Какие профессии запретны для женщин. Список профессий запрещенных для женщин

Перечень из 456 профессий, запрещенных для женского труда, может быть пересмотрен. Об этом ранее сообщил журналистам министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков объяснил порталу Москва 24, что в пересмотре запретного списка есть смысл, так как современные условия труда значительно изменились: во многом они стали более щадящими.

По словам председателя Союза женщин России, члена Совета Федерации Екатерины Лаховой, эта тема будет вынесена на координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин, который возглавляет зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец. "Тема актуальная, потому что время меняется, технологии производства более высокие, улучшаются условия труда, поэтому список, конечно, нужно пересматривать", – сказала она.

Сейчас в списке профессий, запрещенных для женщин, 456 специальностей. Его утвердило правительство России 25 февраля 2000 года.

При этом глава Федерации независимых профсоюзов убежден, что отменить список и разрешить все профессии недопустимо. "Есть ряд профессий, которыми по чисто физиологическим причинам женщинам не нужно заниматься, потому что ценность женщины не только в ее труде – она еще и продолжательница человеческого рода, будущая или существующая мать, поэтому мы должны беречь всех женщин", – отметил Михаил Шмаков.

По его мнению, вопрос о влиянии той или иной профессии на здоровье нуждается в серьезном исследовании. "Как бы мы ни хотели абсолютного равенства полов, но организм у мужчин и у женщин разный. Мужики существуют для одного, а женщины – для другого. Женщины могут сделать то, что ни один мужик сделать не может – родить ребенка. Поэтому сделать заключение о том, какой труд для женщин допустим, а какой нет, должны санитарные врачи, которые занимаются воздействием вредных факторов на здоровье человека", – подчеркнул собеседник портала.

Давно пора?

В свою очередь, Екатерина Лахова считает, что список нужно было пересмотреть уже давно. "У нас в летное училище девушек набирают и готовят на пилотов. Почему женщина не может быть машинистом или помощником машиниста? Ведь это право женщины выбирать, кем быть", – подчеркнула она в беседе с порталом Москва 24.

При этом сенатор говорит, что пересматривая список профессий, конечно, необходимо учитывать влияние тяжелого физического труда на репродуктивную функцию женщины и на женское здоровье в зрелом возрасте. "Когда сегодня геронтологи начинают изучать здоровье женщин старшего поколения, то выявляют, что те женщины, которые занимались тяжелым физическим трудом, получают проблемы со здоровьем в возрасте. Они связаны и с выпадением органов, и с другими заболеваниями. Надо признать, что существующие ограничения на тяжелый физический труд, прежде всего, в интересах здоровья женщины", – добавила председатель Союза женщин России.

Екатерина Лахова убеждена, что в России есть не только профессиональная дискриминация женщин, но и разница в доходах: на одной и той же позиции женщины зарабатывают меньше мужчин. "Повысить квалификацию, получить категорию мужчине удается быстрее, а женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице. В результате отстают по оплате труда. У нас традиционно на 25-30 процентов разница в оплате", – подчеркнула сенатор.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков считает, что снятие "табу" на некоторые профессии вряд ли существенно отразится на рынке труда в России. "Ощутимые изменения вряд ли мы почувствуем, так как сейчас запрещены для женщин ограниченное количество профессий. Даже если поменяют часть мужчин на женщин, на рынке труда это существенно не отразится. Если профессию разрешат, то женщины мужчин не вытеснят, это будут единичные случаи. Процесс будет идти постепенно, эволюционно ", – сказал он.

По его мнению, в разных отраслях экономики раньше необходимо было прикладывать в производстве тяжелый физический труд, и это было неприемлемо для женщин. "Сейчас изменились условия труда, появились новые машины, изменившие технологию производства, и женщинам труд становится по силам. Безусловно, будет сокращаться количество тех участков, где женский труд запрещен в интересах здоровья", – сказал Щербаков.

Он считает, что запрет на некоторые профессии субъективен и не всегда понятен. "Нужно смотреть на особенности той или иной профессии, ведь могут быть моменты, которые человек со стороны может не заметить, не учесть. На первый взгляд, запрет женщин водить большие автобусы на длинные расстояния не правомерный. С другой стороны, работа связана с высокой нагрузкой, со сложными условиями, без принятия пищи и другого. Все это сложно для женщины, особенно во время беременности. Такой труд не слишком гуманен по отношению к женщинам. Но со временем, если условия труда будут меняться, то можно пересмотреть запрет на эту профессию", – отметил Щербаков.

По силам все!

А вот первая женщина – капитан теплохода Валентина Бунина убеждена, что женщине по силам любая профессия. "Мнение о том, что есть сугубо женская и сугубо мужская профессия – это миф. Когда я начинала свой профессиональный путь на флоте, самое сложное было – переубедить мужчин, что женщина не может быть капитаном. Пришлось, стиснув зубы, доказывать это своим трудом ", – призналась она порталу Москва 24.

По ее словам, у многих женщин опускаются руки во время попыток доказать мужчинам свою состоятельность. "К нам на флот приходили девочки, приступали к работе, а мужчины начинали им "ездить по ушам", что это не женская работа, что они не могут работать, и, в конце концов, они уходили", – вспоминает капитан.

При этом, по ее наблюдению, женщины – далеко не самые плохие работники в судовождении. "Есть должности, которые женщина выполняет лучше. Например, женщина лучше понимает людей. Это заложено веками. И если разложить по полочкам, то это бред, что женщина чего-то не может", – добавила Валентина Бунина.

На флоте первая женщина-капитан проработала более 30 лет, а с 2003 года преподает в Академии водного транспорта. Кроме того, Валентина Ивановна вырастила четырех сыновей.

За разрешение работать женщине машинистом и помощником машиниста на железной дороге выступает и компания "Российские железные дороги". "Запрет на работу женщин у нас был обоснован вредными факторами, связанными с вибрацией, потому что грузовые и пассажирские локомотивы были не слишком комфортными, – рассказала журналистам советник гендиректора РЖД Ирина Костенец. – Но сейчас появился более современный подвижной состав, в том числе скоростные поезда "Сапсан".

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Железнодорожники, по словам Костенец, намерены предложить правительству отменить общий список профессий, на которые запрещено принимать женщин.

Однако, если женщинам разрешат быть машинистами, то общество не сразу это примет, считает сенатор Екатерина Лахова. "Сейчас к женщинам, например, пилотам, в обществе есть недоверие, даже страх. Должно смениться одно-два поколения, прежде чем мы все будем правильно воспринимать женщин-пилотов, женщин-машинистов", – отметила она.

Перечень из 456 профессий, запрещенных для женского труда, может быть пересмотрен. Об этом ранее сообщил журналистам министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков объяснил порталу Москва 24, что в пересмотре запретного списка есть смысл, так как современные условия труда значительно изменились: во многом они стали более щадящими.

По словам председателя Союза женщин России, члена Совета Федерации Екатерины Лаховой, эта тема будет вынесена на координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин, который возглавляет зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец. "Тема актуальная, потому что время меняется, технологии производства более высокие, улучшаются условия труда, поэтому список, конечно, нужно пересматривать", – сказала она.

Сейчас в списке профессий, запрещенных для женщин, 456 специальностей. Его утвердило правительство России 25 февраля 2000 года.

При этом глава Федерации независимых профсоюзов убежден, что отменить список и разрешить все профессии недопустимо. "Есть ряд профессий, которыми по чисто физиологическим причинам женщинам не нужно заниматься, потому что ценность женщины не только в ее труде – она еще и продолжательница человеческого рода, будущая или существующая мать, поэтому мы должны беречь всех женщин", – отметил Михаил Шмаков.

По его мнению, вопрос о влиянии той или иной профессии на здоровье нуждается в серьезном исследовании. "Как бы мы ни хотели абсолютного равенства полов, но организм у мужчин и у женщин разный. Мужики существуют для одного, а женщины – для другого. Женщины могут сделать то, что ни один мужик сделать не может – родить ребенка. Поэтому сделать заключение о том, какой труд для женщин допустим, а какой нет, должны санитарные врачи, которые занимаются воздействием вредных факторов на здоровье человека", – подчеркнул собеседник портала.

Давно пора?

В свою очередь, Екатерина Лахова считает, что список нужно было пересмотреть уже давно. "У нас в летное училище девушек набирают и готовят на пилотов. Почему женщина не может быть машинистом или помощником машиниста? Ведь это право женщины выбирать, кем быть", – подчеркнула она в беседе с порталом Москва 24.

При этом сенатор говорит, что пересматривая список профессий, конечно, необходимо учитывать влияние тяжелого физического труда на репродуктивную функцию женщины и на женское здоровье в зрелом возрасте. "Когда сегодня геронтологи начинают изучать здоровье женщин старшего поколения, то выявляют, что те женщины, которые занимались тяжелым физическим трудом, получают проблемы со здоровьем в возрасте. Они связаны и с выпадением органов, и с другими заболеваниями. Надо признать, что существующие ограничения на тяжелый физический труд, прежде всего, в интересах здоровья женщины", – добавила председатель Союза женщин России.

Екатерина Лахова убеждена, что в России есть не только профессиональная дискриминация женщин, но и разница в доходах: на одной и той же позиции женщины зарабатывают меньше мужчин. "Повысить квалификацию, получить категорию мужчине удается быстрее, а женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице. В результате отстают по оплате труда. У нас традиционно на 25-30 процентов разница в оплате", – подчеркнула сенатор.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков считает, что снятие "табу" на некоторые профессии вряд ли существенно отразится на рынке труда в России. "Ощутимые изменения вряд ли мы почувствуем, так как сейчас запрещены для женщин ограниченное количество профессий. Даже если поменяют часть мужчин на женщин, на рынке труда это существенно не отразится. Если профессию разрешат, то женщины мужчин не вытеснят, это будут единичные случаи. Процесс будет идти постепенно, эволюционно ", – сказал он.

По его мнению, в разных отраслях экономики раньше необходимо было прикладывать в производстве тяжелый физический труд, и это было неприемлемо для женщин. "Сейчас изменились условия труда, появились новые машины, изменившие технологию производства, и женщинам труд становится по силам. Безусловно, будет сокращаться количество тех участков, где женский труд запрещен в интересах здоровья", – сказал Щербаков.

Он считает, что запрет на некоторые профессии субъективен и не всегда понятен. "Нужно смотреть на особенности той или иной профессии, ведь могут быть моменты, которые человек со стороны может не заметить, не учесть. На первый взгляд, запрет женщин водить большие автобусы на длинные расстояния не правомерный. С другой стороны, работа связана с высокой нагрузкой, со сложными условиями, без принятия пищи и другого. Все это сложно для женщины, особенно во время беременности. Такой труд не слишком гуманен по отношению к женщинам. Но со временем, если условия труда будут меняться, то можно пересмотреть запрет на эту профессию", – отметил Щербаков.

По силам все!

А вот первая женщина – капитан теплохода Валентина Бунина убеждена, что женщине по силам любая профессия. "Мнение о том, что есть сугубо женская и сугубо мужская профессия – это миф. Когда я начинала свой профессиональный путь на флоте, самое сложное было – переубедить мужчин, что женщина не может быть капитаном. Пришлось, стиснув зубы, доказывать это своим трудом ", – призналась она порталу Москва 24.

По ее словам, у многих женщин опускаются руки во время попыток доказать мужчинам свою состоятельность. "К нам на флот приходили девочки, приступали к работе, а мужчины начинали им "ездить по ушам", что это не женская работа, что они не могут работать, и, в конце концов, они уходили", – вспоминает капитан.

При этом, по ее наблюдению, женщины – далеко не самые плохие работники в судовождении. "Есть должности, которые женщина выполняет лучше. Например, женщина лучше понимает людей. Это заложено веками. И если разложить по полочкам, то это бред, что женщина чего-то не может", – добавила Валентина Бунина.

На флоте первая женщина-капитан проработала более 30 лет, а с 2003 года преподает в Академии водного транспорта. Кроме того, Валентина Ивановна вырастила четырех сыновей.

За разрешение работать женщине машинистом и помощником машиниста на железной дороге выступает и компания "Российские железные дороги". "Запрет на работу женщин у нас был обоснован вредными факторами, связанными с вибрацией, потому что грузовые и пассажирские локомотивы были не слишком комфортными, – рассказала журналистам советник гендиректора РЖД Ирина Костенец. – Но сейчас появился более современный подвижной состав, в том числе скоростные поезда "Сапсан".

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Железнодорожники, по словам Костенец, намерены предложить правительству отменить общий список профессий, на которые запрещено принимать женщин.

Однако, если женщинам разрешат быть машинистами, то общество не сразу это примет, считает сенатор Екатерина Лахова. "Сейчас к женщинам, например, пилотам, в обществе есть недоверие, даже страх. Должно смениться одно-два поколения, прежде чем мы все будем правильно воспринимать женщин-пилотов, женщин-машинистов", – отметила она.

Минтруд пересмотрит и сократит перечень специальностей, к которым не допускают женщин-гражданок РФ. Какие профессии можно встретить в этом списке?

Маша с детства мечтала стать капитаном морского лайнера. Пластмассовый руль в руках малышки превращался в штурвал корабля, а в старый бинокль пытливые детские глаза видели берега далёких неизведанных земель. Взрослые говорили Маше, что её мечта невозможна: «девушка на судне - значит, быть беде», да и вовсе не женское это дело, справиться с такой тяжёлой и ответственной работой может только мужчина. Но Маша не сдавалась. Она же живёт в России, где люди равны и могут занимать любые должности независимо от пола. Она поступила в морское училище (с третьей попытки, ведь в двух предыдущих «девочек не берут»), блестяще училась и проходила практику в море. Преподаватели, поначалу постоянно с грустью вздыхавшие о её нелёгкой доле и неродившихся детях, давно перестали воспринимать её только «девочкой». Капитан хвалил и звал работать с ним после выпуска. Маша сдала выпускные государственные экзамены, получила красный диплом, пришла к своему капитану… И упёрлась в знакомое с детства «девочек не берём». Закон запрещает. Капитан бы и рад помочь, попросить за Машу, но дел по горло, скоро очередной рейс, и так проверками замучили, ещё одной - дополнительной, ради Маши - он не переживёт. Так что прости, Маша, не женское это дело. Займись чем-нибудь ещё.

Маши из нашей истории, к счастью, не существует, поэтому переживать за её дальнейшую судьбу не стоит. Зато проблема, с которой она столкнулась, реальна. Женщина в России действительно не может заниматься морскими специальностями, ведь они входят в особый Перечень профессий, путь в который женщинам закрыт.

Этот список был составлен ещё в 1974м году Советстким правительством и перенят Российской Федерацией 25 февраля 2000 года (Постановление Правительства РФ №162). Он содержит в себе 456 названий «тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Вам не показалось. Перечень не «строго не рекомендует», оставляя за работником и его работодателем право и возможность самостоятельно решить, готовы ли они пойти на риск. Он именно «запрещает» допускать использование женского труда в названных специальностях. С помощью таких радикальных мер государство заботится о сохранении репродуктивных функций организма женщины, ведь тяжелый труд может негативно сказаться на возможности выносить здорового ребёнка. При этом доказательств причинения вреда исключительно женскому организму нет ни у одной позиции этого перечня: большинство профессий списка одинаково опасны как для женщин, так и для мужчин. Однако запрет на работу касается только женщин.

А в соседнем с нами Евросоюзе, например, о женщине так не пекутся. Европейки успешно осваивают профессии, раннее считавшиеся сугубо мужскими, и вырождаться, кажется, не собираются. Некоторые специальности в Европе стали настолько гендерно нейтральными, что правозащитники перестали собирать статистику занятости женщин в отрасли. Никого уже не удивит женщина за рулём экскаватора, например.

А ведь бороться с дискриминацией женщин Россия и Европа начали одновременно, когда ратифицировали т. н. «Женскую конвенцию» ООН («Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»). Документ вступил в силу в 1981м году и призывает добиваться не просто гендерно нейтрального отношения к мужчине и женщине, но, в случае необходимости, принимать меры для изменения действующих законов, обычаев и традиций, мешающих ликвидации любых форм дискриминации. Конвенция уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости, а любое несоблюдение положений конвенция называет дискриминацией по признаку пола.

На данный момент Конвенцию ратифицировали 189 стран, в том числе и Российская Федерация. Её положения подкрепляются другими государственными документами, например, Конституцией и Трудовым кодексом РФ. И всё же при равных условиях исполнения положений Конвенции для всех стран, её подписавших, в России до сих пор существует Перечень Запрещённых Профессий, к отмене которого Минтруд пока не готов.

Вот только некоторые профессии, доступные, например, гражданкам Евросоюза, но закрытые для женщин в Российской Федерации:

  • Плотник. В России женщинам запрещено работать плотником на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, в то время как в Европе не существует даже данных о том, сколько женщин задействовано в этой области.
  • Забойщик скота. То, чем занимаются многие женщины в деревнях, не может быть местом их официальной работы. По версии Минтруда, женщина не может поднимать больше 10 кг в час. Стоит отметить, что 10 кг - вес двухлетнего ребёнка, количество поднятий которого мамой в домашних условиях на государственном уровне никак не регулируется.
  • Водитель рейсового автобуса. В России женщина имеет право работать только на автобусе, курсирующем в черте города и вместимостью не более 14 человек. Рейсовые автобусы междугородних направлений для женщин по-прежнему закрыты.
  • Дальнобойщик и водитель строительной техники. Не спасёт даже наличие прав соответствующей категории. В России женщина может стать водителем фуры только при наличии большого опыта (зачастую полулегального).
  • Непросто женщинам в России пробиться и в военные профессии. Формально, гендерных ограничений в армии не существует: женщины России могут служить на тех же условиях, что и мужчины. Правда, первых танкисток Российской Федерации, например, начали готовить в Приамурье только в 2013м году, до этого женщинам позволяли занимать только небоевые специальности: связистки, медперсонал, младший руководящий состав. Удивительно встречать такое в стране, породившей знаменитых на весь мир Ночных Ведьм. Впрочем, закон современной России изначально не предполагает гендерного разделения военнослужащих, поэтому и особых условий (санитарных, например), необходимых женщинам, он не учитывает. К тому же, в армии действует первоочередность предложения вакансий мужчинам соискателям. Вакансия будет предложена кандидатке женского пола только после того, как от неё откажется кандидат-мужчина. В Европе о службе женщины на равных с мужчинами заговорили ещё во время Первой Мировой войны, но, в отличие от Советского союза, оставили девушкам право проходить службу на добровольных началах, осваивать желаемые ими специальности и принимать участие в боевых действиях. Девушки в Европе могут быть, например танкистками, сапёрами или снайперами.
  • Ещё сложнее дела обстоят у уже упомянутых женщин-моряков. Морские училища и речные техникумы принимают всех подходящих абитуриентов независимо от их пола, но не предупреждают, что после выпуска девушкам будет сложнее (а то и практически невозможно) занять должность в соответствии с их квалификацией. Именно профессиональный союз моряков стал добиваться пересмотра Перечня запрещённых профессий. Россиянка Светлана Медведева, когда ей, сославшись на государственный перечень, отказали в должности моториста-рулевого, обратилась за помощью в ООН. Комиссия сочла случай Светланы дискриминацией, но суды Российской Федерации это решение проигнорировали, заявив, что оно «не является обязательным для России».

Впрочем, женщины-капитаны в российском флоте всё-таки существуют, но отношение к ним, оставляет желать лучшего. Вот как о своём положении рассказывала порталу Meduza капитан дальнего плавания Татьяна Суханова: «…странно, что в любом порту мира меня — женщину-капитана — встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить. <…> Если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она - женщина, они лишились бы лицензий».

  • А вот с профессией пожарного сложности возникают даже у европеек. Официальных ограничений на работу в этой профессии для женщин в ЕС нет, но на практике женщины-пожарные по-прежнему остаются большой редкостью. В Швеции их, например, только 0.6% от числа всех пожарных страны. При этом многие мужчины-пожарные в опросах отмечали, что не хотели бы, чтобы женщины работали вместе с ними, так как это «нарушит атмосферу братства, которая помогает им работать слажено». Порадоваться, пожалуй, можно за Австралию, где девушек активно набирают добровольцами для тушения лесных пожаров. Потолком карьеры в МЧС у гражданки Российской Федерации станет место диспетчера. К спасению людей и тушению огня её не подпустят.
  • Лучше всего иллюстрирует регресс соблюдения прав женщины в России запрет на работу машинисткой метро и электропоезда. Женщины были допущены к управлению подвижными составами метрополитена во времена Великой Отечественной войны из-за нехватки мужчин-машинистов в городе, и успешно справлялись со своей профессией вплоть до самой Перестройки. В метро существовали даже специальные женские бригады. Но в восьмидесятых правительство СССР решило, что управлять электропоездом может только мужчина, и стало медленно выживать женщин из подземки. Сейчас женщинам запрещено не только управлять поездом, они не могут занимать даже должность помощника машиниста. Последней женщиной-машинистом в России была сотрудница московского метрополитена Наталья Владимировна Корниенко, ушедшая на пенсию всего пару лет назад. Ныне в метро женщин-машинисток нет.

А вот европейская статистика показывает, что количество женщин, управляющих поездами, с годами только увеличивается. Медленный прирост объясняют отнюдь не дискриминацией, а особенностями профессии: многие машинисты выбирали свою специальность, следуя по стопам своих отцов, и покидают свои места очень неохотно. По прогнозам, с развитием транспортной системы количество женщин в индустрии будет только расти.

С полным перечнем профессий можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №162. Список включает в себя специальности, в которых необходима грубая сила (девушка, по версии Минтруда, не обладает достаточными физическими способностями для работы на лесоповале), и в которых существует необходимость постоянно держать в голове большой объём инструкционных положений при постоянном отслеживании текущей ситуации (именно по этой причине женщина не может быть машинистом электропоезда).

Но условия труда давно изменились. Специальная техника позволяет прилагать минимум физических усилий в строительных работах, меры безопасности давно пресекли всевозможные утечки таких опасных для «женской репродуктивной функции» химикатов, а многочисленные исследования доказали, что память и аналитические способности мозга никак не зависят от половой принадлежности его обладателя. Однако Минтруд согласился только пересмотреть и, возможно, сократить список запрещённых профессий. Отказаться от него полностью, несмотря на успешный зарубежный опыт, власти не готовы «на концептуальном уровне». Так что россиянке Маше, в отличие от её подруги-француженки Мари, ещё долго придётся бороться за возможность вести своё судно к далёким берегам.

Рыбак, капитан, машинист локомотива или трубочист. Это лишь некоторые из тех 456 профессий, которые недоступны для женщин в России.

Она мечтает стать капитаном на своем судне. Российский Верховный суд сказал ей «нет», потому что она женщина. С самого детства 30-летняя Светлана Медведева из российского города Самара хотела работать на речном теплоходе на Волге.

Она была единственной девушкой, закончившей училище по профессии навигатор и моторист. Потом доросла до матроса, механика и первого штурмана на речном теплоходе «Петр Алабин».

Контекст

Терешкова: в СССР не пускали женщин в космос

Русская служба BBC 18.09.2015

Велосипед и эмансипация женщин

Slate.fr 29.07.2015

Мужчины одновременно умнее и глупее женщин

Atlantico 19.07.2015 Но когда Светлана захотела стать первым помощником и капитаном, все вдруг резко затормозилось. Такие профессии женщинам в России запрещены.

Обоснование было такое: это опасные для здоровья профессии, они могут ослабить ее репродуктивную функцию. Это стало началом ее многолетней борьбы с российской судебной системой.

Светлана решила, «нет» — это не ответ, даже если он исходит от Путина.

— Мои коллеги, друзья и родственники меня поддерживают. Я не единственная, кого затрагивает это запрет, — говорит Светлана Медведева в беседе с «Афгенпостен».

— Я по-прежнему надеюсь, что все равно стану капитаном в один прекрасный день.

На этой неделе она одержала важную победу над путинской бюрократией.

Эти профессии — не для женщин

Президентское постановление № 162 запрещает брать на работу женщин «на тяжелые специальности и виды работ, которые могут быть травмоопасны и нанести вред здоровью», или же могут ослабить репродуктивные способности женщин. В постановлении перечисляется в общей сложности 456 профессий и видов деятельности, которые в России женщинам запрещены, в частности:

1. Машинист локомотива и помощник машиниста;
2. Капитан или первый помощник на судне;
3. Пожарный;
4. Плотник, столяр, лесоруб;
5. Рыбак;
6. Водитель бульдозера или водитель определенных типов машин, используемых в строительстве;
7. Сантехник;
8. Профессиональный водолаз;
9. Забойщик скота (т. е. тот, кто непосредственно умерщвляет животных);
10. Трубочист

Каждая профессия, находящаяся под запретом для женщин, содержится в Постановлении, подписанном президентом Путиным в 2000 году.

Для России очень важно повысить рождаемость. Поэтому Путин последовательно делает ставку на различные меры, которые заставили бы российских женщин рожать больше детей. Такие списки и постановления существовали и в СССР.

«Громкие звуки наносят вред женскому организму»

Светлана вышла замуж в 19 лет, родила двоих детей. Муж оставил ее, ушел к другой. Помимо того, что она кормилец семьи и бабушки, она сделала карьеру на одном из речных судов, которые перевозят пассажиров по Волге.

— Сначала я работала матросом и машинистом. В 2005 году я получила навигаторское образование — чтобы была возможность иметь работу, которая бы получше оплачивалась.

В 2012 году она подала заявление на вакансию первого помощника в пароходстве в Самаре и получила работу. Но решение о приеме ее на работу было аннулировано со ссылкой на постановление правительства, подписанное президентом.

Основным аргументом было то, что она может подвергнуться такому громкому звуковому воздействию, что это может нанести вред женскому организму.

— Совершенно ясно, что это дискриминация. Я выполняю такую же тяжелую работу, как и мужчины. Но это не даст мне возможность больше зарабатывать, я и не смогу сделать карьеру, говорит Светлана.

ООН критикует закон

Светлана обратилась в центр борьбы с дискриминацией, который существует при правозащитной организации «Мемориал». Там она получила бесплатную адвокатскую поддержку.

Она проиграла во всех судебных инстанциях, включая Конституционный суд России.

После этого она подала жалобу Комиссару ООН по правам человека.

На этой неделе эксперты Комитета против дискриминации женщин, базирующегося в Женеве, констатировали, что постановления Путина — дискриминация по половому признаку. Эксперты полностью поддержали Светлану.

«Нет никаких научных доказательств того, что эта работа наносит вред репродуктивному здоровью женщин», — написали эксперты в своем заключении.

Она боится, что на нее будут смотреть, как на скандалистку

Светлана рада, что нашла сочувствие, но сомневается в том, поможет ли ей это стать капитаном.

— Благодаря этому делу я приобрела некоторую известность у нас в городе. Я боюсь, что мои потенциальные работодатели будут смотреть на меня, как на скандалистку. Но на самом деле это дело важно не только для меня, а для очень многих женщин, — говорит Светлана Медведева в беседе с «Афтенпостен».

— Некоторые советуют мне переехать в другой город. Но я люблю свою работу. Сейчас я второй штурман. И если я буду продолжать работать хорошо, то я надеюсь все равно, что в один прекрасный день они позволят мне стать капитаном. «Мемориал» — одна из многих организаций, затронутых новым законом «Об иностранных агентах» в России. Они рискуют прекратить некоторые направления своей деятельности, потому что принимают поддержку из-за рубежа.

155 стран ограничивают право женщин на труд

Согласно докладу Всемирного банка, в прошлом году в 155 странах в мире были законы, ограничивающие право женщин заниматься некоторыми видами трудовой деятельности.

41 страна запрещает женщинам заниматься определенными видами деятельности на производстве, 29 стран запрещают женщинам работать в ночную смену, писала Guardian в 2015 году. Большинство этих стран находятся на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Если верить докладу, то в Европе большинство законов, запрещающих женщинам определенные профессии, существуют в России, на Украине, в Белоруссии и Молдавии.

Женщин начнут допускать на "неженскую работу", если работодатель сможет создать условия труда, не бьющие по их здоровью, в том числе репродуктивному. Минтруд намерен пересмотреть постановление правительства, запрещающее женщинам работать по определенным профессиям. Об этом рассказал глава департамента условий и охраны труда минтруда Валерий Корж на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи.

Документ, кардинально меняющий подход к определению, какая профессия является женской, а какая нет, размещен на федеральном портале нормативных правовых актов. Корж пообещал, что он будет обсуждаться как минимум пару месяцев, чтобы все успели высказать по нему свои замечания и предложения.

Сейчас женщинам запрещено трудиться по 456 профессиям и специальностям. И все попытки общественности оспорить этот список до последнего момента были тщетны. Считалось, что в перечень включены профессии, работать по которым весьма опасно для женского здоровья. Особенно репродуктивного.

"Пересмотр списка профессий - вопрос деликатный. Конечно, вредные факторы действуют не только на женщин, но и на мужчин. Но женщины острее реагируют на факторы внешней среды", - сказал Корж. И хотя количество россиян, работающих во вредных и опасных условиях труда, снижается (например, за 2017 год на полпроцента), еще миллион женщин трудятся на таких работах.

Как пояснил Валерий Корж, пора уходить от прямого перечисления "запрещенных" профессий, потому что техника и технологии не стоят на месте. "То, что вчера делалось по одной технологии, сегодня - совсем по другой. На предприятия пришла автоматизация, компьютеризация, появилось совсем другое оборудование", - отметил он. И на одном и том же предприятии у людей, которые выполняют, казалось бы, одинаковую работу, могут быть разные условия труда. Одно дело управлять "Ласточкой" или "Сапсаном", совсем другое - локомотивом старого образца. На первые работы вполне можно допустить женщин, считает начальник департамента охраны труда РЖД Петр Потапов.

Сейчас женщинам запрещено трудиться по 456 профессиям и специальностям

Минтруд предлагает не составлять списки профессий, где женщинам априори нельзя было бы работать, а утвердить блок вредных производственных факторов, при наличии которых труд женщин будет ограничен, а также перечень отдельных видов работ с опасными условиями труда.

По словам завлабораторией НИИ медицины труда им. академика Измерова Марины Фесенко, больше всего профзаболеваний выявляется у женщин, работающих на предприятиях обрабатывающей промышленности, в металлургии. При этом "самые опасные для женщин профессии" - это машинист крана, медсестра, маляр, дояр, машинист конвейера. Риск заболеть раком груди повышается у женщин, работающих в пищевой промышленности, парикмахерами, косметологами, в прачечных и химчистках - везде, где используют химвещества.