Рейтинг самых смертоносных беспилотников. Почему сша не боятся отсталого российского оружия Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак» , со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10» . Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

"Стоит залезть на eBay и купить как можно больше этих 300-долларовых квадрокоптеров, чтобы израсходовать все имеющиеся у них ракеты". Такими словами охарактеризовал ход мысли потенциальных противников США руководитель Командования боевой подготовки американской армии, генерал Дэвид Перкинс. Это произошло после того, как один из союзников НАТО истратил ракету комплекса Patriot стоимостью 3 млн долларов для уничтожения гражданского дрона. Спустя год недешевый опыт повторили военнослужащие Израиля. Доступность беспилотных средств, которые нерегулярные формирования по всему миру адаптируют для ведения боевых действий, стала головной болью для силовиков. Это стимулировало проведение десятков опытно-конструкторских работ по созданию пропорциональных средств противодействия малоразмерным БПЛА.

Беспилотная революция и "мирные" угрозы

Создание беспилотных дистанционно-управляемых летательных аппаратов в мире началось еще в 1930-х годах - разумеется, в военных целях. Спустя два десятка лет Вооруженные силы развитых стран имели на снабжении полноценные беспилотные разведчики, а в 1970-е началась работа по ударным БПЛА. К середине 2003 года в 75 государствах было создано около 300 типов беспилотников различного назначения.

Проектирование и производство беспилотной техники долгое время оставалось уделом предприятий с госфинансированием. Трансфер технологий для гражданского применения происходил крошечными шагами, и даже киноиндустрия с ее огромными бюджетами для задач аэросъемки пользовалась традиционной пилотируемой авиацией.

Развитие дронов широкого применения тормозили комплектующие для создания систем управления и контроля полета: гироскопы, аккумуляторы, модули широкополосной передачи данных и другие. Они были, во-первых, дорогими для массового рынка, а во-вторых - крупногабаритными. Например, система управления дроном, созданная основателем компании DJI Фрэнком Ваном Тао и продававшаяся единичными экземплярами, стоила около 6000 долларов. Прорыв произошел в начале второго десятилетия XXI века. Нескольким компаниям, в том числе DJI, удалось собрать воедино все разработки в области движения, управления и передачи данных БПЛА мультикоптерной схемы и выпустить на рынок продукты стоимостью менее 1000 долларов.


Это стало революционным моментом, потому что мультикоптеры сняли ограничение на квалификацию операторов и место запуска. Существовавшие ранее гражданские дистанционно-управляемые авиамодели самолетного и вертолетного типов были сложнее в пилотировании, требовали навыков навигации в воздушном пространстве, зачастую требовали специальных устройств для взлета и посадки. Фактически, они оставались уделом профессионалов и энтузиастов.

Мультикоптеры от ведущих мировых фирм - китайских DJI и Yuneec, французской, американской 3D Robotics - массово появились в небе над городами, промышленными предприятиями и объектами государственной важности. Захват воздушного пространства дешевыми дронами опередил самые смелые прогнозы аналитиков. Еще в 2010 году Федеральное управление гражданской авиации США предполагало , что в гражданских целях на территории страны в 2020 году будет использоваться 15000 БПЛА. Спустя шесть лет эту оценку пришлось пересмотреть. Речь шла уже о 550000 дронах.


Росла и динамика использования беспилотников в противозаконных целях. Например, в Великобритании в 2013 году не было зафиксировано ни одного случая появления дронов около мест ограничения свободы. В 2014 году сотрудники пенитенциарных учреждений Соединенного Королевства отметили два "визита" БПЛА. А в 2015 году число беспилотных нарушителей достигло 33.

Специалисты по защите объектов от воздушных угроз выделяют пять типов проблем, которые вызывают дроны на территориях, свободных от военных конфликтов. Первый - опасное сближение с авиационной техникой. В силу специфики отрасли, такие инциденты строго фиксируются и анализируются. Например, в апреле 2016 года дрон врезался в Airbus A320 на подлете к Лондону. А спустя три месяца экипаж "Боинга" во время посадки в московском Внуково доложил диспетчерам об опасном маневрировании беспилотника на уровне глиссады снижения.

Вторая проблема - полеты над участками, где применение авиационной техники запрещено или неуместно. Самый известный случай произошел в 2015 году, когда отставной сотрудник Национального агентства геопространственной разведки США не справился с управлением своего квадрокоптера DJI Phantom и уронил его на лужайку Белого дома. Неприятный инцидент произошел двумя годами спустя и в России. В марте 2017 года над Пермским пороховым заводом на высоте 500 метров пролетал БПЛА, полет которого не был санкционирован.


Следующая категория применения гражданских дронов относится к их криминальному применению. Это перевозки наркотиков, контрабанда, доставка грузов заключенным тюрем. В частности, только за 2015 год украинские пограничники зафиксировали 30 случаев перевозки сигарет в Польшу с помощью мультикоптеров.

Отдельную опасность представляет угроза столкновения гражданских БПЛА с различными зданиями и сооружениями. Так, в США фиксировались случаи обрывы локальных линий электропередач беспилотными авиационными средствами, а в Италии туристов из Кореи привлекали к ответственности за повреждения здания Миланского собора в результате неумелого пилотирования дроном.

Наконец, пятый тип угроз - это терроризм с использованием БПЛА. В 2015 году на крыше офиса японского премьер-министра Синдзо Абэ приземлился беспилотник с посылкой в виде радиоактивного песка. Никто не пострадал, а оператор дрона сдался полиции и объяснил свой поступок привлечением внимания к проблеме АЭС. А вот в августе 2018 года БПЛА использовали для самого настоящего покушения. Начиненные взрывчаткой беспилотники атаковали венесуэльского лидера Николаса Мадуро во время выступления в столице республики.


"Основной проблемой следует считать малоразмерные беспилотные воздушные суда (БВС), особенно мультикоптерного типа. Даже незначительная по массе целевая нагрузка – всего лишь в несколько килограммов - способна причинить значительный ущерб. Исходя из того, что вес полезной нагрузки может составлять примерно 10–30% общей массы БВС, можно сделать вывод, что основную угрозу на настоящий момент могут представлять беспилотники весом от трех до двадцати килограммов. Применительно к России наиболее вероятная угроза терроризма может исходить от любительских мини-БВС", - сообщал на конференции в коломенском 924 Государственном центре беспилотной авиации Минобороны профессор кафедры организации и управления воздушным движением Академии гражданской защиты МЧС России Олег Ковылов.

Беспилотные солдаты асимметричных конфликтов

Приграничные конфликты и гражданские войны стали полем для применения общедоступных технологий для ведения боевых действий. Нерегулярные формирования, не имеющие возможность получать дорогостоящую технику и оборудование, самостоятельно производят "конверсию" гражданских изделий в военные. Так, широко известны случаи применения приложений-баллистических калькуляторов для ведения снайперского огня из стрелкового оружия и минометных обстрелов.


Логично, что сперва радиоуправляемые модели, а затем и получившие распространение мультикоптеры начали использоваться в военных целях. По данным СМИ, ливанская "Хезболла" еще в 2004 году применяла БПЛА собственной разработки для разведки над территорией Израиля.

Специфика конфликтов, в частности, на Ближнем Востоке отличается нанесением ударов с небольшой дистанции - часто до 10 км. Такую дальность полета могут обеспечить дистанционно-управляемые летательные аппараты с гражданского рынка стоимостью около 1000 долларов.

Чаще всего их используют для разведки местности. На втором месте по популярности решаемой задачи - корректировка артиллерийского огня. Чуть реже дроны применяют для корректировки снайперской стрельбы на дальней дистанции. Также террористы переоборудуют мультикоптеры в беспилотные "бомбардировщики", способные сбросить на цель малогабаритную мину, самодельное взрывное устройство или легкую гранату подствольного гранатомета.


По прямому назначению - для фото- и видеосъемки - применяют гражданские БПЛА террористы "Исламского государства" (организация запрещена на территории РФ). На встроенные камеры дронов они фиксируют результаты поражения целей и впоследствии используют в своей пропаганде. Кроме того, с помощью аэросъемки боевики выбирают момент для дистанционного подрыва начиненных взрывчаткой автомобилей, которыми управляют смертники, либо заложенными фугасами. Применяют БПЛА и для доставки на небольшие расстояния конфиденциальных сообщений в условиях, когда другие виды связи недоступны.

Наконец, регулярные армии в условиях асимметричных конфликтов столкнулись с психологическим изматыванием подразделений постоянной угрозой с воздуха. Беспилотник, обычно построенный по мультикоптерной схеме, зависает на высоте 150-300 метров, где огонь из стрелкового оружия малоэффективен и приводит к быстрому расходу боеприпасов.


При копеечной по военным меркам стоимости легкий беспилотник способен причинить несоизмеримый ущерб. Так, в 2017 году террористы смогли с воздуха уничтожить целый склад боеприпасов сирийской правительственной армии в Дейр-эз-Зоре. Но наибольшую угрозу дроны представляют не защищенному броней личному составу. В Ираке боевики заминировали разведывательный беспилотник. Когда бойцы курдского отряда "пешмерга" сбили его и приступили к обследованию, БПЛА взорвался , унеся жизни двух человек. Видео со сбросом гранат с малоразмерных дронов поступают и с территории Украины. В октябре 2018 года представители самопровозглашенной Луганской народной республики сбили DJI Phantom 4, который нес противопехотную оборонительную гранату Ф-1.

От заградительного огня к спецсредствам

"Основная проблема борьбы средств ПВО с современными мини-БВС – это существенно меньшая их заметность в радиолокационном, тепловом и видимом диапазоне вследствие небольших габаритных размеров, широкого применения композитных материалов в конструкции, использования электрических, либо компактных двигателей внутреннего сгорания и двигателей на новых принципах, применения компактных малоизлучающих целевых нагрузок на современной элементной базе", - подчеркивал Олег Ковылов.

Несмотря на нестабильную эффективность, с малоразмерными гражданскими беспилотниками чаще всего борются с помощью стрелкового оружия. В инциденте с Николасом Мадуро атакующие БПЛА уничтожили охранявшие главу государства снайперы. Несмотря на меткость военнослужащих, семь человек в результате нападения получили ранения. В украинском эпизоде никто не пострадал, а беспилотник также сбили огнем из стрелкового оружия.


Опыт сирийского конфликта, когда беспилотники террористов бомбили российских военных инженеров, наводивших переправы через Евфрат, привел к внесению мероприятий противодронной подготовки в план учений Вооруженных сил РФ. Сбивать беспилотники из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок научатся военнослужащие Сухопутных войск, морпехи и десантники.

В США для стрельбы по малоразмерным воздушным целям создали специальные боеприпасы с разделяющейся боевой частью, между элементами которой натягивается сеть полутораметрового диаметра. Основной недостаток такого способа борьбы - недостаточная дальность. По данным западных оружейных порталов, она ограничена 300 футами (чуть больше 90 метров).

Специальные боеприпасы создают и для автобронетехники. В России работы над шрапнельными снарядами калибра 30 и 57 мм с программируемой дистанцией подрыва для борьбы с беспилотниками ведет НПО "Прибор". Однако о постановке их на вооружение говорить пока рано.

Помимо стрелкового оружия, для борьбы с беспилотниками пытались применять дрессированных хищных птиц. Эксперименты проводили орнитологические подразделения полиции Нидерландов, позднее к работе подключились французские военные. Для перехвата дронов во Франции натренировали четырех орлов. Птицы быстро догоняли мультикоптеры, хватали свою добычу и приносили на базу. Однако справиться они могли только с БПЛА небольших размеров.


Ряд технических решений подразумевал настоящую роботизированную воздушную охоту за БПЛА-нарушителями. Так, с 2015 года полиция Токио изучала возможность ловить дроны с помощью сети, закрепленной на дистанционно-управляемом мультикоптере. Спустя год американская компания Airspace представила аналогичное решение, исключающее необходимость оператору дрона-ловца самостоятельно управлять охотой. Благодаря системе машинного зрения система смогла самостоятельно идентифицировать и захватывать цель, при этом отличая БПЛА от случайно залетевшей в район дежурства птицы. Российский концерн "Алмаз-Антей" предложил оснащать беспилотные перехватчики дробовиками, а в перспективе - малоразмерными ракетами. По словам разработчиков, это позволит не тратить дорогостоящие зенитные ракеты на борьбу с дешевыми гражданскими дронами.

Основная проблема борьбы с построенными на коммерческих технологиях беспилотниках состоит в том, что для каждой конкретной ситуации подходит свое решение, которое сложно или невозможно перенести на другие условия. Например, в местах массового скопления людей нельзя применить против дрона стрелковое оружие из-за опасности падения обломков. Решения с беспилотными перехватчиками или птицами подходит только для охраны стационарных объектов. Сложно представить такой способ борьбы в условиях высокомобильной войны.

При этом военным требуется обеспечить противодействие не только дешевым игрушкам, но и полноценным военным БПЛА противника. Поэтому появились специализированные решения. Например, в США компании Lockheed Martin и Raytheon параллельно ведут разработку лазерных систем борьбы с дронами. Принцип их работы основан на пережигании аэродинамических поверхностей летательного аппарата.


В России для борьбы с малоразмерными беспилотниками военные адаптировали стоящие на вооружении средства радиоэлектронной борьбы и комплексы ПВО.

"Минобороны никогда не собиралось воевать с гражданскими дронами. Только в последние годы Вооруженные силы столкнулись с такими изделиями. Постепенно научились бороться. Переделали стоящие на вооружении комплексы, взяли что-то новое. Проблема была в том, что в средствах обнаружения и подавления не было гражданских частот. Сейчас где-то поставили дополнительный блок, антенну, генератор и т.д.", - сообщил в беседе c Mil.Press Военное источник в оборонно-промышленном комплексе.
По состоянию на 2018 год возможность сбивать малоразмерные цели получили , в частности, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С". Еще одним шагом стало подавление сигналов сотовой связи 2G и 3G в местах дислокации российских подразделений.


Борются с беспилотным террористами и сами производители дронов, не заинтересованные в потенциальном запрете свободной продажи своей продукции. Так, DJI еще в 2017 году объявил большую часть Сирии и Ирака бесполетной зоной для своих мультикоптеров. Находясь в координатах этих стран, также как и возле аэродромов и правительственных зданий, БПЛА DJI в состоянии "из коробки" просто откажутся функционировать. Однако эта блокировка скорее красивый жест в сторону чиновников со стороны производителей гражданских дронов, нежели реальная реализация "No Fly Zone". В ответ частные компании без промедления нашли способы перепрошивки и замены компонентной базы летательных аппаратов, снимающие ограничения. Подобное решение, например, от российской компании Coptersafe, обойдется всего лишь в несколько сотен долларов.

Компактный ответ воздушной угрозе

Долгое время оставался открытым рынок носимых устройств для противодействия беспилотным летательным аппаратам. Благодаря тому, что бороться необходимо с гражданскими БПЛА, работающими на гражданских же открытых частотах, мобильные "антидроны" не считаются средством двойного назначения или оружием. Поэтому разработка и постановка на серийное производство таких изделий состоялась в рекордные сроки.

Первые презентации компактных средств, способных нарушать работу навигационных каналов и каналов управления гражданскими дронами, прошли в 2015 году. Американская некоммерческая научно-исследовательская организация Battelle представила DroneDefender - средство подавления БПЛА в форм-факторе футуристической винтовки. Масса такого антидрона составляет 4,4 кг. Разработчики гарантируют непрерывную работу устройства на дистанции до 400 метров от цели на протяжении 2 часов.


В 2016 году новинку - противодронное ружье UAV-D04JA - презентовала китайская Hikvision. Представленной на выставке The China Security Show изделие способно подавлять сигналы спутниковых систем GPS, GLONASS, Galileo L1 и BeiDou B1. Производители заявляют возможность "поражения" цели на дистанциях более километра. Отличительная особенность китайского изделия - вынесенный в виде отдельного блока литий-полимерный аккумулятор. Предполагается, что боец или сотрудник охраны будет переносить его на спине с помощью специального разгрузочного жилета. Батарея способна обеспечить используемое на полную мощность ружье в течение 1,5 часов.


На азиатский рынок претендует и сингапурский производитель - TRD Consultancy Pte Ltd. Первые фотографии с носимыми средствами борьбы с беспилотниками на сайте компании датируются также 2016 годом и относятся к выставке Myanmar Security Expo. В ассортименте компании есть изделия в форм-факторе ружей как для простого обнаружения, так и для подавления. Антидрон Orion H выполнен единым блоком и весит всего 2,5 кг.

Еще одну китайскую разработку, родившуюся в стенах Bei Dou Safety Search Institution, в 2017 году показала телекомпания с российскими корнями Rutply. Ее технических характеристик в репортаже не обнародовали, однако по видеоряду можно отметить, что аккумулятор выполнен в виде автоматного магазина, который пристегивается к ружью. Потенциально, если производители предусмотрели оперативную смену батарей-магазинов, такое изделие может быть интересно военным из-за возможности хранить запасные аккумуляторе в карманах стандартной разгрузки.


Возвращаясь из Азии в Европу, невозможно пройти мимо разработки польской военно-космической компании Hertz Systems с заявленной километровой дальностью поражения цели. Это изделие интересно своей модульностью, которая, по данным опрошенных Mil.Press Военное экспертов по борьбе с беспилотниками пользуется спросом на западном рынке. Антидрон предусматривает возможность интеграции акустических, радиолокационных и оптических датчиков обнаружения, а также различных вариантов блоков подавления - для секторного или всенаправленного действия. Еще одно преимущество польского антидрона - запись телеметрии работы комплекса для сбора статистики.

Наконец, на мировом рынке представлен совместный австралийско-американский проект от компании Droneshield - ружье DroneGun Tactical . Оно тяжелее конкурентов - 6,3 кг, - при этом встроенная литий-ионная батарея позволяет бороться с воздушной угрозой "не менее 30 минут". Набор подавляемых спутниковых сигналов ограничен только GPS и GLONASS. Зато DroneGun способен одновременно работать на подавление нескольких частот: 433 МГц, 915 МГц, 2,4 ГГц и 5,8 ГГц.


Свои антидронные ружья, выполненные в виде легкой винтовки с выносным блоком есть даже у Ирана. Первые фотографии с этими изделиями просочились в сеть еще в 2016 году.

Российские решения на передовой и в тылу

Первым российским носимым средством противодействия беспилотникам на общедоступных каналах связи стал продукт компании "Локационная мастерская" ("Локмас") - противодронное ружье, позже получившее название STUPOR. Его разрабатывали изначально для использования в гражданских целях. В 2016 году изделие встало на серийное производство и прошло лабораторные испытания в Москве. Они показали, что STUPOR способен подавлять частоты GPS (L1, L2, L5), Wi-Fi 2.4 ГГц и Wi-Fi 5.8 ГГц. Излучаемая мощность по всем каналам составила 10 Вт. Устройство сочли безопасным для применения при непрерывном использовании не более 4 часов 40 минут за смену.


STUPOR - один из самых увесистых антидронов на мировом рынке, тяжелее него только Dronegun. Полная масса изделия составляет 5,5 кг. Однако это позволило разместить внутри корпуса аккумулятор, заряда которого хватает на 4 часа противодействия БПЛА.


В 2017 году антидроном от "Локмаса" заинтересовалось Минобороны РФ. К этому времени у компании уже появились конкуренты. Своя разработка существовала у 4 НИИ Минобороны, который традиционно уделяет внимание внедрению технологий двойного назначения при создании новых образцов вооружения. Также существовали прототипы решения от Zala Aero, которое позже назовут REX-1. В апреле 2017 года производителей собрали в Коломне на базе 924 Государственного центра беспилотной авиации и выставили против них военные БПЛА "Орлан", "Гранат" и "Элерон", а также самый популярный гражданский DJI Phantom. С закрытыми частотами военных изделий ни одно из средств противодействия не справилось. С гражданскими, напротив, проблем не возникло. В частности, решение от "Локационной мастерской" смогло одолеть квадрокоптер на дистанции до 650 метров, а в промежутке 650-850 метров - частично нарушить его работу.


Спустя четыре месяца - на "Армии-2017" - свое видение антидронного ружья публично представила входящая в "Калашников" Zala Aero. Как и "Локмас", концерн позиционирует свое средство прежде всего для защиты гражданских объектов. При массе в 4,5 кг устройство способно непрерывно бороться с беспилотной угрозой на протяжении 3 часов. Изделие работает на частотах 900 МГц, 2,4 ГГц и 5,2-5,8 ГГц, подавляя спутниковых каналы навигации GPS, ГЛОНАСС, BD, Galileo, а также сотовую связь стандартов GSM, 3G и LTE. Как и польский аналог, REX-1 построен по модульному принципу с различными блоками - каждый для своих задач.


А дальше произошло нехарактерное для консервативного военного ведомства событие - фактически гражданские средства подавления беспилотников отправили на передовую, в Сирию. "Минобороны не сидит, сложа руки. Все, что относится к противодронной борьбе, военные мониторят: у кого из производителей какие планы, какое новое "железо" планируется к выпуску", - объяснил Mil.Press Военное источник, знакомый с ходом испытаний средств для борьбы с БПЛА. Выгоду от такого сотрудничества получили все: с помощью противодронных ружей российский контингент в Сирии "прикрыл конкретные окопы", разработчики оперативно получили результаты боевых испытаний, а сотрудничающие с Минобороны отечественные разработчики военных беспилотников - данные для повышения помехозащищенности своих изделий. Как стало известно Mil.Press Военное, сирийский опыт оказался неоднозначным, однако часть боевых задач гражданские устройства выполнили.


После этого опыта началась доработка решений. "Локмас" пошел по пути увеличений дальности своего STUPORa - дальность подавления навигационной системы популярных мультикоптеров увеличилась до 2 км. Опробованные в Сирии средства взяли на вооружение сотрудники МВД России - с их помощью защищали от дронов объекты Чемпионата мира по футболу. В свою очередь Zala Aero презентовала на закрытом показе "Армии-2018" представила изделие для подавления сигналов GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и GALILEO под названием Zont, которое можно разместить в подсумке разгрузочного жилета бойца.


Очередной шаг в конкурентной борьбе за российский и мировой рынок средств борьбы с гражданскими беспилотниками собирается сделать "Локмас". В беседе с Mil.Press Военное генеральный директор компании Дмитрий Клочко пообещал представить на выставке "Интерполитех" в октябре 2018 года "совершенно новый комплекс, которого еще ни у кого нет".


На сегодняшний день как в России, так и за рубежом поставки ружей-антидронов несут несистематический характер. Государственные структуры в случае острой необходимости "закрывают" ими дыры в противодронной борьбе, принимают единичные экземпляры на испытания, в том числе сравнительные. По данным Mil.Press Военное, в одной из стран Скандинавии в 2018 году состоится сертификация противодронных средств, в которой будет участвовать и один российский образец.

Серийные закупки таких устройств на территории России через тендерные процедуры пока не проводились. Это может быть связано с отсутствием государственной стандартизации мобильных средств подавления БПЛА. Из-за этого каждому ведомству приходится отдельно формулировать свои требования, проводить собственные испытания и ориентироваться только на свой опыт. Серьезной аналитики, на которую можно ориентироваться, пока нет даже по западному опыту. С одной стороны это плохо для каждого конкретного госзаказчика, с другой стороны дает шанс российской промышленности в целом сделать рывок и выйти в лидеры мирового рынка. При этом прогресс в беспилотных системах не вышел на плато развития в середине второго десятилетия XXI века. По аналитическим данным компании "ВКО-Интеллект", имеющимся в распоряжении редакции, мировая динамика патентной работы по теме БПЛА в период с 2015 по 2016 год показала наибольший за десятилетие рост, а количество НИОКР в России резко выросло на рубеже 2016-2017 годов.

Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.

  • Triton MQ-4C

    Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.


  • WU-14

    Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.


    CH-5

    Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.


    Taranis

    До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.


    Northrop Grumman X-47BС

    Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.



    MQ-9 Reaper

    Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.


    Форпост

    По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

Боевой квадрокоптер применяется в армии, флоте, в силах специального назначения различных стран мира. Профессионалы берут на вооружение данный вид техники по ряду причин, одна из них – высокая маневренность, оперативный запуск, легкость и удобство в управлении. Возможность быстрой установки различного вооружения, а также быстрой их смены.

Какими характеристиками обладает аппарат боевого применения в США?

  • Габариты аппарата от 0,5 метров ширину и от 0,6 метров в длину. Работают боевые дроны на бензине, поднимают нагрузки от 10 кг и выше (до 50-60 кг), скорость полета от 40 и до 140 км/час.
  • Время нахождения в воздухе без дозаправки 20-30 минут, возможно увеличить время полета, установив дополнительные баки с горючим.
  • Максимальный потолок полетов – от 500 метров до 2 км.

Какое вооружение возможно устанавливать?

  • Стрелковое вооружение (автоматы, пулеметы, сконструированные именно под дрон).
  • Легкие гранотометы типа ГМ-93, ГМ-94, RG-1C и другие.
  • Возможна установка кассетных легких бомб для нанесения точных ударов по целям.
Одни из проблем, с которыми сталкиваются на текущий момент разработчики военных дронов – это необходимость разработки и отладки систем прицеливания, оптических систем. Но учитывая, с какими темпами идут скорости разработки военно-промышленного комплекса стран, данный затор будет довольно быстро преодолен и коптеры станут полноценными боевыми единицами. Компания ARMAIR также занимается поставкой беспилотной техники гражданского назначения. У нас есть дроны , беспилотники различного класса. Требуется беспилотная техника? Нужна консультация специалистов? Оставьте заявку или позвоните нам прямо сейчас!

В современных армиях мира применяют БПЛА - беспилотные летательные аппараты. Используют их в двух направлениях - для разведки и непосредственной атаки объектов противника. До сих пор остаётся актуальным вопрос этичности ведения войны с участием таких машин, но в реальности дроны пока что используются без ограничений.

История военных беспилотников

Летательные аппараты для ведения боевых действий начали использовать ещё в XIX веке. Первым прародителем современных боевых дронов принято считать аэростаты для сброса авиабомб. Разработки беспилотных аппаратов начались в 30-х годах в США, а новый толчок к развитию технологии дала Вторая Мировая Война.

В те времена у американцев появился проект по переоборудованию бомбардировщиков В-17, которое бы позволило управлять ими дистанционно через радиосигнал. Взлететь самостоятельно самолёт не мог - для этого требовался бортмеханик и пилот, которые после катапультировались с борта.

За беспилотным В-17 следовал самолёт сопровождения, с борта которого управлялся беспилотник через теле- и радиосвязь. Было переоборудовано 17 машин, из которых только одна выполнила задачу. После этого проект закрыли и не возвращались к нему вплоть до середины 60-х годов.

Британцы во время Второй Мировой тоже пытались использовать беспилотники. Они создали торпедоносец Interstate TDR-1, предназначенный для поражения судов противника. В 1942 году прошли испытания и было поручено создать 18 ударных эскадрилий из 1000 машин. Однако вскоре флот противника был уничтожен обычными ЛА, а потому необходимость в подобных разработках отпала.

Преимущества и недостатки боевых дронов

Преимущества:

  • небольшие размеры, снижение стоимости аппаратов;
  • нет жертв среди личного состава;
  • сложность в обнаружении и уничтожении;
  • передача информации в режиме реального времени;
  • выполнение разведывательных, корректировочных и боевых задач;
  • быстрое обучение операторов управления;
  • высокая мобильность и боеготовность.

Недостатки:

  • «сырость» технологии - до конца не решены проблемы посадки, управления, спасения техники;
  • небольшой радиус действия и малая автономность;
  • гибкость и надёжность ниже (по сравнению с обычными летательными аппаратами);
  • в мирное время во многих регионах полёт такой авиации запрещён.

История применения

Первым удачным применением военных дронов считают 1983 год. Тогда в ходе Ливанской войны армия Израиля при помощи БПЛА уничтожила 86 самолётов армии Сирии и 18 батарей ПВО. После этой демонстрации государства по-новому взглянули на возможности беспилотной авиатехники.

Начиная с 90-х годов лидерство в производстве квадракоптеров военного назначения перешло к американцам. Такие аппараты активно использовались во время операции «Буря в пустыне» и при бомбардировках Югославии. В 2002 году американцы при помощи штурмового беспилотника уничтожили авто, в котором ехал один из лидеров Аль-Каиды - после этого армия США стала активно применять дроны именно для уничтожения боевиков, их баз и опорных пунктов.

Что касается использования таких машин Россией, то серьёзно решать проблему стали только после восьмидневной войны с Грузией в августе 2008 года. Армией РФ используется два беспилотника - «Орлан» и «Форпост», прошедшие боевое крещение в Сирии.

Возможности применения

В зависимости от типа аппарата, он может выполнять следующие задачи:

  • Разведка. Основное назначение БПЛА.
  • Передача данных в пункт управления в режиме онлайн.
  • Наведение ракет и артиллерии на позиции противника.
  • РЭБ - постановка помех на канал связи противника.
  • Ретрансляция. При помощи нескольких дронов можно создать цепочку, по которой будет передаваться шифрованный сигнал.
  • Сброс бом и запуск ракет с борта.
  • Как мишень во время учений по отражению атаки средствами ПВО.

Проблемы боевого применения БПЛА

Наиболее активный пользователь боевых дронов - США, в основном аппараты применяются в ходе боевых действий и антитеррористических операций на Ближнем Востоке. Например, в 2011 году военные дроны обнаружили убежище Бен Ладена в Пакистане. С началом войны в Сирии такие же аппараты помогли в обнаружении и уничтожения Джихади Джона, который прославился тем, что выкладывал в сеть видео с обезглавливанием людей. Сколько именно человек погибло от действий дронов - неизвестно. Например, по данным ЦРУ, за 2004-2016 годы от действий американских беспилотников в Пакистане погибло до 4 тыс. человек, из них 1 тыс. - мирные жители.

В мире обсуждается проблематика ведения войны с использованием БПЛА. Главная причина - большое количество жертв среди местного населения. К другим проблемам относятся:

  • «Иллюзия вседозволенности». Есть ли у командования моральное право использовать дронов для уничтожения людей?
  • Большая текучка среди операторов управления, главная причина - муки совести из-за убийства людей.
  • Для управления и распознавания целей используется искусственный интеллект (нейросеть), некоторые боятся «восстания машин».
  • ИИ зачастую не может отличить комбатанта от мирного жителя. Например, боевые дроны уничтожают детей, которые играют с игрушечными автоматами.
  • Нейросеть не в состоянии отличить комбатанта от военнопленного, который уже не оказывает сопротивления и хочет сдаться.
  • Доступность технологии. Террористы могут купить квадрокоптер на чёрном рынке и использовать его в своих целей. Из последних примеров - массированные атаки дронов ИГИЛ на военные базы и аэродромы в Сирии.
  • Террористы могут использовать гражданские модели беспилотников для проведения актов в городах Европы и США. Например - распылить отравляющие или радиоактивные вещества над массовыми скоплениями людей.
  • Правовые аспекты применения таких машин пока не решены. Соответственно, операторы могут быть осуждены.

Самые опасные военные дроны

WU-14. Китайская машина, которая изначально позиционировалась как «научный аппарат», но позже была признанна военным дроном. Предназначен для сверхдальних перелётов, может доставить ядерный боезапас на другой континент.

Taranis. Засекреченная разработка британского ВПК. Известно, что аппарат оснащён системой «стелс», применим для межконтинентальных перелётов.

X-47 B С. Американская разработка. Автономная влёт-посадка, под крыльями установлены ракеты, которые запускаются оператором из штаба.