Новые формы работы с молодежью. Приоритетные направления работы с молодежью сельского Дома культуры с

Молодёжь - это ключевая аудитория любого массового действия или праздника. Поэтому организаторам необходимо учитывать мнение этой аудитории. Итак, что же думает о молодёжных праздниках молодёжь? Я попросила нескольких представителей молодого поколения дать ответы на следующие вопросы:

  • 1 - Какие праздники вы считаете молодёжными?
  • 2 - Чем принципиально отличается молодёжный праздник от немолодёжного?
  • 3 - Что необходимо для проведения успешного праздника для молодой аудитории?
  • 4 - Примеры успешных, на ваш взгляд, молодёжных мероприятий, на которых вы присутствовали?
  • 1) День Молодёжи, День Святого Валентина, День Смеха.
  • 2) Возрастной категорией, присутствуют в основном лица от 18 до 25. Более активная конкурсная программа. Тексты в мероприятии более современные.
  • 3) Хорошо заинтересовать молодёжь. Разыгрывать более интересные призы, и проводить чаще активизацию зрителей.
  • 4) Конкурс красоты 2010
  • 20 Лет. Нина.
  • 1) День Молодёжи, День города, День Смеха, День Студента.
  • 2) Присутствуют люди до 30 лет, Современное содержание действия. Интересные активные конкурсы, современное музыкальное сопровождение, актуальные темы для нас молодёжи.
  • 3) Необходимо правильно организовать, так что б всем было интересно, агитацию, рекламу провести заранее, в Интернете выложить информацию. Во время представления активизировать. Темы интересные поднимать. Актёры и артисты что бы профессиональные были.
  • 4) День смеха

Вика, 20 лет.

  • 1) Новый Год, День города, День России, День Ивана Купала, Татьянин День и День Влюблённых.
  • 2) Активные конкурсы, лексикон современный, дискотека обязательно проводится.
  • 3) Важно чтоб на мероприятии были хорошие ведущие, которые не будут читать информацию с планшетов. Что б хорошо была передана тематика праздника, традиции и т.д. А так же очень важно чтоб динамика представления соблюдалась.
  • 4) Фестиваль одарённых детей.

Анна, 18 лет.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что самыми привлекательными праздниками для молодёжи являются День Святого Валентина, День Молодёжи, День Смеха, а самым главным в его проведении является безупречная организация и идея самого события - насколько она близка молодёжи и способна объединить участников.

Основная сложность организации молодёжных праздников состоит в том, что вкусы современных молодых людей чрезвычайно разнообразны. Это выражается во всём, начиная от музыки и литературы и заканчивая стилем одежды. Каждый представитель молодёжи индивидуален и хочет проявить себя на фоне сверстников. Наша задача сделать так чтоб это случилось, но при этом важно не обидеть никого другого, практически к каждому сделать краткий анализ и индивидуальный подход и, конечно же, вызвать полный интерес к содержимому праздника. И тогда это станет залогом успешного мероприятия и высокой оценки действий организаторов всеми присутствующими. Важно знать, как и во что "одеть" праздник, какую идею и художественную мысль вложить в него, чтобы он был интересным и насыщенным. Предлагаю, сделать небольшой экскурс по интересным формам проведения праздников, многие из них имеют историческое начало и вошли в культуру как традиционные, но используются и по сегодняшний день. А есть новые формы, которые пришли к нам в 21 веке, совсем недавно.

дипломная работа

1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью

социальный досуг молодежь

Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

Воспитательно-профилактическое;

Реабилитационное;

Оздоровительное;

Досуговое:

Информационно-консультативное;

Содействие занятости;

Социальная поддержка молодого поколения.

В воспитательно-профилактическом направлении содержание строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого направления должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Реабилитационное направление включает вопросы наркопрофилактики, последствий бродяжничества, самовольных уходов воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), прошедших лечение от наркомании и алкоголизма и находящихся в ремиссии и т.д.

В работе используют следующие методы: беседа, наблюдение, интервьюирование, индивидуальное консультирование, индивидуальная психокоррекция, групповая психокоррекция, тренинг навыков.

Цель направления - активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.

Оздоровительное направление включает оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в учебном заведении, малая физическая активность во вне учебное время.

Основной принцип работы с молодежью - рациональная организация их досуга во внеурочное время. Здесь реализуется:

1.Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, факультативах, курсах предпрофильного обучения.

2. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора молодежи и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, коллективно-творческие дела, дискотеки. Сюда же можно отнести многие формы, которые активно реализуются в культурно-досуговых учреждениях.

Это - массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты), вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры), встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами), праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).

3.Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания молодежи от занятий в школе (институте), общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, выезды за город, посещение музеев, концертов, клубы общения по интересам.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся подростковые и молодежные организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, деструктивных проявлений. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически - процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне. Бесплатные кружковые объединения, секции, студии, обычно существующие при учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать молодёжь. Учреждения, осуществляющие организацию свободного времени на коммерческой основе, многие молодые люди не могут оплатить. Кроме того, особое внимание следует обратить на молодежные неформальные объединения, формирующиеся по «дворовой», микрорайонной принадлежности, как на субъекте социализации, но в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых людей становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, проституция (дискотеки, ночные клубы и др.); в-третьих, выявление подростково-молодёжных компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление молодого человека к принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-значимое русло.

Деятельность социально-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер .

Информационно-консультативное направление деятельности включает:

Просвещение молодежи в форме «круглых столов», диспутов, бесед;

Пропаганда здорового образа жизни;

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

Повышение правовой культуры и грамотности молодежи;

Подготовка молодежи к семейной жизни;

Консультативная деятельность специалистов: психолог, нарколог, врач акушер-гинеколог, юрист;

Проведение социологических опросов среди молодежи;

Организация временной летней занятости подростков и молодежи.

Органы социального обслуживания оказывают содействие в трудоустройстве молодежи. Трудоустройство осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

1. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения.

2. Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий.

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы.

5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций.

6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений. Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Таким образом, использование различных принципов и методик социальной работы с молодежью позволяет решить обширный спектр проблем, охватывающих молодое поколение в трудный для них период времени.

Методика социальной работы с молодежью

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 1.1 Консультирование как метод социальной работы Общая характеристика...

Молодежь как объект социальной работы

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика - это «деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых...

Молодежь как фактор социально-экономического риска

молодежь социальный риск потенциал В действительности проблемы молодежи не являются исключительно «молодежными», а касаются всего общества в целом и неразрывно связаны и отражают трудности, так или иначе, всех граждан государства...

Основные направления социальной работы с молодежью

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения...

Современная семья как объект социальной работы

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы...

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам...

Технологии социальной работы с молодежью

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи)...

Технологии социальной работы с молодежью

Технологии социальной работы с молодежью

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи...

Экономические функции и методы социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия...

Идеологическая работа нуждается в адекватных разработках и внедрении
в существующую воспитательную систему учебного заведения, каждый компонент которой требует идеологической, мировоззренческой актуализации и содержа­тель­ного наполнения.

Немаловажное значение для организации эффективной пропаганды госу­дарственной идеологии в учреждениях образования имеют совершенствование
и обновление форм и методов идеологической работы. Разработка и применение новых форм и методов должны вестись с учетом особенностей и проблем учебного заведения, региона. Это непрерывный процесс, состоящий из этапов, соот­ветству­ющих возрастным особенностям.

Изучение практики идеологической работы в учреждениях образования показы­вает, что наиболее эффективными являются следующие формы идеологической
и воспитательной работы.

Гражданский форум. Это форма обсуждения вопросов, которая способна продвинуть учащуюся молодежь на новую ступень гражданского участия в решении важных проблем района, страны, приобщить ее к политическому процессу. Во многих политических вопросах, как современных, так и имеющих исторический характер, более глубоко и основательно помогают разобраться молодому человеку беседы на политические темы. Политические беседы касаются широких общеполитических проблем, что находит отражение в теме беседы, освещают некоторые политические события, связанные со знаменательными датами, ориентируют молодых людей на более углубленное изучение каких-либо событий современности.

Одним из доступных способов приобщения учащихся и студентов к истории своей страны, ее культуре является организация деятельности патриотического клуба.

Агитбригада – форма политического и нравственного воспитания. Главное
в выступлениях – это современность, меткость, острота исполняемых скетчей, куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной,
а активно включаться в жизнь общества.

Исторический экскурс – это ролевое игровое воспроизведение эпизода
из прошлого, главная цель которого – извлечь урок на будущее для собственной жизни.

Активной формой идеологической работы с учащейся и студенческой молодежью по развитию их социальной и гражданской позиции является открытая кафедра. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра,
с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом молодой человек может выбрать для себя любую роль: политика, депутата, руководителя учебного заведения, предприятия, так же как и выступать от своего имени.

Вахта Памяти – серия мероприятий, направленных на воспитание патри­отизма и уважительного отношения к героическим поступкам своих соте­чествен­ников: ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов.

Акция «Общественное мнение» проводится с целью формирования у учащихся и студентов представления о разнообразии точек зрения граждан на общественные проблемы и ситуации, развитие осознанности в собственном анализе проблем
и развитие способности соотносить свою точ­ку зрения с мнением окружающих.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства.

Особое внимание в реализации данного направления уделяется работе
по воспитанию у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь (гербу, флагу, гимну). Решению этой задачи способствует проведение конкурсов на лучший уголок государственной символики; мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам; развитие традиций учреждения образования (сим­волика, летописи, музей истории учреждения образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.), организация встреч, круглых столов, конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны
и труда и т. п. (см. прил. 8, 9).

В образовательном процессе учреждений общего среднего образования активно используются электронные средства обучения:

· электронное учебное издание «Беларусь в Великой Отечественной войне»;

· электронный образовательный ресурс «Награды времен Второй мировой войны»;

· электронные учебные пособия «Минское гетто», «Брестская крепость – страницы истории»;

· электронный каталог «Герои Советского Союза: партизаны и подпольщики Беларуси».

В гражданско-патриотическом воспитании обучающихся также используются фонды и экспозиции музеев учреждений образования, обобщается и пропаганди­руется опыт лучших музеев, на их базе проводятся открытые мероприятия воспитательного характера.

Оптимальными формами идеологической и воспитательной работы в данном направлении являются следующие мероприятия:

· акции «Растим патриотов Беларуси», «Мы победили!», посвященные празднованию годовщин освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

· акции «Квітней, Беларусь!», «Я люблю тебя, Беларусь!», посвященные празднованию Дня Независимости Республики Беларусь;

· конкурсы «Мы – граждане Беларуси», «Моя малая Родина», посвященные Дню Конституции Республики Беларусь;

· «Звездный поход по местам боевой и трудовой славы белорусского народа»;

· декады гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»;

· конкурс проектов «100 идей для Беларуси» и др.;

· мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню памяти воинов-интер­националистов, Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Бела­русь, Дню Победы, Дню Независимости Республики Беларусь;

· акции «Маленькие герои большой войны», «Письмо с фронта»;

· флеш-моб «Праздник в городе» и т. п.

В целях формирования у детей и учащейся молодежи здорового образа жизни
и в соответствии с Государственной программой развития физической культуры
и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 372)
во всех учреждениях образования вошло в практику проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовой физкультуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + Здоровье», зимняя и летняя универсиады, круглогодичная спартакиада, единые дни здоровья и др.

Особое внимание в идеологической работе с учащейся и студенческой молодежью уделяется использованию информационных ресурсов. Наличие в учреждениях образо­ва­ния развитой системы средств массовой коммуникации (собственных газет, телевидения, радио, интернет-сайта и т. д.) предоставляет обучающимся гораздо более широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффектив­ного формирования информационной культуры молодежи.

В целях совершенствования деятельности учреждений образования по фор­мированию у учащейся и студенческой молодежи информационной культуры, развитию у обучающихся самостоятельного критического мышления по отношению
к средствам массовой информации, выработке стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, приобретению позитивного опыта работы с печат­ной и электронной прессой в учреждениях образования активизирована деятельность по подготовке учащейся и студенческой молодежи к жизни в информационном обществе, их обучению основам психологической защиты от деструктивного влияния масс-медиа .

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 13 октября 2009 г. № 10/189 в учреждениях высшего образования, в первую очередь г. Минска, осуществляется реализация проекта по созданию сети межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ». Основными задачами видеоканала являются освещение событий, происходящих в сообществе учреждений высшего образования, содействие проведению идеологической и воспитательной работы в рамках государственной молодежной политики. Вещание видеоканала состоит из следующих рубрик: «Анонсы событий в УВО»; «События учреждений высшего образования»; «Студенческие новости»; «Рубрика о творчестве молодежи» (выставки, молодежные субкультуры); «Работа, образование»; «Спорт»; «Социальная реклама, благотворительность».

Одной из эффективных форм идеологической работы в учреждениях образования является работа информационно-пропагандистских групп , которые активно привлекают представителей государственной власти, профессорско-преподавательский состав, других педагогических работников для проведения единых дней информирования (каждый третий четверг месяца), воспитательных (кураторских) и еженедельных информационных часов.

В настоящее время все учреждения образования страны имеют достаточно высокоскоростные каналы связи с Интернетом, собственные официальные сайты. Активной формой является работа специалистов управлений (отделов) воспитательной работы с молодежью по созданию своих страниц на сайтах учреждений образования, где широко размещаются разнообразные информационные и методические материалы.

Для реализации молодежной политики в сфере образования, науки и предпринимательства в учреждениях высшего образования создаются студенческие бизнес-инкубаторы, фонды студенческих инициатив , организуются и проводятся мероприятия по популяризации предпринимательства в молодежной среде как поведенческой модели и жизненной стратегии (фестивали-конкурсы: «Лидер года», «Студент года», направленные на выявление молодежных лидеров; турниры, акции, конкурс проектов по развитию позитивных общественно значимых молодежных инициатив, которые соответствуют направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь).

Одним из направлений идеологической работы в учреждениях образования является нравственное воспитание учащихся и студентов. Его цель – сформировать
у учащейся и студенческой молодежи моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого
и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей.

Одним из примеров активной формы воспитательной работы является волонтерская деятельность. Это один из наиболее молодых и современных видов общественно полезной деятельности, основанный на инициативе самих обучающихся, направленный на развитие связей с организациями, нуждающимися
в помощи. Существование международных волонтерских программ, лагерей, фестивалей, возможность участия в них является одним из стимулов для активной
и продуктивной волонтерской деятельности. Волонтерство – не просто общественно полезная, но и социально значимая деятельность, которая позволяет учащимся
и студенческой молодежи накопить опыт взаимодействия с государственными органами управления, общественными и религиозными организациями, совер­шенство­вать профессиональные навыки, преобразовать среду проживания, реализовать субъективные духовные потребности.

В целях развития творческого потенциала учащейся и студенческой молодежи, проявления вокальных, художественных, танцевальных способностей проводятся республиканские фестивали творчества.

Традиционным стало проведение республиканского конкурса «АРТ-вакацыі» художественного творчества учащихся учреждений пофессионально-технического
и среднего специального образования. Этот конкурс проводится в три этапа и вклю­чает в себя: республиканский смотр-конкурс художественных коллективов и индиви­ду­альных исполнителей; республиканский конкурс современного цифрового твор­чества «Арт-портал»; республиканский конкурс сценариев культурно-досуговых мероприятий для учащейся молодежи «КРЕОН».

Интересной формой идеологической работы является Республиканская вы­ставка современного визуального творчества студентов учреждений высшего образо­вания «АРТ_АКАДЭМІЯ». В выставке принимают участие творческие студенческие коллективы: любительские объединения, студии дизайна, фотографии, декоративно-прикладного и художественного творчества.

Для формирования у современной молодежи семейно-нравственных ценностей и традиций, культуры взаимоотношений в семье проводятся мероприятия по созда­нию и развитию деятельности школ молодой семьи, клубов «Здоровая семья», направ­ленных на формирование у учащейся и студенческой молодежи позитивного образа молодой семьи, семейно-нравственных ценностей и этики семейных отношений.

Инновационные формы воспитания молодежи в данном направлении имеют особую значимость, так как укрепляют личностную мотивацию к сохранению и укреп­лению здоровья. Примером подобной формы является студенческий проект «Фестиваль новых возможностей ”POSITIVE VISION“», который стал победителем Программы малых грантов Международного банка реконструкции и развития. Его девиз – «Здоровая семья – будущее страны». Этот фестиваль предлагает альтернатив­ный взгляд на формирование основных принципов здорового образа жизни в студен­ческой среде.

В целях совершенствования качества работы органов студенческого (учении­ческого) самоуправления в практику вошло изучение интересов учащихся с целью поиска путей индивидуальной поддержки каждого, оказания помощи в преодолении проблем, возникающих в коллективе; организуется постоянно действующая учеба актива, педагогов по организации работы с активом; проводится работа по форми­рованию позитивного общественного мнения о деятельности самоуправления с привле­чением к этому заинтересованной родительской и педагогической общественности.

Система обучения лидеров студенческого (ученического) самоуправления охва­ты­вает различные методы и формы, позволяющие повысить эффективность воспита­ния гражданских компетенций личности, и включает: мастер-классы по генерирова­нию креативных идей и созданию проектов; обучающие семинары; творческие PR-ла­боратории; участие в международных, республиканских, областных, городских студен­ческих программах, форумах, проектах. Для вовлечения студенческой молодежи
в систему общественных отношений, обеспечения активного участия молодых людей в развитии социального, общественного и экономического потенциалов Республики Беларусь, поиска и реализации эффективных решений социально-экономического развития города учреждения высшего образования г. Минска принимают активное участие в проекте «Минская смена: Лидер года» , реализуемом Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с отделом по делам молодежи Минского городского исполнительного комитета.

Следует подчеркнуть, что для повышения эффективности идеологического
и воспитательного процесса в учреждениях образования необходима творческая разра­ботка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потреб­ностям детей и молодежи; нужен психолого-педагогический инновационный поиск. Он должен осуществляться на основе изучения интересов, мотивов, творческих спо­собностей учащейся и студенческой молодежи, характеристик личности и учебной деятельности обучающегося, выявления уровня развития личностной и социальной идентичности, сформированности ценностных ориентиров, активности жизненной позиции молодого человека. При организации идеологической работы с учащейся
и студенческой молодежью также необходимо проявлять инициативу и творческий подход.


Похожая информация.


В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.