История самой эпатажной балерины Матильды Кшесинской, любовницы императора Николая II и супруги великого князя Андрея Романова. Владимир романов-красинский не повторил судьбу известной матери

Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась в 1971 году, ей было 99 лет. Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Исчезла империя, растаяло богатство. Вместе с ней ушла эпоха: люди, собравшиеся у ее гроба, провожали в последний путь блестящий и легкомысленный санкт-петербургский свет, украшением которого она когда-то была.


За 13 лет до смерти Матильда Феликсовна увидела сон. Звонили колокола, слышалось церковное пение, и перед ней вдруг предстал огромный, величественный и любезный Александр III. Он улыбнулся и, протянув руку для поцелуя, сказал: "Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета..." Матильда Феликсовна проснулась в слезах: это произошло больше семидесяти лет назад, на выпускном экзамене в театральном училище, - император выделил ее среди всех, а во время торжественного ужина усадил рядом с наследником престола, цесаревичем Николаем Александровичем. Этим утром 86-летняя Кшесинская и решила написать свои знаменитые мемуары, однако тайны ее очарования не смогли раскрыть даже они.

Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все. Они ухитряются сохранить достоинство, репутацию и флер непорочности в самых невероятных ситуациях, улыбаясь переступают через общественное мнение, - и Маля Кшесинская была из их числа. Подруга наследника российского престола и любовница его дяди, бессменная хозяйка Императорского балета, менявшая директоров театров как перчатки, Маля добилась всего, чего хотела: она стала законной женой одного из великих князей и превратилась в светлейшую княгиню Романову-Красинскую. В Париже пятидесятых годов это уже мало что значило, но Матильда Феликсовна отчаянно цеплялась за свой титул: на то, чтобы породниться с домом Романовых, она потратила жизнь.

А сначала было имение отца, большой светлый бревенчатый дом и лес, где она собирала грибы, фейерверки по праздникам и легкий флирт с молодыми гостями. Девочка росла шустрой, глазастой и не особенно хорошенькой: маленького роста, с острым носиком и беличьим подбородком - старые фотографии не в состоянии передать ее живого обаяния.

По преданию, прадед Мали еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть

титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры - и стал впоследствии одной из звезд польской оперы. Он дожил до ста шести лет и скончался, угорев из-за неправильно протопленной печки. Отец Мали, Феликс Янович, заслуженный танцовщик Императорского балета и лучший в Петербурге исполнитель мазурки, не дотянул и до восьмидесяти пяти. Маля пошла в деда - она тоже оказалась долгожительницей, и ей, как и деду, тоже было не занимать жизненной силы, воли и хватки. Вскоре после выпускного бала в дневнике юной балерины императорской сцены появилась запись: "А все-таки он будет моим!"

Эти слова, имевшие прямое отношение к наследнику российского престола, оказались пророческими...

Перед нами 18-летняя девушка и 20-летний молодой человек Она жива, бойка, кокетлива, он прекрасно воспитан, деликатен и мил: огромные голубые глаза, очаровательная улыбка и уму непостижимая смесь мягкотелости и упрямства. Цесаревич необычайно обаятелен, но заставить его сделать то, чего он не хочет, невозможно. Маля выступает в Красносельском театре - рядом разбиты летние лагеря, и зал заполняют офицеры гвардейских полков. После спектакля она кокетничает с толпящимися перед ее гримерной гвардейцами, и в один прекрасный день среди них оказывается цесаревич: он проходит службу в лейб-гусарском полку, на нем ловко сидят красный доломан и расшитый золотом ментик. Маля стреляет глазками, шутит со всеми, но адресовано это только ему.

Пройдут десятилетия, его дневники издадут, и Матильда Феликсовна станет вчитываться в них с лупой в руках: "Сегодня был у малютки Кшесинской... Малютка Кшесинская очень мила... Малютка Кшесинская положительно меня занимает... Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями".

Она состарилась, жизнь подошла к концу, но ей по-прежнему хотелось верить, что будущий император был в нее влюблен.

С цесаревичем она была всего год, зато помогал он ей вс

жизнь - со временем Николай превратился в прекрасное, идеальное воспоминание. Маля выбегала на дорогу, по которой должна была проехать императорская карета, приходила в умиление и восторг, заметив его в театральной ложе. Однако все это было впереди; пока же он строил ей глазки за кулисами Красносельского театра, и она во что бы то ни стало хотела сделать его своим любовником.

Что цесаревич думал и чувствовал, осталось неизвестным: он никогда не откровенничал с друзьями и многочисленными родственниками и не доверялся даже своему дневнику. Николай начал бывать у Кшесинской дома, потом купил ей особнячок, перезнакомил со своими братьями и дядьями - и к Мале зачастила развеселая компания великих князей. Скоро Маля стала душой романовского кружка - друзья говорили, что в ее жилах течет шампанское. Самым унылым из ее гостей был наследник (его бывшие сослуживцы рассказывали, что во время полковых праздников Ники умудрялся, всю ночь просидев во главе стола, не произнести ни слова). Впрочем, Малю это нисколько не огорчало, она только не могла взять в толк, зачем он постоянно рассказывает ей о своей любви к принцессе Алисе Гессенской?

Их связь была обречена с самого начала: цесаревич никогда бы не оскорбил жену связью на стороне. На прощание они встретились за городом. Маля долго готовилась к разговору, но так и не сумела сказать ничего важного. Она лишь попросила разрешения по-прежнему быть с ним на "ты", называть "Ники" и при случае обращаться за помощью. Этим драгоценным правом Матильда Феликсовна пользовалась редко, к тому же вначале ей было не до особых привилегий: потеряв своего первого любовника, Маля впала в тяжелейшую депрессию.

Цесаревич венчался со своей Алисой, и по московским улицам ехали кавалергарды и конные гвардейцы в золотых и серебряных латах, красные гусары, голубые драгуны и гренадеры в высоких меховых шапках, шли одетые в золоченые ливреи скороходы, катились придворные кар

еты. Когда на голову молодой надели венец, Кремль вспыхнул тысячами электрических лампочек. Маля не видела ничего: ей казалось, что счастье ушло навсегда и жить больше не стоит. А все между тем только начиналось: рядом с ней уже находился человек, который будет опекать ее двадцать лет. Расставшись с Кшесинской, Николай просил своего кузена, великого князя Сергея Михайловича, присмотреть за Малей (недоброжелатели говорили, что он попросту передал ее брату), и тот немедленно согласился: знаток и большой ценитель балета, он давно был влюблен в Кшесинскую. О том, что ему суждено стать ее оруженосцем и тенью, что из-за нее он так и не обзаведется семьей и будет рад отдать ей все (в том числе и свое имя), а она предпочтет ему другого, бедный Сергей Михайлович не подозревал.

Маля тем временем входила во вкус светской жизни и быстро делала карьеру в балете: бывшая подруга императора, а ныне любовница его брата, она конечно же стала солисткой и выбирала только те роли, которые ей нравились. "Дело о фижмах", когда из-за спора о неприглянувшемся Мале костюме подал в отставку директор императорских театров, всемогущий князь Волконский, еще больше укрепило ее авторитет. Рецензии, в которых шла речь о ее отточенной технике, артистизме и редком сценическом обаянии, Маля заботливо вырезала и наклеивала в специальный альбом - он станет ее утешением во время эмиграции.

Бенефис полагался тем, кто прослужил в театре не меньше двадцати лет, у Мали же он состоялся на десятом году службы - сцена была завалена охапками цветов, публика несла ее до кареты на руках. Министерство двора подарило ей чудесного платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке - Маля просила передать Ники, что обычный бриллиантовый перстень ее очень расстроит.

На гастроли в Москву Кшесинская ездила в отдельном вагоне, ее драгоценности стоили около двух миллионов рублей. Отработав около пятнадцати лет, Маля покинула сцену. Пышно отметила сво

уход прощальным бенефисом, а затем вернулась - но не в штат и не заключая контракта... Она танцевала только то, что хотела и когда хотела. К тому времени ее уже называли Матильдой Феликсовной.

Вместе со столетием заканчивалась прежняя жизнь - до революции было еще довольно далеко, но запах тления уже носился в воздухе: в Петербурге существовал клуб самоубийц, групповые браки стали обыденностью. Матильда Феликсовна, женщина безупречной репутации и незыблемого общественного положения, сумела извлечь из этого немалую выгоду.

Ей было позволено все: питать платоническую любовь к императору Николаю, жить с его кузеном, великим князем Сергеем Михайловичем, и, по слухам (скорее всего они были верны), состоять в любовной связи с другим великим князем - Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы.

Его сын - юный Андрей Владимирович, хорошенький как куколка и болезненно застенчивый, стал второй (после Николая) великой любовью Матильды Феликсовны.

Все началось во время одного из приемов в ее новом особняке, построенном на деньги сидевшего во главе стола Сергея Михайловича, - таких домов в Петербурге было немного. Робеющий Андрей ненароком опрокинул на роскошное платье хозяйки бокал красного вина. Маля почувствовала, что ее голова вновь идет кругом...

Они гуляли по парку, вечерами подолгу сидели на крыльце ее дачи, и жизнь была так прекрасна, что имело смысл умереть здесь и сейчас - будущее могло лишь испортить разворачивающуюся идиллию. Все ее мужчины были при деле: Сергей Михайлович оплачивал Малины счета и отстаивал ее интересы перед балетным начальством, Владимир Александрович обеспечивал ей прочное положение в обществе, Андрей же сообщал, когда на прогулку из своей летней резиденции выезжал император - Маля тотчас приказывала закладывать лошадей, подъезжала к дороге, и обожаемый Ники почтительно отдавал ей честь...

Вскоре она забеременела; роды прошли успешно, и четверо

Малиных мужчин проявили трогательную заботу о маленьком Володе: Ники даровал ему титул потомственного дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить мальчика. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович - ребенок был похож на великого князя как две капли воды. Очень переживала лишь супруга Владимира Александровича: ее Андрей, чистый мальчик, совсем потерял голову из-за этой распутницы. Но свое горе Мария Павловна несла так, как и подобает даме королевской крови: оба мужчины (и муж, и сын) не услышали от нее ни единого упрека.

Тем временем Маля с Андреем отправились за границу: великий князь подарил ей виллу на Кап"д"Ай (несколько лет назад она получила от Сергея Михайловича дом в Париже). Главный инспектор артиллерии заботился о ее карьере, нянчил Володю и все больше отходил на второй план: Маля по уши влюбилась в своего молодого друга; она перенесла на Андрея те чувства, которые некогда испытывала к его отцу. Владимир Александрович умер в 1909 году. Маля и Андрей горевали вместе (Марию Павловну передергивало, когда она видела негодяйку в идеально сшитом, красившем ее траурном платье). К 1914 году Кшесинская была невенчанной женой Андрея: он появлялся с ней в свете, она сопровождала его в заграничные санатории (великий князь страдал слабыми легкими). Но и о Сергее Михайловиче Матильда Феликсовна не забывала - за несколько лет до войны князь приударил было за одной из великих княгинь, и тогда Маля вежливо, но настойчиво попросила его прекратить безобразие - во-первых, он ее компрометирует, во-вторых, ей неприятно на это смотреть. Сергей Михайлович так никогда и не женился: воспитывал маленького Володю и не жаловался на судьбу. Несколько лет назад Маля отлучила его от опочивальни, но он все еще продолжал на что-то надеяться.

Первая мировая война не причинила вреда ее мужчинам: Сергей Михайлович имел слишком большие чины, чтобы попасть на передовую, а Андрей из-за слабо

о здоровья служил в штабе Западного фронта. Но после Февральской революции она потеряла все: в ее особняке расположился штаб большевиков - и Матильда Феликсовна ушла из дома в чем была. Часть драгоценностей, которую удалось спасти, она положила в банк, зашив квитанцию в подол любимого платья. Это не помогло - после 1917 года большевики национализировали все банковские вклады. Несколько пудов столового серебра, драгоценные вещицы от Фаберже, даренные поклонниками бриллиантовые безделушки - все разошлось по рукам обосновавшихся в покинутом доме матросов. Исчезли даже ее платья - позже в них щеголяла Александра Коллонтай.

Но Матильда Феликсовна никогда не сдавалась без боя. Она подала на большевиков в суд, и тот предписал незваным гостям осовободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки. Однако большевики из особняка так и не съехали... Приближалась Октябрьская революция, и подруга бывшего императора, а ныне гражданина Романова бежала на юг, в далекий от большевистских безобразий Кисловодск, куда чуть раньше перебрался Андрей Владимирович с семьей.

Перед отъездом Сергей Михайлович сделал ей предложение, но она его отклонила. Князь мог уехать с ней, но предпочел остаться - надо было уладить дело с ее вкладом и присмотреть за особняком.

Поезд тронулся, Маля высунулась в окно купе и помахала рукой - Сергей, не похожий на себя в длинном мешковатом штатском плаще, поспешно снял шляпу. Таким она его и запомнила - больше они не увидятся никогда.

Мария Павловна с сыном к тому времени обосновались в Кисловодске. Власть большевиков здесь почти не ощущалась - до тех пор пока из Москвы не приехал отряд красногвардейцев. Сразу же начались реквизиции и обыски, но великих князей не трогали - они были не страшны новой власти и не нужны ее противникам.

Андрей мило болтал с комиссарами, а они целовали Мале ручки. Большевики оказались вполне доброжелательными людьми: когда городской совет Пяти

горска арестовал Андрея и его братьев, один из комиссаров отбил великих князей с помощью горцев и отправил из города с подложными документами. (В них говорилось, что великие князья путешествуют по заданию местного комитета партии.) Они вернулись, когда в город вошли казаки Шкуро: Андрей подъехал к дому верхом, в черкеске, в окружении охраны из кабардинской знати. В горах у него отросла борода, и Маля чуть не расплакалась: Андрей как две капли воды походил на покойного императора.

То, что произошло дальше, походило на затянувшийся кошмар: семейство бежало от большевиков в Анапу, потом вернулось в Кисловодск, затем снова пускалось в бега - и всюду их догоняли отправленные из Алапаевска письма Сергея Михайловича, убитого несколько месяцев назад. В первом он поздравлял Малиного сына Володю с днем рождения - письмо пришло через три недели после того, как они его отпраздновали, в тот самый день, когда стало известно о смерти великого князя. Большевики сбросили в угольную шахту всех находившихся в Алапаевске членов дома Романовых - они умирали несколько дней. Когда в город вошли белые и тела подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью "Маля".

А потом началась эмиграция: маленький грязный пароход, стамбульская вошебойка и долгое путешествие во Францию, на виллу "Ямал". Маля и Андрей приехали туда без гроша и тут же заложили свою недвижимость - надо было приодеться и расплатиться с садовником.

После того как Марии Павловны не стало, они обвенчались. Местоблюститель российского престола, великий князь Кирилл, даровал Мале титул светлейшей княгини Романовой-Красинской - так она породнилась с болгарским, югославским и греческим царями, королями румынским, датским и шведским - Романовы были в родстве со всеми европейскими монархами, и Матильде Феликсовне случалось быть приглашенной к королевским обедам. Они с Андреем к э

ому времени перебрались в крошечную двухкомнатную квартирку в небогатом парижском районе Пасси.

Дом и виллу забрала рулетка: Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 - свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло. Но Кшесинская, разумеется, не сдалась.

Балетная студия Матильды Феликсовны славилась по всей Европе - ее ученицами были лучшие балерины русской эмиграции. После занятий великий князь Андрей Владимирович, облаченный в поношенный, протертый на локтях пиджак, обходил репетиционный зал и поливал стоявшие по углам цветы - это была его домашняя обязанность, больше ему не доверяли ничего. А Матильда Феликсовна работала как вол и не оставила балетный станок даже после того, как парижские врачи нашли у нее воспаление суставов ног. Она продолжала заниматься, превозмогая жуткую боль, и болезнь отступила.

Кшесинская намного пережила своего мужа, друзей и врагов - если бы судьба отпустила ей еще год, Матильда Феликсовна отметила бы столетний юбилей.

Незадолго до смерти она снова увидела странный сон: театральное училище, толпу воспитанниц в белых платьях, бушующий за окнами ливень.

Тут запели "Христос воскресе из мертвых", двери распахнулись, и в зал вошли Александр III и ее Ники. Маля упала на колени, схватила их за руки - и проснулась в слезах. Жизнь прошла, она получила все, что хотела, - и все потеряла, поняв в конце концов, что все это не имело значения.

Ничего, кроме записей, которые много лет назад сделал в своем дневнике странный замкнутый слабовольный юноша:

"Снова видел малютку М."

"Был в театре - малютка Кшесинская положительно мне нравится".

"Прощание с М. - стоял у театра терзаемый воспоминаниями..."

Источник информации: Алексей Чупаррон, журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ" , апрель 2000.

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II . История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».

Ранние годы. Семья

Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.


Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.


В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.


В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».

Карьера балерины

Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.


Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.

В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.


После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.


Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.


Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.

Трейлер фильма «Матильда»

Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.


Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.

Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой

После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.


В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.


В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу

Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.


В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».


Матильда Кшесинская: куртизанка или великиий талант? (романовские хроники) Ее звали «мадам семнадцать». Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше — куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы «смазывая» эту грань «таланта» Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей — это праздник, то для служителей мельпомены — это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь «вспыхнуть яркой звездой» на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала…

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете «Ненюфар» 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной «балетной» — она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя — Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды — Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской — мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский


Сестра Матильды Кшесинской — Юлия — Кшесинская 1-я

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка… и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала… и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так — 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал… мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу «.

Наследник российского престола Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и… подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котром Матильда выгравировала две даты — 1890 и 1892 — первая встреча и первый приезд к ней домой. Но…их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на «ты» и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но… как говорится, свято место пусто не бывает: «В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила » — так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила… однако быстро и опять… Романова.

И не чего нет удивительного что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился нарех не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его «Воспоминаниях».

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете «Талисман» 1898

«М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)… успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется

Матильда Кшесинская в балете «Баядерка» 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский «Воспоминания», Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре - из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «- Не дам, это мой балет.»

Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»».

Матильда Кшесинская в балете «Дочь Фараона» 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал… В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: «Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князьСергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания «.

Матильда Кшесинская с веером

Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

«…Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. - А. III.] не было электричества», - с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали - все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал - в стиле русский ампир, салон - в стиле Людовика XVI, спальня и уборная - в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом - маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник - георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды… был огромный военный бюджет России

Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она «блистала»: выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями — бриллиантами, жемчугами, сапфирами… Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете «Эсмеральда» 1898

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина «Театральная улица», 1929, глава 13)

» Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, - дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе - усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, - писала она, - у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания… У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения - неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

— Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, - позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар.»

Великий князь Андрей Владимирович

Матильда Кшесинская Фотопортреты по мотивам балета «Комарго» 1902

Матильда Кшесинская в балете «Комарго» и в русском танце 1902

13 февраля 1900 года театральный Петербург отмечал десятилетие творческой жизни Кшесинской на Императорской сцене. На обед после юбилейного спектакля были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича — Кирилл, Борис и Андрей. С последним у балерины и начался бурный роман. Она была старше Великого князя Андрея Владимировича на шесть лет. При этом Матильда официально жтла с Великим князем Сергеем Михайловичем. В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея. Только вот, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно до сих пор. Великий князь Сергей Михайлович до конца жизни считал его своим сыном. И опять слово В.А.Теляковскому.

Матильда Кшесинская и Великий князь Андрей Владимирович с сыном Владимиром

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром 1916

Из дневника Владимира Теляковского (В.А. Теляковский. «Дневники директора императорских театров. 1901-1903», Санкт-Петербург. Издательство «Артист. Режиссер. Театр»‘, 2002)

«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата.

Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит – Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове

В 1904 году она уходит со сцены, но сохраняет за собой право на роли в спектаклях и не разрешает их никому другому танцевать. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! И при этом заводит тут же роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год, что заканчивается дуэлью в лесу под Парижем между последним и Великим князем Андреем Владимировичем.

Великий князь Андрей Владимирович 1918-1920

Матильда Кшесинская в своей балетной школе 1928

А потом была революция и все пошло прахом. Ее шикарный особняк был разграблен, Великий князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске: умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля». Она же 19 февраля 1920 года отплыла в Константинополь на итальянском лайнере «Семирамида». В январе 1921 года во Франции они обвенчались с Великим князем Андреем Владимировичем, и Матильде получила титул Светлейшей княгини Романовской. В 1929 году Ксешинская открыла в Париже свою балетную студию, где у нее брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании.

Матильда Кшесинская в последние годы жизни 1954

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…» — так она написала в своих мемуарах.

Могила Матильды Кшесинской на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Она умерла в возрасте 99 лет в 1971 году и нашла упокоение на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции. Кем же все же она была: куртизанкой или великим талантом? Гетерой или же умной приспособленкой? Наверное все вместе, но одно ясно ее роль в искусстве русского театра и «искусстве» русской жизни была далеко не последней… но такова Россия.

Константин Севенард: "Клянусь, что говорю правду"

На днях все СМИ написали о 19-летней балерине Элеоноре Севенард, принятой в труппу Большого театра. Сенсационность этой новости придавало то обстоятельство, что юная танцовщица из Санкт-Петербурга является праправнучкой «той самой Кшесинской».

Официально - по единственной уцелевшей боковой ветви Кшесинских, от родного брата Матильды Иосифа. Так как прямых потомков у балерины не осталось.

Но представители семьи Кшесинских-Севенард убеждены, что не все так просто в этом мире и что их бабушка, в девичестве Целина Иосифовна Кшесинская, на самом деле не племянница, а родная дочь Матильды и... Николая Второго.

Все говорили, что Целина превзошла красотой свою знаменитую родственницу.

Зачатая уже гораздо позже женитьбы царя - в 1910 году. И не просто так, а ради спасения страны.

Девочка с чистой кровью, не несущая в себе поломанные гены смертельной гемофилии, сгубившей в итоге империю.

Эта история настолько невероятная и тянет скорее на толстенный приключенческий роман, чем на скучную историческую хронику, что если бы мне ее рассказал кто-то другой, а не отец той самой юной балерины Элеоноры Севенард, ни за что бы не поверила.

Но Константин Севенард вполне реальный человек, который отвечает за свои слова.

Экс-депутат Государственной думы РФ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, воевал в Афганистане, его отец - коммунист Юрий Севенард - в 1991 году баллотировался на пост мэра Ленинграда и проиграл Собчаку, а дед Константин Севенард - патриарх советского гидроэнергостроительста, как его называли, сдавший под ключ не одну мощнейшую ГЭС, внук же Константин Юрьевич Севенард убежден, что скандал с Матильдой вовсе не случаен.


Константин Севенард.

Сериал «Матильда» вышел на новый виток. Сведшая с ума трех великих князей, Кшесинская уже почти свела с ума и современную Россию. За что нам такое? И что все-таки было в этой женщине, на сегодняшний придирчивый взгляд не столь уж и блистательной красавицы? Просто любовница? Или нечто большее?

С Константином Севенардом мы сидим в его офисе на Черной речке, вид из окна прекрасный, последние теплые деньки, солнечные блики стежками ложатся на Малую Невку. Питер - это все-таки история, возьми любой дом, построенный около века назад, и наверняка выяснится, что он тоже связан с именем Матильды Феликсовны: здесь бывала в гостях, там пила чай... Прошлое - оно так близко, почти рядом.

100 лет революции - мимолетный солнечный зайчик на холодной сентябрьской воде.

Константин Юрьевич, возмущены ли вы, что имя вашей прабабушки, родной или двоюродной, сегодня полощут, если честно, все кому не лень? Не хотите ли тоже подать в суд на авторов «Матильды», как это недавно сделала вдова племянника Николая Второго Ольга Куликовская-Романова?

Как я могу подать иск о защите чести и достоинства, если я сам фильм еще не видел? Пусть он выйдет, и тогда станет понятно. Но, думаю, что все действительно неоднозначные и спорные эпизоды наверняка уже были оттуда вырезаны. А если осталась развесистая клюква, то вряд ли она кого-то может обидеть.

- Неудивительно ли, что имя Кшесинской вдруг выплыло из небытия в самый канун столетия революции?

Конечно, в советские времена о Кшесинской вспоминали разве что в контексте ее особняка, который подарил император и где в 1917-м располагался штаб большевиков, а затем - Музей революции. О том, что прабабушка была не робкого десятка, говорит тот факт, что она подала в суд на непрошеных гостей, которые ее выселили, не побоялась. Представьте себе, иск к Ленину она выиграла. Матильда вернулась в свой особняк и даже устроила там крупный тайник, свезла туда все свои драгоценности и документы, но пробыла там, увы, недолго, вскоре бежала за границу... Времена стояли неспокойные. В 90-м году в том числе и моя семья сделала все, чтобы открыть в этом здании выставку, посвященную жизни Матильды Кшесинской, но мы и представить себе не могли, что туда ринутся толпы народа, что это многим покажется интересным - архивные снимки, документы, наши уцелевшие семейные фотографии... Вместо нескольких месяцев выставка работала около двух лет. Масса публикаций в это время вышла в СМИ, посвященных жизни Матильды и ее любви.


Брат Иосиф и сестра Матильда. Скрывает ли она беременность под широкой юбкой?

И все-таки то, что вы сегодня рассказываете о реальной судьбе своей прабабки, это в лучшем случае апокриф. А вот семейная легенда о том, что у нее была дочь от Николая Второго - ваша родная бабушка, что появилась на свет она гораздо позже женитьбы императора на Александре Федоровне и даже рождения у них общих детей, – это похлеще «Матильды», если честно.

Я клянусь, что говорю правду. 6 октября 1910 года по приглашению Николая Матильда встретилась с ним в парке Константиновского дворца в беседке на острове. Ее привезли туда на лодке. С ее стороны цель визита была вполне прозаической, у нее был конфликт с директором Мариинского театра, который она хотела разрешить в свою пользу, перетянуть на свою сторону Николая, он же имел другие намерения... Произошел эпизод близости. Я не думаю, что он был случайным. Николай действительно хотел ребенка от Матильды, здорового ребенка.

- Первая любовь навсегда?

Дело в том, что они никогда и не прерывали своих отношений. Сестра Матильды, Юлия, тоже балерина, 1-я Кшесинская, как ее все называли, вышла замуж за полковника Александра Зедделера, адъютанта царя, так что прямой выход на Николая у Матильды оставался в любом случае. Да, Николай был слаб и ведом, а Матильда - одной из интереснейших и обаятельнейших женщин своей эпохи, недаром она свела с ума и двух других великих князей, Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, чьей женой в итоге стала.

По моим сведениям, Матильда была беременна с конца 1910-го по весну 1911 года, официально она в это время якобы блистала на гастролях в Англии, а на самом деле с марта безвылазно жила в доме брата Иосифа и его жены Серафимы в Асташкове. Чтобы убить время, тренировала почерк, писала левой рукой, переписывала «Горе от ума», много лет спустя эту тетрадь вроде бы нашли пионеры и сдали в Бахрушинский музей.


Феликс Кшесинский - глава династии.

Ее дочь Целина, моя бабушка, родилась в середине лета. Брат Иосиф предложил записать девочку на себя. У него уже подрастал годовалый сын Славочка, которого родила его первая жена, танцовщица Сима Астафьева, так что никаких дополнительных вложений новорожденная не потребовала, уже были готовы и одежда, и коляска, и даже кормилица. Матильда же вернулась в Петербург, где она пышно отпраздновала очередной день рождения на глазах у всех, компенсировав долгое отсутствие. А тем временем кормилице не хватило молока на двух детей - и Иосиф приказал ей первой кормить Целину... Жена Серафима обиделась и ушла, забрав с собой годовалого мальчика. Позже они уехали в Лондон - и там следы Славика, к сожалению, затерялись. А Иосиф женился на красавице Целине Спрышинской, нужно было срочно выправлять паспорт племяннице, и по официальной биографии именно Целина-старшая считалась матерью маленькой Целины, названной так в ее честь.

- Но для таких громких выводов мало слов, нужны доказательства.

В нашей семье сохранились фотографии той эпохи. Вот, например, снимок из Асташкова, видите, как неуклюже боком сидит Матильда, прикрыв большой живот, здесь она как раз беременна бабушкой. А тут - уже родила, стоит рядом с коляской, смотрит на малышку с нежностью... Чтобы скрыть семейную тайну, Целину-младшую зарегистрировали только осенью и на брата Иосифа.

По-вашему, репутации Матильды мог помешать еще один внебрачный ребенок? Почему она признала Володю, своего единственного по документам сына, и отказалась от родной дочери?

Потому что Володя не был сыном царя, а Целина была. Кстати, вот ведь переплетения судьбы - на фотографии, где Матильда стоит с коляской, в правом углу - пятилетний мальчик, сын соседей Кшесинских по имению, Константин Севенард. Много лет спустя он станет моим дедом и мужем Целины.


Матильда Кшесинская покоряла мужчин не красотой, а природным обаянием.

- Какая оригинальная фамилия - Севенард. Откуда она?

Предки Севенардов - выходцы из Франции, старинный аристократический род, состояли в родстве с Наполеоном, так что и вторая половина моей фамилии не подкачала.

Но как же так могло получиться, что в СССР дворянин Константин Севенард, женатый на родственнице самой Матильды Кшесинской, племяннице или дочери, не только не был репрессирован, но был даже допущен к работе на объектах государственной важности?

Дед Севенард был заслуженным гидростроителем, орденоносцем; вторая, более засекреченная часть его биографии: везде, где он строил гидростанции, одновременно возникали и военные заводы. Например, построили Волжскую ГЭС - и тут же рядом был заложен завод «Волжские моторы», который обеспечивал нужды армии транспортом, то же самое происходило и на Урале во время строительства Уралвагонзавода. Его решения по тем временам были самые передовые. Нет, в Константине Севенарде у власти сомнений не было, хотя Героя Соцтруда он так и не получил, так же как и я, воевавший в Афганистане, принимавший участие в спасении 9-й роты и дважды представленный к званию Героя Советского Союза, - думаю, все это не случайно. Кстати, сам дед о прошлом семьи особо не распространялся, о своих предках мы знали только самый минимум. Отношения не поддерживались никак. В те времена иначе и быть не могло. Когда в начале 60-х Матильда попыталась приехать в СССР, на теплоходе в Одессу, передав с оказией письмо для моего отца Юрия, ее внука, дед Севенард сына никуда не отпустил. Письмо заставил сжечь и забыть. Впрочем, эта встреча все равно бы не состоялась - так как Кшесинской даже не дали сойти на родную землю.


Лето 1911-го. Матильда (в центре) смотрит на коляску, в которой лежит, по семейной легенде, ее новорожденная дочка.

- А как же ваша бабушка Целина?

Бабушки к тому моменту уже не было в живых. Ее не стало в 48. Что совсем не характерно для семьи Кшесинских, которые жили под сто лет: Матильда ушла в 99 (в 1971-м! - Е.С.) , ее сестра Юлия - в 104, но Целина мгновенно сгорела от рака, сказалось то, что они с мужем работали неподалеку от Семипалатинска, когда там проходили первые ядерные испытания. Вообще бабушка начинала как балерина Кировского театра, бывшей Мариинки, где ее отец Иосиф продолжал работать танцмейстером и в 30-е годы. Я не знаю, если честно, как так получилось, что сестры Матильда и Юлия смогли эмигрировать, а он остался в России с удочеренной племянницей, затем женился в третий раз. Но прадед прожил свою жизнь не зря. Он воспитал целую плеяду замечательных советских танцовщиков, своим учителем его считала известная балерина Наталья Дудинская, но у самой бабушки Целины карьера не получилась, хотя мы храним дома ее старые афиши... Целина очень рано вышла замуж за деда-гидростроителя и как верная жена моталась с ним по всей стране, родила двух детей, пережила войну, о театре пришлось забыть... Прадед же Иосиф Кшесинский пропал в блокаду в 1942 году. Это все, что мы о нем знаем. В его квартире затем был обыск, вскрывали мебель, вроде бы нашли какие-то странные стеклянные пластины, которые забрали с собой те, кто и проводил этот обыск. Много с тех пор прошло времени, а уж сколько событий – не счесть… Развалился СССР, стали доступными многие архивные документы… И вот «Матильда» вновь воскресла теперь уже в виде скандального фильма. Значит, судьба ее по-прежнему волнует наших соотечественников, и это неспроста.

Вероятно, если ваше родство с царской фамилией будет доказано, то вы можете стать центром противоборствующих сил?

Да, с одной стороны, есть те, кому на руку появление официальных наследников российского императора, с другой - я понимаю, что большинство не захотят признать в нас потомков Николая Второго. Мой отец - он стар, но бодр - в прошлом году добровольно сдал кровь для анализа ДНК, но результатов исследования нет до сих пор. И я откровенно не понимаю, куда они делись, что происходит, кто не хочет или кому невыгодно вытаскивать эту старую историю на свет. Хотя не факт, что и останки, официально признанные за царские, с которыми можно было бы сравнить наше ДНК, на самом деле являются таковыми... История с их канонизацией темная и загадочная. Я знаю, что тот же Ельцин в 90-е выступал категорически против любого восстановления царизма.

У Собчака же, соперником которого на выборах был мой отец. после событий в августе 91-го была идея восоздания в России либеральной монархии. Он пытался привлечь к этому вопросу Владимира Кирилловича Романова, тогдашнего официального главу династии, насколько мне известно, они до чего-то даже договорились. Но лично я в этом проекте себя не хотел и не видел: для меня прабабушка Матильда - это не способ достижения каких-то политических целей, а некий символ свободы, духовной и телесной, того поворота истории, который так и не случился, если бы она осталась с Николаем.


Маленькая Целина с Иосифом и братом Ромуальдом.

Матильда прожила невероятно долгую и такую разную жизнь. Если разобраться, то роман с наследником - он был лишь началом ее пути, первой серией бесконечного сериала длиной в 99 лет. Вполне возможно, что и сейчас, судя по последним событиям вокруг Матильды, мы наблюдаем не конец этой истории.

Жаль только, что неизвестных подлинных архивов практически не осталось. Мемуары и дневники прабабушки уже опубликованы. После неожиданной смерти сына Матильды Владимира Красинского, который пережил мать всего на два года, оставшиеся бумаги забрал Владимир Кириллович Романов. В разговоре со мной он не скрывал, что заинтересован в том, чтобы эти записи нигде не всплыли. Что ж, общаться с аристократами очень просто, по крайней мере они никогда не врут. И на прямой вопрос дают такой же прямой ответ.

Недавно прошла ваша пресс-конференция в Интерфаксе в Санкт-Петербурге. Отзывы о ней были тоже не однозначны. Вы не боитесь, что вас обвинят либо в сумасшествии, либо во лжи или преследовании каких-то своих интересов? Уж слишком невероятная история...

Вы знаете, как-то я услышал очень любопытную фразу, не помню, кто ее сказал: если из истории выкинуть ложь, это вовсе не значит, что в ней останется правда... Но лично я готов жизнь отдать, чтобы доказать свою правоту.


…Ее ждала долгая жизнь, в которой роман с наследником был лишь одним из эпизодов. Матильда Феликсовна в 95.

СПРАВКА "МК"

У Матильды Кшесинской были старшие брат Иосиф и сестра Юлия, которую называли 1-я Кшесинская, в замужестве Зедделер, детей она не имела.

Иосиф Кшесинский (1868–1942) - характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, а позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927).

Был женат три раза.

В 1896 году - на выпускнице балетной школы Мариинского театра Серафине Александровне Астафьевой (1876-1934), у них родился сын Вячеслав.

Второй раз - на балерине Целине Владиславовне Спрышинской (1882–1930).

Дети: Ромуальд и Целина (1911–1959), которая окончила балетную школу, танцевала на Мариинской сцене, вышла замуж за инженера Константина Севенарда. Некоторые считают, что на самом деле она была незаконнорожденной дочерью Матильды Кшесинской от Николая II.

Сын Целины, Юрий Севенард, инженер-гидростроитель и бывший депутат Государственной думы.

В 1990 году был избран депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов, которым оставался вплоть до роспуска последнего в декабре 1993 года.

В июне 1991 года баллотировался на пост мэра Ленинграда. Набрал на этих выборах 10% (37 000 голосов) и уступил А.А.Собчаку.

В декабре 1993 года избран депутатом Государственной думы 1-го созыва по федеральному списку Коммунистической партии Российской Федерации. С января 1994 по декабрь 1995 года был первым заместителем председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Внук Константин Юрьевич (1967), также экс-депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Государственной думы третьего созыва. В 2017 году его дочь, выпускница Академии имени Ваганова Элеонора Севенард (*1998), была официально принята в балетную труппу Большого театра. Ее младшая сестра, Ксения, учится в Академии имени Вагановой.


Элеонора Севенард - будущая звезда Большого театра. Фото: соцсети

От редакции: Заметим, стоит сделать скидку на то, что г-н Севенард уже не раз удивлял публику своими рассказами. Так, в он утверждал, что утерянные во время революции дневники Кшесинской якобы купил Геннадий Тимченко - в фонде Тимченко эту информацию категорически опровергли.

Также Константин Севенард говорил СМИ, что в склепе на кладбище в Варшаве нашел документ о признании Николаем II дочери от Кшесинской и его соглашение... с Ротшильдом и президентом США. Документы, естественно, у Севенарда "не сохранились".

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Знаменитая балерина и светская львица Матильда Кшесинская родилась 145 лет назад. Жизнь ее овеяна слухами и легендами: рассказывают, к примеру, о несметных сокровищах, которые Матильда вроде бы спрятала где-то, покидая в 1917 году Петербург. Яркая танцовщица и звезда Императорского театра, она запомнилась прежде всего своими многочисленными романами.

Кшесинская и сама в мемуарах писала о том, что уже с детства была кокеткой. Связь с тремя великими князьями, в том числе с будущим императором Николаем II, — лишь малая доля историй, о которых и она сама открыто писала в воспоминаниях.

Впрочем, фотографии Кшесинской в какой-то степени подтверждают слухи о ее невероятной женственности и обаянии. РИА Новости публикует архивные портреты танцовщицы.

Полячка Кшесинская была родом из творческой семьи. Дед — скрипач и певец, отец Феликс Кшесинский — танцор. Она утверждала, что отец настолько образцово исполнял мазурку, что благодаря ему этот танец вошел в обязательную программу всех балов в России.

Сама Матильда была третьим совместным ребенком своих родителей. Ее старшая сестра Юлия и брат Юзя также танцевали. Именно Юлию в театре именовали Кшесинской первой, Матильда же была Кшесинской второй.

Матильда окончила Императорское хореографическое училище. В своих мемуарах она подчеркивала, что педагоги выделяли ее с детства. В театре за ней закрепилась слава женщины своевольной. К примеру, однажды она поменяла костюм для выступления, якобы неудобный, на свой собственный, после чего была оштрафована.

Впрочем, отличалась знаменитая балерина не только строптивым характером, но и трудолюбием. За сезон она могла станцевать в 40 спектаклях (балетных и оперных). Не прекращала работать Матильда и позже, уже в эмиграции: она создала балетную школу, в которой могли обучаться до 150 человек одновременно.

Были у Матильды и слабости — на протяжении всей жизни она играла в рулетку. Говорят, что якобы, сев за игровой стол впервые, она поставила на 17. Это принесло ей выигрыш. С тех пор она играла только в рулетку и ставила на одно число, за что получила прозвище Мадам Семнадцать.

Бежав из Петербурга в 1917 году, Матильда перебралась сначала в Кисловодск, где провела почти год. Там она надеялась переждать смутные времена, но позже стало понятно, что безопаснее ей будет во Франции.

Жизнь в эмиграции была, очевидно, более тихой и спокойной, нежели в дореволюционной российской столице. Кшесинская официально зарегистрировала брак с великим князем Андреем Владимировичем (внуком Александра II), от которого у нее уже был сын.

Она много сделала для распространения традиций русского академического танца. Матильда создала свою школу, патронировала Федерацию русского классического балета, которая провозглашала идею продолжения традиций русского балета в английских школах танца. Кшесинская прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет (в 1971 году) в Париже и была похоронена рядом со своим мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде французской столицы.