Викторины для старшеклассников. Тема: Экология

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-КВЕСТ

«ПОД ЗЕЛЕНЫМ ПАРУСОМ»

ИГРА ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Выполнила: учитель английского языка,

1 квалификационной категории,

Мулюкова А.М.

Пояснительная записка

Актуальность темы: В «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» сформулирована мысль о том, что развитие экономики страны напрямую зависит от решения образовательной задачи по формированию у молодежи экологической культуры. Общекультурное экологическое воспитание является одной из составляющих ФГОС ООО. На внеклассных мероприятиях формируется экологическая культурная компетенция, которая способствует формированию универсальных учебных действий и способствует формированию умения учиться и способность к саморазвитию.

Обоснование необходимости собственных разработок: у детей появляются затруднения в практическом применении экологических знаний и появляется необходимость углубления знаний охраны природы родного края. Чтобы заинтересовать детей используются разные виды практической деятельности в форме игры-квеста.

Новизна: разработка внеклассного мероприятия по экологии состоит в том, что игра составлена в форме игры –квеста, которая предполагает не только выполнение заданий для перехода от задания к заданию, но и разные виды деятельности экологической направленности, чтобы формировать умение работать в команде, добывать и применять знания через игру.

Цель игры: расширить и углубить экологические знания, развивать умение находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы, воспитать у учащихся гуманное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

    Образовательная: Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.

    Развитие творческого мышления учащихся и применения биологических знаний на практике

    Воспитательная задача: Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Технологии: игровая,информационно-коммуникативная, ИКТ, проблемная, технология системно-деятельностного подхода

Методы и приемы: демонстрация, работа с информационным материалом, наблюдение, осмысление, работа с картинками. коллажирование, кроссворд, групповая работа, метод поиска правильного решения

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-КВЕСТ

«ПОД ЗЕЛЕНЫМ ПАРУСОМ»

ИГРА ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Ведущий: Сегодня вспомним все, что вы знаете об окружающей среде, как мы можем помочь ей, чтобы сохранить нашу планету Земля.

Наша игра-квест будет состоять из нескольких станций. (Класс делится на 2-3 команды по 5-6 человек). Команда на каждой станции должна набрать определенное количество баллов, в случае неправильного ответа или если команда не сможет ответить, задается дополнительный вопрос или переходят на следующую станцию со штрафным баллом. К концу игры команда должна набрать не менее 30 баллов. Каждая команда получает свой маршрутный лист.

Условия игры.

Каждая команда получает задания, выполнив которые они получат следующее задание.

Итак начинаем.

Станция:1

Вашим домашним задание было подготовить презентацию по теме «Красная книга растений ХМАО-Югры» (максимальный балл 10 баллов)

(выступление команд)

Станция:2 (приложение 1)

разгадайте кроссворд (приложение1). За каждый правильный ответ – 1 балл. (максимальный балл 5 баллов)

2. рассмотрите картинки и подберите названия растений (приложение 2). За каждый правильный ответ – 1 балл. (максимальный балл 5 баллов)

Станция:3 «Нет –свалке по имени Земля».

    Зайти в кабинет и сказать, что вас не устраивает? (в кабинете должен быть беспорядок. Дети должны увидеть 5 ошибок, за что получат 5 баллов.

    : 1. Грязные парты

    Бумаги на полу

    Цветы не политы и в плохом состоянии

    Доска грязная

    Класс не проветрен.

2. собрать стихотворение.

(Это стихотворение разрезается по строчке и команда должна собрать его, чтобы перейти к следующему заданию приложение:3).

Максимальный балл-3

Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава-океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «больше не могу».

Вот она лежит, маленькая какая,

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще жива! Все еще людям верит.

2 задание на этой станции - выбрать правильный вариант ответа.

(максимальный балл -4; 2- дополнительных)

(приложение 4)

    Большую часть мусора, составляют:

      пластмасса

    для того, чтобы переработать пластмассу, ее необходимо

        компостировать

        сжечь при специальных условиях

        переплавить

    первоочередная забота при выборе места свалки

1)защита поверхности земли и грунтовых вод

2) ограждение места свалки

3) укомплектование соответствующей техникой

4. прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо

1) рассортировать

2) собрать в одном месте

3) раскрошить

Дополнительные вопросы в случае если не смогут ответить.

5. вредные выбросы оказывают влияние

1)только на те регионы, где появилось загрязнение

2)на близлежащие районы

3) даже на те территории, далекие от места, где загрязнение «увидело свет»

6.гарбология – это

1)наука о доме, месте пребывания

2)наука, изучающая почву

3) мусороведение

Вы переходите в кабинет 105, где сможете заработать дополнительные 5 баллов.

(просмотрите видео и ответьте что это?)

Станция 4: «Устами младенца» Что это? (прослушайте высказывания детей и скажите что это) (приложение 5)

    при попадании в водоемы он разрушается. Рыбы и другие водные животные начинают задыхаться

    в небольших количествах он очень полезен

    когда его слишком много, это становится настоящим бедствием

    его необходимо компостировать

    у меня очень много игрушек сделано из нее

    она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать

    предметы, изготовленные из нее, очень мало весят

    если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет

    ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается

(пластмасса)

    ее изобрели китайцы

    у нас ее получают из дерева

    она легко горит

    из нее получается много мусора

    на ней обычно рисуют или пишут

    его делают из песка

    чаще всего оно прозрачное

    когда оно падает, оно разбивается

    если его нагреть, оно становится тяжелым как тесто

    оно может стать источником пожара в лесу

    это то, чего много в городе, о мало в деревне

    особенно этого много в промышленном городе, где много заводов и фабрик

    от этого люди болеют, много нервничают, громко кричат и от этого его становится еще больше

    его издают разные приборы, машины

    он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик

Станция:5 - итоговая- вам нужно сделать коллаж на тему «Мы защитим тебя, наша планета- Земля»

А теперь подведем итоги. Вместе мы с вами «убрали мусор» с нашей планеты и поблагодарили природу за ее помощь. Давайте же беречь нашу Землю! Ведь другой планеты у нас не будет. Земля с ее биосферой- это величайшее чудо. Завтрашний день земли будет таким, каким мы сохраним и создадим сегодня.

Победители награждаются грамотами.

Использованная литература:

    «Гражданско-патриотическое воспитание» Е.В. Усатова,Н.И. Еременко, 2006 год, издательство «Учитель». Волгоград

    Классные часы 1-11 классы, С.В. Шевченко, В.Г. Денисова,2004 год, издательство «Учитель». Волгоград

    Сайты по экологии

Слайд 2

Берегите эту Землю

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Планета Земля

  • Слайд 5

    Бабочка

  • Слайд 6

    Берегите Землю

  • Слайд 7

    Вопрос

    Болгарские ученые доказали, что всего три такие многочисленные семьи могут дать исчерпывающую информацию о степени загрязнения окружающей среды. И сделают это объективнее и оперативнее, чем любая самая оснащенная экологическая организация. А кто является хозяином этих семей?

    Слайд 8

    Пасечник

  • Слайд 9

    Какое лекарственное растение люди называют «зелёным попутчиком»?

  • Слайд 10

    Подорожник

  • Слайд 11

    Вопрос

    Британские экологи потребовали, чтобы ныне действующая королева Елизавета лишила рыцарского звания сэра Уолтера Рэйли за то, что он завез в страну то, от чего еженедельно гибнет свыше 300 англичан. В какой заразе его обвиняют, если главный виновник в этом вопросе - X. Колумб?

    Слайд 12

    Табак

  • Слайд 13

    Вопрос

    В 14 в. правительство Англии запретило использовать уголь в качестве топлива из-за его зловония. Жечь уголь разрешили только представителям одной профессии. Какой?

    Слайд 14

    Кузнецам

  • Слайд 15

    Вопрос

    В 1918 г. обыкновенный дождь стал причиной экологической катастрофы у берегов Австралии: тогда погибло все живое в океане на глубине до 6 м. Каким образом недельный дождь смог сделать это?

    Слайд 16

    Опреснил морскую воду

  • Слайд 17

    Вопрос

    В 1980- 1990-е гг., несмотря на асфальт и загазованность, в крупных городах США в десятки раз увеличилось количество комаров. Виноватыми в этом оказались, по мнению экологов, автомобили. Каким же образом?

    Слайд 18

    Ответ

    Застойная вода скапливалась в старых автопокрышках - идеальном месте для размножения комаров.

    Слайд 19

    Вопрос

    Как называют густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Слайд 20

    Смог

  • Слайд 21

    Вопрос

    В последнее время пустыню в штате Аризона (США) начали охранять от воров. И дело не в нефти или золоте. Крадут то, без чего пустыне угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?

    Слайд 22

    Кактусы (оказывается, даже пустыни нуждаются в охране!)

  • Слайд 23

    Вопрос

    Какое распространённое насекомое служит переносчиком микробов, загрязняя незакрытые пищевые продукты.

    Слайд 24

    Муха

  • Слайд 25

    Вопрос

    Откуда берутся кислотные дожди?

    Слайд 26

    Ответ

    Любая дождевая вода обладает очень слабой степенью кислотности. Однако при сгорании продуктов переработки природного топлива - в автомобильных двигателях, на заводах и электростанциях - выделяются химические вещества, намного увеличивающие кислотность влаги, которая содержится в атмосфере. В конечном итоге эта влага выпадает на землю в виде кислотного дождя.

    Слайд 27

    Вопрос

    Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Слайд 28

    Экология

  • Слайд 29

    Вопрос

    • Во всем мире заповедники создаются, чтобы сохранить уголок уникальной природы. А вот в городе Кыштым Красноярского края запретили использовать всю землю вокруг него совсем с другими целями. Чьи жизни сберегало заботливое государство?

    Ответ: людей (там в 6О-е гг. произошла крупнейшая авария с утечкой радиоактивных материалов).

    Слайд 30

    Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают больных, старых и слабых животных. Аза что называют санитарами моря мидий?

    Слайд 31

    Ответ

    Они очищают воду

    Слайд 32

    Вопрос

    Группа экологов, изучавшая в течение месяца экологию Антарктиды, пришла к шокирующему выводу: на втором месте по загрязнению окружающей среды стоят океанические течения. А что на первом?

    Слайд 33

    Ответ

    Деятельность самой группы!

    Слайд 34

    Вопрос

    Закончите лозунг медицинско-экологической организации Белоруссии «Зеленый крест»: «Чтобы лекарства не стали едой, надо, чтобы...»

    Слайд 35

    Ответ

    «...еда стала лекарством".

    Слайд 36

    Вопрос

    Как известно, атмосфера Земли состоит из нескольких слоев. В марте 1985 г. в Вене была принята международная конвенция об охране только одного из них. Какого?

  • Ответ: Пакистан (все перечисленные страны - обладатели ядерного оружия).
  • Слайд 41

    Вопрос:

    • Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этими предметами в ресторанах. Многочисленные жалобы фермеров, свиньи которых гибли, питаясь отходами из этих ресторанов, сделали свое дело. Что же это за опасные предметы?
    • Ответ: зубочистки
  • Слайд 42

    Вопрос

    Что происходит с разным мусором, который мы выбрасываем?

    Слайд 43

    Ответ

    Часть его сжигается, что приводит к дальнейшему загрязнению воздуха и способствует процессу глобального потепления. Большая часть либо зарывается в землю, либо сбрасывается в море - опять-таки загрязняется окружающая среда И лишь незначительная часть подвергается переработке и используется повторно, хотя стекло, металлы, бумага и пластмасса легко поддаются переработке.

    Посмотреть все слайды

    Турнир знатоков по экологии в школе.

    Разработка мероприятия для учащихся старших классов по экологии.

    I. Организационный момент.
    II. Вступительное слово.

    На фоне музыки «Странники» звучит стихотворение:

    Мы рубим лес, устраиваем свалки,
    Но кто же под защиту все возьмет?
    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
    Подумайте, а что нас дальше ждет?
    Пора бы человечеству понять,
    Богатство у природы, отбирая,
    Что Землю нужно тоже охранять:
    Она, как мы, такая же – живая!

    В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:» Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

    Стихотворение под звон колоколов:

    Есть просто храм,
    Есть храм науки.
    А есть еще природы храм-
    С лесами, тянущими руки
    На встречу солнцу и ветрам.
    Он свет в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь,
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй ее святынь!

    Сегодня предлагаю вам провести турнир знатоков природы, ее защиты и охраны. В нашем турнире будут участвовать три команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (представление жюри)

    III. Основная часть. Тур 1. Представление команд.
    Начнем мы с вами наш турнир с представления команд. Оцениваться будет название и девиз, которые обязательно должны быть на экологическую тему. Максимальная оценка 5 балов.

    Тур 2. Разминка.
    Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки.

    Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

    1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
    2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
    3. Из него делают бочки и паркет.
    4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

    1. Оно всегда зеленое или голубое.
    2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
    3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
    4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

    1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
    2. Из него самые лучшие дрова.
    3. Из его коры делают много полезных вещей.
    4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

    1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
    2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
    3. Оно быстрее всех заселяет пари.
    4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

    1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
    2. Про нее сложено много песен.
    3. Кора целебней ягоды.
    4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

    1. Из него делают ложки и лапти.
    2. С его цветков лучший мед.
    3. Цветет летом и очень душистое.
    4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

    На этом наша разминка подошла к концу.

    Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

    Переходим с вами к третьему туру. (Появление Бабы – Яги.)

    Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
    В. Откуда ты взялись.
    Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
    Его весной и летом
    Мы видели одетым.
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки.
    Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

    Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
    В. Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
    Б.Я. Значит так!

    Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц) . Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница) . Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер . (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки . (Не следует что либо проталкивать в муравейник.) Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

    В. Заполните бланки с ответом и сдайте их жюри. А пока жюри проверяет ответы, давайте по очереди проговорим все ошибки вслух.

    Б.Я. Я поняла, что мы с Лешим натворили. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.

    Конкурс для болельщиков

    Болельщикам каждой команды предлагается спеть частушки на экологическую тему Максимальная оценка 5 балов.

    Раньше мы с тобой не знали
    Экологию мой друг,
    Теперь в школе изучаем-
    Стало ясно все вокруг.

    По дороге мимо нас
    Машины мчат не удержать,
    Выхлопные газы всюду,
    Воздухом нельзя дышать.

    Кто очистит наши реки?
    Кто тот добрый человек?
    Неужели же навеки
    Мы оставим страшный след?

    Неужели наши дети
    Будут из-за нас страдать?
    Как же будет вся планета
    Потихоньку умирать.

    Экология важна,
    Людям всем она нужна.
    Правильно беречь природу,

    ТУР 4. Игра в прятки.

    В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на задание ограничено.

    1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
    2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
    3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
    4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
    5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
    6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шутки. (шиповник, утки)

    Игра со зрителями. Правда ли что…

    Каждый правильный ответ принесет командам 1 бал.

    1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
    2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
    3. Стрижи даже спят на лету? (да)
    4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
    5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
    6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
    7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
    8. Бабочки живут всего один день? (нет)
    9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
    10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
    11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

    12. Дерево зимой растет? (нет)

    ТУР 5. «Угадай мелодию»
    Каждая команда через определенное время по очереди должна пропеть строчки из песни, где упоминается, растения, цветы, деревья, животные.

    За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.

    ТУР 6. Цветик – семицветик.

    Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. (участники по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы)
    1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
    2. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
    3. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
    4. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
    5. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
    6. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
    7. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
    8. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)
    9. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

    ТУР 7. Легенды.

    Уж с давних пор нам всем известно,
    Что с зарождения планеты.
    Про все стихи слагают, песни,
    Но выше всех была легенда.

    Сейчас команды получат задание – легенды. Они должны догадаться о чем эти легенды.
    1. По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

    2. Его название произошло от слова «дюльбаш» - турецкая чалма. В 17 веке эти цветы попали в Голландию. Их луковицы страшно дорого стоили. В Англии считали, что их цветы служат колыбельками для маленьких эльфов и деток фей, которых ветер качает и убаюкивает в этих цветочных люлечках. (тюльпан)

    3. Древнегреческая легенда повествует: Бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирину – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сириной, но та испугалась и убежала. Пан подбежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окуналась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пушные гроздья как бы вырастают из зари до тумана. Сирень.

    IV. Заключительная часть. Подведение итогов.

    Приложение 1 рассказ баба-яги

    Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер . Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки . Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

    Приложение 2 экологические частушки

    Раньше мы с тобой не знали
    Экологию мой друг,
    Теперь в школе изучаем-
    Стало ясно все вокруг.

    По дороге мимо нас
    Машины мчат не удержать,
    Выхлопные газы всюду,
    Воздухом нельзя дышать.

    Кто очистит наши реки?
    Кто тот добрый человек?
    Неужели же навеки
    Мы оставим страшный след?

    Неужели наши дети
    Будут из-за нас страдать?
    Как же будет вся планета
    Потихоньку умирать.

    Экология важна,
    Людям всем она нужна.
    Правильно беречь природу,
    К счастью, снова входит в моду.


    Ой, ты, реченька река,

    Не поймаешь окунька.

    Ловится лишь на крючок

    То пакет, то башмачок .

    О живой воде читали,

    Где такую раздобыть?

    Если выпьешь из-под крана,

    Будешь к доктору ходить!

    Посмотрите тут и там -

    Там, где люди - сор и срам.

    Сами от того страдаем,

    Что природу обижаем.

    Нам, ребята, без воды

    Не туды и не сюды

    Мать – природу береги,

    С детских лет её люби.

    Приложение 3 игра в прятки

    1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер?

    2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока.

    4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга.

    5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка.

    6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шутки.

    1. Мы пойдем по тропинке мимо за бора, в Вы Пь ер? (мимоза, выпь)
    2. Думали идти минут двадцать, но п
    ромашка вышла – не меньше сорока . (ромашка, сорока)
    3. Смотрю в окно: ни читать, н
    и рис овать не хочется. Уютно в ку пе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
    4. Плывем к Жигулям. Над горами г
    роза , ходит волнам и Волга . (роза, иволга)
    5. Ты сегодня кто? Я сегодня ш
    пион , - Пароль? – У-д ва, ракушка . (пион, варакушка)
    6.А задачки-то хоро
    ши. Повник ай, повникай – это тебе не ш утки . (шиповник, утки)

    Приложение 4 легенды



    ТУРНИР

    «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»



































































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи:

    • Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
    • Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
    • Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.

    Форма организации – урок-игра.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры (Приложение) . На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы исчезают с экрана.

    Участники: 2 команды одного класса или сборные команды.

    Правила игры:

    1. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
    2. Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
    3. Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
    4. Игра идет до последнего вопроса.
    5. На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.

    Ход игры.

    Слайд 1. Своя игра.

    Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.

    Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.

    Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.

    1. Народные приметы. От 10–50 баллов.
    2. Экология растений. От 10–50 баллов.
    3. Экология животных. От 10–50 баллов.
    4. Экология человека. От 10–50 баллов.
    5. Общая экология. От 10–50 баллов.
    6. Международные экологические акции.

    Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.

    Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.

    Народные приметы 10.
    Вопрос: Птица хохлится к …….......
    Ответ: к непогоде

    Народные приметы 20.
    В: Кроты и мыши делают большие запасы к ………….
    О: к суровой и многоснежной зиме

    Народные приметы 30.
    В: Лошади спят стоя – к …………,
    ложатся – к …………..
    О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.

    Народные приметы 40.
    В: Из березы течет много сока – к …….
    О: к дождливому лету.

    Народные приметы 50.
    В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – ……
    О: очень скоро начнется дождь.

    Экология растений 10.
    В: Что такое воздушное питание растений?
    О: Фотосинтез

    Экология растений 20.
    В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?
    О: Фитонциды

    Экология растений 30.
    В: Что такое зоохория?
    О: Распространение плодов и семян животными.

    Экология растений 40.
    В: Что такое корабельная роща?
    О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты.

    Экология растений 50.
    В: Что лесоводы называют торчками?
    О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород, у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.

    Экология животных 10.
    В: Что такое серпентарий?
    О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них яда.

    Экология животных 20.
    В: Что такое феромоны?
    О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

    Экология животных 30.
    В: Что такое этология?
    О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.

    Экология животных 40.
    В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги?
    О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.

    Экология животных 50.
    В: Сформулируйте правило Аллена.
    О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более теплых мест.

    Экология человека 10.
    В: Что такое смог?
    О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Экология человека 20.
    В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.
    О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк и т.п.

    Экология человека 30.
    В: Кто такие организмы-синантропы?
    О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком, его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.

    Экология человека 40.
    В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума?
    О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень – до 70 дБ.

    Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.

    Экология человека 50.
    В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “ Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
    трое: веселый характер,…… и
    ……………”.
    О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял:
    “Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.”

    Общая экология 10.
    В: Кто ввел в науку термин “экология”?
    О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.

    Общая экология 20.
    В: Назовите 3 группы экологических факторов.
    О: Группы экологических факторов:
    Абиотические
    Биотические
    Антропогенные

    Общая экология 30.
    В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе?
    О: Пищевые или трофические сети

    Общая экология 40.
    В: Кто такие космополиты и эндемики?
    О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
    Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.

    Общая экология 50.
    В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в …….. раз.
    О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в 10 раз.

    Международные экологические акции 10.
    В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей.
    О: 1 июня.

    Международные экологические акции 20
    В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она передается?
    О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.

    Международные экологические акции 30.
    В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?
    О: Курение

    Международные экологические акции 40.
    В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?
    О: День здоровья.

    Международные экологические акции 50.
    В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%.
    О: День борьбы в защиту озонового слоя.
    С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.
    34 страны.

    Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)

    Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.

    Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.

    Хоминг – (англ. homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д. Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

    Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература.

    1. Бабенко В.Г . и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
    2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
    3. Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
    4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
    5. Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
    6. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
    7. Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.