Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.
Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.
воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).
В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.
Виды деятельности:
1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);
2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):
3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).
В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.
Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).
Задание № 2458Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответе учитываются:
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия
заданной теме;
− полнота отражение основного содержания в плане;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Демократический механизм принятия политических решений
2) Избирательные права граждан:
а) активное избирательное право;
б) пассивное избирательное право.
3) Принципы демократического избирательного права:
а) всеобщность;
б) равенство;
в) тайна выборов;
4) Избирательные системы:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная
5) Роль выборах в политическом процессе:
а) формирование представительных органов власти;
б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;
в) социальное представительство и т.д.
6) Представительные органы власти
7) Выборы в недемократических обществах
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№ | Баллы | |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. | 2 | |
0 | ||
Указания по оцениванию:
|
||
28.2 | 1 | |
1 | ||
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 2459
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответе учитываются:
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
− отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие государства
2) Признаки государства:
а) территориальная организация;
б) публичный характер власти;
в) суверенитет;
г) исключительное право на взимание налогов и др.
3) Внутренние и внешние функции государства:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) обеспечение национальной безопасности;
д) международное сотрудничество и др.
4) Государственный аппарат
5) Форма государства:
а) форма правления (монархия, республика);
б) форма государственно-территориального устройства (унитарное, федеративное и конфедеративное);
в) политический режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2,3,4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов |
||
28.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей | 1 | |
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 1.
Оцените это решение в баллах:
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 3326
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
1. Понятие прав и свобод гражданина.
2.Классификация прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
3. Политические права граждан:
а) права на участие в управлении делами государства;
б) свобода объединений;
в) свобода собраний и т.д.
4. Избирательные права граждан:
а) активное право;
б) пассивное право.
5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.
6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов |
||
28.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей | 1 | |
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 1.
Оцените это решение в баллах:
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 5325
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие деятельность.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) игра, учение, труд, общение;
б) духовная, практическая (материальная) и др.
4. Мотивы деятельности:
а) потребности;
б) интересы;
в) убеждения и т.д.
Признаки деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразовательный характер;
в) орудийный характер и т.д.
6. Понятие и виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
7. Взаимосвязь мышления и деятельности:
а) мышление как основа рационального познания;
б) мышление и речь и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов Пример 5. Оцените это решение в баллах: |
Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.
Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ
Для занятий в группе сайта #5_Мышление_и_деятельность
Деятельность - это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности:
😼Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением .
💭Цель - это осознанный предвосхищаемого на достижение которого направлена
✒Средство – это приёмы, способы действий, предметы. Действия - это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность:
🍃Объект - это то, на что направлена деятельность предмет или весь окружающий мир
Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения - это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за
🔆Влечения - это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической но и с общественным развитием, а также с речевой и человека. Формы мышления:
📌Мышлению свойственны такие процессы, как:
анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Неразрывно связано с именно результаты мышления отражаются в Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.
Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.
В топике группы по эссе онлайн
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ: Темперамент.