Основные виды хореографического искусства. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать. Каждое событие в жизни народа-свадьба, рождение младенца, похороны человека - сопровождалось пляской. При этом свадьба была наиболее богатым танцами семейн

В эстетическом и физическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству. Танец (с польск. - Taniec, от нем. - Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие каждой эпохи. Существует огромное множество направлений, школ, стилей и форм танца. Принято выделять четыре основных вида хореографического искусства:

Одной из существенных характеристик современного танца является его пластичность, открытость в поиске во всех направлениях. Результирующий язык чрезвычайно разнообразен, многогранен; иногда он приближается к театру и к его сущности, а в других случаях он приходит к сложным и удивительным решениям движения.

Современный танец родился в Европе и Соединенных Штатах после Второй мировой войны. Революция, воплощенная в современном танце, продолжается в пользу новых телесных выражений, которые иногда также включают в себя актерское мастерство. С момента рождения нового танца не будет более ясных классификаций среди жанров, но вся творческая энергия будет сосредоточена на единственной цели общения. Современность - это место, характеризующееся загрязнением, плавильным котлом, наличием нескольких элементов, которые сливаются вместе, чтобы дать что-то новое.

· народный танец,

· бальный танец,

· классический танец,

· современный танец.

Все виды народного танца тесно связаны с жизнью. К основным его компонентам относятся музыкально-ритмическая основа, лексика танца (дви­жения, жесты и позы, их пластическое соединение, рисунки танца), костюмы. Находясь в теснейшем единстве, они являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие содержания, переда­ющими особенности стиля и манеры, создавая неповторимость колорита народной хореографии.

Это также происходит для новых хореографических форм, но не только в хореографической сфере. С начала 70-х годов, по сути, самые разнообразные отношения между различными художественными формами дают жизнь выступлениям, которые затем станут частью истории танца в качестве столпа изменения прогресса. Возможно, самое известное сотрудничество между хореографом Мерсом Каннингемом и музыкантом Джоном Кейджом, но также и Алвином Николаей с его электронными экспериментами на синтезаторе Тришей Браун с ее выступлениями с видеокамерами и механическими «роботами».

Народный танец тесно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма. Эти факторы в совокупности с историко-географическими и социально-бытовыми признаками создают характерные черты хореографии разных народов.

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения и музыки. Народный танец призван научить подростка познавать единство ценностей и понимать, что форма их выражения может различаться в зависимости от менталитета того или иного народа.

Текст, предшествующий истинному рождению современного танца, но чей запах уже воспринимается. Внедрение технологий в хореографическом творчестве, которое постепенно становилось все более распространенным за последние тридцать лет, открыло новые возможности и сейчас достигает оптимального уровня интеграции со сценой. Это было возможно только благодаря важному наследию, оставленному теми, кто первым начал искать этот путь, который сегодня совершают многие. Во многих современных творениях мы можем видеть присутствие видео, взаимодействие с программным обеспечением, электронную музыку, прогнозы.

Народный танец характеризуется такими качествами, как:

Традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме)

Синкретичность (единство танцевального, инструментального и театрально-игрового начал)

Вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец)

Коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало)

В зависимости от истории территории, в которой развивается современный танец, исследования фокусируются на разных аспектах. Тексты, которые помогли исследователям танцев открыть для себя другой способ перемещения тела. В Европе развиваются исследования, в которых больше внимания уделяется драматизации, истории. Это внимание уделило жизни танцевальному театру немецкого хореографа Пины Бауш, создавшего настоящий жанр, в котором танцы и театр становятся одним из них, умножая каналы связи и касаясь тонких и глубоких аккордов человеческого состояния.

Функциональность (связь с жизнью, ситуацией исполнения).

Народный танец, интегрированный с занятиями физкультурой, предоставляет возможности для физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям подростков. В процессе занятий народными танцами подростки приобретают необходимые навыки владения своим телом, что способствует развитию культуры физических движений.

В Италии есть поток мысли, который хочет прибытия современного танца в город Турин в 70-е годы, Белла Хаттер, который основал первый экспериментальный исследовательский центр танца. Очень часто современный хореограф делегирует танцовщице создание хореографических предложений, которые затем собираются и вставляются в контекст и в пространстве. Хореографы, такие как Ален Платель, исходят не из хореографического образования, а абсолютно способны использовать хореографический материал, предоставленный компанией для создания необычных произведений искусства.

Народный танец рожден непосредственно жизнью народа. Он отображает образ народа, его характер, вкусы, сложившиеся под влиянием целого ряда жизненных закономерностей, трудовых процессов, обрядов, празднеств, исторических событий и т. д. Мыпоказываем через танец широкое влияние, показываем народ во всем его многообразии, со всеми присущи­ми ему особенностями. Что является немаловажным в современном мире. Так как огромный наплыв информации извне (ТВ, интернет, радио и пр.) даёт подросткам малосодержащую информацию о своем народе. А народный танец, в свою очередь, рождает в подрастающем поколении любовь к Родине, гордость за неё, формирует эстетический вкус и основы культуры.

Для этого импровизация становится незаменимым инструментом для хореографического творчества. Реальная техника служения вашему телу и окружающей среде, взаимодействие с другими телами, благодаря которым идеи и концепции могут быть переданы организму и обработаны для создания хореографического материала, который затем будет включен в шоу. Через импровизацию каждый танцор может исследовать собственные качества движения и искать свой собственный язык. Поэтому в современном танце различия являются бесценным ресурсом, который нужно поддерживать и углублять, чтобы удостовериться, что из каждого тела может возникнуть своеобразное движение.

Следующий вид хореографии – бальный танец . Его принято делить на три разновидности: историко-бытовой, современный бальный и спортивный танец.

Историко-бытовой танец - это особый вид хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлого. Историко-бытовой танец включает наиболее характерные худо­жественные образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в различных слоях общества. Имея в первооснове народную (крестьянскую) хореографию, историко-бытовой танец оказал значитель­ное влияние на развитие профессионального балетного искусства. Технология историко-бытового танца способствовала канонизации многих элементов хореографии, ныне составляющих «лексику» классического танца.

Возможность танцора стать самим автором также стимулировала утверждение «соло», место, где танцор имеет возможность создать свое собственное творение, исследуя самый интимный аспект самого себя, касаясь струн глубоко в себе и подталкивая тело к пределу. Многие хореографы, а также создавая для своих компаний, зарекомендовали себя с помощью этой формы искусства, результаты которой остались в анналах современного танца. Импровизация используется не только в композиционных целях, но и находит пространство в качестве перформативной техники.

Эпоха Возрождения стала начальным этапом формирования школы бытового танца. В этот пе­риод происходит разделение в развитии народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танцев. Усиливается значение танца как важнейшего выразителя торжественного при­дворного этикета.

В XV веке возникает стиль танцев-шествий. Это бассдансы, так называемые «низкие танцы», которые, в отличие от крестьянских танцев, не содержали резких движений. Их основа - скольже­ние. Их противоположностью были разнообразные по характеру бранли, танцы хороводного типа движения (бранль простой, двойной, веселый).

В 70-е годы мы можем, конечно, помнить «события», реальные события, в которых музыканты, художники, танцоры собирались в месте, чтобы импровизировать вместе. Импровизация позволяет реализовать уникальное и неповторимое событие, к которому относятся только общественность присутствующий в этот момент, он может помочь, и каждый раз, когда вы начинаете выполнять импровизацию, это поиск, который дышит в живописном пространстве. Публике предлагается узнать, что происходит в тот момент, когда это происходит.

Они расскажут личную информацию о том, как работать и учиться в престижной школе, других танцевальных заведениях, созданных самим Айли и другими людьми по всему миру, а также хореографией Американского театра танца Элвина Эйли. Элвин Айли - один из самых влиятельных современных танцоров хореографов 20-го века.

Такое контрастирование двух основных характерных особенностей бытового танца сохранилось и в XVI столетии. Танцы этого времени несут в себе контраст медленного и более быстрого движений. В эту эпоху из бытового танца «изгоняются» резкие, энергичные, прыжковые танцевальные элементы народного характера. Узаконивается мягкая манера закру­гленных движений, поклонов, скольжений и небольших подъемов ноги. Трехдольный размер стано­вится преобладающим в танцевальной музыке.

Из-за большого интереса к выставке она продлевается до 5 апреля включительно. Говард также является выдающимся писателем и танцевальным критиком. Она снялась в знаменитом бродвейском мюзикле «Человек-паук: выключить темные». В своем портфолио он много раз выступал в кинопроектах, концертах, оперных и концертных выступлениях.

Она была приглашенным профессором в Университете Холлинса и в Калифорнийском университете в Ирвине. Айо Джексон - победитель премии Криса Хеллемана и Гранта Фонда Гран-при Принцессы Грейс. Она танцевала для французской звезды Милен Фармер в Париже. Она работала над различными проектами с режиссером Джули Тейлор, такими как фильм «По всей вселенной» и оперу Гриндель с режиссером Джули Тейлор, хореография Анджелина Прелячи и музыка Эллиот Голден.

XVII-XVIII века характеризуются усилением политической и экономической роли Франции. Формируются характерные черты французского абсолютизма. Стиль итальянского барокко сменяется изящным рококо. Пышность парижского двора накладывает отпечаток на всю европейскую культуру и искусство. На смену торжественным выходам и танцам оживленного характера прихо­дят танцы подчеркнутой симметрии, движения которых искусно стилизованы. Происходит отказ от танцев хороводного типа. Пары образуют колонну, где места танцующих символизируют строгую регламентацию придворной иерархии. Созданием академии танца (1667) закладываются основы профессионального танца.

Танцевальная мастерская Танцуйте это! является единственным в своем роде, который позволяет танцорам в Болгарии прикоснуться к высокому профессионализму и мастерству хореографов из самых престижных танцевальных школ и компаний в мире и в то же время исключительно практичным.

В конце семинара по танцам пять лучших участников получат летние стипендии для обучения в США за счет Фонда танцевальных искусств - Илиева и благодаря финансовой поддержке Фонда «Америка для Болгарии». Команда фонда искусств «Илиев» считает, что талантливые люди являются национальным достоянием и ищут все возможности для поддержки танцевальных талантов Болгарии на пути их профессионального роста.

XIX век – эпоха стабилизации буржуазного порядка. На смену танцам XVIII века пришли танцы более живого и интимного характера. Прежде всего это эпоха связана с вальсом. «Вальс как ритм был одним из выражений обогащенного ритмического восприятия и выявлен был иным строем чувствований, шедшим на смену чопорности и окаменелости движений и поз феодально-придворного ритуала. Ритм вальса – обогащение в художественно-пластической области нового эмоцио­нального строя, нового строя чувствований, а тем самым и движений бурно растущей городской жизни».

Гала-спектакли с эмблемы современного танца - Маргарита Арнаудова

В год своего 50-летия балета «Арабеск» выделенному вечер талантов и творчества известного хореографа с «Нестинарка» и «Болеро». Она создала свой собственный эстетический мир, только ее и в отличие от любого другого. Этот мир наполнен образами, величием и красотой. Оно перетекает из любви к жизни и людям. Ее хореография - блестящая, хрупкая, высокоэстетичная.

Работа Маргариты Арнаудовой не имеет преходящего значения. Помимо его значения для нашей культуры сегодня, это также мост между лучшими из прошлого и завтра. Вечер с работой Маргариты Арнаудовой - великое имя Арабески. Музыка - Марин ГолеминовСцена и костюмы - Мария Трендафилова.

Необходимо отметить славянские истоки наиболее популярных бытовых танцев XIX века и выде­лить роль и значение России в создании новых и переработанных старых образцов бытовой хореогра­фии. Это цикл бальных танцев на народной основе (венгерка, казачок, лезгинка и т. д.) и русские танцы на основе элементов полонеза, вальса, мазурки (вальс-мазурка, миньон, полонез-мазурка, па-де-катр), на основе гавота и менуэта. В развитии бытового танца влияние России объяс­няется своеобразием и противоречиями в ее социальном развитии и значительными достижениями русской танцевальной школы.

Строка - Константина Ганджиева. «УГОЛОК ГЛУБИНЫ В ТАНЦЕ» - фильм о Маргарите Арнаудовой режиссером Йорданом Джумалиевым с кадры из ее личного архива. В фойе театра будет представлена ​​ВЫСТАВКА фотографа Ивана Донева с фотографиями выступлений Маргариты Арнаудовой.

Сюжет спектакля строится на основе старой народной игры с огнем в день Святого Сестры. Этот обычай развивает персональную драму главного героя. Мучимые сплетнями людей понят любимый, отчаянное одиночество, она считает, что причина ее бедственном отрицает ее Св обезумевшей от горя, она танцевала в огнь и сожгла его. Проделанный пластический синтез в танцевальном сюите «Нестинарка» напоминает перемешивающие позы и формы современной скульптуры. Большой успех этого зрелища не только на болгарском этапе, но и за рубежом способствует исключительным выступлениям и индивидуальности танцоров из группы.

Краткий обзор образцов историко-бытовой хореографии, истории их происхождения и развития позволяет утверждать, что в танцевальной культуре бытовой хореографии параллельно существова­ли и развивались две ветви. Это танцы аристократического, в дальнейшем буржуазного общества и бытовые танцы простого народа. Живые, естественные и свободные движения и круговые, хоро­водные фигуры танцев народной группы контрастируют с замкнутыми, церемонными, галантными элементами и симметричными, колоннообразными фигурами танцев аристократической группы.

Сегодня вечером, впервые в роли Найдена, мы увидим одного из молодых солистов труппы - Стефана Вуча. «Болеро» - одно из самых ярких выступлений балета «Арабеск», оставленного в наследство Маргариты Арнаудовой. Он всегда был на шоу группы, особенно в турах по зарубежным турам.

«Болеро» обеспечивает высокий уровень программирования и впечатляющую атмосферу, поскольку движение балета стилизовано в ритме испанского танца. Достоинство выразительной красочности танца имеет полифонию в хореографии Маргариты Арнаудовой. Первыми исполнителями Болеро являются Румяна Маркова, Радомир Начев, Яссен Стоянов и Марио Пейчев.

Изучая, историко-бытовой танец в школах искусств, хореографических кружках молодые люди могут прочувствовать те эмоции, переживания, которые были в то время. Для полного представления картины светского бала подростки подключаются к составлению эскизов костюмов XVIII - XIX веков, помогают в организации оформления бального зала, изучают правила хорошего тона. Все это может отвлечь подростка от негативного вмешательства «улицы», СМИ и т.д.

Маргарита Арнаудова. Это слова Маргариты Арнаудовой, одного из немногих избранных художников, которые, со своим талантом, отмечают время, в которое они живут, и меняют направление эстетического мышления. Маргарита Арнаудова наступила на профессиональную сцену балета с участием одноименного балета Игоря Стравинского. Этот образ восходящей красоты будет преследовать Маргариту на протяжении всей ее жизни.

Хотя обещает балерину, Маргарита Арнаудова выражает себя не как исполнитель, а как создатель. Эта необходимость отводит ее в ГИТИС-Москва. В том же году он стал балетмейстером в Харьковском академическом театре оперы и балета. Стара Загора, «Сотворение мира» в Софийской оперы. До тех пор, в течение шести лет с момента создания компании были приглашены только продюсеры из-за рубежа, включая легенды в мире балета, такие как Альберто Алонсо. Вилла Лобос, Симфония-реквием, музей.

В наше время становится более популярным проведение светских балов в гимназиях, общеобразовательных школах, проведение литературных вечеров, поэтому подростку очень важно знакомиться с культурой разных времен. Знания, полученные на уроках географии, истории, обществоведения, литературы дети нашего времени могут направить на создание данной атмосферы праздника и погружения во, что-то новое и интересное, которое было забыто.

Крассимир Кюркчайский, Адажио, музыка. Она является автором хореографии более 60 балетных шоу. Ее работы - одни из величайших успехов балета «Арабеск», а также оперные и балетные театры в Софии, Русе, Варне, Пловдиве, Стара Загора. Благодаря своей болгарской аудитории испытали Сценический произведения Баха, Стравинского, Прокофьева, Малера, Равеля, Бриттена, Вилла лепестками, Карл Орф, Щедрин и Скрябина, наряду с рассказами о великой классической драматургии и мифологии, как «Ромео и Джульетта», Гамлет «Дон Жуан», «Прометей», «Абраксас», «Сотворение мира», «Ястреба», «Золушка» и другие.

Современный бальный танец является преемником историко-бытового. Искусство бальной хореографии занимает значительное место в эстетическом воспитании подростков, молодёжи и организации её содержательного досуга.

В XIX в. сохраняются многие танцы прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утонченными» танцами XVIII в. XIX век – время массовых бальных танцев. Всё больше начинают входить в моду балы, маскарады. В них принимают участие не только знать, но и городское население. И если на балах XIX века господствовали вальс, полька, полонез, мазурка и контрдансы, то к концу этого столетия талантливые русские педагоги, сохраняя верность стилистике салонных танцев, создают на их базе множество новейших танцевальных об­разцов, в которых причудливо сочетаются различные фигуры танцев прошлого на раз­ные музыкальные ритмы.

Бальная хореография начала XX века чрезвычайно разнообразна по стилистике. В России появляются совершенно новые по своим выразительным средствам афро-амери­канские танцы. В ресторанах и барах зазвучали джазовые ритмы, и бытовая хореография моментально пополнилась заморскими элементами движений.

Танго, фокстрот и вальс, ставшие классикой бальных танцев, со временем изменя­ются, становятся иными. Появление конкурсов на исполнение европейских танцев вно­сит свои стилистические коррективы. Английская школа стала превалировать над фран­цузской, принятой русским обществом. Развитие техники конкурсного танца неизбежно привело его к спорту, а сюжетные театрализованные шоу - к искусству. В настоящее время продолжается процесс формирования российской школы спортивного (бального) танца .

Спортивные танцы привлекают своей яркостью исполнения, быстротой движений, эмоциональностью. Подросток, занимаясь спортивным танцем, воплощает свои мечты о красоте. Красоте тела, одежды, мыслей и поступков, в том числе в аспекте принадлежности по половому признаку.

Спортивный танец - это новый вид сценического танца, его нельзя отнести к числу наиболее развитых, полностью сформировавшихся. В Европе (Германия, Англия, Испания, Италия, Финляндия, Венгрия и др.) история развития спортивного танца насчитывает лишь несколько десятилетий. В России и того меньше. Федерация танцевального спорта РФ официально была создана в 1970 году, а с 2012 года переименована в Союз танцевального спорта России.

Спортивный танец приобретает черты массового спортивного движения и становится одним из любимых видов досуга подростков и молодежи. Реализация этой потребности осуществляется, в основном, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Дополнительное образование является мощным средством развития личности подростка, необходимым условием для его самореализации, поскольку дополнительное образование признаёт подростка главной действующей фигурой всего образовательного процесса, базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. В учреждения дополнительного образования, школы искусств, танцевально-спортивные клубы и пр. принимают детей независимо от возраста, жизненного опыта, школьной успеваемости и предоставляют возможности для реализации их творческого потенциала. Как и любой вид хореографии, спортивный танец имеет свои задачи по формированию компетенций.

Образовательные задачи :

· Формирование двигательных навыков;

· Формирование умения слушать и слышать, «чувствовать» музыку;

· Формирование умения танцевать в паре;

· Формирование умения использовать знания по предметам основного образования для занятий спортивным танцем;

· Формирование компетенций для работы по созданию композиций под определенную музыку.

Развивающие задачи :

· Развитие творческой индивидуальности, образного и логического мышления подростка;

· Содействие правильному физическому развитию организма, выработке красивой осанки, укреплению всех групп мышц.

Воспитательные задачи спортивного танца направлены на:

· художественно-эстетическое и культурное развитие подростков;

· формирование компетенций по половому воспитанию;

· формирование социально-нравственных компетенций и социально-значимых качеств личности (общительность, честность, трудолюбие, инициативность, коллективизм и др.);

· формирование компетенций по самоорганизации и самореализации через концертную и соревновательную деятельность.

Многогранный спортивный танец стал синтезом спорта и искусства. Они объединились в нем самым органичным образом, являя зрителю гармонию сильных и красивых тел мужчины и женщины, слившихся в ритме и мелодии, отражая всю широту оттенков проявления любви, гордыни, ревности, драмы и личностной индивидуальности каждого из партнеров.

Именно это соединение и производит на зрителя ярчайшее впечатление, затрагивая самые различные моменты его восприятия от психологии до физиологии.

Не менее глубокое влияние спортивный танец оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать свое тело, воображение, восприятие музыки, эмпатию, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль - все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик подростка-танцора, и, несомненно, его обогащает.

По мнению известного спортивного психолога Нины Рубштейн, в настоящее время спортивный танец не имеет национальности и, таким образом, не является чуждой культурой в других этносах, к которым не имеют отношения танцы по спортивной программе - европейской и латиноамериканской. За последние годы спортивный танец интегрировал огромное количество различных видов хореографии - от народного до современного танца, и стал танцем "всех времен и народов".

Тем не менее, различные слои общества с эстетической точки зрения воспринимают спортивный танец по – разному. Это зависит от возрастных, этнических, интеллектуальных особенностей каждого – и зрителя, и исполнителя. И здесь основная суть в том, что спортивный танец своей спецификой затрагивает самые глубокие, архетипические, древние струны личности, массу проблем, связанных с табу и нравственностью, такие, как ее духовность, любовь и сохранение индивидуальности в ней и мужчины, и женщины.

Тем более сложно обстоит ситуация с восприятием спортивного танцевания подростком, поскольку подросток, в силу его возрастных особенностей, психологического восприятия отношений между мужчиной и женщиной, не может отобразить в своем танце ни глубины этих отношений, ни их красоты и богатства, ни философской сути вследствие отсутствия должного для такого возраста жизненного опыта.

Тем не менее, сама субкультура танцевального спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров, прививает ребенку с первых лет занятий танцами такой образ жизни, который большинство мыслящих людей считают красивым. Именно в эстетическом понимании этого слова. Это более высокий уровень культуры (танцевальный имидж): в поведении, во внешнем виде, отношениях с противоположным полом. А так же и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и др. при решении проблемы творческой и личностной реализации в социуме.

Образуя танцевальную пару, дети и подростки вынуждены проживать модель взаимоотношений «мужчина-женщина», «юноша-девушка», «мальчик-девочка», что готовит их к социальной адаптации во взрослой жизни. Спортивный танец через танцевальные упражнения, психологические тренинги, через выступления на соревнованиях воспитывает в мальчике галантность, бережное отношение к противоположному полу, заботу, ответственность, лидерские качества, а в девочке грацию, элегантность, красоту манер, все качества женственности.

Партнерство в танце - это взаимоотношения и взаимоответственность, Подчинение партнерши партнеру, основанное на доверии, - это проявление мужской и женской природы. Ведение в паре, тактильное и зрительное, - один из самых важных моментов на занятиях спортивным танцем, и самых сложных. Грамотное ведение в паре необходимо для развития синхронности движений, для увеличения скорости, смены ритма, стрейчинга, для лучшего взаимопонимания и взаимодействия друг с другом. Все это вместе создает впечатление полнейшей гармонии между партнером и партнершей.

Музыка задает вид отношений через проявление чувств и эмоций в паре. Танцор - это актер, изображающий любовь, страсть, дружбу, драму, трагедию, заигрывание, соблазнение, агрессию, шалость, веселье и многое другое.

Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии подростковому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст А.П. Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути, во многом становится именно таким человеком.

Одним из главных жанров, на котором строится всё хореографическое искусство, является классический танец . Он представляет собой четко выраженную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета.

Классический танец как учебный предмет изучается обучающимися раздельно, так как отличается по своему исполнительскому стилю, приемам и материалом программы. В первых двух классах (обучающиеся девяти-одиннадцати лет) это различие внешне еще не столь заметно, но в дальнейшем оно выявляется достаточно и определенно. Если, например, девочки, особенно подростки в переходном возрасте (преимущественно от двенадцати до шестнадцати лет), уже стремятся быть убедительно грациозными, изящными, то юноши в этом же возрасте проявляют еще некоторую мальчишескую нескладность.

Юноши к семнадцати-девятнадцати годам (в переходном возрасте от отрочества к зрелости) только начинают обретать некоторую мужественность и гармоничность в движениях, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоятельнее, увереннее и активнее.

Определить разницу между исполнительским мастерством можно, например, при выполнении какого-либо battement, port de bras, поз, прыжка и т. п. Форма и темп движения в основном одинаковы, но меняется их характер. У мальчиков, как правило, более определенно выражены волевое начало, физическая сила, простота, лаконизм и строгость исполнения. Если обучающийся фиксирует один и тот же поворот или наклон головы, то мальчик должен исполнить его более решительно, более определенно, чем девочка, с большей волей и пластической окраской.

Действия шеи, рук, корпуса и ног ученика также должны отличаться по своему характеру от изящной и смягченной пластики танца учениц.

Таким образом, воспитание исполнительского мастерства ученика и ученицы требует своей психологической направленности и строгого учительского вкуса, а не вообще достижения "красивой" и виртуозной манеры движения будущей танцовщицы или танцовщика. Поэтому, учебную программу предмета "Классический танец" следовало бы составить отдельно для учениц и учеников, внеся в нее соответствующее пояснение и коррективы.

Еще одним видом хореографического искусства является современный танец - это направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшееся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. В этом смысле не существует единой техники современного танца. Австралийский, европейский, канадский, американский современный танец отличаются друг от друга во многих аспектах, так же, как и каждая школа имеет свой собственный подход.

Современный танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на запутанное здание со множеством по разному обставленных комнат. Это не только постмодернистский танец в Америке с его направленностью в "абстрактный танец" и эксперименты со сценическим пространством; не только европейский балет, больше склоняющийся к "театру танца" П.Бауш; но и танец Буто; и удивительное соединение традиции китайского танца с западной балетной техникой, которое существует в творчестве Линь Хуан-Миня; и смелое соединение индийского стиля бхарат-натьян с западной музыкой, осуществленное Ш.Джейясинхом; и африканские танцы И.Тассембето и многие, многие направления, труппы и хореографы, которые не похожи в своем творчестве ни на кого из предшественников. Многообразие форм современного танца настолько велико, что трудно предугадать, в каком направлении пойдет его развитие. Слияние современных тенденций европейского танцевального искусства с не европейскими танцевальными формами создает впечатление некоего культурного колониализма, и в этом есть доля истины. Но одновременно происходит и обратный процесс, когда африканские, азиатские танцевальные традиции привносят в европейское искусство танца, и такое культурное многообразие приводит к обогащению танцевальной палитры и создает неповторимое соединение множества стилей и направлении

Общим для всех направлений современного танца является то, что танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией жизни, движения и комплекса знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела.

Большое значение также имеет концепция осознанности. Одновременно с техническими аспектами развиваются и художественные формы танцевального искусства: танцевальный театр, физический театр, современный балет, танцевальная импровизация - социальные формы танца и, конечно же, происходит активное взаимодействие и взаимовлияние танца на другие формы современного искусства.

Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки, тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять танцевальные техники, создавая новые стили и движения. Современный танец работает с природной структурой тела, и, поэтому доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения, которую дает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать для себя новые грани.

В настоящее время насчитывается огромное количество различных стилей, школ и направлений современного танца. Если говорить о сценических видах современной хореографии, то можно отметить следующие: контемпорари дэнс, нео-классика, модерн и джаз. К несценическим относятся: фольк-модерн, джаз-модерн, тиктоник, стрит-дэнс, брейк, хип-хоп, бонг, диско, флэш, стэп и многие другие.

В подростковой среде более широкое распространение получили, хип-хоп, брейк и т.д., музыкальная составляющая которых, равно как и одежда, символика, манера общения, зародилась на улицах негритянских и латинских кварталов крупных городов Америки, получившее название «хип-хоп культура».

Подростки в настоящее время часто втягиваются в такие деструктивные практики, как наркомания, пьянство, вандализм, женская и мужская проституция. На этом фоне хип-хоп культура может оцениваться скорее позитивно даже теми, кому претит ее американизм. Она не основывается на потреблении наркотиков, она не замешена на криминале. Она по-своему спортивна, по-своему музыкальна, по-своему художественна. В этих характеристиках - ее социальный ресурс и для российских условий.

Для молодых людей хип-хоп культуры нехарактерно разделение по половому признаку, и доминирует стиль «унисекс». «Унисекс» присутствует в одежде, в прическе, в манерах. Поэтому грань между мужским и женским танцеванием в хип-хопе, как и в клубных танцах, стирается. Но для того, чтобы разнообразить хип-хоп – хореографию, добавляются движения других направлений таких как джаз, степ, и даже народный танец (присядки, дроби, хлопушки).

Формирование танцевальных навыков в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования уже с раннего возраста способствуют их успешной адаптации и социализации.

танец хореография балет пластика

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.

В хореографическом искусстве выделяют:

1) народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

2) бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

3) профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов.

Во-первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях.

Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета.

В-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

> Балет

Балет - вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе с 16 века на базе придворно-бального и бытового танца. Основные особенности школы европейского классического балет и традиции балетного спектакля были заложены во Франции в 17 веке; вслед за ней наиболее значительная балетная школа сложилась в России. В 19 - 20 вв. европейский классический балет стал явлением интернациональным. В последние десятилетия на его образной базе и технике возникли школы современного танца, подчас значительно отличающиеся от классической первоосновы. Ряд стран Востока также имеет свой балет, основанный на собственной национальной системе танца и пантомимы. Искусство балета сегодня часто называют хореографическим.

Балет включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, объединяя разные искусства, балет обнаруживает родство с ними. Это создает возможность преимущественного развития в отдельных случаях драматических музыкальных, живописных начал, накладывающих отпечаток на все синтетическое целое, что наблюдается в различных исторических направлениях.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения действительности, воплощения больших философских идей, мыслей и чувств, раскрытия существенных сторон и конфликтов народной жизни.

Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных странах, но и в разных краях, областях.

> Единство духа и тела в музыкальной пластике

Если музыка сама по себе обладает огромной силой духовного воздействия на человека, то во сколько же крат увеличивается ее сила, когда она естественно и органически соединяется с человеческим голосом и пластикой движений человеческого тела. Именно на этом естественном и органическом соединении и, следовательно, усилении духовного заряда музыки и возник в XVI веке оперный театр, а в XVI-XIX веках балетный театр или оперное и хореографическое искусство. Постепенно осваивая глубинные основы музыки, человечество пришло к осознанию того факта, что человеческий голос является самым совершенным инструментом, с помощью которого можно передать самые тончайшие движения души человеческой. Дело в том, что человеческий голос способен к таким нюансировкам интонаций, передачи душевных переживаний и духовных состояний, к каким не всегда способна даже скрипка -- одно из величайших творений человеческого гения. Людям не известны такие радости, страсти, боли, гнев и негодование человеческое, которые не могли бы быть интонационно выражены голосом человеческим. Один из крупнейших теоретиков и практиков музыки, известнейший и крупнейший русский композитор Борис Асафьев разработке интонационной основы музыки уделил основное внимание и в теории и в музыке балетов "Бахчисарайский фонтан", "Пламя Парижа", "Барышня-крестьянка", "Весенняя сказка", "Кавказский пленник", "Красавица Радда", "Милица", "Ночь перед рождеством", "Партизанские дни", "Суламифь", "Утраченные иллюзии", "Франческа да Римини". Как крупнейший музыкант Б. Асафьев исходил из того, что интонированную музыку с неменьшим успехом, чем голосом, человек может передать и пластикой человеческого тела, движением, жестами и мимикой.

В XIX веке возникла и еще одна разновидность музыкального театра -- оперетта или музыкальная комедия, которая органически соединила интонационные возможности музыки, человеческого голоса и хореографии, или пластики и выразительности человеческого тела и движения.

Легкий и живой музыкальный, вокальный, пластический и хореографический язык оперетты довольно свободно усваивается почти всяким пришедшим в музыкальный театр. И из этого же языка постепенно прорастает в чувствах, сознании человека понимание той же музыкальности, вокальности, пластичности и хореографичности языка оперы и балета. Тем более что в оперном и балетном театре также имеется немалое количество лирических опер и балетов, движущей силой музыки, пластики и движения которых также является Любовь и все необъятное богатство человеческой чувственной жизни, развернутой во времени, в движении чувств, мыслей, дел человеческих.