Владимир Высоцкий и Марина Влади: трагический сценарий прекрасной любви. Великие истории любви: Владимир Высоцкий и Марина Влади

Марина Влади первой удостоилась премии «Жены декабристов XX века» - этот титул присуждается тем женщинам, которые оказали большое влияние на своих супругов, помогли им стать известными и добиться успеха, при этом состоялись и сами. Актриса приехала в Екатеринбург после долгих лет, что не приезжала в Россию. Влади посетила Музей Высоцкого в Екатеринбурге, который открылся в 2013 году. В музее восстановлен гостиничный номер, в котором музыкант жил, когда находился в Свердловске. Среди экспонатов музея есть Mercedes, принадлежавший Высоцкому, и самый ценный экспонат - стихотворение музыканта, написанное им за полтора месяца до смерти и посвященное супруге.

Затем в Екатеринбурге состоялся вечер памяти Владимира Высоцкого, на котором прозвучали его песни. Влади очень растрогалась и поблагодарила всех за такой прием и призналась, что эта поездка в Россию станет последней для нее - все-таки возраст.

Поклонники тепло отозвались о Марине Влади, но все-таки не сдержались от внешней оценки актрисы:

«Плоховато как то выглядит, могла бы волосы покрасить и уложить»,

«Мдааа, время беспощадно - полно людей в ее возрасте выглядит куда ухоженнее»,

«Как-то она неухоженно выглядит, особенно для француженки» .

Марина Влади была замужем четырежды - первым мужем был актёр и режиссёр Робер Оссейн, от которого она родила двух сыновей. Вторым - пилот и владелец авиакомпании в Африке Жан-Клод Бруйе, в браке с ним Марина родила сына Владимира. Высоцкий стал третьим мужем Влади. Но мало кто знает, что в 1981 году актриса вышла замуж за врача-онколога Леона Шварценберга и прожила с ним до его смерти в 2003 году.

Когда в СССР вышел на экраны французский фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли, публика была просто потрясена. Для многих тысяч советских девушек героиня фильма мгновенно стала образцом для подражания. А мужская половина Страны Советов грезила и мечтала, чтобы их любимая внешне походила на эту загадочную французскую актрису. Однако самые несусветные амбиции витали в голове у мало еще кому известного актера Театра на Таганке Владимира Высоцкого. Увидев Марину Влади на экране, он сказал себе: «Она будет моей».

9 300654

Фотогалерея: Владимир Высоцкий и Марина Влади - история любви

«Наконец-то я встретил вас...»

Владимир Высоцкий и Марина Влади - история любви непростая по своей сути. Если Высоцкий чего-то хотел - он это получал. Они встрети-лись в 1967 году в дни Московского международного кинофестиваля. К тому времени в жизни каждого из них произошли кое-какие изменения. Марина Влади (дочь русского эмигранта Владимира Полякова) уже побывала дважды замужем, сыграла в добром десят-ке фильмов и стала всемирной знаменитостью, обладательницей приза Каннского фестиваля. Высоцкий еще не имел даже все-союзной популярности, но его песни давно вошли в моду в Москве. Он тоже был дважды женат, имел детей.

В тот знаменательный день гостью фестиваля Марину Влади пригласили в Театр на Таганке. Показывали «Пугачева» по поэме Есенина, роль Хлопуши играл Высоцкий. Спектакль произвел на Марину Влади огромное впе-чатление.

После представления они ока-зались за одним сто-ликом в ресторане. Высоцкий бесцеремонно рассматривал французскую диву, потом подошел к ней и тихо про-изнес: «Наконец-то я встретил вас. Я хотел бы уйти отсюда и петь только для вас».

И вот он уже сидит у ее ног и под гитару поет свои лучшие песни. Потом, как в бреду, при-знается, что давно безумно ее любит. Она отвечает с грустной улыбкой: «Володя, ты - необыкно-венный человек, но у меня на поездку только лишь несколько дней и у меня трое детей». Он не сдается: «У меня тоже семья и дети, но все это не должно помешать нам стать мужем и женой».

Дни любви.

Когда Марина снова приехала в Москву, Высоцкий находился в Сибири на съемках фильма «Хозяин тайги». Тем временем Влади получила роль в картине С. Юткевича «Сюжет для неболь-шого рассказа» и благодаря этому задержалась в Союзе.

В один из осенних вечеров, на вечеринке у Володиных друзей Марина попросила оставить их вдвоем. Гости разошлись, хозяин пошел к соседям, а Марина и Володя проговорили о своей любви всю ночь.

13 января 1970 года в снятой на время московской квартире состоялась свадьба Владимира Высоцкого и Марины Влади - история любви вошла в стадию пика. На сле-дующий день молодожены отпра-вились на теплоходе в Грузию в свадебное путешествие. Это были их лучшие дни. Запах моря и сла-достное уединение, радушие гру-зинских друзей, сочные шашлыки и домашнее вино...

Потом разлука: он - в Москву она - в Париж. У обоих - серые будни, сложности с детьми. Ему не дают визы на выезд во Францию. Остаются переписка и звонки по телефону.

Однажды Володя сказал Марине, что Андрей Тарковский хочет снять ее в своем «Зеркале». Вспышка радости - они какое-то время будут вместе! Но прошло время, и оказалось, что Марина не прошла пробы - ее кандидатура отклонена. Высоцкий впал в ярость. Свою злость он стал глу-шить в беспробудном пьянстве.

Только через шесть лет после свадьбы Высоцкому дали разре-шение на выезд за границу - для этого Марине Влади даже пришлось стать на время членом коммунистической партии Франции.

«Быть или не быть...»

Они словно наверстывали упу-щенное: много путешествовали по миру, гуляли. Марина устраи-вала мужу концерты в Париже. По Москве Высоцкий ездил на един-ственном в Советском Союзе «Мерседесе». В Венгрии режиссер Мессарош снимал Влади в фильме «Их двое». Чтобы Высоцкий смог приехать к жене, режиссер при-думал для него эпизодическую роль. Так появилась на свет един-ственная картина, где Марина и Володя играли вместе.

Внешне все кажется благопо-лучным. Но что-то уже надломи-лось в нем. При бешеной попу-лярности у народа власть не при-знает Высоцкого. Его стихи не печатают, пластинки не выпускают, многие пьесы, в которых он начинает репетировать, театру запрещают ставить. Семейная жизнь на расстоянии, когда уни-женно приходится просить о визах, тоже не доставляет ему радости. Свои эмоции он пода-вляет алкоголем и наркотиками.

Высоцкий пытается преодо-леть свою болезнь, разобраться в себе и подобно своему Гамлету начинает задумываться о смысле жизни и смерти.

«Я отношу твое охлаждение ко мне, - анализировала позже их отношения Марина, - за счет усталости, которая нередка для супругов, проживших вместе более десяти лет. О том, что это из-за морфия, я тогда не знала. И, главное, очевидно, ты отчаялся выжить. Я узнаю о твоих постоянных изменах. Я больна ревностью. Я не сразу смогла понять, что все это просто попытки цепляться за жизнь, самому себе доказать, что ты всё еще существуешь. Ты пытаешься мне сказать об этом, но я не слышу этого. Всё, тупик. Ты можешь лишь кричать о глав-ном, а я замечаю только то, что на поверхности. Ты плачешь о своей любви, я вижу лишь измену...

Ты, видимо, надеялся на мою помощь. С твоим пьянством ведь мы боролись сообща. Но в одну ночь было сказано все, и между нами нет больше секретов. Мы словно опять вернулись к истокам нашей любви, нам нечего друг от друга скрывать. Ты гово-ришь: «Всё. Беру себя в руки, ведь жизнь еще не прожита». Ты весь дрожишь, только дрожь эта не от мороза. На твоем посеревшем лице живыми и говорящими остались только глаза...»

Два коротких слова.

В1978 году Высоцкий решил уйти из театра. Чтобы остановить веду-щего актера, Любимов предложил ему сыграть Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Спектакль вышел в начале сле-дующего года, и это была послед-няя роль Высоцкого в театре. Символично, что в конце пьесы он исчезал в люке, откуда вырывался дрожащий красноватый свет. Марина была потрясена финалом.

Первый сердечный приступ с артистом случился на концерте в Бухаре 25 июля 1979 года. Его жизнь спас прямой укол в серд-це. «Я не нужен этой даме в чер-ном», - сказал тогда Высоцкий, однако он «постарался» сделать все, чтобы не опоздать к ней ровно через год.

За полтора месяца до кончи-ны Высоцкий писал Марине: «Любовь моя! Найти выход мне под силу. Я лишь хочу попросить тебя - оставь мне надежду. Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже все встанет на место, и мы будем счастливы». По первому тре-вожному звонку Марина Влади приле-тала в Москву, но с каждым разом все больше убеж-далась, что все ее усилия спасти Володю тщетны, он будто бы сознательно шел к своему концу.

11 июня 1980 года Влади про-вожала Высоцкого в Москву. По дороге в аэропорт они обменива-лись банальными фразами: «Береги себя... Не делай глупо-стей».. . Но оба уже чувствовали, что невозможно далеки друг от друга.

18 июля Высоцкий сыграл Гамлета в последний раз. В тот вечер он плохо себя чувствовал, и врач за кулисами периодически делал ему уколы. 29 июля Володя должен был улететь снова в Париж, к Марине. К сожалению, этому было не суждено сбыться.

Вечером 23-го состоялся их последний телефонный разговор. «А в 4 часа утра 25 июля, - вспо-минала Марина Влади, — я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. Ярко-красный след на подушке. Огромный раздавленный комар. Меня заколдовывает это пятно.

Звонит телефон. Я знаю, что услы-шу не тот голос. Знаю! «Володя умер!» Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

Владимир Высоцкий и Марина Влади были так похожи и так одновременно не похожи друг на друга. Их история была красива и невероятна по своей сути. Высоцкий в Москве, Влади в Париже. Каждый общий час, совместные поездки и долгие вечера казались супругам невероятным счастьем. Но эти редкие встречи были омрачены бесконечной битвой. Марина Влади боролась за Высоцкого, а он - против самого себя. Двенадцать лет она его оберегала, но так и не смогла спасти.

Марина Влади приехала в Россию в 1967 году, чтобы увидеть его. Они никогда не были знакомы, но она уже была наслышана о русском барде и актёре, и мечтала увидеть его талант в жизни. Счастливый случай отправил её в театр на Таганке, где Высоцкий играл одну из своих лучший ролей — роль Хлопуши в спектакле «Пугачев» по поэме Сергея Есенина. На тот момент Марина Влади уже была достаточно известной во Франции актрисой, но сила игры Высоцкого поразила её настолько, что она забыла обо всем. Актёр рвался и кричал, закованный в цепи, и весь зал не мог ни на секунду оторвать от него глаз.

«На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей — некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаяньем, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени».

Высоцкий уже тоже знал о Влади. Актриса поразила его, как и многих других мужчин, своей ролью в фантасмагорическом фильме «Колдунья». После спектакля устроили званый ужин, на котором все взоры были обращены к французской актрисе, которая роняла редкие русские слова, ведь после шести лет она не разговаривала на русском. И когда к их столику подошел Владимир Высоцкий , она даже не сразу узнала его. До этого её мужьями были настоящие французские красавцы — актёр Робер Оссейн, известный по роли Жоффрея де Пейрака, и летчик Жан-Клод Бруйе. И в невзрачном и как-то неряшливо одетом мужчине невысокого роста трудно было разглядеть того блестящего артиста, который еще недавно блистал на сцене. И только блестящие глаза говорили о его творческой силе. Весь вечер он говорил лишь с Мариной Влади и под конец прямо признался ей в любви.

Марина Влади была поражена такой смелостью. У Высоцкого был особый талант покорять женщин, поэтому он никогда не стеснялся и в тот же миг прямо говорил своей избраннице о чувствах. А перед его харизмой никто не мог устоять. И также прямо он заявил Марине Влади, что добьется её руки. Французская актриса совершенно не знала, что ей делать в этой ситуации. Она привыкла к совсем другому, и в первые за 30 лет не знала, что ей делать. Марина Влади вернулась обратно в Париж, где, по её воспоминаниям, много думала об этом странном русском мужчине. А когда Высоцкий позвонил, и она вновь услышала его бархатный голос, то поняла, что ей суждено быть с этим человеком.

Только спустя несколько месяцев Марине Влади вновь удалось приехать в Россию, но зря. В тот момент Высоцкий снимался в Сибири в фильме «Хозяин тайги» и покинуть площадку никак не мог. Актриса тоже приступает к работе в советско-французском фильме «Сюжет для небольшого рассказа». И вот, после окончания съемок происходит долгожданная встреча. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет…» Марина Влади писала:

«В один из осенних вечеров я прошу оставить нас одних в доме кого-то из твоих друзей. Хозяин дома исчезает к соседям. Друзья молча обнимают нас и уходят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. Ты дрожишь. Ты шепчешь слова, которые я не могу разобрать. Я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз: «На всю жизнь моя жена…».

Владимир Высоцкий на тот момент уже был женат, и не в первый раз, на Людмиле Абрамовой. Но как только Влади ответила ему взаимностью, он развелся с женой, и 1 декабря 1970 года Владимир Высоцкий и Марина Влади официально поженились. Медовый месяц стал лучшим моментом их семейной жизни. Капитан парохода, на котором они отправились в свадебное путешествие, был горячим поклонником Высоцкого, поэтому предоставил молодоженам лучшую каюту на судне, им подавали лучшие грузинские вина и морепродукты. За все 12 лет их отношений именно эти дни остались в их памяти как самое лучшее время.

Какая жизнь ожидала их впереди? Он живет в СССР, а она - гражданка Франции. Высоцкого не спешат отпускать из Советского Союза, а Влади просто не может позволить себе отказаться от французской прописки, ведь у неё там остались дети, да и это дает ей возможность свободно передвигаться по миру. Она приезжает к мужу только по приглашению, как туристка, но влюбленные были счастливы уже тому, что им вообще позволили официально оформить брак. Несмотря на то, что партийное руководство отнеслось совершенно спокойно к браку Владимира Высоцкого с француженкой, они не спешили дать им возможность совместной жизни.

И всё-таки, спустя 6 лет сам Брежнев позволил супругам отправиться в совместное путешествие. Высоцкого принимают с аплодисментами на концертах в Европе и Америке. Поэт становится для этого зрителя самим воплощением русской души. Супруги ценили каждый момент, прожитый вместе, ведь за ним стояли долгие часы запросов о визе и километры пути. Из-за постоянных поездок Марина Влади начала понемногу забрасывать свою карьеру. Она всё чаще начала отказываться от хороших предложений, постоянно срывалась со съемок ради поездок к мужу, и со временем режиссеры уже перестали предлагать ей роли, ведь понимали, что теперь творчество для неё на последнем месте. С одной стороны эти постоянные расстояния разрушали их брак, но с другой, кто знает, может быть эти два ярких и сильных темперамента не прожили бы в браке 10 лет, если бы ежедневно сталкивались в одном помещении. К тому же, когда она приезжала в Россию, они жили у матери Высоцкого, где Влади приходилось выполнять обычные домашние обязанности, и кто знает, смогла бы актриса справиться с этим ежедневным бытом.

Но еще сильнее усложняло их отношения пристрастие Высоцкого к алкоголю. Марина обратила на это внимание, когда они только познакомились, но не предала этому особого значения. Когда же она заметила, что алкоголь — это неотъемлемая часть его жизни, его способ смириться с действительностью, выжить, Марина Влади постаралась как-то помочь ему. Словно спасительница она забирала его с постоянных квартирников, где они пили с друзьями до беспамятства, возила по врачам и заставляла их делать всё возможное, чтоб как-то выкроить ему время.

Но всё это было тщетно. Перед своей смертью, три недели июня, Высоцкий провел в Париже с женой, и, по воспоминаниям Влади, всячески убеждал её, что покончит с этой пагубной привычкой.

«4 часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке красный след. Я раздавила огромного комара. Я, не отрываясь, смотрю на подушку, меня словно заколдовало это яркое пятно. Звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос: «Володя умер». Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

«Умер актер Владимир Высоцкий», — такую надпись вывесили на билетной кассе театра на Таганке, где в тот день Высоцкий должен был играть Гамлета. Постепенно вокруг театра стали собираться поклонники Высоцкого, пришедшие попрощаться с ним. Марина Влади в тот же день вылетела из Парижа. Последнюю ночь она провела рядом с телом мужа, прошла с ним весь путь на кладбище.

Он посвятил ей множество своих стихотворений: «то время глядело единственной женщиной рядом», «Соглашайся хотя бы на рай в шалаше», «Посмотри, как я любуюсь тобой, как Мадонной Рафаэлевой!», «Когда вода всемирного потопа», «Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ!». И в одном из своих последних стихотворений, словно отдавая дань Марине Влади написал:

«Двенадцать лет тобой и Господом храним»


Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади в Екатеринбурге

В последствие актриса вновь выйдет замуж, но Владимира Высоцкого никогда не забудет. В память о Владимире Высоцком Марина Влади хранит первую книгу его стихов «Нерв». Своему покойному мужу она посвятила книгу «Владимир, или Прерванный полет…»:

«Ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, оплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и завершивший свой стремительный полет на могиле поэта».

По разным причинам о современниках писать так же трудно, как и о людях давно ушедших эпох. Живы свидетели и очевидцы, хотя порой их подводит то ли память, то ли желание представить себя в ином свете. Сказанное относится к истории любви Владимира Высоцкого и Марины Влади.


Владимир Высоцкий: я конечно вернусь...

Уже неважно как, но встретились два человека. Такие одинаковые. Ровесники: он старше ее на три с небольшим месяца. У обоих за плечами два брака. У него — два сына. У нее — три. У обоих — склонность к музыке. В 1966 году Марина со своими сестрами Одиль Версуа и Элен Валье записали в Париже пластинку-миньон с русскими народными песнями в сопровождении небольшого оркестра — гармошек и балалаек. В 1968 году у Высоцкого вышла первая авторская грампластинка "Песни из кинофильма "Вертикаль"".

Оба были одной профессии. Вот только она известна и популярна не только в СССР. Марина уже в 16 лет удостоена премии имени Сюзанны Бланшетти, которую во Франции традиционно вручают самой талантливой актрисе года. На самом престижном из мировых кинофорумов — Каннском кинофестивале — Влади в 1963 году удостоилась приза за лучшую женскую роль (Регина) во франко-итальянском фильме Le Lit conjugal - "Современная история: королева пчел" (другие названия: "Супружеская постель", "Пчелиная матка").

Высоцкого пока не знают не только за рубежом, но и в родной стране, где уже слышали его голос, доносящийся с магнитофонных лент, но не очень знают его в лицо. Его концерты в институтах и Домах культуры проходят без афиш и билетов — как "встречи с актером театра и кино". Прокатная судьба киноленты "Вертикаль", где он пел свои песни, была незавидной. Даже в начале 1980-х годов — до появления видеосалонов — попасть на ее показ было равносильно чуду, как на концерт самого Высоцкого в последние годы его жизни.

Она — иностранка, хотя и русского происхождения. С 1957 года, после выхода картины "Колдунья" в советском прокате, у красавицы Марины прибавилось поклонников, расселенных на одной шестой части суши. Причем далеко не все фильмы с ее участием доступны для советского зрителя. Но все доходит даже до закрытых показов. Популярность Высоцкого только начинает набирать обороты. Премьера "Гамлета" в театре на Таганке состоится лишь в ноябре 1971 года. С кинематографом долгое время никак не складывалось. Как и в театре приходится начинать с эпизодических ролей, а когда выпадает хоть что-то более или менее стоящее, либо режут, либо складывают на полку. Вторая встреча Высоцкого со зрителем, что называется "лицом к лицу", состоится лишь в начале 1970-го, когда выйдут "Опасные гастроли".

История знакомства Высоцкого с любовью всей его жизни покрыта покровом тайны. Может, так и должно быть, когда речь заходит о большом чувстве? По словам фотохудожника Игоря Гневашева первая встреча Марины и Володи произошла в театре на Таганке в июле 1967 года, после репетиции "Пугачева". Таганку упоминал и ее тогдашний директор Николай Дупак, правда, называя другой спектакль — "Жизнь Галилея".

В интервью британскому журналисту Юрию Голигорскому Марина Влади, видимо, оговорившись, сказала, что поводом для знакомства был спектакль "Маяковский". На самом деле спектакль, где Высоцкий в кепке и с бильярдным кием изображает ироничного Маяковского, шел под названием "Послушайте!", а Влади в своей книге "Владимир, или прерванный полет" пишет все-таки про есенинского "Пугачева". Высоцкий в роли Хлопуши со знаменитым монологом "Проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека".

"На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Меня пригласили посмотреть репетицию "Пугачева", пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей — некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаяньем, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени", — так Марина Влади написала в лучшей книге, посвященной Владимиру Высоцкому.

Но знакомство — шаг, хотя и важный, но не достаточный. За "русской парижанкой" начали охотится столичные плейбои. Только эти дуралеи не понимали, как они все проигрывают Высоцкому. Осознав свое поражение, главный сердцеед Москвы Евгений Евтушенко, вручая Марине и Володе свой поэтический сборник "Идут белые снега", надписал: "Марине и Володе, чтобы, даже разлучаясь, они не разлучались никогда. Ваша Любовь благословенна Богом. Ради него не расставайтесь. Я буду мыть ваши тарелки на вашей серебряной свадьбе. Женя Евтушенко".

Кинорежиссер Андрон Михалков-Кончаловский в своих мемуарах "Возвышающий обман" признается в попытке поиздеваться над "плебеем Высоцким, вырядившимся в нелепые для ресторана кожаные джинсы". Ни с того ни с сего Михалков-Кончаловский произнес, глядя Высоцкому в глаза: "Володя, все твои песни — говно! Ты это понимаешь? У тебя есть только одна хорошая песня". Высоцкий продолжал петь и не только "Охоту на волков". У поэта уже был целый цикл замечательных песен. И когда Марину Влади, к тому времени уже ставшей женой Высоцкого, спрашивали, неужели она не смогла найти себе мужа во всей Франции, она полушутя-полусерьезно отвечала: "Там — шарман, здесь — мужик". Сказанное в полной мере могло относиться и к ловеласам московского разлива.

Однако на приступ шли не только мужчины. У женатого Высоцкого в родном театре была на тот момент своя пассия — актриса Татьяна Иваненко. Со слов друга Высоцкого, впоследствии помощника генсека Горбачева, Георгия Шахназарова, следует, что не склонный обсуждать свою личную жизнь Высоцкий признавался ему в своих чувствах к обеим женщинам — Татьяне и Марине.

Валерий Золотухин описал такой эпизод, произошедший на московской квартире корреспондента газеты "Юманите" Макса Леона: "Посещение Макса должно было состояться втайне от Иваненко. Танька с Шацкой (актриса театра на Таганке Нина Шацкая — бывшая супруга В. Золотухина. — Ред. ) у меня выведывали, должен ли быть там Володя. Я сказал, что не знаю. Кончается спектакль, счастливая Танька говорит, ей звонил Володя и "все мы едем к Максу…". Меня это обескуражило, но я подумал: "А что? Высоцкий и не такое выкидывал. А вдруг так захотела Марина". Мы приехали к Максу, когда там еще не было ни Володи, ни Марины… А когда вошли счастливые Марина с Володей и я увидел его лицо, которое среагировало на Таньку, я пришел в ужас".

Далее Золотухин пишет: "В воздухе носилась шаровая молния… Танька сидела в кресле, неприступно-гордо смотрела перед собой в одну точку и была похожа на боярыню Морозову. Володя попел. Стал подливать себе в сок водку… Иваненко кричала: "Он будет мой, он завтра же придет ко мне!" и пр. Марина говорила: "Девочка моя, что с тобой?" Ей не хотелось показывать перед Максом, что у них с Володей роман. В три часа ночи Анхелю удалось увести Таньку, а Володя, совсем пьяный, остановил молоковоз и отвез Марину в гостиницу. Там и уснул у нее".

О перипетиях личной жизни певца и поэта говорят люди, его хорошо знавшие, и не верить им нет оснований. За короткий промежуток времени две крупные размолвки с женой. Раз в бреду назвал ее не тем именем, в другой — заперся в ванной комнате, чтобы не отняла бутылку.

Но мы знаем, что значила в жизни Высоцкого его последняя жена. Марина неоднократно спасала Володе жизнь. Об этом не только воспоминания участников событий, но и строки из последнего стихотворения: "Двенадцать лет тобой и Господом храним". Благодаря этой музе появилось множество прекрасных стихов: "Это время глядело единственной женщиной рядом", "Соглашайся хотя бы на рай в шалаше", "Посмотри, как я любуюсь тобой, как Мадонной Рафаэлевой!", "Когда вода всемирного потопа", "Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ!". Вся страна знала имя "семьдесят второй" телефонистки междугородней станции, помогавшей Высоцкому дозвониться до Влади, где бы та не находилась. А еще, именно Марине Влади мы должны быть благодарны за "Алису в Стране Чудес" Льюиса Кэролла с песнями Высоцкого.

Владимир Высоцкий и Марина Влади


О том, как она познакомилась с Владимиром Высоцким, французская актриса Марина Влади рассказала в своей исповедальной книге «Владимир, или Прерванный полёт».

«На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть. Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию „Пугачёва", пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей - некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена игрой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.

На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актёрами, исполнявшими главные роли в спектакле. Мы встречаемся в ресторане ВТО - шумном, но симпатичном. […]

Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают моё внимание.

Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берёт мою руку и долго не выпускает, потом целует её, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоём взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю всё то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьёшь - ты смотришь на меня.

„Наконец-то я встретил вас". Эти первые произнесённые тобой слова смущают меня, я отвечаю тебе дежурными комплиментами по поводу спектакля, но видно, что ты меня не слушаешь. Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь дня меня».

Остаток вечера они провели у Макса Леона, корреспондента «Юманите». Высоцкий сидел у ног Марины и пел под гитару. Он объяснил Влади, что театр - его ремесло, а поэзия - его страсть. И тут же, безо всякого перехода признался актрисе в любви.

На следующий день знакомство Высоцкого и Влади продолжилось в пресс-баре гостиницы «Москва», где проходил заключительный банкет. Владимир без конца приглашал французскую гостью танцевать и на протяжении всего вечера никому из присутствующих не позволял отнять у него партнёршу.

Но они должны расстаться. Марина Влади возвращается во Францию, где у неё работа и дети.

Высоцкий посвятил ей проникновенные строки:
Не сравнил бы я любую с тобой -
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как Мадонной рафаэлевой.

В дальнейшем таких поэтических признаний будет немало.

Проходит время. Влади получает нежное письмо из Москвы. Потом в её квартире раздаётся телефонный звонок. «Я слышу тёплый тембр твоего голоса и русский язык, напоминающий мне об отце, которого я обожала, - и от всего этого у меня ком в горле. После разговора я кладу трубку и реву. „Ты влюблена, моя девочка", - говорит мама. Я стараюсь найти другое объяснение - много работы, устала, но в глубине души понимаю, что она права: я жду не дождусь встречи с тобой».

В июне 1968 года Марина Влади вступает в коммунистическую партию Франции и вскоре приезжает в Москву для участия в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа».

Высоцкий в это время снимается в Сибири. Вернувшись в столицу, он сразу находит Марину и без предисловий заключает её в объятия. Однажды он посмотрел фильм «Колдунья» с участием Влади и сразу в неё влюбился. Когда в 1965-м она приехала на фестиваль в Москву, Владимиру не удалось с ней встретиться. По несколько раз в день он ходил в кино смотреть хронику, чтобы увидеть Марину хотя бы на экране. Он и представить себе не мог, что однажды не только увидит её совсем близко, но и заключит её в свои объятия. Из всей этой мистической истории Высоцкий делает вывод: «Во всяком случае, теперь-то я знаю, что ты станешь моей женой». Он говорит Марине, что жизнь без неё для него не имеет смысла.

К этому времени Влади побывала замужем и не один раз, родила троих сыновей. Владимир впервые женился во время учёбы в Школе-студии МХАТа на студентке Изе Жуковой. Его второй супругой стала киноактриса Людмила Абрамова. Она родила ему сыновей Аркадия и Никиту…

Высоцкий и Влади много времени проводит вместе. Наконец происходит решительное сближение. Однажды вечером Марина просит гостей оставить их одних.

«Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. В луче света, идущем из кухни, мне хорошо видно твоё лицо. Ты дрожишь, ты шепчешь слова, которых я не могу разобрать, я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз: „На всю жизнь… уже так давно… моя жена!"

Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Долгие месяцы заигрываний, лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашёл в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновенье, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви.

Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни - несколько жён и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлёты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь.

Ничто и никогда не сотрёт из памяти те первые минуты бесконечной близости. На третий день на рассвете мы уходим из этого доброго дома. Мы вместе отныне и во веки веков».

Они перебрались к матери Высоцкого Нине Максимовне, в её двухкомнатную квартирку в Новых Черёмушках. Мама работает архивариусом, уходит из дома очень рано и приходит только вечером. Влюблённые наконец одни.

Марина готовит, убирает, стоит на холоде в очередях за продуктами. У Владимира много приятелей среди директоров гастрономов, которые оставляют ему дефицит: парное мясо, копчёную рыбу, свежие фрукты…

Высоцкий много работает: утром уезжает в театр на репетицию, днём снимается или даёт концерт, вечером играет спектакль, а ночью пишет стихи и под утро читает их Марине. Со сцены он бросает ей знаменитые слова из спектакля «Послушайте!» Маяковского: «Нам тридцать лет, полюбим же друг друга…»

Но Марине пора возвращаться в Париж. Она покидает Москву, прожив здесь около года.

Как только Влади приезжает к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это Высоцкий. Он читает ей стихи:
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым,
И не хочу я знать, что время лечит,
Что всё проходит вместе с ним…

В начале июля 1969 года в Москве проходил очередной Международный кинофестиваль. Марина Влади, совместив приглашение на фестиваль, дубляж фильма по Чехову и туристическую поездку, получила вид на жительство на несколько недель. Владимир безмерно счастлив.

Но в один из фестивальных дней сопровождавшего Влади Высоцкого бдительный контролёр не пустил в автобус с артистами. Он остался один на тротуаре…

Домой он вернулся поздно ночью совершенно пьяным. А ведь друзья предупреждали Марину: не давай ему пить, иначе будешь кусать себе локти.

Вспоминая события того дня, Влади пишет: «Через некоторое время, проходя мимо ванной, я слышу стоны. Ты нагнулся над раковиной, тебя рвёт. Я холодею от ужаса: у тебя идёт кровь горлом, забрызгивая всё вокруг. Спазм успокаивается, но ты едва держишься на ногах, и я тащу тебя к дивану».

Влади тут же вызывает врачей, но те, приехав и обследовав Высоцкого, наотрез отказываются увозить его с собой. «Слишком поздно, слишком большой риск», - говорят они. Но Влади в ответ грозит врачам устроить международный скандал. Этот аргумент оказывается решающим.

Высоцкого привозят в Институт скорой помощи имени Склифосовского и тут же направляют в операционную. Влади шестнадцать часов ждёт в коридоре, прежде чем доктор скажет ей: «Было очень трудно. Он потерял много крови. Если бы вы привезли его на несколько минут позже, он бы умер. Но теперь - всё в порядке».

Марина ещё не раз будет спасать возлюбленного. Где бы ни находилась - в Париже, Москве, - она бросала все дела и мчалась туда, где Владимир «входил в пике». Об этом Влади пишет в своей книге: «А иногда мне звонят из другого города, откуда-нибудь из дальнего уголка Сибири или из порта, где стоит корабль, на котором ты оказался. Если, несмотря на то что я - иностранка, мне туда можно приехать, я еду. Если нет - я жду, пока твои приятели привезут тебя. И вот тогда начинается самое трудное: я запираюсь с тобой дома, чтобы отнять тебя от бутылки».

В Москве они снимают комнату в районе станции метро «Аэропорт». На какое-то время Высоцкий приходит в душевное и физическое равновесие, старается писать.

Жизнь налаживается. Владимир щеголяет в модной одежде, по три раза в день меняет куртки. И главное - он просто упивается музыкой: Марина привезла проигрыватель. Они без конца ставят «Порги и Бесс», Армстронга и Эллу Фицджеральд.

1 декабря 1970 года Высоцкий и Влади официально оформили свои отношения в загсе, причём расписались в кабинете заведующей. Сразу после бракосочетания они отправились на теплоходе «Грузия» в свадебное путешествие по маршруту Одесса - Сухуми - Тбилиси.

В начале совместной жизни Высоцкий мечтал о ребёнке. Но Марина была против: «Наше положение, и без того трудное, было бы совершенно невыносимым, если бы между нами было маленькое существо. Он был бы не связью, а препятствием, он воплотил бы в своём существовании все противоречия, которыми мы болели. Мотаясь между Востоком и Западом, он никогда не смог бы найти своих настоящих корней».

Благодаря жене он побывал во многих странах, увидел мир. В США на устроенной в его честь вечеринке присутствовали голливудские знаменитости: Минелли, Де Ниро, Хадсон, Ньюмен, Пек…

В Москве Высоцкий и Влади купили кооперативную квартиру на Малой Грузинской. Но прежде чем въехать в неё, супругам пришлось пожить в квартире друга Высоцкого и его коллеги по театру Ивана Дыховичного (он тогда только что женился на дочери члена Политбюро Дмитрия Полянского).

Вскоре Высоцкий начинает принимать наркотики. К старой болезни прибавится новая - ещё более страшная и неизлечимая.

В апреле 1977 года Высоцкого положили в Институт Склифосовского. Положение его было настолько серьёзным, что он не узнал приехавшую жену. Доктора сказали ей, что если Высоцкий ещё раз «сорвётся» подобным образом и не умрёт, то на всю жизнь останется умственно неполноценным человеком.

Между тем отношения Высоцкого и Влади заметно ухудшились. На смену любви и искренности, которые были характерны для них обоих в первые годы супружества, пришли усталость и раздражение от общения друг с другом. Об этом пишет Влади: «Я отношу твоё охлаждение ко мне за счёт усталости, обычной для супружеской пары, прожившей вместе больше десяти лет. Я не знала тогда, что это - из-за морфия. И главное - ты, очевидно, отчаялся выжить, и это было как бы высшим отказом существа, готовящегося уйти из жизни. Я узнаю - потому что всё в конце концов узнаётся - о твоих многочисленных изменах. Просто больная от ревности, я не понимаю того, что всё это - отчаянные попытки уцепиться за жизнь, доказать себе самому, что ты ещё существуешь. Я не слышу того, что ты пытаешься мне сказать. Это - тупик. Ты кричишь о главном, я вижу лишь то, что на поверхности. Ты стонешь о своей любви, я вижу только измену».

Сценарист и писатель Эдуард Володарский говорил в интервью: «Марина стала его угнетать. Он уже изнемогал от властности её натуры. В том, как они вели себя раньше и потом, была большая разница. Раньше они всё время старались быть вместе - прикоснувшись друг к другу. Стоило ему на минуту исчезнуть, как она начинала шарить глазами - где он? И он вёл себя так же. В последние годы он мог её не встретить из Парижа. После домашних разборок приезжал к нам ночью в разорванной рубашке. Была ещё одна причина - появилась другая женщина, и он о ней думал больше, чем о Марине».

1979 год начался для Высоцкого с гастролей по США - его пригласил выступить у себя ряд колледжей. В Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс «Шестьдесят минут» Владимир Семёнович говорил: «Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я - артист… Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».

30 мая 1980 года Марина Влади, которая только несколько недель назад узнала от Высоцкого, что он принимает наркотики, забирает его на юг Франции, в домик своей сестры. Но уже 11 июня он улетает в Москву. Живым своего мужа Влади больше не увидит.

23 июля состоялся последний телефонный разговор супругов. Он говорит, что «завязал», что скоро они вновь увидятся и он уже купил билет на 29 июля.

Владимир Высоцкий умер ранним утром 25-го. Его похороны прошли при огромном стечении народа, несмотря на то что во время Олимпиады Москва была закрытым городом. Актёр Валерий Золотухин утверждает, что Марина Влади просила забрать его сердце с собой во Францию…

Марина Влади после смерти Высоцкого и одного из сыновей несколько лет жила одна. Затем вышла замуж за известного врача-онколога Леона Шварценберга…