НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
Цели НАФТА: 1) Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами – участницами. 2) Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли 3) Привлечение инвестиций в страны – члены соглашения 4) Обеспечение защиты и охраны прав интеллектуальной собственности 5) Создание единого континентального рынка НАФТА
ЛААИ (ЛАИ) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - объединение экономического сотрудничества 12 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа ЛАИ - Договор Монтевидео (1980 год). Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.
Страны-члены: Страны-члены разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор), и Куба. ЛААИ
АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно.
АСЕАН Цели АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».
АСЕАН Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины (10 стран) Расположение секретариата: Джакарта
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная (региональная) экономическая организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли (2007). АТЭС
21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония АТЭС
Цели и задачи АТЭС: Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. АТЭС
ШОС Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном,Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.
Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. ШОС
ШОС 6+4: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан + Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Штаб – квартира: Пекин
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. СНГ
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: *сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях *сотрудничество в обеспечении мира и безопасности *взаимная правовая помощь *мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации СНГ
члены СНГ ассоциированный член СНГ государство, покинувшее СНГ фактический член СНГ государство, участвующее в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя СНГ
Основные военно-политические альянсы современной системы международных отношений
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3541/389/img19.jpg)
Международные отношения Международные отношения государств – одна из основ, на которых строится современное общество. Сегодня, именно от взаимоотношений между государствами зависит само существование цивилизации. Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений.
Европейский союз В основе Европейского Союза лежит сотрудничество, зародившееся между европейскими государствами после Второй мировой войны с целью гарантировать мир и способствовать экономическому и социальному прогрессу в рамках единого союза. Этот процесс развивался постепенно. Сначала упор был сделан на экономическом сотрудничестве, для разработки общей политики в сфере торговли и сельского хозяйства. Позже начало развиваться сотрудничество в политической сфере, в таких областях, как внешняя политика, сотрудничество в целях развития. Первыми институтами Европейского Союза являются Совет Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Европейский Суд. 9 мая 1950 года произошло событие исторической важности. Французский министр иностранных дел Робер Шуман предложил Федеративной Республике Германии и другим странам Европы объединиться во имя осуществления мирных целей. На январь 1995 года в число 15 государств-членов входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Португалия, Соединенное Королевство.
Россия и США В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования. Развал Советского Союза, экономический и социально- политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно- политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украины(«Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство. В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.
Россия и США Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд. долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд. а импорт 3,9 млрд. Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд. долл. В США работают российские компании «Лукойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.
Россия и США Комиссия Медведева - Обамы, официально известная как двусторонняя Российско- американская Президентская комиссия, была провозглашена 6 июля 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой во время визита президента Обамы в Москву. Она призвана содействовать улучшению связи и сотрудничества между правительствами России и США. В соответствии с заявлением о целях Комиссии, согласованным между двумя сторонами в октябре 2009 года, Комиссия создана для «определения направлений сотрудничества и осуществления совместных проектов и действий, направленных на укрепление стратегической стабильности, международной безопасности, экономического благосостояния и на развитие связей между российским и американским народами. В основе деятельности Комиссии лежат базовые принципы дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости, и мы полны решимости урегулировать разногласия открыто и честно, в духе взаимного уважения и признания точек зрения друг друга».
Россия и ЕС Российская Федерация является одним из наиболее важных партнеров ЕС. Приоритетная задача Европейского Союза – создание крепкого стратегического партнерства с Россией на прочной основе взаимного уважения. Россия – самый большой сосед ЕС, ставший еще ближе с расширением Союза в 2004 и 2007 годах. В европейской стратегии безопасности от 2003 года подчеркивается, что Россия является ключевым игроком в геополитической сфере и сфере безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне. Россия и все страны ЕС являются членами Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы. ЕС и Россия уже ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы. ЕС и Россия ведут широкий диалог по политическим вопросам, касающимся всего мира, включая разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Западных Балканах и в Судане, а также предотвращение распространения оружия массового поражения и соответствующих технологий, как в ситуации с Ираном и Северной Кореей.
Россия и Греция Актуальность развития и поддержания Россией внешнеторговых отношений сводится к главному вопросу, какие рынки считать приоритетными и благоприятными сегодня, а также те, выход, на которые являются стратегически важным. С этой точки зрения развитие внешнеэкономических отношений России и Греции является в высшей степени необходимым. Греция традиционно является одним из главных импортеров российских товаров (как сырьевой направленности, так и высокотехнологичных), что ставит ее в преференциальные условия в торговых отношениях с Россией. С другой стороны, Греция является членом ЕС, что позволяет России находить пока те немногие пути выхода на рынки Европы. Таким образом, выстраивая эффективные торгово-экономические отношения с Грецией, Россия, в какой-то мере, форсирует развитие экономических отношений с Европейским Союзом.
Россия и Франция Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., когда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. 28 октября 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией. В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Достаточно сказать, что обстановка в Европе и мире во многом определялась именно российско-французскими отношениями в течение всей их многовековой истории. Основополагающий документ отношений между Россией и Францией – Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско- французских отношений значительно обогатилась – заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия. Все более насыщенными становятся российско- французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.
Россия и Испания в 20-м веке в российско-испанских отношениях были длительные перерывы, и когда эти отношения были восстановлены в 1977 году, этот акт был частью тех преобразований, которые происходили в Испании в рамках её перехода от диктатуры к демократии, в процессе обретения Испанией нового международного статуса. Основополагающим документом российско-испанских отношений является Договор о Дружбе и сотрудничестве, который был подписан между нашими странами в 1994 году, но, разумеется, договорно- правовая база наших отношений этим договором не исчерпывается. У нас существует очень широкий круг соглашений, которые создают основу для развития двустороннего сотрудничества в самых различных областях. Наши отношения в целом складываются благоприятно, и это находит проявление прежде всего в том, что между нашими странами ведется активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Выбор России в качестве первой страны для посещения со стороны Испании, возглавившей Евросоюз в 2010 году, "является доказательством желания Евросоюза установить рамки для стратегического сотрудничества с Россией",
Россия и Великобритания История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.
Россия и Германия Сотрудничество России с Федеративной Республикой Германии был и остается одним из главных приоритетов в российской внешней политике и экономике. Достаточно проследить количество визитов Президента России в Германию и оценить статистические данные по экономическому сотрудничеству. В целом наши экономические отношения развиваются стабильно, по восходящей линии. Создан надежный и эффективный механизм координации сотрудничества в этой сфере. Успешно действуют совместная Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, смешанная Комиссия по научно-техническому сотрудничеству. Разумеется, в наших отношениях есть еще много неиспользованных резервов. По мере того, как политическая и социально-экономическая ситуация в России меняется к лучшему, мы все более ощущаем растущий интерес германского бизнеса к расширению своего присутствия и своей деятельности в нашей стране. За последние несколько лет в сотрудничестве между многими российскими регионами и землями ФРГ был сделан качественный рывок вперед. Сегодня эта форма экономического взаимодействия – одна из самых продвинутых и перспективных. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Пришедшая в 2005 году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцированно, хоть и прагматично. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.
Россия и страны Прибалтики Став независимыми, бывшие республики Прибалтики стали требовать, чтобы их официально называли «странами Балтии».После распада СССР отношения России со странами Балтии складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах., В отличие от стран, входящих в СНГ, прибалтийские республики предпочитают демонстрировать свою независимость от России чисто политическими методами. Однако у этих отношений есть чрезвычайно любопытный политический подтекст. На портовых и прочих транспортных работах занято в основном лишенное прибалтийского гражданства русскоязычное население. Объясняется это кадровой политикой советских времен. Тогда было принято, чтобы на транспорте работали не литовцы, латыши и эстонцы, а приезжие из внутренних регионов России. Бесспорным лидером с отрицательным рейтингом оказалась Эстония. Министр иностранных дел этой страны Сийм Каллас По его утверждениям, Россия ожидает, что Эстония предоставит русскоязычному населению гражданство, откажется от идеи вступления в НАТО, установит с Россией безвизовые отношения и заключит с ней широкомасштабный договор о конфедерации. "В этом случае отношения Эстонии и России наладятся, только что останется от независимого эстонского государства?" грустно подытожил Каллас.
Россия и страны Прибалтики Несмотря на наличие предпосылок к потеплению российско- прибалтийских отношений, для достижения «дружбы» необходимо преодолеть дефицит доверия. Россия и Литва долго спорили, что должно быть первым – утверждение российской стороной договора о границе или достижение окончательной договоренности о порядке транзита в Калининградскую область через литовскую территорию, Аналогичным образом «в ожидании первого шага» буксует российско- эстонский диалог. Специалисты по политической психологи знают: первый шаг делает сильный. Сегодня, на фоне укрепления международных позиций России, Москва может позволить себе роскошь сделать такой первый шаг, и он не будет воспринят как проявление слабости.
Россия и страны Скандинавии Север Европы традиционно отождествлялся с пятью странами - Данией, Исландией, Норвегией, Швецией и Финляндией и характеризовался в целом значительной устойчивостью, высоким (хотя и с различиям для отдельных стран) уровнем развития. До недавнего времени отношения России и Швеции можно было назвать почти образцовыми. Развитая страна Северной Европы не думала вступать в НАТО и воздерживалась от резких антироссийских высказываний. Но после прихода к власти осенью 2006 года правоцентристской коалиции всё изменилось, и наиболее ярко это проявилось во время агрессии Грузии в Южной Осетии. Ещё раньше камнем преткновения в российско-шведских отношениях является проект газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря. Основные аргументы против идут со стороны экологов. Однако в первую очередь действия Стокгольма объясняются экономическими интересами в регионе и желанием не допустить того, чтобы Россия стала "царицей Балтики". Отношения между Россией и Швецией в последние годы далеки от идеала. Впрочем, России приходилось выслушивать критику и от представителей других скандинавских стран. Но Финляндия и Норвегия куда больше ориентированы на экономические связи с Россией, чем Швеция. И потому их власти не могли позволить себе столь же резкие высказывания, как шведские. Россия не слишком интересна Швеции как торговый партнёр. РФ поставляет на Запад в основном энергоносители, а Швеция покрывает свои энергетические потребности преимущественно за счёт поставок из Норвегии, последовательно вытесняя углеводороды другими источниками энергии. В итоге на Россию приходится четыре процента шведского импорта и два процента экспорта. В то же время, несмотря на политические трудности, товарооборот между двумя странами в период с 2000 по 2008 гг. вырос в пять раз.
Россия и страны Скандинавии 30 декабря 1991 года Финляндия признала Россию в качестве государства-правопреемника СССР. В январе 1992 года был заключен российско- финляндский Договор об основах отношений. В настоящее время между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия. Поддерживаются регулярные контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел, экономического развития и торговли, транспорта, таможенных и пограничных ведомств. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует Группа дружбы с Россией, в Государственной Думе образована Группа по связям с Парламентом Финляндии. Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии носит взаимовыгодный характер, рост товарооборота сохраняет положительную динамику. Большая часть российского экспорта в Финляндию состоит из сырья и энергоносителей – порядка 88%. На готовые изделия приходится около 11,5%, на машины и оборудование – 1,5%. В российском импорте из Финляндии более половины составляют машины, оборудование и транспортные средства, доля сырьевых товаров – 22%, примерно 13% – химические товары, около 4% – продукты питания. Одной из основ всего комплекса двусторонних отношений является энергетическое сотрудничество России и Финляндии. Россия является надежным поставщиком энергоресурсов в Финляндию, в том числе на 100% удовлетворяет потребности этой страны в природном газе, почти на 70% – в сырой нефти, на треть – в каменном угле и на 10% – в электроэнергии.
Россия и страны Скандинавии Используя свое географическое положение, Норвегия все больше претендует на роль связующего звена или «моста» между Западной Европой и Россией. Подтверждением такого рода устремлений является инициированное Норвегией сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Между Москвой и Осло остается не до конца урегулирован вопрос морской границы, из-за чего в Баренцевом море существует так называемая «серая зона». Интересно, что в начале 80-х Советский Союз попытался начать в ней хозяйственную деятельность и даже начал бурение, однако, столкнувшись с протестом Норвегии, прекратил работы. Понятно, что позиции нашей страны после краха СССР резко ослабли и нельзя было всерьез рассчитывать на закрепление этой территории за Россией. Противоречия между странами объективны, никто не хочет уступать, прекрасно понимая, что эпоха дешевых и доступных углеводородов постепенно заканчивается. Но заинтересованные стороны стремятся вести беседу за столом переговоров, и дискуссия пока не переходит дипломатические рамки. К одной из основных особенностей структуры российского экспорта, отличающей его от поставок в большинство других стран Европы, относится крайне незначительная доля в вывозе в Норвегию энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля), а также полное отсутствие в нем природного газа. Импорт из Норвегии существенно отличается от российского экспорта: в 1997г. его основными позициями были продовольственные товары, прежде всего, рыба и рыбопродукты – 52%, машины и оборудование – 15%, химические товары – 9%. Однако рост импорта из Норвегии, был обусловлен увеличением поставок рыбы. (соотношение количества экспортных товарных позиций к импортным выражается пропорцией 1:3).
Россия и Япония За прошедшие годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В гг. объем российско- японского товарооборота возрос более чем в два раза и достиг рекордного за историю двусторонних отношений показателя в 8,85 млрд.долл. Японо- российские внешнеторговые и экономические отношения в последнее время находятся в стадии расширения. Общая сумма внешней торговли выросла примерно на 31,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 694,2 млрд.иен. Объём импорта из России вырос в сравнении с предыдущим годом на 19,6% и составил примерно 490,2 млрд.иен, а экспорт товаров в Россию вырос на 72,6% и составил 204 млрд.иен.
Россия и Китай 2 октября 1949 года СССР первым установил дипломатические отношения с КНР Китай считает отношения с Россией образцом политического партнерства. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Ян Цзечи. В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Успешно реализуются подписанные главами пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско китайской границы. Китай по итогам 2008 года занял третье место среди внешнеторговых партнеров России (после Германии и Нидерландов), его доля в российском внешнеторговом товарообороте составила 7,6%, при этом на Китай пришлось 4,6% экспорта России (7 место) и 13% импорта России (2 место).
Россия и страны Ближнего Востока Ситуация для возвращения России на Ближний Восток сложилась самая подходящая: в отличие от прежних времен, когда страны региона делились на друзей Кремля и Белого дома. У Москвы установились более или менее ровные отношения практически со всеми вплоть до Израиля. Российская Федерация установила, что «приоритетной задачей России должно стать восстановление и укрепление своих позиций, прежде всего экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира». Россия, пытающаяся восстановить свое былое влияние в регионе и подтвердить свой статус великой державы, равной США по силе, должна демонстрировать свою заинтересованность в проблемах Ближнего Востока, особенно когда там происходят такие важные события как переворот в Газе. В противном случае ее будут воспринимать как второстепенного игрока на ближневосточной арене, где США, ЕС и ООН играют важнейшую роль. Руководство Израиля все еще стремится, хотя и без особой надежды, заручиться поддержкой России в иранской проблеме и уговорить Россию не продавать Сирии и Ирану современных вооружений. Хотя важнейший фактор, определяющий российскую ближневосточную политику - интересы российского ВПК. Продажи оружия за границу ежегодно приносят России миллиарды долларов.
Россия и страны Латинской Америки Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В гг. восстановлены отношения с Гренадой, установлены - с Сент-Винсентом и Гренадинами, Сент-Кристофером и Невисом, Багамскими островами, Сент-Люсией. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества. Развивается политический диалог. Важное значение имел официальный визит Президента России В.В.Путина на Кубу (2000 г.) - первый на высшем уровне в Латинскую Америку - и в Мексику (2004г). Продвижению сотрудничества с ведущими партнерами в регионе способствовали официальные визиты в Россию президентов Чили П.Эйлвина (1993 г.) и Р.Лагоса (2002 г.), Аргентины К.Менема (1998 г.), Венесуэлы У.Чавеса (2001 г.), Бразилии Ф.Э.Кардозо (2002 г.). Россия, в т.ч. в рамках "восьмерки", оказывает политическую поддержку процессу мирного урегулирования вооруженного конфликта в Колумбии. Поддерживаются контакты с Венесуэлой и Мексикой как ведущими производителями нефти в интересах обеспечения стабильности нефтяного рынка и защиты экономических интересов России. На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре. Расширяются гуманитарные и культурные связи. Крупным проектом культурного сотрудничества стало открытие в Бразилии первой зарубежной школы Государственного академического Большого театра (г. Жоенвиль) и школы им. П.И.Чайковского в г. Форталеза.
Основы сотрудничества Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР (25 июня 1988 года) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС») (подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне).: Коллективная стратегия ЕС в отношении России (4 июня 1999 г.). Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.), (22 ноября 1999 г). Идея создания «четырех общих пространств»
Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР 25 июня 1988 года после 15 лет переговоров заключено соглашение соглашение было скорее символическим включало сферы торговли, а также научных исследований, связей в области транспорта, окружающей среды
Подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне Экономические связи: 1. асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России 2. иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми Политический диалог: 1. Положения, связанные с правами человека: введении процедуры повторной консультации в случае трудностей или возникновения противоположных трактовок ситуации, связанной с правами человека Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС»)
Коллективная стратегия ЕС в отношении России Кёльн, 3-4 июня 1999 г. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ Три блока взаимосвязанных проблем: а) статус России как самостоятельного центра многополярного мира; б) сотрудничество и партнерство РФ – ЕС непосредственно в двустороннем режиме; в) к их совместное представительстве, взаимодействие во внешнем мире в качестве партнерства именно РФ – ЕС. страна желает сохранить за собой право на самостоятельное определение своей внутренней и внешней политики
22 ноября 1999 г Отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. РФ должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство РФ с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества. Цели в военно-политической области: 1. Обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без монополизма последних на континенте. 2. Практическое сотрудничество с Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. Военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания европейской «оборонной идентичности», предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и преступности в Европе. Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.).
Четыре пространства безопасности 31 мая 2003 год а общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство сотрудничества в области внешней безопасности; пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству 1) Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества: а) разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров б) Совершенствование законодательной и правоприменительной систем охраны прав интеллектуальной собственности с целью повышения конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата через сближение систем регулирования с наилучшими международными стандартами и соглашениями в) Улучшение инвестиционного климата, содействие и облегчение взаимных инвестиций 2. Содействие торговле и таможня: Облегчить, стандартизировать и автоматизировать процедуры, связанные с внешней торговлей, включая транзитные операции; 3.Телекоммуникации, информационное общество и электронная торговля: сотрудничество по созданию общего пространства Информационного общества Россия – ЕС 4) Окружающая среда: Содействие охране окружающей среды и соблюдению международных экологических соглашений, таких как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Конвенция ООН по биологическому разнообразию, а также региональных конвенций, таких как Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по защите и использованию трансграничных водных путей и международных озер, в целях обеспечения устойчивого развития 5) Космос – совместная разработка технологий, совместное использование мкс и исследование космоса, прикладные космические разработки
"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия 1)Приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 2)уважение прав человека; уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество.
"Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности 1) Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. 2) Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.
Упрощение визовых процедур Содействовие принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом.Болонским процессом В сфере культуры: структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовие повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы. "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования
Сегодня ЕС потребляет 13% российской нефти и 24% российского газа 50% - доля ЕС в структуре внешнеэкономических связей России, из которых 75% приходится на нефть и газ. 4%- доля России в системе внешнеэкономических связей ЕС 40%- доля ПИИ в экономике России Россия имела возможность защищать свой рынок от экспорта некоторых европейских товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие, средневзвешенный тариф ЕС в отношении России не превышал 1%, тогда как в РФ этот показатель оставался на уровне 16-18%. Экономические отношения. Торговля.
Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. - около 80% российского экспорта, главным образом энергоносители, ввозятся беспошлинно; в настоящий момент объем капиталовложений европейских инвесторов в российский нефтегазовый комплекс составляет порядка $55-58 млрд. Объём капиталовложений российских инвесторов в странах - членах ЕС превышает $7 млрд Газовый кризис с Украиной затонул интересы ЕС Энергетический диалог
1. Последствия для России: Внешнеторговая переориентация Закрытие рынков присоединившихся стран от российского экспорта сельскохозяйственной продукции. Последствия для России от применения антидемпинговых правил ЕС:(Ущерб России от антидемпинговых процедур ЕС млн. долларов в год. На пространстве ЕС-26 -возрастет значительно.) 2. Угрозы: Планы расширения не учитывали интересы России Европа без России и СНГ Расширение ЕС на восток одновременно с НАТО Ж. Делор: членов ЕС (стратегия отрыва тяготеющих к России союзников постсоветского пространства) Вероятность появления внутри ЕС государств, подверженных антироссийской риторике Расширение ЕС
Претензии России к ЕС касаются: Предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; Неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калинингардскаой области; Ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; Попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве; Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты; заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута. Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия ЕС, планировавшегося на 11 ноября Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией. Проблемы:
Россия и Великобритания. История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.