Что такое логистические услуги. Задачи, решаемые логистикой

С развитием бизнеса и расширения сотрудничества деловые взаимоотношения все чаще сталкиваются с вопросами, касающимися доставки и перемещения сырья, информации, финансов и – организацией этих процессов занимаются отделы логистики или логистические компании .

Несмотря на кажущуюся легкость осуществления такого мероприятия, оно является достаточно сложным , трудоемким и требует большого количества знаний и опыта в данной сфере.

Определение

Под термином понимается управление потоками товара, финансов и информации .

Суть данного процесса заключается в том, чтобы найти наиболее рациональный способ движения продукта и сопутствующих средств от производителя до конечного получателя и потребителя.

Сложность его заключается в необходимости строгого контроля от момента получения заказов и информации о планируемых передвижениях до налаживания процесса производства, хранения товара и сырья и разработки оптимальных способов его доставки.

При организации логистических процессов специалист, занимающийся решением данного вопроса, должен таким образом построить весь процесс, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных на то затратах .

В то же время, экономия средств должна быть разумной, ведь покупатель намерен получить товар высокого качества по приемлемой для него цене в предельный срок и при этом с соблюдением определенного качества обслуживания.

Особенности и ключевые проблемы в России

Рыночные отношения в нашей стране находятся еще на стадии формирования, в связи с чем и в самой логистике существует ряд проблем, требующих своевременного решения.

Основными особенностями и проблемами логистики в настоящее время в нашей стране являются следующие :

  • сложность организации плановых продаж по причине их значительного расхождения с фактическими;
  • небольшое количество транспортных компаний и, как следствие, минимальная конкуренция среди них (такие организации часто некачественно выполняют свои обязанности и необоснованно завышают цены на оказываемые услуги);
  • отсутствие должной оптимизации сети поставщиков;
  • высокая стоимость процесса организации складской логистики;
  • низкая эффективность разработанных потоков продукции.

Современная логистика делится на несколько видов , выполняющих определенные функции:

  • закупочная – выполняет функции поиска поставщиков и анализа их рынка, оценку надежности, корректировки запасов предприятия, складирования товара и сырья, налаживание выгодных связей с клиентами;
  • маркетинговая – заключается в анализе рынка сбыта, управлении запасов товара, потоков финансов, складирования, транспортировки, ценообразования, политики кредитов и рекламы;
  • складская – контролирует схему расположения складов, их параметров, полезной площади, объема, организацию оборота документов, складские издержки;
  • транспортная – регулирует выбор вида транспорта (автомобильный, авиа, железнодорожный, трубопроводный и т.д.), а также маршрута доставки;
  • финансовая – выполняет регулирование взаиморасчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, а также затрат компании на перевозки;
  • торговая – регулирует вопросы, касающиеся работы склада, его запасов, транспорта;
  • промышленная – выполняет функции снабжения производства, организации сбыта и потоков персонала;
  • классическая – решает общие вопросы, касающиеся организации и оптимизации процессов предприятия;
  • инновационная – касается вопросов поиска и реализации доп. резервов повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
  • интегрированная – выполняет функции объединения всех процессов одного производства для создания единого бесперебойного процесса.

Предмет, цели, задачи и логистические модели

Предметом логистики является управление потоками ресурсов отдельной компании и состояния ее ресурсов.

Как следствие, цель логистики – это повышение эффективности работы организаций путем поиска более выгодных способов перемещения потоков товара, финансов и средств.

Из списка задач, решаемых логистикой, основными являются:

  • управление движением товаров;
  • контроль организованных потоков товаров, услуг, финансов и информации;
  • осуществление прогноза необходимости товаров и сырья и, как следствие, планирование их передвижения.

При рассмотрении предмета логистики и ее организации более глубоким вопросом является понятие используемых моделей (объектов). В качестве таких объектов исследуются набор действий и принципов построения этапов организации доставки (материальный поток, логистические издержки и т.д).

Пример использования на всех этапах бизнеса

Логистика является необходимой практически на всех этапах предпринимательской деятельности и используется следующим образом (рассмотрим на примере производства продуктов питания):

  1. Планирование бизнеса . Необходимо рассчитать насколько выгодно размещение производства в конкретном месте – рационально ли оно с точки зрения стоимости доставки сырья, а также удаленности от точек их нахождения. Стоит отметить, что поставленные владельцем перед логистом задачи необходимо решать в кратчайшие сроки.
  2. Планирование поставок произведенной продукции . Важным моментом является доставка продукции, если она является скоропортящейся (хлеб, молоко, колбасные изделия) – ведь от скорости и налаженности процесса в конечном итоге зависит и отсутствие потерь предприятия. Кроме того, на этапе налаживания отношений с клиентами весьма важно доставлять товар в желаемые сроки и, иногда, в конкретно указанное время.
  3. Управление сбытом продукции . Тут уже сама логистика вступает в тесную взаимосвязь с другими структурами предприятия и, наиболее плотно, с маркетингом. Слаженная работа всех работающих структур предприятия в целом должна обеспечивать наиболее точное и полное выполнение поставленных задач.

Многогранность логистики заключается в том, что в процессе решения и организации поставленных задач осуществляется большое количество операций :

  • заключение и контроль выполнения договоров с поставщиками и покупателями;
  • контроль управления запасов предприятия;
  • организация перевозки (иногда и доставки необходимых материалов);
  • решение вопросов с органами таможни;
  • анализ существующих потребностей рынка;
  • разработку и заключение договоров с клиентами с учетом правовых и юридических аспектов.

Выбор транспортной компании

При необходимости выбора транспортной компании обычно обращают внимание на следующие факторы :

  1. Цена на услуги . Разумеется, она не должна быть слишком высокой по сравнению с услугами других компаний. Но и слишком низкая стоимость может быть чревата несоблюдением обязательств и низким качеством обслуживания.
  2. Величина компании и наличие у нее филиалов в различных точках страны . Чем более развита будет транспортная компания, тем большую карту грузоперевозок она будет охватывать. Как следствие, при необходимости осуществления перевозок в различных направлениях можно будет продолжать пользоваться услугами одной и той же фирмы.
  3. Сроки доставки товара в определенную точку, необходимую клиенту . Как правило, у каждой транспортной компании определены свои сроки перевозок от одного населенного пункта до другого. Тут уже клиент самостоятельно решает – подходят они ему или нет.
  4. Расположение склада . Основное значение имеет удаленность места, откуда необходимо забирать груз от терминала транспортной компании, ведь проезд даже пустого транспорта также должен соответственно оплачиваться.
  5. Условия перевозок грузов и наличие случаев повреждения товара . Это зависит от механизма комплектации продукции, скорости перевозки, организации процесса погрузки и разгрузки.
  6. Наличие онлайн-калькулятора на сайте транспортной компании . Даже до процесса обращения к ее специалистам можно самостоятельно, введя необходимые условия перевозки и пунктов отправки и получения груза можно предварительно просчитать стоимость перевозки.
  7. Профессионализм менеджеров транспортной компании . От того, насколько квалифицированные и опытные работники будут на фирме, в конечном итоге зависит качество произведенных работ и услуг.

Секции влияния

Логистика как отдельная структура оказывает влияние на следующие процессы :

  • обработку поступающей информации (заказы, существующие клиенты, точки доставки) и ее трактовку в пользу оптимизации перемещения товаров;
  • взаимодействие с государственными органами – таможенные службы, налоговая инспекция и т.д.;
  • запас сырья, поскольку одной из задач логиста является бесперебойное и своевременное обеспечение клиента продукцией, то объемы ее выпуска должны находиться также в сфере влияния;
  • закупка (отдел логистики обязательно контролирует процесс осуществления закупок сырья и материалов, которые оказывают влияние на процесс сбыта).

Взаимосвязь с маркетингом

Логистика и маркетинг, особенно на этапе распределения произведенной продукции, очень тесно взаимосвязаны и направлены на наиболее качественный процесс реализации с целью повышения продаж предприятия.

Общими задачами, при решении которых пересекаются логистика и маркетинг, являются:

  1. Построение и организация сети распределения отгрузки товара в зависимости от его востребованности и минимизации затрат.
  2. Выбор тары и упаковки для товара . С одной стороны, она должен привлекать клиента, как обычного потребителя, а с другой, обеспечивать целостность и сохранность продукции в процессе хранения и доставки.
  3. Процесс ценообразования . Осуществление маркетинговых действий и доставки товара может существенно изменить стоимость продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения (что, естественно, является более приоритетным).

Чем занимается отдел логистики

Отдел логистики является организационной службой предприятия и основными направлениями его деятельности являются:

  1. Разработка оптимальных маршрутов доставки товара с учетом максимально полной загрузки транспорта, кратких сроков доставки и сохранения качества товара.
  2. Сокращение расходов на организацию перевозок. Зачастую это достигается использованием одного транспорта для доставки нескольких грузов в одном направлении.
  3. Обеспечение сохранности груза в процессе его доставки. В этом случае важную роль играет безопасность маршрута, учет температурных и влажностных условий транспортировки товара, быстрота загрузки и выгрузки продукции.
  4. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями фирмы для обеспечения увеличения прибыли, сокращения затрат и повышения рентабельности.

Что подразумевает работа в логистике и кто такой логист? Ответы на данные вопросы — в данном видео.

До внедрения американизмов в речь простого русского человека, слово «логистика» обозначало лишь отрасль математической логики и все, связанное с ней. Нынешняя логистика: что это такое? В мире современного бизнеса данным словом обозначается целая область, обеспечивающая насущные нужды любого функционирующего предприятия.

Задачи логистики

Основная обязанность логистики - обеспечить все потребности потребителей путем поддержания нормальной работы производства, маркетинга и остальных отраслей деятельности предприятия. Другими словами, логистика обеспечивает нас свежим хлебом в магазине, свежими газетами и клубникой на рынке. А как вспомогательный момент, она обеспечивает поступление муки на хлебозавод, удобрений и рассад к фермерским угодьям. Логистика: что это такое, каковы ее главные характеристики? Скорость, доступность товаров, бесперебойность поставок, а также гибкость процессов - главные задачи данной области развития любого бизнеса.

Функциональные области

Прежде чем появился термин «цепочка поставок», логистика позволяла минимизировать затраты с помощью функциональных областей. Изменение параметров в любой такой области предприятия может повлиять на его работу в целом.

Логистическая инфраструктура - комплекс связанных между собой объектов, обладающих различными характеристиками и имеющих определенное географическое месторасположение. Например, завод может находиться вблизи источников сырья, а склад (их может быть несколько) может быть расположен совершенно в другом месте. Все объекты данной инфраструктуры связаны между собой определенным образом.

  1. Транспортировка - осуществление связи между отдельными объектами инфраструктуры. Массовые перевозки осуществляются с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. В случае дальних расстояний используется водный, воздушный и трубопроводный (для транспорта нефти и газа).
  2. Грузопереработка и складирование. Первый процесс подразумевает погрузку-разгрузку, перемещение продукции и материалов по складу. Склады могут быть привязанными к производству или самостоятельными.
  3. Управление заказами - правильный расчет необходимого количества запасов в каждой точке инфраструктуры в зависимости от потребностей всей цепочки.
  4. Логистика: обеспечение - самая важная часть всей ее рабочей системы. Информационные технологии превратили отдельные функциональные области в единую интегрированную систему, которая позволяет минимизировать общие расходы всей цепочки поставок. Именно они обеспечивают основное развитие логистики.

Самый перспективный способ организации логистики - привлечение специализированных логистических фирм. Они имеют полное представление и знания о том, что собой представляет логистика, что это такое в мире бизнеса и какую роль она сегодня играет. Компании помогут грамотно организовать всю логистическую цепочку для клиента. Удачи в вашем бизнесе!

Мария Соболева

Логистика – что это такое и в чем ее польза?

Что такое логистика? Чем занимается эта наука, какие задачи решает? Для чего нужны логистические компании, есть ли смысл пользоваться их услугами?

Что такое логистика простыми словами

Определений логистики столько, что у нас не хватит времени все их перечислить. Да нам терминология особо и ни к чему. Главное - уловить смысл этого понятия.

Вкратце охарактеризовать, что такое логистика, можно так: цель этой науки — в наиболее рациональном продвижении товаров и услуг от поставщика к конечному потребителю.

Сам этот процесс невероятно сложный, представляет собой единую цепочку взаимосвязанных действий: от маркетинга и получения заказа до производства, хранения и транспортировки.

Логистика — это управление потоками товаров, услуг, финансов, информации. Но не только - логистику смело можно назвать настоящей философией успешного бизнеса.

Логистика - какие у нее задачи

При чем тут философия, спросите вы? Да все очень просто: есть клиент со своими требованиями - он желает получить товар или услугу хорошего качества, по оптимальной цене, вовремя и чтобы сервис был при этом на высшем уровне.

А поставщик хочет организовать этот процесс так, чтобы затраты были минимальными, а прибыль, соответственно, максимальной.

И когда каждый получает свое, оставшись довольным конечным результатом - цель логистики достигнута.

Что такое главная задача логистики - удовлетворить потребности потребителей, уж извините за тавтологию.

А какие у нас потребности? Мы хотим в нужное время, в удобном месте покупать товар отличного качества: утром только что испеченную булку и свежую газету, днем - вкусный обед по приемлемой цене в ближайшем кафе, вечером - сделать покупки продуктов для семьи (и чтобы недорого, но качественно, и ассортимент широкий).

Как при этом будет организован процесс производства товаров, откуда их везут, где хранят, сколько людей задействовано в этом движении, каким образом все оплачивается и координируется - нас не волнует.

Транспортная логистика, что это такое - процесс управления транспортировкой грузов (перемещением материальных ценностей с помощью транспорта).

Что важно в данной логистике:

  1. необходимо создать транспортные коридоры;
  2. выбрать оптимальные виды транспортных средств;
  3. проложить рациональный маршрут;
  4. планировать процесс доставки совместно с производителями и складским звеном цепочки;
  5. минимизировать затраты на транспортировку;
  6. более полно использовать подвижной состав с учетом его грузоподъемности;
  7. доставлять продукцию своевременно.

Складирование и грузопереработка

Склады, где хранятся материалы и готовая продукция, - важные составляющие логистической системы. Есть склады, которые привязаны к производству, и самостоятельные объекты. Некоторые располагаются на базах и в магазинах.

А что такое грузопереработка - имеются в виду процессы погрузки-разгрузки и перемещения по складским территориям всех поступающих товаров.

Управление запасами

Эта область логистической системы требует строгого и точного расчета - какое количество запасов необходимо в каждой точке инфраструктуры. Здесь расчеты производятся с учетом потребностей всей цепочки, а главная задача - доставить потребителю вовремя и в нужном объеме и качестве заказанную продукцию.

Информационное обеспечение

А данная часть общей системы позволяет оптимально регулировать весь процесс. Именно информационные системы дали возможность объединить отдельные звенья в одно целое.

В результате появилась возможность так организовать всю схему поставки, чтобы расходы были минимальными.

Логистика - проблемы и перспективы

Что такое логистика у нас? Пока еще недостаточно развитая отрасль управления, и тормозит ее активное внедрение множество проблем.

Например, в дефиците квалифицированные кадры, владеющие технологиями современной логистики.

Зачастую руководители даже крупных компаний недооценивают роль логистических процессов в успехе своего бизнеса.

Повсеместно встречается и такая проблема - на многих предприятиях не применяются необходимые сегодня технологии: штрих-кодирование, автосистемы обработки товаров и так далее.

Извечная проблема дорог, увы, пока актуальна. Качество магистралей оставляет желать лучшего, не говоря уже об их полном отсутствии в некоторых регионах. Отсюда - дополнительные транспортные издержки.

Современных складских помещений тоже не хватает, да и стоимость услуг по хранению и обработке грузов слишком велика.

И, пожалуй, самой главной проблемой слабого развития логистики является противоречие интересов разных участников логистической цепочки. У всех, как правило, опыт в своем узком направлении деятельности (кто-то занимается хранением продукции, другие специализируются только на доставке груза). Каждый преследует свои интересы.

И главная задача логиста - организовать единую систему, мотивировать участников процесса к согласованному выполнению общей цели, то есть своевременной доставки продукции конечному потребителю.

Квалифицированные, толковые логисты сегодня относятся к представителям самых востребованных профессий . Требования к ним высокие, знать и уметь нужно много. Так что амбициозным молодым людям, выбирающим будущую специальность, есть над чем задуматься.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Количество организаций и предприятий в различных отраслях экономики растет с каждым годом. Залогом успешной деятельности любой компании является правильная организация транспортировки, то есть бесперебойность и быстрота поставок.

Обеспечить грамотное хранение и перемещение товарных ценностей может опытный менеджер по логистике.

Сегодня логистика стала неотъемлемой частью любого бизнеса, хотя совсем недавно значение этого слова было многим неизвестно. Логистикой называется многоступенчатый процесс, который управляет материальными и информационными потоками на производстве.

Логистика необходима для грамотного распределения сырья и готового товара. Под этим словом подразумевается организация и координация процессов закупок, транспортировки и хранения продукции.

Логистика позволяет рассмотреть совокупность технического и материального обеспечения деятельности организации как единую систему. Она означает оптимизацию издержек всех функциональных областей предприятия, которые неизбежны на любом производстве.


Логистика объединяет все многоступенчатые процессы в одну систему, а также обеспечивает взаимосвязанное управление и планирование всех подразделений организации.

Основными задачами службы логистики являются обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей и закупка необходимого для производства сырья. Инфраструктура предприятия может состоять из целого комплекса объектов, которые часто находятся на удаленном расстоянии друг от друга.

Завод обычно располагается вблизи источников сырья, а склады зачастую находятся рядом с населенными пунктами. Служба логистики организовывает функциональные цепочки между всеми объектами и обеспечивает их грамотное взаимодействие.

На крупном предприятии эта служба состоит из нескольких отделов, которые контролируют различные функциональные области. Это может быть сфера складского хранения или транспортировки.

Транспортный логист занимается планированием маршрутов и устанавливает порядок грузоперевозок. В его обязанности входит подготовка необходимых документов для транспортировки, а также осуществление контроля над всеми перемещениями грузов. Он занимается страхованием товарных ценностей и подготовкой таможенных документов.


Менеджер-логист на складе организовывает эффективную работу всех складских терминалов и комплексов. В его обязанности входит определение порядка размещения и хранения продукции, а также формирование четкой схемы обработки товарных и материальных ценностей. Опытный специалист подбирает складское оборудование и организовывает эффективное использование полезных площадей.

Большинство менеджеров по логистике начинают свою профессиональную деятельность с должности ассистента. В обязанности помощника входит подготовка необходимой документации, а также обработка различной информации по всем многоступенчатым процессам.

На данном этапе работник определяет область деятельности, в которой будет развиваться карьера логиста. Но для быстрого карьерного роста нужно иметь диплом о законченном высшем образовании. Специальное профильное образование несложно получить в одном из учебных заведений, но часто на должность логиста принимаются специалисты таможенного дела и экономисты.

Наиболее востребованы специалисты, которые имеют международные сертификаты в сфере логистики или окончившие курсы повышения квалификации. Хороший менеджер по логистике обладает отличными организаторскими и аналитическими способностями. Также желательно знание иностранного языка, которое обязательно при работе с зарубежными партнерами.


Логист должен легко налаживать контакт с людьми, то есть иметь хорошие навыки общения. должен стойко переносить стрессовые ситуации, так как специалист находится под постоянным давлением поставщиков, руководства и перевозчиков.

Менеджером по логистике может стать только ответственный человек, так как на него возлагается обеспечение непрерывной деятельности всего предприятия.