Внеклассное мероприятие "день заповедников и национальных парков". Методическая разработка (4 класс) на тему: Внеклассное мероприятие "Заповедные места Земли" День заповедников и национальных парков название концерта

11 января - день национальных парков и заповедников России

(сл.1)

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о нац. парках и заповедниках России.

(сл.2) Фадеева А.

***

Есть особый день в России,

Он природе посвящен.

Заповедникам красивым

И нац. паркам всем поклон.

Про сохранность дикой флоры

Нам сей праздник говорит,

Чтобы Родины просторы

Каждый смог бы оценить.

(сл.3) Курсков В.

***

День заповедников и парков

В стране сегодня отмечают,

И пусть в январский день не жарко,

Но всем нам душу согревают

О красоте природы мысли,

Так сохраним ее все вместе,

Леса, поля, низины, выси,

Вершины гор до поднебесья!

(сл.4)

- Заповедники – это особо охраняемые территории или акватории, на которых стараются сохранить природу в первозданном виде.

Для этого на территории заповедника полностью запрещена любая хозяйственная деятельность и туризм.

(сл.5)

Нац. парки - почти то же самое, что и заповедники, только в парках разрешен туризм.

(сл.6)

Всего в России 101 заповедник и 35 национальных парков.

Больше всего заповедников на территории Красноярского, Приморского и Хабаровского краев.

(сл.7)

День заповедников начал отмечаться с 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

(сл.8)

В 2016г. В.В.Путин издал указ о признании 2017г – годом заповедников и нац. парков.(зачитываем слайд)

(сл.9)

в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский. Так что в этом году у него юбилей – 100 лет!

(сл.10)

Первый национальный парк – Сочинский был открыт в целях сохранения уникальных природных комплексов , использования их в природоохранных, рекреационных, просветительных и научных целях и «Лосиный остров» в Москве.

Крупнейшие национальные парки: «Удэгейская легенда», «Юдыг Ва», «Тункинский», «Водлозерский», Шорский.

Конечно же, и в Подмосковье есть заповедники и нац. парки. Самый известный – «Лосиный остров» (выходят Воронова А., Азаров Е., Полякова К., Бахметьев М.)

(сл.11-12) Воронова А.

Несомненно, это самый известный у москвичей национальный парк-заповедник. «Лосиный остров» считается самым большим лесопарком на Европейском континенте, расположенным в городской черте. Его общая площадь достигает размеров почти в 117 тысяч квадратных километров.

Большую часть этого национального заповедника – порядка 80% - занимают лесные насаждения: березняки, хвойные и широколиственные деревья. Богато представлена и фауна, где в естественных условиях можно увидеть оленей и лосей, диких кабанов, ондатр и бобров, а также белок и даже норок.

И, несмотря на то, что расположен заповедник в пределах Москвы, вы сможете насладиться тишиной русской природы, сделать прекрасные фото, подышать свежим воздухом и прекрасно отдохнуть.

(сл.13-14) Азаров Е.

Следующий в нашем списке национальных заповедников Москвы – природный памятник «Серебряный Бор». Лесной массив произрастает на искусственно появившемся острове, расположенном в излучине Москвы-реки. Этот зеленый уголок столицы стал излюбленным местом отдыха москвичей. Памятником природы объявлен в 1991 году.

Свое название «Серебряный Бор», где в основном растут величественные сосны, получил из-за интересного природного явления, когда поутру, погожим днем сосны излучают свет, сравнимый с блеском тщательно надраенной серебряной утвари. К сожалению, в наши дни такое явление наблюдается довольно редко из-за сильно загрязненного воздуха в его окрестностях.

Сегодня в «Серебряном Бору» расположены коттеджи высоких государственных чинов и иностранных представительств, но здесь же имеется несколько пляжей, в том числе и для нудистов, различные развлекательные заведения, а также рестораны и кафе.

(сл.15-16) Полякова К .

Национальный заповедник Москвы – ландшафтный заказник «Теплый Стан» расположен на юго-западе города, на так называемой Теплостановской возвышенности. Интересно, что на сегодняшний день именно здесь находится высшая точка мегаполиса (253,4 метра над уровнем моря).

По территории национального парка протекает речушка Очаковка. Ее водный бассейн в этом районе вместе с истоком и всеми притоками, а также родник Холодный неподалеку от Коньково, которые известны по летописям 8-вековой давности, внесены в реестр памятников природы.

Местная фауна богата своими представителями. Здесь можно встретить кротов и белочек, зайцев и даже ласку. В лесопарке гнездятся дятлы, соловьи, дрозды, поползни и сойки.

Сегодня на этой территории оборудована зона отдыха «Тропарево» с прекрасной инфраструктурой: аттракционы, городок для детей, собранный из деревянных конструкций, «лягушатник» для водных процедур.

В глубине заказника расположены два родника – Тропаревский и Сергиевский Кукринского ручья. У истока последнего стоит часовня во имя Сергия Радонежского.

(сл.17-18) Бахметьев М.

Первый в нашем списке национальных заповедников Московской области – Приокско-Террасный биосферный резерват. Раскинулся он недалеко от подмосковного Серпухова. Местная флора включает в себя более 1000 видов растений, но основу лесных зон составляют сосны.

Здесь, в естественных условиях, можно встретить лосей и оленей, волков и лис, диких кабанов и даже рысь. В летний период на деревьях и в зарослях гнездятся зяблики, мухоловки, синички и ястребы. Большую часть местного ландшафта – порядка 92% - занимают лесонасаждения.

(сл.19) Четвериков А.

Приходится хранить природу под замком,

И пропускать туда народ лишь по билетам,

Заводы, фабрики, коммуникации кругом,

И спам на улицах, не только в интернете.

День заповедников и парков, Помни - ТЫ!

Начни с себя и расскажи всем детям,

Если растут на клумбочке цветы,

Их завтра может и не быть, на этом белом свете.

Выходят Тепикин Д., Зайченко К., Миронов М., Иванова В.

(сл.20-21) Тепикин Д.

Национальный заповедник Московской области – Государственный заказник «Журавлиная родина» - раскинулся на территории двух районов Подмосковья – Сергиево-Посадского и Талдомского. На географических картах России место обозначается как Дубнинский болотный массив.

Посещать «Журавлиную родину» рекомендуется с последней декады августа месяца и до последних чисел сентября, когда на местных лугах можно увидеть великое множество журавлей – по нескольку тысяч в день. Именно здесь они собираются в стаи, которые периодически взмывают ввысь и отправляются на зимовку в дальние страны. Зрелище незабываемое!

Было бы неверным сказать, что в другое время года здесь неинтересно. В те же теплые месяцы можно наблюдать за жизнью прекрасных журавлей, выходящих к водоемам или идущих по лесным тропкам, и даже появляющихся у рядом проходящих автотрасс. Опытные путешественники берут с собой бинокли, отправляясь на «Журавлиную родину». Так будет сподручней.

(сл.22-23) Зайченко К.

Национальный парк Завидова разместился на площадях Московской и Тверской областей, на так называемой Верхневолжской низменности. Международная организация ЮНЕСКО признала этот заповедник самым экологически чистым местом на Земле.

Государственный комплекс «Завидово» имеет богатую флору и фауну. В местных лесах растут лиственные и хвойные деревья, а также многочисленные кустарники и ягоды. В местном ландшафте присутствуют прекрасные луга и водоемы с редкими водными растениями. Есть места, выйдя к которым будто попадаешь в сказочный мир, знакомый многим из детских мультипликационных фильмов.

Местная фауна также представлена весьма широко, где только млекопитающих животных имеется порядка 41 вида. В озерах водятся сазаны, щуки, лещи, а также налимы, окуни и судаки.

(сл.24-25) Миронов М.

Этот огромный лесной массив расположен в Шатурском районе Московской области. Заповедник – часть древней Мещеры. Состоит он из сменяющих одна другую лесных дубрав, липовых рощ, сосняков, ареалов черной ольхи и множества других типов лесных насаждений.

Тут и там по всей территории находятся заболоченные места: верховые с растущей на них клюквой, переходные с тянущимися из трясины березками, низинные и сенокосные луга.

Как и на «Журавлиной родине», которую мы описывали выше, здесь можно встретить множество серых журавлей.

(сл.26-27) Иванова В.

Да, этот национальный парк расположен не непосредственно в Подмосковье, но близко от него. Этот национальный заповедник – прекрасное место для любителей активного отдыха и туризма, почему мы и решились о нем рассказать.

Само Плещеево озеро возникло еще в эпоху ледникового периода, а со времени его образования прошло порядка, только вдумайтесь, 30 тысяч лет – 300 веков!

В национальном парке богатое представительство флоры и фауны: 710 видов растительности (35 находятся в российской Красной Книге), более 60 видов животных и 200 видов птиц. Это место – действительно красивейший уголок нашей русской природы!

(сл.28) Ювкина С.

Как прекрасна наша зелёная планета,

Когда вокруг полно тепла и света.

Когда везде растут деревья и цветы -

Яркие большие, непревзойденной красоты.

Как хорошо, что есть места на планете,

Которые радуют душу взрослым и детям.

Где играют зверушки без всяких невзгод.

Где о них заботятся круглый год.

Так давайте поддержим в столь радостный день

Каждый листочек, цветочек, тигренка,

Кролика, зайца, слоненка и львенка,

Всех обитателей заповедных лесов,

Зелёных парков и прекрасных садов.

(сл.29) Солодихин Д.

Гринпис (англ. green peace - «зелёный мир») - международная неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Она объединяет 28 национальных и региональных организаций в 47 странах Европы, Америки, Африки, Азии и Тихоокеанского региона. (Annual Report 2015).

В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

Гринпис использует прямые действия (акции и протесты), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей.

Принципы организации:

    Независимость . Гринпис существует только на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Гринпис ответственен за эффективное использование выделяемых средств и тратит их только на природоохранные проекты.

    Ненасильственность . Гринпис не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения целей. Все акции - выражение мирного протеста, даже если эти действия выглядят неоднозначными. Гринпис никогда не отвечает на агрессию тем же, даже когда сталкивается с запугиванием или угрозой.

    Протест действием . Гринпис верит в протест, который приносит результаты, верит в то, что акции смогут вдохновить людей и организации и изменить их отношение к природе. Это далеко не единственный, но, наверное, самый заметный способ привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.

(сл.30) Чернышов К.

Кра́сная кни́га - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

А теперь немного поиграем. Пока команда разгадывает кроссворд болельщики отгадают ребусы.

(сл.31) Кабан

(сл.32) Волк

(сл.33) Лиса

(сл.34) Крот

(сл.35) Тигр

(сл.36) Береза

(сл.37) Выдра

(сл.38) Зубр

(сл.39) Сокол

(сл.40) Снегирь

(сл.41) Сорока

(сл.42) Стриж

(сл.43)

А теперь команды меняются кроссвордами и проверяем.

Следующее задание командам – придумать и написать плакат-лозунг об охране окружающей природы, а болельщики отгадают пока голоса птиц Подмосковья.

(сл.44) Большой пестрый дятел

(сл.45) Ворон

(сл.46) Обыкновенная горлица

(сл.47) Озерная чайка

(сл.48) Перепел

(сл.49) Серый гусь

(сл.50) Снегирь

(сл.51) Сойка

(сл.52) Соловей

(сл.53)

А теперь посмотрим, что получилось у наших команд (демонстрируют свои плакаты-лозунги).

Молодцы! Вас просили подготовить 3 загадки про птиц Подмосковья, пожалуйста, начинаем.

И, наконец, последнее домашнее задание – конкурс пантомим! Кондратьев А.

(сл.54)

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом -
Цвет любимый выбирай!

Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства -
Заповедны берега.

Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

(сл.55)

Спасибо за внимание.

Дополнительные задания

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Вопросы

    Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

    Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

    Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

    Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

    В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

    От чего утки плавают? (от берега)

    Сколько ног у паука? (8)

    Первые весенние птицы (грачи)

    Что делает ёж зимой? (спит)

    Каркуша - это (ворона)

    Какая змея самая большая? (анаконда)

    Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

    Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

    Какие камни в море? (мокрые)

    Целый день летает, всем надоедает (муха)

    В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

    Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

    Рыжая плутовка (лиса)

    Он начинает неделю (понедельник)

    Первый весенний цветок (подснежник)

    Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

3 задание:

Вопросы викторины

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

    Всегда черного цвета.

    Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

«Заповедные места Земли»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

Природа в России - роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
1 конкурс Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

Выбрать экологические праздники:

  1. Международный День Земли - 22 апреля.
  2. Международный День птиц - 1 апреля.
  3. Международный Женский день -8 марта.
  4. Всемирный День Воды (Водных ресурсов) - 22 марта.
  5. Всемирный День защиты животных - 4 октября.
  6. День смеха -1 апреля.
  7. День заповедников и национальных парков-11 января.
  8. День комонавтики -12 апреля.
  9. Всемирный День охраны здоровья - 7 апреля.
  10. Новый год -31 декабря-1 января.

Проверка на слайде.

Назовите дату, которая подходит к нашей теме.

Справка с показом слайдов (1-6 слайдов).

- По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.

Наша страна насчитывает около ста заповедников. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

Справка о Кавказском заповеднике.

Кавказ! Жемчужина востока,
Моих отцов прелестный край.
Здесь горы чудны и высоки,
Цветут долины, словно рай.

Один из охраняемых уголков России – Кавказский биосферный заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Слайд 7 .

Это один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа. Заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа.

Основная часть Кавказского заповедника представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами. Слайд

Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец.

Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:

Хребет Чугуш , гора Фишт , хребет Ацетука , горы - Агепста , которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.

Многообразен животный мир заповедника:

В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих, 225 видов птиц, около 10 000 видов насекомых (кадр 13).

Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры , их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров (кадры 14, 15, 16).

В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей . Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. (кадр 17) Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья.

На склонах гор можно заметить стадо серн горных коз (кадры 18, 19). Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать (кадр 20).

На территории заповедника живут еноты (кадр 21), кавказские медведи (кадр 22), лисы (кадр 23), волки (кадр 24), дикие кабаны (кадр 25).

Много разных птиц обитает здесь. Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола , высматривающего себе добычу (кадр 26). По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту (кадр 27). На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых (кадр 28). Встречаются в заповеднике удод (кадр 29), чекан луговой (кадр 30), горихвостка-чернушка (кадр 31).

В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений.

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

Справка о Хвалынском заповеднике.

Национальный парк "Хвалынский" создан в 1994 году. Учёные обратили внимание на уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров..

Хвалынские горы самые высокие на Приволжской возвышенности. Они сложены отложениями мелового периода мезозойской эры и, в меньшей степени, отложениями.

На территории парка встречаются барсук, бобр, кабан, куница, лось, косуля, норка европейская, хорёк лесной, хорёк степной. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.

В Красную книгу Российской Федерации занесены встречающиеся здесь: волчеягодник боровой, пион тонколистый, венерин башмачок настоящий, иссоп меловой, ковыль перистый, сосна, произрастающая на меловых обнажениях и представляющая собой уникальную форму, входящую в качестве охраняемой в списки редких видов страны.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

4 конкурс. “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

5 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Назовите заповедники, о которых вы сегодня узнали.

Какие правила поведения вы будете соблюдать, находясь в заповедных зонах?


Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест.
Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках

Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»


"Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы"
Д.И. Писарев

"Пойми живой язык природы -
И скажешь ты: прекрасен мир!"
И.С. Никитин

Сегодня мы посетим с вами весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято называть заповедниками.
На сегодняшний день в России насчитывается 110 заповедников, всемирно известных и тех, чья известность не простирается дальше родного края. Много это или мало? На первый взгляд – много. Больше 100 заповедников, расположенных от берегов Арктики и до засушливых низовий Волги, от западных границ России до просторов Дальнего Востока. Но с другой стороны, общая площадь заповедников составляет чуть больше 1% от территории страны.
Количество заповедников в нашей стране то росло, то сокращалось. Так, в 1951 году было ликвидировано 88 из 128 тогдашних заповедников, а их общая площадь сократилась с 12,5 млн. га до 1,5 млн. в следующем десятилетии. Количество заповедников в Советского Союзе и занимаемая ими площадь вновь выросла – до5 млн. га, а потом опять часть этой площади была пущена «под нужды народного хозяйства».
После распада СССР площадь заповедников существенно увеличилась. Если в 1991 году их было немногим больше 20, то в начале 21 века в России насчитывается уже более 100 природных заповедников, занимающих территорию 33,7 млн. га. В их число входят и заповедники – гиганты, чья площадь составляет более 1 млн. га: Большой Арктический, Командорский, Усть – Ленинский, Кроноцкий и др. Расскажем о некоторых из них…

Большой Арктический заповедник


Медведи бродят и песцы,
Горланят гуси – крикуны.
Живет все это в тишине,
В далекой Арктике.

Это самый крупный из всех российских заповедников, его площадь составляет 4 167 222 га. Кстати, Большой Арктический является и самым крупным по площади заповедником Евразии. Он не только самый большой в нашей стране, но и один из самых молодых: создан постановлением Правительства РФ 11 мая 1993 года. То, что он есть у России, очень важно, потому что Арктика нуждается в бережном отношении. Многие годы от этой части страны требовали только полезные ископаемые, которыми богаты полярные области. Нынче это «строгий природный резерват».
Какие задачи поставлены перед заповедником? Во-первых, изучение естественного хода природных процессов и явлений; во-вторых, восстановление здешнего животного и растительного мира, во многом сохранившегося со времен ледникового периода.
В отличии от многих других заповедников, Большой Арктический не имеет общей, замкнутой территории; он состоит из 35 обособленных участков, в которых входят некоторые острова и целые архипелаги, примыкающие к полуострову Таймыр и находящиеся в акватории Карского моря, одного из морей Северного Ледовитого океана. К территории заповедника относится, и часть материковой суши, находящейся на полуострове Таймыр. Контур, который охватывает территорию заповедника, осложняется ещё и тем, что внутри заповедных участков находятся такие, где разрешена хозяйственная деятельность (в том числе добыча полезных ископаемых), а также участки действовавших здесь когда – то метеостанций, поселков и т.п. одним словом, огромные заполярные и очень сложные просторы.

Просторы тундры велики
И долго можно там брести.
Ходить по сопкам в тишине
И созерцать весь мир извне.
Идешь по тундре не спеша
И солнце светит свысока.
Полярный день вокруг стоит
И светом всех всегда дивит.
Здесь сопки волнами лежат,
Узоры разные чудят.
Не разгадать нам ни когда
Загадку мастера - творца.
Вокруг цветы и красота,
И воздух свежий здесь всегда.
Раздолье ветрам и душе
В просторах тундры нам везде.
Игорь Антипин

Какова природа заполярных мест? О Крайнем Севере многие из вас слышали, читали, видели фотографии в учебниках, в познавательной литературе, но не представляют себе, что такое полярная ночь, как что- то вообще может расти там, где вечная мерзлота уходит вглубь земли на десятки и сотни метров? Чем питаются здешние животные и сколько их? Главное: зачем эта «мёртвая земля» нужна? Попробуем разобраться в этих вопросах…
Большая часть территории заповедника относится к под зоне арктических тундр, а самые северные участки (побережье и острова) – к зоне арктических пустынь. Вам ведь известно, что кроме жарких засушливых пустынь Средней Азии, Африки и Австралии, где царствует раскаленный камень и сыпучий песок, существует и арктические пустыни. Летом это ощетинившаяся высокими кочками равнина, поблескивающая гладями бесчисленных озёр, болот; а также колючие осыпи растрескавшихся камней. А зимой – бескрайняя снежная территория, которую ни пройти, ни проехать…


Бреду по тундре не спеша,
Смотрю вокруг во все глаза.
И отмечаю, что растет,
Кто пробежит и где живет.
Ковер кустарником кругом
Дает для многих тихий дом.
И камнеломки расцвели
Различным цветом от души.
А сопок дивных перелив
Укрыл причудливый залив.
С избушкой старой рыбаков,
Из прошлых, древних мирных снов.
Вдали виднеется скала –
Галдят гагары там всегда.
Ведут беседы без конца
И славят свой базар сполна.
Бродить неспешно хорошо –
Прохладно дышится, легко.
По сопкам медленно иду
И все в округе осмотрю.
Игорь Антипин

Снег обычно укутывает тундру своим «одеялом» в конце августа – начале сентября, а снежный устойчивый покров образуется к середине сентября. Тает он поздно (если вообще тает), и бесснежный период продолжается всего от 100 до 60дней в году.

Пустынно в Арктике зимой,
Кругом снега лежат горой,
Ветра колючие ревут –
Все на пути своем сметут.
Снег здесь повсюду и везде.
Он сам колдует в тишине,
Различны формы создает –
Причудность зимнюю блюдет.
Несутся тучи над землей,
Всё закрывая пеленой.
Лишь только сумрачная мгла
Сама хозяйствует сполна.
Зима по Арктике идет
И тонус жизни задает.
Она здесь длительно живёт –
Свой праздник вечно создает.
Игорь Антипин

Растительность на Крайнем Севере нельзя сказать, что богатая, но и не бедная. Она только очень скромная, не всегда бросается в глаза даже опытному путешественнику и подчас умело маскируется под цвет камней и обширных болот.


Ивa Арктичecкaя


Арктическая красная толокнянка


Полярный мак


Мятлик Арктический

Основные обитатели здешних тундр и пустынь – травы,




мхи и лишайники; список их составляет около 300 наименований.




Поздней весной, когда некоторые из полярных растений цветут,


тундра необычайно красива, и человек порой забывает, что он находится за Полярным кругом, где зимой трещат морозы, достигающие 60 градусов.
Во флоре Большого Арктического заповедника выявлено 15 видов грибов; большинство из них пластинчатые, но есть и хорошо знакомые нам белые и подберезовики.


Правда, в условиях полярной тундры, где березки представлены карликовым подвидом, едва достигшим в высоту 10- 15 см, выросшие рядом с ними грибы – гиганты правильнее было назвать не подберезовиками, а над-березовиками. Собрать их в тундре гораздо легче, чем в густом лесу: многие грибы видны с расстояния десятков метров. Вот только сбор грибов, как и рыбалка, и охота, в заповедниках запрещены...
В заповеднике обитают 124 вида птиц, причем не менее 55 видов гнездится на этой территории, выводят птенцов. Местный климат не мешает жить и многим млекопитающим. Прекрасно чувствуют себя белые медведи, дикий северный олень (на Таймыре находится самое крупное в мире стадо этих оленей);


белые медведи


дикий северный олень

Песцы, росомахи, горностаи, лемминги.


песцы


росомаха


горностай


лемминги

Но самым экзотическим животным в здешних местах можно считать овцебыка – современника мамонта, шерстистого носорога и пещерного медведя.


овцебык


шерстистый носорог


пещерные медведи

Дальние предки современных овцебыков жили более 10 млн. лет назад в высокогорьях Центральной Азии. А около 3.5 млн. лет назад, климат стал заметно холоднее, они спустились с Гималаев и распространились по территории Сибири и всей северной Евразии. Перебравшись по существовавшему в то время сухопутному мосту между Азией и Америкой (на его месте сейчас Берингов пролив), быки распространились и по Североамериканскому континенту.
Кроме сухопутных животных на территории заповедника водится и 4 морских вида: моржи, белухи, нерпы и морские зайцы (лахатки),


моржи


белуха


нерпа


морской заяц (лахатка)

А также 29 видов рыб (как морских, так и речных). Животный и растительный мир Заполярья разнообразием не отличается. Но он – увлекателен. Ведь обитателям этих мест приходится чуть ли не 300 дней в году доказывать перед суровой природой свое право на существование.

Тайна записной книжки
Почему арктическая природа гораздо более ранима, чем природа южная? Если в индийских джунглях прорубленная человеком дорога, заброшенный город покрываются буйной растительностью за 5 7 лет, так что и следа от них не сыщешь, то в тундре все не так. След гусеничного вездехода, оставленный разведчиками недр, «живёт» десятки лет. Этот особенно хорошо видно с борта вертолета, летящего низко над землёй. Основной разрушитель – ветер и мороз, но они без «помощи» человека быстро с этой задачей не справляются…
Три года назад Большой Арктический заповедник стал частью ещё более крупного – государственного объединения «Заповедники Таймыра»


"Природа способна привести тебя к тишине и спокойствию. Это ее дар тебе. Когда ты воспринимаешь природу и соединяешься с ней в этом поле тишины, то твоя осознанность начинает пронизывать это поле. Это твой дар природе."
Экхарт Толле. "О чем говорит тишина"

Галичья Гора


Заповедник Галичья Гора находится в самом сердце европейской России, в Липецкой области, и считается одним из самых маленьких заповедников в мире.
Это верховья знаменитой в нашей истории реки Дон. Интересны здешние места в первую очередь уникальной растительностью и не менее уникальной фауной.
Первые упоминания об этих краях можно найти в документах времен Ивана Грозного, когда в урочище Галичья Гора был сооружен сторожевой пост, входивший систему пограничных укреплений Московии. Больше ничем эта местность в истории России вроде бы не была отмечена, пока в 1882 году ученые Московского университета не обнаружили здесь редчайшие, совсем не характерные для Русской равнины виды растений, которые до тех пор находили только в горных районах Кавказа, Алтая и Альп.





Это была сенсация, но до организации заповедника дело тогда не дошло, хотя в эти края началось настоящее паломничество ботаников. Заповедником Галичья Гора стала в 1925 году, когда этот редчайший уголок природы был буквально спасен от уничтожения. В ту пору это был всего – на всего седьмой по счету заповедник страны…
Чем же так интересен этот заповедник, состоящий из шести отдельных участков (Галичья Гора, Морозова Гора, Воронов Камень, Воргольское, Плющань, Быкова Шея – названия – то какие), объединенный одним научным коллективом и общими задачами – сохранить то, что нам подарила природа? Здесь находятся причудливые скалы с пещерами, узкими трещинами и воронками. Всё это – результат размыва известняков грунтовыми и дождевыми водами, многолетней работы ветра. На этих – то скалах и кипит жизнь, совсем не похожая на жизнь окружающих степных районов. Ученые здесь насчитали 650 видов растений, многие виды которых уже в нескольких километрах не увидишь. Доказано, что здешние места – небольшой островок древней природы, который сохранился со времен последнего ледникового периода. На одном из участков, на узком и крутом склоне, вытянулась знаменитая «хризантемовая полянка», которую один из исследователей здешних мест – С.В. Голицын назвал «как бы каким – то чудом занесенным к нам в Среднюю Россию уголок алтайского горного луга со множеством сибирских растений…». Но кроме участков горной степи здесь есть и густые дубравы, где свой мир животных и растений.
В 1990 году в заповеднике и был открыт питомник хищных птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Это беркуты, орлы – могильщики, соколы – бакланы, сапсаны и некоторые другие птицы.


беркут


орел – могильщик


сокол – баклан

Все они находятся под угрозой исчезновения, а на территории заповедника для них созданы все условия – выводите птенцов в полной безопасности.
В отличие от многих других заповедников, сюда довольно легко попасть, но не в одиночку, а в составе специальных экскурсий. Экскурсантов здесь бывает много. Их проводят по специальной «экологической тропе», дают возможность побывать в музее заповедника и посетить вольеры с хищными птицами. Некоторые любители природы даже живут летом в специальных лагерях и под руководством ученых принимают участие в изучении растений, птиц и зверей. А изучать здесь есть что: на очень небольшой территории заповедника выявлено 974 вида разных растений, 838 видов грибов, описано 573 вида бабочек, 132 вида пауков, 749 видов ос, пчел и шмелей. Кроме того здесь живут десятки видов млекопитающих (в том числе лось и кабан), в чистых реках и ручьях водятся многочисленные виды рыбы, а по их берегам – земноводные, пресмыкающиеся и прочая живность, без которых наша планета не была бы такой интересной.

Тайна записной книжки
Созданные заповедники – это своеобразное «покаяние» людей перед природой. В поисках пропитания (а то и просто забавы) человек истребил множество животных и растений. Только за последние 300 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен беспозвоночных и растений. В Нью-йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлены около 200 памятников исчезнувшим животным. По подсчетам ученых, к середине нашего века исчезнет еще около 20 тыс. видов растений и не менее 50 видов животных. Так, может быть, именно заповедники помогут нам сохранить хотя бы часть «лица» нашей планеты.

Густые травы заповедные
Хранят великое безмолвие
Мир уникальный, мир заветный
Храним для будущих потомков.

Внеклассное мероприятие по экологии в библиотеке, 6-8 класс

Задачи:

Оборудование:

1.Организация начала занятия

Дорогие ребята «Всероссийский день заповедников и национальных парков» — сравнительно молодая дата в календаре экологов. Его стали отмечать начиная с 1997 года. Именно в том году, «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать в Российской Федерации «День заповедников и национальных парков».

Ребята, а кто может сказать, что такое «Заповедник»? (ответы детей)

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Ленинградской области? (ответы детей)

В нашей области насчитывается около 40 различных заказников, заповедников и памятников природы. Перечислять их очень долго. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них.

2) Основная часть

Саблинский памятник природы

Саблинский памятник природы расположен возле поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, в 40 км от Санкт-Петербурга. Заповедная зона расположена на территории 220 га, и включает в себя два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями кембрийских и ордовикских пород, несколько пещер искусственного происхождения, а также ряд исторических мест: древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа Алексея Константиновича Толстого. «Саблинские пещеры» - это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка используемого для производства стекла. После прекращения добычи выработки перешли на естественный режим, и через некоторое время в них начались обрушения и затопления, которые к настоящему времени привели к разделению единых массивов разработки на несвязанные между собой фрагменты, образованию завалов и вторичных гравитационных полостей, лишь отдалённо напоминающих форму первоначальных штреков. Образовавшиеся при этом лабиринты достаточно сложны, и их прохождение требует определённой подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

В настоящее время в Саблино насчитывается 4 больших пещеры: Левобережная, «Жемчужная», «Штаны», «Верёвка», и несколько малых пещер: «Трёхглазка», «Пляжная», «Мечта», «Санта-Мария», «Графский грот», «Лисьи норы» (названия местные).

Посмотрите, пожалуйста, на экран, хочу продемонстрировать вам один из заповедников Ленинградской области.

Я рассказала и показала вам сегодня о заповедниках, и в частности про «Саблинский». К сожалению, в наше время на природу действует человек, и не самым лучшим образом. Я хочу с вами немножко поиграть, и таким образом узнать, что вы знаете о природе и умеете ли ее охранять. Для того, чтобы играть было интереснее разделитесь на 2 команды.

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Поле чудес.

Дорогие ребята, каждая команда получает кроссворд, ваша задача разгадать его. Чья команда справится первой, зарабатывает очки.

ЗА П ОВЕДНИК

Р ЕКА

ОДУВАНЧ И К

СТ Р АУС

ПОД О РОЖНИК

ДОЖ Д Ь

МУР А ВЕЙНИК

Вопросы:

  1. Особо охраняемая природная территория (заповедник)
  2. Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу. (река)

  1. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).
  2. Главная птица Австралии? (Страус)
  3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)
  4. Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

  1. Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок? (муравейник)

3 задание: Загадки о природе

— Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

— Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки. (Аквариум)

— Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

— Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

— Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?…(стрекоза)

— Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

— Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам …

(дятел)

— Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

(зайчишка)

— А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет,

И польет нам огород.(дождь)

3) Организация окончания занятия.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового.

На доске вы видите три кружка, красный, желтый и зеленый. Если информация была для вас новой, интересной и полезной, то прикоснитесь к зеленому кружочку, если вам скучно, можете подойти к желтому, ну и если вам было совсем плохо на занятии и ничего не понравилось прикоснитесь к красному.

На последок хочу попросить вас выполнить домашнее задание, нарисуйте, пожалуйста,дома запрещающий знак «Запрещено в заповедниках». А на следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки.

Приложение 1

Кроссворд

Вопросы:

1) Особо охраняемая природная территория

2) Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу.

3) Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек?

4) Главная птица Австралии?

5) Какое растение лечит ссадины и раны?

6) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

7) Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок?

Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.