Самые мощные бомбардировщики в мире. Лучшие бомбардировщики в мире


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.

Бомбардировщиками называют военные самолеты, предназначенные для поражения наземных, подземных, надводных и подводных объектов средствами бомбового или ракетного вооружения. На данный момент существует множество моделей самолетов подобного типа, а их история начинается еще с 1911 года. На вооружении разных стран несут боевое дежурство три бомбардировщика, считающиеся самыми мощными летательными аппаратами такого класса.

Эта модель является самым скоростным самолетом с винтовыми двигателями и единственным в своем роде бомбардировщиком серийного производства на турбовинтовой основе. Он стал символом приоритета во время холодной войны . Хоть он и совершил первый полет в 1952 году, до сих пор считается одним из самых современных бомбардировщиков в мире, к тому же было установлено множество модификаций. Бомбовая нагрузка самолета составляет 6 тонн, в определенных случаях получится нести на себе даже 12 тонн и более. Возможно размещение ядерных авиационных бомб калибром до 9000 килограммов.

ТУ-160

B-52

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Последнего столетия.

На этот раз американских и британских военных экспертов попросили оценить самолеты-бомбардировщики . Оценка выносилась по таким критериям, как "грузоподъемность", "маневренность", "скорость" и прочим. При этом оговаривается, что каждый самолет сравнивался с другими и оценивался, исходя из технических требований своего времени.


1. Boeing B-52 - "Stratofortress"

Максимальная скорость – свыше тысячи км/ч, дальность полета без дозаправки – 12800 км, грузоподъемность – три с половиной тонны. Этот американец - явно самый смертоносный бомбардировщик в мире. Эта "крепость" может также транспортировать ядерное оружие, крылатые ракеты и точечные бомбы. Самолет играл значительную роль во время Холодной войны, американцы использовали его и для нападения на Вьетнам. В ходе последних боев в Афганистане и Ираке он также весьма успешно поражал вражеские цели. Несмотря на то, что он построен по технологии 50-х годов, B-52, вероятно, будет служить родине еще лет сорок.


2. Nothrup Grumman B-2 - "Stealth"

Продукт самых передовых технологий. Покрытый специальным соединением и секретной краской, он почти невидим для радара. B-2 чаще всего путают с НЛО. Базируется в США, но, учитывая возможность дозаправки, может поразить любую цель в любой части мира. Стоимость его также является уникальной – каждый самолет оценивается в 2,2 миллиарда долларов.


3. Boeing B-29 - "Super Fortress" ("Летающая суперкрепость")

"Герой" второй мировой войны. Больше всего он известен как участник нападения на Хиросиму и Нагасаки. Дальность полета этого бомбардировщика без дозаправки – 5600 километров. Максимальная скорость - 570 км/ч. Он также мог доставлять огромные грузы и был вооружен 12 пулеметами. Для своего времени самолет был весьма "продвинут". Примером тому может быть особый аэродинамический фюзеляж, а кабина пилота - непробиваема для пуль.


4. De Havilland Mosquito - "Москит"

Прозванный "деревянным чудом", двухмоторный бомбардировщик "Москит" был универсальным самолетом, использовавшимся во Второй мировой войне. Он был, возможно, также и самым быстрым – мог обогнать любого противника, потому что на нем не было тяжелой защиты. Грузоподъемность модели – чуть менее тонны (позже модернизировали до двух тонн). Благодаря деревянному корпусу, самолет был практически невидим для радаров. К концу второй мировой в мире действовали около сорока различных модификаций этого причудливого самолета.


5. Avro Lancaster - "Ланкастер"

Самый известный тяжелый бомбардировщик Великобритании времен Второй мировой. Его грузоподъемность значительна – 10 тонн. "Ланкастер" атаковал немецкие города, участвовал в различных спецоперациях и был любимым самолетом британских военачальников. Однако за успех этого бомбардировщика пришлось заплатить жизнью многих членов экипажей, погибших за время войны.


6. Boeing B-47 - "Stratojet"

Когда в 1947-м году B-47 впервые поднялся в воздух, проектом были довольны лишь несколько человек из компании Boeing и американских Воздушных сил. Для создания крыльев этого самолета использовали необычную технологию, позаимствованную у нацистов. Кроме того, в самолете было странное трехколесное шасси, поглядев на которое, многие военные решили, что жизнь самолета ограничится экспериментальными полетами.

Но к середине 1948 года стало ясно, что самолет намного превосходит своих современников. Он устанавливал один скоростной рекорд за другим, и в течение нескольких лет был основной боевой силой Стратегического авиационного командования. Затем таких самолетов построили более двух тысяч. B-47 служил сдерживающим фактором против начала ядерной атаки в первые годы Холодной войны.


7. Ту-95 - "Атомный медведь"

Этот огромный советский бомбардировщик по кличке "Медведь" был разработан, чтобы доставить четыре атомные бомбы на американский континент. Он был показан в 1955 году в Москве на авиашоу. Американские конструкторы сразу поняли, что Россия отстает в строительстве бомбардировщиков. Тем не менее, "Медведь" был высшим советским достижением в военной авиации, но все же обладал значительной мощью и целых три десятилетия был основной угрозой Западу.


Многие эксперты отметили, что это важнейший немецкий бомбардировщик времен Второй мировой войны. Он использовался на всех линиях фронта без исключений. Универсальная компоновка позволила объединить в бомбардировщике множество функций. Он оказался тяжелее, чем его некоторые соотечественники, но, несмотря на это, был самым быстрым в нацистской армии. Вооруженный семью пулеметами, самолет представлял реальную угрозу для противников.


9. Handley Page 0/100

К началу Первой мировой войны самолетостроению исполнилось лишь 10 лет, но технологии развивались в бешеном темпе. Первый тяжелый бомбардировщик Великобритании, HP 0/100 был использован при защите Лондона от немцев в "битве за Британию". Оборудованный двумя двигателями от завода Rolls Royce, бомбардировщик справлялся со своей задачей с необычайной легкостью.


10. Boeing B-17 - "Flying Fortress" ("Летающая крепость")

В 1937 году авиакомпания Boeing построила первый американский цельнометаллический тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями, который сразу стал легендой. Вооруженный 13-ю пулеметами, B-17 подтачивал нацистскую военную машину, нападая на самые защищенные цели в оккупированной Европе. Неся беспрецедентные потери, молодые американские летчики совершали на этих самолетах до 1000 вылетов в день.

16 августа 1981 года на вооружение ВВС США поступил первый бомбардировщик B-52G, способный нести крылатые ракеты. Самолет представлял собой модификацию первого самолета B-52 и мог размещать в фюзеляже 12 крылатых ракет, несущих ядерные боеголовки.

B-52G создали для того, чтобы продлить срок эксплуатации самолетов серии B-52 до принятия на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков B-58 Hustler. После модификации у B-52G увеличился взлетный вес на 17 235 кг. Под крылом были размещены два внешних топливных бака на 2650 л каждый.

Позднее этот самолет мог нести уже не 12, а 20 крылатых ракет класса «воздух — поверхность». Их боевая часть могла нести обычные фугасные или ядерные заряды. Эти ракеты после пуска могут самостоятельно пролететь до цели 160 км.

SmartNews составил список самых лучших современных бомбардировщиков.

Видео

Видео: Brian Lockett

NORTHROP B-2 SPIRIT

B-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолет покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». Бомбардировщик может нести до 27000 кг различного вооружения. B-2 может пролететь без дозаправки 11100 км, и нести при этом 16 ядерных ракет.

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. Однако после расследования катастрофы полета B-2 были снова возобновлены.

Видео

Видео: TurbojetAquila

ROCKWELL B-1 LANCER

Этот самолет создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако, в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. На 2010 год на вооружении ВВС США состояло 64 бомбардировщика B-1B.

B-1B представляет собой самолет длиной 44,81 м, высотой 10,36 м, размахом крыла 41,67 м (23,84 м при максимальной стреловидности). Максимальная взлетная масса — 216,365 т, вес пустого самолета — 87,09 т, максимальная внутренняя боевая нагрузка — 34,019 т, внешняя — 31,752 т, максимальный вес топлива — 88,45 т. Максимальная скорость полета — 1,25М, перегоночная дальность 12 тыс. км.

Видео

Видео: f39eagle2

ТУ-22М3

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.

Для выполнения боевых задач самолет может нести до 3 сверхзвуковых управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-22МА, до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС противника, а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески.

В качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до 4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и радиолокационному каналам) управлением.

Видео

Видео: periskopspb

Ту-22М3: от взлёта до посадки

ТУ-95МС

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Вплоть до наступления эры реактивной авиации, а это без малого половина века боевой авиации, самолета прямо зависела от размаха его крыльев. Имелся у «ширины плеч» аэроплана и еще один весомый плюс – с появлением подвесного вооружения способность техники нести смертоносный груз кардинально пересмотрели. Самые лучшие бомбардировщики мира вошли в историю как гиганты, чьи огромные крылья заслоняли от врага солнце, наводя ужас до того, как начнут падать бомбы.

1

В 1941-ом году американские военные решили, что если Британия, этот «природный авианосец», будет оккупирована, им потребует гигантский бомбардировщик, способный достать фашистов и за Атлантикой. Позже, благодаря 70 м крыльям и потолку полета в 15 км, «Миротворец» худо-бедно угрожал СССР, неся в чреве ядерные заряды. Интересный факт – Convair B-36 послужил прототипом для атомолета, воздушного судна с атомной силовой установкой, но эксперимент провалился.

2


Обладатель сразу двух довольно спорных рекордов – самый тяжелый самолет времен Второй Мировой войны и самый крупный летательный аппарат, уничтоженный в ходе ее же. Blohm & Voss BV 238 был гигантской экспериментальной летающей лодкой с размахом крыльев 60 м, способной нести бомбы и торпеды или же доставлять к месту назначения диверсантов сразу с легкой техникой. Пал в неравном бою против 6-ти британских истребителей.

3


В годы Холодной войны перед инженерами Boeing была поставлена практическая задача – создать бомбардировщик, который сможет с территории США доставить 2 термоядерные бомбы в любую точку СССР. Те пошли дальше и их задела хватило не только на весь XX век, различные модификации B-52 планируют оставить на вооружении вплоть до 2040-го года. Размах крыльев «суперкрепости» достигает 56 м и она может нести 31,5 т бомбовой нагрузки.

4


«Изделие 70», он же «Blackjack», он же «Белый лебедь» – самолет, обладающий самым длинным списком заслуженных титулов в истории бомбардировочной авиации. Крыло этого реактивного гиганта построено по принципу изменяемой стреловидности, его длина варьируется от 55 до 50 м. Самолеты Ту-160 стали первоочередной мишенью западной военщины и едва пережили развал социалистической империи, в которой их создали. Всего в мире осталось 16 таких машин, но существуют планы довести их численность как минимум до 50-ти.

5


Бомбардировщик-невидимка, первый серийный самолет в данной категории и, вероятно, последний. Причина прозаична – ценник $1,157 млрд. делает его самым дорогим летающим средством в истории. Это в десятки раз дороже среднестатистического полета в космос с полезной нагрузкой, при этом 52-м «летающее крыло» обладает довольно таки противоречивыми летными характеристиками. У каждого из 21 самолета B-2 Spirit есть собственные имена, посвященные отдельными штатам США.

6 М-4


Самолет создавался как конкурент сразу двум, в будущем ставшими легендарными бомбардировщиками, советскому Ту-95 и американскому B-52. Благодаря прижатым к фюзеляжу турбореактивным двигателям, его крылья были «аэродинамически чистые» и раскинулись на 50 м. Модель оказалась очень невезучей, на испытаниях постоянно притягивала к себе неприятности и собрала печальный урожай человеческих жертв. В конечном итоге требования понизили и переделали М4 в топливозаправщик.

7


В массовой культуре данный самолет часто путают с его предшественником, моделью B-17, доминирующим бомбардировщиком Второй Мировой войны. Их крылатые полчища стерли с лица земли германские города и вызвали рукотворное огненное торнадо в Дрездене. Достижения Boeing B-29 куда скромнее – они сбросили «Малыша» на Хиросиму и «Толстяка» на Нагасаки, проведя первую в истории атомную бомбардировку. Стратегический бомбардировщик с размахом крыла 43 м подошел для этой цели идеально.

8


Детище концепции скоростного прорыва ПВО противника на сверхмалых высотах, с огибанием рельефа – полная противоположность классическим бомбардировкам с высоты. B-1 имеет крыло изменяемой стреловидности размахом 41 м, что позволяет ему пикировать на скорости вдвое быстрее звуковой. А 34 тонны различных бомб и ракет превращают его в символ американской военной машины – эти самолеты участвовали во всех крупных войнах с конца прошлого века.

9


Летающая лодка Императорского флота Японии, по совместительству – морской стратегический бомбардировщик с размахом крыла 38 м. H8K было неплохо адаптирован для водной среды и нес внушительные по тем временам 2 тонны бомб, но когда настало время бомбить Перл-Харбор, оба отправленных самолета с позором промазали из-за тумана. После этого гиганта стали преимущественно гонять в дальнюю разведку, благо, позволял запас топлива, а аэродром служил весь океан.

10


Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, способный охотится за авианосцами, одним ударом уничтожить целую танковую колонну, уходить от истребителей или высыпать со звенящих высот на беспечного врага 24 т смертельных подарков. В реальности повоевать Ту-22М почти не удалось, но он стал своеобразной испытательной площадкой – на этих самолетах обкатывали первые отечественные бортовые компьютеры. Один из немногих в мире тяжеловесов с изменяемой геометрией крыла, которое размахнулось на 34 м.