Основные причины контрабанды.

Контрабанда.

Контрабанда - перемещение в крупных размерах через таможенную границу РФ товаров или иных предметов запрещенными способами, а также товаров и предметов, запрещенных к обороту.

В законе предусмотрены три вида контрабанды: простая, квалифицированная и особо квалифицированная.

Простая контрабанда - перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В законе простая контрабанда определена так.

К простой контрабанде также относится перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, ядовитых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, вооружения, взрывных устройств, иной военной техники, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если эти действия совершены помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием.

В ч. 3 ст. 188 УК РФ предусмотрен состав квалифицированной контрабанды, содержащий квалифицирующие признаки.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

И, наконец, ч. 4. ст. 188 УК РФ называет состав особо квалифицированной контрабанды, так как содержит особо квалифицирующие обстоятельства.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Объективная сторона контрабанды независимо от вида выражается в действии: перемещении.

Для простого состава обязательно совершение деяния в крупном размере. Деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает 1,5 милиона рублей.

Основными способами, имеющими уголовно-правовое значение для контрабанды, являются: совершение помимо или с сокрытием от таможенного контроля; обманное использование документов или средств таможенной идентификации; недекларированием или недостоверное декларирование.

Сокрытие от таможенного контроля означает наличие тайников для перемещения товаров, маскировка, придание одному товару вида другого и иных способов, затрудняющих их обнаружение.



Тайники могут быть специально оборудованы, изготовлены либо приспособлены для перемещения: чемоданы с двойным дном, дополнительные полости на судах, не предусмотренные конструкцией судов, магнитные контейнеры, разбор товара и перемещение его по частям.

К сокрытию может быть отнесено перемещение товара в одежде, вещах, на теле. Так, к контрабанде, осуществляемой путем сокрытия, может быть отнесено и перемещение гражданином Южной Кореи мускусных желез кабарги в пакете с грецкими орехами и мандаринами.

Под перемещением помимо таможенного контроля подразумевается использование при перемещении иных мест, чем те, которые определены таможенными органами, либо нарушение сроков перемещения, затрудняющих или исключающих возможность осуществления таможенного контроля.

Это означает, что товары, предметы, вещества перемещаются помимо таможен, таможенных постов или иных мест, определенных таможенными органами РФ. При этом они минуют таможенный контроль.

Обманное использование документов предполагает предъявление органам таможенного контроля поддельных документов, либо документов с искаженными данными, либо документов, не имеющих юридической силы.

Поддельным является фальшивый, то есть полностью неизготовленный документ, либо подлинный документ, и которые внесены искаженные, дополнительные данные или изменения в тексте.

Документ с искаженными данными - это документ, полученный законным путем, но в связи с внесением в него путем подчистки, вытравливания и иными способами искаженных сведений, являющийся незаконным. Внешне такой документ напоминает подлинный.

Документ, не имеющий юридической силы - документ, полученный законным путем, но в связи с истечением сроков, заменой и т.д., утративший юридическую силу.

Примером обманного использования документов может служить подделка справки банка о приобретении лицом валюты.

Под недекларированием подразумевается незаявление в таможенной декларации сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах, предметах, транспортных средствах.

Недостоверное декларирование - это внесение в таможенную декларацию сведений, не соответствующих действительности (ложных, искаженных, неполных и т.д.) о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме.

Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием, зачастую сопровождается уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) и нарушением таможенных правил, выразившемся в неправомерном освобождении от таможенных платежей или их занижении. В таком случае применяется совокупность, когда речь идет о преступлении совершенном в крупном размере. Если ущерб не достигает 3 миллионов, тогда может идти речь только о таможенных правонарушениях.

Следует обратить внимание на то, что для состава преступления, содержащегося в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не предусмотрен крупный или иной размер перемещаемого товара. Это означает, что даже незначительное перемещение названных выше веществ и ценностей образует преступление.

Под наркотическими средствами подразумеваются вещества растительного, животного либо синтетического происхождения или лекарственные средства, обладающие стимулирующим, возбуждающим либо угнетающим воздействием на центральную нервную систему.

Общий перечень наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ можно найти в Списках (Перечнях) Постоянного комитета по контролю за наркотиками в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Так, к наркотическим веществам можно отнести кокаин, героин, морфий и т.д.; к сильнодействующим веществам - едкие кислоты, снотворные, обезболивающие (клофелин, элениум, хлороформ, эфир и т.д.).

На Себежской таможне (Псковская обл.) был задержан железный контейнер якобы с семенами люцерны, который направлялся в Нидерланды. Работники таможни обратили внимание на несовпадение ребер гофра на внутренней и внешней стороне задней стенки контейнера. Когда стенку просверлили, то обнаружили гашиш. Двойной оказалась и крыша контейнера. В результате было изъято 173 кг героина.

Теперь бы хотелось сказать о таком виде таможенного преступления как:

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Преступления, предусмотренные ст. 190 УК РФ, направлены против установленного государством порядка перемещения за пределы России и возвращение в Россию предметов достояния.

Целью издания данной нормы является сохранение достояния народов РФ и зарубежных стран, поскольку отдельные коллекции, предметы исторической и археологической ценности вывозятся за границу, утрачиваются и разрушаются. Так, известно, например, что на Дальнем Востоке сформировался нелегальный рынок торговлей антиквариатом. За рубежом находятся коллекции, которые не вернулись с Сахалина, Камчатки, Приморья. В розыске с 1998 г. находится коллекция графики из частного собрания (г. Москва) общей стоимостью в 320 250 долл. США (более 500 листов графики). Возбуждено уголовное дело по поводу кражи 20 икон из коллекции М.А. Гарта (г. Москва) (Джон баптист, св. Николай, Б.М. Трерукоя).

Для состава данного преступления характерно, что вывоз осуществляется на законном основании, но в результате бездействия нарушаются обязательства по возвращению достояния в установленные сроки.

Чтобы определить предмет данного преступления, необходимо обратиться к закону от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В соответствии с ним достоянием народов могут быть признаны предметы, принадлежащие государству, коммерческим и некоммерческим организациям, физическим лицам, а также предметы, права собственности на которые не являются общепризнанным.

Коллекции вывозятся без разрешения, минуя таможенные органы, не указываются сроки возврата, используются подложные разрешения.

Субъектами данного преступления могут быть работники музеев, библиотек, архивов и т.д.

Многие, вероятно, слышали такой термин, как "контрабанда". Значение слова в основном известно лицам, работающим в правоохранительных структурах, и гражданам, нарушающим нормы, регламентирующие перевозку грузов через границу. Рассмотрим явление подробнее.

Контрабанда: определение

Термин имеет итальянские корни. В буквальном переводе контрабанда - это действие, противоречащее решению власти. В настоящее время термин получил более четкую трактовку. Понятие и виды контрабанды закрепляются в первую очередь в ТК ТС, а также нормативных актах стран-участниц Таможенного союза. Как известно, ввоз и вывоз грузов в/из РФ облагается определенными сборами и пошлинами. Контрабанда - это перевозка товаров без уплаты указанных платежей. Стоит отметить, что в настоящее время способы транспортировки вопреки установленным правилам довольно различны. Перемещение может осуществляться путем сокрытия товара или минуя контроль. В этой связи в современной трактовке термина присутствуют уточняющие моменты. Согласно действующим нормам, контрабанда - это перевозка через таможенную границу страны продукции или других объектов, оговоренных в нормативных актах того или иного государства, совершенная с сокрытием или помимо контроля, с обманным использованием документации/средств идентификации либо осуществляемая с недостоверным декларированием или недекларированием вообще.

Классификация

Разделение контрабандных операций можно провести по:

  1. Степени опасности для государственных и общественных интересов.
  2. Масштабу экономического вреда.
  3. Типу товаров.
  4. Методам осуществления.

Рассмотрим их по отдельности.

Степень опасности

Классификация по этому признаку может строиться следующим образом (от высокого уровня угрозы по убыванию):

  1. Перевозка взрывных устройств, оружия, химического в том числе, боеприпасов.
  2. Контрабанда радиоактивных, отравляющих, наркотических, ядовитых соединений.
  3. Транспортировка предметов археологической, культурно-исторической ценности.
  4. Перемещение товаров массового потребления. К их числу следует относить сигареты, бытовую технику, алкоголь, обувь, одежду и пр.
  5. Перевозка предметов роскоши. К ним относят автомобили, ювелирные изделия и так далее.

Ответственность

Несомненно, вред причиняет любая контрабанда. Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил перевозки грузов. Наказания предусмотрены от штрафа до лишения свободы. При привлечении к ответственности не будут иметь значения мотивы, по которым осуществляется контрабанда. Статья 188 УК РФ содержит общий и квалифицирующие составы.

В качестве отягчающих признаков выступают:

  1. Применение насильственных действий или угроз.
  2. Совершение деяния с использованием служебного статуса или организованной группой.

Экономический ущерб

Одно время контрабанда в России приняла угрожающие масштабы. Вред от преступления обладает системным, комплексным характером. Он проявляется одновременно по нескольким направлениям. В первую очередь следует отметить экономический вред, который причиняет контрабанда. Это преступление наносит ущерб в первую очередь государственному бюджету, поскольку финансовая система недополучает таможенные платежи. Кроме этого, перемещение изделий в нарушение установленных правил исключает равенство возможностей для всех участников рынка.

Социальный вред

Он тесно связан с экономическим ущербом. Поскольку госбюджет недополучает значительные средства, создается напряженность в расходных статьях. Вследствие дефицита финансовых средств, государство урезает затраты на те или иные сферы. В первую очередь недостаток денег сказывается на зарплатах госслужащих, военных, прочих работников бюджетных организаций. Более того, при отсутствии необходимого объема средств не может быть своевременной индексации пенсий и пособий. К примеру, в ФЗ "Об образовании" было установлено, что заработок преподавателей должен составлять не менее з/п работников промышленности. Но в период 1990-2000 гг. это предписание не выполнялось в связи с бюджетным дефицитом. Проблемы также наблюдаются в пенсионной сфере. Величина выплат составляет 20-25% от прежнего заработка граждан. При этом в других государствах этом показатель достигает 60-70%. В конце прошлого - начале нынешнего столетия объемы контрабанды в России были огромными. Ежегодно производились поставки товаров на сумму 12-15 млрд. долл.

Политические последствия

Зачастую контрабанда выступает в качестве одной из предпосылок обострения конфликтов и ухудшения отношений между государствами. Невозможность, а в ряде случаев и нежелание закрыть границу для товаров, вывозимых/ввозимых в обход установленных правил, вызывает логичное недовольство соседних стран. Особенная напряженность возникает при перемещении продовольствия, оружия и боеприпасов в регионы с нестабильной ситуацией. Стоит сказать, что в странах с недостаточно сильной центральной властью поток контрабанды состоит, преимущественно, из наркотиков. Вместе с оружием они, попадая в сопредельные государства, обостряют криминальную и социальную обстановку. Следует сказать еще об одном важном политическом аспекте. В мире есть немало регионов, которые требуют самостоятельности и пытаются сформировать собственную государственность. Их называют "непризнанными территориями". В моменты активизации их движения за независимость, центральная власть стремится перекрыть потоки товаров, проходящих через границу. В ответ на это правительства непризнанных территорий ведут контрабандную торговлю. Этим обостряется политическая напряженность в регионах.

Криминальные последствия

Безусловно, контрабанда негативным образом влияет на правопорядок в любом государстве. Сегодня отмечается существенная глобализация хозяйственных связей в мире. Вместе с этим постепенно стираются границы внутригосударственной преступности. Разнообразные сообщества, для которых контрабанда давно является бизнесом, становятся сегодня все более изощренными. Они обеспечены финансовыми, интеллектуальными, материальными ресурсами. Контрабандисты часто покупают благосклонность властей, представителей полиции. Они способны лоббировать необходимые решения в госструктурах, инициировать расследования и пр.

Современные реалии

Сегодня контрабанда - это не просто перевозка изделий в обход правил. В настоящее время в некоторых регионах она приняла огромные масштабы. Профессиональные контрабандисты формируют крупные анклавы с четким менеджментом, умелыми исполнителями. Современные сообщества имеют, как правило, интегрированный и разветвленный характер. В отдельных государствах такие образования пронизывают всю вертикаль власти. В таких структурах имеет место четкое разделение функций. Исполнители работают обособленно от заказчиков и разработчиков операций. При этом контроль и прикрытие бизнеса осуществляется высокопоставленными чиновниками госструктур.

Заключение

Контрабандные операции, совершаемые в крупных размерах, представляют серьезную угрозу для общества и государства. Заинтересованные лица образуют преступные сообщества, которые часто отличаются интернациональным характером. Бороться с этим явлением правоохранительным и таможенным структурам в отдельно взятой стране бывает очень сложно, а подчас и просто невозможно. Криминальные объединения, подчиняя себе судебную систему, государственные, в том числе и следственные органы, разлагают общественные устои, деформируют модель правомерного поведения. Вследствие этого, многие обыватели начинают думать, что жить нужно не так, как прописывает закон, а так как диктует криминальная реальность. В результате нарушается общественный порядок, возникают очаги напряженности в социальной сфере. Все это может привести к очень печальным последствиям, вызвать не менее опасные, чем прямые экономические и политические потери.

_ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам

о контрабанде

_ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

Методика расследования контрабанды это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.

Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.

Способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации один из основных элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) относит:

1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 69 , 119 ТК РФ), то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля, в том числе с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других.

Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката, контейнеров; заполнение естественных полостей человека и др.

3. Обманное использование документов или средств идентификации то есть представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных или относящихся к другим товарам и транспортным средствам средств идентификации.


4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 124 ТК РФ), незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме.

При этом следует учитывать, что таможенному досмотру не подлежат: личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов семьи; личный багаж депутатов российского парламента и членов Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей; иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующие своим ходом. Кроме того, председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных субъектов, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам государства.

Таким образом, квалификация действий по ст. 188 УК РФ зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля.

Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды - предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу Российской Федерации любого количества предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. В этот перечень входят:

1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия;

2) стратегически важные сырьевые товары;

3) культурные ценности.

Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть и должностное, и частное лицо, гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранец.

Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: "ситуативные" и "злостные".

"Ситуативный" контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу.

"Злостный" контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями.

Контрабанда, как правило, складывается из ее подготовки (выбора предмета посягательства, способа преступления, канала перемещения товаров и т.д.) и сокрытия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. На всех ее стадиях остаются типичные следы, прежде всего материальные, на товаре, транспортном средстве, документах, оборудовании и т.п. Возникают и идеальные следы в сознании очевидцев в связи с восприятием ими обстоятельств совершения контрабанды.

1) о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации;

2) о типичных обстоятельствах обнаружения преступления;

3) о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением своими служебными полномочиями должностным лицом государства, откуда контрабандный товар импортировался или куда он экспортировался).

Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде.

Устанавливая конкретный факт контрабанды, работник отдела дознания или следователь изучает и оценивает следы и собранную по делу информацию. Анализируя полученные данные, он соотносит их с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды, оценивает полноту и значимость собранных доказательств. Так, сведения, характеризующие некоторые типы контрабандистов, следы, оставленные ими в конкретных криминальных ситуациях, позволяют уже на первоначальном этапе расследования определить круг лиц, среди которых целесообразно искать преступника, а если контрабандист обнаружен, правильно выбрать тактику производства следственных действий, решить другие задачи расследования контрабанды.

_ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

Задачи, подлежащие разрешению при расследовании дел о контрабанде, совокупность следственных действий и других мер, которые необходимо для этого провести на первоначальном и последующих этапах расследования, а также другие вопросы зависят от следственной ситуации. В качестве исходных обычно выступают следующие типичные ситуации:

1) есть аргументированные данные об уже совершенной контрабанде (признаки последней установлены при прохождении конкретным лицом таможенного или пограничного контроля либо в ходе административного производства по делу о нарушении таможенных правил);

2) имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, однако местонахождение этого субъекта неизвестно либо он находится за границей;

3) есть данные, содержащие признаки контрабанды, однако информация о виновном либо отсутствует, либо ее недостаточно для его отождествления так называемая бесхозная контрабанда.

В каждой следственной ситуации (главным образом на первоначальном этапе расследования) имеется ряд особенностей, обусловленных объектом и характером исходных данных.

Первоочередные задачи расследования в первой типичной следственной ситуации таковы:

установление неизвестной следствию стадии подготовки контрабанды;

изучение, анализ и фиксация всех следов;

выяснение мотивов и целей преступления;

доказывание вины подозреваемого (обвиняемого);

определение меры пресечения.

Частные версии вытекают из перечисленных задач и касаются мотивов, целей, возможных соучастников контрабанды и т.д.

Для решения названных задач при планировании первоначального этапа расследования определяется:

1. Кто из подозреваемых подлежит задержанию или аресту, в какой последовательности, где, когда и при каких обстоятельствах.

2. У кого из подозреваемых или их близких нужно произвести обыск и что и где искать.

3. Следственный осмотр предметов и документов, изъятых при обысках.

4. Следственный осмотр средств и приспособлений для перемещения и хранения контрабанды.

5. Выемка по месту жительства и работы подозреваемого и других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и необходимые для нее документы.

6. Следственный осмотр документов, использованных для прикрытия контрабанды.

7. Кто должен быть допрошен в качестве свидетелей, когда и в какой очередности, какие факты и обстоятельства подлежат выяснению при допросе каждого из них.

8. Какие обстоятельства и в какой последовательности должны выясняться в ходе первых допросов подозреваемых.

9. Наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценности, подлежащие конфискации.

10. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка.

11. Предъявление свидетелям, в том числе очевидцам, предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемых для опознания.

12. Проведение очных ставок между ними и подозреваемыми.

13. Производство следственных экспериментов, розыскных действий (либо оперативных мероприятий).

14. Назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок.

Для этой ситуации возможны случаи, когда некоторые соучастники контрабанды остаются на свободе. Тогда следователю нужно поддерживать тесный контакт с сотрудниками органа дознания, продолжающими розыскную работу, чтобы своевременно использовать в процессе расследования те данные, которые они получат.

Основные задачи при расследовании во второй типичной ситуации (когда имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, местонахождение которого неизвестно либо оно находится за границей) предусматривают:

сбор необходимых сведений о контрабандисте, его родственных и иных близких связях, возможных соучастниках, установление его точного местонахождения;

изучение стадии подготовки к контрабанде, мест хранения ее объектов;

выявление свидетелей преступления;

осмотр объектов контрабанды, закрепление ее следов как доказательств преступной деятельности скрывающегося контрабандиста;

сбор других доказательств вины подозреваемого, выяснение мотивов и целей преступления, характера и размера причиненного ущерба;

установление обстоятельств, которые способствовали отъезду подозреваемого с постоянного места жительства за границу, причин и условий, облегчивших совершение контрабанды и возможность скрыться от следствия.

В этой ситуации следователю требуется активно использовать оперативно-розыскные возможности органа дознания, а также налаженное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия:

а) осмотр места происшествия и объектов контрабанды, иных предметов, могущих стать вещественными доказательствами;

б) допрос свидетелей и соучастников;

в) обыски по месту постоянного жительства контрабандиста, его родственников и близких ему людей (там могут находиться как доказательства контрабанды, так и сам разыскиваемый), выемка документов;

г) назначение криминалистических и иных экспертиз;

д) предъявление для опознания предметов и средств контрабанды, фотографий виновного;

е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка.

Третья типичная следственная ситуация, когда контрабандист неизвестен, наиболее сложна. Особенность данной категории уголовных дел состоит в том, что на первоначальном этапе не всегда ясно, является ли расследуемое событие результатом преступных действий и содержит ли оно состав контрабанды. Главный же вопрос кто совершил эти действия.

При обнаружении "бесхозной" контрабанды выдвигаются версии о круге причастных к ней лиц, месте их нахождения, мотивах и целях, источниках приобретения предметов контрабанды, способах маскировки и перемещения, местах хранения и сбыта, наличии соучастников, связи события контрабанды с другими деликтами.

Проверка версий идет по пути выяснения следующих основных вопросов:

1. Что послужило непосредственной причиной, вызвавшей расследуемое событие?

2. Как связана "бесхозная" контрабанда с действиями или бездействием определенных лиц?

3. Кто они? Имеется ли в их действиях состав преступления?

4. Каковы обстоятельства обнаружения контрабанды?

5. Какие события предшествовали этому?

6. Что произошло после обнаружения контрабанды?

7. Где искать материальные следы преступления?

8. Какие субъекты располагают криминалистически значимой информацией о событии контрабанды?

По делам о контрабанде, когда с самого начала ясно, что ее причина состоит в умышленных действиях конкретного лица, основные усилия направляются на его установление. В данной ситуации в качестве первоначальных проводятся, как правило, такие следственные действия: осмотр места происшествия; осмотр предметов контрабанды; допрос свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск); выемка соответствующих документов; назначение судебных экспертиз.

Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации имеет осмотр места происшествия и предметов контрабанды, поскольку на первоначальном этапе расследования допрос подозреваемого провести невозможно (предметы контрабанды обнаружены, а контрабандист неизвестен). В таком положении нередко только это следственное действие дает возможность установить связь имеющихся на месте осмотра материальных следов с расследуемым событием. Для осмотра места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты-криминалисты и другие сведущие лица в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения. Полученные данные используются для розыска и изобличения преступника.

При задержании и осмотре на границе предметов контрабанды проводится осмотр места происшествия, транспортных средств, тайников. Это дает криминалистически значимую информацию не только о материальных следах, но и о составе преступления: каким образом совершена контрабанда, когда, кем, с какой целью, с чьей помощью, какой ущерб причинен, кто мог знать о произошедшем, где были приобретены либо получены предметы контрабанды, когда и как они были сокрыты для незаконного перемещения через границу Российской Федерации. Выясняется, был ли изготовлен в этих целях тайник либо использованы конструктивные особенности конкретного транспортного средства, специфические признаки багажа или груза, проявились ли профессиональные навыки контрабандиста, какие ухищрения им были применены для реализации преступного замысла.

Если после совершения контрабанды прошло не много времени, а при осмотре места происшествия и предметов контрабанды удалось получить информацию, достаточную, чтобы определить направление движения преступника, организуется его преследование "по горячим следам", осуществляются заградительные и поисковые мероприятия на пути его отхода с места происшествия.

Важное значение для раскрытия контрабанды имеют своевременные допросы свидетелей. Значительная их часть по делам данной категории известна из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другую устанавливают в результате оперативно-розыскной деятельности, третью в ходе первоначальных следственных действий. Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о вероятном преступнике, его индивидуальных признаках, других свидетелях контрабанды. Эта информация должна незамедлительно передаваться органу, разыскивающему контрабандиста.

Если все следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, возможные в отсутствие подозреваемого, будут выполнены, а контрабандист останется неустановленным, предварительное расследование подлежит приостановлению.

При установлении контрабандиста производятся его задержание, освидетельствование и личный обыск, допрос в качестве подозреваемого и другие процессуальные действия. Тогда рассматриваемая следственная ситуация трансформируется в одну из разновидностей первой.

В практике расследования дел о контрабанде встречаются ситуации, сочетающие элементы рассмотренных. Тогда следователь должен учитывать конкретные обстоятельства. После уяснения исходной следственной ситуации успех зависит главным образом от тесного взаимодействия с оперативными подразделениями таможенных и других правоохранительных органов, в том числе и за пределами Российской Федерации.

_ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК , являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы Таможенный кодекс РФ возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры отнюдь не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.

Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

Уголовное дело вначале расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения агентурно-оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами "дальнего" и "ближнего" зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ГТК России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом.

_ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела.

Следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов и документов, а также освидетельствование. К участию в следственном осмотре нужно привлекать специалистов соответствующего профиля с учетом предмета и способа сокрытия контрабанды: товароведов, ювелиров, искусствоведов, криминалистов, экономистов, сотрудников таможенных органов, банковских работников, инженеров. При осмотре места происшествия уясняется его общий характер, принимаются меры к обнаружению орудий, документов, средств, с помощью которых совершена контрабанда. Основные объекты поиска при осмотре материальные следы-отображения контрабандиста: его рук, ног, зубов, а также его выделений: слюна, пот, одорологические следы.

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это ручная кладь и багаж, одежда, обувь и тело физических лиц, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетекторы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следователь не может точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только при участии специалистов из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ в них людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования должен производиться только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемой документации зависят от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабандных товаров, место их приобретения или получения. Если через границу контрабандным путем доставлен автомобиль, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр и изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них таможенной операции, а также степени отражения действительных фактов. Документы осматриваются на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он проводится по месту расследования как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых документы были обнаружены и изъяты.

При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы установить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждают провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают, фиксируя повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в естественных полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

Обыск в помещениях, салонах транспортных средств производится с целью отыскания и изъятия предметов контрабанды, средств, приспособленных или изготовленных для их хранения и перемещения через границу; предметов и инструментов, использованных для изготовления тайников; упаковочного материала; документации, содержащей характеристики товаров; аудио-, видео- и фотоматериалов, связанных с контрабандой; денег и ценностей, нажитых преступным путем; подлежащего конфискации имущества контрабандистов и др.

По этой категории дел изымаются предметы контрабанды, средства для их сокрытия и тайного перемещения через таможенную границу, имущество, находящееся на таможенных складах, в ломбардах, камерах хранения, скупочных и комиссионных магазинах, у родственников, знакомых контрабандистов и т.д.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей о способах хранения, возможности и приемах незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Он необходим, например, чтобы установить возможность использования тайников, пустот либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, уточнить способ фабрикации поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснить наличие определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.

Экспертизы по уголовным делам о контрабанде представляются совершенно необходимыми. Они позволят установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По таким делам возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, поручают специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Допрос свидетелей. Первыми допрашиваются очевидцы произошедшего, обнаружившие предметы контрабанды, инспекторы таможни, военнослужащие КПП пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе путем, с целью наложить на него арест, а также предметов контрабанды и вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями разыскиваемых объектов. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством обыска.

По делам о контрабанде в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями, а также по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

Литература :

Никитин А.Ю. Знание криминалистики путь совершенствования приемов и методов в расследовании контрабанды. Труды МГЮА. N 4. С. 206-223.

Расследование контрабанды: Практическое пособие. М., 1999.

Рудь Е.М. Способы выявления преступлений в сфере внешне-экономической деятельности//Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сборник научных статей. Саратов, 1999. С. 114-120.

Не пускают в заповедник? Что ж, это правильно, если учесть культурный (вернее, некультурный) облик советского человека. Но я-то вреда заповеднику не причиню. Однако меня тоже не пускают. Как это говорил Кмициц (Один из геpоев pомана Г. Сенкевича «Потоп») : «Проси! Не дают? Сам бери!»

Значит – вперед.

Но выполнить это решение было не так-то легко, в чем я убедилась, когда, пройдя через весь курорт и полюбовавшись Черным озером – Кара-Кёль, я дошла до «рогатки»: тут кончалась курортная зона и начинался заповедник.

Увы, передо мной был забор из колючей проволоки. Один его конец спускался в бурную Теберду, другой – упирался в скалу. В том месте, где шоссе пересекало забор, находились ворота, будка и вахтер.

Я уселась неподалеку, у ворот, извлекла альбом, карандаш и принялась зарисовывать еще незнакомые мне, но влекущие, как магнит, снежные вершины: ледник Софруджу.

Вахтер внимательно следил за рождением произведения искусства и отлучался только, чтобы проверить пропуск и подорожную самосвалов, груженных асфальтом для уже начинавшегося строительства шоссе).

Когда проезжала одна из машин, я проскользнула вслед за ней.

– Куда?! Туда нельзя! – завопил вахтер.

– Я художник, и здесь рисую, – сказала я, садясь сразу за воротами.

Я дождалась следующей машины и, как только она остановилась в воротах и вахтер занялся проверкой, сгребла свой альбом, подхватила рюкзак и в два прыжка была уже в кустах. Ищи-свищи, только кусты затрещали.

Свобода! Красота! И – никаких курортников.

Снежные вершины приковали мой взор. Вперед! В Домбай!

Даже трудно поверить, что каждый поворот тропы, чуть ли не каждый шаг, открывал все новые пейзажи – один прекрасней другого. Как ни торопилась я, но на каждом шагу останавливалась, очарованная дикой красотой.

Тропа на редкость живописна. Кругом – крутые горы. Рядом шумит Аманаус. Папоротники то изумрудно-зеленые, то золотисто-зеленые в лучах солнца. Как сверкают капли росы! А запах! Мне казалось, что я – в сказке, на той самой папоротниковой поляне, воспетой Алексеем Толстым в балладе об Илье Муромце и ожившей на картине Шишкина «Папоротники»!

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь….

Домбайская Поляна… В этом месте был когда-то монастырь. Умели монахи правильно выбирать место, где можно было спасаться: приносить пользу людям и чувствовать близость Бога. Монахи были проводниками через Большой Кавказский Хребет – между Кубанью и Черным морем. Звон колокола указывал заблудившемуся в горах путь к спасению. И, вместе с тем, нигде так не чувствуешь ничтожества и всемогущества человека, как перед лицом гор – подножия Божьего престола!

Но философией я занялась позже, а в первую мою встречу с Большим Кавказом у меня просто глаза разбегались.

В середине августа на высоте 2500 м, у подножия мощных ледников, ночи холодные. Иней покрывает траву, а у меня даже одеяла не было. (В дальнейшем я всегда брала его с собой в горы.) Попытка получить место в палаточном лагере не увенчались успехом: меня, дикого туриста, отвергли, хоть половина палаток пустовала. Не беда! Ночлег у корней вековой ели ничуть не хуже.

Я устала, но прежде всего схватилась за альбом, чтобы запечатлеть изумрудно-зеленую поляну с палаточным лагерем на фоне гор. До самой темноты рисовала я – неумело, хоть и старательно. Опыта у меня не было, но энтузиазм – огромен и радость творчества – и того больше.

Ко мне подошел профессор-дендролог. Здесь он был со своим сыном, студентом-метеорологом, снимавшим каждые два часа показания аппаратов. Старичок возмущался негостеприимством руководителей, вынудивших меня ночевать на морозе. И ночью профессор и его сын меня раза два будили, чтобы убедиться, что я не замерзла. Они очень удивлялись, когда я им говорила, что мне вовсе не холодно.

Значит – вперед.

– У вас идеальная терморегуляция! – восклицал профессор.

Как могла я ему объяснить, что эта «терморегуляция» – результат тяжелой проверки на прочность в те годы, когда приходилось бороться и с холодом, и с голодом, и с непосильным трудом, и с постоянной усталостью, не смея жаловаться на чью бы то ни было жестокость!

Дорога на Алибек

Я люблю лошадей, люблю деревья, но чем же объяснить тот факт, что вид поверженного лесного гиганта очаровывает меня и я могу часами любоваться им, а вид мертвой лошади порождает лишь чувство горькой жалости? Лошадь – млекопитающее, как и человек, и смерть лошади – нечто вроде memento mori (помни о смерти (лат.) ) нам, людям. А мертвое дерево говорит нам о жизни, о преемственности, что ли. Но спиленное дерево вызывает у меня боль и негодование, как убийство, как любое насилие.

Об этом и о многом другом думала я, шагая к Алибеку. Дорога была видна все время, но Алибека не было. Кругом – лесная чаща. Внезапно лес кончился, дорога вильнула вправо, и передо мной сверкнул ледяной шапкой Алибек. Казалось, он так близко, совсем рядом! К обманчивым расстояниям в горах мне предстояло еще привыкнуть.

Я долго еще шагала. Лес уже стал чахлым, «северным». Мощные деревья остались уже позади. Последнюю группу мощных елей я встретила в защищенной от ветров долине возле альпийского лагеря «Буревестник».

Встретить туристов на подходе к леднику Алибек – не диво. Они туда ходят толпами. Встречаются и пары…

Первое, что я увидела, – это была большая сломанная ель, на которой аккуратно, на плечиках, развешена одежда, мужская и женская. Под деревом сидел мужчина, читающий вслух увесистую книгу. По ту сторону дерева, на костре, разожженном меж двух камней, в закоптелом котелке женщина варила обед.

Идиллия? Да. Но действующие лица этой идиллии были несколько неожиданного вида. Немолодой плотный мужчина, седой и почти лысый, был в одних трусах. Женщина – маленькая, сухонькая, проворная старушка.

Лишь присмотревшись, я увидела неподалеку палатку. Я познакомилась с семейством альпинистов. Их было трое. И представляли они три поколения. Третий экземпляр – Валька Ольховская, славная семнадцатилетняя девчонка – подошла попозже, и мы вместе похлебали рисовой каши с компотом из сухофруктов.

Так завязалась наша дружба у подножия Алибека.

Судьба карачаев

Еще сутки я посвятила Домбаю. Побывала на леднике Алибек, ходила к Турьему озеру, не без труда вскарабкалась на Семенов-Баши.

Погода была ясная, и просторы альпийских лугов, просматриваемые с вершины, потрясли меня своей красотой. Но дивная трава, густая, как войлок, состоящая из всех видов клевера, столь любимого овцами, остается неиспользованной из-за головотяпства тех, кто, выселив с бескрайних альпийских лугов карачаев, одним махом уничтожил столь развитое в былые времена овцеводство. На изумрудной траве чернеют черные пятна: это крапива, выросшая на местах, где прежде были кошары.

О нелепой расправе над карачаями я узнала несколько позже – в следующем году. Будучи в тех краях, я говорила с ними самими, и не переставала удивляться.

Карачаи – самое миролюбивое из всех кавказских племен. Пожалуй, единственное, не питавшее враждебных чувств к русским. Они славятся своим трудолюбием и покорностью. Но во время войны и их попутал сатана, и они обрадовались Гитлеру.В наказание их, как и крымских татар, выселили в Караганду. У нас, к сожалению, такая мера принимается просто росчерком пера, без учета последствий. Наказывая провинившихся, еще сильнее наказываем мы экономику своей страны. Несметные отары превосходных овец карачаевской породы, согнанные в кубанские земледельческие колхозы, погибли. Замечательная порода карачаевских овец перестала существовать! Но сами карачаи в Караганде отлично прижились. Дело в том, что они очень трудолюбивы и предприимчивы. Они, горцы, жившие в каменных саклях, построили себе саманные дома, крытые соломой, наладили поливное сельское хозяйство, разводя сахарную свеклу, рис, завели коров.

Но вот наступило царствование Хрущева. И опять же росчерком пера карачаев вырвали из Караганды и пересадили не в их родные горы, а в долину Кубани. В Караганду же направили комсомольцев осваивать уже освоенные целинные земли. Карачаи были очень недовольны. В Караганде они обзавелись хозяйством – у каждого было по две коровы. Привезли с собой мешками сахар, рис. А тут кубанские казаки встретили их, как нахлебников.

– Жили мы в саклях из плитняка. Имели овец, ишаков, коней. Послали нас в Караганду. Научились мы строить дома из соломы, крыть их околотами. Вот теперь строим дома деревянные. Кроем их дранкой...

С этой самой дранки мое интервью и началось. Я в ужас пришла. Оказывается, Хрущев разрешил переселенцам рубить лес в заповеднике и делать дранку кустарным способом, при котором до 90 процентов идет в отходы, то есть попросту спихивается в пропасть. Свалят такие кустари гигантскую пихту метров в 30–40, наколют из нее пару пачек дранки – поросенку на клетку едва-едва хватит, и все остальное – в отвал. Душа болит, когда глядишь на такое безжалостное расточительство! Но кого в этом винить?!

Через перевал под конвоем? Нет, с меня хватит!

Тогда, в 1956 году, пройти Клухорским перевалом было не так просто, как теперь. Не то чтобы перевал был труднее или опаснее, а просто трудно было тому, кто не принадлежал к той или иной группе, то есть не имел туристской путевки. От Домбая до Клухорского перевала группа шла под конвоем: впереди – милиционер и вооруженный проводник; сзади – опять милиционер и ишак. Между ними цепочка туристов.

Нет уж, походила я под конвоем. С меня хватит! И я решила пробираться на свой страх и риск.

Опасность, наверное, существовала и на самом деле. Массовое выселение чеченцев и ингушей не могло сойти так гладко, как, например, молдаван из Бессарабии. Во-первых, из гор труднее выселить; во-вторых, там легче скрываться. Да и народности эти в достаточной мере непокорные... Многих не поймали; еще больше удрали с дороги или уже с места ссылки. Сколько бы их ни погибло, какая-то часть все же вернулась. А прожить им как-то надо... Пусть даже кунаки помогают. Но ограбить туристов – очень уж соблазнительно.

Я не жалею времени, которое потратила на эту довольно-таки утомительную прогулку. Было очень жарко, и я неоднократно купалась в ледяной реке. Впрочем, купалась – не то слово. Я выбирала заводь и, уцепившись за ветку, погружалась в ревущую пучину. Жутковато!

Но Ганачхир – позади. Такое уж правило у кавказских рек, даже речушек: с впадением притока, пусть самого мизерного ручья, река меняет свое имя. Так и теперь: это уже не Ганачхир, а Северный Клухор.

Но пора было подумать о ночлеге, и я выбрала себе в гостинице у Господа Бога номер со всеми удобствами: постель из сухого песка с подушкой из камня, с проточной водой из звенящего родничка и несколькими кустами спелой малины на ужин. Если голод – лучший повар, то усталость – самая мягкая постель.

Я - у начала серпантина, который сколько уж лет подряд тянут к Клухорскому перевалу. Бились с этой дорогой при царе, тянули ее в послереволюционное время, а во время войны – немцы. Слава Богу, ничего из нее не вышло: снежные лавины срезают бровку и весной все начинается с нуля.

У подножия – «Северный приют», палаточный лагерь для туристов. Расположен он возле метеостанции. За ее территорию хода нет без проводников и милиции. Не беда! Пробираюсь через кусты и дальше – по-пластунски. Вот я на тропинке, проложенной вдоль горного потока Северный Клухор, который здесь каскадами низвергается со скалы на скалу и ревет так, что чувствуешь, как дрожат под ногами скалы. Торопясь до заката уйти как можно дальше, я карабкаюсь вверх по мокрым от брызг и пены утесам.

Здесь, вверху, еще светло. Но внизу, в долине, уже сгущаются тени. Остающийся световой день уйдет на зарисовки. Однако займусь я ими лишь после того, как приготовлю себе под навесом скалы ложе из папоротников, по возможности мягкое и не очень мокрое.

Какой кругозор!

Сажусь на скалу. Она дрожит от пенистого водопада. Странно, кажется, что она рвется вверх. Это – обман зрения, но все же как-то непривычно.

Остро ощущаю обиду оттого, что я одна сижу здесь и любуюсь одна. Ирусь, Ирусь! Как часто вспоминаю я тебя! Ты умела мечтать и наслаждаться красотой природы. Как ты мечтала о Кавказе, о горах!

И вот я сижу здесь, в одном из красивейших уголков мира, и разговариваю с тобой. Мысленно. Тебя нет... И никогда не будет у меня товарища, умеющего понимать и чувствовать горы – их величие и красоту.

Долго сидела я и не могла оторвать взор от этой неповторимой красоты. Только восход солнца может конкурировать с красотой заката. Но там доминируют яркие, оранжевые тона, а здесь наоборот: вершины тускнеют, становятся прозрачными, а из глубины долин поднимаются густые фиолетовые тени. Только отдельные маленькие облака, как клочки ваты, прилипают к груди «утеса-великана».

Лишь когда уже зажглись звезды, необыкновенно-яркие на такой высоте, мне стало по-настоящему холодно, и я забралась в свою пещеру. Уже с вечера было холодновато в моей квартире, ведь она на одной лестничной клетке с вершинами Большого Кавказа. Но не беда, зато можно спать спокойно – тропа проходит далеко и никто меня не побеспокоит. И торопиться некуда: на перевале снег за ночь смерзнется и на леднике – скользко. Посплю. Но еще лишь занималась заря, как чьи-то шаги заставили меня насторожиться Кто может быть тут, возле самого Клухорского перевала, на почти голых скалах, да еще в неурочное время! Сон как рукой сняло. Любопытство взяло верх над осторожностью, и я высунулась из своего закутка. Густой туман, как ватное одеяло, застилал все. Но что-то двигалось в этом тумане. Да тут пасутся коровы! Сколько их, две, три, шесть?

Осторожно, на четвереньках вылезла я из своего укрытия. Вдруг «коровы», как метеоры, рванули с места и в одно мгновение, мелькнув в воздухе, скрылись в тумане. Я успела разглядеть обращенные назад рога. Это были... туры. Да, эти неуловимые, прославившиеся своей осторожностью туры!