Конфирмация - это религиозный ритуал или понятие из судебной практики? Таинства католической церкви.

Словарь Ушакова

Конфирмация

конфирма ция , конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книж. ).

1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар. ). Конфирмация приговора.

2. У протестантов - обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у католиков - т.н. таинство миропомазания (церк. ).

Архитектурный словарь

Конфирмация

Утверждение проекта верховной властью.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Педагогический терминологический словарь

Конфирмация

так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)

Вестминстерский словарь теологических терминов

Конфирмация

♦ (ENG confirmation)

(лат. confïrmare - укрепление)

формальное подтверждение человеком взятых на себя во время крещения обетов веры. В римско-католической традиции (и в других) конфирмация - это таинство . В протестантизме конфирмация таинством не считается.

Энциклопедический словарь

Конфирмация

(от лат. confirmatio - утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.

Словарь Ожегова

КОНФИРМА ЦИЯ, и, ж.

1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви.

2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду.

| прил. конфирмационный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Конфирмация

  1. ж.
    1. :
      1. Утверждение постановления, судебного приговора и т.п. высшей государственной властью (в некоторых странах).
      2. Судебный приговор, утвержденный высшей государственной властью.
    2. Обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста (в католической и протестантской церкви).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Конфирмация

У католиков этим именем называется таинство миропомазания (см.), совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества (см. Католическая церковь). У протестантов, которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы К. была совершаема каждый раз суперинтендентом; в англиканской церкви многие требуют, чтобы она была совершаема самими епископами. Большинство восстает против таких требований, видя в них шаг к католицизму.

Существует ли в Православной Церкви обряд конфирмации? Если да, то что стоит за ним, если нет, то что он значит в Католической Церкви?

Алексей

Уважаемый Алексей!

Конфирмацией (от лат. con firmatio – укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания.

Современная практика (как православная, так и католическая) признает всего семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Священство, Брак, Соборование (Елеосвящение) и Покаяние. Остальные священнодействия именуются обрядами. Поскольку Церковь в христианском понимании есть Мистическое Тело Христа, то считается, что в церковных таинствах людям особым образом преподается божественная благодать, созидающая Церковь. В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, которому открывается путь к обожению, к уподоблению Творцу. Христиане полагают, что таинства обладают преображающей силой приобщения христианина к Божественному естеству. Однако приобщение это невозможно, если сам человек не жаждет изменения, поэтому церковное Таинство не есть какой-то магический обряд или заклинание, способное изменить человека, независимо от его желания.

По учению Православной Церкви, подлинным совершителем всех Таинств является Сам Бог, священник же есть лишь сосуд, инструмент совершения Таинства. А в некоторых особых случаях – например, "страха ради смертного" православная традиция допускает совершение Таинства Крещения даже мирянином.

В раннехристианской Церкви учения о семи Таинствах не существовало, первые христиане не фиксировали количество Таинств, а также не проводили жесткого деления на Таинство и обряд (действительно, сложно назвать Таинство Брака более благодатным, чем обряд монашеского пострига). Учение о семи Таинствах сформировалось в Православии не без влияния Католической Церкви, что, конечно, ни в коей мере не умаляет значения самих Таинств.

Таинство Миропомазания, о котором Вы спрашиваете, знаменует собой дар Святого Духа, печать Святого Духа (утверждение в новой жизни, начавшейся Крещением), который первые христиане получали от апостолов или первых епископов через возложение рук. Впоследствии, когда число крещаемых значительно возросло, присутствие епископа на всех крестинах стало невозможным. В Восточной Церкви Миропомазание стали совершать священники, хотя миро (благовонное масло, состоящее из более чем 64-х элементов) приготовлялось только епископом. В современной православной практике приготовление мира обычно осуществляется главой автокефальной (поместной) Церкви. То есть в Русской Православной Церкви чин мироварения совершает Патриарх или епископ – по благословению Патриарха. Происходит это один раз в году, после чего освященное миро раздастся на приходы.

В отличие от Православной Церкви, в которой Таинство Миоомазания совершается священником одновременно с Крещением, в Католической Церкви Таинство Миропомазания совершает только епископ и не вместе с крещением ребенка, а в более поздние годы, по достижении так называемого "возраста распознания" (или "возраста разумения"), т.е. возраста, когда человек, как полагают католики, способен делать сознательный выбор. Чаще всего "возрастом распознания" считается достижение ребенком полных семи лет, однако эта цифра не является жестким каноническим предписанием.

Традиционно Священнодействие посредством помазания миром стало практиковаться в западной Церкви позже, чем на востоке: приблизительно до XI века consignatio (печать; термин, также использующийся для наименования данного таинства) совершалось преимущественно возложением рук. Появившееся в западной практике на рубеже IV-V веков помазание миром повсеместно распространяется лишь к XIII веку, а Флорентийским собором 1439 года окончательно утверждается замещение обряда: "Вместо возложения рук в Церкви совершается Конфирмация". Несмотря на ряд изменений в форме Таинства, право его совершения в католической практике до сих пор сохраняется за епископами. Традиционно в католическом мире причастие впервые принималось после совершения Таинства Конфирмации. Однако сегодня данный порядок последования Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение) не является столь жестким. Поэтому Конфирмация может совершаться и после первого причастия (впервые такая практика стала применяться во Франции в середине XIX века).

Литература:

1. Архиепископ Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб, 1857. Т.2.

2. Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва – Клин, 1996.

3. Теста Б. О Таинствах Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 2000.

4. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 1999.

5. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М., 1995. Т.2.

Че-ло-ве-ка и его пер-вого при-час-тия, конфирмация вы-де-ли-лась на хри-сти-ан-ском За-па-де в конце I - начала II тысячилетия.

В трак-тов-ке конфирмации как от-дель-но-го от кре-ще-ния та-ин-ст-ва ка-то-лическая док-три-на ис-хо-дит из свя-щен-но-ис-то-рических со-бы-тий Пя-ти-де-сят-ни-цы и ос-но-вы-ва-ет-ся на но-во-за-вет-ных сви-де-тель-ст-вах о воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук на но-во-кре-щё-ных с це-лью пре-по-да-ния им осо-бых да-ров Св. Ду-ха, а так-же на свя-зан-ном с эти-ми сви-де-тель-ст-ва-ми су-ще-ст-во-вав-шем в древ-ней Церк-ви об-ря-де по-слек-ре-щаль-но-го ми-ро-по-ма-за-ния и воз-ло-же-ния рук на но-во-кре-щё-но-го епи-ско-пом.

В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя гос-под-ство-ва-ло по-ни-ма-ние конфирмации пре-имущественно как под-твер-жде-ния зре-ло-сти ре-лигиозной ве-ры кре-щё-но-го в мла-ден-че-ст-ве че-ло-ве-ка, а так-же как его ос-вя-ще-ния и ду-хов-но-го ук-ре-п-ле-ния. Бо-го-сло-вие и прак-ти-ка конфирмации бы-ли за-кре-п-ле-ны ве-ро-учи-тель-ны-ми до-ку-мен-та-ми Рим-ско-ка-то-лической церк-ви на Фер-ра-ро-Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и Три-дент-ском со-бо-ре.

В ка-то-ли-циз-ме та-ин-ст-во конфирмации счи-та-ет-ся не-об-хо-ди-мым для спа-се-ния. Его со-вер-ша-ет епи-скоп над под-ро-ст-ка-ми, дос-тиг-ши-ми 12-16-лет-не-го воз-рас-та. В осо-бых слу-ча-ях (напр., при кре-ще-нии взрос-лых с по-сле-дую-щей не-по-сред-ст-вен-но за этим конфирмации или в об-стоя-тель-ст-вах смер-тель-ной опас-но-сти) до-пус-ка-ет-ся де-ле-ги-ро-ва-ние епи-скоп-ских пол-но-мо-чий свя-щен-ни-ку и со-вер-ше-ние конфирмации в лю-бом воз-рас-те.

Как и при кре-ще-нии, при-ни-маю-ще-му та-ин-ст-во конфирмации тре-бу-ют-ся вос-при-ем-ни-ки (pa-trini). Ма-те-ри-ей та-ин-ст-ва слу-жит ос-вя-щае-мое епар-хи-аль-ным епи-ско-пом в чет-верг Стра-ст-ной сед-ми-цы ми-ро (chrisma), ко-то-рое по-сле воз-ло-же-ния рук и мо-лит-вен-но-го при-зы-ва-ния Св. Ду-ха на-но-сит-ся в фор-ме кре-ста на лоб кон-фир-ми-руе-мо-го. Фор-мой та-ин-ст-ва яв-ля-ют-ся про-из-но-си-мые епи-ско-пом при по-ма-за-нии сло-ва: «Зна-ме-ную те-бя зна-ком Кре-ста и ук-ре-п-ляю (confirmo) ми-ром спа-се-ния во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. Аминь». Пра-виль-но со-вер-шён-ная конфирмация за-пе-чат-ле-ва-ет ду-шу (как и в та-ин-ст-вах кре-ще-ния и свя-щен-ст-ва) осо-бым «не-из-гла-ди-мым зна-ком» (character indelebilis), вслед-ст-вие че-го это та-ин-ст-во не мо-жет быть по-вто-ре-но.

Пред-при-ня-тая Ва-ти-кан-ским II со-бо-ром ли-тур-гическая ре-фор-ма при-ве-ла к не-кото-рым из-ме-не-ни-ям в прак-ти-ке конфирмации, что долж-но бы-ло от-ра-зить экк-ле-зио-ло-гическое зна-че-ние та-ин-ст-ва как усо-вер-шен-ст-во-ва-ние для кре-щё-но-го свя-зи с Цер-ко-вью и во-зоб-но-вить идею трёх-сту-пен-ча-то-го един-ст-ва хри-сти-ан-ской ини-циа-ции (кре-ще-ние, конфирмация, Ев-ха-ри-стия).

В совремеом об-ря-де та-ин-ст-ва конфирмация, ко-то-рое ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-шать во вре-мя мес-сы, кон-фир-ми-руе-мый в знак са-кра-мен-таль-ной свя-зи со сво-им кре-ще-ни-ем дол-жен ис-по-ве-до-вать Сим-вол ве-ры, про-из-не-сён-ный за не-го при кре-ще-нии вос-при-ем-ни-ка-ми. Конфирмация ста-ла пред-ше-ст-во-вать обя-за-тель-ная, как пра-ви-ло по-лу-го-до-вая, ка-те-хе-ти-че-ская под-го-тов-ка (см. Ка-те-хи-за-ция). Ино-гда пе-ред конфирмацией ре-ко-мен-ду-ет-ся со-вер-ше-ние ис-по-ве-ди.

Апо-столь-ской кон-сти-ту-ци-ей па-пы Рим-ско-го Пав-ла VI «Divinae consortium naturae» (1971 год) бы-ла ут-вер-жде-на но-вая, близ-кая ви-зант. чи-ну тай-но-со-вер-ши-тель-ная фор-му-ла: «При-ими пе-чать (signacu-lum) да-ра Ду-ха Свя-то-го» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За ка-то-ли-ка-ми восточных об-ря-дов (см. Уни-ат-ст-во) ка-но-ни-че-ски за-кре-п-ле-но со-вер-ше-ние конфирмации свя-щен-ни-ком сра-зу по-сле кре-ще-ния вне за-ви-си-мо-сти от воз-рас-та кон-фир-ми-руе-мо-го. Современое ка-то-лическое бо-го-сло-вие под-чёр-ки-ва-ет так-же лич-но-ст-ный ас-пект конфирмации, го-во-ря о пол-но-те об-ще-ния ве-рую-ще-го со Св. Ду-хом как Лич-но-стью и об об-ра-щён-ном к ве-рую-ще-му мис-сио-нер-ском при-зы-ве лич-но-го сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте в ми-ре.

В сред-ние ве-ка ка-то-лическое уче-ние о конформации под-вер-га-лось кри-ти-ке со сто-ро-ны валь-ден-сов, ка-та-ров, по-сле-до-ва-те-лей Дж. Уик-ли-фа, гу-си-тов (см. Гу-сит-ское дви-же-ние). М. Лю-тер в по-ле-мическом сочинении «О ва-ви-лон-ском пле-не-нии Церк-ви» (1520 год) ка-те-го-ри-че-ски от-верг са-кра-мен-таль-ный ста-тус конфирмации на ос-но-ва-нии то-го, что она не бы-ла за-по-ве-да-на Хри-стом. Таким образом, он при-зна-вал конфирмацию не та-ин-ст-вом, а лишь цер-ков-ным обы-ча-ем или «це-ре-мо-ни-ей». Ж. Каль-вин так-же не ви-дел в воз-ло-же-нии апо-сто-ла-ми рук со-об-ще-ния ве-рую-ще-му бла-го-да-ти, а ми-ро-ос-вя-ще-ние и ми-ро-по-ма-за-ние счи-тал суе-ве-рия-ми. В по-ле-ми-ке с ана-бап-ти-ста-ми немецким ре-фор-ма-тор М. Бу-цер при-дал конфирмации смысл и об-раз ли-тур-гического за-вер-ше-ния пе-рио-да ка-те-хи-за-ции под-ро-ст-ков пе-ред их до-пус-ком к при-час-тию. Его идеи бы-ли ши-ро-ко вос-при-ня-ты в ре-фор-ма-тор-ских кру-гах. Позд-нее под влия-ни-ем пие-тиз-ма в тех про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ци-ях, где со-хра-нил-ся об-ряд конфирмации, боль-шую роль в нём стал иг-рать мо-тив лич-но-го ис-по-ве-да-ния ве-ры. Конфирмация ста-ла по-ни-мать-ся как сво-его ро-да эк-за-мен на ре-лигиозную зре-лость юно-шей и де-ву-шек в воз-рас-те при-мер-но 14 лет по-сле ка-те-хе-ти-че-ской под-го-тов-ки (про-дол-жи-тель-но-стью до 2 лет) и как их ли-тур-гическое по-свя-ще-ние в пол-но-прав-ные чле-ны цер-ков-ной об-щи-ны.

Кон-фир-ми-руе-мые ис-по-ве-ду-ют Сим-вол ве-ры в знак соз-на-тель-но-го под-твер-жде-ния сво-его кре-ще-ния и при-над-леж-но-сти к Церк-ви, про-воз-гла-ша-ют обе-ты хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-лу-ча-ют от пас-то-ра бла-го-сло-ве-ние че-рез воз-ло-же-ние рук. По-сле это-го они впер-вые при-сту-па-ют к при-час-тию. Толь-ко про-шед-шие конфирмацию по-лу-ча-ют пра-во го-ло-са в цер-ков-ной об-щи-не и мо-гут быть из-бран-ны-ми в цер-ков-ный со-вет или ис-пол-нять цер-ков-ные слу-же-ния.

В ряде протестантских церквей - обряд сознательного исповедания веры.

Другое значение - утверждение принятого решения (судебного приговора и т. п.) верховной государственной властью; судебный приговор, утверждённый подобным образом.

Католицизм

Таинство миропомазания или конфирмации совершается, в большинстве случаев, епископом; священник имеет право совершить таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Если человек был крещён ребёнком, то конфирмация проводится в годы отрочества и юности, так как считается, что это таинство должно совершаться над человеком в сознательном возрасте.

Протестантизм

У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.

В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз суперинтендентом .

Англиканство

Реформистский иудаизм

Источники

Напишите отзыв о статье "Конфирмация"

Примечания

Отрывок, характеризующий Конфирмация

– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]
– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.

) - в латинском обряде Католической церкви другое название таинства миропомазания , в ряде протестантских церквей - обряд сознательного исповедания веры.

Протестантизм

У протестантов (лютеран), которые не признают миропомазание таинством , конфирмация состоит из исповедания веры конфирмантом, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа , как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества. Поэтому конфирмацию проводят не раньше достижения сознательного возраста: 13-14 лет. В этот день конфирманты облачаются в праздничные одежды (иногда альбы). Конфирмация обычно проводится в начале службы по большим церковным праздникам.

В позднейшее время некоторые протестантские богословы настаивают, чтобы конфирмация была совершаема каждый раз