Психологическое воздействие телерекламы на детей. Исследовательская работа на тему "влияние телевизионной рекламы на детей"

Подростки сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Именно телерекламе мы уделим наибольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.

Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.

2. Реклама как «образец» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция «подражания»);

Результаты условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:

В первой главе мы рассмотрели теоретический анализ проблемы влияния рекламы на психику подростка и выяснили, что без сомнения реклама, особенно телевизионная, оказывает формирующее влияние на психику подростков. Имеются положительные и отрицательные моменты. У каждого психолога, родителя своё мнение. А влияние это происходит посредством его психофизиологических особенностей, так как подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь.

Ежедневно, на нас лавиной обрушивается поток информации, которую мы получаем с экранов телевизора, уличных стендов, обложек глянцевых журналов. Времена, когда изготовлением рекламы занимались люди малосведущие в этом деле, прошли, на смену им пришли профессионалы, которые хорошо знают своё дело. Заметно возросла и эффективность от проведения таких рекламных компаний.

В любой рекламе используют методы воздействия на психику человека . Эти методы были открыты давно и уже не первый год реклама имеет вполне осознанное влияние на определённые центры человека, плюс внешнее воздействие, вроде: постановки логических ударений, изменения тона, а также громкости, и человек открыт для восприятия и запоминания информации.

А повторение одного и того же закрепляет в памяти увиденное и услышанное, что неизменно приводит к росту продаж.

С возрастом, мы приобрели опыт, который помогает нам противостоять воздействию рекламы, действие слоганов на подсознание понижается, чего не скажешь о детях. Они не способны к качественной фильтрации информации , впитывая её целиком, принимая за чистую монету.

Состояние транса в обычных условиях- можно назвать даже полезным, ведь оно позволяет выключить сознание, дав отдых психике, получить информацию. Его можно сравнить с состоянием малыша, который верит безоговорочно авторитетное мнение родителей, информация не требует переработки и осмысления, ведь достаточно того, что сказала мама. Это можно назвать «родительским кодированием».

В состояние транса легко входят подростки , ведь на фоне неуравновешенности поведения может появляться постоянная усталость, нервное перенапряжение. А состояние транса позволяет отдохнуть, но и вместе с тем, получить долю информации через просмотр рекламы. Воздействие рекламы опасно тем, что она, прежде всего, воздействует на подсознание ребёнка, и не стоит удивляться, что через несколько лет Вы заметите его с бутылкой пива.

Поведение ребёнка связано напрямую с подражанием, оно необходимо для освоения социальных навыков. Часто наблюдая рекламу, ребёнок закрепляет в сознании порою недопустимые, с точки зрения нравственности, образы поведения, которые с успехом потом демонстрирует своим родителям. Дети не способны провести границу между реальным и виртуальным миром. Реклама ориентирует на усвоение уже готовых решений, это ограничивает работу мышления, не даёт возможности развиваться интеллекту.

Сложно и родителям влиять после проведения рекламы на воспитание детей, ведь им с голубых экранов внушается, что чем больше модных вещей и игрушек, у тебя есть, тем ты популярнее, ведь то, что ты имеешь намного важнее, чем твоя личность.

Профессионально сделанная реклама будет восприниматься зрителями на уровне бессознательного по принципу нейролингвистического программирования. Поэтому неизвестно, как рекламный ролик может сказаться на ребёнке в будущем. Но, это профессионально выполненная реклама, сделанная скорее за рубежом, чем у нас, в России.

Единственный способ уберечь дитя от нежелательных воздействий рекламы - ограничить совместный просмотр рекламы . Запрет, это скорее не главное, главное- заполнить информационный вакуум ребенка при помощи активного общения с окружающим миром, встреч с новыми людьми, развивающими играми.

Чаще всего, именно страдающие от нехватки информации дети , увлекаются рекламой. Для того, что бы расширить поток информации, которая будет поступать к Вашему малышу, нужно брать его с собой по делам, в гости и т.д. Не нужно ограждать его от собственной жизни, от действительности вокруг него.

По мере взросления детей, нужно обучать их критическому восприятию рекламы . Персональные требования детей могут определяться, а также изменяться посредством телевизионной рекламы. Таким образом, потребности семьи оказываются под влиянием рекламы. Для того, что бы воспитать у детей критичное восприятие рекламы, нужно чтобы дети узнавали о коммерческих целях компаний , но это возможно лишь, когда они станут здравомыслящими, не находящимися под влиянием эмоций.

В игровой форме попробуйте продать ребёнку совершенно не нужный ему товар, чтобы малыш понял: дело не в том, что товар обладает отличным качеством, а что продавец просто хочет его продать. Потом поменяйтесь ролями, и пусть он попробует продать Вам что-то. Такой игрой Вы объясните малышу, что реклама - попытка навязать чье-то мнение, и к ней нужно относиться чрезвычайно избирательно, отсутствие вещи, которая рекламируется, не вредит самолюбию, и жизнь хуже от этого не становится.

Совсем маленьких детей привлекает в рекламе движение на экране и яркая картинка, а не смысл сообщения. Сам поток информации воспринимается бессознательно. Фокусировка внимания идёт лучше на изменениях, на стационарных же объектах, внимание быстро переключается, так как происходит накопление усталости, чем больше изменения, тем сильнее привлекается внимание к ним.

Представление, которое формируется в детстве самое прочное, и даже самые убедительные новые данные об объекте, в дальнейшем не способны повлиять на уже сформировавшееся в детстве отношение. Ведь детские впечатления наиболее сильные. Этим то и пользуются рекламщики, надеясь вырастить поколение, которое будет неизменно выбирать рекламируемый бренд.

Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% этих просьб выполняется. Из-за этого нередко в семьях возникают конфликты: ребенок просит и даже требует то, что он видел в рекламе, а взрослые не могут или не хотят это выполнить.

Так, в США дети в возрасте от 4 до 12 лет ежегодно тратят около 4 миллиардов долл. только своих карманных денег. Это весьма влиятельная группа населения, численностью около 35 миллионов, в целом "контролирующая" примерно 15 миллиардов долл. из всех денег, расходуемых на покупки. Речь идет не только о товарах сугубо "детской категории" (игрушки, сладости, детская одежда и обувь, др.). Влияние рекламы столь велико, что известны многочисленные случаи, когда "ответственными" за выбор семьей того или иного брэнда при покупке дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника) оказывались... 2-летние дети. Рекламы для таких детей -- основной источник информации, оказывающий решающее влияние на образ их мыслей.

Не менее благодарная аудитория для рекламодателей -- подростки. Ежегодно американские тинэйджеры тратят на одежду, косметику и на такие личные вещи, как видео- и аудиокассеты и CD, около 30 миллиардов долларов. Многие дети и подростки делают различные покупки для дома, принимая решения относительно конкретных брэндов, и проводят для своих семей "маркетинговые исследования" товарного ассортимента супермаркетов. Ежедневными покупками продуктов для дома занимаются 60% девочек-подростков и 40% мальчиков.

Дети -- это очень эффективный способ воздействия на кошельки их родителей. Рекламщики говорят об этой важной для них роли детей - способности "играть роль пилы". Существует много психологических фокусов и маркетинговых стратегий, вызывающих эффект "пиления". Здесь и размещение привлекательных для детей товаров на нижних полках супермаркетов (дети легко замечают то, что им нравится, а затем нередко со спорами и пререканиями, заставляют родителей платить), и включение рекламных "мультиков" в детские программы, и использование при оформлении школьных принадлежностей и обложек для книг логотипов или названий товаров.

Естественно, что в свете такого целенаправленного, усиленного воздействия вопрос "Как влияет реклама на поведение детей и подростков?" встает ребром.

Начиная с 1990-х годов и по сегодняшний день, мы находимся в беспрецедентной ситуации полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в сознании общества и его различных социальных институтов. В эту ситуацию аномии ("размытые ценности") огромный и негативный вклад вносят сегодня средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой - гуманность, трудолюбие, уважение к личности и проч., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные ценности - стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.

Дети и юношество сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Именно телерекламе мы уделим набольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.

Итак, исследования А.В. Шарикова (РТР), проведенные в 1993-1995 годах показали, что именно дети стали одним из основных потребителей рекламной телепродукции: каждый пятый подросток заявлял, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. Рекламные клише формировали и сейчас формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык детей.

Родители, как правило, не обладают культурой просмотра телепрограмм. Лишь в 20% семей дошкольников планируется телесмотрение, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни. Многие дети едят, играют и даже засыпают под звуки телевизора. Естественно, что вся информация, поступающая с экрана, является для ребенка чрезвычайно значимой, во многих случаях, даже более значительной, чем мнение родителей.

Огромное влияние оказывает телевидение на свободную игру детей в дошкольном учреждении. Если еще 15-20 лет назад мальчики в основном играли в полярников, космонавтов, водителей и т.д., то сейчас, в свободных играх (по инициативе самих детей) преобладают ситуации агрессии - аварии, убийства, войны. Игры девочек изменились значительно меньше, почти неизменной осталась проблематика, связанная с семьей. Однако в значительной мере увеличился мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой. Основной источник информации об этом - реклама. Знание детей о том, что рекламируют, поистине неисчерпаемы: 70% дошкольников перечислили практически все рекламируемые по телевидению товары на момент опроса.

Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.

Из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки. Малыши прекрасно, часто лучше папы и мамы, разбираются в ассортименте предлагаемых товаров, без труда отличат одну марку жевательной резинки или леденцов от другой, всегда находятся в курсе новинок. Ребенок включается во взрослую жизнь, начинает понимать, что такое цена, заработок, скидки, качество. Однако ребенок еще не может достаточно критично относиться к полученным сведениям. Чем ребенок младше, тем больше он верит всему, что "говорят по телевизору".

Реклама помогает ребенку быть модным, находиться "на одной волне" со сверстниками. Если ребенок ничего не будет знать о тех товарах, которые показывают на телевидении, он не сможет участвовать во многих детских разговорах и играх ("сотки", наклейки, вкладыши). Однако, при этом ребенок еще не умеет ограничивать свои запросы. Формируется привычка к неумеренному потреблению, а невозможность получить какую-либо вещь, престижную среди сверстников, часто приводит к боязни быть отвергнутым, тревожности либо вызывает различные виды агрессии и даже толкает на криминальные поступки. Такие товары, как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую "игрушку".

Многие ролики призывают "перекусить", если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными "перекусами". Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многочисленная реклама средств по уходу за телом, волосами и пр. очень часто навязывает стереотипные эталоны красоты, которые и так достаточно раскручены в журналах о красоте и моде, в кино и т.д. Когда изо дня в день на экране демонстрируют сценки из жизни, в которых "у нее волосы не густые, не пышные - она недостойна внимания" или "у него прыщик на лице соскочил - ему вообще лучше из дома не выходить", как себя будет чувствовать подросток, для которого его внешность в данный момент имеет не последнее значение, а в жизни, к сожалению, справиться с недостатками внешности так просто, как в рекламном ролике? Вот она, благодатная почва для комплексов и неуверенности в себе.

На детей младшего возраста воздействуют образы старших подростков. Они стремятся скорее стать взрослыми, добиться признания и уважения у друзей и родителей. Поэтому малыши пытаются быть похожими на ребят (старших на 2-3 года) из рекламных роликов, используя такую же одежду, продукты питания или средства личной гигиены, потому что это "круто".

Положительную реакцию у детей постарше и у подростков вызывают образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать. Часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, на которого хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему-то стремиться, достигать поставленных целей. Это может сделать более значимым мотив достижения успеха, что само по себе не плохо, однако многое ведь зависит от того, положительный герой или отрицательный.

Сейчас образы известных, успешных людей (актеров, спортсменов) стали использовать не только в рекламе товаров потребления, но и в социальной рекламе, направленной на борьбу с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией. Есть надежда, что эта реклама даст хоть какие-то положительные результаты. Вообще, социальной рекламы становится все больше и больше, и это не может не радовать, поскольку она заставляет задуматься, несет в массы неискаженную мораль.

Часто в рекламе можно наблюдать различные ситуации взаимоотношений между людьми. Причем всех поколений и возрастов. И эти сцены воспринимаются детьми и подростками, как эталоны, на которые нужно ровняться. И далеко не всегда эти эталоны соответствуют истинным нормам морали. К примеру, один рекламный ролик шоколадных батончиков демонстрировал, как легкомысленно и без малейшего расстройства молодой человек, расставшись из-за ссоры со своей девушкой, тут же находит новую подружку. Хотя, надо отдать должное, все чаще появляются рекламные ролики, в которых родители-дети-бабушки-дедушки подают пример добродушных, уважительных взаимоотношений.

А что же говорят психологи по этому поводу?

Они не дают однозначного ответа. Это связано и с тем, что сами психологи сегодня востребованы индустрией рекламы. Они активно помогают рекламодателям разрабатывать способы воздействия на детей, направленные на то, чтобы заставить последних покупать товары. То, что психологи прекрасно справляются с подобными задачами, не вызывает сомнений. Но испытывают ли они угрызения совести по поводу того, что с помощью создаваемых при их участии реклам детьми не только манипулируют, но и попросту обманывают их? У специалистов существуют две точки зрения по поводу детской рекламы.

"Прошло много лет. Ребенок вырос, написал сказку для детей. Главного героя зовут Проктор, а фамилия Гэмбл. Имя героини, скажем, Занусси. (Допустим, об этих торговых марках давно забыли). Исследователи творчества выясняют у автора: откуда имена героев? Но автор просто не знает..."

В общем, ничего страшного с детьми не случится. Среди психологов, активно работающих в рекламе, распространено мнение, что моральный аспект проблемы сильно преувеличен. Да, реклама зачастую лжива, -- признают они. Поэтому дети с самого раннего возраста должны учиться отличать рекламу от реальной жизни. Это является обязательным элементом взросления -- научиться понимать, кому и чему можно доверять. А учить должны семья и школа, а не реклама. Кроме того, современная реклама является частью социализации ребенка, с ранних лет учит его ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений.

Вторая группа психологов резко критикует такой подход. Приводятся следующие аргументы. Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются как можно раньше начать формировать "материальные" установки, а это может привести к тому, что дети, вырастая, будут оценивать свою значимость, исходя из того, чем они владеют, а не из своих личностных качеств. Это приведет к появлению множества психологических комплексов в будущей взрослой жизни. Для такого индивидуума ответ на вопрос "Что есть я?" будет звучать только так: "Я -- тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду". Самоидентификация будет возможна только через составление списка потребляемых брэндов, "раскрученных" массированной рекламой. Невозможность обладания "полным списком" (а обладать всем невозможно) приведет к тотальному комплексу неполноценности. Кроме того, реклама часто культивирует насилие и приучает детей к потреблению товаров, которые не только не полезны, но даже вредны (типичный пример -- фаст-фуд).

Также много специалистов считают, что тотальный информационно-рекламный прессинг мешает развитию умственных способностей у детей. Их сознание постепенно начинает исполнять роль хранилища штампов и стереотипов, которые воспроизводятся в том же виде, в котором были получены из масс-медиа. Процесс критического осмысления информации отсутствует. Так, исследователи из РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус) установили, что даже три часа, проведенные за просмотром телепередач, перенасыщенных рекламными заставками, значительно снижают объем оперативной памяти и замедляют скорость мышления у человека.

То есть соотношение поведения подростков и рекламы можно распределить по нескольким основным направлениям:

2. реклама как "образец" межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция "подражания");

Они (т.е. результаты) условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:

Стоит включить телевизор, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста.

Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью.

Реклама влияет на детей не только психологически, но и физиологически. Когда маленький телезритель «в запой» смотрит рекламные ролики он неподвижно сидит или лежит, его вниманием полностью завладела реклама. Такая гиподинамия приводит к замедлению обмена веществ, а значит и к накоплению жиров в организме ребенка. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и таким образом тратить калории, ребенок, наоборот, накапливает их. Особенно, когда под телевизор проходит и завтрак, и обед, и ужин. Глядя на «голубой экран», малыш может съесть гораздо больше, чем нужно его организму. Отсюда проблемы с лишним весом в раннем возрасте, расстройства желудочно-кишечного тракта. Кроме того, реклама предлагает маленькому потребителю далеко не самые полезные продукты. Малыш после просмотра рекламы начинает вымогать у родителей разные снэки и сладости, что тоже не прибавляет ему здоровья.

Психологическое же воздействие рекламы на неокрепшие умы юного поколения еще более сильное. Даже технология создания рекламных телевизионных роликов уже предусматривает воздействие, в первую очередь, на детей. Маркетологи всего мира уже давно осознали, что нет более благоприятной почвы для рекламы, чем детская аудитория. Хоть дети и не могут купить рекламируемый товар, зато они способны повлиять на решение своих родителей. Ребенок может просто вымогать у мамы или папы купить шоколадку или чипсы «как в рекламе».

А для детей в возрасте 6-12 лет, когда они уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, в которой предлагается без усилий что-то получить. Например, «пришлите нам 10 этикеток и получите бейсболку». И детей трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша, да и та бейсболка, честно говоря, стоит гораздо дешевле.

Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

Для ребенка все происходящее на экране - это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире. Но в рекламе эта модель упрощенная либо же вообще нереальная. Редко в рекламном ролике встретишь доброго и честного персонажа, пропагандирующего нравственность. Гораздо чаще - это эгоистичные, сексуально-агрессивные персонажи, которые действуют лишь в угоду своим желаниям. Только представьте себе какой образ взрослого предлагает ребенку реклама: он постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка и тому подобных вещей. Тот еще образчик...

(4)

В статье рассказывается, как телевизионная реклама влияет на психику детей. Рассматриваются 3 возрастные группы. Это дети до 4 лет, 4-6 лет и подростки. Даются советы по ограждению малышей от вредного воздействия рекламных роликов.

Как реклама влияет на наших детей? Малыши, не достигшие 4 лет, воспринимают её как правдивую информацию. Причём она яркая, доступная и «красиво упакованная». В ней много динамики, движения и узнаваемости. К примеру, идёт какой-нибудь взрослый и абсолютно непонятный для ребёнка фильм. И вдруг, рекламный ролик. Он воспринимается маленьким человечком как старый добрый знакомый. Постоянно повторяющийся сюжет нравится детям, так как легко запоминается. Ребёнок радуется, что уже видел это, слышал и знает, чем короткий фильм закончится.

Самые желанные для рекламодателей зрители - это дети 4-6 лет. В таком возрасте они ещё не понимают подлинную корыстную сущность рекламы. Для них она представляется волшебным миром, в котором всё по-настоящему. Герои рекламных роликов представляются для малышей вполне реальными личностями с определённым образом жизни, вкусами и пристрастиями. Они воспринимаются как эталон для подражания. Очаровательные ровесники «из телевизора» постоянно лопают шоколад, жуют гамбургеры и играют с куклами Барби.

Что же касается подростков, то здесь ситуация ничуть не лучше, а может быть и хуже. Молодые люди, не имея устоявшихся жизненных принципов, берут за основу те нравственные установки и модели поведения, которые им навязывают с экранов телевизоров. А оттуда постоянно слышится: «Разве вы не достойны этого, побалуйте себя радостями жизни, вся эта роскошь принадлежит вам». В результате формируется определённый психологический тип людей, ориентированный на красивую жизнь и потребление.

Но где взять деньги на земные радости? Может быть, пойти на завод и вкалывать у станка. Ни в коем случае. Соберите 200 крышек, 300 вкладышей и вырежьте 400 логотипов. За это вы получите плеер, а если очень постараетесь, то отправитесь в кругосветное путешествие или станете собственником домика в деревне. И начинают течь родительские деньги на покупку товаров с крышками, логотипами и вкладышами. Таким образом формируется психология потребителя, ищущего лёгких заработков и беззаботного времяпровождения.

Психологи считают, что рекламная пропаганда богатства и роскоши формирует целую кучу комплексов у детей из семей с невысоким материальным достатком. Они становятся агрессивными, неуправляемыми. В их душах постоянно присутствует чувство обиды и неудовлетворённости.

Помимо этого реклама взращивает в душе ребёнка равнодушие к чужой боли и бездушие. Этому способствует смещение образов на экране. Очень часто рекламные блоки прерывают фильмы на самых трагических моментах. По задумке создателей картины в этом месте зритель должен сопереживать героям, но тут «в телевизоре» появляются счастливые лица, рекламирующие новый стиральный порошок. Сюжетная линия разрывается, а в голове ребёнка образуется непонятная смесь из улыбок, боли, крови и ещё неизвестно чего. Отсутствует только сострадание главным действующим лицам фильма. Так стоит ли после этого удивляться душевной чёрствости детей.

Серьёзные исследования по воздействию рекламы на детскую психику провели американские психологи. Статистика получилась удручающая. За прошедшие 3 десятилетия в 4 раза возросло количество рекламных фильмов, негативно влияющих на малышей и подростков. Увеличилось число сюжетов, расхваливающих сладости, закусочные и самые разнообразные газированные напитки.

Как результат, излишний вес наблюдается у каждого 4 американского ребёнка. Рекламу продуктов питания показывают по телевизионным каналам около 25 тысяч раз ежегодно. Дети в возрасте от 5 до 13 лет тратят на фаст-фуд примерно 4 млрд. долларов в год. Это огромные деньги, которые с лихвой окупают любые затраты на рекламу.

Как же оградить неокрепшие юные души от мощнейшего рекламного прессинга .

Естественно, нужна государственная программа. Но законодатели пока не очень то торопятся вмешиваться в деятельность тех отраслей экономики, которые ворочают многомиллиардными прибылями. Поэтому надо понимать, что в настоящее время спасение утопающих является делом самих утопающих.

Необходимо ограждать детей от вредного воздействия рекламных роликов. А это означает, что следует сократить до минимума время нахождения ребёнка у телевизора. В некоторых семьях он выполняет функции «фона» в квартире и работает с утра до вечера. Такая практика ни к чему хорошему привести не может. В наши дни уже существуют семьи, полностью отказавшиеся от «окна в мир». Сделали они это ради здоровья детей.

Но телевизору нужно найти замену. Аналогичную функцию вполне по силам взять на себя дискам с хорошими фильмами. Их можно смотреть по видео в строго определённое время. Вполне разумно записывать интересные телепередачи, стирать рекламу и также смотреть их по видео. Кроме этого нужно регулярно разъяснять маленькому человечку подлинную суть рекламных роликов. Пусть он узнает, для чего взрослые делают эти короткие фильмы. А самое главное, поймёт, что они не имеют с реальной жизнью ничего общего.

Выход же из сложной ситуации возможен только один. Необходимо в корне пересмотреть сам принцип создания рекламных фильмов. Вместо того, чтобы расхваливать зубную пасту, необходимо твердить, что зубы следует чистить утром и вечером. В другие ролики также следует вставлять социально нужную информацию. Тогда вся эта коммерческая вакханалия не так будет раздражать. От неё появится хоть какая-то польза, а наши дети станут заметно лучше и сердечнее.