Интервью коко шанель. Коко Шанель: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Габриэль шанель биография

Модельер и дизайнер XX века Габриэль Бонер Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel), получившая впоследствии прозвище Коко Шанель (Сосо Chanel), родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр (Франция).

Мать Шанель умерла, когда девочка была совсем юной. Отец не взял на себя заботу о детях, и Габриэль оказалась в монастырском приюте, о котором впоследствии предпочитала не вспоминать, как и о своем детстве.

Покинув приют, она устроилась в трикотажную лавку, а в свободное время пела для офицеров в концертном зале La Rotonde. За исполнение шуточных песен, называвшихся Qui qu a vu Coco? и Ko Ko Ri Ko, к ней прикрепилось имя Коко.

В 1910 году Габриэль Шанель открыла свою первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. Изделия Шанель пользовались популярностью у французских актрис того времени, что способствовало становлению ее репутации.

В 1913 году Шанель открыла новый бутик в курортном французском городе Довиль. Вскоре появилась ее первая коллекция спортивной одежды из непривычного для французской аристократии материала - джерси.

В 1915 году Шанель открыла свой первый Дом Моды в Биаррице (Франция), после чего к ней пришел ошеломляющий успех.

В 1918 году она открыла Дом Моды в Париже.

Путешествие в том же году по Шотландии в компании с герцогом Вестминстерским вдохновило Шанель на создание твидовых костюмов.

В 1926 году Габриэль Шанель создала знаменитое маленькое черное платье. Американский журнал Vogue причислял его к вневременной классике и сравнивал по универсальности с автомобилями Ford.

В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению Сэмуэла Голдуина (Samuel Goldwyn), чтобы работать над стилем крупнейших звезд кино.

В 1930-х годах Коко создала первую коллекцию драгоценных ювелирных украшений, которую демонстрировала в своем особняке.

Период Второй мировой войны стал периодом затишья для Шанель, долгое время работал только один бутик аксессуаров и парфюмерии. По окончании войны Шанель эмигрировала в Швейцарию.

В 1954 году в возрасте 71 года Шанель повторно открыла Дом Моды, а в феврале следующего года в свет вышла легендарная стеганая сумочка 2.55.

В 1957 году Габриэль Шанель создала знаменитые двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой.

К 1960 году слава Шанель приобрела новые масштабы. Самые яркие знаменитости того времени - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Жаклин Кеннеди, Грэйс Келли и Жанна Моро, Одри Хепберн - появлялись на публике в последних новинках от Шанель.

В 1969 году знаменитая актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Коко в известном бродвейском мюзикле "Коко".

10 января 1971 года Великая мадмуазель умерла в номере отеля Ритц, расположенного, напротив здания Дома Шанель.

В 1909-1919 годах Коко пережила свою настоящую любовь рядом с Артуром Кэйпелом (Arthur Capel), наследником английской династии промышленников и заядлым игроком в поло. Однако, по велению родителей, он женился на состоятельной даме. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель. Погиб в автомобильной аварии в 1919 году.

В 1957 году Коко Шанель получила Оскар мира моды в Далласе, которым отмечен ее талант "наиболее влиятельного творца ХХ века".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография Коко Шанель, модельерши,дизайнера,парфюмера

Коко́ Шане́ль (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883, Сомюр - 10 января 1971, Париж) - французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века[* 1]. Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité). Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.

Знаменитая мадемуазель золотыми буквами вписала свое имя в историю моды. О Коко принято говорить только эпитетами - великая, несравненная, грандиозная, революционная и т. д. и т. п. Но мало кто знает, что, помимо конструирования одежды и создания духов, было у Габриэль Шанель еще одно занятие, приносившее немалые дивиденды. В годы Второй мировой войны Великая мадмуазель работала на нацистов.

Разумеется, модный дом Шанель всячески это отвергает, как и обвинения в антисемитизме, звучащие в адрес мадмуазель. Однако факты - вещь упрямая.

В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Коко закрыла все свои модные салоны. Лишь парфюмерная линия осталась работать: фирме, производящей для Шанель духи, принадлежал контрольный пакет акций. И ее хозяевам - братьям Вертхаймер - не хотелось лишаться доходов. Ну, нет - так нет, - согласилась мадемуазель и покинула Париж. Она обосновалась в Швейцарии, где и планировала переждать ужасы войны. Но отсидеться в стороне не получилось: в 1940 году ее единственный племянник - Андре Паласе - попал в немецкий плен. И любящая тетя, в надежде вызволить молодого человека, обратилась к своему еще довоенному знакомому - барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Правда, в мирное время импозантный дипломат не распространялся о том факте, что он является полковником вермахта и состоит на службе у шефа политической тайной разведки Вальтера Шелленберга. Он предпочитал вести красивую светскую жизнь и слыл любимцем женщин. Те даже прозвали его Шпатц, что значит «воробушек» - за легкость, с которой он жил, с которой завоевывал самые неприступные сердца. Вот к этому-то 44-летнему Воробушку и обратился 57-летний Цыпленок. С неожиданными, но весьма приятными для себя последствиями: барон не только выхлопотал освобождение для Андре, но и стал любовником мадмуазель. Что и говорить - бонус так бонус!

Конечно, это было не лучшее время, чтобы заводить роман с нацистским офицером. Понимала это и Шанель, но также хорошо она осознавала, что Воробышек - чуть не последний ее шанс. К тому же Великая мадемуазель просто-напросто потеряла голову - барон был весьма привлекателен, образован, интересен, к тому же на тринадцать лет моложе ее. И - что немаловажно - ничем не выдавал своего немецкого происхождения: беседы велись исключительно на английском языке. Тем не менее, даже по-английски Шпатц сумел убедить Шанель, что она должны использовать свои авторитет и влияние для скорейшего окончания войны. Он просто-напросто завербовал ее: в Абвере Великая мадмуазель значилась как агент F-7124 с кодовым именем «Вестминстер» - так эхом отозвался многолетний роман Шанель с герцогом Вестминстерским. Шпатц решил употребить связи своей любовницы для того, чтобы связаться с Черчиллем и убедить его в необходимости тайных англо-германских переговоров о сепаратном мире.

Операцию «Модная шляпа» разрабатывал Шелленберг лично.

Было решено, что проще и надежнее всего договориться о встрече с Черчиллем, действуя через давнего знакомого Шанель - посла Великобритании в Испании сэра Сэмюэла Хоора.

Якобы затем, чтобы возродить «Дом Шанель», Великая мадмуазель отправилась в Мадрид. Но не одна - а в компании своей бывшей манекенщицы Веры Бейт. Последняя понадобилась в качестве дополнительной «приманки» - Вера происходила из старинной английской фамилии, была в родстве с королевской семьей и, что важнее всего, - слыла любимицей Черчилля.

Об истинной цели визита в Испанию Вера узнала уже в Мадриде - Шанель решила, что скрываться дальше просто незачем. Она поведала и об инструкциях, полученных от Шелленберга, а также похвасталась первым успехом на ниве миротворчества: посол принял из ее рук немецкое послание и обещал передать его Черчиллю лично.

Она не учла лишь одного маленького обстоятельства - английская аристократка и бывшая модель давным-давно состояла на службе в «Интеллидженс сервис». Так что на другой же день британская разведка была в курсе всех подробностей «Модной шляпы». Но окончательно дело «провалила» болезнь Черчилля - состояние премьер-министра характеризовалось как критическое и все встречи с ним отменялись.

Пришлось покинуть Мадрид несолоно хлебавши…

Но непривыкшая к поражениям Габриэль не успокоилась. Накануне нового - 1944 года - она отправилась прямиком в Берлин, на прием к Шелленбергу. О чем была их беседа - доподлинно неизвестно. Сама Шанель всегда настаивала, что хотела лишь скорейшего окончания войны, на что и употребила все свое влияние.

осле освобождения Парижа, весной 1945-го Мадмуазель тут же взяли под стражу. У французского «Комитета по чистке» возникли вопросы к Шанель - в основном о ее связи с фон Динклаге (тогда о ее отношениях с Шелленбергом просто не было известно). Тогда-то, оправдывая свою связь с немцем, она и произнесла: «Женщина моего возраста, если ей повезло и она сумела найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт…» И все же в ее адрес прозвучали обвинения в «горизонтальном» коллаборационизме: в те времена сожительство с немцами расценивалось как предательство. За Шанель заступился Черчилль. И потому у Великой Мадемуазель появился выбор - либо эмиграция, либо тюрьма. Она предпочла первый вариант и отправилась в Швейцарию, где с ужасом пережидала следствие и суд по делу Шелленберга. Мало ли что тот мог рассказать?

На ее счастье, немецкий разведчик ни слова не проронил о своих связях с французской модельершей. Ему дали сравнительно небольшой срок - всего шесть лет. Но в 1951 году уже освободили - по состоянию здоровья. И где вы бы думали, он поселился? Правильно, в Швейцарии. По поддельному паспорту он жил рядышком с Шанель - и та полностью содержала его вместе с супругой. Потом, когда иждивенца вычислили, ему пришлось перебраться в Италию - но и там проживание Вальтера Шелленберга оплачивала Мадемуазель.

Покой дорого стоит. Но деньги не являлись проблемой для Шанель - она была очень богатой женщиной. А вот вопрос репутации ее беспокоил всерьез. Сколь бы ни говорила Габриэль: «Мне плевать, что вы обо мне думаете, я вообще не думаю о вас», - своей всемирной славой она дорожила. И потому исправно платила. В итоге умерла богатой и знаменитой - с незапятнанной репутац


Коко Шанель (фр. Coco Chanel).
Коко Шанель – её настоящее имя – Габриэ?ль Бонёр Шане?ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия – об этом знают все.














А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель – Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке – ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.



Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием – ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.


Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие – всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала – шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать – всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.


Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.
Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным – настоящим чудом портновского искусства.



«Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».


Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.



Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.


Идеи, которые она создала в начале ХХ – го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.



Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.



Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».


Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества – она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.
Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 – 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.



Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер–эмигрант Эрнест Бо.



Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.


Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.


Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани– лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.



Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе – созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…


Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С – Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.


с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.



Коко Шанель биография





Это четвертая серия в рубрике , в рамках которой мы наблюдаем за становлением стиля великих женщин прошлого и современности!

Я обожаю Chanel! Правда, до сих пор не купила ни одной сумки этого бренда:-) Видимо, берегу этот приятный момент и выбираю подходящее настроение:) Но в моем гардеробе живут несколько твидовых жакетов от Chanel, которые, надеюсь, будут носить мои внучки и правнучки!

Как обычно, сначала читаем про героиню, а потом смотрим на то, как я адаптировала ее стиль к моему гардеробу.

Напишите потом в Инста о своих впечаталениях, мне очень важно ваше мнение и поддержка:-)

История Коко Шанель

Дом Chanel - самое знаменитое имя в мире моды XX века. Эталон роскоши, стиля и элегантности. Могла ли подумать юная Габриэль Шанель, что добьётся такого ошеломительного успеха? Ведь на заре своей карьеры основательница культовой марки не могла похвастаться ни богатством, ни властью, ни принадлежностью к высшему обществу.

Коко Шанель изменила отношение к женской одежде, переписала правила высокой моды на свой лад. А большинство её «приёмчиков» легли в основу основ стиля и актуальны по сей день.

Множество фактов из биографии Коко Шанель окутаны тайной и уже являются частью модной мифологии.

Габриэль Бонер Шанель родилась в 1883 году во французском городке Сомюр. Её мать умерла, когда девочке было двенадцать, а отец, чтобы как-то сводить концы с концами, вынужден был отдать детей в католический приют и был таков. До совершеннолетия воспитанием Габриэль занимались монахини.

На самом деле о детстве и юности молодой Шанель доподлинно ничего не известно. В начале ХХ века жизнь бедняков мало кого интересовала, поэтому никаких документов о Габриэль не сохранилось. Одни источники утверждают, что искусству шитья её обучила тётушка, у которой она гостила каждое лето, согласно другим данным, Габриэль занималась рукоделием в приюте у монахинь.

Когда Габриэль исполнилось восемнадцать, она переехала в соседний город Мулен, где устроилась в магазин женского белья. В свободное от работы время Шанель подрабатывала в кафе, где исполняла песню «Кто видал Коко у Трокадеро?» и «Ко Ко Ри Ко». Отсюда впоследствии и берет начало легендарное имя — Коко. Многие завсегдатаи так и называли её — малышка Коко.

Во времена своей неудавшейся музыкальной карьеры юная Коко знакомится с богатым наследником текстильного бизнеса Этьеном Бальсаном. Буржуа очарован харизматичной девушкой. Их роман стремительно развивается, и Коко перебирается в загородный дом Бальсана в статусе его любовницы-содержанки. Именно тогда Шанель начинает увлекаться созданием шляпок, а Этьен поощряет это хобби, компенсируя все расходы, чтобы возлюбленная не скучала во времена его отсутствия.

Высшее общество не без скрипа принимает юную Габриэль в свои ряды. Она прекрасно осознаёт своё положение и происхождение, но пока не имеет достаточно средств, чтобы ощутить себя независимой.

Жизнь приобретает новый поворот, когда на одном из званых вечеров Шанель знакомится с другом Этьена - Артуром Кейпелом (друзья называют его Боем).

Влюбившись по уши в Боя, Габриэль меняет загородный особняк на холостяцкую квартиру Кейпела в Париже, где начинает мастерить шляпки и пытаться продавать их. Дело набирает обороты, и через год Шанель (не без финансовой помощи Боя) открывает своё первое ателье по пошиву одежды со смелым называнием «Мода Шанель».

В те времена миром моды правят мужчины, облачая женщин в тугие корсеты, тонны кружева и перьев. Коко Шанель высмеивает такой подход, заявляя, что «Дизайнеры забывают, что под их платьями находится живая женщина из плоти и крови». Бескомпромиссная Коко всерьёз задумывается о том, что женская одежда может и должна быть не только красивой, но и удобной.

В 1913 году Шанель перебирается в курортный город Довиль, где открывает ещё один магазин одежды. Габриэль начинает работать над своей первой коллекцией. Коко понимает, что эмансипация зашла довольно далеко и ищет логического выхода. Её задача - помочь женщинам выглядеть элегантно, вне зависимости от их положения.

Кстати, сама Коко не умела кроить, создавая свои наряды прямо на модели, прикладывая и прикалывая ткань, пока она не приобретала нужную форму.

В 1914 году мир потрясён Первой мировой войной. Мужчины уходят на фронт, а богатые семьи перебираются подальше от центра событий в прибрежные города. Женщины вынуждены отказываться от прислуги и одеваться самостоятельно. По иронии судьбы именно эти печальные события дают мощный толчок в деле Шанель.

Вдохновившись военной формой, Коко открывает для себя новый материал - джерси - тонкий трикотаж, который обычно используют для пошива подкладок у курток. Такой материл отлично драпируется, при этом стоит очень дёшево. То, что нужно в военное время.

Женщины нуждаются в простоте и удобстве, а дом Шанель даёт им ту самую простую элегантность. Наряды Коко диаметрально отличаются от тех, к которым привыкли женщины, но они им определённо нравятся. К концу войны одежда от Коко Шанель превращается во вполне успешный бизнес, олицетворяя собой ту самую «роскошь простоты».

Слава Коко Шанель разносится со скоростью света по всей Франции. Лаконичные и практичные вещи от Шанель - мечта любой женщины.

В 1919 году Бой Кейпел погибает в автокатастрофе. Очередное ужасное событие в жизни Шанель снова даёт выход её творчеству. Коко дарит миру моды маленькое чёрное платье. Возможно, если бы этой трагедии не случилось, то она бы вовсе не экспериментировала с чёрной тканью.

Первое маленькое черное платье от Шанель было сшито из струящейся ткани. Оно было с длинными рукавами и революционной длиной ниже колена. Госпожа Коко считала, что нет смысла делать его короче, так как не каждая дама может похвастаться красотой этой части тела:-)

Коко не могла носить траур официально, поскольку не являлась женой Кейпела, но сама того не ожидая, она одела в траур по Бою всю Францию.

Летом 1920 Коко встречается с русским эмигрантом - князем Дмитрием Павловичем. Роман их длится не долго, но оставляет неизгладимый отпечаток на деятельности модного дома. В это время Шанель знакомится с другом Дмитрия - выдающимся парфюмером Эрнестом Бо. Встреча становится культовой для обоих. Спустя год совместной работы, Шанель выпускает свой знаменитый аромат «№5».

Эрнест создал «духи для женщины, которые пахнут, как сама женщина». Это был первый в мире парфюм из 80 компонентов, которые не повторяли запах какого-то одного цветка, как было принято ранее. Дизайнеры заключили золотистую жидкость в стеклянный прямоугольный флакон с лаконичной этикеткой, что тоже было своеобразным новшеством - до этого флаконы всегда имели причудливую форму. Их успех пережил своих создателей - до сих пор духи «Шанель №5» являются самыми продаваемыми на планете.

В тот же год Коко Шанель начинает работать над созданием бижутерии, смело миксуя драгоценные камни с искусственными.

В середине 20-х Коко начинает встречаться с английским герцогом Вестминстерским. Шанель вращается в кругах английской аристократии, часто посещает Великобританию и Шотландию. А среди новых знакомых Коко фигурируют даже такие личности, как сам Уинстон Черчилль.

У шотландцев Шанель перенимает любовь к твиду, которую впоследствии воплощает в не менее культовую одежду, как и все свои предыдущие идеи. А у англичан Коко проникается любовью к свитерам и показывает женщинам, что украшения можно надевать даже поверх свитера, что до этого не делал никто.

В коллекциях Шанель того времени очень много твида, жокейских нарядов, спортивных пальто и жилетов. Как говорила сама Коко: «Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной».

Роман с герцогом продлился 14 лет и закончился к концу 30-х. К тому времени Коко находилась на пике своей карьеры. Но мир снова омрачают новости о войне. В 1939 Шанель вынуждена закрыть свои предприятия.

В это же время Коко увлекается работником немецкого посольства Гансом Гюнтером фон Динклаге, что после освобождения Парижа сыграет с ней злую шутку. Якобы за пособничество нацистам её арестовывают, но в тот же вечер отпускают. Согласно легенде, с Коко сняли все обвинения, благодаря её старому знакомому Уинстону Черчиллю, который лично просил за неё. Единственное условие, дарующей ей свободу - это немедленный отъезд из Франции.

Коко покидает родину и уезжает в Швейцарию на 10 лет. За это время мир моды претерпевает решительные изменения. К власти снова приходят мужчины. Диор со своим New Look и метрами ткани, Бальман с парчой и кружевом. Всё то, что так презирала Коко сияет на модном Олимпе с новой силой.

Dior Balmain

1953 году Шанель возвращается в Париж, чтобы взять реванш. Созрело новое поколение модниц, которые знают о ней только, как о создательнице духов.

Первая коллекция Шанель с треском провалилась. Общество ещё не простило её после войны. Французские журналисты не поняли лаконичных нарядов дизайнера, и во всех газетах красуются заголовки, что «Шанель не предложила ничего нового». Но в том-то и был её секрет - лаконичность, элегантность и функциональность.

Чтобы реабилитироваться, мадемуазель Шанель понадобился всего год. Вторую послевоенную коллекцию она уже повезла показывать за океан - в Америку. Местные модницы аплодировали ей стоя.

Это была новая эра твидовых костюмов, маленького чёрного платья и массивных украшений. Понятие «стиль Шанель» навсегда заняло своё почетное место в терминологии моды. Этот стиль подразумевал, что костюм должен быть не просто элегантным, но и удобным. Все пуговицы на нём застёгивались, а не служили украшением, на юбке были карманы, куда деловая женщина могла спрятать сигареты, а туфли были непременно на низком каблуке, так как в высоченных шпильках далеко не убежишь.

А спустя ещё один год в 1955 Шанель дарит миру моды свою культовую сумочку 2/55 на цепочке, тем самым освободив руки миллионам женщин.

Коко Шанель умерла в возрасте 88 лет. До самой смерти она продолжала разрабатывать коллекции собственной марки и сотрудничать с другими компаниями. Она ушла тихо и в одиночестве после долгого рабочего дня в своих апартаментах в отеле Ritz.

У Коко не было наследников, она никогда не была замужем и не имела семьи. Всем этим она пожертвовала ради своей мечты, пройдя долгий путь от вопиющей нищеты к изобилию и процветанию. Имя мадемуазель Шанель навеки вписано в мировую историю моды. Она создала истинную империю, став законодателем стиля для нескольких поколений.

Стиль Коко Шанель в современном прочтении

Твид, трикотаж с кантом, стеганая сумочка, берет, туфли с темным мысом - стандартный набор для моей поездки в Париж. Где я сейчас, кстати, и нахожусь:)

Эти вещи всегда есть в моем гардеробе, так что подготовка к фотосессии заняла пару минут. В отличие от пятой героини, стиль которой, мягко говоря, нетипичен для меня!

Так что, продолжение следует:-)

Маленькая французская женщина, изменившая мир. Так отзывались о Коко Шанель современники. Ей поклонялись, ее боготворили. Девушка не была красавицей в классическом смысле этого слова. Но смогла покорить мир свой находчивостью и уникальным чувством свободы, воплотившемся в революционной простоте и элегантности.

Биография Коко Шанель остается примером невероятного везения. Успех дал этой женщине мировую славу и огромные деньги, позволившие ей командовать мыслями и умами влиятельнейших личностей XX века. При этом в детстве девочка считалась гадким утенком и лишь с возрастом превратилась в привлекательную женщину:

  1. При росте 1 метр 69 см она весила не больше 54 кг. Историки утверждают, что великая кутюрье в лучшие годы своей жизни имела тонкую талию - 67 см, которая выигрышно подчеркивала бедра, объемом 99 сантиметров.
  2. Прожила основательница бренда «Coco Chanel» 87 лет (19.08.1883 - 10.01.1971), при этом уже в преклонном возрасте упрямо рассказывала, что она гораздо моложе, чем указано в паспорте.
  3. Своим желанием покорить мир и добиваться поставленной цели эта легендарная дизайнер шляпок и костюмов обязана знаку Зодиака, под которым будущая знаменитость появилась на свет. Львы по природе своей воспринимают окружающих людей исключительно как средство достижения цели.

Даже в старости Габриэль Боньер Шанель (настоящее имя женщины) оставалась верна своим принципам, не желая покоряться судьбе и возрасту.

Детство

О ранней молодости известного во всем мире модельера биографы пишут по-разному:

  • отец бросил троих сестер на попечение государства, когда Габриэль исполнилось всего 12 лет;
  • девочку и пятерых ее братьев и сестер законные представители оставили в приюте, когда будущей Коко было всего 6 лет;
  • на попечении родственников малышка оказалась совсем крохотной, и когда подросла те отдали ее на воспитание монахиням.

Сама женщина о семье вспоминать не любила, когда журналисты принимались ее расспрашивать о правдоподобной истории Коко Шанель и родителях, предпочитала отмалчиваться. Только однажды она заявила: «Люди, имеющие легенду, - сами легенда!». Это нежелание рассказывать о своих корнях связно было, скорее всего, с предательством родителя, обидевшем ее мать при жизни и отказавшимся от дочерей после смерти от астмы. Бедной женщине было всего 33 года, когда она покинула этот мир.

Учеба

С 1895 года Шанель жила в монастырском приюте. Здесь же она ходила в школу. Монахини строго следили за воспитанницами, преподавали им рукоделию и ремонту одежды. Латать дырявые юбки и перелицовывать старые пальто девочка научилась с раннего детства. Десять лет, проведенные среди сирот и приходящих учениц закалили характер будущей модницы. Она мечтала во что бы то ни стало вырваться из мрачных стен и выбросить на помойку надоевшую форму.

Искусством моделировать и украшать девушка заинтересовалась благодаря своей родственнице из Виши. Женщина была сестрой мамы Габриэль и подросших племянниц часто приглашала на каникулы в родовое поместье. Родственница специально покупала фетровые заготовки и перекраивала их на свой манер. Будущая знаменитость в юности считалась очень некрасивой, поэтому большое внимание уделяла возможности украсить неказистый внешний вид.

С 18 до 20 лет юная сирота вместе с подружкой вынужденно проживала и училась в своеобразном институте благородных девиц. Сидеть взаперти в столь юном возрасте им страшно не хотелось, но заведение обеспечивало выпускниц работой, поэтому у сирот выбора не было.

Начало карьеры

В 1902 году Габриэль с подружкой получили назначение в магазинчик готовой одежды в небольшом городке Мулене. Постепенно клиентки стали осаждать талантливых портних, быстро и качественно обслуживающих всех желающих. Здесь будущая икона стиля Коко Шанель завела нужные знакомства в среде богатых представительниц дворянских семей.

Постепенно ей удалось накопить некоторую сумму и две задушевнее подруги, племянница и тетя, сняли небольшую квартиру на окраине гарнизонного городка. Клиентура стала появляться у молодых портних дома. Хозяева долго не знали о таком переходе своих постоянных заказчиков в чужие руки, но Габриэль особо и не стеснялась. Она мечтала о богатстве и самостоятельности.

Попутно по выходным Шанель в качестве певицы выступала в небольшом кафе, исполняя веселую композицию о цыпленке. Здесь слово из припева стало ее новым именем. Так появилась Коко и забылась Габриэль.

К 24 годам она смогла открыть шляпную мастерскую в квартире своего первого любовника. Сюда же переметнулись все поклонницы необычного стиля Шанель, от заказчиц не было отбоя. Осенью 1910 года другой покровитель предприимчивой француженки открыл на ее имя в местном банке безграничный кредит. Бывшая сирота организовала собственные мастерские на первом этаже большого дома в одном из лучших районов Парижа.

В 30 лет женщина имела несколько бутиков во Франции - курортные городки в сезон посещала не только местная знать. У законодательницы моды в начале XX века с удовольствием обшивались все аристократы испанского королевского двора. В ее подчинении находилось около 300 человек.

В 1917 году мода изменилась совершенно, громоздкие прически никак не гармонировали с простыми костюмами из джерси и свободными платьями с заниженной линией талии. Шанель принимает решение отрезать косу, по словам самой женщины, ей хотелось в выигрышном свете показать тонкую, длинную шею. Так, короткие прически с легкой руки Габриэль стали новинкой и хитом сезона.

Взлет и популярность

В 1912 году на страницах модного журнала впервые появились фотографии известных актрис в шляпках от Шанель. Эксцентричная владелица мастерской стала популярной не только у простых обывателей. В 1913 году известной парижской шляпнице и владелице модного салона заказал костюмы к своему новаторскому балету русский балетмейстер Стравинский. Статус представительницы трендового направления в одежде прочно закрепился за маленькой хозяйкой большого предприятия.

В 1920 году богатая невестка Ротшильдов поссорилась с Полем Пуаре, признанным авторитетом в мире моды. Она плохо отнеслась к его моделям, и владелец самого популярного агентства счел это оскорбительным. В отместку за несговорчивость знатная дама отправилась к Шанель заказывать многочисленные наряды для себя и своих подруг. Доходы некогда бедной девочки-сиротки утроились.

Знакомство с потомком императорских парфюмеров, много лет создававших ароматы для русской знати привело к созданию легендарных духов. В 1921 году Эрнест Бо предоставил на выбор капризной законодательницы мод несколько вариантов ароматов, базовой основой которых впервые служили альдегиды.

Выбранный Шанель парфюм решили назвать именно по его порядковому номеру. О популярности духов говорит тот интересный факт, что в мире каждые 55 секунд продается минимум 1 флакон этой марки! Как указано в Википедии, первый же год продажи «Шанели № 5» принес владелице бренда миллионные доходы.

На протяжении долгих лет состав аромата не менялся, его лицом в свое время были самые известные красавицы планеты:

  • Катрин Денев;
  • Николь Кидман;
  • Эстелла Уоррен;
  • супруга Жерара Депардье, Кароль Буке;
  • Одри Тоту.

Благодаря легендарным духам к весне 1945 года Коко стала одной из самых богатых женщин Европы. Ее сумочки производятся лишь в единственном экземпляре. В гардеробе каждой уважающей себя модницы обязательно должны были присутствовать платья и костюмы от легендарной законодательницы. Мода Коко Шанель стала узнаваемой на всех континентах. Ее конкурент Пуаре когда-то в насмешку назвал стиль парижанки «модой для бедных» за стремление к лаконичности и изысканной простоте.

Находясь в изгнании, в Швейцарии Коко Шанель мало участвовала в жизни бомонда, однако в 1954 году, когда женщине разрешили вернуться на родину, модельер принимает решение сделать это с триумфом. Ее не пугает собственный возраст и текущие реалии современной жизни.

Великая Мадемуазель с середины 60-х годов активно работает с голливудскими актрисами. В обновленных костюмах и платьях от именитой кутюрье щеголяли:

  • Одри Хепберн;
  • Лиз Тэйлор;
  • Кэтрин Хепберн.

Личность и характер

Шанель была строга к своим работникам и подчиненным. Она безжалостно увольняла за малейшую провинность и никогда не утруждала себя посещением госпиталей во времена Первой мировой войны. О своих мужчинах Коко Шанель высказывалась несколько пренебрежительно: «Господа Бальзан и Кэпел относились с жалостью, видя во мне бедного покинутого воробушка. А на деле я была настоящей тигрицей. Мало-помалу постигла жизнь - точнее, училась находить средства защищаться от нее».

Без помощи своих покровителей так и осталась бы заурядной портнихой никому не известного маленького магазина готовой одежды. Но она знала как добиться успеха. Цитаты о жизни Коко Шанель многие звезды взяли на вооружении в стремлении добиться признания и славы:

  1. «Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она желает».
  2. «Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!»
  3. «Если даже вы окажетесь на самом дне горя, не имея вообще ничего, ни одной живой души вокруг - всегда есть дверь, в которую можно постучаться… Это - работа!»
  4. «Наши дома - это тюрьмы, но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по своему усмотрению».
  5. «Самые красивые украшения заставляют меня думать о морщинах, о дряблой коже богатых вдов, о костлявых пальцах, о смерти, о завещаниях».

При этом сама Шанель постоянно носила большую нитку крупных жемчужных бусин, подаренных ей английским аристократом и дополняющих классический образ Коко на всех фотографиях того времени.

О красоте Коко Шанель высказывалась очень смело, считая, что к тридцати годам умная женщина обязана стать привлекательной. Не признавала она и лени, рассказывая в своих мемуарах, что в стремлении достичь успеха женщина не должна останавливаться ни перед чем. А вот цитаты о моде Коко Шанель в полной мере показывают ее отношение к делу всей своей жизни:

  1. «Элегантность в одежде означает свободу движения».
  2. «Я сама - мода».

Личная жизнь

Первым гражданским мужем юной модистки стал молодой сержант Этьен Базан. Он происходил из богатой семьи фабрикантов, был при деньгах и боготворил лошадей. Именно это увлечение молодого повесы заставило юную француженку впервые одеть мужские брюки. Денег на дорогие амазонки из роскошных тканей у девушки не было, а ее содержатель мечтал сделать из пассии жокея. С ним она научилась эпатировать публику мужскими рубашками и пиджаками, сшитыми специально для молодой содержанки.

Любовью всей жизни для Шанель вскоре стал англичанин Артур Кепел. Он также увлекался скачками и был невероятно красив. Ради него Коко оставила беззаботную жизнь в поместье и уехала в Париж основывать свое дело. Как рассказывала модистка в своих мемуарах, этот человек стал для нее всем - мужем, любовником, отцом.

Следующим избранником богатеющей владелицы собственной fashion-индустрии стал легендарный Игорь Стравинский. Ко времени их романа Габриэль похоронила своего возлюбленного англичанина и ввела моду на черный цвет во всем - от дамских туалетов до легковых автомобилей.

В 1920 году на Лазурном побережье бывшая нищая сирота сделал своим любовником русского князя Дмитрия, выходца из царской семьи. Молодой Романов сбежал во Францию от расправы большевиков и находился в стесненных обстоятельствах. Богатая Шанель на любовника денег не жалела. Аборт, сделанный в ранней юности в антисанитарных условиях, лишил ее счастья материнства. Поэтому она разбрасывалась деньгами направо и налево, желая привлечь внимание русского красавца.

Пьер Реверди сменил русского аристократа у трона королевы моды. Эпатажная богатая предпринимательница покорила сердце сумасбродного поэта своими прямыми высказываниями по любому поводу. Она была так непохожа на привычное окружение. Их роман продлился до 1926 года, после чего Коко выкупила у приятелей все рукописи разочаровавшегося в искусстве рифмоплета и оплачивала ему и его жене небольшой домик до конца жизни бывшего любовника.

Герцог Вестминстерский долго посылал строптивой возлюбленной различные подарки:

  • орхидеи для украшения дома;
  • деликатесы;
  • драгоценности;
  • меха.

Расчетливая француженка отвечала такими же дорогими знаками внимания, не желая идти на поводу у богатого придворного. Журналисты не могли понять, чем стареющая модистка привлекала внимание мужчин. Современники утверждали, что худощавая брюнетка обладала незабываемым шармом, искрометным чувством юмора и в кругу сливок общества всегда была к месту.

Лучшие модели из ее коллекций она демонстрировала на самых изысканных светских приемах и была востребована в качестве приглашенной гостьи. Личная жизнь Коко Шанель к этому времени была постоянным предметом обсуждения на страницах бульварной прессы, но саму героиню язвительных пасквилей мнение окружающих мало волновало.

Поль Ириб долгие годы был художником в компании именитой модистки. Он создавал эскизы бижутерии, которая благодаря желанию хозяйки модного концерна, стала очень популярной даже в высшем обществе. Известный карикатурист и создатель гениальных театральных декораций полюбился капризной француженке.

С годами она стала бояться одиночества, и роман с собственным дизайнером стал для Габриэль глотком свежего воздуха. Сердечный приступ забрал у модистки любимого в тот момент, когда она собиралась предложить ему расписаться.

Граф Лукино Висконти. Любвеобильная хозяйка модного бренда около трех лет имела ни к чему не обязывающие отношения с потомком древнего итальянского рода. Мужчина не скрывал свои нетрадиционные стремления в любви, связь с законодательницей мод помогла ему стать известным в кинематографических кругах человеком и любовником Жана Маре.

Ганс Гюнтер фон Динклаге был моложе своей знаменитой пассии на 13 лет. Они практически жили вместе во время оккупации фашистами Парижа.

Вальтер Шелленберг. Блестящий офицер СС не смог устоять перед чарами стареющей Мадмуазель. Об их романе стало известно только после войны, когда суд над нацистскими преступниками выдал в свет страшную тайну француженки. Из-за этих отношений ей грозила смертная казнь. Ситуацию спас Уинстон Черчилль.

Образ жизни

Всю жизнь знаменитость возила за собой по всем квартирам и домам около 32 предметов интерьера, подаренных ей в молодости богатым покровителем Артуром Кепелом. Женщина обожала роскошный и дорогой дизайн.

Благодаря работе собственного визажиста Мадемуазель выглядела великолепно даже в худшие свои времена. При этом она всегда работала. Многие швеи ее мастерских удивлялись такому желанию что-то создавать собственными руками. Основным правилом в питании великой модистки был отказ от острой, душистой пищи.

Женщина хорошо держалась на лошади, могла часами гоняться за дикими кабанами, а потом отправляться на скоростном автомобиле в собственные мастерские, чтобы проверить, как идут дела.

Она рано ложилась спать. Никакие светские мероприятия не становились между Коко Шанель и полноценным отдыхом.

Премии

В 1957 году Коко Шанель стала лауреатом премии Оскар в мире моды. В американском Далласе успехи миниатюрной француженки получили мировое признание. Сама женщина была названа личностью, оказавшей огромное влияние на мировое сообщество в XX веке.

Образ Шанель в литературе и кино

Легендарная создательница плащей и курток, женских брючных костюмов и платьев с короткими юбками не осталась без внимания кинематографистов:

  1. «Женщина, Эпоха». Документальный сериал о великих представительницах слабой половины человечества. Создатели фильма в 1978 году выпустили первую серию большого цикла, начинался рассказ об исторических личностях с образа Коко Шанель и истории ее успеха.
  2. В 1981 году канадский режиссер выпустил на экраны художественный фильм «Одинокая Шанель». В основу сюжета легла история молодой знаменитости и ее любимого англичанина. Создатели рассказывают зрителю о помощи аристократа своей пассии в создании бренда, о ее переживаниях по поводу женитьбы на ее подруге, о трагической гибели самого любимого мужчины в жизни Шанель.
  3. «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль». Фильм вышел на экраны в 2001 году. Режиссер собрал в одно целое редкие документальные кадры с участием самой Великой Мадемуазель, съемки показов ее самых известных коллекций. Связкой для различных сюжетов стали интервью с людьми, знающими женщину лично, работавшими с ней или дружившими на протяжении долгих лет.
  4. «Коко Шанель». В 2008 году на рассмотрение жюри американской премии «Оскар» была представлена биографическая художественная кинолента о жизни знаменитой кутюрье. Исполнительница роли Шанель повзрослевшей Ширли МакЛейн также получила престижную премию «Золотой глобус» за лучшее воплощение образа Коко в телевизионном фильме. Очевидцы и люди, знавшие дизайнера лично, утверждали в один голос, что актриса смогла воплотить на экране истинные черты характера волевой и решительной законодательницы мод.
  5. «Коко до Шанель». В 2009 году французская кинорежисер Анн Фонтен решилась рассказать свою историю о Великой Мадемуазель. Кинолента получила престижный американский Оскар за лучшие костюмы. Огромная работа художников-костюмеров была по достоинству оценена именитым жюри и мировыми дизайнерами.
  6. «Коко Шанель и Игорь Стравинский» режиссер Жан Куин попытался рассказать о непростых отношениях русского композитора и Коко Шанель. Фильм был принят неоднозначно, многие отмечали откровенный вымысел в истории отношений бывшей модистки и новаторского музыканта. Несмотря на мелодраматичность картины, критики отметили работу Мадса Миккельсена, исполнившего роль Стравинского.
  7. «Однажды» (2012 г), «Возвращение» (2013 г). Короткометражные киноленты, срежиссированные главой Дома Шанель, Карлом Лагерфельдом. Первая часть истории рассказывает о начале карьеры модистки, когда она открыла свою первую мастерскую в Данвилле, дизайнера сыграла Кира Найтли. Вторая часть посвящена подготовке Коко к триумфальному возрождению элитного Дома Моды после ссылки в Швейцарию. Здесь волевую знаменитость воплотила на экране Кристи Чаплин, дочь великого комика.

Культовая личность в области модной индустрии не осталась без внимания любителей рассказать о жизни знаменитостей через призму собственных переживаний:

  1. Клод Делэ - «Одинокая Chanel». Автор долгие годы была личным психоаналитиком Коко и потому знала о ее переживаниях гораздо больше других биографов. Во Франции книга была представлена читателям еще в 1983 году, к столетию со дня рождения дизайнера. В русском варианте книга была представлена только в 2010 году, одновременно с выходом в прокат киноленты с Одри Тоту в главной роли и потому все экземпляры были моментально раскуплены. Очень интересная работа, проиллюстрирована редкими фотографиями.
  2. Эдмонд Шарль-Ру - «Время Шанель». Историк моды подробно рассказала, сколько фактических изменений в стиле и образе европейской женщины были сделаны дизайнером. Без сомнения, желающим узнать причину культа личности этой маленькой француженки, труд будет интересен и познавателен.
  3. Жюстин Пикарди - «Коко Шанель. Легенда и жизнь». В течение 10 лет журналистка по крупицам собирала информацию об истинном положении дел в жизни легендарной знаменитости. Как рассказали издатели в предисловии, у писательницы была возможность поработать с архивом бывшей модистки и потому некоторые факты были восприняты поклонниками Шанель в штыки. В частности большую часть литературного эпоса журналистка посвятила романтическим отношениям Коко с Уинстоном Черчиллем и герцогом Вестминстерским.
  4. Поль Моран - «Аллюр Коко Шанель». Автор решил показать характер знаменитости, условия ее жизни и путь к успеху через описание ближайшего окружения знаменитости. Героями отдельных глав стали: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, Герцог Виндзорский, Уинстон Черчилль, Эрик Сати, Миси Серт.
  5. Особое внимание читателей привлекли иллюстрации к труду, сделанные самим креативным дизайнером Дома моды Шанель Карлом Лагерфельдом в 1996 году.
  6. Марсель Эдрих - «Загадочная Коко Шанель». Правдивых фактов в этом литературном произведении практически нет. Все дело в том, что писатель был личным хроникером знаменитой Великой мадемуазель. Поэтому некоторые моменты описаны исключительно с ее слов, а сама Шанель обожала придавать своему образу загадочность и легендарность. Как отметили критики, именно такую летопись о себе она хотела бы увидеть на прилавках книжных магазинов.