Тайны парижских подземелий. Катакомбы парижа

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбахпокоятся останки почти шести миллионов человек.
История каменоломен
Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.
Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже - при Людовике XIV - привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью. Самыми опасными местами были «пригород Святого Виктора» (от восточной окраины Рю-дез-Эколь на юг до Жоффруа Сент-Илер), улица Сен-Жак, и наконец, пригород (тогда небольшой город возле замка) Сен-Жермен-де-Пре.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.
История оссуария
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Место входа
Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (фр. Denfert-Rochereau) (ориентир - знаменитый лев работы скульптораБартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.
Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.
Некоторые факты

  • В подземные галереи было проведено электричество. Император Наполеон III любил принимать здесь важных гостей.
  • Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария.
  • Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.
  • Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо, напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой башни, открылось кафе под названием «Катакомбы».
  • Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 годауровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.
  • Во время Второй мировой войны на левом берегу Сены, в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. Всего лишь в 500 метрах от него, в августе 1944 года, располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
  • В период холодной войны в подземных галереях Парижа были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.
  • Здесь захоронены: Жан Батис Кольбер, Марат, Максимилиан Робеспьер, Николя Фуке, Лавуазье, Паскаль, Шарль Перро, Франсуа Рабле.

— это обширная сеть рукотворных тоннелей под Парижем, с останками миллионов парижан. Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

Как попасть в самую противоречивую достопримечательность Парижа, читайте ниже.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали. Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду. На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

Статья отредактирована 10.12.2017

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели?

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках , на территории современного Люксембургского сада. Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день . Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости?

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году , когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра . Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни. От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов . Воздух очень влажный. Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались. Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort

Остановись! Здесь царство Смерти. В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

Экскурсия с гидом (по-русски)

Приключения в парижских катакомбах

Побывать в царстве мёртвых можно в сопровождении гида. На экскурсии вы узнаете историю этих мест начиная с глубокой древности, когда нынешний Париж был дном моря. Доказательства этого вам покажет гид. Вы услышите интересные истории и легенды о катакомбах.

Стоимость экскурсии 144€.

  • Продолжительность 2 часа
  • Количество человек не ограничено
  • Можно с детьми

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью . Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau .

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы

Вход в катакомбы на карте

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00 , кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета 12€ (в 2016 году).

Сайт парижских подземелий: www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км , прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа разрешается фотосъемка для личных целей, без использования вспышки и штатива.

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже .

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau . Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.

Несмотря на необычность этой достопримечательности, — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено. Удачных вам путешествий!

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Катакомбы Парижа упоминаются во французской и русской литературе, кинематографии, являются объектом массового искусства. Они образовались во время активного строительства Парижа, когда горожанам было нужно большое количество известняка. Его брали на территории города с конца 11 до 18 века, пока не появилась угроза обрушения наземных зданий. Затем их использовали для захоронений людей и останков, свезенных с различных кладбищ Парижа. Сейчас катакомбы являются местом, где демонстрируются человеческие кости, собранные в одном месте в огромных количествах.

Если нужно узнать, как попасть в каменоломни, то вход в них для организованных групп находится в специально оборудованном павильоне. Его можно найти возле станции метро Данфер-Рошро. Ориентиром будет лев работы скульптора Бартольди. Указан вход в катакомбы Парижа на карте города, которую можно купить в газетном ларьке. Туристы могут осмотреть 2 км подземных ходов, специально оборудованных для демонстрации муниципального склепа.

История катакомб

Подземные каменоломни Парижа в конце 18 в. стали использоваться для перезахоронения усопших с кладбища Невинных, которое находилось в районе Les Halles. Это древнее место стало источником инфекции для жителей города, и его решено было расформировать, а кости убрать в древнее подземелье.

Катакомбы Парижа в это время состояли из кирпичной кладки и подпорных галерей и колодцев, из которых добывали известняк и гипс. В них начали сбрасывать кости, и делали это в течение 2 лет. Затем останки 6 миллионов людей были тщательно продезинфицированы. Часть обработанных черепов и костей уложили в виде стен, остальные части скелетов спрятали за ними от глаз посетителей. С этого момента катакомбы стали вызвать любопытство у скучающей светской публики. Кладбище под Парижем посещал Наполеон Третий вместе с сыном и другие известные лица. Постепенно скульпторы стали создавать для этого места барельефы и статуи, что сделало это место еще более зрелищным.

Бато Лавуар

В период Второй мировой войны в части каменоломен был оборудован бункер немецкой армии, а в 500 м от него располагался штаб движения Сопротивления.

В 60 гг. 20 в., когда был период холодной войны, в подземных каменоломнях Парижа оборудовали бомбоубежища, которые могли защитить парижан во время ядерного удара.

Сейчас подземные каменоломни Парижа находятся под угрозой. Их разрушают подземные воды, размывающие основание и крепления, поддерживающие стены подземелья. Некоторые галереи полностью затоплены.

Надпись на входе: «Стоп! Это империя смерти»

Эта страшная достопримечательность Парижа охраняется спортивной полицией и открыта только для организованных групп. Ежедневно ее посещают тысячи туристов, чтобы осмотреть необычное место. Чтобы быстрее попасть внутрь, рекомендуется заранее приобрести билеты. В очереди за ними можно простоять до 4 часов. Касса закрывается в 16 часов, поэтому планировать посещение нужно заранее и идти туда с утра.

Что можно увидеть в этом месте

Отойдя от кассы с билетом, посетитель попадает в коридор, где имеется винтовая лестница, ведущая вниз на 20 м под землю, температура воздуха здесь +14°С и повышена влажность. Такой микроклимат требует теплой одежды.

Парижское подземелье — это длинные узкие коридоры, которые соединяются с другими проходами в виде кольца. На их стенах написаны названия парижских улиц, под которыми проходит посетитель. Все лишние проходы перегорожены, и везде есть сотрудники подземного музея.

Эйфелева башня

В залах установлены отполированные столбы, служащие для поддержки свода. Представлены скульптуры и барельефы, созданные для украшения захоронений. Есть колодец, где добывался известняк для Парижа, и фонтан Самаритянки. Этот древний резервуар был предназначен для сбора воды, нужной каменотесам.

«Фонтан Самаритянки»

Склеп, чем славятся катакомбы, фото которого известны по всему миру, оборудован стенами из черепов и берцовых костей. Посетителей поражает длинный ряд костей, аккуратно уложенных и образующих стену длиной около 800 м и в высоту достигающих потолка подземелья. За ним спрятаны горы человеческих останков.

В склепе установлены 2 колонны черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Там много надписей, в которых написаны слова, предупреждающие о бренности жизни и заставляющие задуматься о простых человеческих ценностях.


На экскурсии с гидом посетители узнают историю этих мест, начиная с глубокой древности, когда место, где расположена столица Франции, было дном моря. Экскурсовод демонстрирует вещественные доказательства этого, что интересно
людям, любящим геологию. Он расскажет интересные истории и легенды, связанные с катакомбами.

В тоннелях нет сотовой связи и элементарных удобств. На выходе досматривают сумки, чтобы туристы не растащили достопримечательность на сувениры. Любители сувенирной продукции в виде черепов могут приобрести ее на выходе из катакомб в киоске.

Субботним утром парижские улицы безлюдны. Магазины закрыты, из булочной доносится аромат свежего хлеба. У светофора мое внимание привлекает какое-то непонятное движение. Из люка в тротуаре вылезает человек в синем плаще. Волосы его заплетены во множество мелких косичек, а на голове закреплен фонарь. За ним поднимается девушка с фонариком в руке. На молодых людях – резиновые сапоги, перепачканные светлой грязью. Парень закрывает чугунную крышку люка, берет девушку за руку и, смеясь, они убегают по улице.

Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает.
У Парижа более глубокая и странная связь с подземной частью, чем у любого другого города. Его подземелье – одно из самых внушительных и неоднородных. Изнанка Парижа – это тысячи километров тоннелей: одна из старейших в мире и очень плотная сеть метрополитена и система канализации. А еще под французской столицей можно обнаружить каналы и резервуары, усыпальницы и банковские хранилища, винные погреба, переоборудованные в ночные клубы и галереи. Но самые удивительные подземные сооружения – старые известняковые карьеры, похожие на запутанную сеть. Они тянутся под множеством кварталов, в основном в южной части города. В XIX веке эти карьеры вырыли для добычи строительного камня. Потом фермеры стали выращивать в них грибы (и собирали сотни тонн в год!). Во время Второй мировой войны карьеры стали частью театра военных действий: в одних районах скрывались борцы французского Сопротивления, в других – строили бункеры немцы. Сегодня заброшенные тоннели исследует другая организация – свободное, никем не возглавляемое сообщество, члены которого иногда проводят не только дни, но и ночи под землей. Это любители подземной жизни Парижа, так называемые катафилы. C 1955 года вход в карьеры запрещен, поэтому катафилами чаще всего становятся молодые люди, живущие на грани закона. Ветераны движения рассказывают, что расцвет его пришелся на 70–80-е годы, когда традиционных парижских бунтовщиков встряхнула панк-культура. Тогда попасть под землю было гораздо проще – оставалось больше открытых входов. Некоторые катафилы, например, обнаруживали, что можно проникнуть в карьеры через забытую дверь в подвале школы, а оттуда пробраться в тоннели, заменившие старые кладбища, – знаменитые катакомбы. В уголках, известных им одним, катафилы устраивали вечеринки, писали картины, принимали наркотики. Под землей царила свобода, даже анархия. Сначала «верхний город» смотрел на все сквозь пальцы. Но в конце 1980-х владельцы муниципальных и частных зданий закрыли входы в большинство подвалов и тоннелей. Их стало патрулировать элитное подразделение полиции. Но избавиться от катафилов не удалось. Те двое молодых людей из люка – типичные любители катакомб. Может, у них было свидание: несколько человек из тех, с кем я исследовал карьеры, познакомились со своими будущими женами в тоннелях, обменявшись номерами телефонов при свете фонарика. Катафилы – лучшие гиды по подземному миру Парижа, о существовании которого большинство парижан лишь подозревает. А между прочим, вагоны метро ходят прямо над костями их предков. Катакомбы. Филипп Шарлье, археолог и эксперт-патологоанатом из Парижского университета, вешает пластиковый пакет на спинку обшарпанного стула и потирает руки. Здесь холодно и темно, как в могиле. На потолке мерцают капельки воды; пахнет плесенью и влажной землей. Нас окружают человеческие останки, сложенные штабелями: стены из черепов и бедренных костей. Шарлье роется в пакете, полном костей, и достает череп цвета пергамента. Из пакета сыплются мелкие кости и грязь. Шестью этажами выше катакомб расположено кафе Монпарнаса, где официанты сервируют столики и пишут мелом на доске меню. Приближается время обеда. В обычный день катакомбы наполнены звуками – эхом голосов и смеха туристов, которые порой выстаивают часовые очереди, чтобы сюда войти. Но сегодня катакомбы закрыты, так что можно разбирать кости в полной тишине.
В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города.
Шарлье снова лезет в пакет и достает из него переднюю, лицевую, часть еще одного черепа. Мы вглядываемся в него. Под глазными впадинами кость пористая и вогнутая. Носовое отверстие расширено и округлено. «Это проказа в запущенной стадии», – бодро произносит специалист, а я задумываюсь о дезинфицирующем средстве для рук. В катакомбах нашли покой около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Скелеты выкопали на переполненных кладбищах в XVIII–XIX веках и буквально забили ими старые тоннели карьеров. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Все останки анонимные и распавшиеся на части. Но Шарлье способен собрать фрагменты истории в единое целое. Болезни и несчастные случаи, вылеченные или запущенные раны, пища, следы хирургических операций – все это помогает Шарлье понять картину былой жизни. «Мальтийская лихорадка!» – восклицает он, вглядевшись в очередной позвонок. Эта болезнь поражает людей, которые находятся в контакте с зараженными животными или их секрециями, например молоком. «Бедняга, должно быть, делал сыр», – предполагает Шарлье. Вскоре он собирается обратно в офис, и у него в ногах будет стоять целый пакет с тем, что осталось от подобных историй. Инспекторы. Весенним утром мы едем в пригород Аркёя. Водитель останавливает машину на оживленной улице. У обочины мои спутники надевают синие плащи, высокие резиновые сапоги и каски. Мы присоединяемся к ним у люка на набережной, заросшей плющом. Под нами – бездонный темный тоннель. Участники группы включают лампочки, закрепленные на касках, и спускаются вниз по лестнице. Это сотрудники Генеральной инспекции карьеров (IGC), которые следят за тем, чтобы Париж не ушел под землю. В конце лестницы мы присаживаемся на корточки в узком переходе, пока геолог Анна-Мари Лепармантье измеряет уровень кислорода в воздухе. Сегодня его достаточно. Мы идем по переходу, согнувшись под низким потолком, словно тролли. По известняковым стенам стекает вода и хлюпает под нашими сапогами. В камнях видны вкрапления – это остатки древних обитателей моря. В скользкой грязи мы находим ржавую подкову – она осталась от тягловой лошади, которая более века назад перевозила здесь строительный камень. Современный Париж стоит на массивных образованиях известняка и гипса. Местный камень использовали еще древние римляне – построенные ими термы, скульптуры и спортивные арены сохранились на острове Сите и в Латинском квартале. Спустя много веков римская Лютеция стала Парижем, каменоломни расширились и углубились, и камень из них служил материалом для строительства самых величественных парижских зданий – например, Лувра и собора Нотр-Дам. Открытые шахты продолжаются сетью подземных галерей. Вначале карьеры располагались далеко за границами Парижа. Но город рос, и часть построек оказывалась прямо над древними тоннелями. Так продолжалось на протяжении нескольких веков, без всякого контроля. Рабочие в карьерах трудились почти вслепую, при свете факелов, задыхаясь от пыли, под угрозой обрушения. Когда карьер истощался, его забивали булыжниками или просто бросали. На поверхности никто не обращал на это внимания. Никто даже не представлял, насколько пористым стало основание Парижа. Первый большой обвал произошел в декабре 1774 года, когда осыпался один из старых тоннелей, поглотив дома и людей в районе нынешней авеню Данфер-Рошеро. В следующие несколько лет случилось множество серьезных обрушений, когда дома погружались в темную бездну. Король Людовик XVI поручил архитектору Шарлю Акселю Гийомо составить карту карьеров и укрепить их. Команды инспекторов начали медленную и кропотливую работу по укреплению тоннелей. Чтобы облегчить ее, они вырыли еще несколько тоннелей, соединивших изолированные друг от друга сети карьеров. Примерно в то же время, когда король решил закрыть и освободить одно из переполненных городских кладбищ, Гийомо попросили разместить где-нибудь старые захоронения. Сегодня Анна-Мари Лепармантье и ее команда продолжают работу первых инспекторов под началом Гийомо. На глубине около 30 метров мы останавливаемся перед опорой из пяти–шести булыжников, возведенной еще в начале 1800-х годов. Огромная черная трещина разрезает потолок над нами. Но опора все еще его поддерживает. «Небольшие обрушения случаются каждый год, – рассказывает мне Анна-Мари. – В 1961-м земля поглотила целый район на южных окраинах, 21 человек погиб». Лепармантье делает какие-то заметки. Под нами пролегает еще один тоннель. Однажды опора обрушится, объясняет нам Анна-Мари, и тоннель, в котором мы стоим, упадет в тот, что под нами. Мы спускаемся еще ниже. В конце коридора садимся на корточки и разглядываем небольшую темную дыру – ради нее мы и шли сюда несколько часов. Протиснуться в отверстие можно с большим трудом – как бы не застрять. Никто из моих спутников не знает, куда ведет этот лаз. Самый молодой из нашей команды свешивается в дыру, его ноги болтаются в воздухе. Я смотрю на Лепармантье: она качает головой, как будто говоря: «Ну уж нет, туда я не полезу». Но вскоре машет мне – добро пожаловать! Некоторые катафилы спускаются под землю лишь время от времени и придерживаются хорошо знакомых маршрутов. Но самые активные пускаются в подземные путешествия гораздо чаще и продвигаются гораздо дальше. Со своими следующими проводниками – двумя молодыми людьми в синих плащах – я встретился в парке. Они прихватили баллон со сжатым воздухом и другое оборудование аквалангистов. Мамы с колясками, проходящие мимо, оглядывали их с подозрением. Доминик – ремонтный рабочий, а Йопи (он назвал лишь свое прозвище) – графический дизайнер, отец двоих детей и опытный аквалангист, ныряющий в пещеры. Мы направляемся под мост, где из тайного хода выбивается холодный воздух. Когда мы приближаемся, из люка, как паук, выбирается покрытый грязью с головы до ног человек. Здесь только что закончилась холостяцкая вечеринка, говорит он. Большая часть подземных ходов зафиксирована на картах. Самые первые, запутанные карты Гийомо, были неоднократно дополнены его последователями, вдобавок к этому современные катафилы составляют собственные карты. Некоторые, как Йопи, проходят большие расстояния, чтобы заполнить оставшиеся белые пятна. Мы преодолеваем множество тоннелей, пока не оказываемся перед своей сегодняшней целью – черной дырой.
Многие приходят в подземелье на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать.
Множество тоннелей усеяно входами в шахты и колодцами. Одни – глубокие, они заполнены водой, другие служат входом в тайные комнаты. Йопи исследовал десятки колодцев, но в этот, по его словам, не забирался еще никто. Вода спокойна, как ледяная гладь, но свет наших фонарей не пробивается на глубину, натыкаясь на изумрудную неподвижность. Йопи проверяет таймер, маску и снаряжение. Потом застегивает каску, зажигает на ней две лампочки и начинает спускаться в темноту. Через несколько минут он появляется на поверхности. Шахта оказалась всего пять метров глубиной, на дне – ничего интересного. Но, по крайней мере, теперь он может дополнить карту. Мы проводим еще несколько часов, бродя по криптам, заполненным заплесневелыми костями, и галереям, расписанным гигантскими яркими граффити. Мы минуем место, где несколько дней назад я свернул не туда и заблудился вместе с парой подземных полицейских, чья работа – ловить Йопи и Домиников подземного мира. Йопи ведет нас в комнату, которой нет ни на одной карте. Он с друзьями несколько лет таскал сюда цемент и перекладывал блоки известняка, чтобы построить скамейки, стол, площадку для сна. Комната получилась удобная и опрятная. В стенах даже прорублены ниши для свечей. Я спрашиваю Йопи, что тянет его под землю. «Здесь нет начальников, – отвечает он. – Многие приходят сюда на вечеринки, кто-то – чтобы рисовать, кто-то – исследовать. Здесь мы можем делать все, что захотим». Внутри клоаки. Автор «Отверженных», Виктор Гюго, назвал парижскую канализацию совестью города – именно там каждая вещь обретает свой истинный облик. В маленьком вагончике, где толпятся канализационные рабочие, готовые выйти на смену в 14-й округ Парижа, Паскаль Киньон, 20-летний ветеран войны, говорит со мной о более конкретных вещах – о взрывпакетах, болезнях, гигантских крысах, которые, по слухам, обитают под Китайским кварталом. Отец Паскаля и его дед тоже работали в канализационных трубах. На узкой улочке мы останавливаемся рядом с книжным магазином: влезаем в белые комбинезоны, натягиваем высокие болотные сапоги, белесые резиновые перчатки и надеваем белые каски. Теплый, густой воздух накатывает из открытого люка. Киньон и его коллеги говорят, что чувствуют запах, только когда возвращаются из отпуска. «Готовы?» – спрашивает он. В полутемном тоннеле по желобу в полу нескончаемым потоком бежит сточная вода. По сторонам желоба – две огромные трубы: по одной доставляется вода для домов и квартир, по другой – для мытья улиц и полива растений. Некоторые из этих тоннелей построены в 1859 году – Гюго тогда писал «Отверженных». На месте пересечения тоннелей стоят сине-желтые таблички с названиями улиц, проходящих наверху. Я, поднимая брызги, прохожу дальше, стараясь не думать о темном потоке у меня под ногами. Киньон и его коллега Кристоф Ролло светят фонарями в трещины и помечают неисправные трубы в схеме на карманном компьютере. «Если будете внимательно смотреть под ноги, можно найти что угодно», – говорит Ролло. Рабочие канализации рассказывают, как они находили драгоценности, бумажники, пистолеты и даже труп человека. А Киньон однажды нашел бриллиант. Сокровище. Под Опера Гарнье – старинным зданием Парижской оперы – есть пространство, в существование которого не все французы верят. В 1860-х годах при закладке фундамента инженеры попытались осушить почву, но в результате заполнили водой под зданием резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. Подземный пруд, фигурирующий в «Призраке Оперы», – дом для нескольких упитанных рыб. Сотрудники оперы кормят их морожеными мидиями. Однажды я наблюдал, как пожарные проводили здесь учения. Они появлялись из воды в блестящих водолазных костюмах, как морские котики, и болтали о морских чудищах. Недалеко от оперы в 1920-х годах целая армия чернорабочих, трудившихся круглые сутки, создала еще одно уникальное подземное пространство. На глубине 35 метров под зданием Банка Франции, за дверями, которые тяжелее, чем вход в космическую капсулу «Аполлона», они построили хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн. Однажды я оказался в этом хранилище вместе с фотографом Стивеном Альваресом. Во всех направлениях залы с высокими стальными решетками забиты золотом. На прутьях решеток, словно мелкий снег, лежит многолетняя пыль. Золото во все времена похищали и переплавляли, так что какой-нибудь из хранящихся здесь слитков может содержать одновременно частички кубка фараонов и слитка, привезенного конкистадорами.
На глубине 35 метров под зданием Банка Франции находится хранилище, где размещен золотой запас Франции – около 2600 тонн.
Служащий банка передает мне один из слитков. Это тяжелый потертый кирпич с глубокой вмятиной внизу. Печать американской пробирной палаты в Нью-Йорке и дата, 1920 год, проштампованы в одном из углов. «Американское золото – самое уродливое», – считает служащий. Он указывает мне на другие слитки, по его мнению, более симпатичные. У них аккуратные края и закругленные, как у батона хлеба, верхушки. Каждый такой слиток стоит около 500 тысяч долларов. Франция понемногу продает часть своих сокровищ, объясняет служащий, но покупатели не хотят брать обшарпанное американское золото. В соседней комнате эти слитки упаковывают и отправляют по секретным адресам, где их переплавляют в более привлекательные формы. В марте прошлого года воры через тоннель проникли в соседнее банковское хранилище. Они связали охрану, вскрыли около 200 банковских ячеек и перед уходом подожгли хранилище. Но здесь, в центральном банке, заверили меня служащие, подземное хранилище не соединяется ни с одним из парижских подземных ходов. Я спросил, пытался ли кто-нибудь его ограбить. Один из служащих рассмеялся в ответ. «Это невозможно!» – заверил он. Я вспомнил Наполеона, основавшего в 1800 году Банк Франции, который как-то сказал: «Для французов нет ничего невозможного». Мы выходим через стальные двери, поднимаемся на 10 этажей, проходим через сканирующее устройство и через комнату со стеклянными стенами и раздвижными дверями. Оказавшись наконец на улице, мы с Альваресом какое-то время приходим в себя после увиденного и услышанного. «Кто-нибудь проверил твою сумку?» – спрашиваю я. «Нет. А твою?» Мы идем по улице. Я замечаю люк, который должен вести в тоннель. Тоннель, возможно, идет параллельно улице, а возможно, ведет в сторону хранилища. Я мысленно начинаю двигаться в этом направлении, представляя себе путь и его многочисленные ответвления. Именно так катафилы описывали то состояние, которое возникает, когда возвращаешься на поверхность.

сеть искуственных подземных тоннелей под Парижем, в которых захоронены останки около 6 миллионов человек. Небольшая их часть открыта для посещения и там организован музей, но в основном они закрыты от туристов и регулярно патрулируются полицией, так как желающих туда попасть достаточно много.

Парижские катакомбы являются далеко не самой известной его достопримечательностью и не так много туристов знают, что прям под ними лежит огромное количество человеческих останков. Говорят, что из них можно попасть в любую точку Парижа, что не удивительно - длинна катакомб достигает 300 км.

Эти катакомбы - бывшие каменоломни, которые из за расширения Парижа в эпоху Возрождения оказались в черте города. Еще тогда появилась проблема - часть города фактически висела над ямой, которая в любой момент могла провалиться. Указом короля была основана специальная служба, которая занималась укреплением катакомб. Эта служба существует и поныне.


Но откуда в каменоломнях взялось такое количество останков? Одна из традиций християнства - захоронение умерших возле церкви. А потому многие кладбища располагались практически в центре города. Эпидемия чумы, Варфоломеева ночь обеспечили кладбища Парижа огромным количеством останков, которые и так были переполнены - в одной могиле могли лежать останки 1500 человек.

В результате кладбища превращались в зловонные пустыри, которые являлись рассадниками болезней. Это заставило в 1763 году принять указ о запрете захоронений в черте города. А чуть позже - в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище от жилого района Парижа и подвалы домов заполнились останками и нечистотами. Это стало последней каплей - было решено все останки с кладбищ перенести в подземные парижские катакомбы.

В катакомбах хранятся останки многих известных личностей: Шарля Перо, Паскаля, Лавуазье, Франсуа Рабле, Николя Фуке и других.

Для туристов оборудована небольшая часть - около 2.5 км катакомб. Можно лишь посетить музей и не спускаться в сами парижские катакомбы. Остальная часть закрыта от посетителей и постоянно патрулируется отрядами полиции - за незаконное проникновение положен штраф 60 евро. Профессиональный частный гид сможет в полной мере организовать незабываемые экскурсии по Парижу. Лицензия Министерства по Туризму дает множество преимуществ, в том числе позволяет входить без очереди в национальные музеи. С его помощью вы узнаете множество интригующих тайн французской столицы.

Информация для туристов:

Режим работы: Парижские катакомбы работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:00).

Стоимость билета: 7 евро.