Классный час "Как преодолеть конфликт" (9 класс). Негативный сценарий конфликта

Тема «Конфликт и выход из него»

Форма проведения : беседа, игры с элементами драматизации.

Цель:

Рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);

Показать причины возникновения конфликтов;

Отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.

Подготовка

Найти соответствующий материал по теме. 0 Подготовить учащихся с докладами.

Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.

Часть первая. Теоретическая

Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»

Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».

Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.

Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.

Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.

«Роль посредника в конфликтах»

Пояснение к теме

Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.

Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.

В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.

Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.

Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).

Доклад учащегося по теме «Каким должен быть посредник в конфликте?»

Профессионализм посредника означает:

1. Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».

2. Высказывать доверие и заботу.

3. Быть ответственным, т. е.:

Нейтральным;

Демонстрировать уважение;

Не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;

Не руководствоваться эмоциями;

Не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;

Не действовать свысока;

Принять вашу ответственность серьезно.

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте собеседника.

2. Говорите правду.

3. Не переходите на личности.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы.

Шаги посреднического процесса:

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните процесс сотрудничества.

7. Начните процесс посредничества:

Не делайте предположений;

Слушайте;

Повторяйте услышанное;

Проверяйте;

Получайте больше информации;

Предлагайте множество решений;

Достигайте соглашения.

8. Закончите на позитивной ноте.

Три результата конфликта:

1. Победа — поражение — одна сторона удовлетворена, другая — не удовлетворена.

2. Поражение — поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа — победа — обе стороны приходят к согласию.

Посредничество в любом конфликте:

Создает более мирную среду;

Снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;

Способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;

Учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;

Объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.

В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:

Придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;

Создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;

Рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;

Выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.

Вывод: Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.

Часть вторая. Практическая

Тема «Тренажер общения»

Выработка групповых правил

Типичные правила:

1. «Конфиденциальность» — то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

Упражнение 1 «Триады»

Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник», «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».

Упражнение 2 «Сделайте «узел» из людей»

Ученики разбиваются на группы по 5—7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры — развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.

Упражнение 3 «Десять „я"»

Учащиеся на листочке пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».

Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»

Ученики садятся лицом друг к другу в два круга — внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть 3—5, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.

Упражнение 5 «Танец на пальцах»

Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 8—5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3—5 раз.

Часть третья. Игры с элементами драматизации

Тема «Взгляд на конфликт со стороны» (Шуточные сценки, сказки с конфликтом)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Мудрецы и слон (Шуточная сказка)

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.

«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый.

«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы,— сказал он,— слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вывод

Учитель : Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Красная Шапочка (Ролевой диалог)

Прочтите текст сказки «Красная Шапочка», написанный на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Попросите учащихся занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать события.

Кто виноват в конфликте?

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Действующие лица:

Красная Шапочка

Плохой Волк

Красная Шапочка : Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.

Мама : Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.

Квасная Шапочка : В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?

Мама : Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!

Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.

Плохой Волк : Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?

Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!

Плохой Волк : Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!

Красная Шапочка : Придя к бабушке, я застала ее в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что- то вроде того, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»

Плохой Волк : Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей но поводу ушей, моих выпученных глаз, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»

Красная Шапочка : Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.

Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!

Красная Шапочка : Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?

Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!

Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!

Плохой Волк : Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.

Красная Шапочка : Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?

Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.

Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива- здорова!

Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!

Вывод и комментарии

Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.

Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.

Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.

Волк сильно обижается. Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Пугает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных Красной Шапочкой.

«Развод по-сиракузски» (Шуточная сценка)

Действующие лица

Хор общественности

Пролог

Типовой многоквартирный дом в Сиракузах. На первом этаже левого крыла жилуправление. Недалеко от дома вещевой рынок.

Отец: Терпенья чаша моего наполнена!

Мать:

А моего уж переполнилась давно!

Довольно слов, я завтра ухожу!

И сына заберу.

Отец:

О, неразумная!

Лишаешь сына ты мужского воспитания.

Мать : А также и дурацкого влияния!

Отец:

Я утомлен от постоянных грубостей, упреков,

Свидетель Зевс — терплю их со смирением,

Но ты учти, что сын наш — взрослый юноша,

И может сам решить, с кем он останется.

Мать: Я в выборе его почти уверена.

Отец и мать уходят.

Со стороны жилуправления в крылатых колесницах появляется хор общественности.

О, внемлите нам, стены родных Сиракуз!

Что ни день, то развод!

Распалась семья,

Сиракузского общества —

Мощный оплот

Демократии нашей.

О стыд! О позор!

Сам по себе неприятен развод,

Делят супруги имущество, деньги,

Жилплощадь меняют большую свою

На меньшие две в отдаленных районах.

Хуже всего то, что надо делить

Им неделимое — чадо свое.

Мальчишка же, пользуясь тяжбой такой,

Смекает, где выгоды будет побольше.

Действие первое

Входят отец и сын.

Мой сын, я верю — ты со мной останешься,

Ты роскошью и негой не избалован.

Тебя я воспитал суровым воином.

Мы жизнь устроим с простотой спартанскою,

А к маме будешь ездить ты по праздникам.

О да, я не избалован воистину,

Ни центра музыкального,

Ни караоке звуков мне не ведомы.

Я не испорчен буржуазною культурою,

Что вместе с «видео» явилась

к нам из-за моря,

Не развращен ни «Найк», ни «Адидасами»,

Ни «компа» нет, ни простенького плейера,

Что дарят всем моим ровесникам родители.

Впервые слышу от тебя подобное.

И это все иметь тебе хотелось бы?

Увы, отец, растут мои потребности.

Так быстро, как и я расту.

Но это все так дорого...

Ну, что ж, хоть я достатка небогатого,

Ты можешь на меня рассчитывать,

Но все ж скажи: чего-нибудь хотелось бы

Тебе поболе, чем другого прочего?

Ах, папа! Есть желание заветное:

Его я видел по ночам во снах моих,

О двух цилиндрах, вида превосходного,

С двумя, но быстроходными колесами,

Великолепный, с мягкими сиденьями,

Весь по стандартам с супермощностью.

Ах, папа, мотоцикл, конечно,

лучше импортный.

Всего-то навсего?

Нешуточные у тебя желания.

Я попытаюсь... то есть... я подумаю...

О, Зевс, посмотри — задумчивый сын

На стуле сидит, в окошко глядит,

Измучен тоской.

Быть может, отец не сможет купить

Ему мотоцикл вожделенный?

Он ногти грызет, он матери ждет

Прихода с работы.

И вот приходит мать его,

Вся чадолюбием полна.

Она готова влезть в долги,

Чтоб только мужу досадить...

К мамочке льнет почтительный сын,

Тайную мысль лелея в груди:

— Купит ли мама ему мотоцикл,

Если откажет отец?

Плачь и стенай же, народ Сиракуз!

Нравственность пала в лоне семьи!

Эта ли смена, достойная нам,

Сын меркантильный какой!

Действие второе

Входят мать и сын.

Мать:

Не сомневайся, для родного дитятки

Я раздобуду чудо двухколесное.

Ах, мама! Я бы жить всегда с тобой хотел,

А к папе буду ездить лишь по праздникам.

Мать:

О, мой любимый, подожди меня немного,

Пока я в Сиракузский жилсоцбанк схожу.

Мама уходит. Входит отец.

Отец:

Тебя, мой сын, хотел обрадовать —

И сам ты выберешь мотоциклет себе.

Но дело усложнилось наше, папочка,

Быть может, ты найдешь еще возможностей

И купишь мне хотя бы «Пентиум».

Отец: Что ж, я подумаю.

Отец уходит.

Что ж он все время думает и думает!

О, Боги! Вот и мама моя возвращается.

Входит мать.

Мамуля, родная, так странно случилось,

Что обстоятельства изменились,

И сотовый нужен мне позарез,

Иль пейджер в крайнем случае на первое

время подойдет.

Мама хватается за голову, уходит.

Действие третье

С противоположных концов сцены появляются мать и отец. Каждый из них катит перед собой коробки с вещами. Посередине сцены стоит сын.

Отец: Мой сын, сие предел моих возможностей.

Мать:

Я, муж мой, думала,

Что раньше ты сломаешься.

Отец : Жена, мне не до смеха. Здесь — трагедия!

Мать:

Какой там смех! Мой муж, услышь стенания

Истерзанного сердца материнского!

По магазинам бегать я замучилась,

Истратила свои я сбережения,

В долги такие влезла я бездонные,

Что, видит Зевс, по гроб из них не выбраться!

Отец:

И я в долгах, и жизнь влачу я жалкую.

Быть может, мы с тобой жена, помиримся?

Приди на грудь мою, прими мое лобзание!

Мать:

Соединимся вновь, мой муж, семьей единою!

И с нами будет жить сынок любимый наш!

Отец : И продадим к чертям всю эту технику!

Сын: О, мотоциклы, «Найки», «Адидасы»!

Заламывает руки.

Богатство это осязал и обонял уж я,

Но в одночасье я, увы, утратил все!

Заламывает ноги.

Зачем не согласился я на малое!

О, крах надежд! О, кара непомерная!

Заламывает голову.

Несчастный, не мучай сам себя!

Не рви одежд, не царапай чело.

Все к лучшему — главное, что твои

Родители соединились вновь.

А счастье — не в вещах дорогостоящих

и модных,

Всего гораздо и важней,

Что не распалась дружная семья

И будет больше очагом одним

Во славных Сиракузах!

Выводы и комментарии

Несмотря на хэппи энд, получилась настоящая трагедия. Вернее, существование такой семьи — трагедия для всех ее членов.

Наша жизнь пропитана вещизмом. Появилось много нужных, хороших полезных, современных вещей, но есть сферы человеческой жизни, в которых денежные расчеты, вообще всякие оплачиваемые отношения не должны существовать.

Не должны, так не должны, но семья, полностью свободная от таких отношений, — редкое явление.

Увы, это так, и начинается с, самого раннего детства: «Пятерочку получил!» — «Молодец, держи шоколадку!» — «Полы помыла!» — «На, доченька, деньги на кино».

И обратные требования: «Я тебя родил — ты мне всем обязан; я тебя кормил, поил, одевал — ты обязан в старости меня содержать». То есть не потому, что отец и мать стали престарелыми, а как бы расплачиваясь за их труды тяжкие. Это похоже на трогательный натуральный обмен эпохи феодализма.

Так, может быть, не надо вообще поощрять детей?

Речь не об этом, просто такие вещи, как любовь к детям и родителям, так же как и стремление развиваться, приобретать знания, не нуждаются в материальном вознаграждении. Они ценны сами по себе и платить за них просто безнравственно. В противном случае неизбежны конфликты и трагедии, причем посерьезнее, чем тут разыграли в сценке.

Заключение

Учитель : Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.

Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»

Основные понятия

. «Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты»-утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я»-утверждение.

. «Мы»-утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».

. «Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь».

. «Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.

Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.

Альтернатива (от лат. «попеременный») — выбор одного из двух единственно возможных решений.

Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.

Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.

Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.

Оснащение: мультимедийное оборудование, листы чистой бумаги, фотогазеты с различных творческих дел.

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы теста.

Тест: "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?" Если подобным образом ведете себя

  • Часто - поставьте 3 балла
  • От случая к случаю - 2 балла
  • Редко - 1 балл

Вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?"

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что неправ, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен,а с чем- категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,11-это тип поведения "А"

  • Тип "Б"- сумма баллов под номерами 2,7,12
  • Тип "В"- сумма баллов под номерами 3,8,13
  • Тип "Г"- сумма баллов под номерами 4, 9. 14
  • Тип "Д"- сумма баллов под номерами 5, 10, 15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: "А"-это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стал вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

"Б"- это "демократичный стиль". Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

"В"- "компромиссный стиль". С самого начала вы согласны на компромисс.

"Г"- "мягкий стиль". Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы становитесь на сторону противника, отказываясь от своей.

"Д"- "уходящий стиль". Ваше кредо- вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает ребятам проанализировать самостоятельно результаты тестирования. Можно обсудить свои результаты с одноклассниками.

В ходе обсуждения я подвожу ребят к беседе о конфликтах.

2. Беседа о конфликтах.

Я предлагаю ребятам обсудить следующие вопросы:

  1. Что такое конфликтная ситуация?
  2. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
  3. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  4. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  5. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  6. Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликта?
  7. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

Во время беседы приходим к выводу, разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, которое одинаково значимо для обеих сторон.

3. Классный руководитель предлагает ознакомиться с правилами разрешения конфликта.

Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и второго участника конфликта. Определите пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента. (показываю видеофрагмент со сплава, где произошла небольшая конфликтная ситуация, и где часть ребят повела себя не совсем достойно)

  • Какова ваша цель в конфликте?
  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями(стоит ли настаивать на своем, может это и незначимо для вас)
  • Определите для себя: что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем- либо другом?
  • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
  • Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами)
  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,
  • Начните доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте свою заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на ватмане)

4. Анализ конфликтных ситуаций

После знакомства с правилами "беспроигрышного" разрешения конфликтов я предлагаю подросткам проанализировать конфликтную ситуацию, которая сложилась в классе.

Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек. В течение нескольких минут подростки проигрывают ситуацию и коллективно, т.е. обучаясь в сотрудничестве , анализируют ситуацию в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Я напоминаю подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные варианты, пути разрешения конфликта, сделаны выводы о пользе применения правил "беспроигрышного" разрешения конфликтов.

5. Рефлексия. (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта.)

Классный час "Как преодолеть конфликт?"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Задачи:

Дать характеристику понятия «конфликт».

Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

Познакомиться с методами выхода из конфликта.

Дать определение понятия «компромисс».

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

* презентация «Конфликты в нашей жизни»;

* карточки с описанием конфликтных ситуаций;

* карточки для групповой работы;

* квадратики черного, красного, зеленого цвета;

* Памятки.

Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

1. Чтение притчи « Коробочка» .

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия. (психолог )

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. слайд №_)

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №_4)

Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

Учащиеся садятся по группам.

Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт. (Можно ли жить без конфликтов?)

Положительно не знаю отрицательно

Психолог: Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде? - борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Разрешение конфликта .

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд _)

Правила предупреждения конфликтов : (слайд 14)

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

4. Работа в группах .

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Слайд №11.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

2) Конфликт разрешен или нет?

7. Заключительное слово.

Рефлексия. Можно ли жить без конфликтов?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

Газетные и журнальные статьи о конфликтах,

Поэзия о конфликте, войне и мире,

Картинки,

Сообщения об улаженных конфликтах,

Придумайте сами и добавьте.

III. Итог.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Психолог.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Сценарий студенческой весны 2014

Черновой 3!

«Все мы совершаем ошибки и все мы на них учимся, самое главное вовремя признать свою ошибку.»

В конферансе будет несколько вариантов путешествия во времени:

1) Прямое перемещение- можно вмешиваться в события (будут сильные последствия)

2) Параллельное пребывание-ты никак не можешь повлиять на происходящее вокруг себя.

3) Окно во времени- невидимое наблюдение за происходящим во времени.

Рабочие имена героев:

Костя- путешественник во времени.

Маша- «виноватая» девушка

Петя- «виноватый» парень

Сцена 1. Недалекое будущее.

Голос за кадром: Дети рождаются, чтобы исправлять ошибки родителей. Моя история начинается с того, что я потерял отца за несколько месяцев до рождения, маму- когда мне было 13 лет. Всю свою жизнь я мечтал, увидеться с ними. Окончив школу, я решил разобраться в этой истории.

В 2036 году российским ученым удалось создать первый в мире прототип машины времени.

И тут я понял, что это мой шанс…

Действие происходит в лесу.

Костя бежит по лесу с часами-машиной времени, убегает от полиции. Пытается запустить часы. Мимо пролетают лазеры. Нажимая на кнопки он замедляет в воздухе полет лазеров. Набирает верную комбинацию и исчезает.



Сцена 2. Ссора.

День. Оживленная улица. Маша идет по улице среди толпы, улыбается, говорит по телефону. Петя стоит у катка, говорит с ней по телефону. Договариваются встретиться на катке. Маша идет по улице к остановке. Петя катается на катке. Маша заходит на территорию катка, идет к кассе. Петя нечаянно врезается в девушку, та падает. Он пытается ей помочь. Она первый раз на катке и у нее разъезжаются ноги, она обхватила ему шею, чтобы удержаться. Маша выходит на каток и видит, как Петя обнимается с другой девушкой. Они смеются, улыбаются. Маша ревнует, обижается и уходит. Петя помогает той девушке встать, извиняется и они расходятся.

Квартира Пети. Петя возвращается домой. Маша сидит на диване с надутым видом смотрит телевизор. Петя подходит к ней, хочет обнять. Та его отталкивает. Они ругаются и Маша уходит в слезах.

Сцена 3. Незнакомец

Маша выбегает из дома. Идет по улице. Садится на лавочку. Ругается на Петю.

Возле лавочки стоял незнакомый парень (Костя).

В ответ Маша посмотрела на него и отвернулась.

Костя подсаживается рядом.

К: У вас что-то случилось?

М: А вам какое дело, идите куда шли!

К: Просто пытаюсь помочь вам.

М: Слушайте, оставьте меня в покое! Дайте мне побыть одной!

Маша резко встает и уходит.

К (позади нее): Девушка, а за вами сложно угнаться!)

М: Слушайте, да оставьте меня в покое! Чего вы пристали ко мне!

Горит зеленый, Маша торопится поскорее уйти от него.

М: Свободно?

Таксист: Да

Маша садится в такси и уезжает. Костя улыбаясь провожает ее взглядом. Достает из кармана блокнот, проводит пальцем по записям, складывает обратно блокнот и берется за часы.

Маша подходит к дому (подруги или ее мамы). Она снова видит Костю на лавочке у подъезда. Решительным шагом подходит к Косте и спрашивает:

М: Да что вам надо от меня?

К: Мне надо с вами поговорить. Я знаю о вашей проблеме, что вы поругались с парнем. Что виной тому та девушка с которой он обнимался на катке. А вы решили, что у него есть другая?

М: Вы что маньяк? Вы что следите за мной?

К: Что вы, мне это не нужно. Просто я это уже видел.

К: А, я боюсь вы мне не поверите, если я скажу. Проще показать, оглядитесь вокруг.

Маша оборачивается. Весь двор застыл. Люди замерли на месте, птицы зависли в воздухе.

М: А, я поняла, хорошая шутка, это розыгрыш. Где скрытая камера, куда улыбаться.

Маша оглядывается в поисках камеры. Смотрит на нас и фальшиво улыбается.

К: Хорошо, а так…

Костя нажимает на часы и происходящее вокруг обернулось вспять.

Маша остолбенела, в изумлении открыла рот.

К: Хочу предложить вам небольшую прогулку.

М: А,а к-куда?

К: Правильнее спросить когда. Глупо отказываться, потому что я здесь из-за вас.

М: А почему из-за…ладно, не важно. Хорошо. Я согласна.

Костя протягивает руку. На руке Маша заметила родимое пятно.

К: Держитесь крепче.

Они берутся за руки и исчезают.

Материализуются в другом месте.

М: Где мы?

К: Я не хотел, чтобы путешествие прошло даром. Это скорее маленькая экскурсия которая позволяет понаблюдать за людьми. Иногда бывает полезно посмотреть со стороны…

Сцена 4. Конфликт двух людей.

Герои: Женя и Оля.

Оля и Женя – давние подруги, которые очень редко общались в последнее время. В этот день они вышли прогуляться, чтобы узнать, как обстоят друг у друга дела.

Они идут по дороге, днем, по оживленной улице, горячо обсуждая что-то…

Ж: …так что так. Не знаю, как буду выкручиваться: пропустила много, а тут еще тесты. А у тебя что нового?

О: Да вот, недавно в конкурсе участвовала. Прозу подавала последнюю из написанных.

О: Не прошла.

Ж: Почему?

О: Сказали, слабая работа: и сценарий хромает, и идея хлипкая. В общем, отправили переписывать.

Ж: Знаешь, честно говоря, последний рассказ у тебя и правда не очень… (подбирает слово) хороший получился.

О: (хмурится, пристально смотрит на подругу, повышает голос, начинает злиться) Чего ж ты мне раньше этого не сказала?

Ж: Я ведь знаю, как ты к критике относишься: чуть слово не то скажешь, ты уже рвешь и мечешь. И я думала, ты сама все свои ошибки заметишь.

О: Когда я тебе скинула черновик, ты сказала, что все отлично. Сейчас ты мне говоришь, что много ошибок. Тебя вообще как понимать? Я же просила сразу честно мнение высказать. Я ведь тебе доверилась, поверила!

Оля обижена; Женя не знает, что сказать в оправдание; дальнейшую прогулку обе идут молча.

Оля злится на подругу, считает ее виновной в собственной неудаче. Девушка сидит дома, перечитывает свои черновики, рвет некоторые листы, комкает и бросает на пол, вычеркивает строки.

Чрез столько зим и столько испытаний

Открытой книгой, чередой загадок,

Чрез годы вместе, сутки в расставанье.

Мы ссоримся с тобой, и это глупо.

Порой срываюсь на тебя совсем без дела:

Наверное, мне хочется с тобою

Делить все-все. Но мы с тобой раздельны:

И жизнь твоя теперь другой дорогой,

Хоть параллельной; иногда тропинки

Смыкаются – и я с тобою снова,

Уже летят упреки, угрызенья.

Мы вроде близко, но теперь чужие.

А раньше, вспомнить, были всюду рядом;

А раньше, вспомнить, мы с тобой дружили…

Я рада, что ты здесь, моя родная,

Чрез столько ссор и столько испытаний,

Взлетевшей птицей в мир больших скитаний,

Чрез сутки вместе, годы в расставанье.

Спустя некоторое время она успокаивается, собирает сумку и уходит. По пути в универ она прокручивает в голове сцены из ее прогулки с подругой, обдумывает ситуацию.

Спеша на пару, она встречает Женю на лестнице.

Ж: Привет. Ты тоже сегодня учишься?

О: (хмуро) Ага. (нависает тишина)

Ж: Ладно, я на пару. (собирается уходить)

О: Погоди… (виновато опускает взгляд) Жень, я наговорила тогда… голос повысила. Прости.

Ж: Бывает.

О: Я не должна была. В том, что я не прошла, я сама виновата. Надо было больше стараться.

Ж: (улыбается) Ну, в следующий раз у тебя все обязательно получится ведь!

О: (поднимает взгляд на подругу, улыбается в ответ)

Внеклассное мероприятие по теме: "Конфликт и пути его решения" проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. А ведь это всё конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с этим ежедневно. И сегодня данную тему можно рассмотреть только во время проведения классных часов и во внеурочное время.

Особенностью данного мероприятия является то, что в нём принимали участие не только учащиеся, но и их родители. Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной для многих учащихся нашей школы, в том числе и для учеников начальной школы. Предварительно был проведён социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-ых классов нашей школы. Результаты анкетирования:

  • 58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя;
  • 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт- это непонимание друг, друга, ссора;
  • 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться;
  • 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

К мероприятию дети самостоятельно выполняли задания, предложенные учителем, которые помогли им глубже понять проблему, проявить их творчество, самостоятельность. Ученики должны были посетить библиотеку, опросить сверстников, знакомых, родных, взглянуть на себя со стороны, выполнить рисунок по теме.

На протяжении всего урока практически каждый ученик, так или иначе, проявил себя. Детям было предложено найти выход из конфликтных ситуаций. В процессе игр “Я отличаюсь от других людей тем, что я …” и “Армрестлинг” четвероклассники говорили о том, как можно избежать конфликтов и что терпимее нужно быть к недостаткам других. Этому же способствовал и просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”.

Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс. Рисунок осликов (предложенный ранее в ОКР) также помог сделать вывод о том, что часто поведение людей похоже на поведение изображённых животных. И главное здесь- сотрудничество.

На примере сказки “Два козлика”, которую дети инсценировали, сделали вывод о том, что уступка - также один из выходов из конфликта.

Родителям тоже было предложено задание: найти выход из конфликтной ситуации, предложенной детьми.

К уроку ученики приготовили правила, с помощью которых люди приходят к согласию, и всех с ними познакомили.

Можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
  • ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
  • повышение активности учащихся на занятиях;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально одобряемых форм поведения.

Оборудование:

  • результаты анкетирования (приложение 1 , приложение 2)
  • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
  • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
  • маски для сценки, сценка (приложение 3);
  • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
  • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
  • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
  • рисунки учащихся на доске;
  • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
  • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
  • запись песни “Дружба крепкая”;
  • результаты самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

  1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
  2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
  3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
  4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

Ход занятия

Эпиграф на доске:

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:

58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

Что такое конфликт ? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт - это непонимание друг, друга, ссора.

В чем сходство и различие понятий спор и конфликт ?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

Как видите, путей выхода из конфликта множество.

Разрешение конфликта (на доске)

Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Ударите его;
  • Сделаете ему замечание;
  • Не скажете ничего;
  • Пожалуетесь учителю.

Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Пожмёте плечами;
  • Будете смеяться над ним;
  • Будете защищать товарища кулаками.

Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

  • Пожалуетесь учителю;
  • Будете кричать;
  • Попытаетесь отобрать её;
  • Отлупите приятеля.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте мы посмотрим русскую народную сказку “Два козлика” (инсценирование сказки)

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

Как бы вы поступили на месте козликов?

Часто вы играете, и в итоге происходит конфликт. Как его не допустить? Попробуем разобраться. Игра “Армрестлинг”.

Игра “Армрестлинг”.

Для участия в игре приглашаются по двое учащихся

Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!

А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Молодцы! А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г Х Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”

Почему не любили гадкого утенка?

Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

1 уч. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

2 уч. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

3 уч. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

4 уч.
Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы

Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что я …”

Вы назвали сейчас не только свои достоинства, но и недостатки. Какие из них вам удалось или хотелось бы преодолеть?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс)

А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Рисунки осликов (у каждого ученика)

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

Часто конфликтные ситуации могут происходить и в ваших семьях. Бывает и такое:

Сценка

мама: - сынок, сходи за хлебом

сын: - что? Опять я? Что, кроме меня некому?

Предлагаем родителям назвать выход из этой ситуации

К уроку вы приготовили правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Прочитайте их.

Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека.

Каждой команде даётся по 2 альбомных листа- лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу)

В заключение мы предлагаем Вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги (памятка раздаётся ученикам)

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным

Исполнение песни “Дружба крепкая”.