Православный календарь. Торжество Православия

Празднование Торжества Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой, которая была женой греческого императора Феофила Иконоборца. Ересь иконоборцев была чрезвычайно распространена в Греции и других государствах в VIII-IX веках. Истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.

Царица Феодора не разделяла ереси мужа, следуя повелению VII Вселенского Собора, на котором в 787 году был принят догмат о почитании икон. Сам Феофил перед смертью раскаялся, но тяжелая болезнь не позволила ему принести реальные плоды покаяния. Однако после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича стала святая Феодора, и иконоборцы были повержены. Царица восстановила почитание икон и вернула праведных священнослужителей, в том числе Патриарха Мефодия, на их должности. В 842 году по ее инициативе в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий установил чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого поста и содержать благословения правоверным и анафемы еретикам.

На Руси чин Торжества Православия претерпевал различные изменения: к именам подвергавшихся анафеме в разное время добавлялись Степан Разин, Григорий Отрепьев, Лев Толстой, создатели и последователи различных ересей, а в 1971 году была отменена анафема старообрядцам.

Но стержень чина остался неизменным. После литургии Василия Великого на середине храма совершается молебен о торжестве православной веры с прославлением деятелей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от нее отступивших. Затем дьякон читает Символ веры, поется «многая лета» всем защитникам Православия и «вечная память» погибшим за его утверждение.

До революции в чин Торжества Православия также включалось возглашение анафемы всем отступникам: тем, кто отрицает триединство Господа, бессмертие души и Страшный Суд, девство Богородицы и другие догматы. Но сейчас во многих храмах эта часть чина опускается. Анафема - высшее церковное наказание, состоящее в отлучении от общения с членами Церкви и от Таинств. Впрочем, анафема не является проклятием, она может быть отменена в случае искреннего раскаяния согрешившего.

Классический чин Торжества Православия включает в себя 12 анафематствований, последнее из которых объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к истории праздника. Может возникнуть вопрос: почему же праздник именуется Торжеством Православия, а не, например, Торжеством победы над иконоборчеством? Дело в том, что ко времени создания чина, то есть к IX веку, уже состоялось семь Вселенских Соборов и завершилось установление основных догматов Церкви. Таким образом, победа над иконоборцами стала органичным завершением окончательного Торжества Православия над ересями и расколами.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжество Православия, созданный в память о том дне, когда православная церковь отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. В 2019 году Торжество Православия отмечается 17 марта.

История праздника такова. Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества. Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.

Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.

Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью и провозгласила возвращение иконопочитания.

Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.

Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.

С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.

Что такое чин Торжества Православия, если не должность?

В то же время Патриархом Мефодием был создан праздничный чин Торжества Православия, который и по сей день служится конце первой недели Великого поста. Это является не особой должностью, а письменным уставом, который имеет определенное значение, связанное с праздником Торжества.

В послании святой императрицы Феодоры прозвучали слова о том, что каждый, кто не признаёт лики святых, должен быть проклят, что послужило возникновению чина анафематствования. Он отлучает от церкви еретиков и врагов и дарит вечную память защитникам православия. Обычай состоит в совершении торжественной процессии с изображениями святых и чтении Синодика, который содержит разнообразные учения, изменяющие понимание православной веры и их анафематствование, а также имена патриархов и императоров-приверженцев православия.

Но разве могут священнослужители проклинать? Следует учесть, что с точки зрения Церкви анафема - это не проклятие, а лишь отлучение от церкви людей, которые могут нарушить единство веры и несут в себе угрозу идеологии. Тем самым верующие ограждают себя от соблазна последовать по неверному пути, оказавшись под влиянием противника православия. Отлученные могут всегда вернуться обратно с помощью чина покаяния.

Чин Торжества Православия появился в России в XI веке и несколько раз претерпевал изменения. Изначально чин имел двадцать анафематствований и имена около четырёх тысяч человек. Были добавлены новые противники церкви и еретики, анафеме предавали также людей за большие государственные преступления. Были внесены имена Е. Пугачёва, И. Мазепы, протопопа Аввакума, монаха Филарета, некоторых декабристов и многих других подчас здравомыслящих людей с отличными от церковных взглядами. Но к 1869 году имена преступников были убраны из перечня.

В список был внесён и знаменитый писатель Л. Н. Толстой за создание собственной протестантской религии. Это было обоснованным и справедливым действием. Спустя сто лет внук Льва Николаевича посылал прошение о снятии анафемы с предка, но получил твердый отказ, потому что писатель даже перед смертью не отступился от своих убеждений против православия, которые были опасны для церкви. Этот случай наглядно показывает, что церковь не имеет власти над человеком и его взглядами, она может только принять и констатировать факт выбора людьми своего духовного пути.

Чин имеет двенадцать анафематствований без имен конкретных людей. На данный момент анафематствования исключены из чина Торжества Православия и звучат только на архиерейских службах.

Анафема: что это, если не проклятие?

Анафема в общем смысле понимается как отлучение от церкви, то есть исключение человека из круга верующих и ограждение его от святых таинств. Она является наивысшим наказанием церкви. Анафему следует отличать от обычного отлучения, когда человека временно не допускают на таинства за греховные свершения, такие, как блуд, воровство, получение должности в церкви с помощью взятки и другие.

Анафема не является проклятьем, как указано в некоторых словарях русского языка. Это закрытие доступа отдельной личности к богослужениям, причащениям. Но подобное вполне возможно и без анафемы. Церковнослужители утверждают, что анафема - это констатация факта, то есть подтверждение того, что человек отошел от пути церкви. Но факт подвергания анафеме не делает человека плохим или хорошим и не должен влиять на восприятие его личности другими людьми, в том числе христианами.

Для многих верующих анафема являлась и является одним из страшнейших наказаний при жизни, поэтому в истории есть случаи, когда предки подвергшихся анафеме ходатайствовали о восстановлении усопшего перед ликом церкви как христианина и получали одобрение.

Богослужение

Субботним вечером начинается праздничное богослужение, перетекающее во всенощное бдение. Чин анафематствования Торжества Православия становится частью литургии и обычно читается в конце. По завершении литургии в центре храма устанавливаются две иконы: Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это два основных символа: человек, точно такой же, как и все остальные, который стал Богом, истребив в себе грех; и человек, который больше всех приблизился к Богу. Изображения святых напоминают о том, что любовь Творца безгранична, что каждый из людей велик и достоин служить Богу, вести праведную жизнь и приблизиться к идеалу.

После установления икон начинаются молебны и читается чин. Создание этого молебна словно провело черту, и завершился определенный этап развития православной церкви. С того момента не произошло новых нападок еретиков, а иконоборчество получило новое развитие в протестантизме. Таким образом церковь полностью обезопасила себя и получила непоколебимое преимущество, введя анафему.

О сути иконы

Икона под названием «Торжество Православия», как и остальные изображения святых, проста и понята, она способна затронуть сердца даже неверующих людей. Иконы отличаются искренностью и благодатью, поэтому трудно предположить, как у вандалов могли подниматься руки на эти чистые образы. Возможно, изображения святых так глубоки и способны повлиять на человека, потому что они пережили кошмары минувших лет. Во всей простоте икон живет божественный и не всегда сразу очевидный смысл, тайная символика. Сейчас она доступна многим, мы все умеем читать и писать, и можем понять приблизительный смысл надписей на иконах. Но раньше иконы были намного более таинственны с той точки зрения, что понять изображенные на них символы могли только самые образованные и просвещенные люди.

Иконоборцы не принимали тот факт, что у Бога может быть обличие, да еще и схожее с человеческим, поэтому были категорически против созданного людьми идола. Иисус явился в образе человека, навсегда запечатлевшегося в памяти и создавшего нерушимый образ. Бог стал будто бы осязаем и понятен. Он стал недопустимо близким для людей. Однако в Библии четко сказано, что создание кумиров неприемлемо, поэтому изображения Христа порицались многими духовными лицами. Правители подключились к их мнению и обязали народ отказаться от икон, угрожая смертью, если приказы не будут исполнены.

Икона «Торжество Православия»

На иконе, состоящей из двух частей, изображены сразу несколько мучеников, что характеризует сложную историю и дух праздника. Это изображение содержит в себе икону Божьей Матери. Ее лик печален, она указывает на Иисуса на своих коленях и уже знает, что с ним произойдет. После долгих лет уничтожения изображений святых икона «Торжество Православия» показывает, что теперь не нужно их прятать, они снова могут быть общепринятым символом веры.

Мученики внизу иконы выглядят так, словно являются одним целым и олицетворяют единство народа, обращенного к иконам. У них одинаковая одежда, бороды и одна цель.

При очень внимательном рассмотрении можно заметить, что присутствуют нестыковки. На иконе изображены люди IX века. Это объясняется тем, что в XV веке произошло большое сокращение территории Византии. Империя претерпевала нападения врагов, таких как мусульмане, которые были очень жадными до икон. Византийцам приходилось просить оружие у соседних стран. Франция дала категорический отказ.

Тогда жителями покинутой и обедневшей Византии было принято решение написать икону в память о былых временах, когда империя была сильна и могущественна. Они возлагали надежду на то, что изображение поможет им поверить в то, что хорошие времена ещё не закончились и Византия имеет власть и достоинство. Поэтому иконописец изобразил людей из того времени. Народ, состоящий из христиан, посвятил себя вере в святой образ. Но империя потерпела поражение. Хоть Византия и была разгромлена, дух верующих людей остался непоколебим.

Икона была написана в Константинополе, на месте которого сейчас расположен Стамбул. Сейчас она хранится в Лондонском музее в Британии.

Смысл Торжество православия для личности

Встав на духовный путь, христианин чувствует суть праздника не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С первой недели Великого поста начинается испытание силы духа верующего, который ограничивает себя в благах и больше времени уделяет молитвам. Пройдя самый сложный отрезок поста, в церковный праздник можно подвести итог и решить, насколько добросовестно христианин следовал канону. Дойти до конца пути поста, ревностно следуя всем предписаниям, стараясь вести жизнь достойного служителя Бога - и есть настоящее Торжество Православия для личности. Так праздник обретает индивидуальный смысл, отождествляется с опытом человека по собственному духовному воспитанию и становится некоторой опорой, местом, где самое время оглянуться назад и проанализировать свои поступки.

Трудно вообразить весь ужас тяжелого столетия, прожитого христианами без возможности защитить дорогие верующей душе вещи, но празднование победы церкви в войне взглядов и личной победы над слабостями складывается в нечто особенное, объединяющее всех верующих, идущих по истинному пути. Поэтому каждый сам должен понять, что для него Торжество и какую истину стоит из него извлечь.

Смысл этого праздника может быть обобщен до идеи борьбы за победу своей веры, независимо от того, чему она посвящена. Поэтому Торжество Православия почитается и людьми, не имеющими к религии особого отношения.

Торжество Православия для детей

Во что следует посвятить детей в этот праздник? Торжество Православия знаменует окончание самой строгой недели Великого поста. Чтобы выдержать весь пост, необходимо в первую очередь иметь большую уверенность в себе. Для поддержания духа поможет проповедь священника и молитвы. Если верующий ревностно следовал канону, то он обязательно ощутит радость и воодушевление от того, что справился с трудной задачей и укрепил свой дух. Став сильнее, воспитав силу воли, человек совершенствуется и понимает это. Но мало просто вести аскетический образ жизни, нужно избегать конфликтов и дарить близким и родным людям внимание и заботу.

Если для ребенка Торжество Православия станет важным и почитаемым праздником, это будет отличным результатом. В наши дни дети лишены обязательных уроков церковного этикета и изучения Библии, но знать о самом главном необходимо для формирования личности и духовных качеств. Если правильно преподнести подрастающему поколению историю возникновения праздника и его смысл, дети обязательно проникнутся духом Торжества Православия и почувствуют себя его частью. Естественно, это возможно в том случае, если ребенок с малых лет движется по пути духовного совершенствования и привязан к церкви и Богу. Тогда в его сердце зародится его собственное Торжество, а христианские принципы жизни укоренятся в сознании.

Этот праздник нужно прочувствовать как детям, так и взрослым, чтобы ощутить себя приближенными к общей идее и воплотить понимание в молитву. Глубоко верующий человек чувствует себя важной частью мироздания, а его душа находится в гармонии и спокойствии.

Прошла первая седмица Великого Поста. Она одна, пожалуй, из самых трудных. В эти семь первоначальных дней православный христианин погружается в себя и видит «тьму и тьму» ужасающей скверны и страстей, которым он подчинён. Среди этого видения одной только скверны в себе, Церковь стучится в сердце и говорит: «Не отчаивайся, не смей замыкаться в темнице своей скверны, своей греховности и видения одного только плохого в себе». Именно поэтому сегодня, в первое воскресение Великого Поста, она велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, «с особой радостью».

История установления праздника Торжества Православия

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в 843 году в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

«Чин Торжества Православия»

К XI веку сложился особый чин Торжества православия, который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Чин представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу «в вере и благочестии отеческом». Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе

Двенадцать анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

3.Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема

История «Чина Торжества Православия» В России

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других расколоучителей. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Он был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников. В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской»(1901 г.), «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918) г.), несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960), «пролил невинную кровь ближних своих" (1993 г.), "разделяющих учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии" (1994 г.) монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Основной смысл празднования Торжества Православия

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии - победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Благовестие Недели торжества Православия

История отрицания икон, как и самые иконы, имеет древнюю историю. Логика развития Христианства «от иудеев» (Ин. 4.4-26) и гонения первых трех веков мало способствовали иконопочитанию. Безраздельно царил символ! Христа изображали в виде «рыбы», «хлеба», «виноградной лозы», пастыря» и так далее, прямое изображение Христа в период гонений было невозможно. В 5 веке, возникшая ересь монофизитства. Умалявшая человеческую природу Спасителя, помогла оформить основные тезисы будущих иконоборцев. Первый государственный иконоборец император византийский Лев Исавр уклонился в иконоборческую ересь не только по религиозным, но и по политическим мотивам, желая дружеских отношения с «восстающим в силе» Исламом, которое напрочь запрещает любые религиозное изображения из-за рецепции язычества.

Свое антииконописное кредо он оправдывал «злоупотреблениями» среди почитателей икон. Нередко его императорское правление иконы, как живых людей, брали при крещении в восприемники, счищали краску икон и полагали в Святую Чашу во время Евхаристии для «большей духовной силы», просто пили иконописную краску, служили Литургию на иконах, а не на Престоле и так далее. Лев Исавр «начал за здравие, а закончил за упокой» - ибо такова логика всякого «борчества» против вещественной святыни в Церкви. И тому есть догматическое обоснование. Страшные преступления совершил против Бога император Лев! Именно при его гонениях, Божия Матерь прославила свой Лик, получивший наименований «Иверской иконы». Начали повсеместно закрывать храмы, устраивая в них порой казармы и общаги, выбрасывать святые мощи, сжигать иконы, изгонять монахов из обителей.

За хранение, а тем более писание икон, полагались грозные государственные кары, штрафы и лишения. Особую огласку получила история с осквернением мощей Евфимии Всехвальной. Император поругал мощи, а Бог их прославил «паки и паки».

Из жития Евфимии Всехвальной

Приводим отрывок в редакции святителя Димитрия Ростовского, как есть.

"Видя и слыша о чудесах от честных мощей святой великомученицы Евфимии, он терзался в душе от зависти, но не осмеливался ничего дурного с ними сделать, боясь народного восстания и мятежа. Он выдумал такую коварную вещь. Он пошел ночью с своими единомышленниками тайно в церковь святой Евфимии и открыл гроб ее, которого не могли открыть персы: попустил Христос Бог рукам зловерных христиан коснуться честных мощей невесты Своей, которые сохранил неприкосновенными от неверных язычников. Персы грешили в неведении, а христиане отважились на злодеяние, зная, что делали; попустил им Бог, к большему их осуждению, совершить бесчестие святой. Злочестивый царь, открыв гроб, вынул оттуда с деревянным ковчегом чудотворные и нетленные мощи святой Евфимии, а вместо них положил какие-то гнилые, вонючие кости, которые нарочно приготовил для этого, и опять накрыв доской, ушел, унесши с собою воровским образом те честные мощи и положил их в одной из комнат царского дворца. Сестры же его и дочери тайно приходили к святым мощам, кадили благовониями, освещали свечами, почитая их и с любовию поклоняясь им. Но вскоре узнал про то злочестивый царь и тотчас взял ковчег с мощами и ночью бросил его в море. На утро, собрав толпу зловерных, он стал смеяться в лицо над правоверным народом, глумясь и укоряя мощи святой великомученицы:

Ступайте, глупые, посмотрите на обман, которым вас прельщают, называя нетленными и чудотворными мощи славной Евфимии, откройте гроб и посмотрите, правда ли это.

И тотчас послал своих приближенных с народом открыть гроб. Пошли, открыли и увидели все гнилые, вонючие кости. Еретики тогда начали смеяться и глумиться над правоверными, называя их поклонниками гнилых костей; правоверные же удивлялись такой неожиданности, недоумевали, стыдились, жалели. Тогда многие подумали о всех чудесах святой, что это был обман, плевали на те гнилые кости, выбросили их вон, а также и тот мраморный гроб вытащили из церкви, и храм Божий обратили в мерзость запустения; его подвергли большому поруганию, и церковь та стала как какой-нибудь пустой вертеп, или скотское стойло, или даже хуже, потому что там было место для всякой скверности и нечистот. Потом внутри церкви кузнецы устроили кузнечные печи и стали заниматься там своим ремеслом (Не напоминает, как во время советской власти в храмах устраивали гаражи и МТС? Один в один! Истинное лицо икноборчества есть воинствующий атеизм ); и где прежде слышалось пение божественных славословий, оттуда стали раздаваться звуки молотов, ударяющих по железу на наковальне, послышались нелепые голоса сквернословия и бесчинный говор людей. Эти ремесленники жили в пустой церкви с женами и детьми, а в святом алтаре, как в закрытом месте, устроили себе отхожее место; и долго терпел Бог такие дела людей, такое осквернение Его святыни, пока не погубил злых злом, воздвиг опять православие, очистил и освятил Свое место, сделав его опять селением славы Своей".

Замахнулись некоторые даже на вещественность Литургии, вдруг «увидели» в ней пантеистические отголоски. Иконоборцы привнесли в свою ненависть ко всему вещественно-святому древнее учение криптоспиритуализма, основанного в свою очередь на дуалистических религиозных основаниях - в мире правят два Бога: Духовный и Материальный, Свет и Тьма. Они посчитали, что лучше немедленно отсечь «темную материю» и всецело отдаться «духовной» стороне веры. Но не заметили главной беды, своими, как раз вполне языческими дискурсами, они - криптоспиритуалисты, ненавистники одухотворенной материи - ниспровергали вместе с иконами и Тело Христово, развоплощали Церковь! Следуя их доктрине, придется признать, что мы не спасены Богом и «все есть призрак», сообразному этому, не только иконы, становятся не нужны пост, молитва, крест и всякое другое внешнее благочестие.

Спор об иконах совсем не об иконах, а о самой жизни Церкви Христовой, о ее способах, дарованных Христом, проявлений в мире. Собор 787 года, восстановивший иконопочитание объявлял во всеуслышание вселенское, что Церковь, как Живой Соборный организм имеет право прославлять Бога звуком, словом, медью и красками! Как сказал А. Хомяков: «Собор даровал свободу Богопоклонения всеми средствами, какие любовь может внушить единодушию верующих». Иконоборческий собор 754 года действовал противоположено. Он сходу отверг всякое человеческое искусство и богословие, как способы выражения Веры, Надежды и Любви!

« Мы придем к странным выводам, если подобно иконоборцам будем отвергать религиозное искусство и вещественную святыню. Значит плотник, вытачивающий крест должен назваться «жалким плотником»? Каменщик, высекающий святой Престол должен наименоваться «жалким каменщиком»? Не следует ли, по их мнению, бросить всякое знание и художество, дарованное Богом, ради Славы Его? Неужели иконоборцы не знают, что Бог еще в Ветхом завете освятил искусство, повелевая Весселеилу приготовить все нужные украшения для скинии?» - удивлялся один из религиозных русских авторов.

Таким образом, иконоборчество - это логический путь к духовному и культурному нигилизму. Собор Торжества Православия 843 года, напротив, есть гимн в честь Церкви и культуры, гимн свободе человека, свободно воспевающего Бога-Творца! Наш мир не просто среда выживания, временная база на выжженной земле. Он есть Дар Божий, посредством которого люди могут служить Богу и благодарить Его за эту возможность. Мир, даже после грехопадения, не утратил своего Евхаристического природного вектора.

Мы идем Великим постом от теории Торжества Православия к практике Пасхи, к полноте Жизни Христовой! А если так, то значит «теория верна» и мы на верном пути. Наша задача не сохранить «учение», а наполнить его своим дыханием, своей «плоть и кровью», обновленной постом и молитвой.

В первую неделю Великого поста христиане всего мира отмечают праздник Торжества православия. Чин совершается в воскресный день, во всех храмах идут праздничные богослужения.

Праздник Торжества православия

Ежегодно произносится во имя праздника Торжество православия митрополит Кирилл традиционно совершает богослужение в московском Храме Христа Спасителя. После этого Святейшим Патриархом совершается особый чин, который был введен в XI веке преподобным Федосием Киево-Печерским.

В далеком VIII веке нашей эры произошло событие, которое не только вернуло верующим возможность открытого почитания икон и изображений святых, но и стало свидетельством восстановления единства Церкви, а также победы над ересью и инакомыслием. Произносимая в праздник под названием "Торжество православия" проповедь Патриарха раскрывает всем нам глубокий смысл этого события.

История праздника

Исторические хроники свидетельствуют о том, что основанное на Священном Писании почитание икон оставалось неприкосновенным христианским обычаем до VIII века нашей эры. Но византийским императором Львом III Исавром был наложен запрет на почитание святых образов. Уничтожались тысячи изображений, икон, изваяний святых по всей империи. Истинно верующие христиане, монахи и простые православные подвергались гонениям и жестоким расправам. Их заключали в темницы, подвергали мучениям, казнили.

Икона - идол или святой образ?

Изображение, символизирующее торжество православия, - икона праздника - является настолько красноречивым и откровенным, что не оставит равнодушными даже самых далеких от религии и непосвященных людей. Это относится практически к любым церковным образам. Трудно представить, что в древние времена у кого-то поднималась рука осквернять иконы. Может быть, поэтому святые образы настолько глубоки и так трогают сердца людей, что пропустили через себя весь ужас вандализма и изуверства?

Важнейшей причиной отвержения икон было отрицание самой веры в то, что Сын Божий приобрел человеческий облик и спас весь мир от уничтожения. Появление Иисуса визуализировало божественный дух, Бог стал близким и доступным для людей, появилась возможность изображать его и запечатлевать. Бог терял ореол недоступности и бестелесности и, по всей видимости, становился более близок к народу, чем все остальные. Но в Священном Писании было сказано, что сотворение кумиров - это грех, многие духовные лица были против изображений святых. Последователи этой теории, правители и императоры, возможно, взяв на вооружение теорию о греховности сотворения кумиров, обязывали людей верить в недопустимость церковных изображений, а тех, кто не следовал этим запретам, лишали жизни.

Изготовление икон

В создании икон присутствовал ритуал. При возведении Иверского монастыря на Валдае было принято решение об изготовлении для нового храма списка с Список делался очень тщательно, с соблюдением особой технологии. Братство монастыря в молитвах святило воду, поливало ей кипарисовую доску для написания образа. Далее эту воду смешивали с красками, изограф начинал писать образ, сопровождая написание молитвой и постом.

Режим иконоборства

Все это напоминало какой-то ритуал идолопоклонничества. Поэтому многие церковные лица приняли сторону иконоборцев. Император Феофил, иконоборец, правивший Византийской империей до 842 года, не стал исключением. А его супруга, царица Феодора была истинной христианкой.

Первый праздник Торжества православия

Существует версия, что однажды, на двенадцатом году правления, император сильно заболел и, осознав свои грехи, раскаялся в уничтожении святых образов. Супруга с молитвой возложила на него образ Богородицы, поцеловав который, император почувствовал себя намного лучше.

Тем не менее болезнь не отступила, и после смерти императора Феофила его супруга, которая исполняла роль регента при малолетнем императоре Михаиле III, наложила запрет на гонения христиан и уничтожение икон. Царица отдала приказ Патриарху Константинопольскому Мефодию о проведении Собора, и в первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 года, в Храме Святой Софии все православные епископы были созваны на торжественное богослужение. Участники Собора записали в еретики и покойного императора, но спустя какое-то время его имени в списке не оказалось.

Все духовенство и простые миряне во главе с самой царицей вышли на улицы Константинополя с иконами в руках. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, который выступал за уничтожение икон, считал почитателей икон еретиками и уничтожал их. Это событие послужило началом ежегодного совершения чина Торжества православия, который является важнейшей датой православного календаря и в наши дни.

Смысл праздника

Но не сразу наступило настоящее торжество православия, история праздника хоть и началась с восьмого века, но процесс гонений христиан продолжался до середины IX века. Только тогда иконопочитатели были освобождены из тюрем, возвращены в свои епархии, а тем, кто потворствовал иконоборческой деятельности, было предложено либо принять иконопочитание, либо прекратить службу в церкви.

День, когда празднуется Торжество православия, знаменуется не только победой церкви над поборниками икон. Победа значила для христианской церкви возможность полноправно проникнуть в глубину сознания людей истиной, очистить их разум, дать им возможность встать на истинный путь. Церковь праздновала торжество над всеми ересями, заблуждениями и разногласиями.

Был установлен чин Торжества православия, особая служба, в ходе которой описываются постановления всех благословляются иконопочитатели, выражается почтение умершим правителям, патриархам, а позже стали включаться тексты с православными догмами.

Чин анафематствования

Торжество православия знаменуется богослужением, которое включает в себя особую часть - чин анафематствования, то есть перечень действий, которые ведут к отлучению от церкви. Тем самым церковь предупреждает всех верующих, как недопустимо поступать, а тем, кто совершил подобные прегрешения, провозглашается анафема.

В самом начале в чине торжества православия всего было 20 анафематствований, а список лиц, которые были подвержены анафеме, составлял до 4 тысяч человек. В разное время в список попали архимандрит Юрьева монастыря Кассиан, Степан Разин, протопоп Аввакум, писатель Лев Толстой, монах Филарет, Глеб Павлович Якунин.

История совершения чина анафематствования

Чин православия совершался перед и Божией Матери в кафедральных соборах. В конце XVIII века, в 1767 году, в чин православия были внесены изменения и дополнения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил внес коррективы, исключив множество имен. Спустя 100 лет чин был еще сокращен. До 1917 года в нем остались 12 анафематствований, то есть предупреждений о том, за что человек может быть отлучен от церкви, а все имена из него были исключены. В 1971 году со старообрядцев была снята анафема и их вернули в лоно церкви.

Церковное духовенство подчеркивает, что предание анафеме - это не проклятие. Покаявшийся человек может вернуться в церковь, и он будет принят, если найдется достаточно доказательств искренности его покаяния. Анафема может быть снята посмертно.

На сегодняшний день анафематствования обычно не включают в чин Торжества православия, они присутствуют только на архиерейских службах.

Образ великого праздника

Икона «Торжество Православия» была написана в XV веке в Константинополе (сегодня это город Стамбул). Оригинал святого образа находится в Британском музее Лондона.

Описание иконы "Торжество православия"

Как символ глубины, сложности и неоднородности такого праздника, как Торжество православия, икона, посвященная ему, изображает не одного мученика, а нескольких и состоит из двух частей. В верхней части композиции изображена Одигитрия (Путеводительница), любимая икона греков. Богородица указывает на своего сына, Иисуса, который сидит у нее на коленях, и ее образ печален, поскольку она уже знает, что ждет его в будущем. Считается, что оригинал Одигитрии писал с натуры святой Лука. Долгие годы иконописные изображения уничтожались, а икона "Торжество Православия" представляет собой икону в иконе, подчеркивая, что иконы теперь не вне закона, что писать их можно и уничтожать их никто не будет.

Вверху художник изобразил императрицу Феодору с сыном Михаилом. В нижнем ряду икона "Торжество православия демонстрирует людей, которые приняли мученическую смерть во имя иконопочитания. Справа от престола стоит святитель Мефодий, а также преподобный Феодор Студит. Икону с изображением Иисуса Христа держат святой Феофан Сигрианский Исповедник и Стефан Новый, монах. Справа от них епископ Никомидийский Феофилакт Исповедник, братья, Феодор и Феофан Начертанные (император Феофил велел на лицах братьев начертить стихи в знак их неповиновения иконоборчеству). Слева от Престола мученица Феодосия обнимает икону Христа. Согласно историческим фактам она приняла смерть, не позволив солдату сбросить образ Спасителя с константинопольских ворот.

Икона "Торжество православия", фото и оригинал, передает единство и сплоченность изображенных на полотне мужчин. Действительно, у всех них присутствуют бороды, и одеты они в одном стиле. Соблюдая такую идентичность, художник, видимо, хотел подчеркнуть, что количество иконопочитателей очень велико, много народу до сих пор обращено к святой и чистой вере.

Глубокий смысл иконы

Если приглядеться более внимательно, икона "Торжество православия", на первый взгляд, имеет некоторые неточности. Любопытной деталью стало то, что иконописец XV века изобразил людей, живших в девятом веке. Почему их вспомнили посмертно? Дело в том, что в XV веке у Византийской империи достаточно сильно сократились границы. Империя беднела, терпела набеги врагов, в том числе мусульман, которые были яростными поборниками любых изображений людей в качестве святых образов. Византийцам ничего не оставалось, как просить о помощи в поставке оружия и средств у европейских соседей, в частности у Франции, чтобы защититься от мусульман. Но французская сторона отказала им.

Оказавшись без защиты и средств, византийцы решили написать икону в качестве своего последнего шанса, последнего обращения к тому времени, когда империя была богатой и могущественной. Изображение того времени было попыткой доказать самим себе и уверовать в то, что мощь империи еще не иссякла. И поэтому художник изобразил людей из прошлого, девятого века, символизирующего процветающую империю. Византийский народ, как и все истинно верующие христиане, считали, что святой образ им обязательно поможет выстоять и вновь вернуть свои утраченные позиции.

К сожалению, это не помогло, великая империя пала, но не был сломлен сильный дух людей, истинно верующих в святость Бога, в то, что он спасет своих детей, которые преданы ему до глубины души.

Что можно сказать детям о празднике?

Первая, самая строгая неделя Великого поста заканчивается праздником "Торжество православия". Проповедь священника, молитва и искренняя вера помогут выдержать весь пост целиком. Если пост соблюдается верующим православным по всем канонам, то после строгого воздержания приходит ощущение легкости и радости по поводу проделанного отрезка пути. И этот путь человек не просто преодолел, а стал лучше, пройдя его. Особенно если воздерживался не только от принятия пищи, но и не грешил, избегал конфликтов и ссор с ближними, родными людьми, наполнял их сердца своей заботой и любовью.

Хорошо, если Торжество православия для детей станет таким же важным праздником, как для взрослых. Раньше в школах преподавались предметы, на которых дети учились церковному этикету, изучали Священное Писание. Сегодня этого нет, но они должны понимать ключевые моменты хотя бы для общего развития. Если до современного подрастающего поколения правильно донести смысл понятия «торжество православия», история праздника для детей окажется очень интересной и глубоко тронет их сердца, конечно, если они искренне веруют в Бога с малых лет и не отделяют себя от церкви. Ведь оно начинается у каждого человека в его сердце.

Праздник, знаменующий торжество православия для детей и взрослых, должен изначально зарождаться в душе каждого человека подобно искренней и горячей молитве и посту. Если человек идет по пути верования, его душа наполняется счастьем, любовью, ощущением причастности к чему-то истинному и вечному. Можно сказать, что каждый из нас может отмечать свой личный праздник Торжества православия не раз в год, а гораздо чаще, если выберет правильный, чистый путь любви и добра.

«Торжество Православия» - этот праздник Православной Церкви совершается в первое воскресенье Великого поста. Он установлен Константинопольским собором, созванным в 843 году императрицей Феодорой, для восстановления иконопочитания в Православии, после длительного периода иконоборчества - ереси, которая возникла еще в IV веке, но была законодательно закреплена указом императора Льва III в 726 году. Согласно указу запрещалось почитание икон, и отмена их сопровождалась конфискацией, в сущности, разграблением сокровищ церкви и передачи их светской знати, что существенно ее обогатило.

Само явление иконоборчества исходило из ереси монофизитства, отрицавшей двойственность природы Сына Божия и вместе с тем Сына человеческого, что противоречило самому принципу троичности, закрепленному Символом Веры в Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Отрицание этой ересью одновременно чувственной и сверхчувственной природы Христа разделяло Дух и материю, лишая христианского человека личной возможности обращения к Первообразу через его икону, через церковное богослужение в храме.

Против этой антитринитарской позиции выступали такие святители как Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, другие. Иконоборцы не видели в иконе высокий одухотворенный символ, живой образ, а лишь его материальное подобие, и говорили о почитании икон, как об идолопоклонстве. На деле же, исторически, эти сто с лишним лет стали еще одним тяжелейшим испытанием для христиан, сравнимым по тягости и лишениям только с гонениями на них во времена римского язычества. Христиан, не желавших отказаться от почитания иконы как образа Господня, Богоматери и святых наших жестоко преследовали, заключали в темницы, мучили, казнили. Иконы, книги - сжигались.

Несмотря на то, что примерно пятьдесят лет спустя после указа императора Льва VII Вселенским собором 787 года иконопочитание было закреплено окончательно, а иконоборцы потерпели моральное поражение, полное освобождение христиан из темниц и возврат всех позиций случилось лишь после Торжества Православия в середине IX века.


Дата празднования Торжества Православия в 843 году пришлась на первое воскресенье Пасхи, по разным данным - 19 февраля или 11 марта. В этот день весь священный синклит во главе с Патриархом Мефодием, царем Михаилом и его матерью императрицей Феодосией при огромном стечении народа прошли с иконами, Честным Крестом и Евангелием от храма до ворот дворца с Господней молитвой «Господи, помилуй!», где совершили Божественную литургию. Иконы были возвращены церквям, богослужения восстановлены, а праздник Торжества Православия было отныне установлено совершать в первое воскресенье Великого поста навеки. Императрица Феодосия произнесла тогда: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Матери Его, да будет проклят!», что и положило, очевидно, начало чину анафемствования - отлучения от Церкви.

Чин Торжества Православия в основном сложился к XI веку, в нем провозглашалось Торжество Веры Истинной над всеми ересями, утверждались вновь постановления предыдущих семи Вселенских соборов. Также внутри этой части богослужения совершается чин предания анафеме тех, кто имел особые прегрешения перед Православной Церковью. Сразу скажем, что предание анафеме - не закрывает возвращения преданного анафеме бесповоротно. Для покаявшихся и на других основаниях анафема может быть снята, даже после смерти. Пример тому важное событие для Русской Церкви - снятие в 1971 году анафемы со старообрядческой церкви.

В России этот чин Торжества Православия введен преподобным Феодосией Киево-Печерским в XI веке по образцу Алексеевского монастыря Константинополя.

Чин Торжества Православия в наше время сохранился в Русской Православной Церкви с 1917 года. Сегодня мы вспоминаем всех, кто противостоял ересям против Православия. Они, отрицая ереси, одновременно свидетельствуют о нашем единстве с Господом духом и телом, закрепленном Символом Веры. Подтверждаем мы это и, проходя испытания сорока дней Великого поста, следуя за Ним всей памятью в Страстную седмицу, чтобы с великой радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения.