Контрольная работа: Структура общества. Понятие общества

Социальная структура общества

1. Понятие социальной структуры и её составные элементы.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.

1. Социальный состав общества - это сов окупность взаимодей­ ствующих социальных общностей, соци альных групп и индивидов, обра­ зующих конкретное общество. Каж дая социальная общность занима­ ет определенное место, определен ную позицию в социальной струк­ туре. Одни социальные общности за нимают более выгодные позиции, другие - менее выгодны е. Кроме того, в самой социаль­ ной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды)
также занимают разные социальн
ые позиции и имеют разные соци­ альные статусы (рис. 1).

2. Институциональная структ ура общества - это совокупность взаимодействующих социальных ин ститутов, обеспечивающих устой­ чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономиче­ские - в экономической (рис. 2).

3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

Социальная общность

Социальная общность - это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид - гражданин своей страны - одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп - семьи, рабочей брига­ды, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым со­циальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.

Социальная общность не является суммой отдельных индиви­дов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъ­ектом социального взаимодействия.

Социальные общности отличаются большим разнообразием ви­дов и форм, например, по следующим признакам:

  • по количественному составу - от двух-трех человек до десят­ков и даже сотен миллионов;
  • по продолжительности существования - от нескольких ми­нут до многих тысячелетий;
  • по базовым системообразующим признакам - профессиональные, территориальные, этнические, демографические,
    социокультурные, конфессиональные и др.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа - это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определеннойсоциальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

2. Социальная стратификация.

Еще Платон и Аристотель делили общество (государство) на три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впослед­ствии деление социальных групп и индивидов на категории получи­ло название социально-классовой структуры общества.

Социально-классовая структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отноше­ний между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве людей, М. Вебер ввел такие до­полнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по М. Веберу, может не зависеть от богатства и нласти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприни­матели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсоис, Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, уче­ный-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии при­надлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основ­ных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация - это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum - слой, пласт) - социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

При исследовании социальной структуры необходимо учитывать, что социальный состав общества (деление на социальные общности), как правило, не совпадаете социально-классовой дифференциацией. Например, высококвалифицированный рабочий по уровню доходов, по образу жизни и способам удовлетворения своих потребностей мо­жет быть отнесен к среднему классу, а рабочий низкой квалифика­ции - к низшему.

Каждое общество стремится институанализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. Например, институт собственности дает раз­личные шансы богатому наследнику и выходцу из бедной семьи; институт образования позволяет легче сделать карьеру тем, кто при­обрел соответствующие знания; членство в политической партии предоставляет возможность сделать политическую карьеру и т. д.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, человек, имеющий вы­сокий политический статус, может получать относительно неболь­шие доходы, а богатый предприниматель - не иметь должного об­разования и т. д. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических ис­следованиях используют интегральный показатель социальной пози­ции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Кроме указанного метода, существуют и другие, например ме­тод самоклассификации, суть которого заключается в самооценке своей классовой принадлежности. Он не может считаться объектив­ным с точки зрения критериев оценки, но в значительной степени отражает классовое самосознание людей.

3. Социальная мобильность и маргинальность.

Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходят одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые про­фессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное по­ложение и т. д.

Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Термин «социальная мобильность» введен в социологию П. А. Сорокиным, который рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение социаль­ного положения. В современной социологии теория социальной мо­бильности широко применяется для исследования социальной структуры общества.

Различают следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Напри­мер, индивид занимает более высокую должность, значитель­но улучшает свое материальное положение, побеждает на вы­борах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;
  • горизонтальная мобильность - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
  • индивидуальная мобильность - отдельный индивид перемеща­ется асоциальном пространстве в том или ином направлении;
  • групповая мобильность - целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальное положение в со­циальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер.

Перемещения больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политиче­ских потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России и Украине привели к свержению ста­рого правящего класса и формированию новой правящей элиты, но­вых социальных слоев. В настоящее время в Украине также происхо­дят серьезные политические и экономические изменения. Меняются социально-экономические отношения, идеологические ориентиры, политические приоритеты, появляются новые социальные классы и социальные слои.

Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социо­культурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Адапта­ция к новым условиям нередко сопряжена с радикальной пере­стройкой жизненных ориентации. Кроме того, и сама новая соци­альная среда имеет своего рода фильтры, осуществляя отбор «своих» и отторжение «чужих». Бывает так, что человек, потеряв свою со­циокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между дву­мя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предпри­ниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чу­жой - «мешанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мел­ким предпринимательством, тяготится своим положением; для него новая среда - чужая. Нередко он становиться объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособлен­ных к условиям своей среды «коллег по цеху».

Маргиналыюсть (франц та rgi па1 - крайний) - понятие соци­ально-психологическое. Это не только определенное промежуточ­ное положение индивида в социальной структуре, но и его собст­венное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргина­лом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргиналыюсть люди, вынужденные сменить вид деятельно­сти, профессию, социокультурную среду, место жительства и др. (например, беженцы).

Необходимо различать маргиналыюсть как составную часть есте­ственной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не име­ет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая марги­нальность, принимающая затяжной долговременный характер, сви­детельствует о кризисном состоянии общества.

4. Социальные институты.

Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической сфере т т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.).

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам. Основными социальными институтами в обществе являются:

институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические институты (государство, партии и др.) - потребности в безопасности, порядке и управлении;

экономические институты (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;

институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

институты культуры - потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

институты религии - потребности в решении духовных проблем.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

5. Социальные организации.

Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно. Социальная организация является определенным способом совместной деятельности людей, за которой она приобретает формы упорядоченной, урегулированной, скоординированной, направленной на достижение конкретных целей взаимодействия. Организация как процесс налаживания и согласование поведения индивидов присуща всем общественным образованиям: объединениям людей, организациям, учреждениям и т.д.

Социальная организация - социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур.

Формальные организации. Они строят социальные отношения на основании регламентации связей, статусов, норм. Ими являются, например, промышленное предприятие, фирма, университет, муниципальная структура (мэрия). Основой формальной организации является разделение труда, ее специализация по функциональному признаку. Чем более развита специализация, тем багатостороннее и сложнее будут административные функции, тем более многогранна структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального разделения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия должностных позиций) и различные специализации по вертикали. Формальная организация - рациональная, для нее характерны служебные связи между индивидами; она принципиально безличная, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются стандартизованные отношения, основанные на формально-деловом общении. При определенных условиях эти особенности формальной организации превращают ее в бюрократическую систему.

Неформальные организации . Основаны они на товарищеских отношениях и личном выборе связей участников и характеризуются социальной самостоятельностю. Ими являются любительские группы, отношения лидерства, симпатий и т.д. Неформальная организация имеет значительное влияние на формальную и стремится изменить существующие в ней отношения соответственно своим потребностям.

Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные сообщества, невозможно достичь без социальных организаций, что предопределяет их вездесущность и разнообразие. Наиболее значимые среди них:

Организации по производству товаров и услуг (промышленные, сельскохозяйственные, сервисные предприятия и
фирмы, финансовые учреждения, банки);

Организации в области образования (дошкольные, школьные,
высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования);

Организации в области медицинского обслуживания,
охраны здоровья, отдыха, физической культуры и
спорта (больницы, санатории, туристические базы, стадионы);

Научно-исследовательские организации;

Органы законодательной, исполнительной власти.

Их называют еще деловыми организациями, которые выполняют общественно полезные функции: кооперация, сотрудничество, подчинение (соподчинение), управление, социальный контроль.

В целом каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном, политическом и социальном окружении, должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, работать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.

Какова структура общества? Дайте харак-ку основных его элементов?

на основе системы общественных отношений можно охарактеризовать сруктуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2. социальные общности – группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3. политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4. институты общества.

Что понимается под словом «природа»? в чем состоит взаимосвязь чел-ка и природы?

под природой понимается все многообразие окружающего мира как на земле, ак и во вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. .Человек част природы, они взаимосвязаны между собой, т.к ч-к не может жить без природы.

Что такое сферы общества? Какие сферы общ-ва вы знаете?

сфера общества-это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. Выделяют 4 сферы общества:

1)экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ,а также отношения собственности(элек кешелэр исэн калыр очен тирэ-яктагы шартлар бн корэшергэ тиеш булган. Ул башла кирэкле эйберлэрне, эзер килеш, табигатьтэн алган. Тора-бара алар узлэре житештерэ башлый.терлекчелек,бакчачылы бн заниматься итэ башлыйлар.)



2)соц-ая сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.Элементами соц-ой сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

3) политическая сфера связана с понятием власти. ,Составляющий элемент власти- способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы.

4)Духовная сфера включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.Одной из составляющих духовной сферы является культура.В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных чел-ом на всем протяжении своего существования.

Что такое власть?в чем отличие власти в первобытном обществе от власти госуд-ва?

Власть – возможность человека или группы лиц влиять на других людей. Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

В чем заключ.-ся деят-ость чел-ка? Чем она отлич-ся от действии животных? Какие виды деят-ти вы знаете?

Деятельность понимается как проявление активности чел-ка в какой либо сфере его существования. Процессе деятельность происходит взаимодействие с окруж. средой. В отличие от животных чел-к не только приспособливается к окруж. Среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных основаны на инстинктах, тогда как чел-к использует опыт предшественников, обдумывая свои поступки.виды деятельности:

Практическая деятельность направлена на преобразование окруж.мира.

Духовная связана с сознанием человека

Созидательную –создается что-то новое

Разрушительная-противоречие в оценке этого вида

Трудовая,досуговая, образовательная, творческую, научную, политическую, преподовательская.

что такое поведение? Каковы его критерии? Какую роль в деят-ти играет мотив?

Внешние проявления деят-ти назв. Поведением. В поведении отражается отношение чел-ка к окруж-им людям.(один чел-к уважителен с людьми, другой –данменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает)

Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Мотив играет важную роль в деятельности. Мотивом назв. Осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия.

Понятие общества. Социальная структура общества

Общество - это исторический продукт естественно склады­вающихся взаимоотношений людей, а государство - специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом Понятие «страна» описывает одновременно естественно сло­жившуюся общность людей и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Страна - населенная территория, имеющая определенные гра­ницы и обладающая суверенитетом.

Государство - политическая организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия, республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического режима (авторитарный, демократический).

Общество - социальная организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как социальная орга­низация характеризует не только страны, но также нации, на­родности, племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства, появились гра­ницы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считаю­щие себя обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько ве­ков назад.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле словаобщество – этосовокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле словаобщество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество какнадиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социологЭ. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Социальная структура общества является элементом социальной системы.

Социальная структура - это совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью различных социальных общностей.

Социальная общность - это совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и т. д.

Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа - относительно стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов, норм, ценностей.

Зависимости от численности группы делятся на:

Большие - включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют (коллектив предприятия);

Малые - относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило, в малой группе есть лидер.

В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:

Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);

Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Социальную структуру также определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно устойчивыми взаимоотношениями.

Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Английский социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат, наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким распределением пользуются и современные социологи.

Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).

Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).

Социально-территориальная структура - обязательный компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).

Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).

Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)

Типы общества

Типология - выделение определенных типов обществ по определенным сходными признаками или критериями. В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Письменность, например, можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.

По способу добывания средств существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное общество) индустриальное общество.

По способу производства и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают один тип общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

Первобытнообщинный строй характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение труда здесь происходит половозрастной признаку;

При рабовладельческом строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения) отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие - не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, "орудиями, умеющие разговаривать ";

по феодального строя крестьяне уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда - земля, - является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать барщину за право использовать землю;

при капиталистическом строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими. Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою рабочую силу;

и в конце концов, при коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие должны были стать собственниками средств производства, а следовательно - работать на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Согласно теории Уолта Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия - традиционное или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство, примитивное ручное производство, а главное - "в ньютоновский" уровень мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия - переходное общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества. Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является "национализм", т.е. стремление народа создать политическую и экономическую систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний. Этот период охватывает примерно XVIII - нач. XIX в.

Третья стадия - стадия "сдвиг". Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX - нач. XX в.

Четвертая стадия - стадия "зрелости". На этой стадии значительно возрастает национальный доход, бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли этой стадии раньше. Такие же, как Япония, - позже (Уолт Ростоу считал, что Япония достигла этой стадии в 1940 г.).

Пятая стадия - "эра массового потребления". На этой стадии в центре общественного внимания оказываются уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На базе технического прогресса возникает общество "всеобщего благоденствия". Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии - Западная Европа и Япония.

Общественный прогресс: критерии и тенденции

Термином "прогресс" обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным, другой может считать регрессивным).

Прогресс бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный (достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное развитие от высших форм к низшим) - бывает только локальный, охватывающий отдельные общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.

Социальный прогресс основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства.

Основными условиями социального прогресса считаются:

а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;

е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени, в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;

f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.

Теории Исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества.

Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции свою собственную противоположность, т. е. совершенное.

К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.

В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции.

Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.

Помимо связи с историей, восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.

Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).

В Новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).

Циклически - волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее не предрешен.

В историческом прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций.

Базовые компоненты общественной жизни

Важнейшие компоненты общественной жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер), социальные закономерности (Г.Зиммель).

Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).

С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:

Экономическую;

Политическую;

Духовную;

Социальную.

Экономическая сфера включает в себя все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление, полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом, относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции, а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности, взиманием налогов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:

Производство;

Распределение;

Обмен;

Потребление.

Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры, инвалиды все нетрудоспособное население.

Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:

Сохранение стабильного политического режима;

Сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;

Развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;

Обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;

Готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни это культура, наука, воспитание и образование, религия.

Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям их практическая применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни, служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.

Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.

Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.

Подходя к изучению социальной структуры и ее элементов, следует помнить об определенной ограниченности данных знаний. Так, по мнению Б. Рассела, исследование структуры объекта является недостаточным для его полного познания. Даже при полном анализе структуры мы имеем дело только с характером отдельных частей единого целого и характером отношений между ними. При этом мы неминуемо упускаем из виду характер отношений данного объекта с другими объектами, не являющимися составными элементами его структуры. Социальная структура, элементы социальной структуры - данные категории не являются конечными, самозамыкающимися функциональными единицами. Напротив, их полноценное функционирование определяется связями с другими структурами человеческого бытия.

Основные понятия

Понятие структуры в широком смысле данного слова означает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта.

В свою очередь, социальная структура образована упорядоченной совокупностью взаимодействующих, связанных между собой социальных групп, институтов и отношений между ними, внутренним устройством общества (социальной группы). Таким образом, общество является основным смысловым центром, определяющим понятие «социальная структура».

Элементы социальной структуры и характер связей между ними

Структура объекта характеризуется составом элементов, порядком их расположения, характером зависимости друг от друга. Связи между ними могут иметь положительный, отрицательный, а также нейтральный характер. В первом случае речь идет о повышении уровня организации структуры за счет данных связей, во втором имеет место снижение организованности, в третьем - связи не оказывают влияния на уровень организации в структуре.

Основные элементы социальной структуры общества можно разделить на три большие группы:


Биологическая сущность индивида

Человек, рассматриваемый в качестве единичного природного существа, представителя вида Homo sapiens, определяется как индивид.

Б.Г. Ананьев выделяет две группы свойств, характеризующих индивида - первичные и вторичные.

Первичные свойства подразумевают наличие:

  • возрастных особенностей (соответствующих конкретному возрасту);
  • полового диморфизма (половая принадлежность);
  • индивидуально типических характеристик (нейродинамические свойства мозга, специфика функциональной геометрии больших полушарий, конституциональные особенности).

В совокупности первичные свойства индивида определяют его вторичные свойства:

  • динамика психофизиологических функций;
  • структура органических потребностей.

Таким образом, речь в данном случае идет о биологической сущности индивида.

Общественная сущность индивида. Понятие личности

В других случаях понятие индивида используется для представления его в качестве социального существа - представителя человеческого общества. При этом его биологическая сущность также не исключается.

Тем не менее когда необходимо подчеркнуть общественную понятие индивида чаще заменяется понятием «личность». Личность характеризует субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В других трактовках данное понятие используется для обозначения системного свойства индивида, формирующегося в совместной деятельности и общении.

Существует множество определений, трактующих понятие личности с той или иной стороны, однако во всех них ключевым моментом является социальная выступающего элементом социальной структуры общества. Является ли в данном случае биологическая сущность индивида менее значимой, чем общественная - вопрос неоднозначный, требующий рассмотрения с учетом специфики конкретной ситуации.

Понятие социальной общности

Данное понятие представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, для которых характерны относительно сходные условия и образ жизни, а также интересы.

Выделяют два основных типа социальных общностей:

  • статистические;
  • реальные.

В первом случае речь идет о номинальных группах, употребляемых в качестве во втором - о реально функционирующих в обществе. В свою очередь, реальные социальные общности могут быть 3 видов:

  • массовые;
  • групповые (малые/большие социальные группы).

Так, сведения о прописке, демографические данные, предоставляемые жителями определенного города, являются примером статистической социальной общности. С другой стороны, если речь идет об условиях существования той или иной категории граждан в действительности, мы можем говорить о реальной социальной общности.

К массовым социальным общностям принято относить формально не связанных друг с другом людей, но объединенных в определенную совокупность на основе некоторых поведенческих характеристик.

Классификация социальных групп

К социальным группам принято относить совокупность взаимодействующих друг с другом людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемых другими в качестве определенного сообщества.

Групповые социальные общности включают в себя большие и малые группы. Примерами первых являются:

  • этнические общности (народности, племена, нации, расы);
  • социально-демографические (половозрастные характеристики);
  • социально-территориальные (проживающие длительное время на одной и той же территории, имеющие относительно сходный образ жизни по отношению друг к другу);
  • социальные классы/слои (страты) общества (общие социальные функции относительно общие социальные признаки).

Разделение общества по классовому признаку имеет в своей основе критерий отношения группы к собственности на средства производства, а также характер присвоения благ. Классы отличаются общими социально-экономическими и психологическими характеристиками, ценностными ориентациями, собственным «кодексом» поведения.

Классификация по осуществляется исходя из особенностей образа жизни и труда членов общества. Страты являются промежуточными (переходными) социальными группами, не отличающимися ярко выраженным специфическим отношением к средствам производства (в отличие от класса).

Первичные и вторичные социальные группы

К первичным социальным группам принято относить небольшие по численности совокупности людей, вступающих в непосредственное взаимодействие друг с другом, в соответствии с индивидуальными особенностями участников данного общения. Таковым элементом социальной структуры является прежде всего семья. Также сюда можно отнести клубы по интересам, спортивные команды и др. Отношения внутри таких коллективов, как правило, неформальные, в определенной степени интимные. Первичные группы выступают в качестве связующего звена между личностью и обществом, отношения между которыми определяет социальная структура.

Элементы социальной структуры, вторичные социальные группы отличаются большим объемом, чем первичные, и более формальным, безличностным взаимодействием между участниками. Приоритетными в данных группах являются возможности участников группы выполнять определенные общественные функции и достигать соответствующих целей. Что же касается индивидуальных особенностей участников, то они отодвигаются на второй план. К таким группам можно отнести, например, рабочий коллектив.

Социальные институты

Еще одним значимым элементом социальной структуры общества является социальный институт. К данной общности относят устойчивые, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности индивидов. К таковым могут относиться, собственно, институт государства, образования, семьи и др. Задача любого социального института - реализация определенной социальной потребности общества. В случае когда данная потребность становится неактуальной, институт прекращает свое функционирование либо остается в качестве традиции. Так, например, в советский период правления в России религиозный институт претерпел существенные изменения и практически перестал функционировать как полноценный социальный институт. В настоящее же время он восстановил свой статус в полной мере и свободно функционирует, наряду с другими социальными институтами.

Выделяют следующие виды социальных институтов:

  • политические;
  • экономические;
  • образовательные;
  • религиозные;
  • семейные.

Все социальные институты как элементы социальной структуры общества имеют собственную идеологию, систему норм и правил, а также контроля за исполнением данных правил.

Несмотря на определенную схожесть, социальный институт и социальная группа как основные элементы социальной структуры не являются тождественными понятиями, хотя и могут описывать одну и ту же социальную общность людей. Социальный институт направлен на формирование отношений определенного вида между людьми за счет институционных норм. С помощью же данных норм индивиды, в свою очередь, образуют социальные группы. При этом деятельность каждого социального института направлена на множество различных социальных групп, определяющих в обществе соответствующее институционное поведение.

Таким образом, социальная структура, элементы социальной структуры определяются сложной системой связей, начиная с уровня отдельных индивидов и заканчивая крупными социальными группами. При этом важную роль играют не только обезличенные общественные связи, но и неформальные, характерные для референтных групп.