Источники информации и ее виды. Источники информации Из сборника научных работ


В процессе подготовки и проведения любого исследования можно выделить пять основных этапов:

Этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования;

Формулировка темы, цели и задачи исследования, определение проблемы, обоснование объекта и предмета, цели, главных задач, гипотезы исследования;

Теоретическое исследования - обоснование направлений, выбор общей методики, методов, разработка концепции, параметров, формулировка выводов исследования;

Проведение эксперимента - разработка программы, методики, получение и анализ данных, формулирование выводов и результатов исследования;

Оформление результатов научного исследования, выводов, рекомендаций, уточнения научной новизны и практической значимости.

Как видим, исследование начинается с анализа информационных материалов по выбранной теме. Информацию разделяют на:

Обзорную (вторичную) обзор научных материалов;

Релеративну, что содержится в описаниях прототипов научных задач;

Реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;

Сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения;

Справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний.

Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.

Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка).

Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это:

Информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);

Справочная литература (энциклопедии, словари);

Каталоги и картотеки;

Библиографические издания (схемы 10,11).

Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.

Схема 10. Схема процесса сбора и анализа научной информации.

Схема 11. Общая схема сбора и анализа научной информации.

Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики.

К важнейших методов научного познания принадлежат аналитические методи. их суть - доказательство результата через логические, математические преобразования, анализ статистических данных, опубликованных и неопубликованных документов (учетных, плановых, аналитических, анкетных).

В процессе эксперимента проводятся научные исследования сравниваются теоретические и экспериментальные результаты. При сопоставлены научного результата с практикой необходимо совпадение теоретических положений с явлениями, которые наблюдаются в практических ситуациях. Поэтому для изучения теоретических основ темы исследования требуется глубокая проработка источников информации.

Знания опубликованной информации позволяет глубже осмыслить научный и практический материал других ученых, исследователей, выявить уровень изученности конкретной темы, подготовить обзор литературы по теме. Необходимую научную информацию исследователь получает в библиотеках и органах научно-технической информации.

Формы обслуживания читателей в библиотеках почти везде одинаковы:

Справочно-библиографическое обслуживание;

Читальный зал;

Абонемент или межбиблиотечный обмен (МБО);

Заочный абонемент;

Изготовление фото и ксерокопий;

Изготовление микрофильмов.

Для обработки источников по выбранной теме используют информационно-поисковый аппарат библиотеки.

В библиотеках применяется информационно-поисковая язык (ИПМ) библиотечно-библиографического типа: универсальная десятичная классификация (УДК) и библиотечно-библиографическая классификация (ВБК).

УДК систематизирует все человеческие знания в 10 разделах, где каждый раздел имеет десять подразделений и т.д. При этом каждое новое понятие получает свой числовой индекс

Обозначения индекса знаний

Наименование индекса знаний

Философия, психология

Общественные науки, экономика туризма

Философия, языкознание

Математика, естественные науки

Прикладные знания

Искусство, прикладное искусство

Художественная литература, литературоведение

География, история

Кодовым обозначением индексируются все научные знания, явления, понятия. И каждое новое знание при его возникновении находит свое место. В зависимости от потребностей разделения информационно-поисковой языка в основных индексов добавляются другие знаки, чем повышается специализация УДК. Для удобства восприятия каждые три знаки отделяются точкой (например: 53376).

Много лет УДК применялась как наиболее совершенная классификация знаний. Но впоследствии возникновения новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили внедрение библиотечно-библиографической классификации (ББК), которая имеет другую систему классификации и индексации человеческих знаний. Основная часть ее буквено-цифровых индексов построена по десятичным принципу. Основные разделы ББК распределены в 21 отделах, каждый из которых имеет свой индекс с больших букв русского алфавита, например:

Индексы знаний Наименование индексов знаний

Б Естественные науки

В Физико-математические науки

Г Химические науки

Д и т.д. Науки о земле и т.д.

Эти информационно-поисковые языки применяются при организации библиотечных фондов. Основой информационно-поискового аппарата библиотеки являются каталоги. Это расположены в порядке алфавита карточки с описанием изданий. В алфавитном каталоге - по фамилиям авторов и названиям публикаций независимо от их содержания; в предметном - карточки с описанием литературных источников сгруппированы по предметным рубрикам тоже в алфавитном порядке основные каталоги формируются по принципу алфавита или по принципу систематизации знаний. Кроме основных каталогов создаются вспомогательные: каталог периодики, картотеки статей и рецензий. Основными каталогами является систематический и алфавитный.

Алфавитные каталоги содержат карточки на книги, расположенные в алфавитном порядке фамилий авторов или названий, при этом берется сначала первая буква слова, по которым идет описание, затем - вторая и т.д.

Систематические каталоги содержат карточки на книги, в которых названия работ расположены по отраслям знаний, в соответствии с действующей классификацией науки.

Предметные каталоги содержат карточки с названиями произведений из конкретных проблем и вопросов одного содержания.

Чтобы пользоваться каталогами, нужно хорошо знать принцип их построения.

Ведущее место принадлежит алфавитному каталогу. По ним можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке. Карточки каталога расставлены по первым словом библиографического описания книги: фамилии автора или названия книги, которая не имеет автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются за вторым словом. Карточки авторов с одинаковой фамилией - по алфавиту их инициалов.

В систематических каталогах карточки сгруппированы в логическом порядке по отраслям знаний. Последовательность размещения карт соответствует определенной библиографической классификации - УДК или ББК.

Справочный аппарат систематического каталога включает ссылки отправления, справочные карточки и алфавитно-предметный указатель. Ссылка указывает, где находится литература из ближнего или смежного вопрос («см. также»), отправные карточки («см.») показывают в каком отделе находится литература по данному вопросу.

Предметный каталог концентрирует близкие по содержанию материалы в одном месте, что очень удобно для исследователя.

Ключом к каталогам библиотеки являются библиографические указатели. Они могут быть разными по своим задачам, содержанию и форме. Для определения состояния изученности темы нужно обратиться в информационных изданий, которые выпускают институты и службы научно-технической информации, центры информации, библиотеки и охватывают все отрасли народного хозяйства. Здесь можно ознакомиться не только со сведениями о напечатаны труда, но и с встроенными идеями и фактами. их характеризует новизна представленной информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, что облегчает поиск и систематизация литературы.

Сбор и обработку этих материалов в Украине осуществляют Книжная палата Украины, Украинский институт научно-технической и экономической информации (Укринтэи), Национальная библиотека Украины им. В.и.вернадского и другие библиотечно-информационные учреждения общегосударственного или регионального уровня.

Основная масса изданий названных учреждений делится на три вида:

Библиографические;

Реферативные;

Обзорные.

Библиографические издания показывают, что выдано по вопросу, интересующему исследователя; часто это сигнальные указатели без аннотаций и рефератов. Ценность их - в оперативности информации о выходе в свет отечественной и зарубежной литературы.

Реферативные издания содержат публикации рефератов с кратким изложением содержания первичного документа, фактическими данными и выводами (экспресс информационные, реферативные журналы, сборники и др.), например: РЖ «Экономика. Экономические науки». Изданием Книжной палаты Украины являются библиографические указатели: «Летопись книг», «Летопись газетных статей», «Новые издания Украины» и т.д.

Для поиска и анализа литературы, изданной в прошлые годы, имеет ретроспективная библиография, назначение которой является подготовка и распространение библиографической информации о издания за определенный период времени в прошлом. Это могут быть: тематические обзоры, прайс-листы издательств, пристаттєві списки литературы и т.д.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных, Internet. Через службу Internet можно получить разнообразную информацию. Не случайно говорят, что Internet знает все.

За последние годы широко развивается государственная система сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации с использованием современной вычислительной техники. Разработкой методологии создания эффективных информационных систем занимается наука информатика, которая имеет ряд специфических направлений развития:

Техническое создания автоматизированных информационно-поисковых систем;

Программное обеспечение вычислительных машин программами для пользователей;

Алгоритмический - разработка алгоритмов содержания баз и банков данных.

Совокупность унифицированных информаций и услуг представленных в стандартизированном виде называется информационным продуктом - это специализированные нормативные издания, государственные стандарты, строительные нормы и правила и т.д.

Накопление и хранение больших информационных массивов - баз данных, позволяет систематизировать документы по признакам определенной тематики, а также формировать банки данных, для оперативного многоцелевого использования соответствующей информации.

Достаточно популярным за последние годы стало использование информационной WEB-страницы компьютеров.

Не является ли сеть WEB противовесом библиотеке?

Эта сеть дает возможность изменить наиболее важные основы создания, распространения и применения знаний в мире - в короткие сроки. Миллионы людей пользуются сетью WEB для оперативного поиска информации, проверки и дискуссии.

Интернет и WEB становятся информационным источником для миллионов людей. К тому же это чаще всего дети школьного возраста. Эти будущие взрослые получают умения и навыки накопления информации и работы с ней, и для большинства из них эта сеть является более привлекательной, чем библиотека или учитель. Почему?

Ее привлекательность в том, что пользователи имеют доступ к информации без любой помощи, участия или руководства второго лица (преподавателя, библиотекаря) и можно использовать в любое время суток, не нужно никуда ехать, тем более, что информация может быть получено по необходимости.

И все же сеть WEB не является универсальной заменой библиотеки.

В чем же недостатки WEB?

1. Не вся информация размещенная на страницах WEB, a та, что есть очень короткая по объему, содержание который содержится в цифровой форме очень ограничен по сравнению с печатными материалами.

2. WEB - не всегда соответствует стандартам достоверности. Большинство материалов публикуемая без рецензий, без проверки, гарантий (например, по медицине, это мысли и видения отдельных авторов).

С. WEB - не имеет каталогизации (описание содержания, формы) является лишь минимальная структура информационных материалов.

4. Не обеспечивается эффективный поиск информации фундаментальных научных знаний, и она больше подходит для обмена свежей информацией и общения.

В будущем библиотека будет существовать как:

Специально установленные фонды документов, которые должны находиться в помещении библиотек;

Как физическое пространство для материалов в нецифровій форме и как точка доступа для тех, кто не может позволить себе иметь необходимые средства для получения информации;

Накопление метаданных или описания содержания материалов, для ссылки и облегчения поиска информации;

Сохранение документов и связанных с ними метаданных;

Сфера доступа и услуги по інструктуванню.

Функционирования автоматизированных систем обработки информации (АСОІ) основывается на машинном преобразовании информации с соответствующей проблемы. АСОІ используется в научно-исследовательском процессе в связи с ростом объемов информации до таких пределов, когда исследовать любую проблему без ЭВМ невозможно. Структура информационной системы включает в себя банк данных: файл, секцию файла, набор файлов, сгруппированных в банке данных.

Банк данных является совокупностью наборов файлов, сгруппированных в массивах данных.

Известно, что в практике международных организаций в процессе обмена информацией и при решении задач международных экономических, научно-технических, культурных, спортивных и других связей используются сокращенные названия стран - блоки буквенной и цифровой идентификации стран.

Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала коды для каждой страны.

Относительно Украины традиционно употребляют такие блоки буквенной и цифровой идентификации:

Двобуквений алфавитный код Украины-UA - рекомендованный Международной организацией по стандартизации (ИСО) для международных обменов, который дает возможность образовывать визуальную ассоциации с общепринятым названием Украины без любого ссылки на ее географическое положение или статус;

Трибуквений порядковый номер - 804 - присвоен статистическим бюро Организации объединенных наций и используется для статистических расчетов.

Эти блоки идентификации Украины зафиксированы для использования Международной организацией по стандартизации в стандарте НСО 3166-88 «Коды для представления назван стран».

ООН в своей работе также пользуется этими тремя блоками идентификации Украины.

Составитель: Мац Л.В.

ЦИТИРОВАНИЕ

  • Цитата (англ. citation) – дословная выдержка из какого-либо текста, снабженная ссылкой на источник, опубликованный раннее.
  • Цитирование является одним из способов сказать читателям, что некоторый материал из вашей работы пришел из другого источника.
  • Цитирование предоставляет читателям информацию, необходимую для повторного поиска источника:
    • информация об авторе;
    • заголовок документа;
    • дату публикации;
    • количество страниц материала;
    • и др.

КОГДА НЕОБХОДИМО ЦИТИРОВАНИЕ?

  • ВСЕГДА , когда вы берете чужие идеи или слова, вам необходимо показать их источник.
  • Следующие ситуации почти всегда требуют цитирования:
    • когда вы используете цитаты;
    • при перефразировании идей;
    • в случае использования идеи, уже раннее высказанной;
    • когда вы упоминаете чужую работу;
    • когда какая-либо работа оказала существенное влияние на формирование ваших собственных идей.
ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
  • использовать фрагмент материала, а не весь материал целиком;
  • чётко (кавычками) выделять начало и конец цитируемого фрагмента;
  • указать ФИО Автора или Авторов (максимально полно, насколько это возможно);
  • указать точное название работы;
  • если использован электронный документ указать точную ссылку на веб-страницу-первоисточник (а не на главную страницу сайта, с которого взят материал).
Следует помнить: при условии оформления границ цитаты и ссылки на источник цитирование не является плагиатом.

ВАК РФ

  • «При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на автора и источник , откуда он заимствует материалы или отдельные результаты».
  • «При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации».
  • «Указанные ссылки должны делаться также в отношении научных работ соискателя, выполненных им как в соавторстве, так и единолично».
  • «В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты ».
Положение о порядке присуждения ученых степеней: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 Г. N 74 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 475)

Российский индекс научного цитирования - РИНЦ

  • РИНЦ – это специализированный информационный продукт, в котором собирается и обрабатывается полная библиографическая информация о научных статьях и других научных изданиях, аннотации и пристатейные списки цитируемой в статьях литературы.
  • Данные РИНЦ помогают проводить объективную оценку деятельности различных научно-образовательных организаций, научных коллективов и отдельных исследователей, а так же определять импакт-факторы периодических изданий.
  • Обязательное условие – единый формат оформления пристатейных списков литературы – в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5_2008 «Библиографическая ссылка» (Регламент РИНЦ).
  • Диссертация – научное произведение и ссылки в ней оформляются по указанному ГОСТу. Диссертации включаются в РИНЦ.
  • Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation – Bibliographic references – Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation – Bibliographic references – Part 2: Electronic documents or parts thereof»).
  • УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированиюи метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст.

ОТЛИЧИЯ ГОСТ 7.1 - 2003 и ГОСТ Р 7.0.5 - 2008
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ССЫЛКА

  • Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Общие требования к библиографическому описанию документа и правилам его составления определяет ГОСТ 7.1-2003 . "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". Составляется без связи с текстом .
  • Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом , рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Составляют на основе принципа лаконизма в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008. Обязательная связь с текстом работы - цитирование.

ЭЛЕМЕНТЫ и ЗНАКИ

  • Правила представления элементов библиографического описания в ссылке осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.82-2000. При этом допускается форма краткого описания.
  • Элементам и областям в библиографическом описании предшествуют знаки предписанной пунктуации (по старой терминологии - условные разделительные знаки). В отличие от обычных грамматических знаков, знаки предписанной пунктуации выполняют опознавательные функции областей и элементов. Заголовок от описания отделяют точкой. Области описания отделяются друг от друга точкой и тире.

ФОРМА

  • Библиографическая ссылка (БС) может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, ее назначения, наличия библиографической информации в тексте документа.
  • Краткую ссылку, предназначенную только для поиска документа – объекта ссылки, составляют на основе принципа лаконизма в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
  • В данном пособии все примеры приведены в краткой форме.

ЗНАКИ ПРЕДПИСАННОЙ ПУНКТУАЦИИ И СОКРАЩЕНИЯ В КРАТКОМ ОПИСАНИИ

  • знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменяют точкой;
  • сокращение отдельных слов и словосочетаний применяют для всех элементов библиографической записи, за исключением основного заглавия документа;
  • указывают либо общий объем документа (страницы), либо сведения о местоположении объекта ссылки в документе.

ДЕФИС, МИНУС, ТИРЕ В ОПИСАНИИ

  • дефис (сложные слова: экономико-математический, чёрно-белый и др.);
  • математический минус (–56, –0978,46);
  • тире (знак предписанной пунктуации в БО);
Они различны по размерам, толщине и области применения. Вот как это выглядит в увеличенном виде:
  • дефис - на клавиатуре;
  • минус – Ctrl + Gray;
  • тире - Ctrl + Alt + Gray;
  • затекстовые ссылки - вынесенные за текст документа или его части, помещаются после основного текста;
  • в затекстовой библиографической ссылке приводят библиографические сведения о документе;
  • оформляются с помощью отсылок в тексте:
Отсылка в тексте:

В затекстовой ссылке:
10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 2011. 175 c.
  • знак отсылки состоит из цифр, которые заключают в квадратные скобки:
Вариант 1.
- при такой отсылке в списке после текста необходимо указать страницу, с которой взята цитата.
Вариант 2.
- при такой отсылке в списке после текста указывают общий объем документа (количество страниц)
  • отсылки оформляются единообразно по всему документу.

НЕСКОЛЬКО ЗАТЕКСТОВЫХ ССЫЛОК В ОТСЫЛКЕ

  • Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой:
Вариант 1
Вариант 2

ПОВТОРНЫЕ ОТСЫЛКИ

  • При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же» или «Ibid» (от «Ibidem») (для источников на языках с латинской графикой);
  • Если источник тот же, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы:
[Там же. С. 24],
  • После «Там же» ставится точка, страница обозначается заглавной «С.», а не строчной, как в основной отсылке.

ОТСЫЛКА НЕ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ

  • Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:»:
[Цит. по: 12, с. 9]

УПОМИНАНИЕ ЧЬИХ−ТО ВЗГЛЯДОВ В ОТСЫЛКЕ

  • Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:»:
[Приводится по: 15]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ − КНИГИ

  • Один
Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учеб. для студентов вузов. М.: Юрайт, 2011. 639 с
  • Два автора:
Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» и специальности «Бух. учет, анализ и аудит». М.: Дашков, 2011. 246 с.
  • Три автора:
Pivovarov S.E., Tarasevich L.S., Rakhmatov M.A. International management. 4th ed. St. Petersburg: Питер, 2011. 640 p
  • Четыре и более авторов:
Операционный менеджмент : для бакалавров: учеб. по направлению «Менеджмент» / С.Э. Пивоваров [и др.]. СПб. [и др.]: Питер, 2011. 540 с.
Финансы и кредит : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Н.В. Байдукова [и др.] ; под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 609 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВ ДВА И БОЛЕЕ

  • Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов. М.: Астрель; Тверь: АСТ , 2009. 319 с. (Высшая школа).
  • Талашкин Г. Н. Методы преодоления кризисных ситуаций в функционировании инвестиционно-строительного комплекса России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и упр. нар. хоз-вом (экон. безопасность; экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями, комплексами) / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2011. 159 с.
  • Талашкин Г. Н. Методы преодоления кризисных ситуаций в функционировании инвестиционно-строительного комплекса России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Экономика и упр. нар. хоз-вом (экон. безопасность; экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями, комплексами - стр-во) / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 21 с.
Перед многоточием и после него – пробел.

СБОРНИК

  • Информационные технологии в бизнесе : сб. докл. участников 3-й междунар. конф., 14-17 июня 2011 г., Санкт-Петербург / Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. информатики; [под ред. В.В. Трофимова]. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 32 с.
  • Стратегические меры и промышленная политика по развитию экономики России : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 15-16 марта 2001 г. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; редкол.: С.Р. Гидрович (гл. ред.) и др. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 400 с.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

  • Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009 года, 21-28 апреля 2009 года: крат. тез. докл. Ч.1 / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2010. 131 с.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

  • Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики: материалы 2-й междунар. науч. конф., 29-30 янв. 2009 г.: в 2 т. Т. 1 / Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; под ред. В.Е. Леонтьева, Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 320 с.

СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

  • Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей: сб. нормат. актов и док. / сост. Н. Н. Захарова; ред. и вступ. ст. П. В. Крашенинников; Гос.антимонопол. ком. Рос. Федерации. М.: Норма: ИНФРА-М, 1998. 781 с.

СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ

  • Бизнес в Санкт-Петербурге : справочник предпринимателя. СПб.: Информ.-изд. агентство "Лик", 2002. 238 с.
  • Ширшов Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь /под ред. Т.С. Буториной. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 253 с.

ПЕРЕВОД

  • Альтман Г.С. Продажа товаров: пер. с англ. СПб.: Грин, 2009. 224 с.

ТОМ ИЗ МНОГОТОМНОГО ИЗДАНИЯ

  • Антология русской философии : в 3 т. Т. 1/ С.-Петерб. гос. ун-т, Филос. фак., С.-Петерб. фил. Рос. тамож. акад. им.В.Б.Бобкова, С.-Петерб. ун-т МВД России, Акад. гуманитар. наук; редкол.: А.Ф.Замалеев [и др.] СПб.: Сенсор, 2000. 639 с.
  • Фицджеральд Ф. Избранные произведения: в 3 т.: пер. с англ. Т.1. М.: Худож. лит., 2009. 445 с.

ДЕПОНИРОВАННАЯ РАБОТА

  • Днепрова Т.Д. Трансформация доходов населения и их государственное регулирование / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2010. 214 с. Деп. В ИНИОН РАН 06.10.2010, № 99076.

РЕЦЕНЗИЯ

  • Грищенков А. И. Социально - экономические условия адаптации переселенцев на селе // Проблемы АПК. – 1996. – № 10. – С. 29 –34. – Рец. на кн.: Повышение эффективности агропромышленного производства в условиях современных форм хозяйствования. – Воронеж, 1995. – 223 с.

ОБЗОР

  • Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация, 2005 / Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, Орг. экон. сотрудничества и развития. М.: ЦИСН, 2005. 218 с.
  • Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2009 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: ИМЭМО, 2009. 42 с.

НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

  • Management accounting / Anthony A. Atkinson. 5th ed. Pearson: Prentice Hall, 2007. 656 p.
  • Weber J. Logistikmanagement. Stuttgart: Schaffer-Poeschel, 1998. XV, 392 s.

САЙТ

  • Банк России: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 11.05.2011).

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ - СТАТЬЯ

  • Мохов П., Паров Р. Планирование розничного товарооборота // Маркетинг в торговле. 2009. № 5. С. 44−56.
  • Грищенков А. И., Глушак Н. В. Состояние и перспективы развития инновационной сферы в России // Вопросы экономики и права. 2011. №1. С. 12–26.
  • Дроздовская Л. П., Рожков Ю. В. Никифоров И. Н. Информационно-кредитный рынок: формирование и регулирование // Банковское дело. 2010. № 7. С. 57−63.
  • Байгулов Р. М. Развитие научно-технического потенциала региона // Экономика сельско-хозяйственных предприятий. 2010. № 3. С. 13−15.

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

  • О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. – 2006. – 10 марта.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

  • Совершенствование процесса обучения и воспитания студентов на основе психологических и социальных исследований / А. И. Грищенков [и др.] // Достижение науки и передовой опыт в производстве и учебно-воспитательном процессе: материалы науч.- практич. конф., 10 – 12 октября 2010 г. Брянск, 2010. С. 12−16.

ИЗ СБОРНИКА НАУЧНЫХ РАБОТ

  • Грищенков А. И., Богдановский В. А. Определение комплекса адаптационной характеристики переселенцев в селе // Методические подходы и практика формирования АПК: сб. науч. тр. – СПб., 2010. С. 18−25.

ИЗ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДОВ

  • Грищенков А. И. Восстановление трудового потенциала малой деревни // Проблемы аграрной политики и развития рынка в РФ: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., 21 – 23 апреля 2009 г. Ростов-на-Дону, 2009. С. 18−24.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

  • Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  • Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа.
  • Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, публикации в электронных сериальных изданиях и т. п.).

ОСОБЕННОСТИ
Если ссылки на электронные ресурсы включают в массив ссылок, содержащий сведения о документах различных видов, то в ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов: [Электронный ресурс]

  • Авилова Л. И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век) [Электронный ресурс]: состояние проблемы и перспективы исследований // Вестн. РФФИ. 1997. № 2. URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007).

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА

  • Если по экранной титульной странице электронного ресурса удаленного доступа (сетевого ресурса) невозможно установить дату публикации или создания, то следует указывать самые ранние и самые поздние даты создания ресурса, которые удалось выявить.

РЕЖИМ ДОСТУПА
Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса):

ДАТА ОБРАЩЕНИЯ

  • Дата обращения к документу – та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
  • Дату обращения приводят в круглых скобках и указывают число, месяц и год:
Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон. журн. 2007. № 1. URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 20.08.2007).

СТАТЬЯ - ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

  • Бричкина Р. И. Коммерция на транспорте // Транспорт: сетевой журнал. 2008. URL: http://www.trans.ru/ (дата обращения: 11.05.2009).
  • Оценка российских лидеров и положения дел в Российской Федерации. 22.07.2009 // Левада-центр: [сайт]. URL: http://www.levada.ru/press/html/ (дата обращения: 25.07.2009).
  • Инвестиции останутся сырьевыми // PROGNOSIS.RU: ежедн. интернет-изд. 2006. 25 янв. URL: http://www.prognosis.ru (дата обращения: 19.03.2007).

КОДЕКС ИЗ СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Консультант Плюс. Законодательство.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.06.2011).

КОНСТИТУЦИЯ

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ПРИКАЗ

  • Об утверждении формы налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и Порядка ее заполнения: приказ Минфина РФ от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

  • О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.06.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

  • О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров: постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 (ред. от 20.07.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ПИСЬМО

  • По вопросам установления тарифов регулируемых организаций для населения с учетом НДС: информационное письмо ФСТ РФ от 08.08.2011 N СН- 6273/5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ИНСТРУКЦИЯ

  • Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций: утв. МЧС РФ N 34-19-3, Минфином РФ N 61, Минэкономики РФ N ВМ-173/37-25 05.05.1994. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).
  • Методические рекомендации по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 г.: утв. Минфином РФ. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).

ЗАКОН САНКТ−ПЕТЕРБУРГА

  • О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере железнодорожного транспорта на территории Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 525-122. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2011).
  • Московский Кремль [Электронный ресурс]: трехмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007. CD-ROM.
  • Цены и ценообразование [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / Е Васильева и др. ; под ред. В.Е. Есипова. М.: КНОРУС, 2010. DVD

ИЗ БД ИД ГРЕБЕННИКОВА

  • Курбатова А., Кузнецова А. Маркетинговая бизнес-симуляция Markstrat // Стратегический менеджмент. 2011. № 2. URL: http: //grebennikon.ru/article-nz7n.html(дата обращения: 05.06.2011).

ИЗ БД EBSCO

  • 2011 HALF TIME REPORT // Newsweek. 2011. July 4. p. 64-72. Academic Search Premier, EBSCOhost (accessed August 12, 2011).
  • Brimson J. Management paradigm: The untapped power of process laws // Journal of Corporate Accounting & Finance (Wiley) 2011. 22, no. 3. p. 33-44. Business Source Complete, EBSCOhost (accessed 12.08. 2011).

ИЗ БД «ПОЛПРЕД»

  • McLean S. Business Communication for Success // POLPRED.COM. 2010. URL: http://polpred.com/3309 (дата обращения: 05.06.2011).
  • Петербургский рынок недвижимости восстанавливается: обзор прессы 11 августа 2011 г. // POLPRED.COM. 2011. URL: http://polpred.com/id=387198 (дата обращения: 05.06.2011).

ИЗ «УИС РОССИЯ»

  • О промышленном производстве в январе-июле 2011 года // УИС Россия. URL: http://www.gks.ru/bgd/172.htm (дата обращения: 05.06.2011).
  • Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования // Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г. / Федеральная служба государственной статистики. УИС РОССИЯ. URL: http://www.gks.ru/regl06-18-1.htm (дата обращения: 05.06.2011).

ИЗ WORLD BANK

  • Love I. Corporate Governance and Performance around the World: What We Know and What We Don‘t // World Bank Research Observer. 2011. Volume 26, Issue 1. URL: http://elibrary.worldbank.org/content//1564-6971 (дата обращения: 05.06.2011).
  • Gruwth of consumption and investment // World Development Indicators 2010. URL: http://data.worldbank.org/section4.pdf (дата обращения: 05.06.2011).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ СИБИД
ГОСТ Р 7.0.5–2008 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления

  • ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
  • ГОСТ 7.1–2003 Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.11–2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.
  • ГОСТ 7.12–93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
  • ГОСТ 7.60–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения.
  • ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.82–2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.83–2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ МОЖНО ЗАДАТЬ:

  • Мац Любовь Викторовна – заместитель директора библиотеки, комн. 1026, тел. 710-56-77, e-mail: [email protected] , [email protected]
  • Научно-библиографический отдел – комн. 1024, e-mail: [email protected]
  • Цели применения информации
  • Как искать информацию?
  • Как хранить информацию?

Если ХХ век был веком промышленности, то в XХI веке главным ресурсом, несомненно, выступает информация. Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий сопряжены с потоками данных, а формирование умений работать с информацией крайне важно для развития и совершенствования своих навыков. Любой, кто заинтересован в достижении успехов в профессии, должен уметь собирать, анализировать, изучать и хранить информацию. И уж конечно, каждый руководитель ежедневно сталкивается с необходимостью работать с большими объемами информации, которая обрушивается на него беспрерывной лавиной. Как не утонуть в этом потоке, как научиться распределять сведения на необходимые, полезные и ненужные, хранить данные так, чтобы быстро ориентироваться в них? Именно этому и будет посвящена статья.

Мы постоянно находимся в информационном поле, но лишь часть поступающей информации имеет значение для нас как личности и нашей профессиональной деятельности. Слишком большие объемы сведений являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления, свойственного новому поколению. «Клиповость» (от слова «клип») - явление, при котором человек усваивает только короткие поверхностные отрывки информации, из-за чего его память наполнена большим количеством разномастных, но бесполезных сведений. Чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо научиться работать с информацией правильно, отсеивая ненужное и сохраняя полезное.

Чтобы справиться с поступающими данными, нужно изучить самые действенные приемы работы с информацией - они помогут в распределении и систематизации сведений.

Как анализировать полученную информацию

В первую очередь необходимо уяснить для себя, какие данные вы считаете информацией, а какие являются лишь информационным шумом. Чтобы сделать это, достаточно ответить на вопросы: Несет ли пользу данная информация? С какой целью вы будете ее применять? Если вы не можете дать ответов на эти вопросы, значит, полученные сведения не являются нужной информацией. Она должна быть связана с действиями - если определенным данным не соответствуют никакие действия, значит, информация бесполезна.

Существуют такие критерии оценивания информации как достоверность (правдивость) и надежность - они определяются посредством изучения первоисточника и сопоставления его с другими первоисточниками. Нужно учитывать новизну и актуальность информации - свежи эти сведения и факты или уже устарели.

Определите подходящие вам темы, и тогда станет намного проще отсеивать полезные данные от бесполезных. Благодаря выбранным темам вы сможете легко воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию. Желательно разобраться со смежными темами, чтобы их подразделы не дублировались и не вносили путаницу в вашу систему. В таком случае нужно четко определить, в какую тему вы определяете конкретный подраздел.

Анализ полученной информации очень важен - если данные прошли все вышеприведенные фильтры, значит, их можно пускать в дело.

Цели применения информации

Исходя из целей применения информации в работе организаций ее можно разделить на тактическую, стратегическую и оперативную.

Стратегическая информация необходима для длительного планирования, решения глобальных задач и поиска путей развития организации. Она может быть на первый взгляд не связана с деятельностью компании, но при этом определять ее судьбу. К примеру это могут быть политические события или экологические изменения в вашем регионе. Стратегические данные касаются мировых экономических тенденций, современных методов производства (сырье, технологии), действующих лиц в вашем секторе рынка (конкуренты, клиентура, партнеры).

Как может выглядеть база стратегических данных:

  • развитие в разных странах сектора промышленности (или другого бизнеса), в котором работает ваша компания;
  • внешние факторы (экология, наличие сырья, стоимость товаров и услуг на рынке);
  • изучение областей применения вашего продукта.

Тактическая информация. Если стратегические цели компании определяют ее направление (куда?), то тактические - путь следования (каким образом?). Тактическая информация помогает в планировании, касающемся преодоления конкуренции, расширения масштабов производства, выведения на рынок новых продуктов, внедрения новых технологий.

База тактических данных может иметь такую структуру:

  • продукция (изучение аналогичных товаров конкурентов, внедрение новинок и выведение из оборота неактуальных товаров, соответствие новых продуктов законодательству страны);
  • увеличение производственных объемов (прогнозируется ли рост популярности вашего товара на рынке, каковы предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов);
  • выход на зарубежный рынок (экономическая, политическая и социально-культурная обстановка);
  • изучение факторов, влияющих на развитие компании (конкуренты, лицензирование и патентование, виды востребованной продукции, территории конкурирования).

Оперативная информация включает в себя базы данных, полезных для решения срочных вопросов: поиск новых поставщиков или точек сбыта, внезапно возникшие угрозы существованию фирмы (банкротство субподрядчика, утрата крупных клиентов). Такие базы данных состоят из информации, которую можно быстро применить в сложных ситуациях. Важно, чтобы данные были максимально точны, ведь во время преодоления кризиса от этого может зависеть судьба предприятия.

Как искать информацию?

Сегодня информации так много, что она чаще сама находит нас, чем мы ее. И все же немаловажно определять правильные принципы работы по поиску информации.

В данном случае на первый план выступает работа с источниками информации, то есть их обнаружение, проверка на правдивость и полезность предоставляемых сведений. Среди источников информации выделяются:

  • Медийные источники: интернет и СМИ (газеты, телевидение);
  • Узкоспециальные источники (методические пособия и научные труды специалистов в конкретной области знаний);
  • Живые источники (специалисты, коллеги, партнеры, способные предоставить необходимую информацию).

Предпочтительно иметь несколько надежных постоянных источников, к которым можно обращаться по разным вопросам, а для тех, которые используются впервые, разработать методику быстрой и точной проверки на достоверность, актуальность и ценность предоставленных сведений.

Как хранить информацию?

Вы должны решить, каким образом вы будете хранить информацию, чтобы она находилась на идентичных носителях, а не была разбросана по разным дискам, флеш-накопителям, компьютерам и бумажным документам.

К слову, о бумаге. Сегодня мало кто хранит данные в виде отпечатанных документов - электронные варианты занимают куда меньше места, их проще искать, можно редактировать и быстро копировать, пересылать по почте и сбрасывать на носители. Но существует немало профессий, где сохранение бумажных документов является обязательным условием, и об этом мы поговорим немного ниже. Но в первую очередь коснемся способов хранения электронной информации.

Как известно, техника регулярно сбоит, поэтому помимо оригиналов на вашем рабочем или домашнем ПК нужно иметь копии, и желательно две. Скопировать документы можно на второй компьютер или ноутбук, с рабочего на домашний или наоборот. Если речь идет о текстовых документах, то все ваши многолетние труды запросто уместятся на флеш-накопителе - можно сделать два экземпляра. Диски уже начинают терять свои позиции, к тому же имеют существенный недостаток - после длительного хранения или многократного использования они становятся не пригодными к запуску, могут не прочитаться дисководом. Конечно, можно делать копии на дисках, но они не должны быть единственными.

Очень удобны облачные сервисы хранения персональных данных. Самые крупные почтовые сайты предоставляют бесплатное облако - Яндекс.Диск, Google.Диск, Облако@mail.ru. Есть и платные сервисы, где ваша информация будет более защищена. Плюс в том, что вы имеете доступ к своим данным из любой точки мира, где есть интернет. Но и этот способ не является абсолютно надежным - может случится сбой в работе сервиса, хакерская атака, и тогда ваши файлы окажутся недоступными.

Поэтому, как уже говорилось, храните информацию сразу в нескольких копиях. Однажды из-за своей беспечности мне довелось оказаться в пренеприятнейшей ситуации. Очень важные для работы файлы хранились на двух компьютерах. И вдруг у одного сломался винчестер (без возможности дальнейшего восстановления), а у другого - слетела операционная система. Когда мы получили второй компьютер с установленной ОС, то обнаружили, что горе-настройщик отформатировал диск D. Информация, хранившаяся на двух носителях, была безвозвратно утеряна.

Знайте, что в данном случае осторожность и запасливость не могут быть излишними: один оригинал и две копии - золотое правило хранения данных.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов - несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Три зоны

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона - это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно, они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» - они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона - это информация, которой вы пользуетесь периодически, но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте - хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона - архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном - стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов - существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону - это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе - безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Классификация

Если вам приходится ориентироваться в больших объемах информации (чаще это касается архивов), то разбейте ее на разделы. Это могут быть темы («Пейзажи», «Животные», «Люди») - так хранят свои архивы фотографы. Можно создать классификацию по временным отрезкам: например, папка с годом, а в ней - папки по месяцам. Если в вашей работе важна хронология, то вы с легкостью вспомните, к какому периоду относится данная информация и найдете ее по дате - так хранят информацию журналисты. Если в вашей работе много названий или имен, можно рассортировать их по алфавитным папкам - к примеру, по фамилиям клиентов.

Существует немало профессий, где удобно использовать все три метода классификации: к примеру, архив хранится в хронологическом порядке, рабочие материалы разбиты по темам, а в папке «Клиенты» находится алфавитный каталог.

Такую систему точно можно организовать и в случае с бумажными документами - создать тематические папки с надписями на корешках, отметить их разными цветами или цифрами.

Бывает, что поступившая информация не вписывается в вашу концепцию расположения данных. Что делать? Вариант первый - создать новую тему, второй - создать раздел «Другое», где хранятся не подошедшие другим темам сведения, и третий - оставить информацию «отлежаться». Через некоторое время вы сумеете понять, к какой теме ее отнести или выбросить совсем.

Чтобы знать, как работать с информацией эффективно, нужно научиться правильно ее обрабатывать. После того, как вы провели первичный анализ, расположили и классифицировали сведения, вам нужно определить максимально удобные пути их усвоения.

В каком виде к нам поступает информация? Это печатная литература (книги, журналы, газеты), видеоролики, аудиозаписи и электронные документы. К слову, большая часть печатных документов существует в электронном формате, и вы можете выбрать, как вам удобнее работать с информацией. Людям старшего поколения привычнее листать осязаемые страницы, молодежи проще обзавестись планшетом с программой для чтения.

Что касается новостей, их тоже можно получать из бумажных и электронных источников - из газет или с информационных сайтов. Обычно предпочтение отдается новостным порталам, поскольку новости там появляются очень быстро и объем поступающей информации не ограничен полосами. Недостаток - новостийщики Интернет-порталов обычно сначала выкладывают новости, а потом уже проверяют их. А иногда и не проверяют совсем - поэтому нужно уметь ориентироваться в потоке информационного мусора. В газетах информация более проверена и ввиду ограниченного объема собраны самые важные новости.

Очень удобный метод работы с информацией - аудиофайлы. Имея диктофон, можно надиктовывать данные, чтобы потом преобразовать их в текстовый формат. Это очень удобно в тех случаях, когда нужно зафиксировать сведения очень быстро и нет времени писать или печатать. К слову, часть информации можно хранить в аудиофайлах, если нет необходимости предоставлять их кому-то в напечатанном виде.

Информацию для изучения или ознакомления можно получать с помощью прослушивания аудиозаписей - много книг и тренингов переведены в аудиоформат. Это значительно экономит время: аудиокниги можно слушать в пути, им не страшно недостаточное освещение, при этом у вас свободны руки и можно делать какую-то несложную работу, например, домашнюю.

Важным источником получения и передачи информации является Интернет-почта. Старайтесь проверять свои ящики каждое утро, сразу же рассортировывая письма. Ненужное отправьте в «Спам» (сделав эту пометку, вы больше не будете получать письма от этого адресанта), а остальное распределите по степени важности. На что-то нужно ответить сразу же, а каким-то письмам нужно отлежаться до уточнения или получения дополнительной информации.

Умение работать с информацией предполагает ежедневные манипуляции, направленные на сортировку и обработку поступающих данных. Не позволяйте залеживаться письмам и не обработанным документам. Периодически разбирайте папку «Другое», где хранятся сведения, с которыми вы пока что не знаете что делать. Если они не понадобились в течение длительного времени - выбрасывайте.

Идите в ногу со временем. Существует немало приспособлений и программ, позволяющих оптимизировать работу с информацией. Не пожалейте денег и времени, приобретите их и научитесь ими пользоваться - это обязательно окупится.

Узнав, как правильно работать с информацией, вы сможете высвободить немалое количество времени, которое раньше тратилось на блуждание в лесу разрозненных сведений и фактов. А время - очень ценный рабочий материал, который можно использовать для саморазвития, повышения квалификации или расширения своего дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вам понадобится

  • Читательский билет
  • Доступ к интернету
  • Умение работать с библиотечными каталогами
  • Умение работать с поисковыми службами интернета

Инструкция

Выясните, с чем вы имеете дело - с фактом или оценкойПервое, с чем мы сталкиваемся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Та информация, которую не проверили или которую невозможно проверить, фактом не является.Фактами могут быть числа, даты, имена, события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Факты предоставляются различными источниками – научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, агентствами статистики и т.д. Главное, что отличает факт от оценки – объективность. Оценка всегда выражает чью-то субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к каким-то действиям. Факт не дает никакой оценки, ни к чему не призывает.

Проверьте источники информацииВторое, с чем мы сталкиваемся – это источники информации. Далеко не все факты мы можем проверить самостоятельно, поэтому наше знание во многом основывается на доверии к источникам. Как проверить источник информации? Известно, что критерием истинности является практика, иными словами истинно только то, с помощью чего мы можем решить конкретную задачу. Информация должна быть эффективной. Эту эффективность отражает число людей, которые успешно применили данные сведения. Чем больше людей доверяют источнику, ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая информация.

Сравните источники информацииК счастью, популярность и авторитетность источника еще не являются гарантией достоверности. Одним из признаков достоверной информации является ее непротиворечивость. Любой факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, т.е. он должен повториться. Независимые исследователи должны придти к одним и тем же выводам. К случайным, единичным сведениям необходимо относиться с большой осторожностью. Чем больше одинаковых сведений получено от разных источников, тем эти сведения достовернее.

Проверьте репутацию источника информацииДело в том, что источник всегда несет ответственность за предоставляемые факты. Эта ответственность не только морально-нравственная, но и вещественная. За предоставление сомнительных данных организации, их предоставляющие, могут лишиться средств к существованию. Потеря читателей, штраф или даже тюремное заключение – последствия для лжецов могут быть самыми тяжкими. Солидные организации берегут репутацию и никогда не станут рисковать, публикуя недостоверную информацию. Почитайте историю организации, узнайте имена ее руководителей, ознакомьтесь с отзывами читателей и мнениями экспертов.

Узнайте об авторе источника информацииЛюбая информация, в конечном итоге, передается людьми. Если информация вызывает у вас сомнения, проверьте, кто является автором. Почитайте другие работы автора, узнайте его биографию, имеет ли он научную степень, какую должность занимает, каким опытом обладает в данной области и, конечно, на кого ссылается. Если невозможно узнать об авторе, то и доверять сомнительной информации не рекомендуется.

Обратите внимание

Информация, которую невозможно проверить на достоверность, является бессмысленной.

Полезный совет

Прежде, чем искать информацию четко сформулируйте проблему, которую хотите разрешить. Это уменьшит вероятность того, что вы будете дезинформированы.

Читая, обратите внимание на логичность изложения материала и количество грамматических ошибок. Большое количество ошибок и логическая непоследовательность уже говорят о том, что данная информация не заслуживает доверия.

Источники:

  • Достоверность информации в Интернете
  • Понятие достоверности исторического источника

Совет 2: Достоверные источники информации: как их искать и проверять

Благодаря эволюции СМИ, а также пришествию в жизнь людей интернета и его последующему развитию, можно с уверенностью говорить, что проблема информационного голода для рядового человека в целом решена, теперь у него всегда под рукой нужная и актуальная информация практически по любым вопросам. Однако здесь возникает новая проблема: информации столь много и она постоянно обновляется (в том числе заведомо некомпетентными, либо сознательно дезинформирующими общество людьми), что обывателю не только сложно выбрать самое необходимое, но и вообще разобраться в достоверности получаемых сведений.

Имеет смысл рассматривать поиск достоверной информации преимущественно в интернете, так как практически любая значимая информация (радиопередачи, статьи газет, выпуски телепередач, информация и т.д.) довольно быстро попадает в сеть.

Поэтому информация во многих местах интернета является малодостоверной и хаотично разбросанной, обоснование каких-либо утверждений может быть некорректным, а факты представлены с искажениями. Во многих случаях также сведения представляют собой продукт манипуляции сознанием и информационных войн.

Тем не менее найти достоверную информацию при определенных навыках несложно. Ниже перечислены наиболее частые случаи, в которых необходимо установить истинность предоставляемых сведений, и конкретные приемы работы с данными.

Достоверность новостных статей

Новость, окрашенная в яркие эмоциональные тона, но не имеющая ссылок на достоверные источники, не подтвержденная фотографиями или съемками, носит явно пропагандистский характер. Здесь также следует помнить, что имеющая видеорепортаж новость имеет больше шансов на достоверность, чем новость, снабженная только фотоматериалами (фотографии намного легче подделать, нежели осуществить видеомонтаж).

Сомнительные же фотографии следует проверять с помощью поиска по картинкам (в системах Яндекс или Google). Часто случатся, что при освещении событий СМИ используют более старые фотографии похожих (но не тех, о которых пишут) событий.

Новостную аналитику (особенно политизированных событий) без ссылок на надежные источники нужно воспринимать как недостоверную.

Надежными источниками являются:

Конкретный человек, который располагает в силу своего положения или полномочий сведениями, передаваемыми СМИ;
- документы;
- результаты социологических или научных исследований, опубликованные на сайте их исполнителя;
- печатное издание, имеющее выходные данные;
- подробно снятые видеорепортажи.

Использование социальных сетей

В разгар военных или политических конфликтов (например, как это происходит в настоящее время на Украине после ) не стоит полагаться на достоверность средств массовой информации, пусть даже и официальных. Как правило, СМИ в это время отстаивают политику своих стран и могут либо приукрашивать происходящие события в свою пользу, либо вообще сознательно дезинформировать население.

Чтобы узнать, какова реальная политическая, военная, экономическая обстановка на местах, можно опрашивать людей, живущих в интересующем регионе с помощью социальных сетей. При этом нужно следить за тем, чтобы опрашиваемые люди не являлись ярыми сторонниками какого-либо политического лагеря или явно заинтересованной структуры; иначе не избежать сознательного или спонтанного искажения информации.

Достоверность научной информации

В России в настоящее время очень распространены различные организации, которые используют в своем наименовании слово «академия», тем самым претендуя на свою научность, а также научность предоставляемой ими обществу информации.

Однако в России сегодня имеется лишь одна государственная академия – Российская академия наук (РАН). Именно ее научные материалы следует воспринимать всерьез. Больше никакие «академии» в России, в том числе частная, но широко известная Российская академия естественных наук (РАЕН), не являются источником достоверной научной информации.

Также источником заведомо истинных сведений можно считать государственные научно-исследовательские объединения и институты. Данные по проведенным научным изысканиям можно получить у пресс-службы этих организаций либо на официальных сайтах.

Достоверность образовательной информации

Система образования (особенно с распространением частных учебных заведений) сегодня также не застрахована от предоставления своим пользователям недостоверной информации. Чтобы избежать ее, потенциальный пользователь должен проверить, соответствуют ли используемые учебники ФГОС, входят ли в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы и допущены для использования в учебном процессе, имеет ли образовательное учреждение государственную аккредитацию.

В России в настоящее время полного доверия заслуживают лишь учебные материалы государственных учебных заведений.

Правильная работа с различными источниками данных или информации, их поиск и анализ являются залогом для достижения успеха в различных сферах жизнедеятельности. Иногда для получения необходимых данных приходится изучить и проанализировать значительный объем информации, большая часть которой в определенном случае может оказаться бесполезной. В таких ситуациях важно правильно выделять необходимый материал, отсеивая все лишнее.

Множество профессий в наше время связаны именно с обработкой данных, поэтому успеха можно достичь только при правильной работе с ними. Важно не только найти необходимые ресурсы, но уметь хранить и, самое главное, анализировать материал. Выполнять все эти действия быстро и качественно можно только при соблюдении некоторых правил.

Как работать с источниками информации?

Изучение любых ресурсов должно проходить по определенному алгоритму действий. Именно это позволяет эффективно выделить только необходимую для себя информацию, при этом, не упустив ничего важного. Этапы работы с информацией должны быть последовательны, это позволит не запоминать поверхностные отрывки материала, которые не принесут в дальнейшем никакой пользы, а выделять необходимую суть, что ведет к успеху в выполнении различных задач.

Поиск информации – это начало основной работы, самым важным в которой является анализ данных и хранение только необходимого материала. Из-за больших объемов часто возникает одна и та же проблема: запоминаются отрывки, которые не связаны между собой, а важные моменты остаются не изученными. Правильная работа с информацией позволяет избежать этого и гарантирует успех в выполнении определенного задания.

Поиск информации и ее анализ

Источниками для поиска определенных сведений могут являться различные ресурсы.

Узкоспециализированные источники, как правило, предоставляют краткую и полезную информацию. Сюда можно отнести различные книги, тематические статьи и сайты, блоги, также другие ресурсы, которые хранят материал по определенной тематике.

Медийными источниками считаются различные СМИ. Пользуясь этим ресурсом всегда необходимо разделять данные по полезности. Телевидение, радио и другие источники всегда предоставляют большой объем материала, который имеет множество лишнего.

Живыми источниками считаются непосредственные диалоги с людьми, а также выделение сведений из каких-либо публичных выступлений. Обрабатывать такие ресурсы можно лишь при уверенности в компетентности источника.

После выбора, каким именно способом будет осуществлен поиск информации, важно установить ее достоверность. Если в нескольких источниках встречаются похожие данные, то возможность их достоверности увеличивается. Также важно определить актуальность найденного материала и его полезность в определенном случае. Чтобы определить, насколько полученная информация полезна, необходимо ответить на несколько вопросов:

— С какой целью можно применить данный материал?

— Полезны ли ресурсы в определенном случае?

— Есть ли связь материала с какими-либо полезными действиями?

Если ответы на все эти вопросы будут отрицательными, то пользы от выделенного фрагмента материала нет. При положительных ответах можно судить о степени полезности полученных данных. Успех в каждом деле зависит от умения отличать нужные сведения от бесполезных, запоминая лишь необходимые. Достаточно простой анализ стоит выполнять постоянно, чтобы не хранить ненужные ресурсы.

Большая часть, а именно до 90% всего объема получаемых нами сведений, считается информационным шумом. Так можно называть бесполезные данные, которые не несут никакой полезности и ценности. Только лишь при умении отсеивать его, выполняя анализ, можно быть уверенным в полученной информации и достичь успеха в любой профессиональной деятельности.

Искать данные можно в различных источниках, но не всегда есть гарантия, что они окажутся актуальными и достоверными. Именно поэтому анализ сведений всегда предусматривает их проверку по нескольким ресурсам. Успех в поиске любого материала может быть достигнут лишь при правильной его обработке, особенно при изучении большого объема.

Хранение и использование материала

Работа с информацией всегда предусматривает ее правильное хранение. Это позволяет удобно ее обрабатывать, выполняя анализ, и использовать в необходимый момент. Хранение информации в наше время можно разделить на два вида:

— материалы в бумажном виде;

— электронные носители.

Необходимо определить, насколько важны определенные сведения, чтобы наиболее востребованные хранить всегда под рукой. Первый вариант используется крайне редко, обычно к нему относятся только важные бумаги и документы. Чаще всего хранение информации выполняется в электронном виде и должно быть систематизировано. Правильное распределение данных позволяет быстро найти необходимые вам. Это также является важной составляющей успеха при работе с различными ресурсами.

Правильно и последовательно нужно не только искать данные и анализировать, но еще и хранить их. Материал для ежедневного и частого пользования всегда должен находиться в мгновенном доступе, чтобы не затрачивать время и постоянно искать его. Материал для регулярного, но нечастого пользования необходимо распределять так, чтобы доступ к нему был достаточно быстрый, но при этом он не мешал на рабочем столе компьютера. Архивные сведения обычно хранятся в дальних папках, но должны быть распределены так, чтобы их не приходилось слишком долго искать.