Международное право. Государства как основные субъекты международного права

Государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних

Наличие у государств одного и того же свойства суверенности, участие в международном общении в одинаковом качестве субъекта международного права закономерно уравнивают их в правовом Сложении, создают объективную основу для равноправия. Чтобы быть равноправными, государства должны быть суверенными; чтобы оставаться суверенными, они должны быть равноправными. Эта органическая взаимосвязь суверенитета и равноправия составляет существо принципа суверенного равенства государств как одного из общепризнанных принципов международного права.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства государств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагающее значение», Функция этого принципа в условиях формирующейся постбиполярной, неконфронтационной структуры международных отношений состоит в том, что принцип суверенного равенства является оптимальной основой отношений партнерства и конструктивного взаимодействия между государствами) условием сохранения международной стабильности, с чем несовместимы притязания на гегемонизм и одностороннее лидерство.

Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет в институционализированной сфере международного общения, в создании и функционировании межправительственных международных организаций. В Уставе ООН подчеркивается, что эта Организация и входящие в ее состав государства действуют в соответствии с тем, что она «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

В случае, когда речь идет о федеративных государствах - субъектах международного права, даже если какие-либо их составные части по конституции считаются государствами и в законодательстве речь идет об их суверенности, к взаимоотношениям федерации как таковой и какого-либо ее субъекта этот принцип неприменим, равно как он неприменим и к взаимоотношениям самих субъектов федерации, а также и к общению с подобными образованиями других государств. При характеристике содержания принципа суверенного равенства государств в Декларации 1970 года указывается, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации, концепция суверенного равенства включает, в частности, следующие элементы: 1) все государства юридически Равны, или, как точнее сказано в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой ООН в 1974 году, «юридически равноправны»; 2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и Политическая независимость государств неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Заключительный акт ОБСЕ 1975 года связывает принцип суверенного равенства государств с их обязательством уважать «также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им», к числу которых отнесены как перечисленные в Декларации 1970 года элементы, так и ряд других, таких как право каждого государства на свободу и политическую независимость, право устанавливать свои законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. К числу прав, присущих суверенитету, уважение которых предполагает принцип суверенного равенства, Заключительный акт относит право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, право «на нейтралитете По смыслу Декларации 1970 года и Заключительного акта 1975 года каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства (par in parem non habet imperium).

В международном праве не существует и не может существовать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера действия принципа суверенного равенства государств. Международный Суд ООН однажды высказался даже в том плане, что это равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.

Итоговый документ Венской встречи государств - участников ОБСЕ 1989 года подчеркивал необходимость содействия диалогу между ними «во всех областях и на всех уровнях на основе полного равенства».

Функционирующие в современном международном общении институционные структуры и договорные режимы в ряде случаев включают правовые установления, которые нередко противопоставляются принципу суверенного равенства государств. Так, в частности, обстоит дело с институтом постоянного членства Великобритании, Китая, России, США, Франции в Совете Безопасности ООН и их правом вето при принятии решений, а также со статусом ядерной державы этих же пяти государств согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

В обоих случаях нет оснований усматривать отступление от принципа суверенного равенства. Статус постоянного членства в Совете Безопасности является не привилегией великих держав, а отражением предусмотренной Уставом ООН особой ответственности в международных делах, которая на них возложена от имени всех членов Г)ОН- То же самое можно сказать и о международном режиме нераспространения ядерного оружия, в рамках которого решениями ООН и Международного агентства по атомной энергии неоднократно подчеркивалась особая ответственность ядерных держав в вопросах, касающихся ядерного оружия.

Нет оснований рассматривать как отступление от принципа суверенного равенства и некоторые договорные положения о взвешенном голосовании. И в случае ООН, и в такого рода договорных положениях (Европейский Союз, Международный экономический комитет Экономического союза стран СНГ, международные финансовые организации системы ООН и другие международные структуры) отступление от юридического равноправия было согласовано в договорном порядке с другими участниками.

Суверенное равенство государств, их равноправие в рамках международного права не означает их восприятия как равных фактически, не означает равнозначности их политической, экономической и иной роли и веса в международных делах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принцип суверенного равенства государств

Введение

Одним из основных принципов, на которых Международное право и международные отношения лежат и полагаются - это Принцип суверенного равенства государств. Тем не менее, его не так легко понять и определить. Ряд ученых имеют разные определения и понятия одного и того же термина. С точки зрения международного права все государства являются суверенными.

Тем не менее, иногда это понятие суверенитета делится на две части:

1. Правовой суверенитет;

2. Поведенческий суверенитет.

Этот реферат в основном сосредоточен на суверенном равенстве государств, которое является чем-то вроде юридического суверенитета и на самом деле является его компонентом. Эта концепция называется принцип суверенного равенства государств, состоящий из ряда идеалов, на которых международные организации, нации-государства и т.д. строят свои отношения друг с другом. Некоторые из них являются:

1) В международных организациях, таких как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и МВФ, голоса разных стран имеют неравную силу, чтобы отражать некоторые основные меры власти. В то же время в международных организациях, используют принцип суверенного равенства через равноправные процедуры голосования, таких как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций;

2) Все государства равны друг перед другом, и поэтому им должны быть предоставлены равные по отношению друг к другу права на самоопределение и невмешательство в их внутренние дела.

1. Понимание суверенитета и происхождение принципа суверенного равенства

Суверенитет был определен Оппенгеймером следующим образом: «Суверенитет является верховной властью, которая на международном уровне осуществляется не законными полномочиями в отношении всех остальных государств, а скорее юридическими органами, которые не находятся в правой зависимости от любой другой власти» .

Концепция государственной суверенности неразрывно связана с ее статусом международная правосубъектности. В этот момент важно отметить, что суверенитет и международное право являются концепциями, которые немного антагонистичны друг другу.

Идея государственного суверенитета является то, что, с одной стороны, государство должно быть в состоянии управлять собой, без вмешательства извне. С другой стороны, в основе международного права лежит идея о том, что правила должны быть в состоянии ограничить государство поведение. Ни одно из государств, однако, не должно претендовать на абсолютное господство в настоящее время , и между ними должен сохраняться баланс.

Принцип «суверенного равенства» присутствует в обычном международном праве, а также в Лиге Наций, которая является предшественником Организации Объединенных Наций.

Конгресс Вестфалии был, несомненно, первым важным событием в развитии международных организаций. Это привело к Вестфальскому договору, подписанному в 1648 году, в котором впервые официально включено принцип суверенное равенства.

Несмотря на то, что положения договора не включают слово «суверенитет», в договоре присутствовали все правила для осуществления этого принципа. Договор уважал выбор каждого государства в выборе религии, включив в принцип то, что правящий монарх обладал исключительной, законной властью в пределах своей территории и мог действовать в пределах этой территории без вмешательства со стороны других держав. После Вестфалия, страны-участники договора стали уважать суверенитет друг друга.

И окончательное утверждение принципа суверенного равенства - включение принципа в статье 2, пункте 1 Устава Организации Объединенных Наций. Этот принцип в Уставе ООН включает в себя как внутренний и внешний суверенитет.

С того момента, как это принцип был включен в Устав ООН, все государства-члены должны были следовать ему. Однако, на практике, было обнаружено, что он не исполняется в равной мере всеми государствами. Можно привести пример из дела Никарагуа, , где один из трех претензий, поднятых Никарагуа к США был основан на суверенном равенстве.

Представители Никарагуа утверждали, исходя из принципа суверенного равенства, полагая, что нормы международного права, регулирующие отношения между суверенными государствами равно не дают право изменять заявления о признании в одностороннем порядке, если право прямо защищено…

Кроме того, в консультативном заключении дается МС к делу в вопросе о законности угрозы применения или применения ядерного оружия от 8 июля 1996 года, где судья Вирамантри высказал особое мнение, что применение ядерного оружия идет против принципа о суверенном равенстве государств.

Таким образом, можно отметить, что оспариваемый принцип был поставлен под вопрос в ряде случаев, заглянуть в который поможет в лучшем понимании этого принципа и его значении в международном праве.

Сущность принципа суверенного равенства

Эта доктрина признает, что все государства равны по закону, несмотря на их очевидные неравенства в других отношениях: неравенство в территории, богатстве, военной силе или уровне цивилизации. В деле о претензий норвежских судовладельцев Постоянная палата Третейского суда, подчеркнула, что: «Международное право и справедливость основаны на принципе равенства между государствами».

Оппенгеймер также дает определение: «Государства по своей природе, конечно, не равны с точки зрения власти, территории и тому подобное. Но, как члены сообщества наций они, в принципе, равны независимо от различий между ними, если различия между ними могут существовать» .

Любая попытка со стороны государства ослабить действие этого принципа может привести к серьезным последствиям политической напряженности или протеста, следовательно. Понятие суверенного иммунитета, также находит свое выражение в принципах независимости и достоинства государства. Оно было принято законодательством ряда стран. Было подтверждено также в проекте статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятым в предварительном порядке Комиссией международного права в 1986 году.

Теория суверенного равенства превратился из понятия естественного равенства. Это было впервые проанализировано Томасом Гоббсом в его книге «Левиафан». Это было после исследований, разработанных Пуфендорфом. Гоббс сравнил понятие состояния природы с научным рассуждением, основанным на отношениях между государствами, которые логически раскрыли доктринальные идеи суверенного равенства. Идеи Гроция были не совсем основаны на том же помещении, как это было ошибочно указано некоторыми исследователями.

2. Элементы принципа суверенного равенства

суверенитет конгресс равенство гоббс

Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Заключение

Принцип суверенного равенства государств - один из основополагающих принципов в международном праве. При несоблюдении данного принципа, не может идти речи ни о каких равных международных отношениях. Как могут быть равные отношения между странами, если один член этих отношений влияет на волю других, вследствие неравенства в правах.

Конечно, принцип суверенного равенства во многом способствовал сохранению мира, однако среди ученых существуют разногласия в понятии принципа суверенного равенства. Например, «Является ли Постоянный Совет безопасности ООН нарушением принципа суверенного равенства государств?» - один из вопросов поднимаемых Исламской Республикой Иран.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Суть основных принципов международного права, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Принцип суверенного равенства государств, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения прав человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов, сотрудничества.

    реферат , добавлен 19.02.2003

    Понятие юрисдикции государства и ее виды. Толкование и применение принципов международного права. Принципы суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, невмешательства во внутренние дела.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Правовое регулирование гендерного равенства в сфере труда как базового принципа современной демократии в странах Евросоюза. Ключевые моменты в определении равных возможностей на рынке труда. Социально-экономические последствия женской безработицы.

    реферат , добавлен 09.08.2012

    Понятие и роль основных принципов международного права. Их классификация и характеристика: неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, выполнения обязательств.

    реферат , добавлен 02.10.2014

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Основные признаки системы принципов уголовного законодательства РФ. Признание наказания справедливым. Проявления принципа законности и исключения из него. Классификация наказаний в уголовном кодексе РФ. Сущность принципа равенства граждан перед законом.

    реферат , добавлен 05.12.2011

    Криминологическая характеристика преступных деяний в России. Укрепление принципа равенства граждан перед законом - важное условие борьбы с преступностью. Специфические особенности использования метода принуждения в работе правоохранительных органов.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2017

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Правовые гарантии равенства супругов в решении жизни семьи. Право выбора супругами фамилии. Решение спора о том, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода. Составление искового заявления об уменьшении размера алиментов.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Общие принципы межгосударственного сотрудничества

К общим принципам межгосударственного сотрудничества относятся следующие.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Эти две составные части данного принципа могут рассматриваться и как самостоятельные принципы международного права.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН, п.1 ст.2 которого гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Толкование этого принципа дается во многих международных документах, прежде всего в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г.

Принцип суверенного равенства государств сформировался в период перехода от феодализма к капитализму и стал одним из основных принципов международного права. Однако в старом международном праве наряду с принципами уважения государственного суверенитета имелись принципы, санкционировавшие его нарушение, прежде всего право государства на войну. Кроме того, принцип суверенного равенства, как и другие принципы международного права, распространялся только на цивилизованные государства. Он не применялся, во всяком случае в полном объеме, к государствам Востока, где «цивилизованные» государства не считались с суверенитетом этих государств (протектораты, вмешательство во внутренние дела, иностранные сетльменты, консульская юрисдикция, неравноправные договоры и т.д.).

В современном международном праве содержание принципа суверенного равенства государств расширилось.

Оно включает следующие положения:

  1. каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;
  2. каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;
  3. каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  4. все государства юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных, политических систем;
  5. каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения;
  6. каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;
  7. каждое государство обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;
  8. государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Естественно, что юридическое равенство субъектов международного права не означает их фактического равенства. Между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие с точки зрения принципов демократизма особенно резко проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы и стоит на первом месте среди принципов Устава ООН.

Поскольку существование самостоятельных государств продолжает оставаться закономерностью общественного развития, принцип их суверенного равенства выступает одним из проявлений этой закономерности. Он направлен на обеспечение свободного развития каждого государства, против политики диктата и подчинения и служит щитом для малых государств. Рассматриваемый принцип обеспечивает равное участие каждого государства в решении международных дел.

Одновременно принцип суверенного равенства является гарантией для крупных государств, защищая от навязывания им воли малых государств, имеющих численное превосходство в современных общих международных организациях.

Принцип невмешательства

Принцип невмешательства, тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним.

Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. Согласно Уставу ООН запрещается вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство в принципе не имеет права вмешиваться.

Согласно Декларации 1970 г. принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства.

В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

  1. запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;
  2. запрещение использования экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого Государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;
  3. запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;
  4. запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;
  5. запрещение применения силы для лишения народов права свободно избирать формы их национального существования;
  6. право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.

Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» изменялось с развитием международного права. В процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают относиться исключительно к внутренней компетенции государств. Например, положение индивидов, которое до недавнего времени полностью регулировалось внутригосударственным правом, подпадает теперь под международно-правовое регулирование. Хотя оно в основном продолжает входить во внутреннюю компетенцию государств.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права. Существование колониальной системы, а также некоторых европейских многонациональных империй находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций.

Выдвинутый Октябрьской революцией принцип самоопределения наций и народов понимался гораздо более широко. Он распространялся на все народы мира (см. Декрет о мире). Этот принцип реально был направлен, прежде всего, против колониальной системы. Поэтому он встретил решительное сопротивление колониальных держав. В результате данный принцип лишь почти через 30 лет стал нормой общего международного права.

Широкое демократическое и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма во Второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения народов в Устав ООН. Хотя и в весьма общих формулировках, этот принцип нашел отражение в ряде постановлений Устава и, таким образом, был закреплен как один из основных принципов современного международного права.

В послевоенный период велась ожесточенная борьба за реализацию рассматриваемого принципа, за его конкретизацию и развитие. Борьба шла широким фронтом прежде всего на обширных территориях Африки и Азии, где колониальные народы один за другим восставали против иностранного господства, в Организации Объединенных Наций, в политической и правовой доктринах.

При разработке пактов о правах человека в ООН колониальные державы решительно сопротивлялись включению в них принципа самоопределения наций и народов в более развернутой формулировке, чем это записано в Уставе ООН. Некоторые представители зарубежной доктрины международного права пытались доказать, что этот принцип вообще не является принципом международного права.

Однако в результате продолжавшегося изменения ситуации в мире принцип самоопределения народов получил дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., ст.1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 г., в которых дается развернутое определение содержания принципа равноправия и самоопределения народов.

  1. все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;
  2. все государства обязаны уважать это право;
  3. все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;
  4. все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
  5. в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
  6. запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования - субъекта международного права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление иного политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления народом права на самоопределение.

В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и Югославии, остро встал вопрос о соотношении права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится: «Ничто... не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств».

Несомненно, что каждый народ имеет право на свободное решение своей собственной судьбы. Но в ряде случаев этот принцип используется экстремистами, националистами, рвущимися к власти и жаждущими для этого раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, при этом не имея никаких полномочий на это, разжигая оголтелый национализм и вражду между народами, они пытаются разваливать многонациональные государства. В большинстве случаев такие действия противоречат истинным интересам народов данного государства и ведут к разрыву сложившихся веками экономических, семейных, культурных, научно-технических и других связей, а также направлены против общей интеграционной тенденции мирового развития,

Принцип сотрудничества государств

Принцип сотрудничества государств представляет собой результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных экономических и других связей в современную эпоху. Экономическая и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.

Рассматриваемый принцип пронизывает Устав ООН от начала до конца. Статья 1, перечисляя цели Организации, главной из которых является поддержание международного мира и безопасности, устанавливает, что ООН должна «быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права 1970 г. следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:

  1. государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
  2. сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;
  3. государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к положению в Европе.

Принцип уважения прав человека

Отдельные нормы о защите прав человека появились еще в старом международном праве. К ним относились запрет работорговли, постановления некоторых международных договоров о защите национальных меньшинств и др. В 1919г. была создана Международная организация труда (МОТ), объявившая своей целью улучшение условий труда.

Вторая мировая война поставила со всей остротой вопрос о необходимости международной защиты прав человека. Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

Принцип уважения прав человека получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем международном праве.

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. название этого принципа сформулировано так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека - «первейшая обязанность правительства» и что «их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира».

  1. все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
  2. государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
  3. государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств относится к числу наиболее старых основных принципов международного права.

Этот принцип закреплен в Уставе ООН. В его преамбуле подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться... уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Устав обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2).

Рассматриваемый принцип закреплен также в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других международно-правовых документах.

Названный принцип распространяется на все международные обязательства, вытекающие и из международных договоров, и из обычных норм, а также из обязательных решений международных органов и организаций (международных судов, арбитражей и др.).

Как общая норма международного права указанный принцип включает более конкретные нормы. Среди них добросовестность и неукоснительность выполнения международных обязательств, недопустимость ссылок на положения внутреннего права в оправдание их невыполнения, недопустимость принятия обязательств в противоречие с уже действующими обязательствами с третьими государствами. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств включает запрещение произвольного одностороннего отказа или пересмотра международных обязательств.

Может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров , включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 1. 4. Принцип равенства перед законом 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

8. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЛА, ВХОДЯЩИЕ ВО ВНУТРЕННЮЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ГОСУДАРСТВ Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. ПРИНЦИП ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

14. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

7. Принцип равенства участников коммерческих отношений Принцип равенства участников коммерческих отношений вытекает из смысла ст. 1 ГК и означает, что они взаимно не подчинены и обладают равными полномочиями в отношениях торгового оборота. Это касается всех без

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Статья 6. Принцип равенства перед законом (1) Лица, совершившие правонарушения, равны перед законом и органами публичной власти и несут ответственность за правонарушение независимо от расы, национальности, языка, вероисповедания, пола, политической принадлежности,

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

125. Как закрепляется в праве Европейского Союза принцип равенства мужчин и женщин в профессиональной жизни? Принцип равенства мужчин и женщин является одним из основных принципов деятельности Европейского сообщества. В соответствии с § 2 ст. 2 Договора 1957 г.,

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

31. Идея равенства в раннем христианстве Христианство возникло в Иудее в I в. н. э. как секта иудаизма, затем стало самостоятельной монотеистической религией. На христианство влияние оказал иудаизм и римский стоицизм. Создатели христианской традиции в истолковании

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной

Из книги автора

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Из книги автора

§ 3. Принцип равенства граждан перед законом Принцип равенства граждан перед уголовным законом согласно ст. 4 УК РФ означает: "Лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,