Комаровский евгений олегович где сейчас живет. У нас в гостях - евгений олегович комаровский

Евгений Олегович Комаровский

Евгений Олегович Комаровский
Дата рождения:
Страна:

СССР → Украина

Научная сфера:
Место работы:

Евге́ний Оле́гович Комаро́вский (родился 15 октября , Харьков , Украина) - детский врач , кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий, ведёт передачу «Школа доктора Комаровского ».

Биография

Родители коренные харьковчане. По национальности мать - еврейка, отец - украинец. По профессии родители инженеры и всю жизнь проработали на турбинном заводе.

Автор многочисленных научных трудов, а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых - «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников » - выдержала более 15 переизданий в России и на Украине.

Доктор Комаровский живёт и работает в Харькове. В практическом здравоохранении - более 25 лет. Окончил , педиатрический факультет. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года - врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет - заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл частный медицинский центр - клинику Комаровского «Клиником».

В 1993 году вышла монография «Вирусный круп у детей», за которую в 1996 году автор получил ученую степень кандидата наук. «Начало жизни вашего ребёнка» (1996 год) - первая научно-популярная книга Е. О. Комаровского, «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» (2000 год) - её логическое продолжение. В 2002 году выходит книга «Одноразовые подгузники». В 2007 году - новое, дополненное и полностью переработанное, издание «Здоровья ребёнка…»

В 2008-2009 годах выходят: «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Дневничок», «Книга от кашля», «Книга от насморка», «36 и 6 вопросов о температуре», аудиокнига «Начало жизни вашего ребёнка», а также первая часть «Справочника здравомыслящих родителей», которая содержит сведения, имеющие отношение ко всем здоровым детям - рост и развитие, анализы и обследования, питание, прививки.

2010 год - вторая часть родительского справочника - «Неотложная помощь».

Доктор известен родительской аудитории также по многочисленным телевизионным проектам - как участник ток-шоу, консультант специализированных программ.

В марте 2010 года на центральном украинском телеканале Интер стартовал проект «Школа доктора Комаровского ».

Лауреат «Самый красивый мужчина Украины 2010» .

Методику доктора по уходу и воспитанию ребёнка отличает простота, доступность, эффективность и адаптированность к современным условиям и отечественной ментальности, за что его нередко называют «украинским Споком ».

Библиография

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.
    • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.
      • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.
    • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.
      • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков-Москва, 2010.
  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.
  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков-Москва, 2008.
  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.
  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков-Москва, 2008.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков-Москва, 2009.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков-Москва, 2010.
  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков-Москва, 2012.

Книги "Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников" и "ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей" переведены на украинский и китайский языки.

Евгений Олегович Комаровский

Евгений Олегович Комаровский
Дата рождения:
Страна:

СССР → Украина

Научная сфера:
Место работы:

Евге́ний Оле́гович Комаро́вский (родился 15 октября , Харьков , Украина) - детский врач , кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий, ведёт передачу «Школа доктора Комаровского ».

Биография

Родители коренные харьковчане. По национальности мать - еврейка, отец - украинец. По профессии родители инженеры и всю жизнь проработали на турбинном заводе.

Автор многочисленных научных трудов, а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых - «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников » - выдержала более 15 переизданий в России и на Украине.

Доктор Комаровский живёт и работает в Харькове. В практическом здравоохранении - более 25 лет. Окончил , педиатрический факультет. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года - врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет - заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл частный медицинский центр - клинику Комаровского «Клиником».

В 1993 году вышла монография «Вирусный круп у детей», за которую в 1996 году автор получил ученую степень кандидата наук. «Начало жизни вашего ребёнка» (1996 год) - первая научно-популярная книга Е. О. Комаровского, «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» (2000 год) - её логическое продолжение. В 2002 году выходит книга «Одноразовые подгузники». В 2007 году - новое, дополненное и полностью переработанное, издание «Здоровья ребёнка…»

В 2008-2009 годах выходят: «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Дневничок», «Книга от кашля», «Книга от насморка», «36 и 6 вопросов о температуре», аудиокнига «Начало жизни вашего ребёнка», а также первая часть «Справочника здравомыслящих родителей», которая содержит сведения, имеющие отношение ко всем здоровым детям - рост и развитие, анализы и обследования, питание, прививки.

2010 год - вторая часть родительского справочника - «Неотложная помощь».

Доктор известен родительской аудитории также по многочисленным телевизионным проектам - как участник ток-шоу, консультант специализированных программ.

В марте 2010 года на центральном украинском телеканале Интер стартовал проект «Школа доктора Комаровского ».

Лауреат «Самый красивый мужчина Украины 2010» .

Методику доктора по уходу и воспитанию ребёнка отличает простота, доступность, эффективность и адаптированность к современным условиям и отечественной ментальности, за что его нередко называют «украинским Споком ».

Библиография

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.
    • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.
      • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.
    • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.
      • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков-Москва, 2010.
  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.
  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков-Москва, 2008.
  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.
  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков-Москва, 2008.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков-Москва, 2009.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков-Москва, 2010.
  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков-Москва, 2012.

Книги "Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников" и "ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей" переведены на украинский и китайский языки.

Евгений Олегович Комаровский (родился 15 октября 1960, Харьков, Украинская ССР) - педиатр, врач высшей категории, телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского».

Биография

Родители Евгения Олеговича Комаровского родились в Харькове. По профессии они были инженерами и всю жизнь проработали на турбинном заводе.

Евгений Комаровский - автор многочисленных научных трудов, а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых - «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» - выдержала более 15 переизданий в России и на Украине.

Окончил Харьковский медицинский институт (педиатрический факультет).

С 1983 года начал работать в областной харьковской детской инфекционной клинической больнице, в реанимационном отделении.

С 1991 года по 2000 год - заведующий инфекционным отделением.

в 1992 году впервые появился на телевидении из-за эпидемии дифтерии. Потом у него стали часто брать интервью, как у педиатра.

С 1996 года - кандидат медицинских наук.

В 2000 году ушёл из больницы и стал вести приём в частном медицинском центре.

В 2006 году открыл клинику Комаровского - «Клиником».

В марте 2010 года на центральном украинском телеканале Интер стартовал проект «Школа доктора Комаровского».

Лауреат «Самый красивый мужчина Украины 2010».

Семья

Женился после четвёртого курса, на однокурснице Екатерине Александровне - тоже детский врач окулист.

Два сына - Дмитрий (1982) и Андрей (1988).

В 2013 году родились внук и внучка, дети появились в семьях обоих сыновей.

Библиография

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.
    • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.
      • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.
    • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.
      • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков-Москва, 2010.
  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.
  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков-Москва, 2008.
  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.
  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков-Москва, 2008.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков-Москва, 2009.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков-Москва, 2010.
  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков-Москва, 2012.

У нас в гостях - известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Евгений Олегович, вы автор о том, как вырастить здоровых детей. Сегодня вас показывают по телевизору, книга переиздается и снова раскупается, в интернете про вас пишут... Вы, в свою очередь, утверждаете, что вы просто обычный детский врач, окончивший обычный медицинский институт. Но в институте, вас, вероятно, не учили держать детей в холодной комнате и купать в большой ванной да еще в холодной воде? Откуда же тогда взялись такие нетрадиционные для наших широт идеи? Вы все это как-то сами взяли и придумали? Не страшно было начинать?

Главный парадокс можно обнаружить уже в самом вопросе. Т.е. с точки зрения элементарной логики, температура воздуха равная 18-19 градусам уж точно не признак холодной комнаты, а вода 34 градуса... Я уже не говорю о том, что нашу большую ванну "большой" может обозвать только советский человек. Начинал я с собственных детей. А после моих детей были друзья-родственники-соседи. Со всеми были личные контакты не ограниченные одними лишь болячками, так что я выступал не в роли врача, а в роли соседа-друга-родственника, который просто советовал. Это я к тому, что прибегать и разбираться было некому. И не я все это придумывал, книжка была такая "Плавать раньше чем ходить" называется, плюс книги Аршавского, плюс Никитины. Понятно, что, с учетом специального образования, идеи воспринимались и преломлялись. Главная сложность была в другом - создать такую систему воспитания, которая была бы доступна всем. Ибо одно дело внедрить все это в своей семье, когда и жену, и дитя, и бабушек можно контролировать, а другое дать советы и оставить родителей один на один с проблемами. А вот когда количество таких "своих" полупациентов перевалило за несколько сотен, стало ясно - что и болеют такие дети меньше, и родителям легче, и, что самое удивительное, - бабушки меняют позицию и начинают соглашаться с тем, что "надо было именно так"! В нашей стране это весомейший аргумент - если удается переубедить бабушку, значит твоя правота максимально вероятна.

А вдруг бы все дети разом поболели, и их мамы с папами прибежали бы разбираться? Могло такое быть?

Конечно, могло, но при условии, что исходные логические построения оказались бы не верны. Тогда, наверное, я бы прекратил умничать и лезть с советами. Но концепция оказалось правильной и позволяющей при минимальных затратах сил и средств воспитать здоровое дитя и не просто воспитать, а воспитать в условиях окружающей действительности. Все это и позволило выпустить первую популярную книгу. А после этого количество "последователей" резко увеличилось и доказательств правоты стало многократно больше. Теперь уже можно утверждать, что стратегические, наиболее принципиальные вопросы, решены. А тактические мелочи - это до конца не решить никогда, т.е. работы еще хватит на много-много лет.

Ваша цитата: "Наше с вами общество, наши с вами руководители, наше с вами здравоохранение, наш с вами образ мыслей и наши с вами семейные взаимоотношения породили некую особую, специфическую науку. В недалеком прошлом она называлась „советская педиатрия“, а во что она превратилась сейчас, не знает никто. Эту науку нельзя понять вне практической медицины, именно нашей, отечественной практической медицины, - куда уж там местным министрам-академикам или импортному доктору Споку." В электронной версии вашей книги это единственное место, где упоминается Спок, о других педиатрах вообще нет ни слова. Зарубежные авторы не знали и не знают наших реалий. А каково отношение к вашей системе воспитания педиатров отечественных? Вероятно, вы знакомы с мнениями ваших коллег?

Начнем с того, что в понятии "отношение педиатров наших» можно выделить два аспекта. Первый - представители официального здравоохранения - профессура, кафедры, минздравы, горздравы и т.д. Отношения никакого - меня просто не существует. Ни одного письма, ни одного отклика - ни положительного, ни отрицательного; Второй - практические педиатры, т.е. те, кем руководят, кого учат и кого контролируют вышеупомянутые представители. Здесь все, в свою очередь, весьма неоднозначно. В целом отзывов очень-очень мало, нет, сотни две наберется, но на фоне общего количества писем - это просто капля в море. Отзывы имеющиеся - в большинстве своем положительные, но тут надо учитывать тот факт, что реальные будни и уровень благосостояния отечественных педиатров возможность электронного общения по большей части не предусматривает, так что истинную картину оценить сложно. Главный парадокс состоит в том, что в педиатрии врача оценивают в основном родители. И когда некий врач издает книги, когда 1-2 раза в неделю его можно увидеть по телевизору, когда к нему за 2-3 недели записываются на прием, то у коллег, в силу ментальности, все это вызывает скорее раздражение, чем желание узнать, а почему все это происходит. Я никогда не позволяю себе критиковать коллег, я стараюсь лечить любого ребенка так, как лечил бы собственного, но я вынужден отменять некие ранее назначенные препараты, ставить другие диагнозы (по большей части правильные). Если это делает некий профессор - это понятно, а если не профессор... И если некий доктор безуспешно лечит гормонами бронхиальную астму, а потом на приеме у Комаровского выясняется, что это не астма, а коклюш, то доктор вовсе не испытывает радости по поводу того, что кто-то оказался более внимательным и более профессиональным. Более того, это вызывает не желание повысить собственную квалификацию, а негативизм по отношению к противному "сильно умному" Комаровскому... С этим ничего поделать нельзя. Да я и не пытаюсь ничего делать. Мне не скучно, пациентов хватает, результаты лечения вроде как неплохие, что ж тут жаловаться. Уважают у нас только реальную власть, реальные звания. У меня этих званий нет, ибо любые звания и любая власть требуют затрат времени, сил, средств и совести. Не хочу. Типичный пример - книга "Вирусный круп у детей" - монография в 400 стр. на материале более 5 тысяч больных - это кандидатская диссертация. В тот день, когда у меня была защита, передо мной, на материале в 90 больных, некая тетя защищала докторскую... Ну кто из современных отечественных педиатров может позволить себе написать книгу? Как правило, это представители "официального здравоохранения" - профессора, академики. И в любой такой книге будет все умно и академично, и похожи они (книги) аки близнецы. А еще пишут непрофессионалы - просто родители, которые делятся опытом, здесь уже и независимость, и система - типичный пример - Никитины.

Вы встречали системы наших современных педиатров? Не пересказы иноземных авторов, а именно собственные системы, цельные, концептуальные и ориентированные на наши реалии?

Не встречал. А если бы встретил, то пропагандировал бы направо и налево. Да и зачем мне, в таком случае, надо бы было все это писать и не спать по ночам?

Прошлым летом на черноморском пляже своими глазами видел маму, которая полугодовалую девочку купала в море. Ребенок не только плавал в меру своих сил, но и довольно глубоко нырял. Возле мамы всегда были изумленные ротозеи, все время маму кто-то чего-то спрашивал. Меня интересовало, как давно ребенок плавает. Оказалось, с рождения. Книги Никитиных появились довольно давно. Сегодня есть ваша книга. Даже реальные примеры несколько непривычного выращивания деток можно увидеть, как тот, который весь пляж изумлял. Но большинству родителей что-то мешает слышать любые, пусть самые логичные доводы. Такое впечатление, что и Комаровский, и Никитины - все это идеи для небольшого количества энтузиастов. Как вы считаете?

Я всегда считал себя человеком, абсолютно далеким от экстремизма. И все, мною пропагандируемое - по большей части доступно, просто, легко реализуемо, совершенно не опасно, экономически выгодно, допускает довольно широкие колебания. И если идеи Комаровского даже у вас создают впечатление, что "это идеи для небольшого количества энтузиастов" - то вывод один - я печально переоценил среднестатистический уровень здравого смысла в расчете на одну родительскую единицу. Но два глобальных препятствия в распространении идей вижу четко: 1. Отстраненность основных носителей здравого смысла (лиц мужского пола) от процессов ухода и воспитания. 2. Тот печальный факт, что педиатры, в своем большинстве, опускаются до уровня бабушек и идут на поводу у мнения среднестатистического обывателя.

Это что получается... Выходит, что у пап есть здравый смысл, а у мам - нету? Доктор, давайте ругаться! Вы зачем молодых мам обижаете?!

Если предположить, что интервью читает человек, впервые слышащий фамилию "Комаровский" - так может и обидится. А если человек уже с книгами и статьями знакомый - воспримет как должное. Кто сомневается - глава в книге "Члены семьи: тактика рациональных действий". Тот факт, что женщина существо более эмоциональное и, в сравнении с мужчиной, менее логичное - общеизвестен. Бывают исключения, но тенденция именно такова. Беременность и роды - не лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние эмоций на поступки. А мужики, вместе со своим здравым смыслом, сплошь и рядом оставляют женщину один на один с проблемами, видя свой долг лишь в том, чтобы заработать на еду и памперсы... Как с этим бороться? Есть два способа: 1. Убеждать их (мужиков) в том, что они должны, обязаны помогать, ругать - дескать, как Вам не стыдно, она ж еле на ногах стоит и т.д. 2. Подчеркнуть их мудрость и врожденную сообразительность - ребята, она ж без Вас дров наломает... Поверьте - второй путь более эффективный. И если по прочтению несколько молодых мам на меня обидятся, а несколько молодых пап захотят сделать ребенку массаж и принять участие в купании, обратят внимание на то, сколько кофточек надето на дитя, поинтересуются, а почему он ночью ест каждые 20 минут, познакомятся с участковым педиатром и т.д. - так вот при таком раскладе я буду считать свою миссию выполненной.

По вашим оценкам, сколько детей воспитываются по вашим советам? Ну приблизительно?

Даже приблизительно не могу сказать. Ибо очень многие не реализуют систему в полном объеме, а применяют на практике лишь отдельные положения - и касательно ухода, и касательно помощи при болезнях. Таких считать? По тиражу книг ориентироваться нельзя - не всякий купивший воспользуется. С учетом того, что "советы" появлялись не только в виде книг, но и виде газетных и журнальных статей - внемлющая аудитория достаточно велика. Печатали "Аргументы и факты", "Зеркало недели", "9 месяцев", "Лиза. Мой ребенок", более 2-х десятков областных-городских-районных газет от Минска до Якутска.

Часто бывает так, что люди, достаточно долгое время прожившие вместе, становятся в чем-то похожими. Это частенько можно увидеть в семьях. Через какое-то время какие-то черты супругов постепенно "заимствуются". Вы давно работаете с детьми. Это как-то изменило вас? Что вас до сих пор радует в маленьких детях, что удивляет, восхищает?

Я понимаю, что в рамках вопроса следовало бы сказать, что многолетнее общение с детьми сделало меня непосредственным, жизнерадостным, доверчивым и т.д. - но чего нет, того нет. Вы, наверное, удивитесь, но мое общение с детьми на профессиональном уровне очень прагматично. Особых удивлений и восхищений нет. Никакого влияния на меня нет. Исключительно реальный подход, без сюсюканья и любования. Определенный набор профессиональных навыков - как не испугать, как не сделать больно. Я начал свою врачебную деятельность с реанимации. Там без сортировки, просеивания эмоций нельзя. Иначе или водку пить, или в психушку. Дело в том, что любая эмоциональная окраска мешает принимать решения. Воспитанный - невоспитанный, красивый - противный, мальчик -девочка - все это важно лишь в той мере, в какой способно влиять на лечение. И радует, и восхищает, и удивляет - способность детей выздоравливать - терапевты о таком могут только мечтать. Да, мои пациенты приносят мне лично нарисованные картинки, читают стихи и поют песенки - все это умиляет и радует, как любого нормального человека, но это не имеет никакой связи с тем, как я буду лечить, т.е. слушая стихи и т.п. я врачом не являюсь. Обычный мужик, средних лет...

Сегодня существует немало методик раннего детского развития. По крайней мере в интернете эта тема довольно активно представлена. Как вы относитесь к данным методикам? Насколько это, по-вашему, важно для детей и родителей?

Отношусь профессионально - т.е. исключительно как педиатр. Лично для меня очень важно, чтобы развитие интеллекта не было в ущерб здоровью, чтоб естественные для ребенка физические нагрузки на свежем воздухе не подменялись перекладыванием кубиков в замкнутом пространстве. Сами методы раннего развитие вне сферы классической педиатрии - это педагогика, психология, под нее часто подводят научную физиологическую базу, но все равно это явно вне моей профессиональной компетенции. Отношусь в целом сдержано. С точки зрения конкретного индивидуума вижу плюсы, а с точки зрения адаптации этого индивидуума в среду, где далеко не все такие развитые - вижу сплошные минусы. Если к раннему обучению счету-чтению и т.п. добавить бы еще и искусство адаптации... Было бы здорово. Главный, вывод, который я сделал для себя, состоит в том, что методики раннего развития делают счастливыми родителей ранне-развитого ребенка. Применительно к самому ребенку это далеко не так. Чаще - наоборот.

Вы говорите о непростой адаптации развитых и образованных в социум. Но ведь отношения развитых с социумом всегда складывались непросто. Но разве это повод? По-вашему, не нужно ничего у детей развивать?! Но ведь вам самому, вероятно, приятнее видеть детей интересных, умных, которые могут получать удовольствие не только от заморского юмора уровня "как прикольно дядя попой в торт плюхнулся". Я видел методику, в которой по дням описано, как научить ребенок читать в годовалом возрасте. Непонятно, правда, зачем это ребенку настолько уж нужно. Ну а если учиться читать не по буквам, а по слогам, при этом не быть фанатом, а находить время и для прогулки и для солнышка?... Евгений Олегович, вы ведь не враг прогрессивного человечества?!

Не враг!! Однозначно. И если не быть фанатом и находить время - я за! - тут и спорить нечего. Хотелось бы только, чтоб педагогика не зацикливалась на буквах и цифрах. 90% мальчишек 4 лет легко отличат "Ауди" от "Мерседеса", но не отличат дуб от тополя. Ах какая бы прекрасная была развивающая игра - это зверобой, это полынь, это калина, это барсук, это сойка, это овраг, это озеро, это родник и т.д., чтоб с раннего детства привязать к живому, к природе, к истинным ценностям.

Много. Иллюстрация - в июле этого (2003) года меня не было в городе 19 дней (отпуск). За 19 дней - 412 писем... И это июль, когда и болеют меньше, и отпускной сезон - когда от компьютеров многие стараются держаться подальше. А зимой 40-50 писем за сутки - не редкость. Очень приятно, что авторы писем часто выходят за рамки сугубо медицинских проблем. И темы рыболовно-туристические, и житие наших соотечественников за рубежом, и отчеты о достижениях моих виртуальных пациентов. По мне, так архив писем, особенно раздел "хорошее и разное" дает об этом представление.

Вы живете и работаете в Харькове. Но благодаря интернету вас знают далеко за переделами родного города. Я видел письма из России, США, Японии. Давно ли вы пользуетесь интернетом? Что вы нашли для себя во Всемирной паутине, как доктор и как человек?

Письма действительно приходят откуда угодно - меня это поначалу крайне удивляло, сейчас привык. Но! Новая Зеландия, Австралия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Вьетнам.... Интернет появился у меня дома 5 лет назад. В профессиональном плане это уникальная возможность сэкономить время - до сих пор вспоминаю десятки часов, проведенных в библиотеках, а теперь вся новейшая информация - не выходя из дома. Ну а сайт, точнее почта - это отдельная тема. Точно знаю - благодаря огромному числу интеллигентных, грамотных, разумных писем - я в большей степени стал оптимистом по отношению к будущему наших детей - убедился в том, что благоразумных и небезразличных родителей у нас предостаточно.

В свою очередь могу сказать, что, имея возможность читать умного, грамотного и веселого доктора я в большей степени становлюсь оптимистом по отношению к здоровью детей, которые растут по вашим методикам. Спасибо вам, доктор.

Педиатр Евгений Олегович Комаровский

Евгения Комаровского не зря называют современным Споком. Кому, как не ему, педиатру с 30-летним стажем, писать о воспитании и уходе за ребенком?

Книги Комаровского стали бестселлерами, и сегодня советам Комаровского следуют сотни тысяч семей, потому что о трудностях первых пяти лет жизни он говорит без драматизма и категоричности, с легким юмором, просто и рационально.

Как же живет гуру украинской педиатрии? Чем дышит, о чем мечтает, как снимает и чем лечит простуду? Об этом и многом другом поделился в данной статье, знаменитый педиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского «.

О привычках

«Обычно я просыпаюсь в 7.30, принимаю прохладный душ - он приводит меня в тонус. Уже в клинике пью кофе с молоком - это, собственно, и есть мой завтрак. Ежедневно я принимаю множество пациентов, отвечаю на десятки писем, пишу книги, поэтому выкроить пару минут для себя практически не удается.

Хотя для собственного здоровья все-таки кое-что делаю. Например, бросил курить, несмотря на то, что эта привычка отравляла мои легкие никотином 20 лет! А недавно в моей квартире появился уголок, в котором стоит тренажерный комплекс. Время от времени я к нему подхожу и начинаю усиленно заниматься - я человек публичный, и брюшко мне вовсе ни к чему.

Особенно после того, как кто-нибудь из мам моих пациентов отвешивает «комплимент» наподобие: «Евгений Олегович , вы так хорошо выглядите, так поправились!» Что касается диет, то я могу себе позволить только безуглеводную: по моему глубокому убеждению, мужик не может без мяса -»иначе он начинает бросаться на людей».

Об отдыхе

«Я всего два раза в жизни предпринимал попытки отдохнуть с семьей в цивилизованных условиях на берегу моря, и обе закончились крахом. Разными способами окружающие выясняли, что я врач, после чего мне приходилось все время кого-то спасать. В результате отдых превращался в сплошную работу. С тех пор ездим в отпуск лишь туда, где нет ни людей, ни машин, ни электрических столбов, ни мобильной связи. Я не был В Европе, и меня туда не тянет, потому что я не могу отдохнуть в музее или на улице, где движутся бесконечные потоки людей.

Это броуновское движение меня раздражает. В своем родном Харькове я уже не могу зайти в магазин, чтобы не встретить пациента, который так и норовит задать вопрос о наболевшем. В общем, для меня отдых - это дикая природа и байдарка. За последние 30 лет мы сплавлялись по рекам Урала, Казахстана и, конечно, Украины. Вдоль и поперек переплывали Буг, Псел, Ворсклу и родной Северский Донец. Причем дети плавали с нами уже с трех с половиной лет. Сегодня 90% четырехлетних мальчишек за секунду отличат Mercedes от Audi, но не найдут разницы между дубом и кленом. А мои сыновья все это знали, потому что два раза в неделю, даже после ночных дежурств, я брал их с собой в лес, где мы собирали грибы.

Мы проходили по 20 километров, и ни один не просился на руки. В нашей семье нет понятия «плохая погода» - бывает плохая, промокающая одежда, а погода - всегда хорошая. Жаль, что это понимают лишь немногие родители - большинство же приходят на прием и спрашивают: «Почему наши дети так часто болеют? Может, виноват участковый педиатр?» А я им говорю: «Дело не в педиатре, а в том, что ваш ребенок гуляет всего один раз в день!» Я не понимаю, почему, приведя в дом собаку, точно знает, что ее нужно выводить на улицу два раза в день, а ребенка могут держать в четырех стенах неделями».

О воспитании собственных детей

«Читая Спока, Никитиных, Аршавского и Фирсова, учившего плавать раньше, чем ходить, я понял, что рекомендация ценна лишь тогда, когда она реально выполнима. Дело в том, что по натуре каждый человек - лентяй, и как бы красноречиво вы ни рассказывали о пользе купаний в проруби с новорожденным, за вами последуют единицы.

Поэтому я никогда не имел никакого отношения к экстремизму. И сегодня я предлагаю родителям то, что может реализовать любой - алгоритм действий, в эффективности которого я многократно убеждался как на примере собственных детей, так и на примере своих многочисленных пациентов.

При этом я постоянно повторяю, что доктор Комаровский не лечит детей, а консультирует их родителей. Как эксперт я рассказываю своим пациентам, что бы сделал сам в подобной ситуации. И меня очень радует, когда папы и мамы, прошедшие путь от рождения ребенка до школы (рекомендую прочитать статью: ) вместе со мной, решаются повторить его еще раз. Так что свой вклад в улучшение демографической ситуации я уже сделал.

Когда меня спрашивают о методиках раннего развития, я неизменно повторяю: ребенка нужно обучать не чтению и счету, а вечным ценностям. Называйте их как угодно: 10 заповедей или моральный кодекс строителя коммунизма - главное, чтобы ребенок знал: нельзя брать чужого, поднимать руку на , нельзя скулить и завидовать. Если мой сын понял это в 3 года, значит, для меня он раннеразвитый. Можно вырастить отпетую сволочь, которая отлично знает математику и умеет читать с двух лет.

Кроме того, очень часто раннее развитие травмирует самого ребенка. Нельзя превращать его в центр вселенной, потому что центром должна быть семья. А теперь представьте ситуацию, когда вокруг одаренного чада бегают мама, папа, бабушки и дедушки, в один повторяя: «Какой ты умненький и одаренный!» А потом этот ребенок приходит в школу и получает затрещину от менее одаренных одноклассников - чтобы не высовывался. Вот тогда-то он и начинает понимать, что школьные знания не имеют в себе столь высокой ценности, как он думал раньше».

О стрессе

«Я десять лет провел в детской реанимации. Тот, кому приходилось сообщать родителям о смерти их ребенка, знает, каково это. Не успокаивает ни мысль о том, что ты спас сотню других жизней, ни фразы о высоком предназначении врача. Смерть одного ребенка перекрывает все аргументы, и каждый такой случай проходит через тебя, через твои мозги, через сердце.

Поэтому, чтобы не спиться, не умереть от инфаркта или рака, нужно уметь отключаться. Человек принципиально отличается от любого зверя тем, что работа всех его внутренних органов определяется работой коры головного мозга, то есть сознанием и эмоциями.

И если вы живете в гармонии со своими мозгами, телесные расстройства вам не грозят. Вот почему важно иметь какую-то отдушину, занятие, которое возвращало бы душевное равновесие. Для меня такой отдушиной стала рыбалка, на которую я выбираюсь каждые выходные. Если этого не сделать, следующая неделя будет безумно тяжелой.

Причем для меня неважны ни размеры, ни количество пойманной рыбы, главное - что удалось что-то поймать. Рыбалка - это вариант своеобразной разрядки. Недаром же сложилась поговорка: «Часы, проведенные на рыбалке, в счет жизни не записываются».

О методах лечения

«За последние 25 лет, регулярно заражаясь от своих пациентов ОРЗ, я ни разу не принимал антибиотики. Да и в целом убежден, что в 90% случаев назначение антибиотиков является неоправданным - это всего лишь способ уйти от ответственности, от обвинений в том, что «Вот вы не назначили, теперь из-за вас у нас…» Педиатр должен терпеливо разъяснять, что антибиотик не действует на вирусы и не обладает профилактическим эффектом, но у врача нет на это ни сил, ни желания.

При ОРЗ главное - теплое питье, прохладный воздух в комнате, теплая, сухая одежда и терпеливое ожидание. Не бойтесь болезни и не ищите золотой таблетки здоровья, которая завтра поставит вас на ноги. Такого лекарства нет. Если ко мне приводят ребенка с астмой, я советую родителям полностью изменить его уклад жизни и окружение. Помните: Боженька дал ребенку огромные резервы, поэтому, если малыш не вылезает из болячек, виноват не организм, а окружающая среда.

Чтобы такой ребенок выздоровел, родители должны отказаться от стиральных порошков с биокомпонентами, ковров и одежды из шерсти, бытовой химии, игрушек из токсической пластмассы. Нужно постоянно проветривать детскую, изменить характер , разобраться с влажностью и температурой воздуха в доме и гулять два раза в день в любую погоду. Хотя конечно же можно ничего этого не делать и пшикать гормональный спрей. Если людям нужен аэрозоль, им не ко мне, так как я уверен, что здоровье человека на 90% определяется его образом жизни и лишь на 10% - «.

О благах цивилизации

«Я постоянно сталкиваюсь с удивительным, необъяснимым протестом наших женщин против прогресса. Одноразовые подгузники, детское питание, супы и пюре в баночках - все то, что призвано облегчить жизнь матери в первый год жизни ребенка, почему-то у украинок вызывает неприятие. Если не у самой мамы, то у нянек, бабушек и тетушек, которые хором начинают повторять: «Ты что, мачеха? Тебе трудно лишний раз постирать ребенку ползунки? У тебя руки отвалятся, если ты приготовишь суп?»

Я долго удивлялся этому, а потом понял: все дело в ментальности. В нашем сознании заложен образ женщины-матери, которая ночей недосыпает, не разгибаясь стирает бесконечные пеленки, света белого не видит за кастрюлями. Отсюда и отношение к рождению ребенка, как к подвигу. Однако я по собственному опыту знаю, что дети - это не только родительские муки, но и праздник. Главное - не считать себя жертвой, не ставить на жизни жирный крест, а помнить, что с появлением в доме малыша все только начинается!

Мы должны понять, что вырастить здорового ребенка не так сложно, но учиться этому нужно до того, как женщина станет мамой. Я бы обучал секретам осознанного родительства еще в школе и давал 15 тысяч гривен за рождение ребенка тем родителям, которые сдали бы экзамен по уходу за малышом; Ведь 100% взрослого населения страны знает, как делать детей , но при этом 99,9% понятия не имеет, что потом с ними делать .

Почему, прежде чем купить машину, мужчина думает о том, куда ее поставить, где ремонтировать, чем заправлять, а, готовясь стать отцом, не заботится о том, где будет стоять детская кроватка, на какие деньги будут покупаться подгузники, какой врач будет принимать роды у жены? Так не должно быть».

О прививках

«Я принципиально за вакцинацию, и эта принципиальность подтверждена опытом работы в инфекционной больнице. Но общая стратегия - «прививки благо» - не должна отвлекать от трех важнейших тактических параметров: качество конкретной вакцины, здоровье конкретного ребенка и конкретные условия, при которых детский организм и вакцина встретятся. Систематические нарушения в так называемых мелочах, в подходах, в организации порождают малые и большие проблемы, а виноваты якобы прививки в целом.

Представьте себе трехмесячного малыша, который вскармливается маминым молоком, не ходит в гости, ни с кем из чужих не контактирует, потому что его иммунная система слишком уязвима. И вот такого ребенка приносят в поликлинику, чтобы сделать прививку. Но прежде чем пройти в манипуляционный кабинет, мама должна показать свое чадо всем специалистам: ортопеду, хирургу, окулисту, педиатру. Малыш высиживает в длинных очередях под каждым кабинетом, сталкивается с массой незнакомых микроорганизмов, и после всего этого, в тот же день, ему делают прививку!

Естественно, что после подобной нагрузки на иммунитет очень высока вероятность заболеть вирусной инфекцией, а тут еще вакцинация! Так почему же мы не ограничиваемся контактом с кем-то одним, например с участковым педиатром? Зачем весь этот консилиум? А затем, чтобы снять с себя ответственность в случае поствакцинальных реакций. Одно дело, когда участковый педиатр сказал, что ребенок здоров и может вакцинироваться, и совсем другое, когда это подтвердили еще семь специалистов».

О счастье

«Я не могу назвать себя абсолютно счастливым человеком, потому что чувствую, как много не успел, как много не в силах изменить в этом мире. Особенно меня возмущает система образования, которая гробит здоровье школьников. По статистике, среди первоклассников 80% здоровых детей, а среди выпускников - лишь 20%. Так почему же при таких цифрах к обязательным десяти классам мы добавляем два дополнительных? Вас это устраивает? Почему же мы молчим? А еще очень неприятно наблюдать за потребительским отношением наших людей к врачам.

Вот уже 25 лет у меня не замолкает телефон, но на тысячи звонков с жалобами и просьбами приходится лишь несколько со словами «Дядя Женя, спасибо, нам стало легче». Такой звонок - один на десять тысяч, и это печально. А вообще счастье - это возможность реализовывать свои желания: вот я люблю, хочу и могу. Но парадокс в том, что чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем больше у него потребностей и тем сложнее ему прийти к счастью и гармонии с самим собой. Вот такая моя философия Евгения Комаровского «.