Неаполитанский собор - окончание. Святой Януарий - покровитель Неаполя

В средние века принято было собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь содержалась в пиалах, где она скоро высыхала и превращалась в корку. Но иногда она ненадолго опять делалась жидкой. Подчас, теряя твердость, засохшая кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случается даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

Это чудо, образно называемое «закипанием крови», происходило несколько раз в год в Неаполе, где в местном соборе находятся две пиалы с кровью святого Януария, легендарного мученика IV столетия от Рождества Христова. Чудо святого Януария остается загадкой и для науки, и для религии. Но чтобы понять это чудо, требуется сначала разобраться в легенде, стоящей за ним. Ведь как и в случаях со многими другими загадочными явлениями, здесь присутствуют и факты, и вымысел.

Святой Януарий родился в конце III века. Он был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя слово Божие, чем вызвал гаев римского императора Диоклетиана, яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городском амфитеатре. Львы, согласно легенде, не напали на святителя. Тогда 19 сентября всех местных христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Традиционно считается, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови. Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах близ Неаполя. В его честь позднее воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом становилась жидкой, и это продолжается по сей день.

Видимо, вся эта история – лишь отчасти правда. Историки имеют не много точных сведений о святом Януарий. Но доподлинно известно, что такой мученик существовал и был казнен в 305 году, а вот рассказ о том, как была сохранена его кровь, похоже, был прибавлен к легенде столетия спустя, может быть уже в средние века. Церковные ученые также знают, что тело Януария было зарыто неподалеку от города Марчиано, у дороги, ведущей из Поццуоли в Неаполь. Приблизительно в 420 году по приказу епископа тело отрыли и перевезли в Неаполь, где в честь святого были установлены церемонии, проводимые каждый год в мае и сентябре. В 831 году мощи мученика захватил один дворянин из Беневенто, но он позволил, чтобы череп остался в Неаполе. Останки святого перевозились по всей Италии несколько веков и, наконец, вернулись в Неаполь только в конце XIII столетия. Тогда же король Неаполя Карл II приказал построить в честь святого собор.

Приблизительно в это же время две пиалы высохшей крови становятся частью мощей. Неизвестно, путешествовали ли они по стране вместе с другими останками, но примерно в середине XIII столетия две пиалы крови, якобы принадлежащей святителю, оказались в Неаполе и были сочтены подлинными реликвиями. Часовня, которую начали строить в 1608 году рядом с собором, куда окончательно поместили череп мученика, была закончена только в 1646-м. С этих пор череп хранится там, отдельно от остальных мощей. Он находится в серебряном реликварии и уже несколько веков служит предметом поклонения. Празднества в честь святого Януария все еще справляются и поныне, будучи узаконенными в 1337 году Джованни Орсини, неапольским архиепископом. Его указ регламентирует все церемонии, которые следует проводить, и до сих пор дважды в год их соблюдают с верностью и благоговением. Интересно отметить, однако, что даже в 1337 году Орсини еще не упоминал две таинственные пиалы. Не говорится о них и в современных архиепископу церковных хрониках, так что, вероятнее всего, кровь появилась в соборе несколько позже.

Впервые о пиалах письменно упоминается лишь в 1389 году, когда один путешественник издал анонимное сочинение с рассказом о крови мученика, которая время от времени становится жидкой. Упоминания об этой реликвии и о чуде, с ней связанном, есть и у других путешественников, проезжавших через Неаполь в последующие два столетия.

Одно из таких путевых сочинений было опубликовано во Франции в 1536 году. Французский хронист Робер Гаген сообщает в своем «Историческом обозрении Франции» о поездке Карла V в Неаполь с целью венчания на царство. «В воскресенье, третьего дня месяца мая, король слушал мессу в честь святого Януария в главном соборе Неаполя, – пишет он. – Принесли немного бесценной крови святого в большой стеклянной пиале… Твердая будто камень, после того как ее поставили на алтарь, она стала таять и размякла настолько, что казалось, будто бы эта кровь взята у живого человека».

Именно в то столетие стало обычаем вынимать пиалы с кровью из склепа и проносить их вокруг церкви во время традиционных празднеств в честь святого Януария, а начиная с 1659 года ритуальное разжижение крови аккуратно документировалось церковными сановниками.

Сегодня кровь находится в часовне внутри неапольского собора в особом склепе под постоянной охраной. Сама кровь содержится в двух стеклянных чашах, которые заключены в небольшой цилиндр – цисту из серебра и стекла. Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно 12 сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, находится в большой серебряной дароносице с ручкой. Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая настолько затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови. Была произведена только одна попытка извлечь пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время второй мировой войны, но процедура была отменена, так как стало понятно, что открыть футляр невозможно, не разрушив саму реликвию.

Кровь, находящаяся в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается – даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями – несколько раз в году, во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, а также во время других, не посвященных святому церковных торжеств.

И вещество в этих чашах – настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли произвести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

Два основных празднества проводятся в первое воскресенье мая (в память об обретении Неаполем мощей святого) и 19 сентября (день смерти великомученика). Кроме того, пиалы с кровью часто выносят на всеобщее обозрение 16 декабря в память об извержении Везувия в 1631 году, когда кровь оставалась жидкой в течение целого месяца. Временами, хотя и редко, священники обходят с реликвией весь собор, чтобы предохранить город от разных природных бедствий.

Известно также, что кровь несколько раз разжижалась спонтанно, когда цисту вынимали из склепа для чистки или осмотра.

Однако она не всегда разжижалась в дни празднеств. Такие нечастые провалы обычно воспринимались как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии. Предыдущие неудачи были отмечены в 1835 и 1944 годах.

Традиционное чудо, описанное выше, на самом деле представляет собой лишь часть отработанного ритуала. Обычно церемония в честь святого начинается в девять утра. В неапольский собор набиваются толпы народа, и каждый стремится встать поближе к часовне, где хранятся реликвии. Рядом с часовней – серебряная урна с черепом святого. Ввиду небольших размеров часовни она может вместить всего сотню человек, и только избранным гостям позволено находиться там во время церемонии. Только городские и церковные власти, а также специально приглашенные гости могут созерцать, как ниалы извлекают из склепа. В числе этих почетных гостей – несколько старых женщин, которые призваны «помогать» чуду свершиться. Их считают родственницами святого Януария. Как только пиалы оказываются извлеченными из склепа, женщины поднимают футляр за ручку, так, чтобы его видели в толпе. В это время кровь обычно еще в состоянии твердой корки. Затем родственницы святого начинают голосить, умоляя мученика совершить чудо. Проходит еще несколько минут, и вот особые священнослужители машут красным платочком, оповещая всех, что кровь начала разжижаться. Тогда еще один священник подносит к пиалам свечу, чтобы народ хорошенько разглядел чудо. Затем цисту целуют все присутствующие и, наконец, ее торжественно проносят по середине собора. В это время играют «Те Deum», и затем пиалы вновь запирают в часовне. Иногда кровь остается жидкой на протяжении всего прохода, но чаще твердеет снова еще до его завершения.

В 1970 году доктор Джорджио Джорджи, врач из Неаполя, был допущен посмотреть чудо вблизи и опубликовал свои показания о происшедшем на его глазах в «Quaderi di Parasicologia», солидном итальянском журнале по парапсихологии. Во время службы, которую проводил сам архиепископ неапольский, доктор Джорджи стоял всего в метре от стеклянной цисты с пиалами. Он описывает, как епископ держал футляр, показывая его народу, а затем начал медленно его вращать, взывая к святому совершить чудо. Доктор видел своими глазами, что вначале в чашах была затвердевшая кровь.

«Примерно через четыре минуты, не больше, – пишет Джорджи, – я увидел, прямо перед своим носом, на расстоянии едва ли не в метр, как комок крови внезапно сделался из твердого жидким. Этот переход произошел совершенно неожиданно. Жидкость выглядела светлее и ярче, чем корка. Внутри нее возникло множество маленьких пузырьков, так много, что жидкость (была ли это на самом деле кровь?), казалось, вскипела».

Разжижение крови, конечно, чудо, тем более что оно происходит вот уже много веков. Но здесь мы наблюдаем лишь одну из многих загадок, связанных с этой кровью. По поводу чуда святого Януария написаны десятки книг и тысячи статей, и тот, кто читает, будет озадачен целой серией загадок. В 1978 году французский публицист Давид Гердон составил по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают чудесный характер феномена. Коротко наблюдения:

Чудо происходит совершенно независимо от температуры.

Кровь разжижается, невзирая на то жарко или холодно в это время в неапольском соборе. Кроме того, похоже, нет никакой зависимости между температурой и временем, прошедшим между двумя чудесами. Кажется, нельзя вычислить срок, за который кровь становится жидкой, если отсчитывать от ее первой демонстрации: проходит от нескольких минут до многих часов. Например, в мае 1879 года пришлось ждать два часа, а в сентябре того же года кровь запузырилась уже через 15 минут. Иногда она бывала жидкой уже тогда, когда ее вынимали из склепа; случалось, что она не становилась твердой целые сутки и более.

Жидкая кровь отличается по объему от твердой.

Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо увеличиваться, либо уменьшаться. В мае крови обычно больше, случается, что она заполняет чашу целиком. В сентябре, наоборот, ее количество заметно убывает. По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, медленно переходя из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если этот процесс происходит быстро. Объем варьируется от 20 до 24 кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы. Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться в размерах, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, в то время как объем жидкости увеличивается, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает всего нескольких граммов.

Кровь не просто разжижается.

Цвет раствора проходит несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Бурая в твердом состоянии, она светлеет с началом чуда. Затем становится желтовато-красной и, наконец, алой. Ее вязкость тоже бывает разной. Перед самым разжижением она делается пастоообразной, а затем – чуть более вязкой, чем обычная кровь. А иногда разжижается не все содержимое чаши, остается твердый «шарик» или сгусток, который плавает посреди жидкости.

Этот центральный сгусток – самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает жидкость обратно.

К сожалению, сейчас невозможно провести анализ крови. Даже если и вскрыть пиалы, любая серьезная попытка исследовать кровь или даже внимательно ее осмотреть может нарушить химический баланс, существующий в ней и позволяющий ей разжижаться. Просто, изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, благодаря которым это чудо происходит. Тест на углерод-14 может сказать нам, каков возраст вещества, но такой тест потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти. И кроме того, наука все еще не может объяснить другую загадку, связанную с этой кровью, которая, вероятно, потрясет вас не меньше всех прежних. Расскажем все по порядку.

Примерно в 14,5 километра от Неаполя находится городок Поццуоли. Именно там в 305 году на местном форуме, расположенном близ фосфорных шахт, обезглавили святого Януария. Сам город теперь представляет собой большой монастырь капуцинов, образовавшийся вокруг другой реликвии, связанной с памятью о святом Януарии. Это камень, на котором ему, по преданию, отсекли голову. Ныне он заключен в склеп церкви монастыря. Камень представляет собой мраморный блок, полый внутри, около метра в высоту и 60 сантиметров в длину. На верхней его части вырезан греческий крест. Этот блок становится красным, когда в Неаполе проводятся церемонии, посвященные святому Януарию! Иногда мрамор даже источает кровь.

Эти кровоисточения подробно задокументированы, хотя они случаются редко. 22 февраля 1860 года, например, камень стал испускать кровь в то время, когда в самом Неаполе загорелась церковь святого Януария. Вся возникшая жидкость была собрана монсиньором Пурпо, епископом Поццуоли. Другое кровоистечение началось 19 сентября 1894 года. Мазки этой жидкости были сохранены на кусках хлопка церковными властями и в мае 1926 года посланы в лабораторию судебной медицины в Неаполе. Анализы показали, что это человеческая кровь.

В нашем веке кровоистечения не происходили, хотя мраморная плита по-прежнему окрашивается в красный цвет в дни празднеств в Неаполе. Для этого чуда раньше предлагалось такое объяснение: изменение цвета связано с изменениями теплового режима и влажности в церкви. Но оно оказалось неподходящим, что и выяснила группа ученых, приглашавшихся церковью в 1902 и 1927 годах. Эксперты не нашли ни малейших признаков того, что цвет меняется в зависимости от каких-либо атмосферных условий.

Сегодня чудо святого Януария продолжает озадачивать и ученых, и парапсихологов. Есть, впрочем, некоторые основания полагать, что в ближайшем будущем более концентрированные усилия итальянской научной общественности и парапсихологов приведут к постижению таинственного феномена. Доктор Губерт Ларчер, австрийский парапсихолог, написал в 1966 году книгу об этом чуде, в которой призвал к созданию научной комиссии по его изучению. В 1972-м два ученых из университета Неаполя предложили основать центр по исследованию загадочного явления, открыть для публики и соответствующим образом каталогизировать архивы неапольского собора (где хранятся некоторые документы, имеющие непосредственное отношение к чуду). Доктор Ганс Бендер, ведущий парапсихолог Германии, также внес предложение о созыве комиссии из физиков, химиков, психологов, теологов и парапсихологов. Некоторые ученые из Неапольского университета снова выказали интерес в отношении чуда, хотя никто пока не определил, что, собственно, должно представлять собой его изучение.

В то же время церковные власти сохраняют по отношению к чуду нейтралитет. Кардинал Урси, архиепископ неапольский, недавно напомнил общественности, что у церкви нет официального отношения к этому явлению. Он утверждал: «Периодическое разжижение крови, находящейся в двух чашах, которые хранятся в часовне святого Януария неапольского собора, представляет собой замечательное явление, которое всегда вызывало острый интерес и в то же время жаркие дискуссии и споры. Этот необычный феномен, ясно подтверждаемый многими документами за последние шесть столетий, происходит за рамками общепринятых законов природы и по этой причине считается чудесным. Тем не менее церковь, хотя и поддерживала культ, возникший в связи с ним, никогда не делала официальных заявлений по его поводу, оставляя ученым любую возможность для исследования, при условии сохранения неприкосновенности реликвии».

И до того времени, пока комиссия не разберется с загадкой разжижения крови святого Януария, это явление будет оставаться настоящим чудом.

Этот сосуд она сохраняла дома в реликварии. С тех времен и берет начало этот необъяснимый феномен. А именно, свернувшийся сгусток вдруг «оживает» и переходит в жидкое состояние. Научные исследования показали, что это настоящая человеческая кровь, имеющая все свойства крови живого человека. Это чудесное явление повторяется ежегодно 19 сентября в день мученической кончины святого, а также в первое воскресенье мая, иногда 16 декабря и еще в случаях особых событий.

Если верить легендам, святого Януария было не так-то легко убить. В 305 г. римский император Диоклетиан приказал бросить его в очаг, который пылал в течение трех дней, но Януарий вышел оттуда целым и невредимым. Его бросили диким зверям, но они принялись лизать его ноги. И тогда он был обезглавлен. Некоторое время спустя одному неаполитанцу явился призрак Януария и указал, где находится его отрубленная голова (которая во время казни закатилась в густые заросли). Не успели соединить голову с туловищем, как появилась та самая женщина со склянками крови. Когда она подошла ближе к телу, затвердевшая кровь начала пузыриться и снова стала жидкой.

Это чудо противоречит элементарным законам физики и физиологии человека. Ученые стоят перед сложной загадкой, пытаясь что-либо пояснить. Высохшая за период, прошедший с IV-го века, кровь внезапно переходит в жидкое состояние! На глазах многих паломников она изменяет цвет, объем, плотность... И все это происходит в определенные дни, из года в год, независимо от погодных «оживает» порой прямо при открытии металлического реликвария, где пребывает святыня. Такое изменение крови случается самопроизвольно, несмотря на просьбы и устремления людей. Так, в 1976 году, после 8 дней моления у святыни сотен христиан, кровь святого Януария осталась в свернутом состоянии.

Феномен святого Януария, которого сами итальянцы называют Дженнаро, наблюдается уже 600 лет. Если кровь остается сухой, обычно следует трагедия. Так, в 1527 году разразилась чума, унесшая 40 тысяч жизней, а в 1979 году - последний раз, когда чуда не произошло, - 3 тысячи человек погибли в результате сильного землетрясения на юге страны.

Физики и гематологи согласны, что пребывание крови на протяжении 1690 лет в морфологически неизменяющемся состоянии, а также внезапные изменения в объеме и плотности, переход в жидкое состояние и возвращение к исходному сгустку - все это невозможно оценить с научных позиций. Современная наука не может дать ни одного более или менее толкового объяснения происходящего таинственного явления. Многочисленные пробы лабораторного воспроизведения этого феномена потерпели фиаско.

Иногда сгусток растворяется, лишь в незначительной степени изменяя объем. Бывает, что кровь поднимается значительно и заполняет весь сосуд, а бывает - занимает лишь небольшое пространство. Для ученых шокирующим остается факт, что временами изменяется также плотность крови. Цвет может варьировать от ярко-алого до темного или ржавого цвета. Парадоксальным представляется сам процесс перехода крови из сгустка в жидкое состояние. Иногда это происходит мгновенно, а иногда процесс длится несколько минут или целый день Все эти факты являются очевидным противоречием элементарным законам физиологии и физики. Каждый прекрасно понимает, что в тепле кровь быстро сворачивается и высыхает. Но не наоборот!

Спектрографический анализ крови показал, что это настоящая артериальная человеческая кровь без всяческих химических или иных примесей.

Версия добавления к крови еще во времена средневековья каких-либо субстанций полностью отпадает, поскольку археологические исследования доказывают, что сами флакончики и их пробки относятся к IV-му веку и что флакончики невозможно вскрыть иначе как разбить.

Кровь святого Януария дивным образом не подчиняется элементарным законам природы, а если бы подчинялась, то давно уж испортилась и обратилась бы в прах.

Итальянский ученый Гастон Ламбертини после многолетних исследований пишет: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и растворение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы - на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону природы, не могущему объяснить того, что сверхъестественно. Кровь святого Януария это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни вечной и воскресения».

Один из очевидцев события в свою очередь отмечает: «Оживание крови - это знак существования жизни вечной и призыв к вере в Воскресение Христа и воскресение плоти всех людей, когда-либо живших на земле».

Святой Януарий потому и принял мученический венец, что Христос был для него наивысшей Ценностью. Историки утверждают, что это произошло в 305 году в городе Поццуоли. Он был епископом города Бенвенуто. Во времена гонений первохристиан при императоре Диоклетиане (234 - 313 года) был схвачен диакон Соссус. Епископ Януарий возмущенно запротестовал против несправедливого ареста своего диакона. В ответ на это наместник той области Драконций взял под стражу самого епископа и вынес ему смертный приговор. Во время казни 19 сентября 305 года одна женщина из христиан собрала во флакончики его кровь. Ныне кровь святого Януария хранится в кафедральном соборе Неаполя, в часовне, возведенной в честь чудесного избавления города от чумы 1526 года. В середине металлического шкафа находится мастерски исполненный реликварий, а в нем две ампулки IV-го века. Одна из ампулок побольше и на две трети заполнена кровью. В меньшей ампулке крови совсем немного. Оба сосуда запечатаны чрезвычайно твердой мастикой шестнадцать столетий назад.

Все научные изыскания в этой связи могли производится лишь при помощи спектрального анализа.

Каждый год 18 сентября, в дни мученической кончины святого Януария около собора в Неаполе собираются толпы народа, чтобы на следующий день стать очевидцами дивного явления «оживания» крови святого. Кровь остается в жидком состоянии еще восемь последующих дней. Ну а после, на поверхности появляются пузырьки и кровь тайным образом превращается в сгусток.

Конечно же, есть и вполне прозаические объяснения феномена. Так, например, в конце XVIII в. Неаполь захватили войска Наполеона. Солдат заинтересовали легенды о превращении застывшей крови в жидкость, а когда священники принесли свое сокровище, армейский химик заявил, что предполагаемая кровь - это воск, который плавится, когда его незаметно подносят к пламени свечи, французы разбили священные реликвии, но позднее они были восстановлены и торжественные церемонии возобновились.

В 1921 г. английский врач Фредерик Ньютон Уильямс, будучи в Неаполе, посетил больничную аптеку. В это время в аптеку пришел прислужник из собора и попросил сделать "обычную микстуру для завтрашнего праздника". Аптекарь приготовил смесь из бычьей желчи и сульфата натрия, а своему гостю сказал: "Как видите, чудеса бывают и в наши дни. Только теперь они творятся в аптеках".

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке «Neapolis». Третий по величине город Италии. Расположен у воды… Красив, величествен, могуч… Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами… И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино…

«Операция «Святой Януарий» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру… Под настроение…

История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001-2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я…

Да, шарм и обаяние в старом кино имеются…

«Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария…». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил».

И подход интересный. Есть и душевность…

«Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи…

А романтические отношения?

«Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?!!».

«А у нас нет «Кока-колы!». И ведь веришь в эти чувства… Забавно…

Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром»! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой… Может соблазнить, обмануть и удрать… Тут не угадаешь сразу… Хорошая игра… И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать…

Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные…

Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но… Не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.

Далее… Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли… После Фантоцци, Челентано…

А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически…

Что ещё… Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение… А оно может быть не всегда… Тут-то и выходит то, что выходит…

Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны… Что поделать… Итальянцы…

«А куда вы уберёте толпу?».
«Какую толпу? Будет час ночи!».
«Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни».

До новых встреч…

Покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь содержалась в пиалах, где она скоро высыхала, превращаясь в твердую корку. Но иногда она ненадолго снова делалась жидкой. Бывало и так, что, теряя твердость, засохшая кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случается даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.
Это чудо, называемое обычно “закипанием крови”, происходит в Неаполе, где в местном соборе находятся две пиалы с кровью святого Януария, легендарного мученика IV ст. н.э. Чудо святого Януария остается загадкой и для науки, и для церкви. Попробуем разобраться в фактах.

Святой Януарий считается лицом реальным. Он родился в конце III века, был епископом Беневенто. В 305 году, во время репрессий императора Диоклетиана против христиан, был схвачен и вместе с несколькими учениками брошен на растерзание львам, которые не тронули святителя. Тогда 19 сентября всех местных христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Считается, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови. Позже воздвигли алтарь и поместили пиалы в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она становилась жидкой, и это продолжается по сей день.

Останки мученика много раз перевозили с места на место, они то покидали Неаполь, то снова возвращались сюда, и только в конце XIII века упокоились в соборе, построенном по приказу короля Карла II. Тогда же две пиалы с высохшей кровью становятся частью мощей. Празднества в честь св. Януария справляются и поныне, а были узаконены в 1337 году Джованни Орсини, архиепископом Неаполя. Его указ, однако, не упоминает о двух таинственных пиалах. Впервые о них упоминается лишь в 1389 году, когда некий путешественник издал анонимное сочинение о крови мученика которая вдруг становится жидкой. Затем еще два века подряд упоминания о реликвии и о чуде, с ней связанном, фигурируют в разных источниках. В частности, такое путевое сообщение относится к 1536 году. Французский хронист Робер Гоген рассказывает о поездке Карла V в Неаполь. Император и вся свита стали свидетелями чуда в соборе: “Кровь… стала таять и размякла настолько, что казалось, будто бы эта кровь взята у живого человека”. Именно тогда стало обычаем вынимать пиалы с кровью из склепа и проносить их вокруг собора во время традиционных празднеств в честь св. Януария дважды в год. Начиная с 1659 года ритуальное разжижение крови аккуратно документировалось церковными хрониками. Сегодня обе пиалы представляют собой две стеклянные чаши, заключенные в небольшой цилиндр (цисту) из серебра и стекла. Циста же находится в большой серебряной дароносице. Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети, в другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, обе чаши навечно запечатаны замазкой, которая настолько затвердела, что ее нельзя открыть, не разбив самой цисты. Это делает невозможным химический анализ крови. Кровь в пиалах кажется довольно старой, но она разжижается – даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями, несколько раз в году, во время публичных церемоний в честь св. Януария, а также во время других церковных торжеств, с ним не связанных.

И все-таки в пиалах настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя в 1902 году осматривала пиалы. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли произвести спектральный анализ субстанции. Они подтвердили, что в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

Чудо святого Януария четко происходит в первое воскресенье мая (день обретения Неаполем святых мощей) и 19 сентября (день смерти великомученика). Кроме того, пиалы часто выносят на всеобщее обозрение 16 декабря в память об извержении Везувия в 1631, когда кровь оставалась жидкой в течение целого месяца. Известно также, что кровь несколько раз разжижалась спонтанно, когда цисту вынимали из склепа для чистки или осмотра. Однако она не всегда разжижалась в дни празднеств. Такие редкие случаи обычно воспринимались как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз перед самым ужасным землетрясением за всю историю Италии. Предыдущие неудачи были отмечены в 1835 и 1944 годах.
В 1970 году доктора Джорджио Джорджи, врача из Неаполя, допустили посмотреть чудо вблизи, и он опубликовал свои показания о происшедшем на его глазах в солидном журнале по парапсихологии “Quaderi di Parasiologia”.

Разжижение крови, конечно, чудо, тем более, что происходит оно уже много веков. Но это лишь одна из загадок. В 1978 году французский публицист Давид Гердон по заказу журнала “Psi Internationa” составил сводный отчет об этом феномене, но сначала увидел чудо своими глазами, а затем изучил исторические хроники. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, которые только подтверждают чудесный характер феномена:
1.Чудо происходит совершенно независимо от температуры. Кровь разжижается, невзирая на то, жарко или холодно в это время в соборе. Кроме того, нет никакой зависимости между температурой и временем, прошедшим между двумя чудесами. Нельзя вычислить срок, за который кровь становится жидкой. Время колеблется от нескольких минут до суток.

2. Жидкая кровь отличается по объему от твердой. Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо увеличиваться, либо уменьшаться. В мае крови всегда больше, случается, что она заполняет чашу целиком. В сентябре, наоборот, ее количество заметно убывает. По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, медленно переходя из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если этот процесс происходит быстро. Объем варьируется от 20 до 24 см куб., что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы. Нарушается простой закон физики. Но изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, в то время как объем жидкости увеличивается, и наоборот! Никакие чисто научные пояснения не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает всего нескольких граммов.

3. Кровь не просто разжижается. Цвет раствора проходит несколько стадий изменений. Бурая в твёрдом состоянии она светлеет с началом чуда. Затем становится желтовато-красной и, наконец, алой. Ее вязкость тоже разная. Перед разжижением она делается пастообразной, а затем – чуть более вязкой, чем обычная кровь. А иногда разжижается не все вещество в чаше, остается твердый “шарик” или сгусток, который плавает посреди жидкости. Этот центральный сгусток – самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, а затем словно втягивает жидкость обратно.

Но это не все. Наука не может объяснить еще и другую загадку, а она потрясает не меньше. Примерно в 14,5 км от Неаполя находится городок Поццуоли. Именно здесь в 305 году на форуме был обезглавлен святой Януарий. Сам город теперь представляет собой большой монастырь капуцинов, образовавшийся вокруг другой реликвии св. Януария. Это камень, на котором ему отсекли голову. Ныне он заключен в склеп церкви монастыря. Камень представляет собой мраморный блок, полый внутри, 1 м в высоту и 0,6 м в длину. На верхней части вырезан греческий крест. Этот блок становится красным, когда в Неаполе проводятся церемонии в честь св. Януария! Иногда мрамор даже источает кровь. Эти кровоистечения подробно задокументированы, хотя случаются редко. 22 февраля 1860 г. камень стал испускать кровь в то время, когда в Неаполе загорелась церковь святого Януария. Вся жидкость была собрана монсиньором Пурпо, епископом Поццуоли. Другое кровоистечение Началось 19 сентября 1894 года. Мазки этой крови были сохранены на кусках ваты церковными властями и в мае 1926 были посланы в лабораторию судебной экспертизы Неаполя. Анализы показали, что это человеческая кровь. В XX веке кровоистечения не происходили, хотя камень по-прежнему окрашивается в красный цвет в дни празднеств в Неаполе. Предлагалось такое объяснение: изменение цвета связано с изменениями теплового режима и влажности в церкви. Но оно оказалось неподходящим, что и выяснилось в 1902 и 1927 годах. Эксперты не нашли ни малейших признаков того, что меняется в зависимости от атмосферных условий.
Что происходит с реликвиями святого Януария? Чудо и сплошная загадка.