Конспект беседы с родителями "Солнце – это хорошо, солнце это плохо!". Беседа третья восход солнца

Татьяна Зайцева
Беседа «Солнышко и витамин Д»

«Солнышко и витамин Д »

Беседа

Цель : познакомить с понятием и свойствами солнца .

Задачи : Познакомить с понятием «солнце » , побеседевать о его свойствах , рассказать о витамине Д ; развивать речь, внимание, мышление; воспитывать любознательность.

Загадки :

Катится по голубому блюдечку

Золотое яблочко. (солнце и небо )

Над рекой остановился шар воздушный, золотой.

А потом за лесом скрылся, покачавшись над водой. (солнце )

Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,- значит, день пришел. (солнечный лучик )

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне ,

Я от зеркала,от лужи пробегаю по стене. (солнечный луч )

Про что эти загадки? … Сейчас мы поговорим о солнышке .

Солнце – это звезда солнечной системы . Все планеты и их спутники вращаются вокруг него. Солнце очень большое . Но мы его видим маленьким, потому что находимся очень далеко от него.

На что похоже солнце ?.

Нравится вам солнышко ?.

Что зависит от солнца ?. Куда оно девается, когда становится темно?.

(прийти к выводу, что солнце определяет временные рамки)

Как вы думаете, что мы получаем от солнышка ?.

Солнышко дает нам свет и тепло. А еще, пребывая на солнышке , мы получаем витамин Д . Этот витамин помогает нашему организму правильно развиваться. Дети, которые редко бывают на солнышке , развиваются неправильно. У них бледная кожа, они часто болеют. И даже есть болезнь, которая развивается, если ребенок редко бывает на солнышке ,- называется она рахит. У человека, больного рахитом, неправильная осанка и слишком большой живот.

Но гулять под прямыми лучами солнца нужно аккуратно , особенно летом, когда лучики солнца очень яркие и жгучие. Если солнце яркое , гулять можно по несколько минут, чтобы не обгореть. А у вас летом были солнечные ожоги ?.

Подведение итогов : похвалить ребят за любознательность, за ответы, отметить самых активных ребят.

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г.Канаш

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе

по познавательному развитию

на тему:

«Беседа о луне, солнце, звездах. Части суток»

Воспитатель: Плешкова Любовь Витальевна

2014 год.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада.

Тема. «Беседа о луне, солнце, звездах. Части суток».

Задачи . Формирование знаний детей о небесных телах (солнце, луне, звездах) и явлениях (восход, закат); умение устанавливать простейшие связи между ними (солнце заходит – наступает ночь).

Формировать понятие о солнце, как источнике тепла и жизни на земле, о его движении по небосклону. Развивать любознательность.

Материал: иллюстрации солнца, луны (ночь), игрушка Буратино.

Предшествующая работа: наблюдения за движением солнца, луны, звездами.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку Буратино (на нем голубая накидка, украшенная звездами).

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Почему ты сегодня такой невеселый, что случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята. Я хочу стать ученым. Но чтобы стать ученым надо много знать. Посмотрите на мою накидку, что она вам напоминает? (Небо со звездами).

Но, я ничего не знаю о луне, звездах, о солнце. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, надо помочь Буратино. Вы согласны?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Что на ней нарисовано? (Солнце). Да, а когда светит солнце? (Днем). А почему солнышко не светит ночью? (Солнышко закатилось).

А ночью на небе что светит? (Луна и звезды).

Ребята, утром Солнышко встает на востоке, затем поднимается на небо и наступает день. Солнце – огромный шар. Как вы думаете, солнце от нас далеко или близко? Да, солнышко от нас очень далеко. Вечером солнышко закатывается на западе и тогда что наступает? (Ночь ). А на небе что появляется? (Луна, звезды). Луна проходит свой путь по небу, как солнышко. Как вы думаете, звезды от нас далеко или близко? Звезды – это очень-очень далекие планеты. Если очень внимательно рассматривать ночью звездное небо, то можно увидеть на нем немало различных рисунков из звезд.

Вот посмотрите – это огромный ковш с длинной ручкой. Четыре звезды образовали ковш, а еще три – длинную ручку.

А почему звезды нам кажутся маленькими? Звезды находятся далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Буратино: Теперь я все знаю о звездах, солнце и луне.

Воспитатель: Буратино, тогда скажи нам, днем на небе что светит?

Буратино : Да это звезды.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете? Верно. Днем светит солнышко. А ночью? Да, луна. А когда появляется солнце, а когда луна, Буратино?

Буратино: Темнеет, наступает ночь и появляется Солнце.

Воспитатель: А вы как думаете, ребята? Да, когда наступает ночь, то светит Луна. А солнце утром восходит, затем движется по небу, поднимется высоко, а затем начинает спускаться, заходить. Подумайте и скажите – без солнышка можно жить?

Буратино: И без солнышка нам хорошо.

Воспитатель: Нет, Буратино, Солнце – добрая и самая близкая звезда, которая нам дарит свет, тепло и жизнь. Ребята, что случится с деревьями, цветами, травой, если будет все время холодно ? (Погибнет все). Да, без тепла не будут расти ни цветы, ни деревья, ни овощи, ни фрукты. Будет холодно и темно.

Буратино: Ну, свет и тепло понятно, а жизнь?

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что случится, если не будет солнышка? Без солнца на земле все бы замерзло и погибло: и люди, и животные и растения.

Буратино : Теперь мне все понятно. Спасибо, вам ребята, что мне все объяснили. До свидания!


Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.

♦ Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

Верно! Это Солнце.

♦ Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ А почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее солнышко.

Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

♦ Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.

Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир одаряя теплом, красотой!

Вопросы в конце беседы

♦ Как называется самая близкая к нам звезда?

♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

♦ Что больше— Солнце или Земля?

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 комбинированного вида

Проект

«Здравствуй, солнышко!»

Одинцово, 2013г.

Проект по теме

Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, родители детей.

Цели и задачи :

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении в жизни природы и человека;

Учить видеть характерные особенности весеннего солнца (пригревает, прибывает световой день);

Познакомить детей с художественным образом солнца в различных видах искусства;

Освоение способов изображения солнца;

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.

Длительность проекта : 3-4 недели (середина марта – апрель)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: смешанный

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей об особенностях весеннего солнца и его роли для окружающего мира,

Освоения умения изображать один предмет (солнце) разными способами,

Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса,

Получение удовольствия от участия в коллективной работе и результатов творчества.

Распределение деятельности по этапам проекта

Предварительный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, подбор материала.

Начальный

Организация выставки картин с изображением солнца, времени года;

Наблюдения в помещении за освещением группы;

Работа в группе: посадка лука в «Огороде на окне»;

Работа с родителями: рекомендация найти вместе с детьми и познакомить их с интересной информацией по теме проекта, детской художественной литературой, детскими музыкальными произведениями о солнышке, привнести свой материал в проект.

Деятельный

Основная деятельность с детьми

Беседы : «Зачем нужно солнышко», «Какого цвета солнышко», «Солнышко и витамины»;

НОД : рисование декоративное «Солнышко, нарядись!», лепка рельефная декоративная «Солнышко, покажись!», интегрированное занятие – чтение художественной литературы (Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка») и рисование-экспериментирование «Солнечный цвет», аппликация из шерстяных ниток «Пушистое солнышко»;

Тематические прогулки : «Наблюдение за солнцем весной», «Солнечная мозаика», «Здравствуй, солнечный зайчик!»

Игры : подвижные игры «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и тучки» и др., игры с мозаикой, игры с конструктором, театр теней рук и др.

Заключительный.

Коллективная реализация проекта

Ручной труд, изготовление коллективной работы «Солнышко из ладошек»,

Создание альбома «Наши солнышки»

Презентация проекта

Распространение опыта работы в ДОУ, в интернете, на личном сайте воспитателя.

Тематические прогулки

«Здравствуй, солнечный зайчик!»

Цель:

Продолжать знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света, тепла);

Учить соблюдать правила игры, способствовать развитию ориентировки в пространстве;

Способствовать развитию дружеских отношений;

Воспитывать активность, самостоятельность.

Материал: зеркальце, мелки.

Наблюдение приметы весны;

Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

Развлечение «Солнечные зайчики»;

Рисование солнышка мелками на асфальте.

«Солнечная мозаика»

Цель:

Закреплять признаки весны;

Развивать наблюдательность, память.

Материал: крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.

Наблюдение за особенностями весеннего солнца

Опыт «Солнышко и ладошки»;

Выкладывание мозаики «Солнышко»;

Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.

Тематическая прогулка «Наблюдение за солнцем весной»

Цель : Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.Наблюдение за солн цем. Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).3. На что солнце похоже? (На шар).4. Какая сегодня погода? (Тёплая).5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.Художественное слово:Солнце греет с высоты,Расцвели уже цветы.Выползли букашкиИз цветочной чашки.Солнцу очень радыМуравьёв отряды.(А.С. Уфимцева)

Солнышко лучистое, Любят тебя дети.Нет теплее солнышкаНичего на свете.(Л. Чадова)Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.Вы вокруг все посмотрите,Лицо к солнцу поднимите.Потяните руки, дети -Оно ласково нам светит.Чувствуете, солнце греет,Лицо на солнце наше млеет.И деревья, и цветы,И травинки, и кусты – Дружно тянутся к нему…Догадайтесь, почему?(А.С. Уфимцева)Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.Солнышко лучистое, Мы тебя встречаем! (Дети манят солнышко руками к себе)Солнышко лучистое,В гости приглашаем!Солнышко лучистое,Попляши-ка с нами! (Дети хлопают в ладоши, топают ногами)Мы в ладошки хлопаем,Топаем ногами!Трудовая деятельность: Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата. Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые. Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко». Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.Солнце ярко в небе светит,На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку.)Туча солнце вскоре скрыла,Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились)Дождь по крыше застучал,Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик.)

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо - влево)

Легких - две штучки,

Тяжелых - три штучки. (смотреть глазами вверх - вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)

Физкультминутки

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде - раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде - два!

«В гости к Солнцу»В гости к Солнцу мы идем,И немножко отдохнем.Остановимся и дружноГлубоко сейчас вздохнем.Руки в стороны, вперед,Дружный, мы, такой народ!Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли,Может, дети, вы устали?

Лепка рельефная декоративная

«Солнышко, покажись!»

Задачи. Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Искусствоведческая беседа о солнечных (солярных) знаках в декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, писанки, керамика, хохлома и др.).

Материалы, инструменты. Картонные квадратики размером 10х10 или 15х15, пластилин, стеки, дощечки для лепки, 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Далее следует рассказ воспитателя о том, что с давних времён люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод – это знак солнечного круга), изображают на одежде, посуде, мебели, в книгах и т.д.

Показ нескольких произведений декоративно-прикладного искусства с объяснением символики декоративных элементов. Например, волнистая линия – это дорога или вода, ромб – поле, а круг – солнце. Декоративные варианты изображения солнца – круг, круг с точками, завитками, круг с волнистыми линиями или треугольниками.

Воспитатель сообщает о том, что в течение нескольких недель, пока работаем над проектом, дети смогут сами изобразить солнце разными способами и из различных материалов, и предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Вначале возьмём картонную основу и наметим солнечный круг простым карандашом (эскиз), выберем понравившийся вариант изображения солнца и его лучей. Представим солнышко во всей его красе.

Начинаем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим картину постепенно. Берём кусочек пластилина, раскатываем в шарик, сплющиваем в лепёшку и прижимаем к фону, разглаживаем. Это солнечный диск. Затем оставшийся пластилин делим на несколько одинаковых кусочков (можно взять другой цвет) и превращаем их в лучики, одинаковые или разные по форме и размеру, одноцветные или многоцветные.

Мы договорились лепить портрет солнца. Что нужно слепить обязательно, чтобы получился именно портрет? Дети вспоминают – глаза, нос, рот. Как показать, что солнышко весело улыбается? Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.

Провести физкультминутку и перейти к практической части, выполняют дети самостоятельно. Воспитатель во время работы детей может еще раз прочитать закличку:

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего солнышка. Беседа, обсуждение, повторение стихов и песенок о солнышке.

Рисование декоративное «Солнышко, нарядись!»

Задачи. Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

Предварительная работа. Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портретов солнца в лепке. Упражнение в подборе гармоничных цветосочетаний.

Материалы, инструменты. Гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, палитры, альбомные листы.

Физкультминутка.

Переходим к выполнению задания. Мальчик, который хотел стать художником, нарисовал для Радуги портрет прекрасного солнышка. Давайте и мы нарисуем «красное солнышко» – яркое, большое, красивое, весеннее. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.

Дети выполняют портреты своих солнышек согласно своим замыслам, воспитатель по ходу читает песенку Г.Р.Лагздынь:

Словно яркий апельсин,

Вышло солнце из осин,

Красное, румяное,

Всюду всеми званое!

Красное, красное,

Ясное, ясное!..

В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов весёлого солнышка. Оформляется интегрированная выставка детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям составить описательный рассказ о своих солнышках.

Интегрированное занятие

(чтение художеств . л итературы, рисование- экспериментирование)

«Солнечный цвет»

Задачи. Познакомить детей с художественным образом солнца в литературе. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков. Развивать воображение. Активизировать словарный запас. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение рассказа Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка». Рассказать о древней русской традиции призывать солнце (заклички, кричалки, потешки – объяснить название).

Гимнастика для глаз.

Материалы, инструменты. Краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки разных размеров, щетки, ватные тампоны, комочки смятой салфетки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Все цвета солнца» для обогащения «солнечной палитры», уточнения оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательными обозначения цвета

Золотая шапка мимозы

И жё лтый листик берёзы,

Янтарная смолка сосновая

И медный жёлудь дубовый,

Огненный хвост лисы на снегу,

Рыжий клён на речном берегу –

Собрались оттенки в тесный кружок –

Солнечный яркий небесный желток.

Физкультминутка.

Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать пальчиком или ватной палочкой, или тупым концом карандаша – это удобно, быстро и легко. Составьте на палитрах свои солнечные цвета и оттенки.

Дети рисуют, воспитатель помогает советами, наводящими или косвенными вопросами, напоминает, что рисовать можно как лёгкими быстрыми прикосновениями, так и контурными линиями или большими цветовыми пятнами.

После занятия. Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик», по желанию выучивание наизусть. Составление альбома «Наши солнышки».

солнышко ладошками.

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

«Солнышко, улыбнись!»

(коллективная работа)

Задачи. Продолжать знакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Продолжать формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Развивать воображение. Вызывать у детей интерес к созданию образа солнца в технике аппликации. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Предварительная работа. Беседа с детьми о безопасном использовании ножниц. Обсуждение с детьми выражения «Наши руки не для скуки» и понятия «золотые руки». Рассматривание книжных иллюстраций с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнца.

Материалы, инструменты. Цветная бумага плотной текстуры разных оттенков желтого цвета, простые карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки, цветной картон для создания коллективной композиции.

Педагог напоминает детям о том, что солнце в декоративно-прикладном искусстве изображается по-разному. На примере дымковской игрушки, дети находят и показывают образ солнца и лучей. Затем предлагает создать большое весеннее солнце способом аппликации, а лучи солнца в этот раз будут выглядеть совсем иначе. В этот раз солнце мы создадим с помощью своих рук!

Демонстрация.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям взять листы цветной бумаги, приложить к ним свои ладошки с расставленными пальцами и обвести карандашом, затем вырезать. По ходу действий подсказывает детям, что удобнее вырезать вначале всю «рукавичку» , а потом по отдельности каждый пальчик.

Дети, которые быстро справились с заданием, могут сделать несколько силуэтов разных оттенков.

Создание коллективной композиции. На картонную основу (воспитатель заранее нанесёт примерный рисунок) собираем из ладошек солнышко, приклеиваем ладошки внахлёст – лучики, затем солнечный круг. Завершаем композицию, приклеивая заготовки глазок и улыбки.

После занятия. Обсуждение и любование созданной работой.

Беседа о солнце

Программное содержание :

1. Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.

2. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

3. Расширять и активизировать запас слов детей (оттепель, небосвод, закат, проталина), приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме.

4. Учить понимать произведение искусств, выражать свое отношение к ним, сравнивать.

5. Воспитывать эстетический вкус. Предварительная работа: Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями, за погодой, за расположением солнца, цветом неба в солнечный, пасмурный дни. Беседа о красоте природы. Чтение и обсуждение пословиц, стихов, песен о солнце, слушание произведений Чайковского «Времена года». Рассматривание картин с изображением одного пейзажа в разные времена года.Ход занятия:Дети, сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. Сейчас послушайте рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.«Выплыло на небе красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов».Вос.: – Дети, во все ли времена года светит солнце, и в какое время года мы чаще всего видим солнце?Дети: – Солнце светит во все времена года, но чаще всего оно светит летом, весной и ранней осенью.Вос.: – Какое у вас настроение в солнечный день и что вам хочется делать в такую погоду?Дети: – В солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни.Вос.: – Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?Дети: – Солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных; когда станет тепло, светло после зимней стужи просыпаются медведи, барсуки, ежи, у них появляются детеныши, прилетают птицы, выводят птенцов.Вос.: – Недаром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу?Дети: – Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мама.Вос.: – а в какой пословице еще солнце сравнивается с матерью?Дети: – «При солнышке тепло, при матери добро».Вос.: – А какие вы еще пословицы знаете о солнце?Дети: – «Взойдет красное солнышко, прощай, светел месяц?»Дети: – «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».Дети: – «Всякий день солнце всходит».Вос.: – Ребята, вспомните произведение Чуковского «Краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.

«Плачет серый воробей,Выйди солнышко скорейНам без солнышка обидноВ поле зернышка не видно.»

Вос.: – Да, видите, как плохо без солнца, даже не видно ничего на земле. А какие вы еще стихи знаете о солнышке? (дети рассказывают стихи, выученные заранее) 1. – День пришел!

Лишь только первый лучикУдарит мне в окно.Лишь только солнце встанетА в комнате светло.Погаснут звезды – крошкиИ ночь уйдет домойИ спрячет месяц рожкиЗа тучей грозовойА в городе машиныСтучат, гремят, бегутКак будто что-то новоеСчастливое везут. 2. – Д. Кикин «Закат»Раз березы сеть связали,Рыбу – солнышко поймали,Хороша была, кругла,Да немножко тяжела.Даже сети порвала,А как сети порвалаЗа сугробы уплыла. 3. – Я. Колос.Солнце ласково смеется,Светит ярче, горячей,И с пригорка звонко льетсяРазговорчивый ручей.

Вос.: – Молодцы ребята, хорошие вы стихи знаете о солнце. Даже в январские морозы, когда солнышко низко над землей и его лучи только скользят по поверхности земли, стоит выглянуть солнышку и становится все сказочно, красиво.Вспомните дети, в каком стихотворении Пушкин говорит о красоте природы, когда светит солнце?Дети: – Пушкин о красоте природы говорит в стихотворении «Зимнее утро»«Под голубыми небесамиВеликолепными коврамиБлестя, на солнце снег лежит.Прозрачный лес один чернеетИ ель сквозь иней зеленеетИ речка надо льдом блестит».Вос.: – А какие изменения происходят в природе весной?Дети: – С каждым днем солнышко все выше и выше, дни становятся длиннее, теплее, начинаются оттепели, звенят капели, бегут веселые ручейки, веселее щебечут птицы.Вос.: – Какие еще признаки весны вы можете добавить?Дети: – Улыбчивым смотрит солнце с чистого небосвода, вся природа преображается, земля покрывается нежным зеленым ковром.Вос.: – Дети, когда особенно солнышко поднимается высоко, а его жаркие лучи льются на нашу землю? Дети: – Летом, в садах поспевают плоды, ягоды, на полях зреет пшеница, рожь, овес.Вос.: – А кто помнит небольшое стихотворение о солнечном луче?Дети: – Теплый лучик солнечныйЗолотой иголочкойСарафаны вышилЯгодками вишен.Вос.: – Дети, вспомните, что мы с вами наблюдали после дождя, когда выглянуло солнце и ярко светило?Дети: – Когда солнце светило ярко после дождя, то мы видим радугу-дугу.Вос.: – Всю эту красоту мы видели благодаря солнышку. А кто помнит стихотворение о радуге-дуге. -Радуга-дуга Не давай дождя, Давай солнышко Из-под бревнышка. Солнышко-солнышко Выгляни на бревнышко Сядь на пенек Погуляй весь денек.Физкультминутка Вос.: – Сейчас я вам покажу картины, где художник изобразил солнце в разные времена года.Вос.: – Расскажите, что художник изобразил на этой картине?Дети: – Здесь художник изобразил лето, солнце светит ярко, жаркие лучи падают на землю. Все цветет, растет, зреет.Вос.: – Какое время года на этой картине?Дети: – Осень. Подул ветер, набежали тучи и закрыли небо и солнце, пошел сильный дождь, стало холодно, падают листья.Вос.: – Что вы видите на этой картине?Дети: – Зимний пейзаж. Солнце светит, но не греет, небосвод оранжевого цвета, холодный, отражается на снегу.Вос.: – Расскажи, Саша, об этой картине.Саша: – Весна, солнце стало светить ярче, землю пригревать жарче, сошел снег с полей. Появились проталины, на реке растаял лед, ледоход. Появляется зеленая трава.Вос.: – Не только художники, но и композиторы отражают красоту солнечного тепла и света. Послушайте, как композитор в своей музыке передал красоту русской природы.СлушаньеВос.: – Кто написал музыку и как она называется?Дети: – Музыку написал Чайковский, называется она «Подснежник»Вос.: – Что рассказал композитор в своей музыке?Дети: – Весна, солнце поднимается высоко, ярко светит, растаял снег, появились проталины, журчат ручьи, на проталинах появились первые подснежники, птицы весело щебечут.Вос.: – Послушайте музыкальное произведение об осени. Вос.: – А что вам сейчас представилось?Дети: – Хмурый день, солнце не видно, дует холодный ветер, моросит дождь.

Анализ Вос.: – О чем мы сегодня беседовали?Дети: – Мы сегодня беседовали о солнце. Вспомнили, что солнце необходимо для жизни на земле. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца. Читали стихи о солнце, вспомнили пословицы, слушали, как композитор Чайковский изобразил солнышко в музыке.