Международное морское право понятие источники принципы роль. Международное морское право: понятие, принципы, институты

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­вой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Источники. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них. В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем. В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага. Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеютиной правовой статус.

Внутренние морские воды . В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

Территориальное море Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Одна­ко прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу. Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через «Извещения мореплавателям», или иным образом). По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований; таможенного, и иммиграционного режимов.

Открытое море. За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Откры­тое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства от­крытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.). В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом; свободу научных исследований. Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.Цель установления прилежащей зоны - предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств. Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.). Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами , вступила в силу 16 ноября 1994 г. Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством Российской федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве; соглашения о разграничении территориального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г, между СССР и Швецией о разграничении континентального шельфа, а также советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения международно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права , устанавливают ответственность за их нарушение.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля . Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и сокращены формальности, требования к документам и различным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях , совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права ; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование "по горячим следам ").

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением , совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; d) .если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. содержится лишь положение о недопустимости приостановления мирного прохода иностранных судов через проливы, которые используются для международного судоходства.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства , так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

На III конференции по морскому праву государства прпытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исторических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, граница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Соглашения являются основным способом определения границы континентального шельфа. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-восточной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Польшей — в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Италией — в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
  2. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  3. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
  4. юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам .

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права .

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасности вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет более широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континентального шельфа. Например согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Открытое море

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства ". Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами .

Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.

Возможно также преследование "по горячим следам " иностранного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осуществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления , как пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства , совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.

Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.

Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств , в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.

Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

Морское дно за пределами национальной юрисдикции

Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).

Возможность использования дна и его недр в целях разведки-разработки или в военных целях поставила в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву , на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой "Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ* в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассматриваются как "полезные ископаемые".

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства — участники Конвенции.

Орган является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе.

В целях осуществления непосредственной разработки Района, транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе, Международный орган по морскому дну создает Предприятие . Предприятие обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.

Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.

В настоящее время характеристика режима Района и его ресурсов включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа, Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной разработки морского дна и т. д.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения.

Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим.

4. Международные проливы и каналы.

5. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.

6. Исключительная экономическая зона.

7. Континентальный шельф.

8. Открытое море: понятие свободы открытого моря.

1. Международное морское право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом Океане.

Источниками международного морского права являются действующие международные договоры и международные обычаи. Первая конференция ООН по морскому праву, на которой присутствовали 86 государств, в 1958 г. приняла четыре действующие и сегодня Женевские конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая конференция ООН, проходившая в 1960 г. и посвященная, в основном, установлению единого лимита ширины территориальных вод, закончилась безрезультатно.

Третья конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 гг. при участии большинства государств мира и многих международных организаций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта конвенция подтвердила и существенно дополнила положение Женевских конвенций 1958 г., касающихся территориального моря, континентального шельфа, прилежащей зоны, открытого моря. Наряду с этим в нее был включен ряд новых положений: впервые установлены статус международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов. Кроме того, были введены новые виды морских пространств - исключительная экономическая зона и воды архипелагов и определен их правовой режим. Новой для международно-правовой практики в этой конвенции была система мирного урегулирования споров, касающихся деятельности государств по исследованию и использованию морских пространств и ресурсов.

2. Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.



Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

3. Территориальные воды (территориальное море) - это морская полоса шириной 12 морских миль, прилегающая к берегу или к внутренним морским водам (и/или к водам архипелагов) государства, на которую распространяется его суверенитет. Этот суверенитет осуществляется с учетом норм международного права и распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В XVII ст. ширину территориального моря связывали с пределом видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей ("правило орудийного выстрела") - 3 морские мили. Однако длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных разногласий в позиции и тактике государств, и только Конвенция 1982 г. установила, что государство имеет право само определять ширину территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря осуществляется:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега;

2) от условной линии внутренних вод;

3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяющих точки морского побережья, выдающихся в море (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега есть ряд островов).

Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства. В этом правовой режим территориального моря сходен с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мирного прохода , которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход является мирным, пока не нарушается надлежащий, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство имеет право принять меры, чтобы предотвратить проход, не являющийся мирным. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Подлодки должны проходить на поверхности и под своим флагом. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами, за исключением сборов за предоставленные услуги.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. На торговые суда не распространяется гражданская юрисдикция прибрежного государства. В большинстве случаев уголовная юрисдикция также не распространяется, кроме случаев, когда:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает покой в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна или любое должностное лицо государства флага обратится к местной власти с просьбой о помощи;

4) такие мероприятия являются необходимыми для прекращения противозаконной торговли наркотиками и психотропными веществами.

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета, т.е. на них не распространяется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства. Вместе с тем, если военный корабль не следует законам и правилам прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства может требовать, чтобы он немедленно покинул пределы его территориального моря.

4. Международные проливы - это естественные сужения, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации (ст.8 Конвенции ООН о морском праве 1982 г.). Такие проливы, будучи естественными и, в большинстве случаев единственными или более короткими, выходами в океан, имеют для большинства стран мира большое значение как мировая транспортная магистраль. Поэтому Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. было установлено право беспрепятственного прохода через международные проливы, а Конвенцией о морском праве 1982 г. это право было изменено на право "транзитного прохода".

Транзитный проход - это осуществление свободного судоходства и полета только с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход через которые в целом или частично регулируется давно заключенными и действующими международными соглашениями.

Государства, граничащие с проливами, должны не препятствовать транзитному проходу или останавливать его и должны сообщать о любой известной угрозе для судоходства или пролета.

Компетенция прибрежных государств относительно регулирования транзитного прохода:

Установление морских коридоров и схем движения судов;

Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;

Запрещение рыболовства;

Регулирование грузовых и разгрузочных работ.

Международные каналы - это искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Такие каналы составляют неотъемлемую часть территории государств - владельцев каналов.

В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат принципы уважения суверенных прав государств - владельцев каналов и невмешательства в их внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой при разрешении споров в отношении использования каналов; запрещения боевых действий в зоне каналов; возможности прохода для военных и гражданских судов всех национальностей и т.д.

5. Прилежащая зона - это район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, шириной 24 морские мили, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Развитие морского судоходства уже в XVII в. привело к тому, что 3-мильный лимит не мог полностью защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН о морском праве 1982 г. явились итогом развития этого института на национальном и международном договорном уровнях. Конвенция 1982 г. устанавливает допустимый предел прилежащей зоны в 24 морские мили, и это находит обоснование в том, что она наконец установила 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащая зона устанавливается для контроля прибрежным государством, чтобы не допустить нарушения таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах.

Контроль предусматривает право остановить судно, провести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять все необходимые меры для расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

6. Исключительная экономическая зона - это морской район, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права, появившимся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода - притязание на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения Конвенции 1982 г. достигнуты путем компромисса.

В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, на управление ими и другие виды деятельности, связанные с экономической разведкой и разработкой в этой зоне. Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в этой зоне. Если возможности прибрежного государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основании соглашения предоставляет доступ другим государствам.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Все государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.

7. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

8. В Конвенции об открытом море 1958 г. открытое море определено как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Конвенция 1982 г. усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государств-архипелагов.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Конвенция предусматривает следующие свободы:

1) судоходства;

2) полетов;

3) прокладки кабелей и трубопроводов;

4) рыболовства;

5) возводить искусственные острова и другие сооружения и свободу научных исследований.

Эти свободы имеют как прибрежные, так и неприбрежные государства с учетом интересов других государств в использовании свободы открытого моря. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

По общему правилу, никто, кроме государства флага, не может осуществлять юрисдикцию над любым судном в открытом море. Исключения из юрисдикции государств флага сводятся к следующему:

1) право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, подозреваемые в повреждении кабеля либо когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно, хотя и несет иностранный флаг или отказывается его поднять, в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

2) так называемое "преследование по горячим следам"; преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства и у властей этого государства есть достаточно оснований считать, что это судно нарушило его законы и правила.

К обязательствам государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море.

Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море одновременно предусматривает ответственность физических или юридических лиц за причиненный вред или порчу как собственных, так и кабелей и трубопроводов иных государств.

При реализации принципа свободы рыболовства каждое государство должно принять необходимые меры для сохранения живых ресурсов моря и соблюдения интересов прибрежных государств.

Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.

Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.

Предмет регулирования международного морского права включает:

Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.

Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование ра­диоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными воен­ными кораблями и властями;

Отношения, возникающие в морской войне: военные дей­ствия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.

Принципы международного морского пра­ва. К ним относятся:

1. свобода судоходства в открытом море;

2. принцип общего наследия человечества;

3. свобода полетов над открытым морем;

4. свобода прокладывания подводных коммуникаций;

5. свобода рыболовства в открытом море;

6. свобода возведения искусственных сооружений;

7. свобода научных исследований;

8. принцип охраны морской среды;

9. использование открытого моря в мирных целях;

10. принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов;

11. «право флага» и свобода военного мореплавания;

12. помощь терпящим бедствие на море;

13. борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.

Эти принципы сформулированы в международных докумен­тах и прошли практическое применение в жизни.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного пра­ва в ряде важных источников.

Общие источники международного морского права: Женев­ские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О кон­тинентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принци­пы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыбо­ловства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.



В конвенциях сформулированы и новые нормы морского пра­ва: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обя­занности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подпи­сал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.

Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.

Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 - региональных, прежде всего европейских.

Международное морское право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения, связанные с деятельностью в Мировом океане. Морское право является одной из самых древних отраслей общего международного права.

Источники международного морского права следующие.

Общие – Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому нраву 1982 г.

Универсальные – Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению нефтью, 1969 г.

Локальные – Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 г.

В 1958 г. состоялась Первая конференция ООН по морскому праву, итогом которой стало подписание четырех Женевских конвенций: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Женевские конвенции 1958 г. кодифицировали общепризнанные нормы морского права – принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами. Однако многие важные вопросы остались нерешенными – максимальная ширина территориальных вод, создание и пределы рыболовных зон, признание преимущественных прав прибрежных государств на рыболовство в прилежащих районах открытого моря.

В 1960 г. состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву, на которой были предприняты попытки решить наиболее острые спорные проблемы. Работа Конференции не увенчалась успехом, не удалось принять никаких международных документов.

Третья конференция ООН по морскому праву проходила в 1973–1982 гг. В ее работе принимали участие представители 164 государств, наблюдатели от государств, органов национально-освободительных движений, несамоуправляющихся территорий, международных организаций. Итогом Конференции стала Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция по морскому праву является самой масштабной кодификацией в истории международного права вообще (320 статей и 9 приложений). В 1982 г. ее подписали 159 государств мира, однако крупные морские государства тогда отказались от участия в Конвенции (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды). Япония подписала, но не ратифицировала; СССР подписал, но ратификация была произведена уже Россией в 1997 г.

Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 г. одновременно с Соглашением об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, одобренном ГА ООН в 1994 г. Соглашения и часть XI Конвенции должны толковаться и применяться как единый акт. Соглашение 1994 г. принципиально изменило положения Конвенции, что дало возможность развитым государствам присоединиться к ней.

Конвенция 1982 г. подтвердила и дополнила общепризнанные принципы морского права. Подтверждены основные положения Женевских конвенций 1958 г., установлен статус Международного района морского дна и его ресурсов за пределами континентального шельфа, определены статус и правовой режим ИЭЗ и архипелажных вод, утверждена трактовка прохода судов через международные проливы, предусмотрена новая система урегулирования международных морских споров.

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние поды, территориальное море, архипелажные воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, ИЭЗ, континентальный шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью водной территории прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус. Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и ИЭЗ, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным правовым статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.