Конспект НОД по развитию речи: «Лес» (старшая группа). Значение бесед для развития речи детей

Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.).

Итак, от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функций общения к планированию и регулированию своих действий - так развиваются функции речевой деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.

Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа - своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В «Программе воспитания в детском саду» для средней группы поставлена специальная вадача: учить детей участвовать в беседе.

Тема : Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».

Цель : учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Ход занятия

Ребята, у кого дома есть телефон?

Кому вы звоните? (Бабушке, дедушке, соседям, друзьям и т.д.)

Телефон - замечательная вещь. Набираешь номер и можешь разговаривать, с кем захочешь. Наверное, трудно было его придумать - попробуй спрятать человеческий голос в тоненький провод! Как он только в нем помещается... Да еще так быстро бегает по проводу...

(Габе «Телефон»)

Действительно, телефон - это так удобно. Не можешь встретиться с другом - позвони по телефону. Соскучился по бабушке - возьми трубку и скажи ей, что ты ее любишь. Заболел кто-то - вызови по телефону врача.

Для чего еще в доме необходим телефон? (Ответы детей. Дети высказываются, в каких случаях они и их родители пользуются телефоном).

Ребята, знакома ли вам такая ситуация, как в стихотворении Е. Руженцевой «Телефон»?

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

Я залез на табурет,

Говорю, что папы нет.

А вы, ребята, умеете вежливо разговаривать по телефону? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям обыграть некоторые ситуации.

Надя звонит Вале, выясняет, какой сегодня будут показывать мультфильм. С чего начать разговор? Как лучше его закончить? Какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Какие слова извинения следует сказать, ведь вы отрываете людей от работы.

Много интересных ситуаций можно придумать, а темы для разговора - самые разнообразные.

Каждый из вас должен выбрать себе пару, друга, с которым вы желали бы поговорить. (Дети выбирают друг друга.)

Каждой паре воспитатель раздает карточки, на которых предложены различные темы, кому что достанется.

Посмотрите внимательно на картинку, придумайте телефонный разговор по теме, изображенной на картинке. (Праздничный салют. Поход за грибами. В цирке. Мы на рыбалке. Мама купила игрушку и т. д.)

Дети самостоятельно разыгрывают предложенные темы, воспитатель помогает им принимать правильные решения.

А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».

Мы с Мишкой купили замечательную игрушку - телефон. Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой - у Мишки. И соединили их через окно проводами.

- Ну, - говорит Мишка, - будем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

- Алло! Алло!

И я кричу:

- Алло!

- Ты слышишь что-нибудь? - кричит Мишка .

- Слышу. А ты?

- Слышу. Вот здорово! Ты хорошо слышишь?

- Хорошо. А ты?

- И я хорошо! Ха-ха-ха! Слышишь, как смеюсь?

- Слышу.

- Послушай, я сейчас к тебе приду.

Мишка прибежал ко мне, и мы стали обниматься от радости.

- Хорошо, что купили телефон! Правда? - говорит Мишка.

- Конечно, — говорю, — хорошо...

И вот какие разговоры стали вести мальчики:

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать?

- Давай, - говорю. - А о чем разговаривать?

- Ну, о чем... о чем-нибудь...

- Чего же ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка.

- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так ты не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так ты разговариваешь и разговариваешь...

- Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.

- Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.

- Ну, придумал? - спрашивает Мишка.

- Нет еще, не придумал.

- Зачем же ты звонишь, раз не придумал?

- А я думал, что ты придумал.

- Я сам бы тогда позвонил.

- А я думал, что ты не догадаешься.

- Ну, ладно, до свидания!

- До свидания!

Ребята, как вы думаете, мальчики придумали, о чем им поговорить? Как вы думаете, это были интересные темы?

Придумайте, о чем могли поговорить друзья, и поиграйте по парам в игру «Алло! Алло!»

Дети самостоятельно по парам придумывают тему разговора, обыгрывают ее.

Воспитатель: Архипова Нафиса Хамитовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербург 2017г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Развитие речи- очень важный раздел во всех образовательных программах. Программа по развитию речи разрабатывается с учетом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.

Работая над этой задачей воспитатель продумывает организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы способствуют наиболее оптимальному общению детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих впечатлениях- осваивают уроки культуры общения. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения в детском саду, а именно:

  • Повседневное общение
  • Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи

Повседневному общению уделяется большое внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли

Темы непосредственной образовательной деятельности планируются педагогом в соответствии с программой детского сада и с учетом уровня развития всей группы детей в целом, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Дети испытывают затруднения при составлении рассказа по картинкам.

При ознакомлении детей с картинками необходимо знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ, знать алгоритм описания картинки, уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по картинкам.

Воспитатели используют разные виды работы с картинкой:

  • Рассматривание
  • Беседы
  • Составление рассказов по картинке

В реализации программных задач по речевому развитию детей, беседа по картинке способствует:

  • закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы
  • пополнению, уточнению и активизации словарного запаса
  • развитию памяти и внимания
  • совершенствованию словесно-логического мышления
  • формированию фонетической стороны речи
  • приобретению фонетической стороны речи
  • приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами
  • развитию понимания смысла и содержания картинки
  • формированию объяснительной и доказательной речи
  • конкретизации знаний об окружающих предметах
  • закреплению умений ориентироваться в пространстве и т. д.

В ходе беседы по картинке воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Использование диалогов по картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий. Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные предложения, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

При первичном рассматривании картинки педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств, признаков на установление связей между изображенными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым. Такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приемов:

  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном
  • высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • сравнение предметов, изображенных на картинке
  • включение в речь разных форм одного и того же слова.

Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, стихов) Беседуя с ребенком по картинке его внимание можно направить на поиск слов, включающий заданный звук. При подготовке к занятию педагог продумывает не только объем новой информации, новых терминов и понятий, но и учебные дидактические материалы, с помощью которых дети могли бы повторять и осмысливать полученные знания. Рефлексию полученных знаний следует проводить как во время самостоятельной деятельности, так и в течении всего дня. Можно выделить четыре вида рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад)

  • Творческая (дети учатся фантазировать, сочинять)
  • Событийная (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к происходящим событиям)
  • Личностная (цель- способствовать самопознанию своего духовного мира)
  • Понятийная (педагог должен способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека)

Отличительная особенность рефлексии состоит в том, что она гармонично сочетает в себе информационную, познавательную и эмоциональную сторону, а также развитие разных видов речевой деятельности. Беседы по картинкам предусматривают:

1. Развитие звуковой культуры речи.

  • Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
  • Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой)
  • Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика)
  • Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определенной тональности)

2. Словарная работа:

  • Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, фрукты, овощи, транспорт, животные и т д)
  • Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец и т д – в зависимости от уровня начальных знаний детей
  • Знакомство с синонимами и антонимами

Синонимы- сходное лексическое значение различное звучание; (идти, мчаться, брести, плестись)

Антонимы -противоположное лексическое значение, различное звучание; (приехал- уехал, добрый –злой)

  • Составление описательных рассказов по картинкам о предметах, животных и т д (н-р: Название домашнего животного, описание внешнего вида, чем его кормить, какую пользу приносит, почему я люблю его)
  • Для закрепления связной речи составление рассказов по картинке из серии сюжетных картин
  • Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения за столом, хорошие манеры)

3. Грамматический строй речи:

  • Знакомство с ведением диалога
  • Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их
  • Знакомство с предлогами и умение правильно употреблять их в речи
  • Согласование слов в предложении

4. Художественная литература:

  • Знакомство с произведениями русского фольклора
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок
  • Составление и отгадывание загадок
  • Знакомство с классическими произведениями детской литературы (С. Маршак, А. С. Пушкин, К Чуковский, А. Барто и т д)
  • Драматизация и инсценировка произведений

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

Литература:

  1. Развитие речи. Тематическое планирование занятий В.Ю. Дъяченко г Волгоград 2007г
  2. Развитие речи детей 3-5 лет О.С. Ушакова г Москва 2011г
  3. Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи г Воронеж 2006г

В оставшееся время воспитатель предлагает детям поиграть. Они должны быстро отвечать на вопросы "Что это?", "Кто это?" (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: "Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор? (Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…) И так далее.

Февраль

Занятие 1. Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

Цель. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, есть ли у детей друзья, и почему они дружат именно с этими ребятами.

Выслушивает ответы. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не дерется, не жадничает.

"А вы – хорошие друзья? – интересуется педагог и поясняет: – Дружить – дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бывает много случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.

Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.

Ушастик принес в игрушечный детский сад чудесный деревянный автомобильчик.

"Какой красивый! – восхитились малыши-звери. – Можно покатать его?"

"Конечно, конечно, играйте", – разрешил Ушастик.

Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик – захотел прокатиться. Следом за ежиком забрались заяц и утенок. Они так радовались и веселились, разъезжая в автомобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик… Как думаете, что было дальше?"

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: "Видите, как по-разному можно поступить в подобном случае. Представьте себе, что Ушастик, увидев изуродованную машину, рассердился и закричал: "Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!"

А ежонок возразил ему: "Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места – ты же видел!"

"Это моя машина! – опять закричал Ушастик. – Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!"

Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.

Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: "Они же не нарочно это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов – уж очень у них весело шла игра!"

Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорченные и не знали, что делать.

"Жалко автомобиль, – тихо сказал медвежонок, – но, может быть, еще удастся его починить?"

Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово помяли цветы на клумбе.

– Это Андрейка виноват! – сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

– Андрей, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

– Я, – ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

– Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, – сказала Ольга Ивановна.

– А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.

– Тоже мне друг еще называется, – пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?"

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю: "У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля – самый лучший Юрин друг – забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику, – дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.

Дав детям высказаться, продолжает: "Юра улыбнулся и сказал: "Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!"

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил Олечку".

Занятие 2. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

Цель. Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. ("И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить".)

"А я буду слушать и делать кое-какие отметки в своем блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа", – говорит педагог и вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рассказывать о машине.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопросов к рассказчику, не хотят ли они еще что-нибудь узнать про игрушку. Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: "Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?"

Педагог предлагает другому ребенку рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика.

Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Затем просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей, если необходимо, задать уточняющие вопросы. ("Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?" И так далее.)

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

Завершая занятие, воспитатель сообщает детям о том, что собирается выяснить, смогут ли они назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет: "Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…"

Воспитатель хвалит детей за то, что они поняли, что такое слова – противоположные по значению. И говорит, что будет очень хорошо, если на прогулке ребята вспомнят и назовут слова, противоположные по значению.

Примечание. Воспитатель напоминает детям рассказ о медвежонке Ушастике и о том, что игрушки, в которые они позволяют играть сверстникам, иногда ломаются (см. Февраль, занятие 1).

Занятие 3. Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Ход занятия

Воспитатель как присказку читает детям отрывок "У лукоморья дуб зеленый…" из поэмы А. Пушкина "Руслан и Людмила". (Этот отрывок желательно читать перед чтением каждой программной сказки.)

Педагог перечисляет русские народные сказки, с которыми дети уже знакомы. Затем читает новую сказку"Царевна-лягушка".

Предварительная работа: чтение книги Н. Носова «Незнайка и его друзья»; придумывание рифм к предложенным словам; сюжетное рисование «Новогодний утренник в детском саду»; беседы с детьми старшей группы о зиме.

Материал: волшебная палочка; карты-схемы (глаз, рука, рот, ребёнок, делающий зарядку) красивый конверт, украшенный цветами, письмо, снежинка, карточки-схемы: слова: (зима, вьюга); изображения (саночки, бараночки, снеговик, ёлка, пчёлка, зайчик, сосулька, шарик, смешарик, Дед Мороз, мешок, конфеты, гирлянды, часы, шарф, букет) (приложение 2).

Задачи: , используя игры со звуками и рифмами, карты-схемы; закреплять умение регулировать силу голоса, темп речи, развивать чёткую дикцию; воспитывать умение слушать и слышать педагога и сверстников, желание заниматься детским словотворчеством.

Ход занятия

Занятие начинается с коммуникативной игры «Приветствие».

Воспитатель (В.). Ребята, мне бы хотелось, чтобы все поприветствовали друг друга.

Дети, стоя в кругу, называют свои имена: сначала девочки медленно, мальчики - быстро, затем девочки быстро, мальчики - медленно.

В. Сегодня мы будем разговаривать о зиме. А помогать нам будут карточки-схемы.

Воспитатель показывает схему с изображением глаза.

В. Карточка напоминает нам о гимнастике для глаз.

Проводится зрительная гимнастика с волшебной палочкой.

Палочка поднимается,

Медленно вращается,

Влево-вправо покачается,

Ляжет на стол и выключается.

Воспитатель показывает схему с изображением руки.

Проводится пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя).

Воспитатель показывает схему с изображением рта. Предлагает детям игру на формирование чёткой дикции.

Питер гуляет с одним молотком, с одним молотком, с одним молотком.

(Дети стучат кулаком правой руки по колену правой ноги.)

Питер гуляет с двумя молотками, с двумя молотками, с двумя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног).

Питер гуляет с тремя молотками, с тремя молотками, с тремя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног и топают одной ногой.)

Питер гуляет с четырьмя молотками, с четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног и топают обеими ногами.)

Воспитатель показывает схему с изображением конверта.

В. Нам пришло письмо, но я его нигде не вижу.

Дети ищут и находят письмо из Цветочного города с помощью карты-плана группы. В конверте лежит послание от поэта Цветика.

Я поэт, зовусь я Цветик,

От меня вам всем…снежинка!

Воспитатель достаёт из конверта снежинку.

В. По-моему, Цветик допустил ошибку. Какую?

Дети. Стихотворение получилось без рифмы.

В. А вы знаете, что такое рифма?

Дети. Схожие по звучанию слова в конце строк.

В. Придумайте рифму к словам: ёлка, саночки, сосулька, мешочек, цветик, шарик. (Важно заострить внимание детей на рифмах, которые будут звучать в стихотворении: сосулька - свистулька, ёлка - пчёлка, саночки - бараночки, шарик - смешарик.)

Воспитатель показывает схему с изображением человека, выполняющего гимнастику.

Физкультминутка.

Снежный пух, белый пух.

Всё-всё-всё в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на губках,

Пух на бровках,

Пух на шубках.

Пух обсыпал лоб и нос.

Кто так сделал?..

Дед Мороз.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Снег шёл, шёл, шёл и в поле пришёл,

(Ходьба по группе, размахивая руками вперёд-назад.)

Насыпал сугроб высотой с небоскрёб,

(Поднять руки вверх и соединить.)

(Лёгкий бег по группе.)

Снег шёл, шёл, шёл и в лес пришёл.

(Ходьба, размахивая руками.)

На ветках покачался,

(Махи руками вперёд-назад.)

С лисою повстречался,

(Наклон вперёд, руки назад.)

Намёл сугробов в чаще

(Ходьба по группе.)

В. (обращает внимание детей на то, что в конверте лежит ещё одно письмо от Цветика, читает). «Дорогие мальчики и девочки, хотел написать вам стихотворение о зиме, да заболел. Знаете ли вы “зимние” слова? »

Игра « Цепочка слов ».

Первый ребёнок называет слово «снег», второй повторяет его и называет своё слово и т.д.

Попробуем сочинить стихотворение, ребята? Рассмотрим карточки, присланные Цветиком.

Дети объясняют, почему это слово выбрано Цветиком для зимнего стихотворения. На карточках «зима», «вьюга» написаны буквами, дети их читают.

В. Почему на схеме изображён зайчик?

Дети. Его зимняя шубка белая, как снег.

В. Откуда зимой появилась пчёлка?

Дети. На новогоднем утреннике Юля была в костюме пчёлки.

В. Часы – это «зимнее» слово?

Дети. Когда часы бьют двенадцать раз, наступает Новый год.

В. Нужен ли нам зимой шарф?

Дети. Шарф – это часть зимней одежды.

В. На карточках сосулька-свистулька, шарик-смешарик – просто весёлые рифмы, мы постараемся их использовать.

Когда все карточки рассмотрены и разобраны, воспитатель начинает читать написанное заранее стихотворение, одновременно водя указкой по картинкам подходящим по смыслу так, чтобы дети поняли: это они сочиняют стихотворение. Использовав все слова-карточки, совместно с детьми зачитывает полученное произведение.

Белая, пушистая к нам пришла зима.

И много сюрпризов принесла она.

С горки едут саночки и везут бараночки,

Это снеговик так шутить привык.

А под зелёной ёлкой появилась пчёлка.

Это Юля нарядилась, в танец с вьюгою пустилась.

Танцевала тут сосулька, танцевал и шарик,

Громко свистнула свистулька, закричал смешарик:

Где наш Дедушка Мороз? Где его мешочек?

Расскажи-ка это нам, снеговик-дружочек.

А в мешочке всем конфеты, и гирлянды, и часы,

Не забудьте зимой этой в шарфик спрятать все носы.

Для тебя стихи весёлые написали, Цветик.

Летом в гости приходи, приноси букетик.

В. Я думаю, у нас получилось замечательное стихотворение. Мы нарисуем «зимние» рисунки и отправим Цветику, пусть радуется и поправляется.

Воспитатель хвалит детей и благодарит за старания.