Реформа сервия туллия. Период царствования Сервия Туллия – удачное начало и трагичное завершение

Причины реформ. Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.

Военно-политическая реформа. Сервий Туллий (около 579–535 гг. до н.э.) провел важную военно-политическую реформу, в основу которой был положен имущественный ценз. На основании имущественного положения он разделил все население Рима на пять классовнезависимо от старой сословной принадлежности. К 1-му классу относились наиболее состоятельные люди – владельцы полного земельного надела стоимостью не менее 100 тысяч ассов. Из них формировалось 98 военных центурий («сотен») – 80 центурий тяжело вооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников. Граждане 2-го класса владели 3/4 полного надела стоимостью не менее 75 тысяч ассов и выставляли 22 центурии, 3-го – половиной надела стоимостью не менее 50 тысяч ассов и формировали 20 центурий, 4-го – 1/4 надела ценой не менее 25 тысяч ассов, от них было 22 центурии, 5-го - 1/8 надела, стоившего не менее 12,5 тысяч ассов, они давали 30 центурий легковооруженных воинов. Из остального населения, имевшего меньший доход, была образована всего одна центурия. Это были так называемые пролетарии . Они не могли приобрести вооружение и на военную службу не призывались. Помимо военной организации новое деление общества изменило и политическую расстановку сил. Для решения важнейших вопросов римляне теперь собирались на центуриатные комиции . При голосовании каждая центурия имела один голос. Большинство голосов всегда получали представители 1-го класса (в совокупности 98 голосов из 193-х). Тот же принцип определял их место в военном строю и в получении гражданских должностей. По существу реформа открыла плебеям доступ в состав привилегированного «римского народа» и тем самым заложила базу для дальнейшего развития в Риме демократических тенденций.

Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы ,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

Значение реформ. По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.

Реформа Сервия Туллия



Введение


1.Возникновение римской государственности

2.Реформа Сервия Туллия

Заключение


Введение

Тема данной работы выбрана мною не случайно.Эта тема предс-тавляет исследователю обширное и крайне интересное поледея-тельности.Она насыщенна " белыми пятнами " , открытыми вопросами и смелыми гипотезами.Однако не только увлекательность и проблема-тичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития госу-дарственности и вместе с ней армиии, как неот"емленной части любого государства.В свою очередь все это стало основопологающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права. Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

Данная работа знакомит исследователя не только с самой рефор-мой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе рефор-мы, тем самым раскрывая сам механизм реформы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, одна- ко социальные последствия ее вышли далеко за пределы только воен-ного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.


1.Возникновение римской государственности.

Древний Рим первоночально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис) подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественноф державой, котороя включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство -это последний образец государства рабо-владельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с осбой силой проявились противоречия рабовладельческого способа произ- водства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобидимой Римской империи.

Государствено-правовая надстройка, отражая и закрепяя в ин-тересах экономически господствующего класса основные процессы,происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римс-кого государства и права необходимо выделять следующие периоды:


1.Разложение родового строя - военная демократия - от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) - до изгнания последнего предводителя - рекса - Тарквиния-Гордого (509 г. до н.э.) . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между пат-рициями и плебеями, появления классов, возникновения органов государственной власти, которые время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду отно-сится возникновение права, основным источникм которого были " Законы XII таблиц " .


2.Римская республика (III - I века до н.э.).

В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распростронения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средеземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными террито-риями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отноше- ниями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты соправож-дался небывалыми обстрением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Это привело к кризису и крушению Римской империи.

Первоначально римское право распространялось только на римс-ких граждан. В нем было сильны пережитки первобытнообщинного строя, оно отличалось крайним формализмом приминительностью своих институтов. Чужестранцы не пользовались правовой защитой.

С развитием торговли и товарно-денежных отношений стали приз-наваться основные имущественные права свободных чужестранцев (перегринов) , которые проживали на римской территории. В это время начался процесс всестороннего юридического обоснования права частной собственности и детальной разработки основных взаимо-отношений простых товаровладельцев.


3.Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) -это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. - 284 г.). Происходит некотороя стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся

лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономи-ческая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

Обострение классовой борьбы,дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктату-ры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 - 476 годы).

Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях

определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданскиевойны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономи-ческого и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

В период Империи принимаются первые шаги, попытки системати-зации правовых норм.

Изучение римского права возможно по отдельным институтам или же в хронологическом порядке, в тесной связи с историей общества. В данной работе, в отличие от учебника, изложение римского права дается в неразрывном порядке с военными реформами Сервия Туллия.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью.

Впериод возникновения Древний Рим являлся родовой общиной, которая обословилась на берегу Тибра на территории около 3 кв.км.

Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную и духовную общность людей. В течении длительного времени такая община была также и ячейкой общественного самоуправления в рамках первобытнообщинного строя.

В родовой общине не было власти,обособленной от самого рода.

На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сороди-чей.

Развитие производительных сил привело к индивидуализации про-изводства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное не-равенство. Общественная собственность интенсивно уступала неук-лонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменни-ков.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая об"еденяла людей не по родственному, а по территориально-му признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Органы родового строя постепенно стали отрываться от своих корней в при-роде народа. Это случилось потому, что имущественные различия внутри одного и тогоже рода превратили былую общность интересов в непримиримые противоречия между членами рода.

Как отмечал Ф.Энгильс, родовой строй превратился в свою про-тивоположность: из организации для свободного регулирования своих собственных дел он стал организацией для грабежа и угнетения сосе-дей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа.

Организация власти в рамках первобытно оьщинного строя эпохи ею разложения выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военно начальник является необходимым, посто-янным должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике. Народное собрание этого периода уже не в состоянии обеспечить равноправие всех члена рода, оно становит-ся собранием воинов. Женщины отстраняются от участия в обсуждении и решении общественных вопросов. Таковы были органы власти развив-шиеся в новых условиях родового строя племени латинов.

Легенда об основании Рима и первых военных предводителях (рексах)- римляни являются этнологической. Она имела имела цель об"яснить возникновение римской общины и ее учереждение, связать начало Рима с Древней Грецией, с одним из популярных гречиских сказаний о Троянской войне. По этой легенде потомок Энея, одного из участников Троянской войны, Ромул основал в 753 году до н.э. город и дал ему свое имя.


По поводу этой легенды К.Маркс писал, что именем Ромула рав-но как и имени ею преемников, обозначаются в ней не определенные лица, а эпохи. Действительно, с именем римский рексов связана определенная эпоха в жизни римского общества, знаменующая посте-пенное разрушение родового строя. Ромул, например, приписы-вается организация римской общины: народ был разделен на 3 трибы

(племени). В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию сос-тавляли 10 родов, в каждом роде было 10 семейств. Такая стройная организация: 3 трибы, 30 курий, 300 родов, 3000 семейств несет на себе, как отмечал Ф.Энгильс, печать искуственного образова-ния.

Каждая курия собиралась на собрание и по большенству голосов рашала такие вопросы, как об"явление войны, избрание рекса и облечение его высшей властью, рассмотрение жалоб лиц, присуж-денных к смертной казни, утверждение усыновления и завещаний. Решением римского народа считалось то решение, за которое выска-зывалось большинсктво курий, причем каждая курия имела один голос.

По традиции считалось, что Ромул создал сенат в составе 100 сенаторов из числа представителей родов. Сенат стал утверждать избрание рекса, предварительно обсуждались вопросы, вносимые в Народное собрание, и непосредственно осуществлять управление деламиримской общины.

Примиемнику Ромула - Нуме Помпилию, котрый был сабином, приписывается религиозное устройство Древнего Рима. Были учреждены жречиские коллегии понтифинов, авгуров и фециалов. Понтифины осуществляли высший надзор за культом, были хранителями и толко-вателими древних обычаев, являясь, таким образом, предшествен-никами древних юристов.

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.164-165

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.108

"Архив Маркса и Энгильса " т.9 М.1941 , стр.159

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.126-127


В этот период римская община состояла из двух основных со-циальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции (от лат.Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для реше-ния важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патр ициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

Плебеи (от лат.Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других других латинс-ких общин, а также из чужестранцев, добровольно пересилившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собст-венности.

В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

В VII веке до н.э. в Риме появились клиенты (от лат.Clitnis-послушный). Это социальная прослойка образовалась, видимо, из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорожденных детей. Клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего пат-рона. Клиент обязан был следовать за патроном на войну и оказывать ему всякую материальную поддержку.

Рабство в этот период носило патриархальную форму. Оно еще не сложилось в особый способ производства, а было рассичано на удовлетворение потребности патриархального семейства. Поэтому рабы и не представляли самостоятельной социальной силы, а родовой строй был сокрушен в результета борьбы патрициями и плебеями.

Рассматривая те формы, в которых государство поднимается на развалинах родовой организации, Ф.Энгильс отмечал, что в Древнем Риме родовое общество превращается в зaмкнутую патрициальную общи-ну среди многочисленного, вне ее стоящего, бесправного, но не-сущего все обязанности плебея. Победа плебея взорвала старый ро-довой строй и на его развалинах было воздвинуто государство, в котором совершенно и четко исчезли и патриции и плебеи.

_________________________________________________________________

С.И.Ковалев История Рима.Л.Изд-во ЛГУ, 1948 ,стр. 51-56

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.169


2. Реформы Сервия Тулия


Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная рефор-ма, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы толь-ко военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианс-ким. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствии этого возникло разное несоответствие между пасилением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватческая политика требовала увеличения войск и рас-ходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очи-видной. Поэтому все свбодное население Рима патриции и плебеи - было разделено по иммущественному признаку (цензу) на 5 разря-дов, каждый из которых был обязан выставить определенное количест-во воинских подразделений - центурий.


Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

1 80 от 20 100.000

2 20 20 - 15 75.000

3 20 15 - 20 50.000

4 20 15 - 5 25.000

5 30 менее 5 11.000


Так выглядела центральная организация в зависимости от имуществен-ного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исклю-чительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназнача-лась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имушества граждан, вся территория Рима была разде-лена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме наз-вания, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семь-надцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.

Там возник новый вид народных собраний, в которых были предс-тавлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голо-сом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых приве-легий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесто-ченой борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма ор-ганизации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

Во всем процессе образования римского государства значи-тельное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родо-вые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого госу-дарства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господст-вующего класса, был плотью от плоти этого класса.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназна-чалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции преобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собра-ния по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе коми-ций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собствен-ности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принад-лежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, при-надлежащие состоятельным гражданам.

На данном этапе публичная власть сосредаточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называе-мых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения ".

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно котому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положе-ния. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом ново-го деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государствен-ного единства по существу были ничем иным, как военно-администра-тивным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и террито-риальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовла-дельческой республики. Эта политическая форма соответствовала ран-нерабовладельчиским отношениям. Рим данного периода - город-госу-дарство, в котором свободные граждане сообща владели государствен-ным земельным фондом и имела частные земли. Одновременно они являлись об"единением воинов, охраняющим и расмиряющим земли. Эта же военная организация воплащает главную силу власти господствую-щего класса и играет ведущую роль внутри государства.

Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.129


центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредатачивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппаратаявлялась его военизация, усили-вающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы гос-подствующего класса в ранне-республиканский период.

Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом

"высшего" и "внутреннего" насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершен-ного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианс-кой знати - сенат. Сенат играл огромную роль в об"явлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплащали институт верховного командования.


__________________________________________________________________

Игнатсико А.В. "Политическая роль армии в Риме в период республики". Свердловск 1973, с.13


Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воиной, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государствернного аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур происходило в следствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации.


Заключение.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и террито-риальному признаку.Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен госу-дарственной организацией.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.

Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.


Список использованной литературы.


1. Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".М.:изд-во

ВПА, 1969г. , с.105

2. Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран",

часть 1, М.:из-во ВКИМО

3. Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во

ВПА, 1969г. , с.88

4. "Знаменитые римляне". Москва,1968 г. , с.55

5. Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука

1980 г. , с.205

6. Перетерский И.С. "Всеобщая история государства и права",

М.:изд-во Наука, 1981 г., с.195

7. Струве В.В. "Христоматия по истории Древнего мира",

том 1 , Москва, 1950 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни - центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий". Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов - в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество - территория города была разбита на четыре округа - трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Римская республика. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народ ного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности - пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая рабовладельческая республика.

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства .

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства .
  2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).
  3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

В середине VIII века до н.э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину (civitas), центром которой стал город Рим.

Первоначальные жители общины именовались патрициями, а переселенцы - плебеями.

Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.

Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно.

Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу.

Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства , отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса.

Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (comitia curiata).

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали - они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

Решение народного собрания (lex) имело силу закона , действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

Реформы Сервия Туллия

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н.э. разделил все население Рима (как патрициев, так и плебеев) на пять разрядов.

  1. В I-й разряд вошли граждане , владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов или земельным участком свыше 20 югеров.
  2. 2й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.
  3. 3й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.
  4. 4й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.
  5. 5й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий (от лат. centum - сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т.н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (comitia centuriata) каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка (census) имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население (без учета патрицианского или плебейского происхождения) было разделено на территориальные округа - трибы.

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста (tribunus aerarius); его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов . В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции), каждая триба также имела один голос.

Борьба плебеев за равноправие

В конце VI века до н.э. в результате кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Распад родовой организации и становление государства ухудшили состояние многих плебеев. Беднота теряла свои наделы земли, но и родовая знать патрициев также утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти , гордые римляне были недовольны тем, что их все чаще привлекают на общественные работы - заставляют «рыть канавы и клоаки».

Царь Тарквиний Гордый больше действовал как тиран. С Сенатом он не считался, подверг репрессиям видных его членов, самолично вершил суд и расправу, творил незаконные конфискации , насилия, беззакония, злодеяния. По пути царя шли его родственники, особенно сыновья. Их кутежи, развратное поведение оскорбляли суровые нравы патрициев.

Если верить легенде, приводимой историком Титом Ливием, недовольство народа вылилось в восстание, поводом послужило преступление старшего царского сына. Обесчестив жену своего друга, дочь знатного патриция Лукрецию, наследник престола довел ее до самоубийства. Перед тем как вонзить в сердце нож, она сказала своему мужу, что осквернено только тело, душа же невинна. Секст Тарквиний - тот, кто под видом гостя пришел как враг в прошедшую ночь, насильно с оружием в руках унес отсюда наслаждение роковое и гибельное для меня. Дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею.

Чаша терпения народа была переполнена. На следующий день восставший народ сверг царя и вместе с семьей изгнал его из пределов Рима. С 510 г. до н.э. (по Ливию) царская власть прекратилась, Рим стал республикой .

Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати, плебеи в борьбе за землю, за доступ в сенат, к магистратуре, в жреческие коллегии постепенно добивались ощутимых результатов. В тех случаях когда патриции наотрез отказывались удовлетворять требования плебеев, последние прибегали к крайним мерам. Они покидали Рим. Авентинский холм издревле считался у плебеев местом, где они, совершив клятвы и обряды в честь своей богини Дианы, выходили из подчинения патрициев и тем самым отказывались служить в ополчении. После этого они уходили вместе со своими семьями на священную гору. Эти отношения (сецессии) ставили патрициев в безвыходное положение. В городе начиналась паника. Известно 6 «уходов» плебеев из Рима в связи с их борьбой за свои права: в 494, 471, 449 гг. до н.э. на Авентинский холм, в 445, 342, 287 гг. до н.э. на Яникул.

Первая сецессия имела место в 494 году до н.э. Плебеи отказались выступать в военный поход и в полном вооружении удалились из Рима на священную гору. Сила ополчения ослабла. Патриции были вынуждены отступить. После первого ухода плебеи по закону Сервилия добились права избрания на своих сходках (трибутных собраниях) народного трибуна, который мог бы защищать интересы плебеев от злоупотреблений магистратов, и двух плебейских эдилов. Народный трибун получил право опротестовывать решения любого магистрата, кроме диктатора, или наложить вето.

Применяя право вето - интерцессию, плебеи получили возможность вмешиваться в дела государства. С этого момента собрания плебеев стали проводиться регулярно. По закону Люция Валерия и Марка Горация в 449 г. до н.э. личность народного трибуна провозглашалась неприкосновенной, почти священной.

В 454 г. до н.э. по закону Спурия Тарпея и Алва Атерния право консулов налагать штрафы за преступления было ограничено. По настоянию плебеев была сделана запись обычного права и составлены законы XII таблиц, что явилось весьма важной победой плебеев.

В тот же период по законам Люция Валерия и Марка Горация постановления плебейских собраний, так называемых плебисцитов, получили обязательную силу для всего народа. Гражданин, приговоренный к штрафу или смертной казни, мог апеллировать к народному собранию.

Народные трибуны провозглашались неприкосновенными. Лицо, оскорбившее народного трибуна, должно было быть предано казни, имущество виновного конфисковывалось. Тем самым плебеи добились демократизации политического устройства. Вскоре они сумели вырвать еще одну уступку у патрициев. Несмотря на протесты последних об осквернении их «благородной крови», «ниспровержении самого святого», по закону Конуэлия в 445 году до н.э. были разрешены браки между патрициями и плебеями.

По соглашению между Сенатом и Народными трибунами в 444 г. до н.э. из числа плебеев стал избираться военный трибун - заместитель консула, который наделялся обширными полномочиями: военными, административными и отчасти судебными.

В 420 г. до н.э. плебеи добились права избрания на должность квестора. Монополия патрициев на этот пост была отменена. В конце III века до н.э. до н.э. (394 г.) состоятельные плебеи добились права зачисления в центурии по разряду всадников. 400 плебеев были зачислены на службу в кавалерию на собственных лошадях (по реформе Сер- вия Туллия в разряд всадников зачисляли лишь тех, кто имел определенный земельный надел, недвижимое имущество).

Численность плебеев постоянно возрастала. Кроме основной массы крестьян, состав плебеев пополняли пилигримы, свободнорожденные вольноотпущенники, дельцы, не дотянувшиеся до всаднического сословия, мелкие самостоятельные торговцы, бывшие клиенты знатных домов. Плебеи выступали за укрепление власти народных трибунов и плебейских комиций. Все погибшие противники Сената становились героями плебса.

Плебеи вели упорную борьбу, прежде всего, за землю, за отмену жестокой долговой кабалы, за снижение ростовщических процентов. На одной из плебейских сходок говорилось, что земли хватало только для могилы. Население Рима за 60 лет (с 392 по 332 гг. до н.э.) выросло почти на 100 тыс., было образовано 8 новых триб, но патриции упорно но хотели допускать плебеев к своим общественным землям.

Ссылаясь на законы XII таблиц, патриции держали должников в своих тюрьмах, зачастую в оковах. Ростовщики брали за ссуды и займы огромные проценты, основной массе плебеев грозило полное закабаление. Возвратившись из похода, плебей заставал свое хозяйство на грани разорения. Он не имел средств для уплаты налогов , долгов. Жалования ополченцам не платили. Чашу терпения переполнила казнь знаменитого полководца Манлия, который выступил в защиту обездоленных плебеев. По указанию властей его сбросили с Тарпейской скалы. Но это не остановило плебеев.

Закон Сервилия, принятый еще в 494 г. до н.э., запрещал держать римского гражданина в оковах и заключении, продавать имущество должника, пока он находился в армии, ополчении; не разрешалось также отбирать имущество его детей и обездоливать их. Однако патриции находили способы и уловки обходить этот закон. Народные трибуны Люций Секстий и Гай Лициний целых десять лет добивались принятия законов, облегчавших участь малоземельных плебеев.

Угроза всеобщего возмущения плебеев и их сецессия подействовали. В 367 г. до н.э. верхушка патрициев сдалась. Народные трибуны Секстий и Лициний провели закон, который установил максимум земельного владения для пашни и пастбищ (500 югеров - 125 га). Оккупация, приобретение общественных земель сверх установленной нормы под угрозой штрафа категорически воспрещались. Излишки таких земель, входивших до этого в фонд патрициев, изымались. Плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям. Земельный кризис был на время приостановлен.

Должность военного трибуна от плебеев упразднялась, последние могли теперь избрать своих представителей в высшую магистратуру - один из двух консулов должен был избираться от плебеев. В тот же год плебеи впервые воспользовались этим правом. Лициний стал первым консулом от плебеев.

Положение должника смягчалось. Уплаченные проценты исключались из основной суммы долга, невыплаченная доля задолженности выплачивалась равными частями, на льготных условиях за три года. В порядке компенсации патриции изъяли из ведения консулов судебные дела и передали их претору, который избирался только из патрициев; в противовес плебейским эдилам вводилась должность курульных эдилов от патрициев.

Следует подчеркнуть, что законы Лициния и Секстия знаменуют крупную победу плебеев. Путь к демократическим реформам был открыт. С другой стороны, по закону Л. Генуция 342 г. до н.э. уже оба консула могли избираться от плебеев. Одно лицо не могло одновременно занимать две выборные должности, а магистрата разрешалось переизбирать по истечении 10-летнего срока .

Плебеи на этом не остановились. В 339 г. до н.э. по закону П. Филона еще раз подтверждалось древнее положение, по которому плебисциты имели обязательную силу. Постановления народных собраний не нуждались в утверждении Сената, как было раньше. В порядке предварительного обсуждения магистрат должен был согласовывать законопроект с сенатом и после этого мог ставить его на голосование в комициях.

Таким образом, плебеи оттеснили сенат от законодательного процесса , что было новым свидетельством демократизации политического строя. В 387 г. до н.э. плебеи получили право избирать своего консула, в 364 г. до н.э. - курульного эдила, в 356 г. до н.э. - диктатора, в 351 г. до н.э. - цензора, в 337 г. до н.э. - претора. Тем самым, патриции окончательно утратили свою монополию на занятие указанных должностей.

Важное значение имел закон Петелия и Папирия (326 г. до н.э.), который окончательно запретил закабаление свободных римских граждан. Рабами могли быть только иноплеменники. С тех пор должник за долги отвечал своим имуществом, а не телом и свободой. Римских граждан запрещалось отдавать в долговую кабалу. Самосуд кредитора над должником запрещался, споры по таким делам надлежало рассматривать в суде. Отец не мог продавать своих детей в рабство. Закабаление свободного гражданина в раба римское право начисто отрицало до конца II в. до н.э., когда была снова санкционирована самопродажа в рабство свободного, достигшего 25 лет.

Следует, однако, иметь в виду, что закон Петелия распространялся только на римских граждан и действовал в пределах этой категории жителей. Однако он не имел юридического значения для населения Италии и провинций, где римские граждане по- прежнему давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты. Если должник не был в состоянии уплатить долг, он по законам XII таблиц мог попасть в рабское состояние.

По древнему праву рабы делились на две категории: к первой относились соплеменники, попавшие в долговую кабалу, ко второй - чужаки, обычные пленные. Первые (Nexus) считались свободнорожденными и юридически не признавались рабами. В положении невольника должник римлянин находился временно, до уплаты долга. Однако кредитор , хозяин мог использовать его труд по своему усмотрению и даже заключать в тюрьму. Законы XII таблиц давали господину такую санкцию. Неоплатного должника могли продать в рабство (за Тибр), его обычно приобретали этруски. Бывший римский гражданин становился полным рабом, его судьбу часто разделяли сыновья. Он уже не отличался от военнопленного или иного купленного раба.

Закон Петелия сузил возможности эксплуатации сограждан, их закабаления по причинам задолженности. Главным источником пополнения рабов стал военный плен. Агрессивность, жажда экспансии правящих кругов римской республики усилились. Римская армия и дипломатия ускорили создание федерации латинских народов. Это в свою очередь открывало возможность захвата и порабощения других стран Средиземноморья. Идеология милитаризма усиливалась. Война должна была возвышать великую славу римского народа, что было завещано предками, обеспечить верные и обильные источники доходов Рима и благосостояния союзников.

Следующим этапом борьбы за равноправие плебеев с патрициями был закон братьев Огульниев, разрешавший плебеям избираться в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.). В 287 г. до н.э. закон диктатора Гортензия снова провозгласил, что решения плебейских собраний (плебисциты) являются обязательными для всех граждан, включая патрициев. С тех пор плебеи получили доступ ко всем высшим должностям, включая жреческие.

В результате всех реформ сопротивление патрициев было окончательно сломлено, они признали свое поражение. Плебеи добились юридических гарантий неприкосновенности личности, сбили с патрициев спесь и высокомерие. С этого периода борьба между двумя сословиями практически закончилась. Сложилась единая гражданская община в рамках римского полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая название нобилитета. В нее вошли 19 патрицианских и 29 именитых плебейских родов. Новое общественное устройство открывало простор для развития рабовладельческого уклада в виде т.н. «классического рабства».

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н. э. разделил все население Рима на пять разрядов.

В I -й разряд вошли граждане, владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов 1 Или земельным участком свыше 20 югеров.

II-й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.

III-й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.

IV-й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.

V-й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий; следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям Каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население было разделено на территориальные округа - Трибы .

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам, каждая триба также имела один голос.

Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э.

Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов; ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий: первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности. Возникновение римской государственности Древний Рим первоначально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой.

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Таким образом, в VI-V в. в. до н. э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Источники: radnuk.info, otherreferats.allbest.ru, be5.biz, 5ballov.qip.ru, otvet.mail.ru

Призрак женщины

Сообщения о призраках далеко не всегда связаны со старинными замками и дворцами. Иногда места их появления носят...

Ставр Годинович

На пиру у Владимира - Красна Солнышка заезжий боярин Ставр похваляется своей молодой женой. За оскорбительный тон этой...

Гай Юлий Цезарь - наука побеждать

Гай Юлий Цезарь родился в Риме в 102 или 100 году до нашей эры, родом он был...