    презентация , добавлен 03.01.2017

    Использование летучими мышами эхолокации, сложных голосовых сообщений для ухаживаний и для опознавания друг друга, обозначения социального статуса, определения территориальных границ. Размножение, рождение малышей и забота о потомстве у летучих мышей.

    реферат , добавлен 11.10.2012

    Охрана животных в России. Косули, их систематика, внешний вид, среда обитания, размножение, спаривание, продолжительность жизни, беременность, вскармливание детенышей, обучение, борьба за корм и территорию, иерархия, способы общения, популяция, миграция.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Сущность и систематика типа членистоногих, особенности класса трилобитов. Размеры и форма тела ракообразных, внешнее его строение, мускулатура, дыхание, структура нервной и выделительной систем, размножение и забота о потомстве, симбиоз и маскировка.

    презентация , добавлен 16.12.2011

    Внешний вид воробьиного сыча (очень маленькой совы). Распространение и места обитания птицы, особенности строения, пищеварительная и дыхательная системы. Образ жизни воробьиного сыча, его питание, передвижение, размножение и забота о потомстве.

Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот, в большой степени наследственно обусловленный, признак.

Успешность выживания потомства в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. К моменту деторождения у самок начинают проявляться родительские инстинкты, выражающиеся, прежде всего, в устройстве логовищ, нор и других убежищ для будущего потомства. Особенно ярко проявляются родительские инстинкты при непосредственной опасности, грозящей гибелью потомству.

Материнское поведение

Подготовка к родам

Материнское поведение суки развивается под воздействием специфических гормонов. Оно начинает проявляться незадолго до наступления родов, причем время его включения может значительно различаться в зависимости от породы и индивидуальных особенностей роженицы. Первый элемент материнского поведения – это устройство логова для потомства. Если суки ряда заводских пород практически не заботятся о подготовке места для будущих щенков, ограничиваясь лишь рефлекторными перекапыванием собственной подстилки и разных мягких вещей в доме заводчика, то у собак пород народной селекции и у парий картина иная. Наиболее простой вариант убежища – труднодоступное укрытие, будь то лазейка под поленницу или короб канализационного коллектора. Суки ездовых собак при традиционном содержании устраивают неглубокую нору под помостом, к которому привязана упряжка, рыть глубокую нору им не позволяют мерзлота и вода. Основательные норы делают суки среднеазиатской овчарки в естественных условиях. Вход в нору располагается, как правило, в тени, рядом с каким-нибудь укрытием, например, камень, глинобитная стенка, складка рельефа. Размеры норы с гнездовой камерой, сооруженной в очень твердом грунте, потрясают воображение – в ней без особых неудобств может поместиться взрослый мужчина. Понятно, что выкопать подобное убежище даже при выносливости и силе этих собак за пару дней не удастся.

К дородовому материнскому поведению можно отнести и оберегание себя. Опытные суки в ряде случаев уже вскоре после вязки резко меняют поведение, начиная избегать тяжелых физических нагрузок, вымокания, переохлаждения.

Поведение при родах

Полностью материнское поведение формируется в ходе рождения первого щенка. При поедании околоплодных оболочек и при облизывании околоплодных вод со шкурки новорожденного, собака получает большое количество гормонов, в том числе окситоцина, которые, с одной стороны, стимулируют нормальное протекание родового процесса и отделение молока, а, с другой стороны, запускают сложную совокупность реакций ухода за новорожденными. То, что уход является активируемым, самоподкрепляющимся процессом видно по обращению матери, особенно неопытной, с первым щенком. Сначала она вылизывает новорожденного как бы нехотя, прикасаясь к нему короткими движениями языка через заметные промежутки времени. Постепенно ее движения ускоряются, она явно возбуждается, лижет малыша без остановки, переворачивая его с боку на бок, энергично обкусывает пуповину. Молодые первородящие суки зачастую увлекаются настолько, что мешают новорожденному закрепиться на соске и буквально выдирают пупочный канатик. С появлением второго и последующих щенков сука несколько успокаивается, распределяя свое внимание, но ее желание вылизывать малышей, массировать их остается очень сильным.

Необходимо отметить, что, если сука с нормальным материнским поведением постоянно «теряет» одного или нескольких щенков, откатывая в сторону или даже закапывая в подстилку, то такие детеныши имеют какие-либо врожденные чаще всего несовместимые с жизнью нарушения. Некоторые суки, подобно диким зверям поедают нежизнеспособных и мертвых новорожденных.

Раннее послеродовое поведение

После родов стремление заботиться о щенках превалирует над всем: многие суки в первые сутки просто не покидают гнезда. В следующие дни они отходят от щенков только на считанные минуты – утолить жажду, голод, естественные надобности. Уход за новорожденными отнимает у суки много времени. Сука массирует языком живот и околоанальную область малышей, поскольку у них в первые дни после рождения сфинктеры мочеиспускательного канала и прямой кишки могут расслабляться только под влиянием внешней стимуляции и самопроизвольно мочеиспускание и дефекация не происходят. Вылизывание всего тельца щенка является хорошим массажом: улучшается кровоснабжение кожи, с поверхности ее удаляется грязь. Благодаря высокому содержанию лизоцима в слюне собаки, вылизывание предохраняет очень нежную кожу новорожденного от поражения болезнетворными микроорганизмами.



Помимо вылизывания, мать греет детенышей собственным телом, – их собственная терморегуляция несовершенна. Постоянное нахождение матери рядом со щенками обеспечивает тем кормление в любой момент: едят они в первые дни жизни помалу, но часто. Стоит щенку проснуться, как он немедленно присасывается к соску, насытившись же – сразу засыпает.

По мере подрастания щенков молока может не хватать. В естественных условиях в этом случае происходит дальнейший отбор матерью детенышей. Она ориентируется на наиболее крепких и развитых, чаще вылизывая их, позволяя им подолгу держаться на сосках. Более слабых отталкивают собратья, и мать перестает обращать внимание на их писк и попытки добраться до сосков.

Прекрасной иллюстрацией этого факта служит сообщение биолога Я. Бадридзе, много лет наблюдавшего поведение волков и волко-собачьих гибридов. С ростом численности волков количество гибридов, имеющих выраженные собачьи признаки, начинает резко сокращаться, причем не только за счет прямого их уничтожения видом-конкурентом. В гибридных пометах происходит расщепление: часть щенков ближе по признакам к волчатам, часть – к собакам. Волчата развиваются быстрее, щенки-собаки отстают. Матери, как волчицы, так и суки, отдают предпочтение детенышам-волчатам, щенки-собаки могут погибать от голода. Похожие картины наблюдаются и у сук среднеазиатских и кавказских овчарок, когда матери явно предпочитают крупных щенков мелким, то и дело «теряя» мелких в логове. При осмотрах нор среднеазиатских сук в местах традиционного разведения, во многих из них обнаруживаются мумифицированные трупики щенков разного размера, тогда как суки выходят из логова с одним-двумя щенками.

При этом рождение единственного мертворожденного щенка в ряде случаев оказывает на суку крайне тяжелое действие. В то же время изгнание мертвого плода при большом количестве живых щенков обычно оставляют суку равнодушной. Тяжесть ситуации связана с тем, что в данном случае материнское поведение включается полностью: ведь сука не только устроила гнездо, родила щенка, она еще и облизала его, теперь он должен был бы найти сосок, но этого не происходит. Подобный сбой программы – отсутствие объекта ухода, притом, что мать видит щенка, касается его, приводит ее в состояние сильнейшего нервного перенапряжения. Раз за разом пытается она пробудить детеныша к жизни, вылизывая его, подталкивая носом. Попытка забрать трупик приводит суку в состояние ярости и сильнейшего беспокойства. Зачастую сука более суток не отходит от погибшего щенка, ее не удается вывести даже силой, так она кричит и рвется обратно. Она теряет интерес к трупу лишь с появлением запаха разложения, но и после этого долго ищет щенка. В случае, когда роды протекают под контролем со стороны человека, щенка родившегося мертвым необходимо убирать как можно скорее, чтобы не стимулировать развития материнского поведения у суки. Так же необходимо поступать и со щенками, которых заводчик не планирует оставлять, например, беспородных, полученных от случайной вязки.

Помимо ухода и кормления, сука защищает своих детенышей от врагов, при этом наиболее опасными для них оказываются другие суки. Инфантицид у диких собак и аборигенных пород являются проявлением материнской агрессии и служат механизмом регуляции численности. Не редки подобные случаи и у собак пород заводской селекции, чаще всего они наблюдаются при скученном содержании собак.

Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков

По мере роста щенков мать продолжает ухаживать за ними, но ее отлучки становятся чаще и продолжительнее. При этом сука не отходит далеко, просто она начинает избегать длительных тесных контактов с уже активно двигающимися малышами. В ее тепле они уже не нуждаются, – если холодно, щенки могут греться, сбиваясь в кучу. Частое вылизывание теперь также не нужно, поскольку мочеиспускание и дефекация уже регулируются самим щенком. Мать продолжает лишь поддерживать чистоту в гнезде, подлизывая экскременты щенков.

Примерно к трехнедельному возрасту молока у многих сук при наличии большого выводка не хватает уже всерьез. Сука принимается прикармливать щенков, отрыгивая им пищу или принося добычу в зубах. В это время она охотно принимает помощь кобеля-отца, и других членов группы в прокормлении молодых и заботе о них. У щенков некоторых пород, в особенности аборигенных, в этом возрасте появляются из десен кромки резцов. После нескольких безуспешных попыток сосать твердую пищу маленькие хищники обучаются скоблить мясо только что прорезавшимися зубами, отрывая по волоконцу. К месяцу выжившие щенки, их в естественных условиях остается мало, активно едят твердую пищу, начинают выбираться из логова и играть рядом с ним.

Сука продолжает кормить щенков молоком, но уже не лежа, а стоя. Щенки вынуждены балансировать на полусогнутых задних лапах, придерживаясь передними за сосок. Понятно, что в такой позиции драки, которые стали обычными при дележе мяса, оказываются невозможными. Длительность кормления составляет две-три минуты, за которые подросшие щенки успевают выдоить мать досуха. При нормальном питании матери, лактация у нее может продолжаться до 1,5–2,5 и даже более месяцев, что связано также с породой и индивидуальными особенностями.

Вылизывает теперь детенышей сука редко, это скорее жест расположения, когда язык касается мордочки и ушей, чем гигиеническая процедура. Убирать в логове она обычно перестает, когда доля молока в рационе щенков резко уменьшается. У щенков начинает проявляться гигиеническое поведение. Логовом теперь семья пользуется все реже, скрываясь в нем лишь от дождя или от жары, а также при появлении возможных врагов.

Позднее материнское поведение

Мать начинает играть с детенышами, как только те могут активно двигаться, однако, с наступлением второго периода социализации, она играет с ними чаще и дольше, разнообразя игры.

Щенки в игре обучаются владеть своим телом, затаиваться и нападать, драться, убегать и ловить. В зависимости от породы продолжительность и сложность обучения приемам борьбы может быть различной.

Создается впечатление, что опытная сука занимается обучением вполне последовательно, показывая щенкам приемы, которые им просто выполнять в этом возрасте, и всячески поощряя отработку этих приемов друг на друге, и на ней самой. Через некоторое время приходит очередь другого навыка.

Пока щенки немногим старше месяца мать просто позволяет им лазить по себе, грызть лапы, складки шкуры, приглашает их побегать за собой, давая обязательно догнать. Более старших щенков мать учит опрокидывать противника рывком снизу за переднюю лапу. Как только щенок правильно захватывает ногу матери, она немедленно падает на бок, позволяя ему теребить себя. Обучившийся щенок тут же проверяет навык на братьях и сестрах и в течении нескольких дней все семейство то и дело хватает друг друга за лапы и валит на землю. Тогда же отрабатывается умение беречь передние конечности во время драки.

После этого цикла сука учит щенков при игре в догонялки срезать углы и пользоваться препятствиями. Интересно, что эта игра, все более усложняясь, проходит через все детство и молодость собаки. При этом мать определенным образом «натравливает» всех щенков на одного, которого те дружно преследуют. Щенок может выступать в роли «жертвы» считанные минуты, а может и целый день. Вполне вероятно, что в этой игре молодняк обучается не только приемам ловли добычи, но и имеет возможность испытать разные социальные роли, будучи то гонимым, то гонителем.

Игры щенков разных пород несколько отличаются. Например, среднеазиатская овчарка обучается способам сбивать врага ударом корпуса, хватке за горло в пах, что, несомненно, необходимо уметь делать волкодаву. С другой стороны, у борзых, где можно было бы ожидать развернутого обучения именно ловле добычи, сложность игры в догонялки не отличается от других пород.

Сука рано начинает обучать щенков правилам «жизни в обществе», показывает, что слишком шумные игры не приветствуются. Маленького щенка, когда он теребит всех подряд и постоянно пристает к матери, она может успокоить, вынудив принять позу подчинения. Для этого сука мордой переворачивает щенка на спину и несколько раз тычет его носом в живот, как бы фиксируя позу.

Во втором периоде социализации, когда в выводке начинаются драки за установление первичной иерархии, сука, а зачастую и кобель добиваются, чтобы щенки переходили к ритуализированным взаимодействиям. Наиболее активного и энергичного щенка, часто причиняющего боль другим, обучают понятию «чужая боль». Щенка постоянно треплют, теребят за шкуру, сбивают с ног, добиваясь от него криков боли, лишь тогда потенциального жесткого доминанта отпускают. Щенка могут воспитывать чуть ли не всей стаей и не один день, пока он не запомнит, что в ответ на сигнал боли противника следует отпустить.

Отцовское поведение

По мере взросления щенков в их воспитании все чаще принимается участие отец, поэтому уместно теперь разобрать родительское поведение кобеля. По сути своей этот комплекс совершенно не родственен материнскому поведению. Прежде всего, для его включения не требуется специфической гормональной стимуляции. Кобель, заботящийся о потомстве, демонстрирует целый набор элементов, связанных с уходом высокорангового животного за низкоранговым.

Отношение к подсосным щенкам

С очень маленькими щенками кобель обычно не контактирует, поскольку сука стремиться никого из стаи не подпускать близко к гнезду. При низком уровне внутристайной агрессии, как это наблюдается, например, у борзых – щенков обычно не прячут, но и там кобели не проявляют к ним интереса, пока те не начнут активно двигаться. Недавно повзрослевший кобель, ни разу не видевший новорожденных щенков, может их обнюхать, как любой незнакомый объект.

Кобель охраняет логово совместно с сукой, либо в отсутствие той. Подобная охрана оказывается необходимой в естественных стаях, поскольку, одной матери физически трудно уберечь выводок от возможных опасностей. Защита территории вокруг логова в пределах территории стаи укрепляет дружескую привязанность между кобелем и сукой, и вне сезона размножения позволяет им вместе иметь более высокий статус, чем порознь.

Кобель помогает суке добывать пищу и для нее самой, пока она не отходит далеко от логова, и для щенков, когда те переходят на смешанное кормление.

Отношение к щенкам на второй стадии социализации

Когда щенки начинают бегать, они с интересом и радостью подходят к любой появившейся у логова собаке. Подбежавшие к кобелю щенки обступают его, крутятся под брюхом, пытаются подпрыгнуть и лизнуть его в морду. Если щенки оказываются достаточно назойливыми, кобель иногда отрыгивает немного пищи. Он может улечься и позволить малышам грызть лапы, хвост, оберегая лишь область гениталий. Когда щенки становятся совсем нестерпимы, кобель встает и уходит, не пытаясь умерить их активность, как поступила бы сука.

Когда щенки входят во второй период социализации, кобель уже активно общается с ними, обучает, как и мать, приемам борьбы, охоты, но особенно старательно – правильному социальному поведению.

Интересны демонстрации угрозы, которые кобель адресует щенкам. Помимо обычных агрессивных демонстраций в виде рычания и оскала, достаточно часты подчеркнутые изображения намерений. Кобель преувеличенно показывает, как он сурово накажет провинившегося щенка. Он как бы надувается, преувеличенно сопит, топает ногами, преследуя убегающего с визгом щенка.

Родительское поведение по отношению к подросткам

Когда щенки окончательно покидают логово и начинают передвигаться совместно с родителями, те следят за тем, чтобы детеныши держались поблизости, оберегают их от опасностей, показывают новые виды корма. И мать и отец передают потомству опыт, обучая на собственном примере, заставляя растущую собаку делать все, как они. Учитывая, что для общественных животных характерно подражание, обучение на примере оказывается очень действенным. Взрослые собаки показывают молодым, чего надо избегать в окружающем мире, а чего бояться не следует.

Весьма поучительно в этом плане поведение собак-парий, обитающих в мегаполисах с очень сложной и опасной для животных средой. Родители показывают щенкам маршруты, на которых можно собирать пропитание, проводя молодых от задних дверей мясного к окну столовой, оттуда к проходной завода и т. д. При этом путь обычно пролегает в стороне от оживленных дорог. Когда в городе активно ведут отлов беспризорных животных, собаки-парии заставляют молодняк спасаться бегством при виде подозрительно остановившейся машины, либо человека, направляющегося в их сторону.

Интересно наблюдать, как обучают подростка переходить через улицу. При наличии подземного перехода многие стаи оседлых парий пользуются только им. Если же перехода нет, родители, подойдя к бровке тротуара, останавливают молодого, зажимая его между собой. Далее, тыча носом и прихватывая за шкуру, заставляют повернуть голову налево, стоят, выжидая большого интервала между машинами. Тогда следует перебежка до осевой и все повторяется: остановка, поворот головы направо, выжидание, переход через вторую половину улицы.

Довелось наблюдать, когда в такой ситуации один щенок отстал от семьи, заметался посреди дороги и чуть не угодил под колеса. Когда он все-таки добрался до обочины, родители сбили его с ног и долго стояли над ним, угрожающе рыча. Налицо был явный воспитательный акт.

Другое наблюдение. Группа из четырех щенков-подростков с лаем гоняет по сугробам домашнюю собаку – крупного метиса лайки, гуляющего без хозяина. Поведение щенков явно носит охотничий характер. Поодаль, с двух сторон от охотящейся стайки движутся две взрослые собаки, очевидно родители, наблюдающие за действиями детей. Как только лайкоид в панике скрывается в подъезде, взрослые собаки немедленно уводят молодняк. Сценка очень похожа на поведение семей волков при обучении молодых охоте на серьезную дичь.

Отношения со взрослыми детьми

Чем старше становятся щенки, тем меньше заботятся о них родители, но зачастую своеобразные узы лояльности сохраняются с совершенно взрослыми детьми.

В естественных стаях дети прошлого года могут помогать в воспитании младших детенышей. Не редки случаи, когда старшая дочь становится «теткой» для младших, чистит их, воспитывает, порой даже начинает лактировать вслед за матерью. Хорошо вырастившая щенков мать сохраняет определенное превосходство и над взрослыми сыновьями, во всяком случае, эти кобели не пытаются над ней доминировать. Не только в естественной стае, но и при питомническом содержании, часть щенков проводит с матерью практически весь второй период социализации. Такие кобели, встретившись с матерью даже по истечении 2–3 лет, безоговорочно признают за ней право старшинства, охотно играют, зачастую демонстрируя чисто щенячьи элементы поведения.

РАЗДЕЛ II

ОНТОГЕНЗ СОБАКИ

Различные представители животного мира окружают своё потомство заботой, но делают это по-разному. Детёныши млекопитающих часто живут с матерью несколько лет, а мальки рыб от рождения должны быть самостоятельными.

Потребности новорождённых

Новорождённые детёныши прежде всего нуждаются в пище. Достаточно интересным является способ обеспечения кормом личинок песчаных ос амофил - они охотятся на саранчу, которую парализуют ядом, потом затаскивают в гнездо и откладывают в ещё живую добычу яйцо. Личинка, когда появится на свет, будет надолго обеспечена пищей.

Самки млекопитающих выкармливают своих детёнышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювы вечно голодных птенцов корм. Новорождённые детёныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока они не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду сопровождая мать.

Детёныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери добросовестно их вылизывают и подталкивают носом, поощряя к тому, чтобы они встали на ноги - иначе малыши могут стать лёгкой добычей хищников. Детёныши сумчатых животных появляются на свет ещё на эмбриональной стадии, у них хорошо развиты только передние конечности и рот Дальнейшее их развитие происходит в сумке матери.

Жертвенные матери

Млекопитающие имеют очень прочную связь между матерью и детёнышами. Однако нежно относиться к своему потомству могут не только млекопитающие. Например, самка нильского крокодила выкапывает в песке на берегу ямку, откладывает в неё 30-70 яиц, покрывает их сверху прелыми растениями и в течение трёх месяцев стережёт кладку, внимательно следя ней днём и ночью. От гнезда самка крокодила удаляется только для того, чтобы перекусить. Крокодильчики, которые вот-вот вылупятся, начинают издавать особые скрипящие звуки. Мать, услышав эти звуки, раскапывает гнездо и помогает малышам выбраться на поверхность. Затем она осторожно переносит новорождённых в воду. За один раз она может перенести в своей зубастой пасти до шести крокодильчиков. В течение некоторого времени самка продолжает о них заботиться и оставляет их только тогда, когда они уже могут сами позаботиться о себе. И всё же, несмотря на опеку, очень небольшое количество крокодильчиков достигает половой зрелости, поскольку на молодняк охотится много хищных животных. Интересно, что большой жертвенностью отмечаются и самки гигантских осьминогов. Отложив на морском дне в среднем 50 000 яиц, они охраняют своих потомков в течение шести месяцев, создавая им постоянный приток воды богатой кислородом.

Заботливые родители

У многих видов выращивание потомства является чисто мужскими хлопотами. Самка южноамериканской лягушки ринодермы Дарвина откладывает на землю 20-40 яиц, оставляя их на попечение самца, который сохраняет их во рту. Головастики, вылупившиеся из яиц, живут во рту самца до тех пор, пока не достигнут сантиметровой длины, и пока у них не начнут укорачиваться хвосты. Тогда отец выпускает головастиков в воду, где и происходит дальнейшее развитие детёнышей.

Самец колюшки строит на дне гнездо из растений и приглашает к нему самку, чтобы она отложила там икру. Затем самец оплодотворяет икринки и охраняет их, создавая с помощью плавников постоянный приток воды. Он также заботится и о мальках, пока они не повзрослеют, и не расплывутся в разные стороны.

Другие обитатели водных просторов, самцы морских коньков, исполняют роль отца ещё более образцово. У них на брюхе есть особая полость, в которую самка откладывает около пятидесяти икринок. Самец их оплодотворяет и носит в сумке до тех пор, пока из икринок не вылупятся мальки. Зародыши в сумке кормятся специальной питательной жидкостью. Новорождённые мальки морских коньков оставляют родительскую сумку и сразу же уплывают в море.

Под защитой всей семьи

Некоторые млекопитающие объединяются в стада и семейные кланы. Детёныши, которые растут в подобных группах, быстрее приобретают полезные навыки и учатся разным типам поведения, чем те, которых воспитывает только мать.

Африканские слонихи рожают детёнышей раз в четыре года. Слонята питаются материнским молоком более двух лет и живут с матерью около 12 лет. У слонихи можно увидеть нескольких детёнышей разного возраста. Слониха, которая стала на защиту потомства, очень агрессивна, она атакует врага, поражая его не только бивнями, но и хоботом.

У тех видов обезьян, которые живут стадами, имеются „ясли", в которых самки вместе ухаживают за детёнышами. Самок, которые заботятся о чужих детях, зоологи ещё называют „тётями". Кроме того, известно, что большинство детёнышей в обезьяньем стаде имеют общего отца.

Детёныши сурикатов выживают в сложных условиях пустыни Калахари благодаря отлаженному образу жизни большой семьи. Пока одни животные из колонии стоят на страже, другие занимаются воспитанием потомства.

Встреча с врагом

У птиц, гнездующихся колониями, процент выживания потомства является высоким, поскольку враги не осмеливаются атаковать большую стаю. Чайки вполне способны справиться с крупными хищниками и даже с человеком.

Ошейниковые пекари живут большими стадами, состоящими из отдельных семей. Семья пекари обычно состоит из одного самца и трёх самок с детёнышами. При приближении врага, например, ягуара, самцы отвлекают его, а остальная семья бросается наутёк.

Когда гепарды чувствуют, что их детёнышам грозит опасность, они переносят их, одного за одним, в безопасное место, крепко, но нежно держа за загривок. Детёныши не сопротивляются и терпеливо переносят такой „переезд". Самка хомяка переносит своих детёнышей в защёчных мешках или в увеличенном промежутке между зубами.

Многие птицы пытаются отвлечь врага от гнезда, притворяясь ранеными. Они жертвуют собой ради птенцов. Пара куликов по очереди несёт стражу возле гнезда - притворяются ранеными и отец, и мать.

Зоология: Забота о потомстве. Видео (00:02:41)

Зоология: Суринамская пипа - забота о потомстве. Видео (00:01:01)

Забота о потомстве. Рыбы.AVI. Видео (00:00:38)

Забота гепарда о своём потомстве. Видео (00:01:54)

Самопожертвование и забота животных, противоречит постулатам теории эволюции.

Константин Михайлов «Динозавры на гнёздах: яйца, кладки и забота о потомстве динозавров». Видео (01:05:14)

Забота о потомстве. Видео (00:25:57)

Биологический лекторий Малого мехмата МГУ.
Андрей Николаевич Квашенко, преподаватель биологии гимназии 1543, г. Москва.

Забота о потомстве. Птицы.AVI. Видео (00:00:50)

Забота о потомстве -основной инстинкт. Видео (00:01:23)

Забота о потомстве - основной инстинкт большинства представителей фауны. Некоторые из них (лебеди, гуси, отдельные виды приматов) моногамны и сохраняют пару на всю жизнь, но и при полигамии, когда, к примеру, лев или слон создают вокруг себя гарем, отношения между особями порой трогательно напоминают человеческие.
Правда, аналоги «полной» семьи в природе встречаются нечасто: после появления потомства самец, как правило, охладевает к своей спутнице и ей приходится самой отвечать за сохранность детёнышей. Именно она добывает для них пропитание, обеспечивает их безопасность и готовит к взрослой жизни.
Период материнской заботы имеет разную продолжительность в зависимости от вида. Например, грызуны покидают детёнышей уже через пару месяцев, а молодые тигры живут с матерью два-три года - до тех пор, пока она не будет готова принести новое потомство.