Протоиерей михаил ардов как связаться. Протоиерей михаил ардов (рпац) об объединении рпц мп с рпцз и не только

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Наблюдает вся страна. Пожилая жена артиста Гитана Аркадьевна и его 50-летняя дочь-инвалид Мария фактически оказались заперты в собственной квартире. Из-за разборок с соседом они не могут выехать даже на свою дачу. Брат артиста - писатель и настоятель храма Михаил Ардов - уверил: дела в звездном семействе действительно очень непростые.

«Дочь Маша разговаривает с трудом»

Я навещаю семью брата регулярно, - делится Михаил Ардов. - Жена его чувствует себя неважно, но старается не жаловаться на свои проблемы. А вот с дочерью Машей дела совсем плохи: она с трудом разговаривает. Но Маша - талантливая, умная, написала много сказок, стихов. Я знаю, что сейчас Гитане Аркадьевне помогают три женщины - работницы, которые готовят, убирают у них в доме. Заходит и Надежда - старшая дочь Алексея. У них с моим братом были сложные отношения из-за того, что он с ее мамой как-то рано и не очень хорошо разошелся. Конечно же это переносилось и на дочь.

Михаил Ардов - сводный брат Алексея Владимировича. У них одна мама, но разные отцы. Но воспитывались дети вместе. У Алексея и Михаила был еще младший брат Борис, который умер в 2004 году из-за цирроза печени.

Очень грустно на душе оттого, что нет ни Бориса, ни Алексея рядом, я остался один, - вздыхает 80-летний Михаил Викторович. - Когда я в последний раз видел старшего брата, у него было очень бледное лицо, я понимал, что уже немного осталось ему. Но все равно мне до сих пор трудно осознать, что его нет. Увы, он был уже не юн, 88 лет, долго хворал. Но когда начинаешь об этом думать, сразу же появляется ностальгия по тем временам, когда мы жили все вместе, когда были живы родители. Последние годы его жизни мы виделись не так часто, но всегда разговаривали о тех военных временах, когда жили с нашей мамой в эвакуации в татарском городе Бугульма. У брата смолоду было многообразие талантов, он писал замечательные картины, которые хвалили профессиональные художники. А кроме того, он сочинял хорошие стихи, их одобряла сама Анна Ахматова .

«У него было повреждено все лицо»

Когда Алексей Владимирович стал популярным, связь с семьей не утратил. Хотя делиться моментами из актерской жизни не любил. На площадках Баталову приходилось непросто.

Во время съемок фильма «Летят журавли» они с каким-то партнером боролись и Алексей прямо лицом упал на маленький узенький пенечек, - вспоминает Михаил Викторович. - У него было повреждено все лицо. Слава Богу, что брат попал к хорошему хирургу, который его вылечил. Помню, как в какой-то момент Алексей перестал быть востребованным. Но это происходило потому, что он очень придирчиво относился к сценариям. Он отказывался от многих предложений.

Кстати, сам Михаил Викторович подражать брату в выборе профессии не стал: он - священник.

Я довольно рано стал верующим человеком, - продолжает протоиерей. - А христианство запрещает любому человеку посещать различные зрелища. Но Алексей, несмотря на профессию, верил в Бога с самой юности, а к концу жизни стал стопроцентно церковным человеком. У него были знакомые священники, с которыми он часто советовался. В годовщину смерти Алексея я не смог встретиться с его семьей по причине богослужения, я весь день молился об упокоении его души.

Год, прожитый без брата, отра­зился на здоровье Михаила Ардова. А ведь этот пожилой человек заботится еще и о своей больной жене.

Я в последнее время стал очень быстро утомляться, - с грустью говорит брат Алексея Баталова. - Но свои обязанности по храму конечно же выполняю. У моей жены большие проблемы с суставами, недавно пошли осложнения. Детей у нас нет. Есть две женщины, которые помогают. Одна в доме убирает, а другая ходит по магазинам, покупает все необходимое. Так мы и живем.

Отец Михаил, в миру известный как Михаил Ардов, — младший брат Алексея Баталова. Со знаменитым актером у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми.

Михаил Ардов : «У нас связь никогда не прерывалась, старался заезжать к ним».

О брат узнал одним из первых. Народный артист , где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра. Брат видел, что народный артист угасает.

Михаил Ардов : «Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко».

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был главным кормильцем семьи. Дочь актера — 49-летняя Мария — инвалид детства. У нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

Наталья Дрожжина , актриса: «Маше сказали сразу в семь часов утра. Она только плачет. Вы знаете, ей очень тяжело говорить. Они говорят: „Мы даже не знаем, как жить дальше“».

Брат Баталова предполагает: ухаживать за Марией вдове поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки.

Вопреки слухам народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал. Просто объясняться, как дело было, не считал нужным.

Михаил Ардов : «Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик — такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу».

Подруга семьи подтверждает: старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.

Наталья Дрожжина : «Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал».

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей — 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая 62-летняя Надежда.

Состоится 19 июня, похоронят народного артиста на Преображенском кладбище. Народному артисту было 88 лет.

Судьба этого человека уникальна… И, наверно, только в СССР, а потом и в многострадальной, раздираемой противоречиями России, могли появиться люди такой судьбы, с таким взглядом на мир и на веру .

Михаил Ардов

Сын известного писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат великого актёра Алексея Баталова.

Родился Михаил Викторовичв 1937 году, в центре Москвы, в Лаврушинском переулке, но буквально через год семья Ардовых переехала на Большую Ордынку, д.17, дом, стоящий до сих пор, в квартиру, которую Анна Ахматова назвала «легендарной».

Сначала хлопоты в связи с арестом её сына Льва Гумилева, а потом и работа, переводы, которые давали ей именно московские издательства, и так что получалось, что в Москве, на Большой Ордынке, в квартире Ардовых, Анна Андреевна жила чуть ли не чаще, чем в родном Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде.

А с 1953 до 1966 года Ардов фактически был секретарем, и до конца её сложной, многотрудной жизни помогал Анне Ахматовой.

…Трудно перечислить всех великих людей века двадцатого, бывавших в дома №17 по Большой Ордынке… Писатели, поэты, публицисты, актеры…

Вот Борис Пастернака читает свой перевод «Фауста»…

Немного мрачная, острая на язык Фаина Раневская, подруга Ахматовой еще со времён эвакуации в Средней Азии…

Великий, и, увы, забытый и «забитый» властью грустный Михаил Зощенко…

Игорь Ильинский…

Бывал и друг Виктора Ардова, знаменитый московский конферансье, остряк и библиофил Смирнов-Сокольский, пришедший как-то специально «познакомиться с Анной Андреевной Ахматовой и попросить её автографы на книгах.

Бывал и Леонид Утесов…

Какое-то время жила у Ардовых вернувшаяся из лагеря Лидия Русланова, а потом и её муж, генерал Крюков…

Жила Надежда Яковлевна Мандельштам, также вернувшаяся из «мест не столь отдалённых»…

Гостеприимный старый московский дом…

Михаил Викторович дружил с внуком Корнея Чуковского, Евгением, Львом Гумилевым и ещё совсем молодым Иосифом Бродским.

Было и знакомство с Дунаевскими – отцом и сыном.

Судьба свела его и с Александром Солженицыным.

Наверно, все эти люди, встречи, разговоры, стихи и повлияли на мировоззрение тогда ещё юноши, молодого человека, мечтавшего также, как и его отец, стать литератором.

Поступил в Библиотечный институт, потом перевелся на факультет журналистики МГУ, в 1960 окончил, работал «профессиональным литератором», в том числе и на радио, но «работа» литератора в СССР… Впрочем, далее можно и не продолжать. Жить, и тем более писать в «поточном вранье Страны Советов» Ардов просто не мог…

Не сразу, но пришла вера … И в 1964 он принял крещение, а с 1967 стал иподиаконом в храме Всех Скорбящих в радости, что на Большой Ордынке.

Крестным Михаила Викторовича был не кто иной, как Александр Григорьевич Габричевский, а крещение было в церкви деревни Лунино, что неподалеку от Переделкино.

И как вспоминает сам Ардов, священник перед таинством крещения спросил: «По какой причине Вы решили креститься?».

– Я хочу, чтобы Бог укрепил во мне веру, – был ответ.

Позже, будучи уже в сане священника, Михаил Викторович признался, что если бы услышал такой ответ сейчас, то не стал бы крестить этого человека, а заставил бы его по настоящему приблизиться к Церкви.

С архиепископом Киприаном, фактически перевернувшим жизнь Михаила Ардова, прямо, или косвенно наставившем его на путь священника, он также познакомился на квартире родителей, на Большой Ордынке, после похорон Анны Ахматовой.

Архиепископ Киприан, сам человек уникальной судьбы, рано, ещё в отрочестве пришедший к вере, когда она была в полном «загоне», работавший в театре, поручил наблюдать за воцерковлением протоирею Борису Кузьмичу Гузнякову из храма на Большой Ордынке. Ардов помогал ему в службах в храме, учился, «впитывал в себя церковь», постигал богословскую науку, слушал интереснейшие рассказы о. Бориса о его службе на Кубани, о тех «христианских» суевериях, которые там творились, с некоторыми из которых, или подобных, потом пришлось столкнуться и самому уже священнику, протоиерею Михаилу Ардову.

Только в 1980 году, в Вербное воскресенье, Михаил Викторович был рукоположен в сан диакона в Ярославле в храме Во имя святого Иннокентия, митрополита Московского (не поступив в Московскую духовную семинарию, в те годы, как и вся Русская Православная церковь, находившаяся под плотным «колпаком» властей).

А на Пасху 1980 года был рукоположен и в сан священника митрополитом Иоанном (Вендландом).

Третьего мая 1980 года Ардову вручили архиерейский указ о том что «Священник Ардов Михаил Викторович назначается настоятелем Троицкой церкви села Горинское, Даниловского района, Ярославской области».

Российская, русская глушь, 26 километров от г. Данилова до села, по весенней распутице, по грязным разъезженным сельским дорогам, непонимание (а чаще и ненависть), властей, да и местных жителей, для который любой церковный праздник и даже похороны были лишь поводом «отметить».

Как с горечью писал о. Михаил Ардов – «…Особенно ярко проявляется одичание нынешних русских людей на первый день Пасхи. Несметными толпами они устремляются на кладбища и там, подобно древнейшим язычникам, пируют и пьянствуют «на гробах». Чудовищный это обычай получил особое распространение в шестидесятые годы, когда власти запретили священнослужителям ходить на кладбища и совершать там панихиды…». Впрочем, с тех времен мало что изменилось, и до сих пор на Пасху кладбища представляют собой больше кабаки, чем погосты.

И много лет, до 1993 года, о. Михаил Ардов был священником Русской православной церкви, служил в небольших деревенских приходах Ярославской, а потом уже и Московской епархий.

Служил он и в Александро-Невском храме в г. Егорьевске, где был поражен и практикой «общей исповеди» и элементарным незнанием церковным канонов, да и вообще христианства, прихожанами, их просьбами об «обязательным крещении».

Наверно, это и повлияло на то, что летом 1993 года протоиерей Михаил Ардов, клирик Российской православной автономной церкви, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ, вышел из юрисдикции Московского Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь , став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым).

А с 1995 стал клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ).

Протоиерей Всеволод Чаплина в сентябре 2006 резко раскритиковал РПАЦ и самого о. Михаила Ардова, причем это было в прямом эфире, фактически на всю страну. И это было, в общем-то, продолжением многолетнего спора и несогласий между Российской Православной церковью и Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ).

В споре с диаконом Андреем Кураевым (кстати, преподавателем социологического факультету МГУ!), протоиерей Михаил Ардов прямо сказал, что «… интерес к РПЦ подогревается телевидением и участием первых лиц, а решат все равно в администрации президента и в каких-то властных структурах. …Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено… И мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей – придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви – нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти. С этого христианство и началось. Так Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, за что поплатился головой. Господь Иисус Христос обличал фарисеев, первосвященников…».

О. Михаил считает, что РПЦ вообще мало изменилась, «не то что с брежневских, а даже и со сталинских времен…».

Тем не менее, о. Михаил в одном из интервью сказал: «…Церковь не должна меняться никогда! Естественно, что-то в ней меняется, но в главном она должна оставаться такой же – абсолютно бескомпромиссной, стоящей на своих исконных позициях…».

И в чем-то, если не во многом, о. Михаил прав… Сейчас каждый, или почти каждый в России если его спросить, «верующий», каждый, или почти каждый крестит своих детей или креститься сам, освящают брак в церкви, стараются «держать пост», «справляет» все церковные праздники, часто просто не понимая, а в чем их смысл. Глянцевые журналы и каналы телевидения пестрят рецептами «постных блюд», не понимая, что пост это в первую очередь не «пища телесная», а духовность и вера , с удовольствием тиражируют и показывают первых лиц государства на богослужениях, а без представителей церкви, не обходится, кажется не одна телевизионная передача. Но это ли вера? Это ли церковь? Об этом часто говорит Михаил Викторович Ардов, и даже не как священник, не как пастырь, а как человек имеющий веру , и к этой вере пришедший .

«Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не на священнические облачения и не на украшения икон, а должен читать апостольские книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению православной церкви. Там, где Господь, там и истина » – так говорит о. Михаил.

Но лишь человеку самому дано решать – верить ему или нет, спасть ли свою душу , искать ли ту истину , которая, дается, увы, далеко не всем .

Отец Михаил Ардов еще и публицист, и писатель… Ещё в 1990-е годы газета «Известия» напечатала его статью, в которой он категорически выступал против начатого Юрием Лужковым строительства храма Христа Спасителя в Москве, и дал обет никогда не входить в этот храм.

А в дальнейшем – неоднократно публично шутил на эту тему, называя этот жуткий новодел «храмом Лужка-строителя», а также говорил, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

Он написал несколько книг, касающиеся церковной жизни, например, «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», и «Заметки кладбищенского попа», свои воспоминания о жизни на Большой Ордынке – «Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика», «Вокруг Ордынки», «Легендарная Ордынка. Портреты».

А.А. Каздым

.
.
.

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".