Надгосударственные организации примеры. Понятие международного органа

В течение последних десятилетий возникли многочисленные организации, которые наблюдают за экономическими отношениями в мире, защищают их и пытаются содействовать им посредством соглашений.

GATT (General Agreement on Tariffs and Trade) = Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле - это общее таможенно-тарифное соглашение, которое должно снизить таможенные ограничения. Оговорка о режиме наибольшего благоприятствования определяет, что таможенные льготы, предоставляемые тому или иному государству-члену, действительны для всех остальных государств.

OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development) = Организация экономического сотрудничества и развития. Она возникла из организации ОЕЕС (Организация Европейского Сотрудничества), основанной в 1948 году, в которую входили государства Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Дания, Франция, Великобритания, Ирландия, Исландия, Италия, Норвегия, Австрия, Португалия, Швеция и Швейцария. Позже вступили ФРГ, Греция, Турция, Испания, США и Канада.

COMECON (Council for Mutual Economic Assistance) - Совет экономической взаимопомощи, СЭВ. Совет экономической взаимопомощи, основанный в 1949 году (местонахождение - Москва), можно назвать восточной противоположностью ОЕСД. Членами СЭВ являлись СССР, ГДР, ЧССР, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и Монголия. Целями СЭВ была координация народнохозяйственных планов, разделение труда и обмен научным опытом. Ныне эта организация не существует.

Европейское сообщество (EG) хочет создать общий рынок всех товаров стран-участниц. В нем не должно быть таможенных, количественных и других ограничений. Европейское сообщество будет при торговле с другими странами иметь единый таможенный тариф. Существующие таможни между странами "девятки" будут поэтапно ликвидироваться. В Европейское сообщество входят Бельгия, Германия, Дания, Франция, Греция, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания.

Общая аграрная политика должна содействовать сельскому хозяйству в такой степени, чтобы оно было способно добиваться более высокой продуктивности без ущерба для отдельно взятой страны. Здесь еще необходимо преодолеть определенные трудности.

Социальные достижения, имеющиеся в странах "девятки" (зарплата, различные виды социального страхования, продолжительность рабочего времени, отпуск) должны быть уподоблены друг другу (гармонизированы), то есть приведены в соответствие. Все работники имеют свободу перемешения с целью трудоустройства в 12 странах.

Заморские территории Франции, Бельгии, Голландии и Италии входят в Общий Рынок свободно (на правах ассоциированных членов).

С помощью свободной торговли остальные европейские страны, пока не желающие вступать в ЕС, получают возможность поддерживать с ними связи. Однако предварительно реализуется лишь "Малая зона свободной торговли", EFTA (European Free Trade Association) = Европейская ассоциация свободной торговли, в которую входят Швеция, Норвегия, Швейцария и Австрия.

Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom) возникло как третье по счету европейское экономическое сообщество. Его задачами являются: совместные атомные исследования, обмен результатами исследований, строительство экспериментальных и производственных реакторов (на атомных электростанциях), общее использование произведенной энергии, обеспечение стран-членов ядерным топливом (добыча, закупка, распределение). В данное сообщество входят государства, образующее Европейское Сообщество.

Наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для госу­дарств-членов, и механизмов контроля и принуж­дения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональ­ные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. В зависимости

от сферы международного ре­гулирования международные организации классифи­цируются как:

Международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики;

Международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю;

Международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятель­ность (Межамериканская инвестиционная корпорация -

МАИК, Северный инвестиционный банк - СИБ и др.);

Международные неправительственные организа­ции и объединения, содействующие развитию ми­рохозяйственных связей (Парижский клуб).

Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и другие организации .

Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей по­зиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, при­нятии решения и контроле за его исполнением. Отсю­да вытекают три основных вида функций междуна­родной организации:

регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наибо­лее важной. Она состоит в принятии решений, опре­деляющих цели, принципы, правила поведения госу­дарств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отноше­ния и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не созда­ют международно-правовых норм, но оказывают серь­езное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нор­мы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важ­ная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации примени­тельно к реальностям международной жизни: при­меняя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выра­жать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответ­ствующей области.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов; имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов.

Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Более подробно остановимся на каждой международной экономической организации наднационального типа.

Международная торговля товарами и услугами регулируется несколькими международными организациями, важнейшей из которых является Всемирная торговая организация.

ВТО - это международная организация, сформированная в результате Уругвайского раунда переговоров 1 января 1995 г.

Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, которые определяют права и обязанности государств в рамках многосторонней торговой системы. По состоянию на начало 2011 г. в ВТО состояло 153 государства.

Основные принципы Всемирной торговой организации:

1. Торговля без дискриминации на основе режима наиболее благоприятствуемой нации и национального режима.

2. Либерализация международной торговли путем проведения многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов.

3. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО.

4. Предсказуемость торговой политики и содействие конкуренции.

Основными целями ВТО являются:

1. Улучшение уровня жизни населения стран-членов.

2. Обеспечение полной занятости граждан страны.

3. Обеспечение роста реальных доходов населения и спроса.

4. Расширение производства и торговли товарами и услугами.

5. Развитие и защита окружающей среды.

6. Предоставление особых условий для экономик развивающихся стран.

Основные функции Всемирной торговой организации:

а) внедряет и администрирует подписанные соглашения;

б) выступает форумом для переговоров;

в) решает возникающие споры между государствами-членами;

г) осуществляет обзоры торговой политики различных стран-членов;

д) согласовывает вопросы в формировании глобальной экономической политики.

Структура Всемирной торговой организации:

· Конференция является высшим органом (собирается 1 раз в два года).

· Генеральный совет руководит деятельностью организации между конференциями.

В своем составе Генеральный совет имеет: орган по урегулированию споров и орган по обзору торговой политики.

В состав структуры ВТО входят Советы: по торговле товарами, по торговле услугами, по защите прав интеллектуальной собственности.

В последнее время широко обсуждается тема вступления России во Всемирную торговую организацию. По прогнозам Минэкономразвития, это должно произойти в 2012 г. Отдельные руководители страны такой поворот событий трактуют как исключительную удачу. С одной стороны, появляется возможность продвижения отечественной продукции на международных рынках. Но с другой стороны, тяжелое машиностроение и в целом отечественная промышленность могут оказаться неконкурентоспособными не только за рубежом, но и на внутреннем рынке.

Вопрос о вхождении России в ВТО муссируется более 18 лет, но, ни в одном Федеральном законе нет упоминания о возможности вступления страны в эту организацию.

Однако в октябре 2010 г. президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама констатировали успешное окончание российско-американских переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Следовательно, все внешние препятствия на пути России в ВТО устранены - США были предпоследней страной, с которой Россия до сих пор не могла достичь соглашения в ходе двусторонних переговоров. Правда, есть и Грузия, которая на вступление России в ВТО так и не согласилась. Но после успешного завершения переговоров России и США она осталась в гордом одиночестве. Члены ВТО заранее подстраховались: после войны 2008 г. Грузия была выведена из рабочей группы по присоединению России, и теперь в одностороннем порядке она блокировать вступление России в ВТО не может. Комиссия ВТО должна подготовить специальный доклад о присоединяющейся стране.

Доклад должен быть одобрен членами ВТО - большинством в 2/3 голосов. Именно этот документ официально установит список мер, которые должна принять Россия, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а также переходные периоды для устранения каждого из несоответствующих параметров. Согласно уставу ВТО, эти периоды могут составлять от года до семи лет.

Исходя из требований, вступление в ВТО напрямую коснется населения России. Это объясняется рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , это отразится на стоимости коммунальных услуг. В настоящее время внутренние тарифы на газ и электроэнергию не сильно (не более чем на 7-10%) отличаются от внешних тарифов. Российские потребители в этом случае не должны получать преференций по отношению к внешним тарифам.



Если строго следовать требованиям ВТО, тарифы для граждан Российской Федерации должны составлять не менее 90% экспортных цен. Действующие тарифы на газ для населения нужно повысить на 211%, а на электроэнергию - на 96%.

Второе обстоятельство , исходя из вышеозначенного необходимо повысить заработную плату россиян до европейского уровня (минимальная - €950, средняя - €1800). Но этого делать нельзя, так как тогда еще больше станет ее отрыв от производительности труда, которая сейчас в России в 2,5 раза меньше, чем в Евросоюзе.

Остается постепенно и одновременно повышать и тарифы, и зарплаты, и производительность. Для смягчения социального шока выторговать у ВТО максимальный срок перехода на "правильные" тарифы - семь лет. С учетом российской инфляции тарифы на газ должны будут расти на 38% в год. К 20%-му ежегодному повышению тарифов граждане России привыкли, а ВТО “постарается” приучит их и к 38%-му. Есть слабая надежда, что Россия сумеет выторговать эксклюзивные условия. Если для России сроки будут увеличены, то рост тарифов для населения будет более умеренным - близким к нынешнему состоянию.

На наш взгляд, присоединение к ВТО не должно приносить населению России неприятности, что связано с рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , в стране очень дорогиебанковские кредиты.В период глобального финансового кризиса (2008 -2009 гг.) стоимость потребительских кредитов в США в среднем выросла вдвое, с 2,5 до 5% годовых. В России - с 18 до 35%.

Конечно, в России инфляция выше. Но на стоимость кредитных ресурсов в большой степени влияют особенности национальной банковской системы. Вступление России в ВТО эти особенности по идее должно устранить. По логике ВТО иностранные потребители кредитов не должны иметь преимуществ перед российскими потребителями;

второе обстоятельство , введение в России западных стандартов страхования позволит серьезно оздоровить отечественный рынок. Речь может идти, к примеру, о массированном внедрении такого весьма дешевого и потому популярного в промышленно развитых странах продукта, как страхование жизни (сегодня в России этот вид страхования развит крайне слабо).

третье обстоятельство , несомненным плюсом для населения страны станет снижение , а может и отмена импортных пошлин на многочисленные группы товаров.

Очевидно, это означает удешевление розницы. Особая история здесь, конечно, автомобили-иномарки. Снижение цен на них, само собой, порадует потребителя, но для работников отечественной автомобильной промышленности станет шоком, что возможно приведет к социальной напряженности в стране.

четвертое обстоятельство , не менее важен вопрос дотаций в сельское хозяйство. Согласованные требования ВТО оставляют за Россией право дотировать своего производителя на $9 млрд. в год. Это почти вдвое больше существующих дотаций: даже в нынешнюю засуху они суммарно не превысили $4,7 млрд.

Таким образом, ВТО не является панацей от всех бед, но и не яд. Скорее всего, это горькое лекарство, заставляющее производителей каждой страны быть эффективными и конкурентоспособными на мировом уровне. Населению придется работать интенсивнее. Открываются новые возможности потребления, повышается качество жизни. В итоге выигрывают все. Правда, нельзя сказать, что непременно быстро.

Структурой, регулирующей мировые денежно-кредитные отношений, является Мировой банк (Всемирный банк). Глава Всемирного банка - Роберт Целлик.

Структурно Мировой банк представляет собой группу финансовых институтов, имеющих одно стратегическое направление деятельности, но несколько различных по тактическим задачам. Прежде всего, это:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся основой Всемирного банка.

· Международная ассоциация развития (МАР), занимающаяся проблемами развития беднейших стран.

· Международная финансовая корпорация (МФК) способствует переливу капитала частных инвесторов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

· Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

В декабре 1945 г. 29 государств ратифицировали соглашение о вступление в организацию. Практическая деятельность Всемирного банка началась 25 июня 1946 г.

Основные цели Всемирного банка:

· реконструкция и развитие экономик стран-членов;

· способствование развитию международной торговли;

· стимулирование привлечения в экономику стран-членов иностранного капитала (стремление привлекать частный капитал);

· предоставление странам-членам займов в целях развития, в тех случаях, когда невозможно получить частные инвестиции на приемлемых условиях для страны.

Кредитная деятельность Всемирного банка достаточно масштабна и имеет целью стимулировать развитие частного бизнеса. При этом каждый из входящих во Всемирный банк кредитных институтов имеет некоторую специфику проведения собственных операций. До принятия решения о кредитовании собирается вся информация о заемщике путем обследования национальной экономики страны группой экспертов Всемирного банка. Данная миссия вырабатывает рекомендации национальному правительству, затрагивающие, как правило, не только экономическую, но и социальную, политическую стороны жизни общества.

Кредитование осуществляется лишь в случае согласия правительства страны-заемщика принять данные рекомендации к внедрению. Если рекомендации отвергнуты, данное государство не только не получит кредит Всемирного банка, но рискует получить отказ также от МВФ и основных стран-доноров. Это объясняется тем, что Всемирный банк председательствует в целом ряде международных кредитных союзов.

Основу Всемирного банка составляет Международный банк реконструкции и развития, включающий 184 государства-члена. Структурно МБРР состоит:

· из Совета управляющих (по одному представителю от каждой страны);

· из Исполнительного совета (или директорат) - 24 директора. Главная задача - решение вопросов о выдаче кредитов.

Пять стран, представленные в Исполнительном совете (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) имеют самую большую квоту, остальные государства представляют избираемый директорат. Голоса распределяются: 250 базовых голосов плюс один голос за каждый 100 тысяч долларов. Для примера, у США – 17,0% голосов, России - 1,8% голосов.

· Президента Банка – высшая должность (представитель США).

Уставной фонд МБРР существенно меньше, чем у МВФ, так как опирается на собственные средства (15% - Банка плюс 85% - заемные средства, получаемые путем выпуска облигаций).

Общая сумма кредитов, выданных МБРР за 65- летнюю историю своей деятельности, превышает 250 млрд. долл., при этом более трети приходилось на 90-е гг. ХХ в.

МБРР по всем своим кредитам требует государственных гарантий. Сроки предоставления кредита – долгосрочные (от 8 до 30 лет), кредит может быть предоставлен и на срок 10-30 лет, и 15-30 лет.

Процентная ставка не фиксирована, то есть меняется в зависимости от проекта, срока, вида (ставка ниже, чем у других). Маржа относительно небольшая, как правило, 1% годовых. Общая сумма кредитов, предоставляемых МБРР в год составляет 6-8 млрд. долл.

Общий объем финансирования Российской Федерации от МБРР составил около 10 млрд. долл. (два нефтяных, один газовый кредит; электроэнергетика; система пенсионного обеспечения; автодороги). 1/10 часть дорог (в км.) построена или реставрирована за счет денег МБРР. В 90-е гг. ХХ века в России МБРР финансировал 50 проектов. Планировался проект по финансированию жилья в нашей стране (примерно 4 млрд. долл.), но в итоге банк выделил мизерную сумму.

Третьим элементом международных организаций, ограниченного наднационального типа является Международный валютный фонд.

Одним и главных организаторов международных денежных потоков выступает Международный валютный фонд. Данный институт создан с целью урегулирования валютно-финансовых и валютно-кредитных взаимоотношений, складывающихся между государствами-членами данного фонда.

Как отмечалось ранее, учреждение МВФ состоялось на конференции ООН (1-22 июля 1944 г.). Тогда представители 44 государств, в том числе и СССР, приняли Устав фонда, который вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г. в Вашингтоне, опираясь на участие 39 стран. Соглашение об образовании Международного валютного фонда СССР не ратифицировал вследствие начавшейся «холодной войны» между Востоком и Западом. В течение 50-60-х гг. ХХ века аналогично поступили Польша, Куба, Чехословакия.

Отказ от социалистического строительства и распад советского блока в 80-е гг. ХХ века привел к существенному расширению состава участников фонда, общее число которых на 1 июля 1994 г. достигло 178, на 1 января 2005 г. составляло 184, а на 1 января 2011 г. – 185 стран. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. Куба и Северная Корея до настоящего времени не являются членами МВФ.

Основные задачи Международного валютного фонда:

1. Достижение стабильного функционирования валютной системы.

2. Стабилизация национальных валютных систем стран-членов.

3. Стабилизация курсов валют стран-членов.

4. Не допущение обесценения национальных денежных единиц.

5. Иметь положительный платежный баланс в торговле стран-членов между собой.

Главная задача МВФ – предоставление займов странам-членам в иностранной валюте для устранения дефицита их платежных балансов.

Структура Международного валютного фонда была сформирована в июле 1944 г. Законодательным органом является Совет управляющих, который проводит свои заседания один раз в год. Каждая страна представляет управляющего и его заместителя. Как правило, это министры финансов или руководители Центральных банков.

В основные функции Совета управляющих входит:

· прием новых членов;

· определение бюджета и принятие финансового отчета;

· распределение прибыли;

· избирание исполнительного совета.

Исполнительным органом является исполнительный совет (директорат) – постоянно действующий орган в составе 24 человек. Директор-распределитель (с 2004 г. Родриго де Рато представитель Испании).

Каждое государство выплачивает около 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте.

Размер предоставляемой помощи зависит от взноса государства в уставной капитал МВФ. При вступлении в Фонд государства платят определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте. МВФ самостоятельно определяет размер взноса по квоте на основе анализа богатства государств и их экономических показателей. Размер квот пересматривается один раз в пять лет. По состоянию на 2009 г., исходя из размеров квот, голоса между странами-членами в руководящих органах распределялись: 17,5% голосов – США; 6,13% голосов – Япония, Германия - 5,99%; Великобритания – 4,95%, Франция- 4,95%; Италия – 4,18% Саудовская Аравия -3,22%; Россия -2,74% голосов.

Для сравнения отметим, что 34 государства ОЭСР имеют в совокупности 60,35% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,75%. Доля стран-участниц Евросоюза – 30,3%.

Очередной пересмотр квот планируется ускорить и завершить в первой половине 2011 г. Предполагают, что эта мера приведет к увеличению представительства динамичных стран с формирующимся рынком и стран, с низким доходами.

В исполнительный совет включаются назначаемые члены: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония. Индивидуально-избираемые: Китай, Россия, Саудовская Аравия, а 16 членов избираются на два года по квотам регионов.

В настоящее время объем мировой торговли составляет примерно 7,5 трлн. долл., а МВФ выдает кредитов всего около 2% в год.

К основным причинам в изменении при выдаче кредитов Международным валютным фондом в конце ХХ века следует отнести: 70-е гг. – нефтяной кризис, 80-е гг. – кризис задолжностей, 90-е гг. – появление переходных экономик.

Процентная ставка пересматривается еженедельно (примерно около 3% годовых).

До 1996 г. полученный от МВФ кредит в Россию не попадал, так как правительство инвестировало его в более доходные формы (например, облигации). На кредит, выделяемый Международным валютным фондом, нельзя было увеличивать численность силовых структур (армия, милиция, Федеральная служба безопасности); выплачивать пенсии и заработную плату.

Серьезные потрясения, с которыми пришлось столкнуться мировой экономике в 2008-2009 гг. привели к значительному увеличению потребностей в финансировании МВФ. Для того чтобы фонд имел достаточно ресурсов для удовлетворения этих потребностей, Группа G-20 в апреле 2009 г. утвердила решение о троекратном увеличении объема ресурсов, имеющихся в распоряжении МВФ, по сравнению с их докризисным уровнем, составляющим примерно 250 млрд. долл. США.

Международный валютный фонд создавался как организация, определяющая принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остается определяющей в деятельности Фонда и сегодня. Разработка стабилизационных экономических программ для большинства государств мира позволили МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба.

Критика МВФ после неспособности эффективно преодолеть кризис 1997-1998 гг. и предвидеть мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., была связана главным образом с четырьмя проблемами:

первая проблема , при составлении программ реформ не учитывались национальные особенности;

вторая проблема, предлагаемые стабилизационные программы были рассчитаны на быстрый конечный результат (шоковая терапия);

третья проблема , неспособность предвидеть развитие кризисных явлений как на уровне регионов (Азия и Россия), так и в глобальном масштабе;

четвертая проблема , чрезмерная политизированность программ Фонда и использование его в интересах определенных стран.

Однако прошедшие годы показали, что, несмотря на серьезную критику в адрес МВФ, Фонд смог относительно успешно решить целый ряд важных задач. Назовем некоторые из них:

· к середине 90-х годов ХХ века удалось снизить уровень инфляции по сравнению с 1970 - 1980 гг.;

· под влиянием МВФ во многих стран произошло значительное улучшение платежного баланса;

· в конце 80-х гг. ХХ в. Фонд сыграл важную роль в разрешении кризиса международной задолжности, осуществив списание, снижение долгового бремени развивающихся стран мира;

· странам с переходной экономикой оказана помощь в строительстве рыночных отношений;

· Фонд правильно отреагировал на критику и предпринял серьезные меры по реформированию практически всех сторон своей работы.

Подводя итог отметим, что наднациональным организациям присущи особенности. Назовем их: первая, они имеют право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства, согласно его Конституции; вторая, в целях регулирования этих вопросов они имеют полномочия на создание: правил, обязательных для государств-членов; механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами; обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов; возлагать широкие полномочия по созданию правил и аудиту за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих.

Как мы ранее отмечали , в международно-правовой доктрине существует достаточно распространенное мнение о том, что одним из критериев наднациональной организации является то, что государства соглашаются соблюдать нормы права, установленные наднациональной организацией.

Указанное является причиной дискуссии в юридической доктрине касательно того, означает ли это передачу наднациональной организации государственного суверенитета.

В частности, существует особенно радикальная позиция американского ученого Н.Маккормика, который считает, что в результате создания наднациональной организации (ЕС) ни один член ЕС более не является суверенным государством. Основная причина кроется в том, что суверенитет более не проистекает «изнутри государства» (от народа), а зависит от внешних факторов - международной организации 2 .

Существует «пограничная» позиция, при которой возможно «совместное осуществление суверенитета». Как указывает Б.Де Витте, «суверенитет продолжает находиться в руках народа и осуществляется, главным образом, органами государства. Осуществление суверенных полномочий может распределяться горизонтально, между центральными органами государства, однако не существует концептуального препятствия для ее вертикального распределения» органам ЕС. Деятельность ЕС, таким образом, является «другим способом выражением суверенитета, более не через автономное право принятие решений, а через совместное» 3 .

Представляется, что позиция М.Ляхса является наиболее взвешенной по вопросу трансформации суверенитета при создании или вступлении в наднациональную организацию. В частности, М. Ляхс считает, что государства отдают часть своей компетенции, а не суверенитет. Более того, указанный польский ученый связывает наднациональность ЕС со структурой его внутренних органов - учитывая, что наличие Европейской комиссии, Европейского парламента, Совета Министров и Суда свидетельствует, по его мнению, о создании новой организации наднационального типа. Свой вывод он подтверждает тем, что у каждого из органов есть определенная компетенция, некогда присущая исключительно государственным органам (регулирование рынка - Европейской комиссии, заключение международных договоров - Совету министров, толкование договоров - Суду) .

В связи с неоднородностью позиций юристов по вопросу о соотношении суверенитета и компетенции наднациональной организации следует проследить развитие доктринальных идей и правового регулирования по указанному вопросу.

Суверенитет как правовой институт является результатом правовой и политической теорий, обе из которых сформировались в результате развития системы независимых национальных государств (вестфальская модель). Можно отметить, что обобщенно названная модель основывалась на том, что главными участниками международных отношений являлись суверенные государства.

Наиболее ранняя теория о суверенитете, выдвинутая Ж.Боденом, предполагала философское осмысление проблемы внутреннего и внешнего суверенитета. Внутренний аспект при этом касался вопроса взаимоотношений короля как суверена со своими подданными, а внешний - вопросов сосуществования его и папского престола. Особенно важно, что суверенитет в то время концентрировался на его единоличном носителе - короле .

С момента смерти данного выдающегося философа носитель суверенитета поменялся с единоличного в британской и континентальной конституционных традициях на коллективного. Если изначально суверенитет в Британии делился между королем и парламентом, то впоследствии данный атрибут стал характерен исключительно парламенту, который стал играть главенствующую роль в отношении монарха .

Европейская и американская традиции, начиная с XVIII века, пошли по иному пути. Так, американские юристы, вдохновленные революцией и освобождением от колониального гнета со стороны британского парламента

(суверена), провозгласили доктрину национального суверенитета. В свою очередь, кульминацией французской революции стало закрепление в статье 3 Конституции Франции фразы о том, что «национальный суверенитет принадлежит народу». Подобные подходы быстро распространились на европейском континенте в XIX-XX веках .

В настоящее время практически все государства Европы в начальных статьях своих конституций содержат подобные положения . То же самое касается и государств-участников ЕАЭС - статья 3 Конституции Беларуси, пункт 3 статьи 1 Конституции России, а также пункт 3 статьи 1 Конституции Казахстана, включают в себя подобные положения. Данные факты следует оценить как прочное закрепление принципа национального суверенитета в национальном конституционном праве государств.

Представляется, что в настоящее время является общепризнанным, что национальный суверенитет реализуется народом через избираемые им внутригосударственные органы (парламенты, правительства, президенты - в зависимости от формы правления). Однако возникает вопрос о том, как суверенитет может реализовываться при создании наднациональной организации, такой как ЕС или ЕАЭС, в которой есть свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

В ходе создания ЕС ответы на данный вопрос были даны в национальных конституциях европейских государств. В частности, в Конституции Бельгии появилась статья 34, согласно которой «исполнение определенных полномочий может быть возложено международным договором или законом на институты публичного международного права». Включение данного положения в бельгийскую конституцию считалось исследователями того времени атрибутом суверенитета . В пункте 1 статьи 24 Германского основного закона указано, что «Федерация путем закона может передать суверенные полномочия межгосударственным институтам» .

Исходя из формулировок вышеуказанных конституций, исследователи того времени пришли к выводу о том, что передача полномочий не означает частичного отказа от суверенитета; она означает лишь передачу функций наднациональному органу, что предполагает возможность «возврата» данных полномочий после прекращения договора или в связи с наступлением определенного события в будущем.

Впрочем, иная точка зрения исследователей заключалась в другом - в ограничении суверенитета путем конституционного положения касательно вступления в подобные организации. Так, Италия также включила норму в свою Конституцию, в статью 11, согласно которой «Италия может согласиться на равных условиях на ограничение суверенитета, необходимого для установления порядка, гарантирующего мир и равенство среди народов, и будет содействовать международным организациям, продвигающим данную ценность» . После вступления в ЕС государства принимали подобные поправки в свои национальные конституции .

В связи с созданием ЕС Суд ЕС сталкивался с проблемой соотношения суверенитета и наднациональной организации. Так, деле Costa v. Enel 1964 года Суд указал следующее:

«Путем создания Сообщества неограниченной продолжительности, имеющего свою юридическую личность, правосубъектность, а также имеющем возможность действовать на международной арене и, в частности, настоящие полномочия, проистекающие из ограничения суверенитета или передачи полномочий от государств Сообществам, государства ограничили свои суверенные права и, таким образом, создали свод правил, который обязывает

как их граждан, так и их самих» .

В заключение Суд продолжил:

«Передача государствами из их национальных правовых систем в правовую систему Сообщества прав и обязанностей, возникающих согласно договору, несет с собой постоянное ограничение их суверенных прав, против которого последующий односторонний акт в нарушение идеи Сообщества не может превалировать» .

Следовательно, в настоящее время существует три подхода касательно соотношения суверенитета и создания наднациональной организации - (1) суверенитет остается у государств-членов наднациональной организации, а наднациональная организация получает соответствующую компетенцию в силу международного договора; (2) государства передают суверенные права наднациональной организации; (3) государства лишаются суверенитета.

Представляется, что первая точка зрения является наиболее оправданной.

В обоснование нашей позиции можно привести три аргумента.

Во-первых, у наднациональной организации, например, у ЕС, существует достаточно обширная, но не всеобъемлющая компетенция - внешние экономические связи, таможенный союз, некоторые части антимонопольного регулирования, консервация рыбных ресурсов, валютное регулирование, иностранные инвестиции . В то же время, суверенитет включает верховенство права над соответствующей территорией и населением во всех областях общественных отношений.

В контексте ЕАЭС можно отметить, что применительно к Российской

Федерации согласно пункту ж) статьи 71 Конституции установлено, что к ведению Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка; таможенное регулирование. Однако международным Договором о ЕАЭС функции федерации части установления правовых основ переданы на наднациональный уровень - в частности, вопросы таможенного регулирования (статья 25 Договора о ЕАЭС), внешней торговли (статья 32 Договора о ЕАЭС) и иные. По нашему мнению, прийти к выводу об отказе Россией от суверенитета возможно исключительно в случае, если бы в ее Конституции содержалась формулировка о том, что суверенитет передан на наднациональный уровень. Кроме того, Российская Федерация не лишена права наделить компетенцией иной орган при изменении своего статуса в ЕАЭС.

Во-вторых, наднациональная организация не является носителем суверенитета, поскольку обладает лишь переданной ей компетенцией. Союз не вправе сам по своему усмотрению изменять (путем расширения или сужения) свою компетенцию. В частности, несмотря на то, что, например, в Договоре о

ЕС установлена т.н. «гибкая оговорка» о том, что Европейский совет вправе принимать меры, которые не были напрямую предусмотрены в Договоре, Суд ЕС указал, что данное правило не может использоваться для того, чтобы фактически изменять положения международного договора .

Согласно Договору о ЕАЭС у данной наднациональной организации также отсутствует право действовать самостоятельно в ходе установления компетенции, расширяя ее по собственному усмотрению (статья 5).

Кроме того, согласно пункту 42 Статута Суда ЕАЭС данный орган не обладает правом на «наделение органов Союза дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором и (или) международными договорами в рамках Союза». Представляется, что данное положение является свидетельством отсутствия возможности расширения компетенции для Союза по его усмотрению.

В то же время в практике Суда ЕС существует устоявшаяся правовая позиция о «подразумеваемых полномочиях» союза в той или иной сфере. Доктрина «подразумеваемых полномочий» предполагает, что для целей наилучшей реализации норм учредительного Договора у наднациональных органов существуют подразумеваемые, т.е. не указанные напрямую в Договоре полномочия, но которые вытекают из целей создания самого Союза 2 .

По нашему мнению, однако, указанное не может считаться доказательством наличия права у наднациональной организации определять свою компетенцию самостоятельно, поскольку доктрина подразумеваемых полномочий является скорее реализацией толкования международного договора исходя из его цели (телеологический метод толкования).

Более того, в пользу позиции о том, что государства не теряют своего суверенитета говорит и то, что в большинстве случаев компетенция государств

ЕС и ЕАЭС является совместной (shared competence ), означающей, что государства-члены вправе регулировать соответствующие общественные отношения с учетом положений международных договоров касательно надлежащего сотрудничества - до тех пор, пока Союз не начал свою деятельность. При этом наднациональное регулирование имеет большую юридическую силу, чем национальное, и государствам не разрешается вступать в международные обязательства, которые могут противоречить наднациональным правилам.

В-третьих, государства-члены наднациональной организации вправе прекратить свое участие в наднациональной организации, тем самым реализуя свой суверенитет, и «возвращая» в национальную юрисдикцию ранее переданные на наднациональный уровень функции. Разумно предположить, что если бы суверенитет передавался на наднациональный уровень, была бы необходимость получать согласие у нового носителя суверенитета на подобный возврат.

Так, согласно статье 50 Договора о функционировании Европейского союза «любое государство-член вправе решить о выходе из Союза в соответствии со своими конституционными положениями» .

В ЕАЭС в силу пункта 1 статьи 118 Договора о ЕАЭС «любое государство-член вправе выйти из настоящего Договора, направив депозитарию настоящего Договора по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из настоящего Договора».

В пользу нашей позиции следует упомянуть позицию Суда ЕврАзЭС, где рассматривались вопросы соотношения суверенитета государств и создания наднациональной организации.

В частности, в совместном особом мнении судей Суда ЕврАзЭС Т.Н. Нешатаевой и К.Л. Чайки указывалось, что данное явление «неизбежно предполагает передачу суверенных функций общим органам управления и необходимость следования указания этих органов в национальных законах» .

Представляется, однако, несмотря на то, что идея о том, что государства- члены не лишаются суверенитета, а передают на уровень наднациональной организации свои функции, является наиболее предпочтительной, тем не менее, полагаем, что создание наднациональной организации - это явление, создающее двухаспектную полисистему - институциональную и правовую. В результате наднациональная организация опосредует свою компетенцию путем создания собственного права.

Методологической основой исследования тезиса о «полисистемности» ЕАЭС как наднациональной организации следует признать философское разделение правовых систем на моносистемы и полисистемы. По мнению Т.Н. Нешатаевой, моносистема - это явление, в котором существует «однородность системообразующих факторов, достаточно строгая структурна основа, весьма четкая интеграция элементов» .

В то же время, по мнению Т.Н. Нешатаевой, определение «полисистемы» в настоящее время не устоялось. В частности, существует позиция В.П. Кузьмина, который считает, что полисистема (полисистемный комплекс) - это «связь и взаимодействие систем» . Не соглашаясь с указанным определением, Т.Н. Нешатаева полагает, что более логичным является скорее определение, согласно которому «полисистема, также как и моносистема, - целостная общность, объединение частей в целое, причем каждая из частей сама является системой» .

По нашему мнению, полисистемность в институциональном плане в ходе создания ЕАЭС заключается в том, что государственные органы (система национальных органов) создают новые независимые наднациональные органы (систему наднациональных органов), функционирующие согласно

международному праву. В результате создается институциональная

полисистема, в которой наднациональные органы имеют право обязывать государства на совершение определенных действий, то есть оказывать в рамках своей компетенции воздействие на деятельность другой системы органов - национальных. Как следствие, две системы наднациональных и национальных органов, формально независимых друг от друга, выстраиваются в единую институциональную полисистему, в которой наднациональные органы стоят выше в иерархии.

В то же время, представляется, что полисистемность в правовом контексте (в вопросе соотношения права наднациональной организации и национального права государств-участников наднациональной организации) следует начать обосновывать с классических теорий о соотношении норм международного и национального права: дуализма и монизма. Указанные теории были детально исследованы в российской и зарубежной доктрине .

Согласно дуалистической теории, международное право регулирует отношения между государствами, существует опосредованно по отношению к национальному праву и не может поставить под сомнение законность или

незаконность национального права.

Монистическая теория, в то же время, исходит из другого: международное и национальное право являются единой правовой системой .

Представляется, что наднациональные организации поставили под сомнение указанные теории и провозгласили новые, отвечающие реалиям современной жизни: теории верховенства права и прямого действия норм наднациональной организации .

Верховенство права наднациональной организации является

основополагающим принципом функционирования данного субъекта

международного права. Данный принцип не был закреплен в договорах, согласно которым проводилась европейская интеграция, и был сформулирован Судом ЕС в рассматриваемых делах.

В одном из первых дел в практике Суда ЕС было указано, что верховенство права наднациональной организации проистекает из постулата об обязательности международных договоров и добросовестности их исполнения - принцип pacta sunt servanda .

Впоследствии Суд ЕС в деле Van Gend en Loos указал, что правопорядок ЕС следует отличать от традиционного международного права. Так, Суд ЕС указал, что учредительный Договор о ЕС «имеет новые черты в международном правопорядке», а также имеет прямое действие в

национальных системах государств (принцип прямого действия) .

Впоследствии Суд ЕС вынес важнейшее решение в контексте верховенства права наднациональной организации в деле Costa v. Enel, в котором подчеркнул оригинальность, ни на что не похожую природу права наднациональной организации, из чего вывел два характеристики: право Сообществ можно проверить на соответствие исключительно праву сообщества, что является компетенцией наднационального суда; конституции национальных государств не могут ставить под сомнение право наднациональной организации (принцип верховенства права) .

Верховенство права также следует из необходимости установления эффективности его применения. В развитие этого признака Суд ЕС в деле Walt Wilhelm указывал, что Договор о ЕС создал свою собственную правовую систему, интегрированную в правовую систему государств-членов, и что «будет противоречить природе такой системы предоставление возможности государствам вводить или позволять действовать государственным мерам, способным нанести вред практической эффективности Договора» . Также в деле Simmenthal SpA Суд ЕС указал, что в соответствии с принципом верховенства права нормы национального права, которые не соответствуют нормам права наднациональной организации, должны оставаться не применимыми судами в конкретных делах. В противном случае это может привести к «отказу в эффективности обязательств, взятых безусловно и безотзывно государствами согласно Договору и, таким образом, подорвет основы Сообщества» .

Из указанного следует, что государства, по мнению Суда ЕС, обязаны: 1) не допускать возможность для национальных правительств оспаривать действие наднациональных актов по своему усмотрению; 2) не применять национальные акты, которые противоречат наднациональному регулированию; 3) не принимать законы, которые противоречат наднациональному регулированию; 4) отменить законы, которые противоречат праву Европейского союза.

Таким образом, из этих решений вытекает, что Суд ЕС допускает существование комплекса наднациональных и национальных актов - полисистемы в правовом смысле, в которой национальные акты сосуществуют с наднациональными и не должны им противоречить.

Важно отметить, что, по мнению Т.Н. Нешатаевой, в правовом контексте под полисистемой следует понимать «комплекс норм, входящих в разные системы права, но объединенных тем, что они направлены на регулирование одной категории международных общественных отношений» .

Впервые в российской науке тезис о полисистемности был выдвинут в контексте международного частного права в работах юриста первой половины XX века А.Н. Макарова. Данный ученый полагал, что международное частное право в полной мере не может быть ни частью международного публичного, ни внутригосударственного права. «Для меня лично, - пишет он, - теорией, отвечающей современному уровню международного права, является теория раздельности двух правопорядков - международного и государственного. Логически неизбежным выводом этой основной теоретической предпосылки является признание раздельности и коллизионного международного и государственного права» .

В дальнейшем многие ученые рассматривали международное частное право как правовую полисистему. Так, Г.И. Тункин полагал, что «международное частное право - это комплекс правовых норм, относящихся частично к национальным правовым системам различных государств, частично

к международному публичному праву (международные договоры)» . Н.Ю. Ерпылева полагает, что «абсолютно очевиден комплексный характер природы МЧП, невозможность втиснуть МЧП ни в рамки национального, ни в рамки международного публичного права. МЧП - совершенно самостоятельная правовая система» .

Важно также упомянуть позицию Р.А. Мюллерсона, который полагал, что международное частное право возникает на стыке частей международного публичного права и национального права, которые способны регулировать общественные отношения невластного характера. «Однако эти части, образующиеся в результате такого взаимодействия полисистемный комплекс, не исключаются из соответствующих национально-правовых систем или международного публичного права. Специфика МЧП заключается в том, что оно призвано регулировать «особую группу общественных отношений, обладающих двойственным характером, и не имеющих своей «собственной» системы права» .

Т.Н. Нешатаева рассматривала наиболее подробным образом феномен полисистемности международного публичного, международного частного права и права международных организаций, а также выражала мнение о том, что «взгляд на современные международно-правовые отношения с позиций системного подхода позволяет выделить в них, помимо моносистемы - международного публичного права, многомерные правовые полисистемы - международное частное право и право международных организаций... международное частное право по своей природе дуалистично и представляет собой явление многомерное, характеризующееся усложненными связями и взаимовлиянием элементов. Иначе говоря, можно сделать вывод о том, что международное частное право не умещается в рамках одной моносистемы.» .

Наиболее емко позицию Т.Н. Нешатаевой можно свести к следующему: полисистема - «сложный правовой комплекс - система норм, направленная на правовое регулирование международных отношений, содержащихся как во внутригосударственных (национальных), так и в международных источниках

О предпосылках появления новой полисистемы - права ЕАЭС в широком смысле также указывалось Т.Н. Нешатаевой в особом мнении по делу по запросу Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, где было отмечено, что за нарушение норм права Таможенного союза в действительности наступает ответственность согласно национальному законодательству государств-членов Таможенного союза .

Следует отметить, что аналогичная проблема существует и в практике Суда ЕС, который задавался вопросом о возможности применения национальных норм об ответственности за нарушение права ЕС. В результате

Суд ЕС выработал устоявшуюся практику (settled case-law) по данному вопросу, указывая, «что в отсутствие гармонизированного коммунитарного права в данной сфере, государства-члены вправе избирать меры наказания, которые они сочтут подходящими. Они должны, однако, пользоваться данным правом в соответствии с коммунитарным правом и их общими принципами и,

соответственно, в соответствии с принципом пропорциональности» .

По нашему мнению, из этого следует, что происходит трансформация институтов международно-правовой и национально правовой ответственности. По общему правилу, международно-правовая ответственность наступает согласно международному праву и влечет наложение международно-правовых санкций, а национально-правовая ответственность наступает, соответственно, за нарушение норм национального права и влечет наложение национально - правовых санкций. Однако в том случае, когда существует наднациональная организация, за нарушение норм права, установленной данной

наднациональной организацией (например, нарушение физическими и юридическими лицами норм права, установленных ЕЭК) наступает ответственность согласно нормам административного или уголовного права соответствующей страны, в которой произошло нарушение.

Таким образом, в настоящее время существует своего рода составная норма права, в которой гипотеза всегда закреплена в международном праве, диспозиция может быть закреплена в международном и национальном праве (например, в отношении Российской Федерации, в Таможенном кодексе Таможенного союза или Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), а санкции всегда находятся в национальном праве, при этом, количество данных санкций равно количеству государств, участвующих в соответствующей наднациональной организации (в ЕАЭС их, соответственно, 5, а в ЕС - 28).

Следует, однако, отметить, что существование такой «составной нормы» следует скорее оценивать негативно, поскольку субъекты предпринимательской деятельности, которые, как провозглашается Договором о ЕАЭС, должны иметь равные права, в результате подвержены наступлению различных негативных правовых последствий в случае нарушения единых норм права только из-за того, что деяние было совершено в том или ином государстве согласно межународно-правовому принципу территориальной юрисдикции.

Таким образом, создание наднациональной организации - это создание двухаспектного полисистемного комплекса, в котором независимые наднациональные органы воздействуют на национальные, и в котором международное и наднациональное право взаимодействуют как два элемента единой правовой полисистемы.

Несмотря на то, что имеются значительные различия в практике влияния общественных организаций на национальном уровне, в европейских странах существуют единые подходы по участию общественных организаций, отраслевых, профессиональных ассоциаций и объединений работодателей в формировании и прогнозировании рынка труда, поскольку совершенствование системы профессионального образования и обучения координируется в рамках ЕС. В своих инициативах Европарламент, в частности в рамках инициативы 2014/2235(INI) и в отчете об итогах ее выполнения, в разделе, посвященном определению стратегии в области предвидения будущих потребностей рынка труда в навыках отмечается, что все заинтересованные стороны на рынке труда, в том числе работодатели, образовательные организации, провайдеры образовательных услуг в области профессионального обучения, должны принимать активное участие на всех уровнях, в частности, в разработке, осуществлении и оценке программ профессиональной квалификации, которые обеспечивают эффективный переход от формального образования к работе на основе накопленного опыта.

Кроме того, даже страны, не являющиеся членами ЕС, также ведут совместную работу по реформированию национальных систем профессионального обучения и образования (ПОО) под эгидой ETF и Cedefop. Cedefop является одним из децентрализованных агентств ЕС.

ш) Report European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/

sides/getDoc.do?type=REPORT&reference=A8-2015-0222&format= XML&language= EN#title2 (дата обращения - 05 июня 2017 г.)

Агентство основано в 1975 году и базируется в Греции с 1995 года. Cedefop поддерживает развитие европейского профессионального образования, участвует в разработке соответствующей политики, а также и способствует ее реализации. Агентство помогает Европейской Комиссии, государствам-члены ЕС и социальных партнеров разработать правильную политику в области европейского профессионального образования , в частности в рамках Туринского процесса . Значительный интерес в этой связи, наряду с опытом Европейских стран, представляет опыт таких различных в уровне и особенностях социально- экономического развития стран как Китай, США и Турции.

Социальное партнерство и социальный диалог - это инструменты, с помощью которых тенденции рынка труда могут найти свое воплощение в программе реформ на рынке труда. Социальным партнерами являются работодатели, а также организации работодателей, профессиональные ассоциации и профсоюзы, представляющие интересы работников. В ключевых документах европейских организаций отмечается, что сфера ПОО является сферой, за которую национальные правительства, социальные партнеры, провайдеры образования, преподаватели, тренеры и учащиеся несут солидарную ответственность . Партнерство способствует повышению соответствия обучения потребностям рынка труда в квалифицированной рабочей силе. Во многих странах такое партнерство принимает форму «Профессиональных советов», которые занимаются вопросами мониторинга рынка труда, разработкой параметров профессиональных навыков, учебных программ и вопросами сертификации.

Среди крупнейших объединений работодателей на глобальном уровне следует отметить Международную организацию работодателей (International Organisation of Employers (ЮЕ) - крупнейшую в мире сеть представителей частного бизнеса, которая представляет интересы работодателей в социально-трудовых вопросах на международном уровне.

Данная организация исследует ситуацию на рынке труда, используя информацию из СМИ, из организаций, на национальном, региональном и международном уровнях; в рамках научных кругов и аналитических центров; и заинтересованными лицами по всему миру.

В декабре 2015 г. ЮЕ начала реализацию проекта «Task force on the future of work», цель которого заключается в выявлении потенциальных проблем и возможностей для предприятий и организаций работодателей. Подводить итоги этого проекта преждевременно, так, как только в июле 2016 г. были приняты основные направления данной программы.

Несмотря на разнообразие изменений в экономике, на рынке труда и в демографической сфере в странах-партнерах ETF, могут быть выявлены некоторые общие проблемные аспекты в их усилиях по улучшению баланса между спросом на профессиональные умения и их предложением, которые представлены в приложении В. Именно поэтому в ETF были разработаны рекомендации по оказанию помощи странам-партнерам для повышения их потенциала в решении проблемы обеспечения соответствия между спросом и предложением на рынке труда. К ним относятся различные методологии повышения регулярности, надежности и репрезентативности сбора данных и их оценки наряду с разработкой структурированного подхода к прогнозированию и согласованию навыков 127 . Области взаимодействия с социальными партнерами постоянно переосмысливаются, с тем, чтобы более четко ориентироваться на поставленные в 2010 г. стратегические цели программы «Европа-2020» (The Bruges Communique 2010 г., Riga conclusions, июнь 2015 г.). В частности, в настоящее время важнейшим направлением взаимодействия ETF с правительствами, социальными партнерами, образовательными организациями является развитие системы ученичества, что с одной стороны, позволит образовательным программам лучше ориентироваться на потребности рынка труда, а с

другой стороны поспособствует сокращению уровня безработицы сре- ди молодежи.

Партнерство между работодателями и различными формами их объединений и профсоюзами зависит от природы партнерства в каждой

|27) Highlights 2015 Briefing Note. 2016 // [Электронный ресурс]

http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/Highlights_2015_briefing (дата обращения - 15 марта 2017 г.)

I2S) European commission. High-performance apprenticeships & work-based learning: 20 guiding principles // [Электронный ресурс] URL:

Переговорные инициативы охватывают весь сектор на национальном уровне. Диалог и, особенно, партнерство в европейский странах и США, как показал анализ, проходят также на местном уровне или на уровне предприятия.

Основным участником всех форм социального партнерства и социального диалога на всех уровнях, представляющим интересы, в первую очередь квалифицированного работника, является профсоюз, что обуславливает необходимость подробного рассмотрения особенностей профсоюзного движения разных стран и механизмов его влияние на формирование рынка труда. Для последующего анализа деятельности профсоюзов разных стран в сфере формирования рынка труда представляется целесообразным выделить основные черты деятельности объединений работников в профессионально-квалификационном разрезе.

Обобщенной задачей деятельности профсоюзов, как представителей работников на всех уровнях социального партнерства, является повышение зарплаты своих членов и улучшение условий работы, а также получение дополнительных преференций (выплат и льгот) от работодателя. Как правило, на рынке труда профсоюзы действуют по двум направлениям:

  • - содействуют растущему спросу на труд соответствующей квалификации;
  • - стремятся к ограниченному предложению квалифицированного труда.

Важнейшим направлением деятельности профсоюзов является борьба за усиление государственного регулирования трудовых отношений, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Очевидной составной частью такого нормирования является законодательство о минимальной заработной плате. Его целью является установление минимального уровня зарплаты, превышающий равновесный. Одновременно с этим повышаются средние уровни зарплат на фоне сокращения численности нанимаемых работников. В отдельных случаях профсоюзы становятся монополистами на рынке труда, через заключение соглашений, которыми обязывают работодателей принимать на работу только членов профсоюзов. В таблице 9 представлены различные формы проявления деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной рабочей силы.

Таблица 9

Формы проявление деятельности профсоюзных организаций при различных моделях формирования рынка труда квалифицированной

рабочей силы

Преобладающая форма проявления деятельности профсоюзных организаций

Модель стимулирования спроса на труд

  • - повышение спроса на готовую продукцию
  • - рост производительности труда
  • - автоматизация производств

Модель сокращения предложения труда

  • - контроль за предложением высококвалифицированного труда (членство, лицензирование и т.д.)
  • - высокие вступительные взносы (СРО, ассоциации и т.д.)
  • - длительные сроки обучения
  • - льготный уход на пенсию
  • - ограничение иммиграции

Модель прямого воздействия

  • - прямое давление на работодателя (профсоюз)
  • - ограничение карьерного роста не членам профсоюза

Занятость населения в зарубежных странах, по нашему мнению, во многом зависит от модели трудовых отношений или сложившихся отношений на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Эта зависимость тесно связана и с разными формами государственного устройства различных стран. При всей схожести развития экономики и социальной сферы стран с рыночной экономикой политика занятости в каждой из этих стран, взятых отдельно, привела к формированию разных моделей рынка труда.

Деятельность общественных организаций в различных странах, направлена на корректировку рынка труда квалифицированной рабочей силы, и в значительной степени разнится по формам, методам и степени активности и влияния. Основываясь на изложенном выше обобщенном подходе к анализу деятельности общественных организаций, можно выделить наиболее существенные характеристики солидарной позиции работников и работодателей разных стран по отношению к изменениям спроса и предложения профессиональных умений на рынке труда, а также особенности срабатывания механизмов обратного взаимовлияния на прогнозирование потребностей экономик различных стран в квалифицированных кадрах.

Проведенный анализ показывает, что деятельность общественных организаций различных стран весьма разнится. Наиболее отчетливо влияние общественных организаций на формирование рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе проявляется на примере ЕС, где помимо «механизма обратной связи» в каждой из стран имеет место и наднациональный европейский социальный диалог.

Сторонами переговоров являются европейские ассоциации, представляющими работодателей и профсоюзы. Группы участников переговоров частично назначаются аффилированными национальными организациями, таким образом, переговоры ведутся не только на уровне ЕС.

Лица, принимающие решения в этих организациях, те, которые одобряют окончательные результаты или соглашения, являются представителями национальных партнеров. Это означает, что европейский социальный диалог не проходит в строгой изоляции от социального диалога в государствах-членах, где каждая из стран имеет свой механизм обратной связи между общественными организациями и регулирующими бюрократическими и законодательными органами. Деятельность на европейском уровне предоставляет возможности социальным партнерам поучиться друг у друга и создать доверительные отношения, которые являются ключевым фактором в социальном партнерстве. Эффективность социального диалога на европейском и национальном уровне взаимосвязаны между собой 129 .

И в отчетах по Туринскому процессу, и в исследовании, посвященном вопросам сотрудничества образования с бизнесом, отмечается, что социальное партнерство зачастую тормозится либо из-за централизованного подхода, либо из-за отсутствия потенциала у социальных партнеров (таблица 10).

Таблица 10

Факторы, препятствующие налаживанию эффективного социального

партнерства и формы их проявления

  • 129) Lempinen Р. How social partnership works in practice The European Union. ETF Yearbook. 2011.
  • 130) Составлено по материалам: ETF Position Paper. Social Partners in VET. European Training

Foundation, Turin, 2012 // [Электронный ресурс] URL:

http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf70/E6E40173EABB473CC1257B0F00550A2F/ $file/Social%20partners%20in%20VET_RU.pdf (дата обращения - 5 августа 2017 г.)

Фактор, препятствующий эффективному социальному партнерству

Формы проявления

резко контрастирует с большим диапазоном обязанностей, которые были переданы этим партнерам в соответствии с законодательством.

Общественные организации и ассоциации работодателей и работников зачастую не проявляют большого интереса к участию в решении вопросов профессионального обучения и образования и более общих вопросов развития человеческого капитала

Эти вопросы либо не считаются стратегически важными, либо отсутствует уверенность в том, что государственная система в состоянии должным образом удовлетворить потребности общественных организаций и ассоциаций.

Многие учреждения социальных партнеров не имеют достаточного потенциала и ресурсов для решения программных вопросов.

Социальные партнеры не подготовлены (или не желают) заниматься вопросами, в которых они не разбираются достаточно хорошо.

Большинство ассоциаций работодателей в бывших социалистических странах были созданы недавно и еще не достигли должного уровня развития.

Общественные организации были созданы за последние два десятилетия. В социалистических странах профсоюзы были тесно связаны с правящим режимом и играли совсем иную роль, чем та, которую они играют сегодня.

Поэтому на конференции ETF июне 2016 г. обсуждались вопросы об изменении формы взаимодействия между ETF, правительствами стран и социальными партнерами, что нашло отражение в названии конференции - «От диалога к партнерству» .

Социальные партнеры - это профсоюзы и объединения работодателей или представляющие их организации, которые участвуют в социальном диалоге. Это определение используется и Европейской Комиссией, и Международной организацией труда (МОТ). В европейском законодательстве, если речь идет о представителях работников и работодателей, используется также английский термин «менеджмент и труд». В американском варианте английского языка организации рабочих называют профессиональными союзами. В литературе, организации работодателей и профсоюзы называют также «обеими сторонами промышленности».

Одна из характеристик социальных партнеров - это то, что они могут вести переговоры и заключать соглашения от имени своих членов. Все независимые организации социальных партнеров получают свою легитимность и мандат от своих членов, которые, будучи работодателями и отдельными работниками, в конечном итоге представляют собой индивидуальные предприятия. Эти организации могут быть легитимными даже в том случае, если правительство или органы государственной власти не желают вступать с ними в переговоры или вести с ними диалог.

Организации работодателей были созданы для продвижения коллективных интересов работодателей. Эти интересы включают такие вопросы, как условия труда и социальная защита в отношении трудоустройства, включая трудовое законодательство. В настоящее время большинство организаций работодателей также представляют бизнес интересы своих аффилированных предприятий. Как правило, они объединены в различные ассоциации, объединения, торговые палаты и т.д.

В международной терминологии делается различие между организациями работодателей и другими организациями, представляющими предприятия и компании. Основной задачей организаций работодателей является решение социальных вопросов, связанных с условиями работы и с трудовыми кадрами в широком смысле. В принципе это не включает в себя деятельность по созданию более благоприятной бизнес-среды, такую как работа над нормативно-правовой базой, инфраструктурой или научно-исследовательская работа. Тем не менее, на практике самые современные организации работодателей охватывают также и эту сторону работы с предприятиями.

Самыми распространенными организациями по работе с предприятиями являются торгово-промышленные палаты или ремесленные палаты, которые существуют во всем мире. Палаты - это организации, которые работают с целью продвижения интересов предприятий. Представители государственных органов зачастую консультируются с ними, когда речь идет о подготовке нового законодательства или разработке политики, связанной с промышленностью или торговлей.

Во многих странах торговые палаты предполагают обязательное членство предприятий. Они являются государственными органами, работающими на условиях хозрасчета, и зачастую работают под надзором государства. Эти палаты выполняют функции, переданные им органами государственной власти. Их обязанности могут быть связаны с региональным развитием, регистрацией предприятий, продвижением внешней торговли или с профессиональным обучением. Такие палаты существуют в Германии, Испании и Японии, а также в странах партнерах ЕФО. Существуют также палаты, работающие на условиях добровольного членства, которые действуют в целях продвижения общих интересов и налаживания связей между предприятиями.

Другие бизнес-ассоциации представляют интересы различных отраслевых предприятий. Их цель обычно состоит в том, чтобы защищать отраслевые интересы на национальном или даже международном уровне.

В ЕС четыре организации признаны Европейской Комиссией в качестве репрезентативных социальных партнеров (таблица 11).

Организации - репрезентативные социальные партнеры Европейской Комиссии

Таблица 11

Все эти организации, «ETUC», «Business Europe», «UEAPME» и «СЕЕР», работают на уровне ЕС. Они имеют возможность вести постоянный диалог с Европейской Комиссией, которая также поддерживает и содействует проведению двустороннего социального диалога на уровне ЕС.

Наднациональный уровень диалога может быть представлен на таких примерах как Международная организация работодателей ЮЕ (International Organisation of Employers, ЮЕ) и Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляющих собой глобальные организации, членами которых является большинство независимых национальных организаций социальных партнеров.

И ЮЕ, и ITUC работают в прямом взаимодействии с Международной организацией труда (International Labour Organization, ILO). ЮЕ представляет 150 национальных объединений работодателей из 143 стран. Как правило, в составе членов ЮЕ имеется по одной организации из каждого государства-члена ILO. Основной задачей ЮЕ является продвижение и защита интересов работодателей на международных форумах, особенно на тех, которые проводит ILO. Миссия ЮЕ направлена на то, чтобы международная трудовая и социальная политика были направлены на обеспечение жизнеспособности предприятий и налаживание благоприятной среды для развития предприятий и создания рабочих мест.

Международная конфедерация профессиональных союзов (International Trade Union Confederation, ITUC) представляет 301 членскую организацию из 155 стран мира. Миссия ITUC - продвижение и защита прав и интересов работников путем международного сотрудничества между профсоюзами, проведение глобальных мероприятий и кампаний по защите своих интересов в рамках крупных глобальных учреждений. В рамках ITUC действует несколько региональных и международных профсоюзных структур.

На рисунке 23 представлена принципиальная блок - схема взаимодействия различных форм общественных организаций на различных уровнях социального партнерства.

Рис. 23.

Независимые организации работодателей и профсоюзы обычно работают по принципу «вертикальной восходящей трансляции сигналов рынка труда». Основой организации является уровень предприятий или рабочих мест, где рабочие объединены в базовый профсоюз, чтобы вести переговоры или диалог со своими работодателями и с отдельными предприятиями.

Второй и обычно самый важный уровень организации - это отраслевой уровень, который иногда дополняется региональными организациями. Предприятия объединяются в отраслевые федерации, представляющие интересы работодателей в рамках конкретной экономической отрасли. Их партнерами являются профсоюзы, представляющие рабочих из той же самой отрасли. Отраслевые организации могут быть аффилированы с межотраслевыми.

На следующем уровне находятся национальные конфедерации, имеющие аффилированные союзы или организации, представляющие все или несколько отраслей. Во многих странах имеется несколько конфедераций или центральных организаций, которые конкурируют между собой. Это означает, что в рамках одной отрасли может существовать несколько профсоюзов или организаций работодателей. Организационная структура и принципы работы таких организаций в разных странах разные.

Социальное партнерство означает совместную работу и разделение обязанностей между разными действующими лицами. На практике это означает привлечение социальных партнеров к разработке, реализации и оценке политик в сотрудничестве с государственными органами и учебными заведениями. На этой основе представляется возможным построить модель механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, визуализированную на рисунке 24.


Рис. 24.

Трехсторонний подход - это такая форма сотрудничества между организациями работающих, организациями работодателей и государственными организациями, целью которых является определение и выполнение социально-значимых задач.

Конкретизируем уровни взаимодействия:

Уровень А. На основе двухстороннего диалога между представителями работников (профсоюзы) и руководством организации осуществляется диалог по конкретному вопросу, актуальность которого носит неустойчивых характер (ослабление/усиление). Формализация процесса: локальные нормативные акты, дополнение к коллективным договорам и т.д.

Уровень Б. При наличии неоднократно повторяющихся конфликтных ситуаций (поводов) на различных предприятиях, или при невозможности достигнуть соглашения на локальном уровне диалог перемещается на этот уровень (Б) и приобретает территориальный или отраслевой характер. Формализация процесса: территориальные или отраслевые соглашения.

Уровень В. При дальнейшей эскалации переговорного процесса, или невозможности прийти к договорному соглашению диалог перемещается на уровень нормативного государственного регулирования. Формализация процесса: принятие закона или иного нормативного правового акта.

Уровень Г. При принятии национальных законов и иных законодательных актов необходимо учитывать результаты (ограничения) наднационального диалога и нормы международного права. Формализация процесса: учет в законотворческой деятельности принятых и согласованных надлежащим образом норм международного права.

После принятия законодательного акта с указанными ограничениями цикл может неоднократно повторяться, по мере совершенствования законодательной базы и правоприменительной практики.

На примере стран ЕС показано, что социальный диалог способствует участию работников в обучении. Работники тех организаций, где есть профессиональные союзы, имеют больше возможностей для обучения и повышения квалификации. При этом, чем крупнее предприятие, тем больше там соглашений по непрерывному профессио- нальному обучению.

ш) EU Policy Environment. // [Электронный ресурс] URL: http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/EU_policy_environment_ EN (дата обращения - 16 июля 2017 г.)

Помимо участия в процессе разработки политики, социальные партнеры играют сугубо практическую роль в разработке обучающих программ и проведении обучения. В принципе практические действия социальных партнеров в рамках профессионального образования и обучения на протяжении всей жизни можно разделить на следующие направления:

  • 1. Участие в развитии системы непрерывного образования и содействие мобильности трудовых ресурсов.
  • 2. Повышения качества и эффективности систем образования и подготовки профессиональных кадров.
  • 3. Совершенствование профессиональных и образовательных стандартов, квалификаций и квалификационных рамок на основе информации о ситуации на рынке труда.
  • 4. Проведение обучения в своих собственных учебных центрах или в форме ученичества и обучения по месту работы.
  • 5. Сертификация обучения, легализация и признание неофициального и неформального обучения.
  • 6. Услуги ориентации для членов, включая повышение уровня осведомленности (профессиональная ориентация и консультирование).

Европейский Союз уделяет большое внимание улучшению сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, реализуя стратегию «ЕС-2020» и, в частности, программу «Новые профессиональные умения для новых рабочих мест». С целью формирования квалифицированных кадров с «правильным сочетанием профессиональных умений» в соответствии с потребностями рынка труда обеспечивается широкая поддержка новых подходов (методов) прогнозирования и сбалансирования спроса и предложения на рабочую силу с тем, чтобы обеспечивать качество работы и возможности обучения в течение всей жизни. Инициатива ЕС «Панорама квалификаций», запущенная в 2011 году, объединила различные инициативы, нацеленные на прогнозирование и сбалансирование спроса и предложения на рабочую силу.

Прогнозирование и сбалансирование зависят от результатов трех основных функций знаний: сбора и анализа информации, основанной на фактических данных и прогнозировании; передачи и распространения информации; использования информации, реализация политики.

ш) Feiler L., Fetsi A., Kuusela T., Platon G. Anticipating and matching demand and supply of skills in ETF partner countries. ETF Position Paper. 2013 // [Электронный ресурс]

URL:http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FBEF620E5BFEB105C1257DEA004E333F/$file/ETF %20Position%20Paper%20on%20Matching.pdf (дата обращения 15 августа 2017 г.)

Практика влияния общественных организаций на формирование рынка труда в квалификационном разрезе может значительно отличаться в зависимости от сроков рассмотрения задач и их перспективности. В таблице 12 представлена характеристика структуры классификации подходов к прогнозированию и сбалансированию показателей рынка труда. Эта матрица имеет два измерения: уровень прогнозирования и временной горизонт. Категория «уровень» означает диапазон либо степень применения методологии, начиная от отдельных опросов с индивидуумами или предприятиями (микроуровень), до обследований целых отраслей экономики или регионами (мезо-уровень) и до воздействия на национальную экономику и национальные системы (наднациональный/макроуровень). Параметры сроков охватывают периоды, которые делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Таблица 12

Уровни прогнозирования (субъекты прогнозирования)

Краткосрочный (до 1 года)

Среднесрочный (1 -5 лет)

Долгосрочный (более 5 лет)

Микро - уровень (индивидуумы, предприятия) Профсоюзы; работодатели,

Оценка потребностей в работниках определенной квалификации - уровень компании. Опросы о продвижении работников на рынке труда

Мезо - уровень (отрасли, регионы)

Опросы работодателей, мониторинг вакансий

Анализ потребностей в профессиональных умениях в определенных отраслях.

Макро - уровень (макроэкономический, национальный уровень)

Количественные отраслевые прогнозы

Национальные или региональные качественные прогнозы

Методы прогнозирования спроса на профессиональные умения и их предложения также можно классифицировать на основе применен- нои методологии:

  • - количественные, формальные, основанные на моделях прогнозы (в основном, на основе исследований на макроуровне с долгосрочными или среднесрочными временными горизонтами);
  • - специализированные по отраслям, профессиям или местоположению исследований (как правило, сочетая количественные и качественные методы);
  • - опросы работодателей или групп работников (в основном относится к микроуровню и предполагает действия в краткосрочной перспективе).

Исследование влияния общественных организаций с использованием алгоритма механизма обратной связи общественных организаций с рынком труда в квалификационном разрезе (рисунок 24) позволяют произвести сопоставимую качественную оценку такого влияния для разных стран (таблица 13).

Основные формы влияния общественных организаций в рамках основных моделей рынка труда

Таблица 13

Название модели

Формы и степень влияния

Американская

  • - средняя/низкая степень развитости общественных организаций
  • - средняя/низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - низкая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния на рынок труда соответствие требованиям МОТ

Немецкая модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень влияния ОО на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ
  • 134) Wilson R., May-Gillings М., Pirie J., Beaven R. Working Futures 2014-2024; The skill needed in the 21th century. 2015. // [Электронный ресурс] URL: http://widgets.weforum.org/nve-
  • 2015/chapterl.html (дата обращения - 15 августа 2017 г.)

Название модели

Формы и степень влияния

Шведская модель

  • - высокая степень развитости общественных организаций
  • - высокая степень вовлеченности трудящихся
  • - высокая степень влияния 00 на трудовые процессы (социальное партнерство) соответствие требованиям МОТ

Китайская модель

  • - средняя степень вовлеченности трудящихся
  • - ограниченное влияние на решение трудовых проблем;

ограниченное соответствие требованиям МОТ.

Турецкая модель

  • - низкое влияние общественных организаций
  • http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/key-documents (дата обращения - 25февраля 2017 г.)
  • m) Government And Social Partner Cooperation In VET. From Dialogue To Partnership. // [Электронный ресурс] URL:http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages /EV_2016_Government_and_social_partner_cooperation_in_VET._From dialogue_to_partnership?opendocument (дата обращения - 16 июля 2017 г.)