Понятие, специальные принципы и источники права международной безопасности. Принципы права международной безопасности Особенности и принципы права международной безопасности

Понятие права международной безопасности.

Это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения и , образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности - безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств - государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности - государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются , т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности , предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения - только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае ;
  • мирное разрешение международных споров - любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира - Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности - Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

В основе современной международно-правовой концепции безопасности сделан акцент на снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стабильности в мире. Со второй половины XX века постепенно сформировалось убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчитывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Стало очевидным, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств.

Современное международное право - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвращению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной безопасности. Таким образом,международная безопасность– это состояние защищенности жизненно важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства

среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета. Если до ХХ в. речь могла идти действительно только о сохранении себя как международной личности, то с появлением оружия массового поражения можно уже говорить о сохранении государства и его населения в физическом смысле, да и всей цивилизации в целом.

Опыт антигитлеровской коалиции доказал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к ответственности. Это давало уверенность и в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Концепция мира и безопасности была воплощена в Уставе ООН. Ее реализации помешала «холодная война». В 1975 году важные решения были приняты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1986 году СССР предложил концепцию всеобъемлющей международной безопасности. Ее положения получили поддержку ООН в резолюциях 1986 года и последующих лет, посвященных всеобъемлющей системе международного мира и безопасности.

Современная система безопасности мыслится как всеобъемлющая. Она охватывает не только военные и политические, но также и другие аспекты – экономические, экологические, гуманитарные и, разумеется, правовые. Особое значение придается демократии в международных отношениях и в государствах. На первый план выдвигается профилактическая (превентивная) дипломатия. Предупреждение конфликтов, устранение угроз миру и безопасности является наиболее эффективным путем к обеспечению мира.

Одним из основных средств обеспечения международной безопасности являются мирные средства разрешения споров. Первая общая Конвенция о мирном урегулировании международных споров была принята в 1899 году на Гаагской конференции мира. Соответствующая глава имеется и в Уставе ООН. С тех пор посвященные данной проблеме акты принимались неоднократно.

Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права - права международной безопасности

Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями

Право международной безопасности представляет систему специальных принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип разоружения, принцип равной безопасности, принцип не нанесения ущерба, безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Если в XIX в. обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половине ХХ в. стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, который может уничтожить все человечество, поэтому возникла актуальная проблема – как от него избавиться, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип не нанесения ущерба безопасности государств . Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил. Это можно рассмотреть на примере отношений СССР (теперь России) и США. В период существования СССР паритет был достигнут за счет создания двух военных групп – организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация Варшавского договора). Равное противостояние на тот момент являлось едва ли не единственным средством обеспечения безопасности. Затем, начиная с 1991 г., это противостояние изменяется: НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, СССР прекращает свое существование, вместо него на политической арене появляется РФ. Сохранился ли паритет? В настоящее время, если и можно говорить о противостоянии как обеспечении равенства и одинаковой безопасности, то оно существует между США и Россией. Можно говорить, прежде всего, о паритете в стратегических ядерных силах. Этот паритет был подтвержден двумя договорами о сокращении и ограничении стратегических- наступательных вооружений (СНВ–1, СНВ–2). Но следует учитывать, что этот принцип должен приобрести глобальный характер и, по мнению С. А. Малинина, будет означать обязанность суверенных субъектов сохранять пределы разумной достаточности, однако, на все более и более низком уровне военного потенциала.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимаютвзаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся - Договор об
Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в
количественном и качественном отношениях.
Это-Договор
о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных
видов оружия и предписывающие их уничтожение.
Таковыми являются - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей
дальности (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это - Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 rr.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или
несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.),
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств - участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г.

Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности, обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что ее принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Право международной безопасности – это совокупность норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права в целях предотвращения применения вооруженной силы, разоружения и ограничения вооружений. Международная безопасность основана на балансе интересов и может быть обеспечена только соблюдением этого баланса. Концепция международной безопасности изложена в Уставе ООН (ст. 39–51). Устав возложил на государства обязанность применять вооруженные силы только в общих интересах, т.е. закрепил принцип централизованного применения вооруженных сил. Право на индивидуальную и коллективную самооборону – это неотъемлемое право всех государств, но оно возможно только в ответ на агрессию. Право на самооборону представляет собой исключение из общего принципа централизованного применения силы.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на концепции глобального развития (выдвинута Независимой комиссией по вопросам разоружения и безопасности – Комиссия Пальме). Система коллективной безопасности по Уставу ООН не стала эффективной, поскольку военнополитическое противостояние Востока и Запада после Второй мировой войны заблокировало реальное осуществление ст. 39–51 Устава, предусматривающих создание Вооруженных сил ООН и наделяющих СБ ООН средствами воздействия на мировое сообщество. Право на коллективную самооборону привело к созданию двух противостоящих военных блоков – ОВД и НАТО.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на признании взаимозависимости всех государств и необходимости создать такой международно-правовой механизм, который являлся бы выражением приоритета общечеловеческих ценностей, обеспечивал верховенство права в политике. Окончание "холодной" войны, прекращение существования социалистического лагеря и ОВД сделали возможным выработать современную концепцию всеобъемлющей безопасности. Смысл этой концепции – необходима такая организация международных отношений, которая исключала бы возможность возникновения войны. Особенность концепции – ее комплексный подход: всеобъемлющий уровень мер, направленных на установление всеобщего мира, охват различных областей общественных отношений (экономических, культурных, экологических, гуманитарных, военных, политических).

Концепция всеобъемлющей безопасности выражена в специальных резолюциях ГА ООН о создании всеобщей системы мира и безопасности – Декларация ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.; Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о повышении роли ООН в этой области 1988 г.; Декларация об установлении фактов в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.; Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности 1994 г.

Ядро права международной безопасности составляют общие принципы международного права – прежде всего, принципы неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ. В системе права международной безопасности действуют специальные принципы:

  • – принцип равенства и одинаковой безопасности – государства и военные блоки, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к разоружению;
  • – принцип ненанесения ущерба безопасности государства – нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других; никто не может иметь односторонних преимуществ в обеспечении собственной безопасности;
  • – принцип равной безопасности – право каждого государства на безопасность; обеспечение безопасности для всех в равной мере; учет интересов всех договаривающихся сторон в любом переговорном процессе; достижение соглашения на основе баланса интересов.

Особенности права международной безопасности как отрасли права – ее принципы и нормы переплетаются с принципами и нормами других отраслей международного права. Право международной безопасности – это комплексная отрасль права, включающая в себя нормы других правовых отраслей и институтов.

В настоящее время формально юридически существует обширный арсенал средств обеспечения международной безопасности. Наиболее важные – системы коллективной безопасности на универсальной и региональной основе, коллективные мер по предотвращению вооруженных конфликтов, разоружение. Особенности этих средств:

  • – их исключительно мирный характер – демилитаризация и нейтрализация, неприсоединение, нейтралитет, разоружение, ликвидация военных баз, укрепление доверия, мирное разрешение споров;
  • – возможность правомерного применения силы в ответ на агрессию или угрозу агрессии – применение принудительных мер по постановлению СБ, право на индивидуальную и коллективную самооборону;
  • – возрастание роли международного контроля – инспекции на местах, приглашение наблюдателей на военные учения, проверка выполнения государствами их обязательств по разоружению.

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Указанные принципы нашли свое отражение в Уставе ООП, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООП 2734 (XXV), Декларации об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.), Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 50/6, Декларации по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций от 24 октября 1995 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., и других международно-правовых документах.

Так, в соответствии с Уставом ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Принципы международной безопасности нашли свое отражение и в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.). В соответствии с Декларацией каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или се применения в нарушение Устава.

Государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействия другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава.

В силу принципа равноправия и самоопределения, воплощенного в Уставе, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных нрав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой или се применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

Все государства - члены мирового сообщества призваны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества. В параметрах сказанного ставится цель развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

В развитие своих обязательств по Уставу ООН государства принимают эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

В развитие заявленной приверженности делу укрепления законности и правопорядка государства осуществляют сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях в целях:

  • - предотвращения международного терроризма и борьбы с ним;
  • - активного содействия устранению причин, лежащих в основе международного терроризма.

В порядке обеспечения высокого уровня доверия и взаимопонимания государства добиваются принятия конкретных мер и создания благоприятных условий в области международных экономических отношений с целью достижения международного мира, безопасности и справедливости. При этом учитывают заинтересованность всех стран в сокращении разрыва в уровнях экономического развития, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире.

Принципы международной безопасности были закреплены и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Так, в соответствии с Декларацией каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или се применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет за собой ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

  • а) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или
  • б) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся па Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в параметрах сказанного не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООП.

Международные споры разрешаются па основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Государства обязаны не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно но какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Важным является и закрепленный в данной Декларации принцип суверенного равенства государств, в том числе и в сфере безопасности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  • - государства юридически равны;
  • - каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • - каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • - территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • - каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • - каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое со­общество уже располагает, максимальное использо­вание заложенного в действующих нормах потенциа­ла, укрепление существующего межд. правопорядка;

· выработка новых межд.-правовых обязательств, но­вых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом право­применения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной безопасности (МБ) - сово­купность правовых способов, соответствующих ос­новным принципам МП, направленных на обеспече­ние мира, и применяемых государствами коллектив­ных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожаю­щих миру и безопасности народов.

Юридическая основа :

· принцип неприменения силы

· принцип мирного разреше­ния споров

· принцип разоружения.

Специальные прин­ципы права МБ:

· принципы равенства и одинаковой безопасности

· нена­несения ущерба безопасности государств и т. д.

Арсенал средств обеспечения МБ:

· коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *

· разоружение;

· мирные средства разрешения споров;

· меры по ослаблению межд. напряженности и прекра­щению гонки вооружений;

· меры по предотвращению ядерной войны;

· неприсоединение и нейтралитет;

· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

· самооборона;

· действия межд. организаций;

· нейтрализация и демилитаризация отдельных тер­риторий, ликвидация иностранных военных баз;

· создание зон мира в различных регионах земного шара;

· меры по укреплению доверия между государствами.

Система МБ - совокупность средств, обеспечиваю­щих поддержание МБ, в ней различают два момента:

· коллективные меры - широкое межд. сотруд­ничество;

· превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирова­ние межд. споров.

Коллективная безопасность означает систему со­вместных мероприятий государств всего мира или опре­деленного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подав­ления актов агрессии. В основе коллективной безопасно­сти лежит Устав ООН. .

Система коллективной безопасности имеет два ос­новных признака:

1. принятие государствами - участни­ками системы по крайней мере трех обязательств, обра­щенных как бы «внутрь» системы:

· не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;

· разрешать все споры мирным путем;

· активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллек­тивной безопасности (например, ООН), или иное выраже­ние единства: учреждение консультативных или коорди­национных органов (например, Движение неприсоедине­ния), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).


Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы.коллективной безопас­ности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безо­пасность основывается на функционировании ООН. В ме­ханизме обеспечения универсальной безопасности на

первый план выдвигаются не принудительные, а мир­ные меры.

Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания регио­нальных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасно­сти составляют часть всемирной системы безопасности.

· Организация американских государств

· Организация Североатлантического договора (НАТО)

· рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

· Шанхайская организация сотрудничества

40.Мирные средства разрешения споров: понятие, классификация

Понятие «международный спор » обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Конфликтные отношения:

· спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.

· ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1. Международных конвенций.

2. Международных обычаев

3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)

Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):

1. переговоры

Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

2. Консультации сторон

Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование

Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Посредничество

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

5. Примирение

Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

6. Добрые услуги

средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

7. Арбитраж

Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для сторон.

8. Судебное разбирательство

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

9. Обращение к региональным органам или соглашениям

Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.

10. иные мирные средства по своему выбору

Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами.

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными».