Игра на тему "лес и мы". Дидактические игры для прогулок с детьми дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кустовская средняя общеобразовательнаяшкола»

Номинация «Сохраним леса России»

Игра – путешествие по теме:

«Лес и его обитатели»

Выполнила: Лежнева О.С

учитель начальных классов

МБОУ «Кустовская СОШ»

Цель: прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Пробудить интерес к урокам окружающего мира.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.
  • Учитель : Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь, мы свои!

    Сегодня мы с Вами проведем необычную игру – путешествие по теме: “Лес и его обитатели”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. В игре принимают участие две команды, болельщики. По итогам игры мы сможем поощрить лучшую команду и самого лучшего знатока леса. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и покажет знания по правилам поведения в лесу.

    (Звучит музыка “Звуки природы”).

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.
    - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.
    А в синем море синий кит
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.
    - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!
    Итак, наша игра начинается!

    1Тур “Сложи пословицу”

    Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

    Аист на крыше - // мир в доме.
    Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
    Жизнь дана // на добрые дела.
    Доброе дело // само себя хвалит.
    Много воды - // много травы.
    Растение - // земли украшение.
    Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
    Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
    Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
    Срубили кусты - // прощай птицы.
    Увидел скворца - // весна у крыльца.
    Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
    Рощи да леса - // родного края краса.
    Судьба природы - // судьба Родины.

    2 Тур “Что мы знаем о деревьях ”

  • Из какого дерева делают флейты, кларнеты? (Из клёна.)
  • Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт. (Лиственница.)
  • Какие дрова горят самым жарким пламенем? (дубовые, берёзовые.)
  • Из какого дерева сделаны спички? (Из осины.)
  • Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха, липа.)
  • Какое дерево используется для изготовления лыж? (Берёза.)
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
  • Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
  • Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
  • Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
  • Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
  • Из какого дерева делают корабли? (Из дуба.)
  • Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)
  • У каких деревьев листья осенью красные? (У осины, рябины, клёна.)
  • Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
  • 3 Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

    С песней праздник веселее,
    Без нее нам жить нельзя,
    Потому на конкурс песен
    Приглашаем Вас, друзья!

    Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

    4 Тур “Отгадай загадки”

    Белобокая сорока
    прилетела из далека,
    Не сказала, где была.
    - Но зато она, ребята
    Очень хитрые загадки
    На хвосте нам принесла.
    Кто быстрее отгадает,
    Тот и фишку получает.

  • Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  • Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  • Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  • Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  • Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  • У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  • А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  • Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  • Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  • Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  • Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  • Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  • Что не сеяно родится? (Трава)
  • У занесённых снегом кочек
  • Под белой шапкой снеговой

    Нашли мы маленький цветочек

    Полузамёрзший, чуть живой! (Подснежник)

  • Синенький звонок весит,
  • Никогда он не звонит. (Колокольчик)

  • Дом со всех сторон открыт,
  • Заходя в зелёный дом –

    Чудеса увидишь в нём. (Лес)

    5 Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

    Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

    Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

    Лето – чудная пора,
    Детвора кричит …. (Ура!)
    - Нам и реки, и леса
    Дарят летом …(чудеса)
    - Кто же чудо совершил
    Летом в сказку … (превратил)?
    - Сделал кто весь мир таким:
    Звонким, радостным …(цветным)?
    - Стала вся Земля кругом
    Ярким, красочным …. (ковром).
    - Где над куполом небес
    Зеленеет пышно … (лес).
    - А вокруг цветут цветы
    Небывалой … (красоты).
    - Вот, приветствуя ребят,
    Колокольчики … (звенят).
    - Как приятно бегать нам
    По ромашковым … (лугам)!
    - Словно солнечные зайчики,
    Золотятся … (одуванчики).
    - В мир добра и красоты
    Превращают мир … (цветы)!

    Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.

  • «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
  • Ваш дятел».

  • «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!
  • Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».

    Учитель: Какие ответы вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

    Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы.

  • Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.
  • (Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)

  • Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.
  • (Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)

    6 Тур “Экологические знаки”

    Берегите Землю,
    Землю берегите!
    Берегите жаворонка
    В голубом зените.
    - Берегите горы,
    реки и леса,
    Пусть не исчезает
    В жизни красота!

    Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  • Не рви цветы.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Нельзя брать яйца из гнезд.
  • Не разводите костер в лесу.
  • Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  • Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  • В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  • Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
  • Помогайте птицам и животным зимой, когда им трудно.
  • Учитель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

    … Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей.
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей!
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Не жги ее напропалую
    Нас мало – а она одна! (В. Шефнер)

    Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

    Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

    Учитель: Ребята, надеюсь, вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наши конкурсы помогли вам расширить свои знания о природе, а также проявить своё бережное отношение к ней. Спасибо.


    Лежнева Оксана Сергеевна

    Мультимедийная дидактическая игра для детского сада «Дикие животные леса»

    Описание:

    (Слайд 1) Титульный
    (Слайд 2-3) Цель, задачи, правила игры
    (Слайд 4) Ребята, вы хотите отправиться в очередное экологическое путешествие? Давайте вспомним, что мы изучаем на занятиях по экологии…
    Мы изучаем мир живой и неживой природы. Покажите, где на картинке живая природа. Живая природа: человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы. Правильно, остальные картинки - не живая: солнце, луна, камни, песок, вода.
    (Слайд 5, 6) Место, в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку: город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.) А что такое лес? (Это дом для животных и растений, там много деревьев).
    (Слайд 7) Правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы знаете? (береза, рябина… дуб, клен).
    (Слайд 8) Ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок…
    Интересно, сможете ли вы их отгадать?
    Хвост пушистою дугой
    Вам знаком зверек такой?
    Острозубый, темноглазый,
    По деревьям любит лазить. (Белка.)
    Хитрая плутовка, рыжая головка
    Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
    Хозяин лесной, просыпается весной
    А зимой под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
    Это что за зверь лесной,
    Встал как столбик под сосной?
    И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)
    На овчарку он похож
    Что ни зуб-то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть. (Волк.)
    Сердитый недотрога,
    Живет в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки – ни одной. (Еж.)
    Трав копытами касаясь,
    Ходит по, лесу красавец.
    Ходит смело и легко
    Рога раскинув широко. (Лось.)
    Хоть верь, хоть не верь:
    Пробегал по лесу зверь,
    Нес на лбу он неспроста
    Два развесистых куста.) (Олень.)
    Висит - висит висюкан,
    Под ним стоит хрюхрюкан,
    Висюкан упадет, хрюхрюкан подберет. (Кабан.)
    В одежде богатой
    Да сам слеповатый
    Живет без оконца,
    Не видывал солнца. (Крот.)
    Шерсть как шелк у киски,
    А на ушках кисти.
    Только вряд ли скажешь «брысь»
    Посерьезней киски … (Рысь.)
    Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (Про диких животных). А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).
    (Слайд 9) Отгадайте чьи это следы
    (Слайд 10) А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Лесные звери» (физминутка)
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Как животных нам назвать? (Шагать на месте)
    С людьми они не знаются,
    В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)
    По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
    Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
    Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу)
    Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы)
    (Слайд 11, 12, 13, 14, 15) А теперь отгадайте, чем питаются наши дикие животные.
    (Слайд 16, 17, 18) Ребята, пока мы с вами играли, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите! Почему это случилось? А что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?
    (Слайд 19) Ребята, вы помните, где мы были и чем занимались? Что нового узнали? Какие правила запомнили? Спасибо Вам, за увлекательное путешествие.

    Презентация на тему: Мультимедийная дидактическая игра «Дикие животные леса»

    Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»


    Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
    Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
    Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.

    Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».


    Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
    Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
    Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.


    1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.


    2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.


    3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.


    4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.


    Дидактическая игра «Отгадай растение»
    Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
    Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
    Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
    Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
    У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
    Очень прямо я расту,
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна).
    Дидактическая игра «Собери картинку»
    Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
    Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
    Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
    Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
    Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
    Карточки для разрезания.











    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


    Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
    Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
    Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
    Например:
    1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.


    2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.


    3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.


    4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.


    Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»


    Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
    Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
    Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.






    Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
    Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
    Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
    Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
    1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
    Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

    Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой.

    Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.

    Посредством экологических игр дети знакомятся с понятием «пищевая цепь», получают представление о цепях питания в лесу.

    Игры по экологии для дошкольников

    Экологическая игра «ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

    Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.

    Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой - иллюстрации различных растений и животных, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное - корм для него).

    Ход игры: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребёнка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

    Экологическая игра "Зоологический стадион"

    Цель игры: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе.

    Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один - белка, две - пчела, 3 - ласточки, 4 - медведь, 5 - муравей, 6 - скворец.

    На отдельных карточках изображены иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (дупло, улей, берлога, муравейник, скворечник и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

    Ход игры: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

    Экологическое лукошко

    Аптека Айболита"

    Цель игры: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

    Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).

    Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".

    Аналогичные игры можно проводить на такие темы как: "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.

    Экологическая игра «ЛЕСНИК»

    Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

    Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.).

    Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

    Экологическая игра «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

    Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

    Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам).

    Ход игры: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

    На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

    Экологическая игра «ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

    Цель: продолжать формировать у детей знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

    Материал:

    Первый вариант - плоскостной: набор карточек разного цвета (синих, желтых, черных, красных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна - сосновая шишка - дятел).

    Второй вариант - объемный: набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый - растения; шестой - корм птиц; седьмой - птицы (например: ель - еловая шишка - клест; рябина - ягоды рябины - снегирь; водоросли - улитка - утка; дуб - желуди - сойка; трава - кузнечик - аист).

    Ход игры: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

    «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

    Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

    Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

    Второй вариант - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса (лес - гриб - белка - куница; лес - ягоды - еж - лиса; лес - цветок - пчела - медведь; лес - желуди - дикий кабан - волк;лес - береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.)

    Ход игры: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

    Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадается.

    На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

    На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

    Игра «Солнышко»

    Цель: продолжить закреплять знания детей о животных и среде их обитания.

    Материал: набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета.

    Карточка-задание - это круг, разделенный на 6–8 секторов. В каждом секторе - картинка (например: крот, осьминог, рыба, кит, корова, собака). В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры (например: капля, символизирующая воду). Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого.

    Ход игры. В центре круга изображена капля, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания (блок занятий «Волшебница-вода»).

    Дидактическая игра "Найди, что покажу"

    Тема: Фрукты.

    Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

    Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

    Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.

    Дидактическая игра "Найди, что назову"

    Тема: Фрукты.

    Первый вариант.

    Оборудование: Овощи и фрукты разложить по столу, чтобы хорошо была видна их величина, форма. Для игры лучше взять фрукты и овощи одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок), разной величины с постоянной окраской.

    Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого фрукта или овоща. Например: «Покажи желтую репку.

    Второй вариант.
    Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет. Во все вазы заглядывать нельзя.

    Третий вариант.
    Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача - закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.
    Фрукты и овощи раскладывают (прячут) в вазы раз ной окраски в соответствии с окраской предмета.

    Дидактическая игра "Угадай, что съел"

    Тема: Фрукты.

    Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

    Оборудование. Подобрать фрукты и овощи, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для сравнения и контроля.

    Правила игры. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

    Ход игры. Приготовив овощи и фрукты (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

    После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

    Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: "Как во рту стало?" (Сладко, кисло, горько).

    Дидактическая игра "Что изменилось?"

    Тема: Комнатные растения

    Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

    Оборудование. Одинаковые растения (по 3 - 4) расставлены на двух столах.

    Правила игры. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

    Ход игры. Воспитатель показывает растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.).

    Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

    Дидактическая игра "Найди растение по названию"

    Тема: Комнатные растения.

    Первый вариант.

    Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

    Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

    Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

    Второй вариант.
    Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

    Дидактическая игра "Найди такой же"

    Тема: Комнатные растения.

    Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

    Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

    Оборудование. На двух столах ставят 3 - 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например цветущая герань, фикус, душистая герань, аспарагус.

    Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

    После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

    Дидактическая игра "Найди листок, какой покажу"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

    Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.

    Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

    Игра повторяется с разными листьями.

    Дидактическая игра "Найди в букете такой же листок"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

    Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

    Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3 - 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

    Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле новым листом.

    Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

    Дидактическая игра "Такой листок, лети ко мне"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

    Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

    Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья дуба, клена, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

    Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист клена и говорит: «У кого такой же листок - ко мне!»
    Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

    Дидактическая игра "Найди листок"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти часть по целому.

    Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

    Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. -Раз, два, три - ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

    Дидактическая игра "Кто быстрее найдет березу, ель, дуб"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти дерево по названию.

    Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».

    Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три - к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

    Дидактическая игра "Найди листок, как на дереве"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти часть по целому.

    Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.

    Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле.

    Воспитатель говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

    Дидактическая игра "Все по домам!"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая игра. Найти целое по его части.

    Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу воспитателя.

    Оборудование. Листья 3 - 5 деревьев (по количеству детей).

    Ход игры. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

    Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал.

    Примечание. Игру можно провести с листьями, плодами и семенами или только с семенами и плодами.

    Дидактическая игра "Найди дерево по описанию"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.

    Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

    Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
    Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

    Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

    Дидактическая игра "Беги в дом, какой назову"

    Тема: Деревья.

    Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

    Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

    Ход игры. Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

    При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

    Дидактическая игра "Кто где живет?"

    Тема: Жилища

    Цель: закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

    Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены раз личные животные, а с другой - их жилища, например: берлога, нора, улей, скворечник, гнездо. В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать лабиринты из разноцветных линий.

    Ход игры: В игре принимают участие двое и более детей. Они поочередно на ходят предлагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его жилище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неправильный - ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большее количество фишек.

    Дидактическая игра "Кто чем питается?"

    Тема: Питание.

    Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

    Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных животных. В его центре укреплена движущая стрелка, с обратной стороны в конверте помещены карточки с иллюстрациями необходимых животных.

    Ход игры: В игре участвуют двое и более детей. Поочередно по загадке вос питателя ребята находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым оно питается. За правильный ответ - фишка. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет большее количество фишек.

    Дидактическая игра "Найди свой домик"

    Тема: Питание.

    Ход игры:

    Вариант 1. Дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветным полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто наберет их меньше.

    Вариант 2. Дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для нее домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек за правильность выполнения задания.

    Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"

    Тема: Рост.

    Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

    Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии ро ста и развития растений или животного (гороха, одуванчика, земляники,
    лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

    Ход игры:

    Вариант 1. Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живого существа (например, бабочка-капустница: яйцо - гусеница - куколка - бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

    Вариант 2. Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку в их порядке. Дети должны ее исправить и объяснить правильность своего решения.

    Дидактическая игра "Поможем растению"

    Тема: Рост.

    Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

    Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем и плохом состоянии (увядшие, пожелтевшие листья, светлая почва в вазоне, подмерзшее растение и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растений условия (желтая-свет, красная-тепло, синяя - вода, черная - питательная почва); четыре карточки с изображением здорового растения и моделированием четырех условий, необходимых ему.

    Ход игры:

    Вариант 1. В начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, необходимых для роста и развития растения. Затем рассмат риваются четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием этих же моделей. Детям необходимо объяснить причину нормального состояния растения.

    Вариант 2. Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении, например: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи пригревали все сильнее, а запасов воды в почве становились все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Предложить детям помочь растению: отобрать кар точки-модели с изображением необходимых для растения условий. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет большее их количество.

    Дидактическая игра "Лес - дом для животных"

    Тема: Природное сообщество.

    Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

    Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: 1 - травянистый покров, 2 - кустарники, 3 - лиственные деревья, 4 - хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

    Ход игры:

    Вариант 1. Дети играют по одному, а остальные проверяют правильность выполнения задания - расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

    Вариант 2. Силуэты животных раскладываются на столе оборот ной стороной вверх. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить правильность собственного выбора. За верный ответ - фишка. Если задание выполнено неправильно, то фигурка-силуэт животного кладется на стол и действие повторяется другим ребенком.

    Дидактическая игра "Экологическая пирамида «Птицы"

    Тема: Птицы.

    Цель: формировать знания о простейших цепях питания птиц в природе; закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

    Материал:

    1 вариант, плоскостной: набор карточек разного цвета (желтая, синяя, красная, черная), отображающих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с раз личными иллюстрациями растений и птиц, например: сосна - сосновая шишка - дятел.

    2 вариант, объемный: наборы из семи кубиков, где четыре кубика разного цвета, исходя из условий, необходимых для жизни растений и животных; на пятом изображены растения; на шестом - корм птиц; седьмом - птицы. Например: рябина - ягоды рябины - снегирь; ель - еловая шишка - клест; дуб - желуди - сойка; водоросли - улитка - утка; трава - кузнечик - аист.

    Ход игры: Аналогично предыдущим играм. Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разно цветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюст рациями растений и животных выставляются на данную горизонталь вертикально, один на один, чтобы показать пищевые цепи в природе.

    Дидактическая игра "Прогулка в лес"

    Тема: Поведение в лесу.

    Цель: формировать правильное отношение к лесным обитателям; расширить знания детей о правилах поведения в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

    Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте («Не рвать ландыши»; «Не топтать грибы, ягоды»; «Не ломать ветви деревьев»; «Не разрушать муравейники»; «Не разводить костры»; «Не ловить бабочек»; «Не кричать»; «Не включать громкую музыку»; «Не разорять птичьи гнезда» и др.).

    Ход игры:

    В игре может участвовать группа детей, которые отправляются в «лес» на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по «тропинке», рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

    На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по «лесным тропинкам», где расставлены различные экологические знаки. Ребята долж ны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

    Дидактическая игра "Цепочки питания в природе "

    Цель: формировать представления детей о пищевых цепях и месте в них разных видов животных.

    Материал:

    1 вариант: картинки, разрезанные на две части, при составлении которых образуется цепочка питания: животное и корм, которым оно питается, как растительный, так и животный.

    2 вариант: картинки, разрезанные на три части, цепочка питания включает растение, травоядное или всеядное животное, хищника.

    Ход игры:

    На первом этапе разрезные картинки представлены таким образом, что каждая имеет свой специфический подрез, отличающийся от дру гих. По нему дети находят части соответствующей картинки, правильно их составляют, знакомятся с цепочкой питания, определяют место в ней животного, например: гриб - белка - куница.

    На втором этапе разрезные картинки могут иметь одинаковые под резы. При составлении таких картинок дети проявляют большую самостоятельность в определении места животного в цепочке питания.

    Дидактическая игра "Времена года"

    Тема: Природное сообщество.

    Цель: формировать представления о моделях времен года в соответствии с продолжительностью светового дня; показать взаимосвязь светового дня и явлений, происходящих в природе в разные сезоны.

    Материал: четыре планшета разного цвета, соответствующего временам года (белый, красный, зеленый, желтый), на которых представлены модели продолжительности светового дня каждого сезона; кармашки для иллюстраций явлений природы, характерных для данного сезона.

    Ход игры:

    Дети рассматривают планшеты, определяют сезон каждого в соответствии с цветом и траекторией солнца на небосводе: летом - самая большая траектория, зимой - маленькая; осенью и весной - равноденствие. Определив время года, дети должны разложить в кармашки иллюстрации явлений природы данного сезона и рассказать о них.

    Дидактическая игра "Экологическая ромашка"

    Тема: Природное сообщество.

    Цель: закрепить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе в разные сезоны, их взаимосвязи и взаимозависимости.

    Материал: четыре кружочка (серединки ромашки) разного цвета (белый, зеленый, желтый, красный) в соответствии с моделями времен года и набор лепестков с изображением различных явлений в живой и неживой природе в каждое время года, например: весной в ручейке плавают кораблики, расцвел ландыш, птицы вьют гнезда и др.

    Ход игры:

    Играют четыре ребенка, каждому необходимо собрать лепестки ромашки соответствующего сезона и рассказать о характерных явлениях как в неживой, так и в живой природе.

    Дидактическая игра "Заколдованное письмо"

    Тема: Фрукты и овощи.

    Цель: закрепить представления детей о характерных признаках овощей и фруктов, их роли в поддержании здоровья человека; познакомить с моделированием как способом формирования обобщенного представления об овощах и фруктах.

    Материал: пять планшетов с моделями характерных признаков овощей и фруктов (окраска, форма, величина, способ употребления в пищу, место произрастания); набор предметно-схематических рисунков-за гадок овощей и фруктов.

    Ход игры:

    Дети рассматривают предметно-схематические модели, раскрывающие характерные признаки овощей и фруктов.

    Вариант 1. По образцам-моделям характерных признаков овощей и фруктов дети разгадывают загадки-рисунки доктора Айболита, что бы помочь ему определить, какие овощи и фрукты полезны для здоровья человека.

    Вариант 2. По образцам-моделям один ребенок составляет загадку-описание определенного овоща или фрукта, остальные дети отгадывают и рассказывают, какую роль они играют в поддержании здоровья человека.

    Дидактическая игра "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"

    Тема: Природное сообщество

    Цель: развивать мышление; воспитывать положительные нравственные качества личности; формировать навыки общения детей с родными взрослыми; актуализировать совместные потребности; развивать чувство взаимной эмпатии.

    Ход игры:

    Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родители помогают записывать желания дошкольников): три желания задумывает ребенок для родителей, три - взрослый для ребенка, одно желание будет совместным.

    Родители и дети меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

    Дидактическая игра "РАЗГОВОР С ЛЕСОМ"

    Цель: развивать творческое воображение детей, обогащать речь определениями; учить расслабляться.

    Ход игры:

    Вас ожидает необычное путешествие. Мы перенесемся мысленно в лес. (Дети закрывают глаза, облокотившись на спинки стульев, расслабленные руки лежат на коленях.) Вокруг вас в лесу разнообразные цветы, кустарники, деревья, травы.

    Протяните правую руку вперед и «потрогайте» ствол дерева: какой он? Теперь поднимите руку и коснитесь листвы: какая она? Опустите руки вниз и проведите по травинкам: какие они? Понюхайте цветочки, воз дух втяните полной грудью и задержите эту свежесть в себе!

    Подставьте лицо свежему ветер ку. Прислушайтесь к лесным звукам - что вы услышали?

    Дети молча слушают. Каждый ребёнок на ушко называет педагогу представленный им звук или шорох.

    Дидактическая игра "КАКИЕ ПЛОДЫ, НА КАКОМ ДЕРЕВЕ РАСТУТ"

    Цель: активизировать в речи детей названия растений и их плодов; упражнять в практическом усвоении конструкций предложного падежа и согласования существительных с глаголом и прилагательным в роде, числе, падеже.

    Задание 1. Узнать растение по его плодам и закончить предложение.

    Желуди растут на... (дубе).
    Яблоки растут на... (яблоне).
    Шишки растут на... (ели и сосне).
    Гроздья рябины растут на... (рябине).
    Орехи растут на... (орешнике).

    Задание 2. Вспомнить название плодов растений и закончить предложение.

    На дубе созрело много... (желудей).
    Дети снимали с яблони спелые... (яблоки).
    Верхушки елей гнулись под тяжестью множества... (шишек).
    На облетевшей рябине яркими огоньками горели... (гроздья ягод).

    Задание 3. Провести линию от растения к его плодам и составить предложение (проводится с предметными картинками).

    • желудь шишка гроздья ягод
    • орешник яблоко дуб
    • орех яблоня

    Задание 4. То же с картинками растений и их листьев.

    Дидактическая игра "ГНОМЫ В ЛЕСУ"

    Цель: средствами пантомимы изображать характерные движения в определенной ситуации, ориентируясь только на слова педагога и собственные представления.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям надеть колпачки гномов: «Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками - гнома ми, и будем с ними играть!»

    Живут гномы в лесу. Деревья кругом густо растут, все с колючими ветками. Продираются гномы с трудом через чащобу, ветки поднимают, раздвигают с большим усилием. Показался в лесу про свет: деревья растут потоньше и дальше друг от друга (гномы смотрят по сторонам, выбирают себе дорогу).

    Теперь гномы легко между деревьями проскальзывают (они гибкие, ловкие): где бочком пройдут, где спинкой... А вот и наклониться надо и под колоду пролезть. Где-то надо и на цыпочках пройти по узенькой тропиночке.

    Вышли гномы на полянку, а там спит мышка. Гномы тихонечко через нее переступают, осторожно, чтобы не наступить. Потом они увидели зайчика - и давай с ним прыгать! Вдруг из-за кустов выскочил серый волк и как зарычит!

    Гномы бросились прятаться под кустики (под столы) и сидят там тихо-тихо!

    Волк ушел своей дорогой, а гномы пошли домой: на цыпочках пройти по узенькой тропиночке; теперь наклониться надо и под колоду про лезть; где бочком пройдут, где спин кой. Уже дом близко: продираются гномы с трудом через чащобу, ветки поднимают, раздвигают с большим усилием.

    Ох, устали! Надо на своих стульчиках отдохнуть! (Дети рассаживаются по местам.)

    Дидактическая игра "ЦВЕТЕТ - НЕ ЦВЕТЕТ"

    Цель: развивать у детей слуховое внимание, выдержку.

    Правило: поднимать руки только в том случае, если будет назван цветущий предмет (растение, цветок).

    Ход игры: Дети садятся полукругом и кладут руки на колени.

    Воспитатель: Я буду называть предметы, и спрашивать: цветет? Например: «Яблоня цветет?», «Мак цветет?» и т. д.

    Если это на самом деле так, то дети должны поднять руки вверх.

    Если я назову нецветущий предмет (елка, сосна, дом и т. д.), то руки поднимать не следует.

    Вам нужно быть внимательными, так как я буду поднимать руки и правильно, и неверно. Кто ошибется, заплатит фишку.

    Воспитатель начинает игру:
    «Роза цветет?» - и поднимает руки.

    Дети отвечают: «Цветет!» - и тоже поднимают руки.
    «Сосна цветет?» - и поднимает руки, а дети должны молчать.

    Цели:

    Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
    Обогатить словарь детей по данной теме.
    Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
    Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
    Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
    Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
    Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
    Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
    Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

    Оборудование:

    Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
    Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
    Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
    Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
    Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
    Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
    Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
    Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
    Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
    Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
    Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
    Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
    Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
    Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
    Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

    Ход занятия:

    Игра-приветствие «Наши умные головки»

    Наши умные головки
    Будут думать много, ловко.
    Ушки будут слушать,
    Ротик четко говорить.
    Ручки будут хлопать,
    Ножки будут топать.
    Спинки выпрямляются,
    Друг другу улыбаемся.

    Игровая ситуация «Едем в лес»

    Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

    Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»

    Воспроизводится аудиозапись.

    Конструирование «На лесной опушке»

    Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

    Знакомим детей с оттенками зеленого цвета

    Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый - светлый, а этот зеленый - темный.
    Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

    Коллективная аппликация «Дерево»

    Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

    Дидактическая игра «Совы на дереве»

    Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

    Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

    Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные - деревья.

    Рисование зубными щетками «Ива»

    У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

    Музыкальное упражнение «В лесу»

    Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

    Дидактическая игра «В лесу»

    Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

    Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
    Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
    А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

    Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

    Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

    Дидактическая игра «Белки»

    Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

    Лепка «Ореховый куст»

    На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

    Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

    Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

    Дидактическое упражнение «Чей хвост?»

    Помогите зверям найти свои хвосты.

    Изобразительная деятельность «Лес»

    Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

    Игры с шишками

    Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

    Дегустация лесных орехов

    На прощание лес приготовил для нас подарок - лесные орехи. Попробуйте их.