Страны таможенного союза еаэс. Евразийский экономический союз

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Евразийский экономический союз является современной действующей международной региональной организацией, так как обладает всеми признаками подобной межправительственной структуры. Цели и принципы, на которых базируется создание и деятельность Евразийского Экономического союза, наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.1 и 2.2 соответственно.

Рисунок 2.1-Принципы функционирования ЕАЭС


Рисунок 2.2 - Основные цели ЕАЭС

Из рисунка следует отметить, что данные цели должны быть осуществлены через реализацию следующих задач:

Уменьшение транспортных издержек, направленных на снижение цен на товары;

Стимулирование конкуренции на общем рынке стран ЕАЭС;

Стимулирование эффективной экономики за счёт уменьшения издержек, повышая производительности труда, наращивания производства и внедрения новых технологий;

Увеличение потребительского спроса;

Повышение уровня благосостояния населения стран ЕАЭС.

Согласно Договору о Евразийском Экономическом Союзе статье 8, для решения поставленных задач и достижения соответствующих целей, сформировалась организационная структура Евразийского экономического союза, которая является одна из главных, необходимых и характерных элементов международной организации, каждый из которых наделен своими собственными полномочиями, компетенцией и функциями.

Рисунок 2.3 - Организационная структура Евразийского экономического союза

Рисунок 2.4 -Суд Евразийского экономического союза

Из рисунка видно, что в структуру ЕАЭС входят:

1. Высший Евразийский экономический совет - это главный руководящий орган ЕАЭС, в состав которого входят главы государств-членов союза.

Высший совет функционирует в порядке, определенном Договором о ЕАЭС (ст. 11 «Порядок работы Высшего совета»), дополненном и уточненном самим Высшим советом (Решение № 96 от 23 декабря 2014 г. «О порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского совета»).

В соответствии с этим порядком очередные заседания Высшего совета должны проходить не реже 1 раз в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания по инициативе любого из государств-членов или представителя Высшего совета.

Председатель Высшего совета, пост которого поочередно занимают главы государств-членов на протяжении одного года, выполняет следующие функции:

Организует работы высшего совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

По общему правилу решения и распоряжения Высшего совета принимаются по принципу консенсуса, то есть с общего согласия.

В качестве главного органа ЕАЭС Высший совет наделен полномочиями рассматривать принципиальные вопросы деятельности ЕАЭС, определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции, а также принимать решения, направленные на реализацию целей ЕАЭС.

Более наглядно основные полномочия Высшего совета представлены на рисунке. 2.5

Из рисунка видно, что конкретными полномочиями Высшего совета являются формирования руководящих органов ЕАЭС таких как ЕЭК, и Суд ЕАЭС; утверждение бюджета ЕАЭС, общее руководство международной деятельностью ЕАЭС, включая принятие решений о заключении международных договоров ЕАЭС с третьими сторонами, а также утверждение символики ЕАЭС.

Высший совет не имеет постоянного местонахождения, его заседания могут проводиться на территории любого государства - члена ЕАЭС. Место и время проведения очередного заседания Высшего совета определяется на предшествующем заседании Высшего совета.

2. Евразийский межправительственный совет - является вторым по значимости органом политического руководства ЕАЭС, в котором принимаются основные решения, а также регулирует экономическую деятельность и сотрудничество в рамках союза, состоящий из глав правительств государств-членов союза.


Рисунок 2.5 - Основные полномочия Высшего совета ЕАЭС

В качестве второго по значимости органа политического руководства Межправительственный совет, осуществляет следующие полномочия:

Ведет заседания Межправительственного совета;

Организует работу Межправительственного совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение;

Занимается подготовкой вопросов для утверждения Высшим советом, например, одобряет проект бюджета ЕАЭС или представляет для назначения кандидатур в состав Евразийской экономической комиссии;

Осуществляет политический контроль за деятельностью ЕЭК как регулирующего органа ЕАЭС в частности, отмена, или приостановление решений Комиссии, рассмотрение вопросов, по которым представители государств-членов в Комиссии не смогли достичь консенсуса;

Устанавливает порядок реализации совместных мер государств-членов в области промышленной политики, проводит совместные программы, проекты, а также утверждает основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

3. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза.

Основными задачами Евразийской экономической комиссии являются:

1) обеспечение условий функционирования и развития союза - в качестве регулирующего органа, ЕАЭС самостоятельно осуществляет правовое регулирование евразийской экономической интеграции;

2) выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза-ЕЭК инициирует принятие новых мер по развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которые она представляет на утверждение государств-членов и органов политического руководства ЕАЭС.

Общий перечень вопросов, в отношении которых комиссия осуществляет полномочия, имеет весьма обширный характер, он включает 20 сфер экономической интеграции и допускает дальнейшее расширение.

Сферы полномочий Комиссии закреплены в Приложении №1 к Договору «О Евразийском экономическом союзе», среди них:

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

Таможенное регулирование;

Техническое регулирование;

Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

Установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

Статистика внешней и взаимной торговли;

Макроэкономическая политика;

Конкурентная политика;

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии и другие.

В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения и рекомендации носящий обязательный характер, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС.

Из рисунка следует отметить, что организация процесса принятия решений Евразийской экономической комиссией подразумевает тесное, поэтапное и скоординированное взаимодействие со сторонами -- профильными министерствами и ведомствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Это обеспечивает принятие согласованных, продуманных, качественно проработанных решений, учитывающих интересы и требования сторон, а также лучшие мировые практики.

Особенностью состава и порядка функционирования комиссии, отличающейся от других органов ЕАЭС, является то, что она функционирует на двух уровнях, которая состоит из двух структурных подразделений - Совета и Коллегии.

Совет Комиссии включает представителей государств-членов на уровне заместителей глав правительств, по одному представителю от каждого государства-члена.

Правительство каждого государства-члена самостоятельно определяет, кто из заместителей главы правительства будет представлять его в составе комиссии.

Представленная кандидатура доводится до сведения других государств-членов, затем предварительно рассматривается Межправительственным советом и по его представлению, Высшим советом.

Совет является высшим внутренним подразделением в структуре Комиссии, на котором возложены две основные функции, они наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.6.


Рисунок 2.7 - Основные функции Совета Евразийской экономической комиссии

Из рисунка следует отметить, что в рамках первой функции, совет утверждает ключевые решения, принятия которых отнесено к полномочиям комиссии, например, установление и изменение пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, принятие технических регламентов ЕАЭС, утверждение порядка проведения расследования, нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В рамках второй основной функции Совет осуществляет политический контроль в отношении второго, нижестоящего подразделения Комиссии - Коллегии, которая может пересматривать принятые ею решения.

Заседания Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Они проходят под руководством Председателя Совета, должность которого члены совета занимают поочередно в течение одного года.

Совет Комиссии принимает решения, распоряжения и рекомендации на основе консенсуса.

При осуществлении своих полномочий они независимы от государственных органов и должностных лиц государств-членов и не могут запрашивать и получать указания от органов власти или официальных лиц государств-членов, а равно от властей третьих государств.

Для членов Коллегии также установлены специальные ограничения, призванные обеспечить их независимость и интересы.

Члены Коллегии имеют ранг министра, ответственного за конкретную отрасль управления:

1. Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике.

2. Министр по экономике и финансам.

3. Министр по промышленности и агропромышленному комплексу.

4. Министр по вопросам технического регулирования.

Члены Коллегии назначаются Высшим советом сроком на 4 года с возможным продлением полномочий.

В качестве исполнительного органа Комиссии, Коллегия осуществляет управление интеграционными процессами применительно к вопросам, не закрепленных за Советом. В этих рамках Коллегия уполномочена издавать от имени Комиссии правовые акты, в том числе юридически обязательные для решения государств-членов, граждан и юридических лиц.

Кроме основных структурных подразделений внутренних органов Совета и Коллегии, в структуре Комиссии образованы департаменты, которые наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.7.

Из рисунка можно констатировать, что Департаменты представляют собой отраслевые подразделения, которые занимаются подготовкой материалов и мониторингом исполнения государствами-членами права ЕАЭС в конкретных сферах экономической жизни.

Департаменты состоят из должностных лиц и сотрудников, выступающих в качестве международных служащих, располагающих необходимой профессиональной квалификацией и осуществляющих свои полномочия независимо от государств-членов. Они зачисляются на работу Председателем Коллегии, который также назначает для каждого департамента директора и заместителей.


Рисунок 2.7 - Департаменты Евразийской экономической комиссии

Общее руководство департаментами осуществляет Коллегия, а каждый ее министр контролирует деятельность определенных департаментов, поставленных под его подчинение в соответствии с распределением должностных обязанностей.

В ЕЭК созданы 18 Консультативных комитетов, где также представлены руководители ряда крупных бизнес­структур союзных стран по макроэкономической политике, статистике, таможенному регулированию, взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе, торговле, техническому регулированию.

На рисунке 2.9 более подробно рассмотрим консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и бизнес-сообщества государств -- членов ЕАЭС.

Из рисунка видно, что Консультативный совет в рамках взаимодействия с бизнес­сообществом осуществляет деятельность по таким направлениям, как: развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс, взаимная и внешняя торговля, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг.

Председателем Консультативного совета является председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, а его заместитель -- член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. В его распоряжении находится структурное подразделение ЕЭК, осуществляющее выполнение сводно­аналитических функций по обеспечению деятельности Совета, -- Департамент развития предпринимательской деятельности Комиссии.

Евразийская экономическая комиссия в качестве постоянного действующего регулирующего органа ЕАЭС имеет постоянное местонахождение, где заседают и работают все ее структурные подразделения. Этим местом является столица Российской Федерации город Москва.


Международные объединения позволяют развивать экономику стран-участниц, расширять рынки и получать другие выгоды для всех заинтересованных сторон. Эти и другие цели стали причиной создания Таможенного союза (по новой версии ЕАЭС, расшифровка - Евразийский экономический союз ) в 1995 году. Сегодня его постоянными участниками являются 5 государств, которые приняли общие правила импорта и экспорта продукции через свои границы и соблюдают ряд условий подписанных международных соглашений.

Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные

Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».

Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии - «ЕАЭС», и других вариантов не существует.

Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.

Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган - Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.

Страны ЕАЭС: список на 2019 год, кто входит в состав

История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС :

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Кыргызстан.

Молдавия с 2018 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.


Техническое регулирование и сертификация

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Еврази́йский Сою́з (ЕАС ), полное название Еврази́йский Экономи́ческий Сою́з - проект союза суверенных государств с единым политическим [источник не указан 1112 дней ] , экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ - ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза.
История проекта Евразийского Союза

Евразийский союз
белор. Eўразійскі Саюз
каз. Еуразия Одағы

Дата создания

2013 -2015

Декларация об основании: 18.11.2011

ЕЭП: 01.01.2012

Крупнейшие города (свыше 1 млн)

Москва, Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск, Алма-Ата, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж

Государства-члены

Страны, подписавшие декларацию о создании Евразийского Союза:


Белоруссия
Казахстан
Кандидаты:
Киргизия
Таджикистан

Официальные языки

русский, казахский, белорусский

Руководство

Евразийская экономическая комиссия

Виктор Христенко

Территория

1-я в мире

20 030 748 км²

Население

Всего (2012 )

- Плотность

7-е в мире

169 880 000 (2012)

8.36 чел/км²

ВВП (ППС)

Всего (2011 )

6-й в мире

$ 2,720 трлн

Валюты

Евраз

Российский рубль

Белорусский рубль

Казахстанский тенге

Часовой пояс

UTC от +3 до +12

Телефонные коды

7 (Россия, Казахстан)

375 (Белоруссия)

Официальный сайт

отсутствует

Ввиду распада СССР в конце XX века среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла потребность восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции и новое евразийство заново получили широкое распространение, и наиболее известными её сторонниками и идеологами являются: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев , президент России Владимир Путин , философы и политологи Александр Дугин , Александр Панарин , Сергей Гавров , киргизский писатель Чингиз Айтматов и многие другие.

Впервые о необходимости создания Евразийского Союза писали в 20 -30-х гг. XX-го века классические евразийцы - Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий и Г. В. Вернадский . Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский Союз, путем смены коммунистической идеологии на евразийскую.

Первым подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии - Европейско-Азиатского Союза был предложен ещё перед распадом СССР академиком А. Д. Сахаровым.

При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был, было создано только малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств.

Согласно следующему детализированному проекту марта 1994 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР : Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства - Армения, Узбекистан, Молдова , а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства - Абхазия, Южная Осетия , Приднестровье , Нагорно-Карабахская Республика.

На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство , однако потребность в более широком таком Союзе осталась.

Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шёл динамично, однако проект Евразийского Союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 года в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС . Осенью 2011 года проект Евразийского Союза получил новый толчок от публикации премьер-министром России Владимиром Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» (2011). Путин, а вслед за ним и лидер единороссов Борис Грызлов в статье «Будущее за нами» в «Независимой газете» утверждали, что создание Евразийского Союза позволит России стать ещё одним мировым полюсом влияния.

2010 год

После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе ЕЭП Белоруссии , Казахстана и России. Как заявил президент Российской Федерации Дмитрий Медведев ,

Договорились (не сразу и не без труда) создать Евразийский союз с Казахстаном и Белоруссией. Очень важное решение. Будем развиваться вместе .

Медведев не исключил возможность включения в союз Киргизии :

Наш новый союз и сейчас Единое экономическое пространство - они будут открыты для вступления других стран… Это означает, что мы протягиваем руку сотрудничества нашим ближайшим соседям, нашим друзьям, тем самым создавая для них условия по модернизации экономики и улучшения качества жизни людей .

2011 год

Движение вперед интенсивное, рассчитываем, что в следующем году подпишем декларацию Евразийского союза, который может и должен начать свою деятельность в 2013 году .

3 октября 2011 года в газете «Известия» появилась статья, написанная лично Владимиром Путиным . В ней автор рассуждает о создании Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана, «способного стать одним из полюсов современного мира» .

Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания. .

Москва хотела бы создать единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром .

19 октября 2011 года главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу , в который на данный момент входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Об этом сообщил в ходе заседания глав стран ЕврАзЭС генеральный секретарь организации Таир Мансуров .

«Где-то на рубеже 2015 года мы можем подойти, если будем действовать так же энергично, как до сих пор работали, к реализации идеи создания Евразийского союза» .

16 октября 2011 года, на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств, Казахстан блокирует название «Евразийский Союз». Проект союза отправляется на доработку.

24 октября 2011 года крупнейшая в Молдавии парламентская партия коммунистов призвала власти взять курс на вступление в Евразийский Союз, не отказываясь от европейской интеграции.

18 ноября 2011 года, в Москве, Президент России Дмитрий Медведев , президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали декларацию о Евразийской экономической интеграции.

2012 год

С 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начнут работать с июля 2012 года. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнеры намерены приступить к созданию наднационального - Евразийского - парламента, сообщил в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

В последние годы на пространстве СНГ активно идут интеграционные процессы, - пояснил он, - уже созданы Таможенный союз и единое экономическое пространство, которые станут базой для формирования будущего Евразийского союза.

Новой надгосударственной структуре потребуется, по словам Нарышкина, прозрачное и понятное экономическое и иное законодательство. Однако те наднациональные органы, которые сейчас формируются или уже созданы, например, Евразийская экономическая комиссия, «не могут и не должны брать на себя парламентские задачи». Решать их предстоит наднациональному парламенту.

Говорить о структуре будущего законодательного органа Евразийского союза пока все же преждевременно. По предварительным данным, работа по его созданию начнется с формирования в Госдуме специальной парламентской комиссии, которой предстоит разработать некую законодательную процедуру по формированию наднационального парламента для России. В дальнейшем из числа российских парламентариев планируется создать рабочую группу, которая вместе с коллегами из Белоруссии и Казахстана приступит к выработке комплексных предложений по вопросам единого экономического законодательства для дальнейшего обсуждения.

18 сентября 2012 года мажилисмены Казахстанского парламента отвергли идею создания единого Евразийского парламента. Свою принципиальную позицию озвучил глава комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Маулен Ашимбаев и секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин . Политики заявили:

Несмотря на все попытки форсировать создание наднациональных политических структур, в реальности же в общей повестке дня такой постановки вопроса нет и не будет. Скажу даже больше - создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны. А принцип суверенитета четко закреплен в Конституции, и, более того, согласно законам нашей страны такого рода вопросы даже не могут выноситься на общенациональный референдум .

На данный момент при Европейском клубе создана дискуссионная площадка Евразийский Диалог, которая призвана найти будущие проблемные моменты при создании Евразийского Союза и по возможности решить их.

4 ноября 2012 года, в День народного единства, Евразийский союз молодежи и партия «Евразия» объявили о начале подготовки всероссийского референдума по вопросу о создании Евразийского союза, проведение которого намечено на 2013 год. Оргкомитет пригласил все общественные и политические организации России присоединиться к инициативе, начат сбор подписей в её поддержку .

19 декабря 2012 года, советник Президента России Сергей Глазьев , заявил о том что вопрос о введении единой валюты в рамках Евразийского Экономического Cоюза обсуждался несколько раз, однако положительного решения пока нет. И далее сделал следующее заявление:

В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. …
Если мы исключим доллар и евро, в которых пока ещё ведутся расчеты в основном по энергоносителям, вес рубля во взаимной торговле трех государств составляет около 90 %. .

Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении помешать созданию «новой версии Советского союза» под видом экономической интеграции. .

2013 год

Главы двух государств обсудили программу двустороннего сотрудничества на 2013-2015 годы, ход создания Единого экономического пространства и продвижение в сторону Евразийского экономического союза. Следующий контакт двух президентов состоится осенью в Екатеринбурге во время традиционного ежегодного Форума приграничных регионов. На этой встрече Назарбаев сообщил:

Мы дали поручение по подготовке нового Договора о дружбе и сотрудничестве, надеюсь, мы его подпишем в Екатеринбурге этой осенью.

Владимир Путин , в свою очередь, отметил, что «объем нашего сотрудничества очень большой, он постоянно нарастает и это идет на благо наших экономик, наших народов». «Страны наработали очень хороший опыт интеграции», - констатировал российский президент.

История расширения

Членов

2013-2015

Белоруссия, Казахстан, Россия

Три предполагаемых первых члена-основателя Евразийского Союза, имеющие в СНГ самую высокую степень интеграции - Россия, Казахстан, Беларусь - завершили к 2010 году создание Таможенного союза , к 1 января 2012 Единого экономического пространства.

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.