Игры для студентов по экономике. Деловая игра: "Расчет прибыли коммерческого предприятия"

Цель: научиться применять приобретенные знания, умения и навыки для проведения урока по экономике в обстановке максимально приближенной к профессиональной школе.

Методические рекомендации: предварительно (за 1-2 недели) распределяются роли, дается задание каждому студенту, предлагаются исходные данные (профессиональное учебное заведение, группа, курс, тема занятия, домашнее задание к этому занятию).

Распределение ролей:

«Педагог» - 3 человека: 1- ведет занятие, 2и 3 – оппоненты.

«Заведующий кафедрой» - 2 человека: анализ педагогических аспектов занятия.

«Учащиеся» - все остальные студенты в процессе проведения занятия.

«Методист» - все студенты при обсуждении урока.

Домашнее задание участникам:

Общее: проработать учебное пособие с тем, чтоб представлять себе знания учащихся на данный момент, продумать ведение предстоящего занятия.

Специальные задания:

«Педагогу» - написать подробный конспект, подготовиться к проведению занятия.

«Заведующему кафедрой» - продумать вопросы организации занятия, контроля знаний учащихся, оборудование занятия, характер записей на доске и в тетради, взаимосвязь «педагог – учебник – учащийся».

«Учащимся» - изучив материал по данной теме, продумать возможные ответы учащихся, содержащие ошибки, возможные вопросы «плохих» и «хороших» учащихся.

«Занятие» - происходит в более насыщенном темпе, благодаря соответствующей подготовке к нему «учащихся». «Педагогу» приходится показывать свою эрудицию в объяснении нового материала и в ответах на вопросы «учеников», свою методическую подготовку в составлении системы вопросов, в подборе задач, в построении занятия. На данном занятии проигрывается большое количество ситуаций, которые могли бы произойти на подобном занятии у разных педагогов.

При обсуждении занятия первое слово предоставляется «педагогу», затем «педагогам-дублерам». Если в процессе «занятия студент был свидетелем одной точки зрения на изложение материала, то в процессе обсуждения он может услышать и оценить различные точки зрения, а также высказаться сам.

Преподаватель руководит дискуссией (по необходимости), последовательно выдвигая вопросы, которые бы концентрировали внимание студентов в нужном направлении.

Приложение 4

Деловая игра аудиторного типа «Фондовая биржа»

Предусматривает деление студентов на три части. Во-первых, выбирается банкир и его помощник, осуществляющие основные расчетные операции. Во-вторых, выбираются четыре дилера, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, вкладыванием денег в различные отрасли экономики. В-третьих, основная группа представляет собой держателей акций, получающих дивиденты и занимающихся куплей и перепродажей ценных бумаг в зависимости от их котировки.

Ход игры:

1. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкира, дилеров и держателей акций.

2. На классной доске вычерчивается таблица курса акций.

3. Очерчивается колонка норм ссудного процента.

4. Записывается формула расчета дивидента:

Д=КА*5%

5. Оформляется система отчетности держателей акций.

Приложение 5

Деловая игра аудиторного типа «Валютный рынок»

Для проведения игры необходимо, в первую очередь, выбрать банкиров, осуществляющих основные расчетные операции по валюте. Для этого достаточно два человека, обслуживающих всю группу. Остальные участники игры активно работают в экономическом процессе кругооборота денег.

Ход игры:

6. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкиров.

7. Вывешивается градационная модель с обозначением валют участвующих в деловой игре.

8. Расчерчивается таблица курса валют и налоговая ставка за обмен.

9. Определяется обменный курс единицы валюты по отношению к курсу других валют. Определяется котировка валют.

10. Показывается схема кругооборота валют.

11. Оформляется система отчетности:

a) для банкиров:

b) для участников игры:

Приложение 6

Экономическая деловая игра

Группового типа «Земельный капитал или Фермер»

Цель игры: формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке сельхозпродукции.

Задачи:

- постановка экономической проблемы эффективности собственного сельскохозяйственного производства;

Определение имеющихся в наличии природных и трудовых ресурсов производства;

Рациональное использование имеющихся ресурсов;

Определение выгодности расположения собственного производства от рынков сбыта продукции и покупки средств производства;

Зависимость качества обработки земли от количества трудовых ресурсов;

Моделирование экономических ситуаций;

Рентабельность производства.

Материальное обеспечение:

- игровые поля, раскрашенные в три цвета (означающие плодородие почв) для групп студентов от 6 до 10 человек;

Игровые карточки: дома, лошади, трактора, грузовики, комбайны и т.д.;

Игровые деньги;

Средства, определяющие количество-качество;

Схемы отчетности, представляющие анализ всей хозяйственной деятельности.

Ход игры:

Весь имеющийся в наличии коллектив студентов подразделяется на мелкие группы по 6-10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры. В каждой группе выбирается общественный банкир, являющийся участником игры и по завершении одного игрового цикла осуществляющий расчетные операции с деньгами. Объясняются условия игры и игроки устанавливают свои дома на игровое поле и определяют количество принадлежащих им земель. Покупка трудовых ресурсов неизбежно влечет за собой расширение площади посевных культур. Средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельхозкультур. По завершении одного кругооборота, означающего истечение года, производится продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов. Таким образом, рассчитывается рентабельность производства. Студенты хорошо усваивают понятия дифференциальных рент 1 и 2, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельность производства.

Приложение 7

Деловая игра

«Отборочное интервью при устройстве на работу»

Цель игры: научить студентов правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу.

Условия и правила игры: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала во вновь создаваемый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютерного оборудования в следующие группы: планирования и найма сотрудников; мотивации, стимулирования и оплаты труда; трудовых и дисциплинарных отношений; профориентации и социальной адаптации; подготовки и продвижения кадров, изучения и оценки кадров; повышения качества трудовой жизни; охраны труда и техники безопасности (количество групп можно сократить до двух-трех).

Для отбора претендентов используется панельное интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление.

В своем выступлении он должен:

· охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе, объяснить свой выбор конкретной группы;

· продемонстрировать профессиональную компетентность;

· рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.

Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе.

Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

Приложение 8

Модульный состав курса

«Педагогические технологии»

Названия модулей

М-0–Введение в курс. Общая дидактическая цель

М-1– Введение в педагогические технологии

М-2– Игровые технологии

М-3– Модульная технология профессионального обучения

М-4– Разработка обучающего модуля

М-5– Технология концентрированного обучения

М-6– Технология дистанционного обучения

М-8– Основы проектирования педагогических технологий

М-R– Резюме (обобщение)

М-K–Контроль (зачет)

Названия учебных элементов

УЭ-0– Введение в модуль. Цель изучения модуля.

УЭ-1– Понятие «игровые педагогические технологии»

УЭ-2– Классификация игровых технологий

УЭ-3– Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение игровых технологий

УЭ-4– Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии

УЭ-5– Основные этапы разработки и реализации игровой технологии

УЭ- R– Резюме, обобщение по модулю

УЭ- K– Контроль (итоговый) по модулю

Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

В данном разделе мы хотим вам предложить примеры экономических конкурсов и деловых игр, которые можно применять в работе со школьниками. Мы надеемся, что наши материалы будут полезны учителям экономики как в проведении занятий и итоговых уроков, так и в качестве основы для разработки собственных конкурсов и деловых игр по экономике. Большинство из предложенных нами разработок предназначены для работы в команде.

Ценность данной формы обучения, с нашей точки зрения, заключается в том, что это не только помогает учащимся лучше усвоить теоретические знания, научиться пользоваться этими знаниями, но и приобрести конкретный коммуникативный опыт, который может пригодиться им в дальнейшей жизни. Кроме того конкурсы и деловые игры - это хороший способ поддержать высокий познавательный интерес школьников к экономике.

Практически все предложенные материалы, которые были разработаны и использованы при проведении Сибириады "Шаг в мечту", являются авторскими разработками преподавателей учреждения дополнительного образования г. Бердска "Экономическая школа".

Список деловых игр:

Большая Экономическая игра

Деловая игра "Большая экономическая игра" (БЭИ) включает в себя серию экономических конкурсов, которые могут быть проведены как вместе, так и отдельно друг от друга. БЭИ - это командная игра, в которой может одновременно участвовать 4-9 команд. Данная деловая игра идеально подходит для итогового контроля знаний участников, так как позволяет за относительно короткое время реализовать задания разного уровня сложности и по разным темам.

Экономический марафон (в разработке)

Конкурс Экономический марафон (ЭМ) является командным и отличается более занимательным характером заданий, сочетающих в себе умственную и физическую нагрузку. В ходе игры дети должны пройти несколько этапов, где им выдаются различные задания. Основная задача - выполнить их как можно быстрее, набрав при этом максимально большее количество баллов. Данная деловая игра подходит для промежуточного контроля знаний учащихся и стимулирования интереса к предмету. Для проведения этой деловой игры желательно иметь возможность расположить этапы на значительной игровой площади.

Деловая игра по экономике "Что такое деньги"

Цели :

    Познакомить учащихся со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира.

    Развивать любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения.

Раздаточный материал: иллюстрации, ксерокопии денег, жетоны для оценки ответов, вопросы викторины для каждого участника, задачи, оформленные на ватмане, штучный товар для продажи, упаковка и тара.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.

2. Психологический настрой на деловую игру

Учащиеся называют денежные знаки какой-нибудь страны, за правильный ответ получая жетон. (Повторная передача не разрешается).

3 . Организация команд для проведения игры

Для этого берется две ксерокопии денег разного достоинства 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют две команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. Участники, которым не достались кусочки разорванных купюр, делятся на две команды и образуют группы болельщиков. Одна группа болельщиков “болеет” за 1-ую команду, вторая группа “болеет” за 2-ую команду.

4. Деловая игра

Первое задание. Команды получают карточки-задания с указанием количества жетонов за каждый правильный ответ.

Вопрос: Что означают слова: монета, рубль, копейка?

Вопрос: Дайте название денег, которые имели хождение в России за все время её существования.

Вопрос: Определите, каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: злотый, марка, рупия, донг, шекель, юань, иена.
(За каждый правильный ответ – 3 жетона).
Вопрос: Дайте определение видам денег, которые имеют хождение в России в настоящее время.
(За правильный ответ – 1 жетон).
Вопрос: Какие деньги называются безналичными?
(За правильный ответ – 2 жетона).
Вопрос: Определите, каким бывшим союзным республикам принадлежат следующие деньги: Лит, Сом, Крона, Гривна, Манат, Тенге, Лат.
(За каждый правильный ответ – 1 жетон).

Второе задание – практическое, на скорость подсчета денег.

Каждая команда получает деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.
При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 жетонов.

Третье задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

(За каждую пословицу или поговорку – 3 жетона).

Четвертое задание. Реализация товаров

Каждой команде предлагается продать товар болельщикам и присутствующим. Та команда, котораявыручит больше денег за свой товар в течение 5 минут, получают 5 жетонов.

Пятое задание. Брокерский конкурс

Для общения часто используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают. Задача брокеров – передать информацию друг другу. №1 получает информацию и передает жестами другому, второй передает, что сказал первый.
1. Время – деньги.
2. Без труда не выловить рыбку из пруда.

(За каждый правильный ответ – 2 жетона)

Шестое задание. Черный ящик

Спрос на этот товар достаточно эластичный и зависит от цены на товар-комплемент бензин (Авто) . Продавцы хотят видеть ее большей, покупатели – меньшей. Но, как ножницы режут бумагу, так и они формируют... (цену) .

(За каждый правильный ответ – 1 жетон)

Подведение итогов:

– Ребята! Давайте подведем итог нашего занятия (закрепление полученных знаний).

Найдите правильный и наиболее полный ответ:

Деньги – это …

а) ценные бумаги, находящиеся в постоянном движении;
б) цена труда ваших родителей на производстве;
в) средство для оплаты товаров и услуг и измерения их стоимости.

Эталон ответа: в)

После проведения часа общения, преподаватель задает вопросы участникам:

1. Понравилось ли Вам участвовать в такой игре или нет?
2. Если понравилось, то почему?
3. Если не понравилось, то почему?